Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1774
Страница 2 из 3

Автор:  Это Я [ 16 май 2014, 11:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Селена, я согласна с тобой. Добавлю, жизнь так складывается, что сюжет один, а вариантов его развития - множество. Поэтому спасибо юнгианским психологам, что рассмотрели "положительный" и "отрицательный" сценарий одного и того же сюжета.

Автор:  Людмила [ 16 май 2014, 11:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Это Я, вот ведь как обернулось ! Признаюсь, в последнее время не хватает Ума , чтобы все это достойным образом осмыслить. Сказки - это сказки. Тем более созданные в эпоху РОМАНТИЗМА, который стал лаковым кусочком для психоаналитиков. С РЕАЛИЗМОМ - то , поди, поскучнее : все так или иначе упирается в детерминированность социумом, экономикой, наследственностью... А здесь - ТАЙНА на ТАЙНЕ ! Попробуй распутай клубок !

Автор:  Сергей [ 16 май 2014, 12:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Двое - вместе, пока обмениваются "энергиями". Благодаря этой энергии каждый в паре становится больше. Помню историю. Некий испанский судья подал прошение на досрочную оплачиваемую пенсию. Мотивировал тем, что не может работать - пользовался советами жены (по судебным делам), которая умерла. Комиссия удовлетворила просьбу.Насколько мощный поток энергии он получал от неё.
Вот фрагмент из рассказа "Судьба человека" Шолохова. В нем "уродец" рассказывает - о том потоке энергии к нему от "красавицы". В кавычках - потому, "уродство" ... эээ не физическое (см. третий абзац) и "красота" здесь - чувство будущего.
Судьба...

- Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!
...
- Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сак я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе.
В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел.
А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души.
Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря.
Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере.
Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!
Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить.
Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: "Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось". И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает - иметь умную жену-подругу.
Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался.
И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Разует меня и шепчет: "Ложись к стенке, Андрюша, а то сонный упадешь с кровати". Ну, я, как куль с овсом, упаду, и все поплывет перед глазами. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит...
Утром она меня часа за два до работы на ноги подымет, чтобы я размялся. Знает, что на похмелье я ничего есть не буду, ну, достанет огурец соленый или еще что-нибудь по легкости, нальет граненый стаканчик водки. "Похмелись, Андрюша, только больше не надо, мой милый". Да разве же можно не оправдать такого доверия? Выпью, поблагодарю ее без слов, одними глазами, поцелую и пошел на работу, как миленький. А скажи она мне, хмельному, слово поперек, крикни или обругайся, и я бы, как бог свят, и на второй день напился. Так бывает в иных семьях, где жена дура; насмотрелся я на таких шалав, знаю.
Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки... Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом ставлю точку.
В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. За рулем показалось мне веселее.
Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне. Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека - приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил! Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса...
...
А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий - пожалуйте в эшелон.
...
Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...
...
Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...
...
Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне - мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня, не сморгнет, а сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра... Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слез... По большей части такой я ее и во сне всегда вижу...
Свернуть

Автор:  Dream [ 16 май 2014, 13:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Если мы познаём мир чувствами, это делает нас счастливыми. А если чувства спят, а новые знания приходят через сознание, тогда голова лидирует, а сердце отстает ...

Цитата:
Он увидал портрет красавицы принцессы и влюбился в неё. Покинув своё королевство, он пришёл сюда, чтобы попросить принцессу стать его женой.



Браки совершаются на небесах. И если кто-то влюбился ( даже если пока и безответно ), то любовь сама по себе является состоянием, расширяющим и возвышающим душу и возникает между людьми, которые до встречи были друг другу совершенно чужими.

Это проверка способности любить и сопереживать, способности принимать чужую точку зрения, прислушиваться к ней, несмотря на любую разницу взглядов и несмотря на то, что думают об твоей избраннице ( избраннике ) другие люди.

Цитата:
Кроме того, она была такая разиня, что не могла на стол поставить чашку, не разбив её, а когда пила воду, половину проливала себе на платье. И поэтому, несмотря на всю свою красоту, она никому не нравилась.

Когда во дворце собирались гости, все сначала подходили к красавице поглядеть на неё, полюбоваться ею; но скоро уходили от неё, услышав её глупые речи.


И пусть окружение никогда не сможет понять за что полюбил один другого , но если подключить ум то нужно разобраться в дальнейшем для самой пары , зачем их двоих свела судьба, что они должны дать друг другу, чему научить и научиться через эту встречу.

Энергии двоих срастаются и становятся общей. В моменты близости, энергии любящих людей прорастают друг в друга и значит один партнёр питает другого партнера, а значит, себя…

Влюблённые ( влюблённый ) чувствуют друг друга на расстоянии, они угадывают желания другой "половины", потому что их энергия теперь едина.

У сильного есть только одно право - помочь слабому. У слабого есть только одно право - помочь сильному. .

Но если перефразировать для "Рики с хохолком" то можно сказать что есть в этой сказке и " ум " и есть " красота " и можно сколько угодно менять их местами - кто сильный, кто слабый .... Но они нужны друг другу .

А сила в том чтобы поверить своим чувствам .... И мудрость в опыте служения другому человеку.

Влюблённые соединяются вместе, чтобы, помножив свои энергии, сделать новый шаг в развитии своего духа, чтобы, поддерживая и питая друг друга, шагнуть вперед и ввысь. Любовь является энергией, способной сотворить любое чудо.


Энергия любви так велика, что она практически неуязвима. Чуждые, дисгармоничные влияния могут вторгаться лишь на время, энергия двоих вытесняет всё мешающее, разрушает все негативы.

Но это всё после того, как любовь станет взаимной. И в этой сказке " и один в поле воин " и он просто поверил в свою мечту , полюбить самую прекрасную девушку !


Цитата:
- Очень просто, - отвечал Рике Хохолок. - Если вы полюбите меня и захотите, чтобы я стал красивым, я и стану красивым.
.

Если вы " поверите в меня " и захотите , чтобы я стал красивым, я и стану красивым !

Автор:  Eugenia [ 16 май 2014, 15:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Vladimir Degtyaryov писал(а):
Да и в самой сказке сам Хохлик говорит, пусть не стихами, но так же более чем утвердительно эту же мораль:

- Comment cela se peut-il faire? lui dit la Princesse.
- Cela se fera, répondit Riquet à la houppe, si vous m'aimez assez pour souhaiter que cela soit;

- Как это может быть сделано? - сказала принцесса. (говоря о наделении красотой)
- Это можно,- отвечает Рике с хохолком, если ты меня любишь достаточно, чтобы хотеть, чтобы это было;

И про ум:

- J’ai le pouvoir, Madame, dit Riquet à la houppe, de donner de l’esprit autant qu’on en saurait avoir à celle que je dois aimer le plus; et comme vous êtes, Madame, celle-là, il n’en tiendra qu’à vous que vous n’ayez autant d’esprit qu’on en peut avoir, pourvu que vous vouliez bien m’épouser.

Я могу, мадам, - сказал Рике с хохолком, - дать столько ума, сколько возможно иметь, той, которую я полюблю больше всех, а так как это вы и есть, мадам, у вас будет столько ума, сколько возможно, лишь бы вы согласились выйти за меня замуж.

(спасибо, Катя, за ссылку на оригинальный текст)

Интересно, что уже при первой встрече он называет её «мадам», хотя она не замужем.

А я хочу обратить внимание вот на что. Тут не всё понятно с её умом. Ведь её ум, он, ну как бы не вполне её, поскольку она получила его от Рике, и они оба это знают. То есть для счастливой влюблённости надо, чтобы ум женщины был как бы продолжением ума мужчины – так получается? А если у неё есть собственный ум – это мешает? Или нет? Ведь этот Рике остался совершенно равнодушным к её сестре, у которой был свой собственный ум. Должна ли женщина пытаться скрывать свой ум при его наличии, чтобы понравиться мужчине, и вести себя по принципу «ой, я такая дурочка!»? Или не должна?

А вообще ведь их влюбленность началась с того, что Рике влюбился в её портрет. То есть для него чрезвычайно значима красивая внешность. Не было бы у неё яркой красоты – вообще ничего у них не началось бы. Утверждение, что мужчины любят красивых и глупых – верно?

А не была ли эта влюблённость встречей двух комплексов неполноценности, когда каждый пытался при помощи другого компенсировать свой «недостаток», вызывающий неприятные переживания?

Автор:  Людмила [ 16 май 2014, 18:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Ум женщины ? Вот я всегда ЗНАЛА, что только МУЖЧИНА может передать ЖЕНЩИНЕ нечто, что она усвоит, присвоит и, может быть, даже разовьет. Умная девушка ( тургеневская,к примеру) - это прежде всего девушка с КНИЖКОЙ. Она читает Толстого и Достоевского, Т. Манна и Свифта. Очень часто ОТЛИЧНИЦЫ ФИЛФАКА не развиваются дальше полученного образования. Или им (нам) нужна постоянная ПОДПИТКА - книгой , интервью, передачей, ОБЩЕНИЕМ с УМНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Это правда.
А ум - не от Бога. Он именно... того... демоничен по своей природе. Азы. Правда ? Красота проникается УРОДСТВОМ мысли. И становится...подобием совершенства. Но НЕТ источника МЫСЛИ (ума) - нет и РАСЦВЕТА .
Глупый мужчина (без мысли и идей) неприятен так же как настоящая УРОДКА. Но глупого мужчину спасает КРАСОТА (модник), и УРОДКУ спасает ВЛАСТЬ ( не без наличия УМНЫХ советников).
Банальности, конечно. То бишь, ГЛУПОСТИ.

Автор:  Людмила [ 16 май 2014, 19:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

«Мы, женщины, крайне редко решаемся на что-нибудь исключительно ради самого дела. Чаще всего за внешним фасадом наших поступков кроется мужчина. Из любви к нему мы совершаем чудеса ловкости, дипломатии, отваги и самоотверженности».

Анна Герман

Автор:  Бегущая по волнам [ 16 май 2014, 19:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Людмила писал(а):
Глупый мужчина (без мысли и идей) неприятен так же как настоящая УРОДКА. Но глупого мужчину спасает КРАСОТА (модник), и УРОДКУ спасает ВЛАСТЬ ( не без наличия УМНЫХ советников).
Банальности, конечно.

Мэн без мысли и идей + франт - это ужасно).
Мужчина-модник, это хорошо, если он умный, в этом случае от чувствует меру и не абсолютизирует свое стремление быть франтом). А если не умный, то это будет фанфаронство, снобизм и пр. неприятные в общении явления.
А что такое - УРОДКА? Среди французов существует мнение (как понимаю, мужчин - женских знатоков), что некрасивых женщин не бывает, всякая по-своему красива.

В каждом человеке есть душа. И добрая душа может накладывать некую неизъяснимую красоту на некрасивую в общепринятом понимании) внешность. А злобная натура делать уродливой даже красивое лицо..

Вот возьмём пример с Иваном-дураком. Добрая незлобивая душа, мир видит по-своему, считается глупым, но ведь это не так - просто он - ДРУГОЙ, чем братья. И вовсе не глупее их, но совершенно по-своему.

Не буду повторять ставшую банальностью цитату про сосуд и про огонь мерцающий в сосуде)).
Однако надо признать, что соединение красивого сосуда и огня в нем мерцающего, действует на людей неотразимо.
Да... всё же большинство мужчин падки до красивых женщин, хотя у каждого из них свой эталон (пусть не у каждого, а у определённых групп, отдающих приоритет тем или иным внешним качествам - лицу, фигуре и пр.). И часто красивая женщина рядом нужна им для престижа). Так они поднимают свой статус) в глазах окружающих, а вернее - в своей референтной группе.

*
В сказке (читала только "полный вариант" предложеннный Селеной) я обратила внимание, что у принцессы ведь не было любви.
Цитата:
-- Если так, -- продолжал Хохлик, -- я буду счастлив, ибо вы можете сделать меня красивейшим из смертных.
-- Каким это образом? -- спросила принцесса.
-- Очень просто, -- отвечал Хохлик. -- Это сбудется, стоит только полюбить меня и пожелать, чтоб это сбылось. А чтобы вы, сударыня, не сомневались в моих словах, знайте, что та самая волшебница, которая в день моего рождения дозволила мне сообщить свой ум тому, кого я крепко полюблю, эта самая волшебница и вам разрешила сообщить вашу красоту тому, кого вы крепко полюбите и кому пожелаете оказать такую милость.
-- Если так, -- сказала принцесса, -- желаю всем сердцем, чтобы вы были самым красивым и самым любезным принцем в свете, и сообщаю вам свою красоту, насколько это от меня зависит.
Принцесса еще не договорила своих слов, как Хохлик показался ей самым красвиым, самым стройным и самым любезным человеком в свете.

Она по совету Рике просто "захотела" его полюбить - и он стал для неё красивым. А ведь сердцу не прикажешь). Тут мне мысль автора не понятна, поскольку ни любви, ни влюблённости не было. Был некий расчёт))). И по всему выходит - сделка).

Автор:  Людмила [ 16 май 2014, 19:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

МОДНИКИ, как и АРТИСТЫ БАЛЕТА ( и даже просто КРАСИВЫЕ АРТИСТЫ) очень часто АБСОЛЮТНО пусты. И не имеют в голове МЫСЛЕЙ и ИДЕЙ. Они способны ЦИТИРОВАТЬ ( в лучшем случае) или КРАСИВО МОЛЧАТЬ ( если кто-то подаст им эту ИДЕЮ "казаться умным"). Незамутненное УМОМ чело - это КРАСИВО. Одухотворенное чело - ПРЕКРАСНО. Чело УМНОГО человека - ЧЕРЕП СОКРАТА, морщины и пергаментная кожа. Умники - уродцы. Увы.
ЖЕНЩИНА - УРОДИНА ? Такое встречается. Правда, редко. А душа... все-таки... есть не у всех... ВСЕ ПОД БОГОМ - это другое. И ДУША может появится.

Автор:  Бегущая по волнам [ 16 май 2014, 19:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Не.., Людмила, не соглашусь, что умники - уродцы.
Морщины - это не уродство, а незамутнённое мыслями чело - это что-то вовсе отталкивающее..
Но трудно обобщать, здесь множество вариантов и вариантов индивидуальных, в том числе).
Бывает умная голова, бывает умное сердце..
У меня, наверное, специфический взгляд на красоту - даже среди моих знакомых его почти никто не разделяет). Поэтому я не буду развивать этот вопрос).

Есть одно высказывание, не помню его точно. Касалось оно как раз ума и и его отражения на лице. Что-то вроде - умные лица бывают у дураков, которым очень трудно думается, и следы этого у них на лице. А вот у гениального Гегеля лицо совершенно дурацкое, поскольку думается ему легко. :-):

Автор:  Эльмира [ 16 май 2014, 20:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Катя (Это Я), не прочла в начале статью по твоей ссылке.. и сейчас пока пробежала глазами
только анализ варианта Шарля Перро.
Несколько греет всё же мысль, что тем не менее самостоятельно увидела в этой сказке грани одной личности, которые в конце сказки (как и положено) СОединяются. (Не прошли всё же годы,проведённые с СН, даром)
Принцесса - символ Эго по юнгианскому анализу? Почему именно Эго?
"Эго" или "я" говорит про себя осознающая часть души. А Принцесса глупа в сказке до встречи с Рике в лесу.
Она - своего рода перевёртыш - Тень Рике. Принцесса - красива и глупа, а Рике - некрасив и умён. Его, скорее, можно назвать символом осознающей части души, а не Принцессу. Принцесса - образ бессознательного (поэтому и имени у неё в сказке нет). И встречается ведь Разум (Рике) с Принцессой в лесу ( а лес - тоже частый символ бессознательного).
Интересно, как в этой сказке проявилась тенденция западного мира, о которой говорил в тренинге Док: деградация ( распад личности) в результате веры во всемогущество мужских свойств личности и, в первую очередь - ума с одновременным пренебрежением женственными качествами личности.
Евгения спросила:
Цитата:
Должна ли женщина пытаться скрывать свой ум при его наличии, чтобы понравиться мужчине, и вести себя по принципу «ой, я такая дурочка!»? Или не должна?

Конечно, вопрос больше мужчинам. Но мне вспомнился такой пример из жизни: одна моя сокурсница, (симпатичная девушка) довольно легко знакомилась с молодыми людьми в своё время. Одна была у неё беда: она зачем-то начинала бравировать знаниями и буквально давить ими парней( а училась она на "отлично"). Парни от неё быстро разбегались. Такое поведение можно было бы посчитать тактикой выбора, если б она, отогнав от себя обычных ребят, в конце концов нашла себе такого же эрудированного сноба.
Но она оказалась женой грубого, глупого и неотёсанного мужлана , который дурно с ней обращался и во время встречи с другими однокурсниками позорно оскандалился.
В общем, ошибка её, наверное, в концентрации на одной части своей (и чужой) личности, ( расщепление?)
А ещё Док в тренинге говорил о важном умении слушать ДРУГОГО человека, а не говорить самой. Это даже не столько для того, чтобы стать "продолжением ума мужчины", а просто для того, чтобы дать и ему возможность высказаться, выразить себя, и, (кто знает?), может, тоже блеснуть знаниями и умом в какой-либо области...

Автор:  Людмила [ 16 май 2014, 20:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Изображение

Автор:  Людмила [ 16 май 2014, 20:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Бегущая по волнам, вот специально нашла ГЕГЕЛЯ. Типичный - ха!ха! - УМНЫЙ УРОД. Правда. Я понимаю Вас. Красота - "огонь, пылающий в сосуде". Но ЧИСТУЮ ФОРМУ я со временем тоже научилась ценить. Ум корежит. извращает, ищет, сомневается, губит и сам готов погибнуть. "МИР СПАСЕТ КРАСОТА". Помноженная не на УМ. На...доброту. Т. е. ПРОСТОДУШИЕ.

Автор:  Бегущая по волнам [ 16 май 2014, 20:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Людмила писал(а):
Бегущая по волнам, вот специально нашла ГЕГЕЛЯ. Типичный - ха!ха! - УМНЫЙ УРОД. Правда. Я понимаю Вас. Красота - "огонь, пылающий в сосуде". Но ЧИСТУЮ ФОРМУ я со временем тоже научилась ценить. Ум корежит. извращает, ищет, сомневается, губит и сам готов погибнуть. "МИР СПАСЕТ КРАСОТА". Помноженная не на УМ. На...доброту. Т. е. ПРОСТОДУШИЕ.

А по-моему, так красивый человек). Умные глаза..
Кстати, то высказывание сопровождал другой портрет Гегеля, постараюсь найти.

А простодушие.. Да, Вы правильно сказали, хотя я это слово практически никогда не использую, но подразумевала именно это - чистую душу.

Автор:  Это Я [ 16 май 2014, 21:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком")

Eugenia писал(а):
А вообще ведь их влюбленность началась с того, что Рике влюбился в её портрет.


В Западной Европе среди высшей знати существовала практика брачного знакомства по портрету. Но портрет в сказке не такой уж простой символ. В русской сказке "О слепом и безногом богатыре" присутствует не типичный сюжет для русских сказок, царевич выбирает невесту по портрету: " - Катома-дядька, дубовая шапка! Скучно мне одному, хочу ожениться. - Что же, царевич! За чем дело стало? Лета твои таковы, что пора и о невесте думать; поди в большую палату - там всех царевен, всех королевен портреты собраны, погляди да выбери: какая понравится, за ту и сватайся. Иван-царевич пошел в большую палату, начал пересматривать портреты, и пришлась ему по мысли королевна Анна Прекрасная - такая красавица, какой во всем свете другой нет!" . Катома-дядька возможно аналог Рике с хохолком, вот недаром рассказчики делают акцент на голову; у одного - хохолок, у другого на голове дубовая шапка. "Волшебный портрет" Дориана Грея мы обсуждали не так давно. Я считаю, портрет показывает двойственность человека, у человека появляется второе тело: первое стареет и умирает, другое - бессмертный его образ, отражённый художником, который не стареет. Кстати, я считаю, что Лев Толстой в своих произведениях очень точно описал архетипы. В "Анне Карениной" сначала Вронский непрофессионально пишет её портрет, потом талантливый художник Михайлов:
+
Михайлов продал Вронскому свою картинку и согласился делать портрет Анны. В назначенный день он пришел и начал работу.

Портрет с пятого сеанса поразил всех, в особенности Вронского, не только сходством, но и особенною красотою. Странно было , как мог Михайлов найти ту ее особенную красоту. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал это самое милое ее душевное выражение. Но выражение это было так правдиво, что ему и другим казалось, что они давно знали его.

— Я сколько времени бьюсь и ничего не сделал, — говорил он про свой портрет , — а он посмотрел и написал. Вот что значит техника.

50
— Это придет, — утешал его Голенищев, в понятии которого Вронский имел и талант и , главное, образование, дающее возвышенный взгляд на искусство. Убеждение Голенищева в таланте Вронского поддерживалось еще и тем, что ему нужно было сочувствие и похвалы Вронского его статьям и мыслям, и он чувствовал, что похвалы и поддержка должны быть взаимны.

В чужом доме и в особенности в палаццо у Вронского Михайлов был совсем другим человеком, чем у себя в студии. Он был неприязненно почтителен, как бы боясь сближения с людьми, которых он не уважал. Он называл Вронского — ваше сиятельство и никогда, несмотря на приглашения Анны и Вронского, не оставался обедать и не приходил иначе, как для сеансов. Анна была более, чем к другим, ласкова к нему и благодарна за свой портрет . Вронский был с ним более чем учтив и , очевидно, интересовался суждением художника о своей картине. Голенищев не пропускал случая внушать Михайлову настоящие понятия об искусстве. Но Михайлов оставался одинаково холоден ко всем. Анна чувствовала по его взгляду, что он любил смотреть на нее; но он избегал разговоров с нею. На разговоры Вронского о его живописи он упорно молчал и так же упорно молчал, когда ему показали картину Вронского, и , очевидно, тяготился разговорами Голенищева и не возражал ему .

Вообще Михайлов своим сдержанным и неприятным, как бы враждебным, отношением очень не понравился им , когда они узнали его ближе. И они рады были , когда сеансы кончились, в руках их остался прекрасный портрет , а он перестал ходить.

Голенищев первый высказал мысль, которую все имели, — именно, что Михайлов просто завидовал Вронскому.

— Положим, не завидует, потому что у него талант; но ему досадно, что придворный и богатый человек, еще граф (ведь они всё это ненавидят), без особенного труда делает то же , если не лучше, чем он , посвятивший на это всю жизнь. Главное, образование, которого у него нет.

Вронский защищал Михайлова , но в глубине души он верил этому, потому что, по его понятию, человек другого, низшего мира должен был завидовать.

51
Портрет Анны , — одно и то же и писанное с натуры им и Михайловым , должно бы было показать Вронскому разницу, которая была между ним и Михайловым ; но он не видал ее. Он только после Михайлова перестал писать свой портрет Анны , решив, что это теперь было излишне. Картину же свою из средневековой жизни он продолжал. И он сам, и Голенищев, и в особенности Анна находили, что она была очень хороша, потому что была гораздо более похожа на знаменитые картины, чем картина Михайлова .

Михайлов между тем, несмотря на то, что портрет Анны очень увлек его , был еще более рад, чем они когда сеансы кончились и ему не надо было больше слушать толки Голенищева об искусстве и можно забыть про живопись Вронского. Он знал, что нельзя было запретить Вронскому баловать живописью; он знал, что он и все дилетанты имели полное право писать , что им угодно, но ему было неприятно. Нельзя запретить человеку сделать себе большую куклу из воска и целовать ее. Но если б этот человек с куклой пришел и сел пред влюбленным и принялся бы ласкать свою куклу, как влюбленный ласкает ту, которую он любит, то влюбленному было бы неприятно. Такое же неприятное чувство испытывал Михайлов при виде живописи Вронского; ему было и смешно, и досадно, и жалко, и оскорбительно
Свернуть


По этому портрету в Анну влюбиться Левин, который увидит портрет в гостинной при посещении дома Вронского.
+
Пройдя небольшую столовую с темными деревянными стенами, Степан Аркадьич с Левиным по мягкому ковру вошли в полутемный кабинет, освещенный одною с большим темным абажуром лампой. Другая лампа-рефрактор горела на стене и освещала большой во весь рост портрет женщины, на который Левин невольно обратил внимание. Это был портрет Анны , деланный в Италии Михайловым. В то время как Степан Аркадьич заходил за трельяж и говоривший мужской голос замолк, Левин смотрел на портрет , в блестящем освещении выступавший из рамы , и не мог оторваться от него. Он даже забыл, где был, и, не слушая того, что говорилось, не спускал глаз с удивительного портрета . Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивою полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах, победительно и нежно смотревшая на него смущавшими его глазами. Только потому она была не живая, что она была красивее, чем может быть живая.
— Я очень рада, — услыхал он вдруг подле себя голос, очевидно обращенный к нему, голос той самой женщины, которою он любовался на портрете . Анна вышла ему навстречу из-за трельяжа, и Левин увидел в полусвете кабинета ту самую женщину портрета в темном, разноцветно-синем платье, не в том положении, не с тем выражением, но на той самой высоте красоты, на которой она была уловлена художником на портрете. Она была менее блестяща в действительности, но зато в живой было и что-то такое новое привлекательное, чего не было на портрете.
Свернуть

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/