Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 07:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2014, 04:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
18 апреля - Международный день памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites).
Этот праздник был учрежден в 1982 г. Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников (ICOMOS), созданной ЮНЕСКО.
Девизом дня стали слова: «Сохраним нашу историческую Родину».

Считается, что памятники воздвигались со времен Древнего Рима, если говорить о сооружениях, выполняющих мемориальную функцию. Статуи и композиции, триумфальные колонны, памятники-символы, храмы...местности и исторические территории. Есть памятники известным личностям, техническим изобретениям, памятники событиям и эпохам...
Монумент - от лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять».
Мир полон великих памятников и самых неожиданных. Есть и памятник очереди, и "Памяти о сожжении книг", установленный в Германии.
В истории, памятники воздвигают и памятников боятся, порой и ненавидят. Памятник - олицетворение той эпохи(события), в честь которого он воздвигнут.
Символ культуры и символ времени...

Что означают для нас памятники культуры?
Нужны ли памятники?
Как вы относитесь к памятникам культуры?
Нужно ли их сохранять, или у каждой эпохи свои памятники?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2014, 14:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1496
Откуда: Москва
Я не про памятники, а про "подход" к выбору этих памятников. Когда мы с сестрой появились на свет, то наш отец покупал игрушку, которая потом называлась "ровесник". Мой "ровесник" синтетическая обезьянка, набитая опилками. Недавно я посмотрела во что эта игрушка превратилась более чем за 40 лет. Без слёз не взглянешь. Я продолжила эту традицию, но когда рождались мои дочки, я на даче в честь этого события сажала деревья: для Насти кедры, для Таси - дуб. Эти деревья живут долго, они долго могут радовать, память о них перейдёт к правнуками, пра-правнукам.

В мире много деревьев-памятников, народная молва окружает их легендами, поверьями. В России в 2011 г., когда ООН провозгласил 2011 год - Международным годом лесов, была открыта Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» (офиц.сайт http://rosdrevo.ru/ )

Цитата: "Деревья живут значительно дольше человека. И в этом долгожительстве во многом их удивительная, притягательная сила. За внушительным возрастом отдельных деревьев порой стоят яркие исторические события. Во многих странах старовозрастные деревья берутся под охрану общественности. За ними тщательно ухаживают, стараясь максимально продлить их жизнь, объявляют охраняемыми памятниками природы. Сосна Байкушева в Болгарии, дуб Кайзера в Берлине, Стелмужский дуб – самое старое дерево Европы... Такие деревья становятся достопримечательностью местности, где они произрастают, а порой и всей страны. Тополь в селе Константиново, посаженный поэтом Сергеем Есениным, дуб Московского Богородице-Рождественского монастыря, лиственница Петра Первого в ботаническом саду МГУ /.../"

Погибшая липа А.П.Чехова http://youtu.be/n_8CkGY19Tk
Ливанский кедр И.Г.Короленко http://kourortchernomor.ru/kurortnye-po ... lenko.html
Дубы Шевченко http://www.gorodkiev.com/dub-shevchenko.html

О роли таких памятников нашла общие слова:
"Любовь к Родине начинается с малого. Мы все помним слова песни: "С чего начинается Родина?... С той самой берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт".
"Вековые дубы необходимо охранять с различных точек зрения: экологических, природных, историко-культурных, потому что это та ось, которая соединяет сегодняшний день с историей /.../ Ведь это исторические форпосты, украшение нашего края. /... /А еще важно приучать людей бережно относиться к природе, и начинать нужно еще с детского сада, с семьи, рассказывая о значении природы для человека и отношении к памятникам как природным, так и архитектурным".


Но есть и "мистическая" роль деревьев-памятников:

1. Родовое дерево определяет первую точку будущего ребёнка
+
Дети

Ещё до появления на свет ведь формируется во многом человек. И воспитание его со всем твореньем космоса должно соприкасаться. То , чем воспользовался Бог, творя свои прекрасные творенья, и сын Его не должен пренебречь. Три точки главные, три первых плана бытия родители должны представить сотворенью своему.

Вот точка первая рожденья человека, её название – родительская мысль.

Посадка родового дерева родителями будущими точку первую определит , планеты призовёт на помощь им для сотворенья будущего точка та . Она нужна! Она важна! И больше всех она присуща Богу! Она есть подтверждение тому, что будешь ты творить подобное Ему! Ему, Творцу Великому! И будет радоваться Он осмысленности сына Своего и дочери Своей.

Точка вторая, а вернее, план человеческий ещё один родится, на небе новую зажжёт звезду, когда в любви и с мыслями творения прекрасного два тела во единое сольются в том месте, где строишь дом ты райский и живой для будущего своего ребёнка.

Потом в том месте девять месяцев должна прожить зачавшая жена. И лучше, если эти месяцы будут весны цветеньем, благоуханьем лета, осени плодами. Где кроме радости, приятных ощущений, ничто её не отвлекает. Где звуки лишь Божественных творений окружают жену, в которой уж живёт прекрасным сотворенье. Живёт и всю Вселенную собою ощущает. И видеть звёзды будущая мать должна. И звёзды все, и все планеты мысленно дарить ему, прекрасному ребёнку своему, мать может с лёгкостью всё это делать, ей будет всё под силу. И всё за мыслью матери последует без промедленья. И будет космос верным слугой прекрасному двоих в любви творенью.

И третья точка, новый план в том месте должен получиться. Там, где зачат ребёнок был, там роды и должны случиться. И рядом должен быть отец. И над троими вознесёт венец великий любящий всех нас Отец. (выдержка из книги В. Мегре "Сотворение")
Свернуть


2. Деревья, как "собиратели Рода человека"
+
«Собиратель Рода своего» (Владимир Мегре)

— Конечно, Владимир, за каждым словом действительно стоит образ и информация. Бывает, всего за одним словом стоит столь огромный объём информации, что и в ста томах книг не отобразить её, не заменить всего одно это слово.

— Но ведь есть слова, которые пробуждают в людях разные образы. Например, слово «война». Одни за этим словом могут подразумевать освободительную войну, другие — захватническую.

— Но всё-таки когда это слово произносят, в представлении у людей сразу возникает множество картин сражений, воюющих стран, оружия и многого другого. И пусть картины разными немножко будут, их множество и сходных, а слово ведь одно.

— «Родовое поместье», за этими словами тоже множество образов разных может быть?

— «Родовое поместье» — это словосочетание, за которым стоят самые сильные образы, способные поместить человека в Божественную среду обитания.

Сам посуди, Владимир, первые три буквы этого словосочетания являют собой слово «род». А род — это приходящие в жизнь друг за другом люди, и первый из них от Бога.

Каждый рождённый сегодня человек становится во главе этой великой цепочки. В его власти поместить свой род в ту или иную среду обитания.

В каменную ячейку или в прекрасное пространство своего родового поместья.

Или — вообще разорвать родовую цепочку.

В его власти питать свой род Божественным твореньем иль пищей, не несущей энергии Души.

— А при чём здесь пища, Анастасия? Если предки моего рода уже давно не живут,

— Живут частички предков всех в тебе, Владимир. Из них и тело, и дух твои.

— Ну, да из них. Но… Но это означает, что на каждого вновь рождённого человека возлагается колоссальная ответственность за судьбу целого рода.

— Да возлагается, Владимир, и каждому даётся власть решать судьбу свою и рода своего.

— Согласен, власть даётся.

Но большинство людей вообще о своем роде не думают, и их предки, тоже, возможно, не думали. Значит, распался род, идущий от первоистоков, от Бога самого, рассыпался, и нет теперь его?

— Родовое поместье, ты вдумайся, пожалуйста, Владимир. Родовое поместье, два слова. Словосочетание одно. Как только произносится оно, так человек, ещё, быть может, не осознавший в полной мере, но в подсознании своём стремление своё озвучил:

«Я собираю род свой весь и помещаю его здесь».

— Человек, заложивший родовое поместье, может собрать в нём Души людей из своего рода, и они будут благодарны ему за такое великое действо. Как ангелы-хранители они будут беречь и охранять родовое поместье и человека, создавшего его. Ничто во Вселенной не исчезает бесследно, а лишь переходит из одного состояния в другое.

— Современные люди, погружённые в повседневную суетность, быстро забывают своих умерших родственников. В квартирах современных людей часто вообще ничего не напоминает об умерших родственниках. Через год, пять, десять лет о них уже вообще никто не вспоминает, и души умерших оказываются в полной пустоте.

— И это мы говорим о недавно умерших, а ведь есть ещё родственники, которые жили сто лет назад, тысячу и миллион лет назад, и все они находятся в полнейшем забвении.

— Человек, создающий родовое поместье, может собрать весь свой род.

— Для этого нужно подумать о своём родственнике, представить его, и тогда Душа встрепенётся, она почувствует мысль о ней и, в каком бы уголке Вселенной ни находилась, она рванётся по лучику этой мысли к тому месту, откуда он исходит.

— Человек не может помнить всех своих родственников и не может постоянно думать о них, вспоминать, но он может посадить небольшую рощу из деревьев, желательно родовых деревьев, которые живут долго, к таким относятся дуб, кедр.

— При посадке он обязательно должен запустить свою родовую мысль, сказав сам себе; «Я высаживаю эту рощу или аллею в память о членах моего рода.

— Я создаю родовое поместье, в котором пусть собираются члены моего рода, жившие в прошлом, и те, что будут жить в будущем».

— Сажая каждое отдельное дерево, необходимо вспоминать имя какого-либо из недавно ушедших родственников, представлять каждого из них, помянуть их добрым словом.

— Человек не может вспоминать своих родных ежеминутно и ежечасно, но деревья, получившие такую информацию, будут хранить её в себе каждое мгновенье.

— Души родственников твоего рода почувствуют это. И будут жить в твоём поместье в деревьях, травинках, цветах. Лучи, исходящие от деревьев, намного слабее, чем от человека, зато они более постоянны. Души почувствуют это, и сначала придёт в это место душа ближайшего родственника, о котором ты вспоминал, а за ней постепенно к этому месту потянутся и другие.

— Через девять лет подрастёт роща из высаженных человеком деревьев, и это будут необычные деревья, они будут обладать колоссальной и благодатной энергией. Никто не сможет почувствовать её благодать, кроме самого собирателя рода и его ближайших родственников.

— Представляешь, Владимир, какое необычайное и доброе дело будет сделано человеком!

— Он, словно Создатель, вновь собирает свой рассеявшийся во времени род.

— Анастасия, но ведь ты говорила, что Души — это энергетический комплекс, и некоторые из них после смерти человека распадаются на частички, давая энергию разным букашкам, растениям, животным.

— Да, говорила, Владимир, это происходит, когда во время жизни на земле энергетический комплекс, Душа человеческая, находится в дисгармонии с окружающей средой до такой степени, что представляет собой опасность земному существованию. Полноту комплекса Души умерших сохраняют, когда дисбаланс не достигает критической точки.

— В тело земное вновь воплощаются в первую очередь более гармоничные.

— К сожалению, их все меньше и меньше становится во Вселенском пространстве, и программа выбирает теперь лучшее из худших.

— А если в моём роду все Души рассыпались на частички, тогда ни одна и не приблизится к высаженной мной родовой роще?

— Раз ты, Владимир, существуешь, значит, не прервана и родовая цепь твоя.

— А что происходит, когда человек похоронен в поместье?

— Когда человеческое тело погребено в поместье том, которое он сам обустраивал, его Душа не срывается во Вселенскую тьму, она остаётся в родовом поместье, ведь там человек сажал деревья, общался с землёй. Ничего не видящая и не слышащая, но чувствующая Душа будет ощущать тепло, отдаваемое ей растениями, да и люди, потомки этого человека, которые живут в родовом поместье, будут вспоминать его чаще, соприкасаясь с содеянным им.

— Да, Анастасия, интересная ситуация. А раньше люди об этом знали, понимали?

— Конечно, знали, Владимир. Даже в недалёком прошлом у многих людей были родовые склепы, ты знаешь об этом. А в более ранний период жизни людей кладбищ вообще не существовало, они появились, когда появились люди, вообще не имеющие родовой земли: ремесленники в городах, прислуга, челядь разная, воины-наёмники. Когда они умирали, их нужно было хоронить, вот и свозили их тела и бросали без родных в отхожие ямы, куда бросали больных животных. Или хоронили в общих ямах. Чуть позднее, когда города стали больше, и в них жило много разных семей, в том числе и состоятельных, стали возникать кладбища. Состоятельные люди покупали небольшие участки земли, на которых хоронили своих умерших родственников, рядом также поступали другие. Впоследствии кладбища стали разделяться, говоря сегодняшним языком, на элитные, среднеэлитные и обычные, для челяди.

— Такие и сегодня существуют, чтобы попасть на Ваганьковское кладбище, надо немало средств и усилий приложить, чтоб место хорошее получить, а места выделяются специальной похоронной комиссией.
Свернуть

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2014, 14:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1496
Откуда: Москва
Когда мы говорили о ненависти, я рассказывала о древнегреческом мифе о Персее и Медузе Горгоне, ярком символе чувства гнева и ненависти. Медуза Горгона своим взглядом превращала людей в камень. В русских сказках есть образ окаменелого царства. И когда я бываю на мемориалах (на Поклонной Горе в Киеве или в Москве) у меня возникает это чувство, что я попала в это царство "застывшей ненависти":

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2014, 19:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Древние памятники общечеловеческой культуры, прошедшие испытание временем, настолько органично вписываются в окружающий их ландшафт, что почти неотделимы от природы. Они преодолевают существующее разделение мира на "природную составляющую" и на "рукотворную", "антропогенную":
Изображение
Колонны эллинских храмов созданы подобием рвущихся ввысь мощных древесных стволов, а когда строился храм или дворец в Японии, непременно учитывалось, как здание будет менять свой облик при смене времён года:
Изображение
Наверное, критерием долговременности того или иного памятника, созданного человеком и будет его согласованность с миром живой природы. Памятники, слишком заявляющие о своей отдельности от природы, долго не проживут- люди забудут их, или даже осквернят..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2014, 20:39 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Памятник – это отношение современников к далеким или недавним событиям или людям. В них не только само событие, в них отражено еще и то, что значило это событие в ту эпоху, когда памятник воздвигался.
Не знаю, были ли в нашей стране еще в совсем недалеком прошлом города, где на центральной площади не было бы памятника Ленину. Пришла перестройка, поменялось отношение к этой личности и памятники шумно или тихо стали из городов исчезать. Вспоминается, с каким энтузиазмом сносили памятник Дзержинскому в Москве. Вроде бы, ну что такого в памятнике. “Он же памятник”. Он уже никого не посадит, не пошлет на расстрел, не возглавит страшных государственных комиссий. Однако они, памятники, или приносят уверенность и удовлетворение и тогда их обихаживают и ценят, или раздражают и злят и тогда их разрушают и оскорбляют. Самое опасное для памятника не время, самое опасное для памятника – вандализм.

Очень часто памятники “обрастают” городом, срастаются с ним. Они становятся его очень важной частью. Гораздо более важной, чем отображение того, ради чего они задумывались.
Медный всадник не просто памятник Петру I, он узнаваемая визитная карточка Питера. Памятник Пушкину в Москве не только памятник великому поэту. Он символ романтической души города. Родина-мать в Волгограде – символ не только города. Она отражение той эпохи, когда Победа в Великой Отечественной Войне была, пожалуй, главной и самой важной гордостью всей нашей страны.
Сейчас время скорее не памятников, сейчас время городских скульптур. Они стоят на тротуарах, присаживаются на скамейки, прислоняются к стенам домов. Иногда это конкретные люди: художники, артисты, писатели, иногда культовые литературные и кино-персонажи, иногда просто городская достопримечательность.
Вот некоторые скульптурные композиции, которые возникли в нашем городе в последние 10-15 лет.

Изображение

Изображение

Изображение

Эти скульптуры больше отражают душу города, тогда как солидные памятники – это государственный официоз. И даже если этот официоз изменил свой вектор, сносить прежние памятники все же не стоит. Снос раздражающих памятников – это все та же попытка вытеснить в бессознательное то, что не нравится, сделать вид, словно не было этого в нашей жизни и в нашей истории. Однако вытесненные за грань сознания события (точнее наше отношение к ним), как уже известно психологам, никуда не исчезают. Они становятся нашей тенью, они преследуют нас неожиданными всплесками. Пусть уж все, что зафиксировано памятниками, остается в наших городах, как напоминание, как предупреждение, как благодарность, как долг памяти.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2014, 21:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4327
quagga писал(а):
Наверное, критерием долговременности того или иного памятника, созданного человеком и будет его согласованность с миром живой природы. Памятники, слишком заявляющие о своей отдельности от природы, долго не проживут- люди забудут их, или даже осквернят..

Юля, ну не могу тут согласиться.
А как же Эйфелева башня? гордость французов. (хоть и не всем она была изначально по душе)
чисто техническое сооружение.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 04:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Мы живем в мире и пространстве, подобном полотнам Мориса Эшера. Это чувство довольно давно посетило меня в одной из поездок. Осматривая достопримечательности и слушая рассказ экскурсовода, вдруг поймала себя на мысли, что "проваливаюсь" куда-то, и перед глазами встает прошлое, будто мираж картинка рассеивается, и сквозь нее проглядывают очертания этого же места в далекой древности, в недавнем прошлом, вот здесь и сейчас... И все это будто в полупрозрачном вихре, сосуществует одновременно, многогранно, как объемное изображение. Стоит изменить "фокус зрения" и открывающийся пейзаж оживает в событиях его прошлого.

Разговор о памятниках культуры соединяет в себе несколько необъятных пластов.
Поэтому просто обозначу их здесь:
- ПРОЦЕСС ЖИЗНИ и ощущение настоящего.
- ВРЕМЯ. Где проходит грань НАСТОЯЩЕГО и ПРОШЛОГО. Вот он только что миг был будущим, а уже стал прошлым. Что определяет их границы? В каком из этих пространств случилось событие, которому воздвигли памятник... Значит, так уж ли отличимы их границы.
- ПАМЯТЬ. Каким образом панорамы прошлого вплетаются в ткань сиюминутной реальности. Именно память и фантазия придает этим изображениям "объем". И за массивом памятника воскресает целая жизнь и эпоха. И именно память сохраняет и сами памятники.

Памятники - своего рода символы, в которых человечество пытается увековечить значимые события. Жизнь протекает сквозь нас или мы движемся сквозь этот поток. Но только его части затрагивают душу, отзываются в ней во всей полноте. Такой же поток свойственен и в отношении народности, человечества в целом. Однажды, уже покойный, писатель, сатирик Джон Карлен завершил маленькую статью о парадоксах современности словами: "Жизнь измеряется не количеством вдохов-выдохов, а моментами, когда перехватывает дух".
Памятники возводятся именно тем явлениям и событиям, которые стали для человечества таким сосредоточением, затронули "коллективную" душу во всей полноте: не просто событиям - а Событиям, не людям, а Личности.

Создавая памятник, мы стремимся уВЕКОвечить - оставить это явление в вечности. То есть выхватить его из незримого, лишь чувствуемого, континуума (потока) и внести в более привычную "осязаемую" материальную реальность. Так же поступает и отдельный человек, покупая сувенир "на память" или храня семейную реликвию.
Возможно поэтому, в памятниках присутствует монументальность. С одной стороны - как символ значимости события, а с другой - как способ запечатлеть его в материале (реальности). Вывести событие из чувствуемого мира, в мир объективный - ощутимый, осязаемый. Оставить его, как психологический "якорь" для будущих поколений.

Но понятно и то, что любые объекты и предметы не могут быть вечными.

Живым протяжении веков запечатленное событие сделает не сам памятник, но в первую очередь ПАМЯТЬ. Воспоминание следующих поколений, встретивших этот символ на своем пути и задумавшихся о том, что стоит за этим монументом или скульптурой. Река Времен неумолимо унесет в своем течении одну эпоху, и на смену ей придет новое "настоящее". Но памятник, будто остов, останется стоять сквозь века, и поток времени обтекает его. Будто неуловимый поток жизни протекает чуть в другой плоскости, чем материальные объекты. Именно с этой надеждой, как мне чувствуется, возводятся памятники культуры.

Признаюсь, при объявлении темы осталось не совсем понятно о каком понятии памятника пойдет речь в программе:
о памятниках, возводимых специально (мемориалы, скульптуры) или и памятниках естественным образом оставшихся, как память о прошлом (древний свиток, как памятник письменности, Пирамиды Гизы, артефакты и пр). Зачастую памятниками ПРИЗНАЮТ постфактум (усадьбы или места сражений).

Памятник не только символ, но и некоторое имплицитное сообщение. Он побуждает "развернуть" раскрыть панораму стоящую за ним. Около памятника А.С Пушкину или Маяковскому собираются молодые пары. Кто-то из них вспоминает стихотворения или читает друг другу отрывки поэм, другие думают и беседуют о чем-то своем, или назначают встречи приходя за атмосферой романтики и уходя от городской суеты. Но всегда памятное место окружено некоторой "аурой" покоя и сосредоточения. Они отрывают от суеты, чтобы что-то сообщить или пробудить. Когда этого смысла нет в памятнике - он превращается в просто в статую или скульптурную композицию. Она тоже несет в себе замысел. Но это сообщение не отсылающее к памяти, а метафорическое.

Иногда в незаметном сквере на пути встречается крупный монолит природных очертаний с несколькими строками о случившемся здесь событии, иногда среди бликов теней деревьев на углу дома памятная доска с парой строк о том, что здесь кто-то родился и жил. Несколько слов, но вот уже где-то позади сознания брезжет силует этого человека, слышен шорох пера в его кабинете, и чувствуются его стремления, планы, жизнь и быт и обстановка...

Говоря о памятниках культуры почему-то естественнее говорить о монументальных сооружениях. Но не всегда так.
Еще подростком мне однажды среди обычных сельских домов, пустырей, людей о чем-то толкующих и куда-то спешащих, около рядом стоящего магазина, встретилась обычная стелла, коих много в России, с выгравированными фамилиями и инициалами воинов, погибших в Великую Отечественную. Две простые потертые мраморные доски,
список фамилий. Была там впервые, и люди эти мне совершенно незнакомы. Не знаю почему именно тогда и именно так, но в один миг вдруг за каждым словом почувствовалась судьба. Живая полная надежд, любви и ужаса смерти. И невыразимая благодарность... Осознание, что ценой их жизни в этот момент стояла на этом месте, существовало это село, бежали куда-то люди, выпивали около магазина... И не обращали внимания на скромные строки безлико тускнеющие здесь. О том, что ее изредка посещают, напоминали лишь пара уже совсем засохших венков.. Тогда просто переписала список (не знаю, просто напрашивалось почему-то сохранить его). И с тех пор иногда достаю его и перечитываю вспоминая о тех...кого совершенно не знаю. Но они стали чувствоваться мне родными, такими близкими и одновременно совершенно не известными. Уже позже в сети появились волонтерские проекты по оцифровке всех монументов времен ВОВ, колоссальные труды по сохранению архивов, создание электронных баз данных Книг Памяти.

Но хочется после всего задаться другим вопросом, всегда ли возможны памятники? Памятник культуры обладает некоторой "локальностью". Это символ, который обозначает некоторое событие, но не является им. Или иначе, не всему на этом свете есть памятники. Вокруг нас сосуществует и прошлое и настоящее. Мы живем в мире, где история есть везде вокруг нас, в шаге рядом, а то и прямо под ногами. Но она оживает, если только проявить к ней интерес. Удивительно, но только с
помощью интереса и любви к событию, прошлому можно смотреть вглубь и достопримечательности получают свой "объем". Иначе видится лишь плоскость - плоскость настоящего. И от этого порой значимые вещи становятся бессмысленными.

Все чаще становится заметно: если что-то не объявлено памятником - вроде и нет истории, смысла и ценности. То ли мы привыкли, что вниманием должны управлять, то ли памятники - тоже своего рода объект любопытства. На мой взгляд, отсюда берется вандализм - из чувства "плоской", сугубо материальной реальности. Разрушу символ - искореню веру. Но это разные уровни: внутренний и внешний. Память - внутри, в душе, сознании. Памятник - во внешнем мире, в материальном. Убрав памятники невозможно убить или спрятать эпоху.

Но по настоящему памятники, думаю, разрушает не вандализм, а равнодушие и забвение. Исковерканный, как объект, он поддается реставрации. Потеряв /память/ отклик в душе - памятники культуры разрушаются сами невосполнимо...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 09:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1496
Откуда: Москва
Афалина, ты пишешь прекрасные поэтические очерки, почему тебя не слышно по радио?

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 09:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1496
Откуда: Москва
О памятниках, как я понимаю их роль. В сказке о Пиноккио, когда тот узнаёт от улитки, что его мама Фея больна, он трудится больше на пять часов, и сплетает не восемь, а шестнадцать корзин из камыша, после чего засыпая в двенадцать часов видит необыкновенно прекрасную маму Фею. Меня очень заинтересовала магия этих чисел, и я решила расшифровать этот код. Действия Пиноккио, некая метафора деяний, которые можно назвать "мессианством" или созданием культуры и его памятников. Мне больше нравится объяснение у К.Кастанеды, что человек пассивно воспринимает готовую картину внутренней и внешней среды но его восприятие активно интерпретирует энергетические сигналы, которыми полна вселенная, конструируя модель мира (принимаемую обычно за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие создаёт описание мира. Боюсь запутаться в философских рассуждениях, поэтому просто скажу, что в моих сновидениях этот приёмник выглядит, как Великан - высоковольтная вышка. В теме о Пиноккио я публиковала рисунок, который рассказывает о создании "культуры и памятника её" (кстати, там тоже фигурирует число 16).
+
Изображение
Свернуть

Памятники одновременно создаются в двух пространствах. В реальности – это реликтовые природные памятники. В другой области, не знаю как назвать, метафизическом или «культурном» пространстве, эти памятники выглядят как антропогенные объекты. В своих «шаманских» сновидениях, я долго училась искусству различать эти «памятники», и через них переходить в другие пространства или путешествовать по времени (отличительная черта - вихревое движение). Я не могу судить о том, почему антропогенные объекты стали частью нашей реальности, хорошо это или плохо. Знаю, что наши предки, жившие на более северных территорий, старались не создавать больших памятников, типа пирамид, создавали памятники, не менее сильные и значимые, например дольмены, или другие мегалитические комплексы, которые гармонично вписывались в природный ландшафт.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 16:56 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Два поэта о памятнике.

Гавриил Державин

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795


А.С. Пушкин

***
Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит --
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 17:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
А в Мурманске есть памятник коту СЕМЕНУ.

Изображение
Полосатый более 6 лет добирался от Москвы до столицы Заполярья. Память о его одиссее теперь увековечена в бронзе [видео, фото]
Бронзовый пузан с добрыми глазами не очень-то похож на того отощавшего бродягу сиамской породы, который 20 лет назад появился на пороге мурманской семьи Синишиных. Да и узелка с пожитками у настоящего кота быть не могло. Но не будем придираться, ведь обосновавшийся 2 октября на скамейке у Семеновского озера усатый-полосатый является не столько памятником реальному коту, сколько символом преданности домашних животных своим хозяевам.
Но историю того, настоящего Семена все-таки стоит напомнить нашим читателям. В 1987 году семья Синишиных возвращалась домой из отпуска. Компанию мурманчанам составлял их кот Семен, роскошный представитель сиамской породы. Но, увы, во время остановки в Москве Синишины потеряли своего любимца. Хозяева уже и не надеялись снова увидеть питомца, как спустя 6 лет изрядно потрепанный Семен показался на пороге их квартиры. Подумать только, чтобы вернуться домой, кот преодолел больше двух тысяч километров
Подвиг мурлыки не мог не остаться не замеченным, и теперь на площадке Семеновского озера его бронзовая фигурка радует глаз тысяч мурманчан. Весит бронзовый котик, покрытый патиной, прилично - 120 килограмм! В высоту вымахалал примерно на 1, 2 метра. А длинна скаймеки, на которой сидит мурлыка, и могут подсесть горожане, - 1,6 метра.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 17:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Изображение

А мне нравится памятник ЛАРИОСИКУ в Житомире. Герой БЕЛОЙ ГВАРДИИ М. Булгакова. Ах !)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2014, 19:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Molli писал(а):
Юля, ну не могу тут согласиться.
А как же Эйфелева башня? гордость французов. (хоть и не всем она была изначально по душе)
чисто техническое сооружение.

"Природа", в случае Эйфелевой башни- это функциональность сооружения. Башня ведь получилась такой воздушной и ажурной не потому, что инженеры и строители ставили своей целью потрясти воображение потомков.. Башня должна была действовать, выполнять свою функцию улавливания радиоволн. А красивой она получилась, потому что форма её точно выверена предназначением. Эйфелева башня задумана была не как памятник, но стала памятником- её ажурный силуэт вобрал в себя устремления эпохи и стал символом. (Кстати, и эллинские храмы "работали"- в своё время, служили настоящему, становясь мощнейшими конденсаторами своего времени..) У меня непонятное отношение к моде на небольшие памятники (у нас, например, на территории Илизаровского центра, стоит металлическая собака с аппаратом чрезкостного остеосинтеза на лапе)- мне кажется, что памятников не должно быть много.. Они милые, и украшают наши города- но в моём понимании, они не совсем таки памятники.. Или же память наша стала так слаба, что ей нужны теперь такие "промеморийки"? (В "Войне и мире" издания 1953 слово "меморандум" в сноске объясняется как "промеморийка", меня это смешило, непонятно было ни то, ни другое, но ассоциативно представляла: маленькая такая записочка, вроде того, что купить или сделать завтра..) Настоящий памятник- это такое сооружение, которое действовало, когда было его время, а памятником стало уже потом..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2014, 03:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Это Я писал(а):
Афалина, ты пишешь прекрасные поэтические очерки, почему тебя не слышно по радио?
Екатерина, спасибо!! @->--
Да..над слушателями сжалилась)) эта "поэтика" в письменном-то виде не воспринимается, а устно в полночь - тем более:)
Далеко не всегда получается сформулировать, что чувствуется, коротко и понятно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Памятники культуры
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2014, 04:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Благодарю за прошедший эфир!

Эмоционально и неоднозначно)
Но все же, можно добавить "ложку дегтя"... Ощущение, что обсуждение получилось "тесноватым".
Лейтмотивом программы, из всех обозначенных вначале, оказался вопрос "Нужно ли сносить памятники". Но почти не коснулись того, что такое памятник, его эмоционально-психологического отклика, смысла и восприятия. Потому чувствовался диссонанс в звонках и беседе.

Сама ненавязчивая задача задуматься, что есть памятник, как его чувствуешь (тоже о самом привычном и обыденном) побуждает к определенной рефлексии и непреднамеренно подталкивает задуматься. В следующий раз к тому же, кажется обыденному, возникает интерес.
Вроде, всегда проходил мимо, а сейчас и самому захотелось подумать, что же означает этот монумент.

А начали сразу с функциональной стороны: "Что делать?" И последовательного размышления (имею в виду побуждения к внутренней работе слушателей, постепенной и последовательной) не очень получилось. Получился диалог, несколько авторитарный (о чем спорили-то?:) В итоге, главная мысль прозвучала (и важна она бесспорно, согласна с ее сутью) но по вышесказанной причине, больше в форме морали (в отрыве, готовой), чем вывода...
Но это только субъективное впечатление :smu:sche_nie:

P.S.: Композиции.. не очень очень русской музыки - замечательны! Отдельное за них Спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.055s | 16 Queries | GZIP : On ]