Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

А.С.Пушкин. "Дубровский"
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1788
Страница 3 из 7

Автор:  Eugenia [ 11 июн 2014, 20:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Я тоже думаю, что это роман о противостоянии.

Свои мысли об образе Дубровского я сформулировала в звуковом сообщении для программы. Надеюсь, что АГ хотя бы часть его поставит.

Автор:  Djuley [ 12 июн 2014, 08:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Из за Маши Дубровский не трогал усадьбу Троекурова и его самого? А я вот что ещё подумал - а сожги он усадьбу и отправь Троекурову в мир лучший то, лишил бы пищи своё чувство мести. Да и живой но, рефлексирующий беспокойством, страхами, болью Троекуров тоже стимул, подпитка проснувшихся садо-мазо комплексов Дубровского. Дубровский, типа, не хотел лишать себя этого "наркотика"?
Т.е. - Маша, я - Дубровскый, это - Маша, я - Дубровскый, Дубровский тот, который разбойник. Раскрученный, как сейчас сказали бы, пропиаренный бренд, что-то из себя значащий в глазах окружающий. А Дубровский просто так, как бы и никто. Как бы ощущение полноты себя и в глазах других. Вроде, как бы - я есмь. Это если по другому не привили находить эту полноту.

Автор:  sLOGOSemya [ 12 июн 2014, 09:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Людмила писал(а):
ПУШКИН. Только это и скажешь...Мастер ДЕЙСТВИЯ , мотивировки ПОСТУПКА
Пробежала роман глазами.
ПУШКИН. Только это и скажешь...
Мастер ДЕЙСТВИЯ , мотивировки ПОСТУПКА .
Костёр часто разгорается из-за ерунды.
Эпизод на псарне. Едкое замечание холопа. Уязвленное самолюбие. Ультиматум.

Государь мой примилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне
псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а
я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -
потому что я не шут, а старинный дворянин. - За сим остаюсь покорным ко
услугам
Андрей Дубровский.
Свернуть


В подоплёке - условия социальные, НЕРАВЕНСТВО , если угодно.
Про КРЕПОСТНОЕ право при советской власти все ПРАВИЛЬНО объясняли : оно людей разделяло.

Далее - пошло-поехало. И породило целый романный сюжет.
.

СИМВОЛ чего "ДУБРОВСКИЙ" сегодня ? Будет интересно услышать мнение А.Г. Данилина.
Попробую угадать... СИМВОЛ непримиримости враждующих сторон.
ДУБРОВСКИЙ как некая угроза и оправдание междуусобицы. ВОПЛОЩЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ .

Но путь вражды - ЛОЖНЫЙ. Есть путь сердца.
Ему,кстати, хочет в своем порыве примирения подчиниться Троекуров.
Но - отвергнут. И - ввергнут в круговорот СОБЫТИЙ.
А Маша... Маша... Маша... СЛУЧАЙ правит судьбой. Античная и шекспировская традиции.
Свернуть


А ведь, действительно, Людмила, Вы правы,
И от Мастера зависит, какой оттенок придать рядовому событию и как его раскрыть.
Толстой - "войну и мир" по-своему обрисовал, (через призму всё тех же "страданий" всё той же "аристократии", кстати.)
Пушкин - "страдания" этого же слоя "рабовладельческой аристократии" изобразил.

Писатели своего времени, что сказать.
Художественные зарисовки с натуры, так сказать.
Аристократы об аристократах, то есть о самих себе, чувства расписывали.
А подоплёка-то, Вы правильно говорите, Людмила,..
а В подоплёке - условия социальные, НЕРАВЕНСТВО , если угодно. .
Потому советское равноправное в обязательном образовании время и выделяло эти "дубовые бровки дугой".
...

Кстати, в радиопередаче вчера показалось сумбурным совокупное мнение говорящих об этом произведении.
Но эмоциональным было оно также совокупно.
Что-то зацепило со школы, а вот что ...
Может, и правда желание "социальной справедливости и равноправия" фоном свербит, .. в подоплёке, тсзть.

.

Автор:  Djuley [ 12 июн 2014, 09:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Я в последнее время вот ещё что думаю по поводу военной героики. С одной стороны, да, не хилую смелость иметь надо, что бы пойти против противника по ту сторону под пули и разрывы снарядов. Но, ведь идёшь против противника, который находится, именно, по ту сторону, да и к тому же если это иностранный супротивник, говорящий на другом языке, можно сказать, всё равно, что немой, не могущий что либо возразить. Т.е. немудрящее действо для некоторых персонажей. А если ещё жизнь довоенная была не сахар, и самооценка себя была ниже некуда то - не особо и себя не жалко и противника так же, не жалко. Даже и не только не жалко, а даже такой может быть способ выместить на таком же несчастном с другого окопа злобу по тем, кто питал злобу и чувство несправедливости позади своего окопа, в тылу.
А вот пойтить супротив начальника-барина, затеять против него тяжбу, или какую другую более сложную форму борьбы, требующую выдержки, мозгов и гражданкой смелости - может и мандражнее будет, чем идти на окопы по ту сторону. Окопы-то они где-то там, а начальник-кровопивец здесь, в этой тутошней, каждодневной жизни. Да если ещё этот мандраж перед начальствующим растворён в крови почти на генетическом уровне, на протяжении много вековой "эволюции"?

Автор:  Nikolay L [ 12 июн 2014, 13:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

:du_ma_et:

Автор:  Бегущая по волнам [ 12 июн 2014, 14:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Эльмира, хотела сразу написать, почему Троекуров не обеспокоился о том, что "француз" глаз положит на Машу, но задержалась, а теперь не нашла цитату из вашего сообщения. Напишу без цитирования.
Крупному помещику Троекурову даже не могла в голову мысль прийти, о таком мезальянсе как какие-либо "отношения" какого-то французика и ЕГО ДОЧЕРИ. Потому и предупреждал только о девицах из флигеля).

А если говорить о привостоянии Дубровских и Троекурова, то здесь, противостояние равных по чести, но неравных по богатству. Вероятно, в то время уже началось разделение внутри одного сословия по степени значимости богатства. И большее богаство давало возможность влиять на то или иное решение государственных институтов. То, что Дубровский отец был шокирован решением суда, говорит о том, что период этот был переходный, типа наших 90-х. Ведь нас теперь уже не удивляет, что всё продаётся и всё покупается. И всяк готов к подобным судебным решениям не по правде и закону, а "по интересу".
Djuley писал(а):
Т.е. - Маша, я - Дубровскый, это - Маша, я - Дубровскый, Дубровский тот, который разбойник. Раскрученный, как сейчас сказали бы, пропиаренный бренд, что-то из себя значащий в глазах окружающий. А Дубровский просто так, как бы и никто. Как бы ощущение полноты себя и в глазах других. Вроде, как бы - я есмь. Это если по другому не привили находить эту полноту.

%) Пропиаренный бандит?! Разбойник всегда - бандит, особенно если вышел из высшего сословия.
И, как мне кажется, всякая любовь улетучится, если возлюбленный стал уголовником. Могут быть, конечно, варианты случайных ситуаций, но уголовник по идейнвм соображениям - это уже человек из ДРУГОГО мира.
Я всегда удивлялась на женщин из обычной среды, которые уходили за своими возлюбленными в мир уголовный.
(Я не имею в виду жён декабристов. Здесь всё понятно и естественно.)

П.С.
Вот ещё что хотела написать. Слова молодого Дубровского о том, чтобы Маша положила кольцо в дупло дерева, если он будет нужен, это - очень романтично. И ассоциируется с вошебными народными сказками. По райней мере - у меня. Что-то в этом есть очень сильное - "
позови и я приду на помощь".

Автор:  Julia_Xexbr [ 12 июн 2014, 17:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Я всегда думала, что Дубровский не трогал имение Троекурова по двум причинам. Одну уже назвали - подогрев чувства мести. Выжег бы он Троекурова, и ЧТО? ЧТО дальше то? Кому мстить, как жить дальше, особенно, если кормиться не с чего, батюшка ку-ку, крепостные уже не его... А другая причина - чтобы держать Троекурова в страхе (пардон, "чтобы гнал, говно, кому кланяться"). Когда же и до него, Троекурова-великого-и-ужасного, гад-разбойник доберётся? Когда сожгут, всё. Нечего и некого бояться. А пока - дрожать! Примерно так.
Но в школе нам всё про Пугачёва больше, а не про социальную несправедливость.

Хорошо, что следующая передача будет про Машу. А то в детстве я никак не понимала, а что это Дубровский Машу не похитил просто так? Вот бы её папочка тогдда реально бы дёргался от беспокойства за дочь. Это не имущество, а кровь родная. И в руках ещё и бандита. Что тому в голову может прийти, а? Что он сделать с девушкой может?

Автор:  Julia_Xexbr [ 12 июн 2014, 17:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Бегущая по волнам писал(а):
И, как мне кажется, всякая любовь улетучится, если возлюбленный стал уголовником. Могут быть, конечно, варианты случайных ситуаций, но уголовник по идейным соображениям - это уже человек из ДРУГОГО мира.
Я всегда удивлялась на женщин из обычной среды, которые уходили за своими возлюбленными в мир уголовный.

Всё зависит от конкретного женского перса.Тоже было бы интересно послушать мнение АГ. Вроде про это у Фрейда было. Когда женщине было необходимо крайнее уничижение, как-то так.
К примеру "нашей истории" - русские благородные барышни в период революции были крайне неравнодушны к матросам-анархистам.

Автор:  Бегущая по волнам [ 12 июн 2014, 17:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Julia_Xexbr писал(а):
Бегущая по волнам писал(а):
И, как мне кажется, всякая любовь улетучится, если возлюбленный стал уголовником. Могут быть, конечно, варианты случайных ситуаций, но уголовник по идейным соображениям - это уже человек из ДРУГОГО мира.
Я всегда удивлялась на женщин из обычной среды, которые уходили за своими возлюбленными в мир уголовный.

Всё зависит от конкретного женского перса.Тоже было бы интересно послушать мнение АГ. Вроде про это у Фрейда было. Когда женщине было необходимо крайнее уничижение, как-то так.
К примеру "нашей истории" - русские благородные барышни в период революции были крайне неравнодушны к матросам-анархистам.

Здесь возможен вариант - реализация желание стать "подругой" альфа-самца, всё равно какого разлива))).
К тому же некоторые революционные барышни сами проявляли странное стремление к личной изуверской власти.. - прочла вчера статью о похождениях просто упырихи Землячки.
Но думаю, что это всё же НЕ ТЕ барышни, к которым относилась Маша.

Автор:  Людмила [ 12 июн 2014, 20:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Когда объявили тему о МАШЕ и о РАСЩЕПЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ, то сразу - интуитивно- вспомнила известное стихотворение Н. Гумилева ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ТРАМВАЙ. Оно ГЕНИАЛЬНО. Спору нет. Но и очень загадочно. Требует расшифровки. В нем - о Маше Мироновой и о Петруше Гриневе. О их НЕВСТРЕЧЕ, якобы. У Н. Гумилева все ассоциативно,все напоминает сон. Сон - о России, о русской культуре и революции, о любви и роковых ошибках.

Помните ?
Николай Гумилев.
Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, —
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная», — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода —
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравье
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить
.


И расшепление ЛИЧНОСТИ здесь,насколько я могу судить. Один человек - предан любви, мечте о ней, памяти о ней. Другой - предан ГОСУДАРСТВЕННОМУ служению. Один - готов к свиданию, другого - казнили вместе с другими.
Повторюсь, я говорю обо всем этом интуитивно. Но в ДУБРОВСКОМ - несколько ЛИЧНОСТЕЙ. И любовник, и разбойник, и сын, и мститель. А МАШЕНЬКА - светящаяся ТОЧКА. Если ее уничтожить - уничтожить СРАЗУ ВСЕ. Но и так СРАЗУ ВСЕ уничтожено. Посеяно зло. Взойдет в лучшем случае полное РАВНОДУШИЕ.

Автор:  Бегущая по волнам [ 12 июн 2014, 21:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Людмила! Ваши посты всё же заставляют меня перечитать этот роман А.С.Пушкина. @->--
Передачу ещё не слышала.

Автор:  sLOGOSemya [ 13 июн 2014, 00:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

............

Честно признаться, я недопонимаю столь вдруг пристальное внимание ко "любовям" выдуманных автором литературных персонажей, являющихся лишь штрихами и фоном к описанию некоторой исторически-житейской обстановки того времени, которыми автор окружён был и чем дышал в то время.

Маша Троекурова, ("Дубровский", Пушкин)
Маша Миронова, ("Капитанская дочка", Пушкин)

Родительское благословение, основанное на сословно-меркантильных интересах, как жесточайший внутренний закон, рабское поклонение которому ставит внутренние же преграды для воссоединения с любимым человеком.

В одном случае Гринёву папаша запретил с бедной Машей Мироновой по-серьёзному вязаться (судьбу связывать),
в другом случае папаша Троекуров запрещает дочери Маше вязаться с бедным Дубровским, так как есть богатый, хотя и старый, князь.
...

Плохие примеры времён "рабовладельческого строя" времён "крепостного права", тсзть, выражаясь каламбуром.
Деткам наплевать на свои любови, но не наплевать на желания родителей и наплевать на несвободу.

Ну, времена были другие!
Без церкви не связать официально судьбу было, а церковь без благословения не свяжет.
Несвобода, одним словом.

Маша-Маша, эх, Маша!
Продали её князю, а она и продалась.
(Это если по-современному рассуждать, не рассусоливая. :)

.

Автор:  Бегущая по волнам [ 13 июн 2014, 08:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

sLOGOSemya писал(а):
............

Честно признаться, я недопонимаю столь вдруг пристальное внимание ко "любовям" выдуманных автором литературных персонажей, являющихся лишь штрихами и фоном к описанию некоторой исторически-житейской обстановки того времени, которыми автор окружён был и чем дышал в то время.
.

Приходится согласиться, учитывая отношение А.С.Пушкина к женщине и "любовям", о чём очень красноречиво повествуют его личные письма.
Всё же очень правильно делают, что публикуют письма великих. Они показывают, что литературное творчество - это "от бога".

Автор:  Эльмира [ 13 июн 2014, 08:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Бегущая по волнам писал(а):
Крупному помещику Троекурову даже не могла в голову мысль прийти, о таком мезальянсе как какие-либо "отношения" какого-то французика и ЕГО ДОЧЕРИ. Потому и предупреждал только о девицах из флигеля).
Может быть и так.
А я подумала, что Троекуров просто не смотрел на свою Машу никак, кроме как на дочь, дитя, поэтому и не подумал о возможном романе с французом. А книжек, которые могли бы натолкнуть его на подозрения по поводу частых уединённых занятий Маши и Дефоржа, Кирила Петрович не читал.
Бегущая по волнам писал(а):
Вот ещё что хотела написать. Слова молодого Дубровского о том, чтобы Маша положила кольцо в дупло дерева, если он будет нужен, это - очень романтично. И ассоциируется с вошебными народными сказками. По райней мере - у меня. Что-то в этом есть очень сильное - "позови и я приду на помощь".
Да, у меня тоже такие ассоциации. Это Дубровский хотел стать добрым волшебником для Маши, наверное.
По поводу
противостояния Дубровских и Троекурова
здесь, противостояние равных по чести, но неравных по богатству. Вероятно, в то время уже началось разделение внутри одного сословия по степени значимости богатства. И большее богаство давало возможность влиять на то или иное решение государственных институтов. То, что Дубровский отец был шокирован решением суда, говорит о том, что период этот был переходный, типа наших 90-х. Ведь нас теперь уже не удивляет, что всё продаётся и всё покупается. И всяк готов к подобным судебным решениям не по правде и закону, а "по интересу".
Свернуть
Расслоение по степени богатства внутри одного сословия было всегда. И старший Дубровский не любил "чернильное" племя за продажность, а вот то, что не подумал о негативном для себя исходе в суде, говорит не в его пользу. Пушкин же так и пишет, что у Кирилы Петровича и Андрея Гавриловича были схожие характеры. А вот размах ума, пожалуй, у Троекурова поболе был... хоть и не в лучшую сторону, наверное...
Ольга писал(а):
Пушкин..право..все его герои части его самого..
Нежная ранимая..часть его души..женственная))
Особенно важная часть души А.С.П. - образ Маши.
Но мне думается, что А.Г., объявляя тему, не столько хотел поговорить о психологии расщепления в душе Пушкина, сколько о психологии расщепления в душе молодого Дубровского.
(Во всяком случае Людмила очень кстати напомнила о Петре Гринёве и Маше Мироновой. Там, по-моему, расщепления нет... Или всё же есть? )
о Расщеплении из психологического словаря:
Цитата:
Расщепление
(splitting) защитный механизм, с помощью которого люди преодолевают эмоциональные конфликты: в этом случае одних людей они относят к хорошим, не замечая их отрицательных черт, а других людей - к плохим, не видя в них ничего положительного; при этом они не рассматривают себя или окружающих как сложные, но последовательные образы.

http://vslovare.ru/slovo/psihologichesk ... nie/244016
наверное, Владимир Дубровский (в какой-то момент времени) как раз так и расщепил у себя в голове мир: на плохих людей, которых можно грабить и жечь, и хорошую Машу, которая стала для него "светящейся точкой" (по выражению Людмилы) во мраке существования.
Горящие имения плохих помещиков можно рассмотреть как символ.
Не умея разглядеть, вытащить наружу и дать прорасти " тихому огоньку чужой души", спрятанному и забытому за лизоблюдством, рабской услужливостью (Троекурову,власть имущим), Владимир Дубровский зажигает пламя в реале. И полыхают поместья. А отрады в душе нет. Эту отраду он вновь переносит во вне - на Машу.

Автор:  Бегущая по волнам [ 13 июн 2014, 09:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: А.С.Пушкин. "Дубровский"

Психологтя расщепления..
Расщепления чего? Сознания?

тогда:
Цитата:
РАСЩЕПЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Проявление расщепления психического, симптом деперсонализации, выражающийся, в первую очередь, в утрате сознания единства "Я", когда возможно чувство переживания одновременного сосуществования двух или больше личностей, ведущих свою совершенно самостоятельную жизнь.(В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.)


Из ВИКИ
Цитата:
Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (также используются диагнозы расстройство множественной личности, раздвоение личности, расщепление личности) — очень редкое психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний). При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение», и одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации[4]. После «переключения» активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность.

Причинами этого расстройства служат тяжёлые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся экстремальное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие[4]. Данное расстройство является крайним проявлением диссоциации — механизма психологической защиты, при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним. Этот механизм полезен, так как он позволяет человеку защититься от избыточных, непереносимых эмоций, но в случаях чрезмерной активации данного механизма появляются диссоциативные расстройства. Вопреки расхожему заблуждению, диссоциативные расстройства не связаны с шизофренией.

Ввиду большой редкости данного заболевания само существование диссоциативного расстройства идентичности долгое время ставилось под сомнение.


У Маши явно не было ничего подобного.

Страница 3 из 7 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/