Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Архетип Тени http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1801 |
Страница 2 из 5 |
Автор: | quagga [ 30 июн 2014, 08:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Людмила писал(а): Себе самой я с самого началаТо чьим-то сном казалась или бредом, Иль отраженьем в зеркале чужом, Без имени, без плоти, без причины. Уже я знала список преступлений, Которые должна я совершить. И вот я, лунатически ступая, Вступила в жизнь и испугала жизнь. Она передо мною стлалась лугом, Где некогда гуляла Прозерпина. Передо мной, безродной, неумелой, Открылись неожиданные двери, И выходили люди и кричали: "Она пришла, она пришла сама!" А я на них глядела с изумленьем И думала: "Они с ума сошли!" И чем сильней они меня хвалили, Чем мной сильнее люди восхищались, Тем мне страшнее было в мире жить И тем сильней хотелось пробудиться. И знала я, что заплачу сторицей В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме, Везде, где просыпаться надлежит Таким, как я,- но длилась пытка счастьем. http://www.stihi.ru/diary/qwesty/2009-01-26 СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕГИИ. Стихотворение Ахматовой заставило вспомнить собственные ощущения, когда достигнув локального успеха, я испытывала желание отказаться перед людьми от роли "хорошей", от своей Персоны. Почему же так? Жить в рамках Персоны- во-первых это ограничение, как любые рамки. Оставаться такой "хорошей" какой ты вдруг смогла, требует усилий, "хорошая"- это определённая область ответственности перед собой и перед людьми. А я плохая, плохая, я не могу быть всегда затверженно хорошей! Я хочу быть свободной. Даже от своих достижений.. Это я. А в стихотворении- Ахматова, которая, может быть, хочет сказать: Я- не богиня, я- живая и плотская. Коль скоро свет нуждается в тенях, чтобы мир обрёл плотскость и объёмность, ровно столько же и тени нуждаются в свете.. Рассказ Афалины о "поездах- призраках" напомнил мне ещё об одном произведении, способном прояснить вопрос о тенях. Это роман Рэя Брэдбери "Тени грядущего зла" (или "Именно так зло и приходит", "Что-то страшное грядёт"- у названия романа несколько переводов). Там, в романе, хозяин жуткого карнавала, который приезжает в город ночью на призрачном поезде, мистер Дак (мистер Мрак, мистер Тёмный) охотится за двумя мальчишками, один из которых тёмноволос, а другой- светлый. Карнавалу нужны живые мальчишки, которые ещё не решили, какими им быть- плохими или хорошими.. Без них Карнавал не может существовать, зачахнет и исчезнет. Ахматова- женщина, не богиня, живая и плотская женщина, с теневыми и световыми сторонами. Она заявляет об этом. И, вот что я заметила- в сказке Андерсена "Тень" развитие сюжета, после вступления, начинается именно в появления в сказке таинственной незнакомки в загадочном доме. Не решаясь сам проникнуть в дом, учёный посылает туда свою тень. И вот тогда-то, когда человек отправляет на поиски женщины свою тень, вместо того, чтобы пойти самому- тогда тень обретает самостоятельное существование. И в романе Бредбэри, мистер Дак улавливает своих жертв- взрослых мужчин, показывая им прекрасных женщин в своём шоу. |
Автор: | Селена [ 30 июн 2014, 08:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Афалина писал(а): Еще.. (просто в качестве "поддержки отечественного производителя"))познакомиться с образом Тени можно, прогуливаясь по "Волшебному острову" из одноименного радиотренинга в "СН". Спасибо за ссылки на отечественный опыт, Афалина. И если вспоминать не только прямые эфиры и наше их здесь обсуждение, но и тренинговую часть этого проекта, то… по большому счету она и есть большая попытка поиска этой самой Тени с намерением вернуть ей голову или, осознав ее, избавиться от ее зависимости, вернув ее на ее место. Для меня самое большое такое путешествие было в тренинге по “Божественной комедии”. Упражнения по встрече со своей Тенью были почти в каждом занятии. Для меня это до сих пор самый важный тренинг. Радиотренинг “Божественная комедия” Данте |
Автор: | Селена [ 30 июн 2014, 10:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Согласно Юнгу Тень это ведь еще и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Не зря именно Тень посылает Ученый в прихожую Поэзии. Однако то, что приносит Тень Ученому, его разочаровывает.
Разговор Ученого с Тенью
Странно все это, сказал Ученый и продолжал писать об истине, доброте и красоте, но никому до этого не было дела. Не было дела возможно потому, что оторванные от Тени истина, доброта и красота оставались эфемерными иллюзиями, живущими в стерильной части души Ученого. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Вот она энергия поэзии. Из сора выращивать цветы и стихи. Хаос преобразовывать в Космос. Ученый Андерсена пишет об истине, доброте и красоте, т.е. он уверен в том, что то, о чем он знает есть истина, доброта и красота. Ученый Шварца мечтает придумать средство как спасти от несчастья весь мир сразу и оптом. Но одну-единственную Принцессу он так и не понял и спасти ее не захотел. Зато увидел заботящуюся о нем Аннунциату и уходит с ней. Вся мечта о счастье других оказывает собственной мечтой о заботящемся материнском начале. Возможно это тоже защита от поиска и распознавания Тени. Материнская любовь всегда и во всем оправдывает своего ребенка. Внутренняя уверенность что я хорошая/ий, а плохое во мне – не я, а оно, есть результат найденного безоговорочного самооправдания. |
Автор: | Людмила [ 30 июн 2014, 10:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
quagga, спасибо за комментарий на столько к ПОЭЗИИ ( кивок - Ольге) , сколько к СМЫСЛАМ А.А. Ахматовой. Быть ПЛОХОЙ - это риск БЫТЬ ОТВЕРГНУТОЙ ЛЮДЬМИ. Вот тут - то и требуется ПОНИМАНИЕ ( родительское, учительское, дружеское,родственное и т. д..) Право быть ПЛОХОЙ всегда отстаивала М. Цветаева. Но и расплачивалась за это право полный ОТЧУЖДЕНИЕМ от мира ОБЫВАТЕЛЕЙ. Маска ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА и сущность ПЛОХИША. Мы часто не хотим об этом думать. Нам легче стереотипное восприятие. Сегодня (стоит посмотреть ТВ) все ситуации обострены. В ХОРОШЕМ подозревают ПЛОХОЕ. ПЛОХОЕ устремлено к ХОРОШЕМУ. В чем критерий разделения ДОБРА и ЗЛА ? Как-то ВСЕ СНАЧАЛА нынче ? И ЛИЧНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ позиция слишком беспомощна. ХОРОШИЙ ДЛЯ СЕБЯ САМОГО ? |
Автор: | Людмила [ 30 июн 2014, 10:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Селена, спасибо Вам за содержательные ПОСТЫ. Сегодня, однако, изменились и МАТЕРИ, и ДЕТИ. И ДЕТИ ,порою, очень даже не против того, чтобы быть ПЛОХИМИ . Материнские критерии ХОРОШЕСТИ их не устраивают. И ХОРОШЕСТИ они не ищут. Субъективное впечатление... |
Автор: | Эльмира [ 30 июн 2014, 10:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Селена писал(а): Но одну-единственную Принцессу он так и не понял и спасти ее не захотел. Зато увидел заботящуюся о нем Аннунциату и уходит с ней.Вся мечта о счастье других оказывает собственной мечтой о заботящемся материнском начале.Ир, чё-то у меня другие воспоминания о сюжете "Тени" Е.Шварца. Помнится, Учёному отхватили голову,и тут же головы лишилась Тень. А на Тень во дворце были довольно большие планы, особенно у Принцессы. И вот после появления Тени без головы( пешей ), во дворце засуетились и решили-таки воскресить Учёного, чтоб оживить и его Тень. Тень после такого сюжетного "приёма" зауважала хозяина и.. исчезла, когда её захотели схватить. Учёный же был очень не рад манипуляциям с его головой и поспешил дворец покинуть.. да, с Аннуциатой... как более предсказуемой попутчицей, надо думать. Во всяком случае есть надежда, что она ему по дороге голову не снесёт. Чтоб спасать кого-то, самому ведь необходимо целым оставаться. *** Юля выше вспомнила о Карнавале (по-моему, и Ольга где-то писала о психологическом приёме с маской - если мне не приснилось, конечно.. не могу найти) Вот ещё интересная работа на тему архетипа Тени. Здесь автор говорит о Тенях в коллективном бессознательном: Цитата: Под «тенью» понимается сокрытая сущность, которая находится под контролем сознания, «изнаночная», темная сторона «Я». Сам ученый (Юнг - примечание моё) говорит об архетипе тени как об отвечающем личному бессознательному [9, с. 106], но, с другой стороны, подчеркивает, что «нам не приходит в голову, что карнавальных и тому подобных ритуалах сохраняются пережитки коллективного образа тени, а это подтверждает, что корни происхождения личностной тени следует искать в нуминозном коллективном образе» [8, с. 347]. В другом месте К.Г. Юнг пишет: «Мы уже забыли о том, что в карнавальных и подобных традициях существовал коллективный образ тени, который доказывает, что персональная тень отчасти произошла именно от священного коллективного образа. Этот коллективный образ постепенно исчезает под влиянием цивилизации, оставляя не так легко распознаваемые следы в фольклоре» [11, с. 274]. Именно эти пережитки и проявляются в действиях пациентов в состоянии истерии, в которых П. Сталлибрасс и А. Уайт отмечают присутствие карнавальных образов и форм.В свете вышесказанного следует вспомнить и размышления по поводу архетипа тени ученика и последователя К.Г. Юнга Э. Нойманна (1905—1960). Э. Нойманн понимает тень как «низшую» личность, которая «состоит из всего, что не вписывается в законы и постановления сознательной жизни» [6, с. 171], и как предполагающую «неповиновение» [6, с. 172]. Карнавал же, при своих мифологических истоках, всегда будет являться прежде всего «неповиновением», и логика его никогда не будет вписываться в законы будничной жизни, потому что является логикой «наизнанку» [3, с. 20]. Важно также и обратить внимание на то, что карнавал, разрушая, созидает, а отрицая, утверждает. О такой точно конструктивной природе деструктивного в архетипе тени говорит и Э. Нойманн, подчеркивая, что «именно в руках темной и неясной фигуры тени находится ключ к позитивному развитию» [6, с. 173]. Архетип тени тесно связан и с архетипом трикстера, поскольку именно образ трикстера, по мнению К.Г. Юнга, является иллюстрацией теневых сторон общества. Трикстер у К.Г. Юнга — личность, пребывающая в первобытном состоянии. Это состояние, по Юнгу, характеризуется отсутствием сдерживающего влияния разума как регламентирующей функции и соответствующей этому гиперактивной возможности чувствовать и проявлять интуицию» [11, с. 265]. Теория карнавала М.Бахтина в контексте коллективного бессознательного http://sibac.info/index.php/2009-07-01- ... 9-07-03-45 *** А ещё мне интересно. Вот это заклинание: "Тень, знай своё место!" психологично? Может, лучше как-то постараться с Тенью подружиться? Иначе перетягивание каната:кто кого - Персона одолеет Тень или Тень Персону - с карнавальными перевёртышами неизбежны,по-моему..хотя именно они и создают, может, необходимый градус напряжения в акте творения. |
Автор: | Эльмира [ 30 июн 2014, 11:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
А ещё можно вспомнить Театры Теней, которые были очень распространены в Китае и Индии. На сегодняшний день наиболее известен театр ваянг в Индонезии. Цитата: В традиционной культуре Явы и Бали особую роль всегда играл театр. Популярное зрелище — кукольно-теневой театр «Ваянг Пурво», в котором за экраном разыгрываются сцены из «Рамаяны» и других древних эпосов, с помощью плоских кукол, вырезанных из кожи буйвола, и масляного светильника. По сей день, индонезийцы видят в тенях кукол своих обожествленных предков и древних героев. В 2004 году Юнеско присудило театру статус мирового наследия.http://www.el-mar.ru/excursion/teatr-te ... indoneziya |
Автор: | quagga [ 30 июн 2014, 12:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Селена писал(а): Согласно Юнгу Тень это ведь еще и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человекеЯ не сильна в первоисточнике.. Но, мне кажется, тень, о которой пойдёт речь в передаче с вопросом- "почему хорошие люди совершают плохие поступки?"- это дань, отправленная не по тому адресу.. Тень не может существовать отдельно от предмета, она вторична по отношению к предмету. Как же она может быть источником жизненной силы? Тени, (или в тень) как раз уходят жизненные силы. Я думаю, это необходимая дань. Лишь бы давать себе отчёт, когда ты отдаешь свету, и когда- тени. Страшное начинается, когда одно называется другим |
Автор: | Ольга [ 30 июн 2014, 14:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Товарисчи!))) Мы тут" знакомы" друг с другом уже не один год.. Дети выросли..некоторые семьи создали..работы меняем..и остаемся здесь.. Я эт к чему..хорошо бы нам..не в теорию уходить..психоанализа.. А заняться практическими примерами..возможно из из жизни родных..соседей.. Примеры из рабочих будней.У всех были и есть коллеги .. Как вам мое предложение? Ведь есть же ..повторяющиеся ситуации..которые ну никак не удается ни понять..ни не попадать опять туда же.. Опять же тема у нас" Как Тень заставляет хороших людей совершать плохие поступки или оставаться равнодушными" кстати,Тенью Юнга..говорят был Фрейд) Эля,про маски я писала в ветке"Весь этот джаз" |
Автор: | Селена [ 30 июн 2014, 16:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Людмила, спасибо. Эльмира, да, можно по-разному прочитать “Тень” Шварца. Понятно, что каждый видит в данный момент что-то важное именно для себя самого. Юля, я в первоисточниках тоже не сильна. Но Тень (если вообще отвлечься от ее оценки, плоха она или хороша) – это подавленная жизненная энергия. Поэтому и вырывается она наружу, когда что-то извне цепляет некий детонатор, заложенный в ней и не распознанный самим человеком, в следствии того, что Тень находится за границей сознания. Поэтому хорошие люди и совершают плохие поступки. Это некий взрыв, высвобождение запертой энергии. Если Тень признавать, осознавать и постепенно интегрировать в Персону (в осознаваемую часть Эго), то она и становится источником творческого начала и жизненной силы. Мне кажется практика искреннего церковного покаяния этому явное свидетельство. Кому она знакома, тот знает, как все расправляется внутри. Просто реально по уровню жизненной энергии чувствуешь себя другим человеком. Так я поняла механизм работы Тени (ну если поняла, конечно). Оля, про реальные примеры конечно хорошо бы. Но я не психолог, не психоаналитик, не психотерапевт. Мои близкие, друзья, знакомые – это живая ткань моих собственных переживаний. Насколько я поняла Тень вырывается во вне какими-то проекциями, какого-то неприятия, какого-то раздражения, какого-то отрицания. Получится, что описывая некоторые примеры как проявления Тени, я всегда буду в нее бессознательно закладывать свою Тень. Честно говоря, с практическими примерами в нашем психологическом ликбезе у меня ничего не получается. Я плохо все это вижу в окружающей меня реальности. Однако через анализ литературных произведений, точнее моего отношения к ним, мне проще понять себя, узнать причины, нащупать путь изменений. И через это рассказать другим, тем, с кем у меня близкие доверительные отношения. Мне так проще объяснить не само понятие, а механизм его обнаружения, в надежде что тот, другой, сам найдет свой путь отыскания чего-то подобного и сможет с этим справиться. Это все что я могу сделать для своих друзей и близких. И это всех нас устраивает. Ну а собственные примеры Тени (то, что посчитала возможным вынести на всеобщее рассмотрение), я достаточно подробно (насколько хватило умения) описала в своих дневниках по тренингу по “Божественной комедии”. Еще раз повторю: он для меня действительно был очень важен и значим. А вот примеры из твоей практики и практики Дока хотелось бы послушать и поподробнее. Т.е. как вы, как профессионалы, распознаете те или иные архетипы в реальной человеческой жизни, где все в чистом виде вообще мало когда проявляется? Ведь психическая жизнь – это динамика. |
Автор: | Александр Букин [ 30 июн 2014, 17:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Архетип тени или подсознания будет вести себя по разному,в зависимости от хозяина или сознания .Например если сознание хочет быть всё время чистеньким,а всё грязное относить к подсознанию то подсознание по закону равновесия будет на зло своему хозяину делать всякие пакости,тем более что "хозяин не хочет видеть ничего грязного",а это значит что подсознание может делать -то что приписывает ему сознание и по сути не тень плохая а точка зрения хозяина на эту тень |
Автор: | quagga [ 30 июн 2014, 17:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Селена писал(а): Юля, я в первоисточниках тоже не сильна. Но Тень (если вообще отвлечься от ее оценки, плоха она или хороша) – это подавленная жизненная энергия. Поэтому и вырывается она наружу, когда что-то извне цепляет некий детонатор, заложенный в ней и не распознанный самим человеком, в следствии того, что Тень находится за границей сознания. Поэтому хорошие люди и совершают плохие поступки. Это некий взрыв, высвобождение запертой энергии. Я думаю, что без собственных примеров, как предложила Ольга, всё равно будет непонятно. Попытаюсь показать, что такое для меня моя "тень" в повседневной, бытовой жизни и как она влияет на поступки. Тень- это когда мои чувства (эмоции) несоразмерны разумному взвешенному разбору ситуации. Вот, недавно, было такое дело: возвращаюсь я из приюта для бродячих собак и чувствую, как давит и грызёт меня неудовлетворённость. Чувство большое и тяжёлое, и я начинаю соответственно, прилично размерам этого чувства размышлять: "сколько в жизни неустройства! а я делаю так мало! ничего нельзя изменить!" Дома, когда переживания меня совсем задавили, я вдруг упёрлась глазами в зеркало в коридоре: всклокоченые волосы, обгоревший нос, а ещё и грязные руки (воду надо было экономить) и босоножки со следами собачьих какашек.. И тут на меня снизошло огромное облегчение: переживания, которым я придала значение бессильной, но благородной озабоченности: "как изменить облик мира?" коренились только лишь в озабоченности собственным внешним видом.. Не похожа я на Василису Премудрую с карты Таро, хоть убейся! Вот это я и называю тенью: когда источник "благородных устремлений" берёт своё начало в таких простеньких и себялюбивых желаниях, о которых задуматься заставит только желание избавиться от гнетущей тягости, которую не утоляет действие. А если бы я не догадалась? Измучив себя сетованиями по поводу судеб мира, я не смогла бы пойти в конкретный данный приют назавтра. ..А в литературе на этот повод я очень люблю из "Хромой судьбы" бр. Стругацких:
ужас сморщенный, голенький, вонючий
|
Автор: | Александр Букин [ 30 июн 2014, 17:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
У сознания и подсознания разная природа,память,внимание,информация,обработка.Если упрощённо -то сознание можно сравнить с ребёнком,а подсознание со взрослым умудрённым жизненным опытом |
Автор: | Александр Букин [ 30 июн 2014, 18:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
У простого обывателя сознание просто,прямолинейно и в общем то оторвано от действительной жизни,мир для него делится на общепризнанное добро и зло,и его задача быть всегда чистеньким,то есть не совершать греха,а если уж совершил-то покаяться и постараться в преть такого не совершать.У его подсознания (тени) задача состоит в познании мира и себя,через опыт,риск,эксперимент и привязка сугубо индивидуальная к конкретной личности , месту и времени её проживания,и эта жизнь должна быть интересной и свободной. |
Автор: | Julia_Xexbr [ 30 июн 2014, 19:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Архетип Тени |
Интерееесненько... Как же найти сказочного героя, если все сказки несут в себе определённую мораль, а сказочные герои - "расфасованные и ранжированные" архетипы? А если ещё и с собой совмещать ой и брррр. Представилось, что довольно харАктерно действует героиня романа Кортеса "Пациентка". |
Страница 2 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |