Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Памятники культуры
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1759
Страница 2 из 2

Автор:  Molli [ 19 апр 2014, 08:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Афалина писала:
Цитата:
Благодарю за прошедший эфир!

Эмоционально и неоднозначно)
Но все же, можно добавить "ложку дегтя"... Ощущение, что обсуждение получилось "тесноватым".
Лейтмотивом программы, из всех обозначенных вначале, оказался вопрос "Нужно ли сносить памятники". Но почти не коснулись того, что такое памятник, его эмоционально-психологического отклика, смысла и восприятия. Потому чувствовался диссонанс в звонках и беседе.

ещё не слушала, но уже жаль, что эфир сложился в одной плоскости.

quagga писал(а):
У меня непонятное отношение к моде на небольшие памятники (у нас, например, на территории Илизаровского центра, стоит металлическая собака с аппаратом чрезкостного остеосинтеза на лапе)- мне кажется, что памятников не должно быть много.. Они милые, и украшают наши города- но в моём понимании, они не совсем таки памятники.. Или же память наша стала так слаба, что ей нужны теперь такие "промеморийки"? (В "Войне и мире" издания 1953 слово "меморандум" в сноске объясняется как "промеморийка", меня это смешило, непонятно было ни то, ни другое, но ассоциативно представляла: маленькая такая записочка, вроде того, что купить или сделать завтра..) Настоящий памятник- это такое сооружение, которое действовало, когда было его время, а памятником стало уже потом..

Юля, тоже не отношу эти творения к памятникам, несколько лет назад, главную пешеходную улицу города "населили" бронзовыми скульптурами.
наверное это делается в первую очередь для туристов, людям хочется запечатлеть себя рядом с каким-то скульптурным объектом, многим это кажется чем-то забавным.

Жанровая городская скульптура — вид уличной скульптуры, характерной особенностью которого является демонстративно подчёркнутые отсутствие монументальности и демократизм. С целью органического вхождения в городскую среду и её оживления объекты жанровой городской скульптуры, как правило, устанавливаются без постамента и даже подиума, что в наибольшей степени приближает их к зрителю. Претензия на увековечение какого-либо исторического события или личности наблюдается в них не всегда. Скульптуры скорее апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни, тем. Далеко не все подобные скульптуры имеют название, предоставляя зрителю возможность самому придумать его.

Автор:  Чакраборти отдохнул [ 19 апр 2014, 10:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Программа получилась словно памятник самому себе)
Доктор таки не давал слушателям закончить начатую мысль.
Вспомнилась чье-то выражение о том, что больше всего
раздражает, когда человек, которого ты перебил,
продолжает говорить)

Автор:  Molli [ 19 апр 2014, 11:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

послушала эфир.
да, у Александра Геннадьевича видимо было неважное настроение))

думаю любого россиянина заденет такое отношение к памятникам,
даже тех, кто так не хочет видеть ни Ленина, ни Сталина у себя на Родине

http://top.rbc.ru/incidents/23/02/2014/906701.shtml

Автор:  Эльмира [ 19 апр 2014, 15:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Александр Геннадиевич, мне понравилась ваша острая полемическая манера, в которой вы провели эфир о памятниках. Считаю, что ваши перебивы радиослушательниц (которые никак не могли сформулировать свою мысль, определить свою позицию и понять то, что говорилось до них другими людьми, я уж не говорю о знании общеочевидных исторических фактов) были необходимым условием для сохранения остроты полемики и, следовательно, совершенно обоснованными.

Molli, не могли бы вы отделять свои слова от чужих кавычками или значками [quote][/quote]? Спасибо, если у вас это получится)


О жанровых городских скульптурах.
Мне лично (и моим, да и не только моим детям) они нравятся.
Памятники словно сошли с постаментов в "народ", они больше не возвышаются над людьми,не играют роль каменных идолов, которых нужно чтить и им поклоняться. Они влились в поток сегодняшних нижегородцев. И теперь с ними можно поздороваться за руку, разгладить ленточки на бескозырке каменного мальчугана, помочь скрипачу доиграть его шедевр, присесть вместе с Евстигнеевым на скамейку и пополировать весёлой козе рога.
Два временных потока - настоящее и прошлое- не в рефлексивной грёзе, а в реале слились вместе, расширяя границы нашего видения мира всегда, когда мы наталкиваемся на этих бронзовых существ, вроде бы живущих своей тайной жизнью, которая причудливым образом влилась в нашу жизнь и может на неё влиять, поднимая нам настроение.

Автор:  Molli [ 19 апр 2014, 16:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

я рада за вас Эльмира, ради бога разглаживайте бронзовые ленточки и полируйте рога)

Зы. Если получится, подробнее отвечу позже

Автор:  quagga [ 19 апр 2014, 19:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

В литературе нередок сюжет оживающего памятника: Пушкин, написавший "я памятник себе воздвиг нерукотворный", написал также "Медного всадника" и "Каменного гостя"; в "Путешествии Нильса с дикими гусями" оживают памятники Королю и Боцману. В библейском эпизоде- обратный процесс: жена Лота превращается в соляной столп, застывает, оглянувшись назад.. Для меня же самой впечатляющей разработкой этого сюжета стали ожившие памятники в бесконечно огромном заброшенном городе, куда, после смерти, попадает Андрей Воронин, герой романа АиБ Стругацких "Град обречённый". Сейчас я подумала, что Аркадий и Борис Натановичи поместили в свой фантасмогорический град именно такие памятники, о которых шла речь в передаче: памятники, о значении, о смысле которых люди забыли. Памятники без памяти- как тело без души, голем. Они начинают двигаться и творить зло.. Стоит ли их разрушать? По-моему, пусть стоят любые. На памятниках хорошо отдыхают городские птицы. Спасибо за передачу!

Автор:  Molli [ 19 апр 2014, 19:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Эльмира, мне жаль, что вы не видите очевидных вещей.

сейчас не время памятников, которые можно причислить к произведениям искусства. время-дешёвых безделушек.

и тот же памятник Ленину или Горькому, (на одноимённых площадях) Чкалову, Доболюбову, да много памятников которыми могут гордится нижегородцы, ваших детей не впечатляют?

печаль в том, что ничего подобного уже и не воздвигнется (на такие монументальные работы, просто не найдут денег)

легче и дешевле наляпать безвкусицы (типа той, что заполонили Покровскую улицу)
отмыть бабки.
вам нравятся эти уродские скульптурные композиции возле тц "республика"?, позор, а это, то что первым видят приезжие выходя с вокзала в наш город.

Автор:  Ланиста [ 20 апр 2014, 02:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Идея памятника возникает в эпоху Ренессанса. В этот период человек меняет своё отношение к времени. Время переосмысливается, начинает восприниматься по-другому, не так, как в Средневековье.
Памятник - это свидетельство времени, того времени, которое необратимо, которое проходит.
Памятник - это попытка сохранить время, сделать время осязаемым. Особенно, на мой взгляд, это хорошо заметно в памятниках архитектуры. Для меня архитектура -это время, застывшее в камне, время, которое можно потрогать. А вот что пишет французский историк Ж. Ле Гофф в книге "Цивилизация средневекового Запада" о средневековой архитектуре:
"Средние века для нас — блистательная коллекция камней: соборов и замков. Но камни эти представляют только ничтожную часть того, что было.Тело Средневековья рассыпалось в прах, но оно оставило нам свою душу, воплощенную в прочном камне."
Каждое время создаёт свои памятники. Уничтожить памятник - значит уничтожить время.


Селена писал(а):
Два поэта о памятнике.

Гавриил Державин

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид..


А.С. Пушкин

***
Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа...

Древнеримский поэт Гораций, живший в I-ом веке до н. э.
написал стихотворение "К Мельпомене - Я памятник вознес..."

перевод с латинского

Я памятник вознес себе навеки
Превыше Нила царских пирамид,
Что не разрушат ни земные реки,
Ни Аквилона грозный ве'тров вид,
Ни бег времен, ни даже вереница
Бесчисленных годов, для них – мой верный щит.
И весь я не умру, хотя б одна страница,
Но тленья Либитины избежит.
И славен буду я в моем потомстве,
Доколь с весталками не канет понтифи'к
Из Капитолия во вражьем вероломстве
В последний молчаливой девы крик.
И всяк плебей меня уже прославит
И разнесет повсюду Ауфид,
Что с местности, где Давн злобный правит
И где народ меня благословит,
Я первый в Рим, как Цезарь Клеопатру,
Напевы эолийские увел.
О, Мельпомена, к твоему амфитеатру
Дельфийским лавром захватил престол.

Многие русские поэты ( В.Я. Брюсов, Л.Н. Батюшков, В. Ходасевич и другие ) писали свои "памятники", отталкиваясь от текста Горация. Таким образом возникла своеобразная русская литературная традиция.
Подробнее здесь: http://ru.convdocs.org/docs/index-195002.html
Вот, например, "Памятник" В. Высоцкого

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез, -
Но с тех пор, как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив "Ахиллес".

Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента, -
Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью -
Нате смерьте! -
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти, -
Но в обычные рамки я всажен -
На спор вбили,
А косую неровную сажень -
Распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи, -
И не знаю, кто их надоумил, -
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей, -
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подходившие с меркой обычной -
Опасались, -
Но по снятии маски посмертной -
Тут же в ванной -
Гробовщик подошел ко мне с меркой
Деревянной...

А потом, по прошествии года, -
Как венец моего исправленья -
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье, -
Под мое - с намагниченных лент.

Тишина надо мной раскололась -
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет, -
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан, -
Все там будем! -
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдернули - как я обужен, -
Нате смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!

Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном -
Не пройтись ли, по плитам звеня? -
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.

Накренился я - гол, безобразен, -
Но и падая - вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой, -
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров все же
Прохрипел я похоже: "Живой!"

И паденье меня и согнуло,
И сломало,
Но торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно -
Шито-крыто.
Я, напротив, - ушел всенародно
Из гранита.

1973 год.

Автор:  Людмила [ 20 апр 2014, 09:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Отчасти про ПАМЯТНИКИ многое объясняет О. Мандельштам. Книга КАМЕНЬ. Из нее :

Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика,
и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...

Автор:  Людмила [ 20 апр 2014, 09:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Меня как-то во многом на сей счет в этом декабре просветил РИМ. ПАМЯТНИК по сути на КРОВИ - дохристианской , ранне христианской , постхристианской ( постмодерн - весь город как единый ТЕКСТ, ЦИТАТА), веры. И - крови. И - напряжения ТВОРЧЕСКОГО гения архитекторов и СКУЛЬПТОРОВ (если говорить о КОНКРЕТНЫХ ПАМЯТНИКАХ людям - правителям РИМА и МИФИЧЕСКИМ персонажам).

Это - культура. Есть и отношение к ней. И развитый,приносящий доходы ТУРИЗМ.
Россия устанавливает ПАМЯТНИКИ и сносит их из века в век. В храмах - то картошка, то курсы кройки и шитья. Но есть НЕЧТО, не поддающееся ЛЮДСКОМУ СУДУ.

Мы все про СТАЛИНА и ЛЕНИНА толкуем. Значит, есть еще о ЧЕМ толковать. Есть чему в нас раздражаться. Есть ,о чем тосковать. Есть и чего опасаться.

Памятник - это КАМЕНЬ. Ну, и СЛОВО ( по Мандельштаму) - это КАМЕНЬ. Рукотворно , по воле ГЕНИЯ воздвигается СООРУЖЕНИЕ. И ... обретает Вечность. В том числе и культурологическую.

Автор:  Эльмира [ 21 апр 2014, 15:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Molli писал(а):
я рада за вас Эльмира, ради бога разглаживайте бронзовые ленточки и полируйте рога)

странный оборот "ради бога" в этой фразе, ну да ладно...
А вообще - мы разные, да: кто-то любит преклоняться перед монументами, которые давят всех бронзовыми подошвами, а мне больше по душе другие взаимоотношения, даже с памятниками. :yaz-yk: Кстати, если уж вспоминать о Боге, то есть заповедь "Не сотвори себе кумира". Прежние памятники своими исполинскими размерами и постаментами претендовали, по-моему, на нарушение этой заповеди.
Molli писал(а):
Эльмира, мне жаль, что вы не видите очевидных вещей.

для кого-то одни вещи ОЧЕвидны, а для другого человека - ОЧЕвидны совсем другие. Этим люди и сильны, если они, конечно, умеют прислушиваться к противоположной точке зрения.
Цитата:
и тот же памятник Ленину или Горькому, (на одноимённых площадях) Чкалову, Доболюбову,да много памятников которыми могут гордится нижегородцы, ваших детей не впечатляют?

вы забыли: вы не отвечаете на мои вопросы, я не отвечаю на ваши :-): и наоборот, конечно, но вы пока так и не отвечаете на мои вопросы, поэтому я так и не отвечаю на ваши.
Цитата:
легче и дешевле наляпать безвкусицы (типа той, что заполонили Покровскую улицу)

да, не монументально (см выше), да, вам НЕ нравится, но из этих двух положений совсем не вытекает, что это безвкусица. Последнее ещё надо бы доказать.
Цитата:
вам нравятся эти уродские скульптурные композиции возле тц "республика"?, позор,

ваш "дискуссионный" приём впечатлил:"Вам нравится? позор" :-) @->--

Автор:  Бегущая по волнам [ 21 апр 2014, 17:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

А как вам вот такая бурёнка?
Это, конечно, не памятник культуры).

Изображение

Автор:  Эльмира [ 22 апр 2014, 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

не Микеланджело, конечно, но вполне уМЕСТна около кафе, и настроение поднимает)

Самые знамениые памятники мира
http://afisha.bigmir.net/exhibition/art ... ira--FOTO-
здесь в бОльшем формате они же и другие:
http://www.go2life.net/architecture/243 ... -mira.html

А вот, кстати, памятник с нашей Покровки:
Изображение
краткая информация о нём:
http://paifo.ru/po-stranam/131-rossiya/ ... orode.html

отзывы людей о памятнике Евстигнееву:
http://autotravel.ru/otklik.php/17246

Автор:  Molli [ 22 апр 2014, 21:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

а вот захотелось бы самому Евстигнееву, быть настолько близко к любому случайному прохожему, желающему сфотографироваться с его бронзовым изваянием, да ещё и потереть ему нос (до того, что он стал блестящим, как начищенный самовар)

Эльмира, вы и ваши дети от этого в восторге, если правильно понимаю..

Изображение

Автор:  Эльмира [ 23 апр 2014, 13:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Памятники культуры

Молли, а Василию Ивановичу Чапаеву захотелось бы, чтоб про него рассказывали анекдоты?
А Броневому (Мюллеру), Тихонову (Штирлицу), Табакову (Шелленбергу)?
Фотосъёмки с обычными людьми для известного артиста привычны. Это - часть его профессии, следствие известности и любви людей.
Думаю, что Евгений Александрович был бы рад такой ПАМЯТи и такому отношению народа к нему.
Сама я не снималась рядом с Евгением Александровичем, нос ему не тёрла, но на скамеечке рядом присаживалась, по руке гладила.
Надеюсь, что наши светлые и добрые эмоции помогают умершим на том свете)

Страница 2 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/