Все началось с задетых самолюбий. Непомерно тщеславный Кирила Петрович в очередной раз хвастался своей великолепный псарней и своими охотничьими собаками. Независимый и гордый, но бедный, Дубровский молча завидовал, досадовал и хмурился. Троекурову естественно хотелось восхищения и досадное молчание старого друга его задевало.
"Что же ты хмуришься, брат", спросил его Кирила Петрович, "или псарня моя тебе не нравится?" "Нет", отвечал он сурово, "псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам". Один из псарей обиделся. "Мы на свое житье", сказал он, "благодаря бога и барина, не жалуемся - а что правда - то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю канурку. - Ему было б и сытнее и теплее". Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости во след за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел, и не сказал ни слова.
В пылу зависти, желая задеть самолюбие Кирила Петровича, а вовсе не из-за идеи справедливости, Андрей Гаврилович бросает справедливую фразу, которая однако обижает не столько Троекурова, сколько его псарей. И один из них дерзко отвечает, оборачивая упрек Дубровского против него самого. Дальше все как снежный ком. Обида становится взаимной, набирает обороты, захватывая в свой круг все новых и новых действующих лиц, пока не разрешается окончательным триумфом Троекурова. Подкупленный суд признает за ним право на владение имением Дубровского. Андрей Гаврилович так прочно верит в существующий порядок вещей и так сильно себя с ним отождествляет, что несправедливый приговор лишает его рассудка. Рушится его право владения, но это право и есть он сам, и значит вслед за ним рушится и он.
Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас. "Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!" Потом, обратясь к Кирилу Петровичу: "Слыхано дело, ваше превосходительство, - продолжал он, - псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу..." Сторожа сбежались на шум, и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани.
Троекуров этого не ожидал. Торжество победы было испорчено. И когда приговор вступает в действие приходят сомнения и угрызения совести.
Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости - и победа не радовала его сердце.
Он решается примириться и вернуть все в прежнее русло. Но расстроенное сознание Дубровского видит в нем только врага. Гнев и ужас, которые испытал Андрей Гаврилович, увидев Троекурова у крыльца своего дома, доконали его. Он умирает и на сцене событий появляется его сын, Владимир Дубровский, который во всем еще пока толком не разобрался. И собственно говоря, он-то уже вряд ли когда-нибудь во всем разберется, потому что его главным чувством становится справедливая месть, которая удовлетворяется только одним – возмездием. Однако вскоре между чувством мести и объектом мести встает Марья Кириловна.
- Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться - ни за себя, ни за него. Всё кончено. - Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пересечь ему все пути к бегству - в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства.
Любовь освятила все. И сквозь ее призму месть стала видеться как безумие. Мне кажется это и есть самое главное в романе.
Ну, а Маша, на мой взгляд, его не любила. Она никого не любила. Князь с его богатством, умением ухаживать за женщинами, умением быть хорошим собеседником заинтересовал ее. Но вот замуж,… она же колеблется. И отцу долго не говорит, что не хочет выходить за князя. Между прочим, помолвка прошла при ее молчании.
Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным - брак пугал ее как плаха, как могила... "Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского".
Ее вообще пугал брак. Молодой разбойник Дубровский стоял в одном ряду с могилой и монастырем, т.е. с тем, к чему брак не имеет отношения. Любовное развитие отношений вряд ли здесь было возможно.
P.S. Только из информации, приведенной Эльмирой, узнала, что роман незакончен. Я-то всегда считала его законченным. Жизнь отражена так, как она есть.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|