Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 08 дек 2016, 05:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 11:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1491
Откуда: Москва
quagga писал(а):
Цитата:
Самые главные для меня, осевые слова прозвучали в начале передачи: "надо найти в себе огненного протопопа Аввакума, надо найти его черты в себе". Как мы живём обычно? Мне (и, я думаю, так же, как и многим другим людям) кажется, что события в их жизни- неповторимые, вопросы, которые встают и требуют своего разрешения- уникальные. И, тогда, совершаемые мною ошибки так же уникальны, и, поэтому- тотально непоправимы.. (Вот сейчас я говорю от своего лица, но и расширяю свои чувства, свой опыт на неведомых мне других людей. Я пишу местоимение "мы". Но кто же в русской словестности впервые решился писать о своих чувствах, говорить от своего лица, проявляя гордыню? Протопоп Аввакум!) Но стоит заглянуть в глубину зеркала истории, чтобы увидеть там, среди исторических личностей, своё лицо..


quagga, я бы слово "гордыня" заменила на "самость". Са́мость (нем. Selbst — «я», собственная личность) статья в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%F1%F2%FC
Я знаю, что самость бывает уравновешенной (приколотой) и не уравновешенной. И тут важно чьими руками она "приколачивается", своими руками или руками "врагов". В романе "Сто лет одиночества" есть интересная метафора - копьё, которым убивается соперник и которым достигается вожделенная близость. С этого начинается развёртываться История семейства (народа) и история её ошибок. В моих "видениях" сущность самости должна быть проколота, её нужно пронзить, убить (мечом или копьём, всё зависит от воображения), но в то же время, эта сущность - наш Учитель, наш Близнец, наша Изнанка и она должна всегда оставаться живой. Вот такая непонятная головоломка. Сущность самости у меня часто предстаёт в образе земноводного: змея, рыбы... В Библии есть загадочное мессианское пророчество
+
В этом эпизоде фигурирует наиболее древнее ветхозаветное пророчество о Христе:
"...и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15) »
Эта фраза толкуется как осуждение Господом дьявола, и утешение прародителей обещанием, что когда-нибудь «Потомок жены» (то есть Христос) поразит саму «главу» змия-дьявола, их соблазнившего. Но при этом и сам Потомок жены пострадает от змия, который как бы будет «жалить Его в пяту», то есть причинит ему физические страдания (см. Страсти Христовы). Христианские богословы подчеркивают тут наименование Мессии «Семенем Жены», что, по их мнению, уже указывает на его необычайное рождение от Жены, которая зачнет Мессию без участия мужа (то есть Дева Мария, см. Благовещение). «По свидетельству таргумов Онкелоса и Ионафана (древних толкований-пересказов книг Моисея), евреи всегда относили пророчество о Семени жены к Мессии». Как считается в христианстве, это пророчество исполнилось, когда Иисус Христос, пострадав на кресте своей плотью, поразил дьявола — этого «древнего змия», то есть отнял у него всякую власть над человеком.
Свернуть

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Последний раз редактировалось Это Я 28 апр 2014, 15:11, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 16:24 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Александр Геннадиевич, спасибо за интересные исторические детали раскола, на которые Вы обратили внимание в передаче.)))
Ваши сетования по поводу некротости современных жён(щин) удивили: а как же талант, который сейчас всюду востребован? Талантливый человек ведь уже некроткий (по определению).

Ланиста, спасибо за ссылку на работу Успенского.))

Катерин, головоломка, о которой ты пишешь, может возникать из-за путаницы в разных значениях слова "самость". Это слово употребляется и в значении "личность, индивидуальность, самобытность", "дух", "душа" и в значении "эгоизм, себялюбие".
http://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/390/САМОСТЬ


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 19:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Слушая "длинную песню", я подумала, что и наши дети и мы сами прельщаемся соблазном "выразить себя", ставя целью своего существования "самовыражение" скорее всего потому, что это дело представляется скорым на плоды.. А если бы помнить, что "самовыражение"- процесс длительный, монотонный, и, как по судьбе неистового протопопа видно,- трагический и мучительный- тогда бы многие из сегодняшних талантов, наверное, выбрали бы себе другую стезю..
Катя, мне надо подумать и разобраться. Пока ничего сказать не могу..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 22:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1491
Откуда: Москва
Цитата:
Я знаю, что самость бывает уравновешенной (приколотой) и не уравновешенной. И тут важно чьими руками она "приколачивается", своими руками или руками "врагов".


Продолжу эту мысль. Я не так давно начала перечитывать К.Кастанеду, и поразилась, насколько по-другому я стала воспринимать эти книги, чем двадцать лет назад. "Учение дона Хуана" это подробнейшая инструкция, как стать мессией (в книге "воином силы"). У воина есть стратегия, которая составляет шесть взаимодействующих элементов. Пять - атрибуты образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка, чувство времени и воля. Шестой атрибут относится к внешнему миру. Это - мелкий тиран. Мелкий тиран это мучитель, некто либо обладающий властью над жизнью и смертью воина, либо просто раздражающий его до безумия.

Классификация мелких тиранов:
1. Те кто мучают посредством жестокости.
2. Те, кто своей хитростью и нечестностью создают невыносимую обстановку неуверенности и постоянных опасений.
3. Те, кто нажимает на жалость - эти терроризируют посредством своего собственного страдания.
4. Те, кто приводит воина в бешенство.

Если воин проигрывает схватку с мелким тираном, он сам становится тираном. Да, кстати, в мелкого тирана человек превращается вследствие своего маниакального пристрастия к власти, возможности быть правителем.

Духовный смысл мучений протопопа Аввакума можно рассматривать в свете этого учения. По поводу кротости жён. Ну, времена такие были - "домостроевские".
Женщина эпохи Домостроя
ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ

В «Домострое» женщина , предстаёт во всём послушной своему мужу.

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женою.

Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом , женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалась недостойной, чтоб с нею вместе есть. По законам приличия, порождённым византийским аскетизмом и глубокую татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор.

Внутриусадебный семейный быт средневековой Руси долгое время был сравнительно замкнутым. Русская женщина была постоянно невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах было, чтобы юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично её согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.

В « Домострое » есть следующие указания, как надо воспитывать дочерей: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё детство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё» Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. - М.: Худож. Лит., 1985. - С. 90.

Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, когда её передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства. Ревнивый муж приставлял к ней шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему всё в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым её движением и обо всём передавали мужу.

Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Но не во всех семьях такая роль была у женщин. Во многих домах на хозяйке лежало много обязанностей.

Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже.

При такой деятельной жене муж ни о чём не заботился по домашнему хозяйству; «жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушала к себе уважение» Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало ХIХ в.) - М.: Просвящение, 1997.-С. 44.

При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой как челядь кормить в какой день: в мясоед - хлеб решетный, щида каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя её, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья

По воскресеньям и праздникам к обеду пироги густые каши или овощи, или селёдочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлёт» Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. - М.: Худож. Лит., 1985. - С. 94.

Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи: «рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками (для чего) отмерить пряжи и шёлка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки» Там же. - С. 99.

Одна из важных обязанностей мужа - «поучати» свою жену, которая должна вести всё домашнее хозяйство и воспитывать дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняются мужчине.

Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, вплоть до того, о чём она может вести разговоры. Регламентируется «Домостроем» и система наказаний.

Нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря» Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, №3. -С.162. (Источник: РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Тема: Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»
Свернуть


Почему современные женщины утратили эту "кротость". Не знаю. Но я знаю такую вещь, что для того чтобы "приколоть свою самость" не обязательно нужен "мелкий тиран", эту роль с древности могли играть "роковые женщины". Если вспоминать гениев культуры, то рядом обязательно всплывёт тень "роковой женщины".

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 22:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
quagga писал(а):
Слушая "длинную песню", я подумала, что и наши дети и мы сами прельщаемся соблазном "выразить себя", ставя целью своего существования "самовыражение" скорее всего потому, что это дело представляется скорым на плоды..

не думаю, что только по этой причине "мы и наши дети" самовыражаемся.
А как же радость творчества, свободы, полёта фантазии etc?
А судьба огненного протопопа так сложилась из-за того, что вступил в борьбу с огромной государственной махиной, по-моему. Не зря же А.Г. в передаче рассказал о том, какими мощными латифундистами были во времена Аввакума наши церковные патриархи. Неистовый Аввакум супротив них был, что муравей против человека. А поди ж ты - ничего не боялся, потому что за Христову правду (думал и ощущал это по крайней мере так) сражался, не за себя.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 23:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1491
Откуда: Москва
Эльмира писал(а):
Не зря же А.Г. в передаче рассказал о том, какими мощными латифундистами были во времена Аввакума наши церковные патриархи. Неистовый Аввакум супротив них был, что муравей против человека. А поди ж ты - ничего не боялся, потому что за Христову правду (думал и ощущал это по крайней мере так) сражался, не за себя.


А я больше расскажу. Крупными латифундистами князья и церковь становились с начала христианизации Руси. По-началу, главными врагами этих латифундий были татаро-монгольские войны, которые немногочисленными отрядами, совершали свои набеги. Причём, русское крестьянство их поддерживало и встречало с распростёртыми объятьями. Этот феномен обеспечил загадку "трёхсотлетнего завоевания Руси".

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2014, 07:27 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17791
Откуда: Москва
Это Я писал(а):
Цитата:
Я знаю, что самость бывает уравновешенной (приколотой) и не уравновешенной. И тут важно чьими руками она "приколачивается", своими руками или руками "врагов".

Продолжу эту мысль. Я не так давно начала перечитывать К.Кастанеду, и поразилась, насколько по-другому я стала воспринимать эти книги, чем двадцать лет назад. "Учение дона Хуана" это подробнейшая инструкция, как стать мессией (в книге "воином силы"). У воина есть стратегия, которая составляет шесть взаимодействующих элементов. Пять - атрибуты образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка, чувство времени и воля. Шестой атрибут относится к внешнему миру. Это - мелкий тиран. Мелкий тиран это мучитель, некто либо обладающий властью над жизнью и смертью воина, либо просто раздражающий его до безумия.

Классификация мелких тиранов:
1. Те кто мучают посредством жестокости.
2. Те, кто своей хитростью и нечестностью создают невыносимую обстановку неуверенности и постоянных опасений.
3. Те, кто нажимает на жалость - эти терроризируют посредством своего собственного страдания.
4. Те, кто приводит воина в бешенство.

Если воин проигрывает схватку с мелким тираном, он сам становится тираном. Да, кстати, в мелкого тирана человек превращается вследствие своего маниакального пристрастия к власти, возможности быть правителем.

Духовный смысл мучений протопопа Аввакума можно рассматривать в свете этого учения. По поводу кротости жён. Ну, времена такие были - "домостроевские".
Женщина эпохи Домостроя
ЖЕНЩИНА ЭПОХИ ДОМОСТРОЯ

В «Домострое» женщина , предстаёт во всём послушной своему мужу.

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женою.

Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом , женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалась недостойной, чтоб с нею вместе есть. По законам приличия, порождённым византийским аскетизмом и глубокую татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор.

Внутриусадебный семейный быт средневековой Руси долгое время был сравнительно замкнутым. Русская женщина была постоянно невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту она находилась под гнётом тяжёлых работ. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах было, чтобы юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично её согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства.

В « Домострое » есть следующие указания, как надо воспитывать дочерей: «Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она своё детство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё» Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. - М.: Худож. Лит., 1985. - С. 90.

Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало её: царевны были самые несчастные из русских девиц; спрятанные в теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж.

При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идёт, не видела своего жениха до замужества, когда её передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву, а если дозволялось некоторого рода обращение с теми, с кем мужу угодно было позволить это, то и тогда её связывали наставления и замечания: что говорить, о чём умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства. Ревнивый муж приставлял к ней шпионов из служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему всё в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым её движением и обо всём передавали мужу.

Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Но не во всех семьях такая роль была у женщин. Во многих домах на хозяйке лежало много обязанностей.

Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже.

При такой деятельной жене муж ни о чём не заботился по домашнему хозяйству; «жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушала к себе уважение» Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х - начало ХIХ в.) - М.: Просвящение, 1997.-С. 44.

При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого участия женщины, тем более в организации питания: «Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой как челядь кормить в какой день: в мясоед - хлеб решетный, щида каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя её, и крутая с салом, и мясо к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а в постные дни с вареньем, когда горох, а когда и сущик когда печёная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья

По воскресеньям и праздникам к обеду пироги густые каши или овощи, или селёдочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлёт» Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. - М.: Худож. Лит., 1985. - С. 94.

Умение работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой семьи: «рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками (для чего) отмерить пряжи и шёлка, золотой и серебряной ткани, и тафты, и камки» Там же. - С. 99.

Одна из важных обязанностей мужа - «поучати» свою жену, которая должна вести всё домашнее хозяйство и воспитывать дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняются мужчине.

Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, вплоть до того, о чём она может вести разговоры. Регламентируется «Домостроем» и система наказаний.

Нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря» Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, №3. -С.162. (Источник: РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Тема: Жизнь и быт русских людей XVI века в «Домострое»
Свернуть

Почему современные женщины утратили эту "кротость". Не знаю. Но я знаю такую вещь, что для того чтобы "приколоть свою самость" не обязательно нужен "мелкий тиран", эту роль с древности могли играть "роковые женщины". Если вспоминать гениев культуры, то рядом обязательно всплывёт тень "роковой женщины".

Спасибо, Катя, за очень интересную выдержку судьбе женщин при домострое.
Обратила внимание на отличие - свободу женщин у казаков в те времена.
Цитата:
У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой; жёны казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы.

Мне вообще не понятно современное стремление части мужчин (надеюсь, что только части) навязать женщинам "кротость". В чём тут прелесть - в подавлении личности женщины и превознесении своей соответственно?

* * *
Ещё такая вот мысль про Кастанеду пришла в голову. Став сам "учителем", он совершенно изводил своих учениц, тиранил их, создавая в группе невыносимую атмосферу. Теперь понятно, что это он был/стал "мелким тираном", получив власть над молодыми женщинами (состав группы скрупулёзно отбирался, в него входили только те, кто был склонен сотрудничать с тираном, подчиняясь ему).
Вероятно, учение дона Хуана о необходимости "мелкого тирана" для роста "воина" внутренне оправдывало такое поведение Кастанеды, усыпляя его совесть.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2014, 13:52 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3389
Откуда: Ульяновск
Ланиста, спасибо за ссылку. Очень интересно было почитать.
Александр Геннадиевич, спасибо за тему. Честно говоря, церковный раскол 17-го века для меня всегда был очень далекой историей. Просто древний конфликт, исчерпавший себя временем. Однако ведь в данном случае рвались не просто политические или идеологические союзы, всегда несколько искусственные и временные, рвалось единое пространство души, раскол шел внутри единой прежде культуры. И мне стало для себя важно понять: почему это тогда происходило и исчерпался ли этот конфликт временем.

“Житие протопопа Аввакума” автобиографично. Однако, чувствуя видимо все время некоторую недопустимость такого шага, Аввакум в свое оправдание говорит, что рассказывает о делах Бога, о делах Христа в его душе, и тем самым прославляет Христа.
Аввакум рассказывает о самом сокровенном, о самом сакральном, о внутренней скинии. Там человек встречается с Богом, там все чисто и нерушимо. И состоит это пространство из старого обряда и старого предания. Они и форма этой скинии и путь до нее.
Форма не только временна, она всегда индивидуальна. Она воплощение заложенной в нее сути и в этом смысле неотделима от нее. Однако многообразие индивидуальных форм не означает, что нет между ними внутреннего единства. Любая внутренняя индивидуальная форма – это буквально понятое и принятое Слово.
“Слово стало плотью” – при буквальном прочтении этого достаточно, чтобы сакральный текст порождал внутри сакральное пространство или вел к нему.

Благочестие Аввакума – это вечная борьба с бесами, покушающимися на его внутренний свет, источник его силы. Именно этот внутренний свет и защищал он, защищая форму текста и форму обряда, его порождающие. Только вот, как и любая форма, подчиняясь общим законам, имеет свободу для отражения собственной уникальности, форма его внутреннего пространства была глубоко индивидуальной.
Аввакум не понимал и не принимал метафоричности текстов, собственных, существующих вне сути передаваемого явления, законов языка, грамматики, знаков. Признание всего этого вольно или невольно разрушает сакральное пространство. И Аввакум ужесточает свой аскетизм, борясь с бесами не только внутри себя, но и в окружающей его жизни. Не умея иным способом, кроме древнего обряда, удерживать сакральное пространство внутри себя, Аввакум действительно порождает и утверждает главного беса индивидуального самоутверждения – гордыню.

Впрочем Никон впадал в тот же грех. Стремясь к унификации церковных книг и церковного обряда, он стремился к упрочению единства православного мира. Однако насильное агрессивное внедрение подобного единства буквально уничтожало внутренние сакральное пространство прихожан. Подлинную суть проводимых реформ понимали немногие. Все остальные были вынуждены либо уходить в оппозицию, защищая собственную свободу вероисповедания, либо становиться конформистами, предавая внутреннее сакральное пространство.

Нетерпимое отношение обеих сторон давало каждой из них право считать себя носителем истины, а противоположную сторону носителем ереси. Тогда в 17-ом веке раскол прошелся по самому главному, по чувству любви. Гордыня разделила не людей, не народ, это она делала всегда. Гордыня в тот период разделила собственно сакральное священное индивидуальное пространство и пространство общих, объединяющих людей законов. Они встали в непримиримую оппозицию друг к другу, перестали замечать, что они всего лишь разные концы пространства души и духа.
Индивидуальная сакральная свобода и объединяющие нас в единое целое законы, похоже, до сих пор живут в наших душах в параллельных мирах. Либо обезличивающая всех стандартизация и унификация, предающая внутреннюю индивидуальность, либо упертая индивидуальная самореализация, гордящаяся или проклинающая собственное одиночество.

Спасибо за передачу, Александр Геннадиевич.
Не только Аввакума надо отыскать в своей душе, важно найти там и Никона, чтобы понять, что раскол между ними всего-навсего бес гордыни. И если это чувство отделить от внешней природы “бесов” и признать частью собственной души, то пропасть между двумя пространствами будет вполне пересекаема.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2014, 17:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Эльмира писал(а):
не думаю, что только по этой причине "мы и наши дети" самовыражаемся.
А как же радость творчества, свободы, полёта фантазии etc?

В наш город из Челябинска привезли выставку Шри Чинмоя. Сидим мы это в мастерской, и вплывает к нам вдруг молодой человек, с абсолютно просветлённым лицом и приглашением посетить мастер- класс спонтанного рисования.. Индиец этот, о котором я раньше слыхом не слыхивала, войдя в медитативное состояние, творил. Из него начинал бить фонтан искусства.. Я даю себе отчет в своём предубеждении о высокодуховных направлениях, поэтому мне захотелось пойти и посмотреть своими глазами. Мы и детей (из школы искусств) повели. На стенах висели абстрактные картинки (художник чрезвычайно продуктивен- он успел создать около миллиона рисунков!). Лучшие из них (на мой взгляд) напоминали арабскую каллиграфию.. Но атмосфера в зале, где висели картины, для меня показалась отчётливо угнетающей- многие рисунки вызывали тревожное, неприятное чувство. В контрасте со своими названиями- "совершенство", "чистота", "благость" и так далее. Я ходила-ходила, и не смогла не выразится: "да ведь это правда не искусство! это.. самовыражение!" Во вступительной лекции организатор говорила детям, что "взрослые, которые живут "головой", не считают рисунки гуру, которые он рисовал прямо из сердца,- искусством. Но дети способны понять как это всё прекрасно!" "Самовыражение"- я не могла найти более ругательного слова на тот момент..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2014, 18:00 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Поняла, Юлия, что вы вкладываете в слово "самовыражение" и почему.
Да, конечно, нужно много учиться,много трудиться,преодолевать, чтобы потребность творить превратила самовыплески во что-то интересное и ценное для других людей)
О расколе из работы Успенского (для заманухи):
Цитата:
раскол русской церкви в середине XVII в., разделивший великорусское население на две антагонистические группы, старообрядцев и новообрядцев, — может быть, одно из самых трагических событий в русской истории, и, несомненно, самое трагическое событие в истории русской церкви — был вызван не собственно догматическими, но семиотическими и филологическими разногласиями. Можно сказать, что в основе раскола лежит культурный конфликт, но необходимо при этом оговориться, что культурные — в частности, семиотические и филологические — разногласия воспринимались, в сущности, как разногласия богословские. В Древней Руси не было богословия в собственном смысле (как специальной дисциплины), однако все в принципе могло восприниматься в теологическом ключе: не только содержание, но и форма могла восприниматься как отражение Божественной истины, как непосредственное свидетельство о Боге

***
Катерин, удивила тем, что русское крестьянство с распростёртыми объятиями встречало монгольских захватчиков. Ты не могла бы указать источник?
Я как-то не сталкивалась с таким толкованием. Преподавали другую точку зрения: 300 лет продержалось иго, потому что князья между собой враждовали и предпочитали договариваться не между собой, а со сторонней силой, коей и являлось Монгольское ханство.

Бегущая по волнам, казаки тоже "учили" своих жён "будь здоров". Вспомнить хотя бы Тараса Бульбу: наедет домой, напьётся, все горшки перебьёт, саблей машет, жену пугает, иногда и ей доставалось за просто так.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2014, 18:07 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17791
Откуда: Москва
Посмотрела в инете картины Шри Чинмоя.
Согласна с вами, quagga.
Не вполне понятно, зачем с ними ездят повсюду и привлекают детей?
На фотографии автора глаза хитреца. Доверия ни его искусство, ни он сам не вызвали. :nez-nayu:

* * *
Эльмира, я больше про донских казаков думала.
Все знакомые мне казачки отличаются большим свободолюбием).
Но и тут, судя по "Тихому Дону", имеется разнообразие характеров).

* * *
Эльмира, мне тоже понравилась статья по ссылке, которую давал Ланиста.
Если правильно помню, цитата, приведенная вами именно из неё.
Интересная проблема - значимость формы как элемента сакральности у староверов,
в отличие от никоновского более свободного отношения к форме.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 апр 2014, 18:45 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Бегущая по волнам писал(а):
Эльмира, мне тоже понравилась статья по ссылке, которую давал Ланиста.
Если правильно помню, цитата, приведенная вами именно из неё.
Интересная проблема - значимость формы как элемента сакральности у староверов,
в отличие от никоновского более свободного отношения к форме.

да, это цитата из довольно объёмной работы Бориса Успенского "Семиотика истории. Семиотика культуры" глава "Раскол и культурный конфликт XVII века". Оттуда же:
Цитата:
Старообрядцы при этом сохраняют то отношение к знаку, которое было принято в Московской Руси. Между тем, новообрядцы в большой степени оказываются под влиянием польской барочной культуры (поскольку среди новообрядцев было много выходцев из Юго-Западной Руси) Таким образом, конфликт между старообрядцами и новообрядцами предстает как конфликт между восточной и западной культурной традицией

вот она - предтеча спора западников и славянофилов
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/393/ЗАПАДНИЧЕСТВО


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 апр 2014, 23:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1150
Несколько слов о моём опыте общения со старообрядцами.

Будучи студентом, я участвовал в этнографической экспедиции, которая работала в старообрядческих сёлах.
Мы некоторые время жили со старообрядцами бок о бок и собирали информацию об их быте.
Честно говоря, мои представления о старообрядцах до экспедиции были весьма поверхностные. Наблюдая их быт, общаясь с ними, я ловил себя на мысли, что у нас в обществе о старообрядцах сложились стереотипы, которые мало соотносились с реальностью.
Постараюсь кратко изложить, что я вынес из общения со староверами.

1. У старообрядцев нет единой церковной структуры наподобие РПЦ, внутри старообрядчества существует несколько разных религиозных организаций.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E0% ... 1%F2%E2%EE

2. Старообрядцы не любят и обижаются, когда их называют раскольниками. С их точки зрения раскольники - это приверженцы реформ патриарха Никона и его последователи.

3. Многим из нас кажется, что старообрядцы почти канули в Лету и если, где и сохранились, то скорее всего в глухих сибирских деревнях, где-то вдали от цивилизации. Но это не так. Не смотря на все гонения, многие из них продолжали жить в центральной части России. В европейской части России были не только старообрядческие сёла, но и целые старообрядческие города! ( правда уездные, сейчас там живут потомки староверов ). В Москве центром старообрядчества стало Рогожское кладбище. По последним оценкам на территории России проживает около 2 млн.приверженцев старой веры.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E3% ... 1%E8%F9%E5

4. Степень закрытости старообрядцев разная. Есть сёла, где вас ни за что не пригласят в дом и не дадут даже стакан воды, а если и дадут, то стакан затем немедленно разобьют.
В тех селах, где я был, старообрядцы не были так закрыты. Нас приглашали в дома, показывали богослужебные книги (некоторые из них были изданы в 18 веке. ) Правда некоторые староверы если и угощали нас, то из отдельной посуды, специально предназначенной для иноверцев. Сами они этой посудой не пользовались.
5. В последнее время среди историков наблюдается повышенный интерес к старообрядчеству. Историки обратили внимание, что поселения старообрядцев в экономическом плане развивались более динамично, чем новообрядцев. Уровень грамотности среди староверов был значительно выше. Историки объясняют это особым мировосприятием старообрядцев. С точки зрения старообрядцев после реформы Никона государство и те, кто принял реформу погрязли во грехе, следовательно только старообрядцы остались носителями подлинной веры, а это налагает на тебя особую ответственность, ты должен быть более требователен к себе во всём, ведь на тебя смотрит Бог как на единственного носителя подлинной веры!
Поэтому среди старообрядцев почти никто не курил, практически не было пьянства, существовала сильная взаимовыручка, почти все были грамотные ( ведь надо же уметь читать слово божие!), предприниматели из старообрядцев часто сделки заключали веря друг другу на слово, деньги тратили весьма рационально, понапрасну ничего не тратили.

Некоторые из историков пришли к выводу, что развитию капитализма в России в 19 веке способствовали именно старообрядцы, у которых находилась значительная доля капитала. Заговорили об особой старообрядческой трудовой этики.
Самое интересное, я и другие участники экспедиции взяли для сравнения два соседних села, одно старообрядческое, а другое обычное, где проживали, если так можно выразиться, новообрядцы. :-):
Мы сравнили статистику по сёлам и выяснили, что у старообрядцев, в частности, площадь обрабатываемой земли 1,5 раза больше, количество скотины на подворьях тоже больше и успеваемость среди учеников выше. :du_ma_et:
Так что, историю раскола и его последствия нам ещё изучать и изучать...

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Последний раз редактировалось Ланиста 29 апр 2014, 08:05, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2014, 07:04 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17791
Откуда: Москва
Ланиста, скажите, а был ли среди книг у старообрядцев "Ветхий завет"?
Если да , то как они к нему относились?

* * *
Про уклад жизни старообрядцев интересно написано "В лесах" и "На горах" Мельникова-Печерского. Правда очень давно читала.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2014, 23:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1150
Бегущая по волнам писал(а):
Ланиста, скажите, а был ли среди книг у старообрядцев "Ветхий завет"?
Если да , то как они к нему относились?

* * *
Про уклад жизни старообрядцев интересно написано "В лесах" и "На горах" Мельникова-Печерского. Правда очень давно читала.

Из книг нам показывали в основном служебники. Одну книгу я хорошо запомнил. Она была издана в старообрядческой типографии в самом конце 18 века. Меня поразила её хорошая сохранность и огромный размер. Но это был раритет, остальные книги, как правило были отпечатаны в наши дни.
Естественно у них дома хранились и другие книги религиозного содержания, в том числе и "Ветхий завет".
( О " Ветхом завете" у нас с ними разговор не заходил.) Правда, эти книги были отпечатаны в их старообрядческих типографиях. Церковно-религиозными книгами, изданными в других типографиях, они не пользовались.

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.046s | 16 Queries | GZIP : On ]