Несколько слов о моём опыте общения со старообрядцами.
Будучи студентом, я участвовал в этнографической экспедиции, которая работала в старообрядческих сёлах.
Мы некоторые время жили со старообрядцами бок о бок и собирали информацию об их быте.
Честно говоря, мои представления о старообрядцах до экспедиции были весьма поверхностные. Наблюдая их быт, общаясь с ними, я ловил себя на мысли, что у нас в обществе о старообрядцах сложились стереотипы, которые мало соотносились с реальностью.
Постараюсь кратко изложить, что я вынес из общения со староверами.
1. У старообрядцев нет единой церковной структуры наподобие РПЦ, внутри старообрядчества существует несколько разных религиозных организаций.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E0% ... 1%F2%E2%EE2. Старообрядцы не любят и обижаются, когда их называют раскольниками. С их точки зрения раскольники - это приверженцы реформ патриарха Никона и его последователи.
3. Многим из нас кажется, что старообрядцы почти канули в Лету и если, где и сохранились, то скорее всего в глухих сибирских деревнях, где-то вдали от цивилизации. Но это не так. Не смотря на все гонения, многие из них продолжали жить в центральной части России. В европейской части России были не только старообрядческие сёла, но и целые старообрядческие города! ( правда уездные, сейчас там живут потомки староверов ). В Москве центром старообрядчества стало Рогожское кладбище. По последним оценкам на территории России проживает около 2 млн.приверженцев старой веры.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E3% ... 1%E8%F9%E54. Степень закрытости старообрядцев разная. Есть сёла, где вас ни за что не пригласят в дом и не дадут даже стакан воды, а если и дадут, то стакан затем немедленно разобьют.
В тех селах, где я был, старообрядцы не были так закрыты. Нас приглашали в дома, показывали богослужебные книги (некоторые из них были изданы в 18 веке. ) Правда некоторые староверы если и угощали нас, то из отдельной посуды, специально предназначенной для иноверцев. Сами они этой посудой не пользовались.
5. В последнее время среди историков наблюдается повышенный интерес к старообрядчеству. Историки обратили внимание, что поселения старообрядцев в экономическом плане развивались более динамично, чем новообрядцев. Уровень грамотности среди староверов был значительно выше. Историки объясняют это особым мировосприятием старообрядцев. С точки зрения старообрядцев после реформы Никона государство и те, кто принял реформу погрязли во грехе, следовательно только старообрядцы остались носителями подлинной веры, а это налагает на тебя особую ответственность, ты должен быть более требователен к себе во всём, ведь на тебя смотрит Бог как на единственного носителя подлинной веры!
Поэтому среди старообрядцев почти никто не курил, практически не было пьянства, существовала сильная взаимовыручка, почти все были грамотные ( ведь надо же уметь читать слово божие!), предприниматели из старообрядцев часто сделки заключали веря друг другу на слово, деньги тратили весьма рационально, понапрасну ничего не тратили.
Некоторые из историков пришли к выводу, что развитию капитализма в России в 19 веке способствовали именно старообрядцы, у которых находилась значительная доля капитала. Заговорили об особой старообрядческой трудовой этики.
Самое интересное, я и другие участники экспедиции взяли для сравнения два соседних села, одно старообрядческое, а другое обычное, где проживали, если так можно выразиться, новообрядцы.
Мы сравнили статистику по сёлам и выяснили, что у старообрядцев, в частности, площадь обрабатываемой земли 1,5 раза больше, количество скотины на подворьях тоже больше и успеваемость среди учеников выше.
Так что, историю раскола и его последствия нам ещё изучать и изучать...