Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 20:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 72 ]  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2014, 16:47 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Архетип Тени: почему хорошие люди совершают плохие поступки?
Архетип "Тени" по К.Г.Юнгу. Как "Тень" заставляет хороших людей совершать плохие поступки или оставаться равнодушными?

Профессиональные темы все равно во всей глубине постигаются только в практической работе. Ну а нам остаются попытки более-менее разобраться в них с помощью искусства, мифологии, литературы. Мне показалось, что архетип Тени очень понятно отражен в пьесе Шварца “Тень”. Поэтому, пожалуй, подумаю именно над ней.

А для начала теория. Вот здесь достаточно понятно все описано.
http://psyjournal.ru/psyjournal/article ... hp?ID=2789

Тень Эго

Тень является одним из психических бессознательных факторов, неподконтрольных Эго. Фактически Эго даже не подозревает, что само отбрасывает тень. Юнг использовал термин Тень для обозначения психической реальности, кото­рую относительно просто понять на уровне представления, но гораздо труднее постичь практически и теоретически. Он хотел указать на вопиющую несознательность, которую демонстрирует большая часть людей. И чем ссылаться на Тень как на комплекс, гораздо полезнее обращать внимание на те психологические черты и качества, которые находятся «в тени» (т.е. спрятаны на заднем плане, во тьме) или «затенены». Какие?либо части личности, которые в норме принадлежали бы Эго, будучи интегрированы с ним, в силу когнитивного или эмоционального несоответствия вытесняются, попадая в Тень. Специфическое содержание Тени может меняться в зависимо­сти от установок Эго и степени его дефензивности. Обычно Тень аморальна или, по меньшей мере, имеет плохую репута­цию, то есть содержит те черты личностной природы, которые противоречат правилам и моральным устоям общества. Тень — это бессознательная сторона процессов Эго: намерений, воли, защит. Это, так сказать, оборотная сторона Эго.

Любое Эго отбрасывает Тень. Это неизбежно. Приспоса­бливаясь к миру, Эго непреднамеренно возлагает на Тень действия, осуществляя которые может попасть в моральный конфликт. Без ведома Эго эти защитные и самосохраняющие процессы погружены во мрак. Работу Тени можно сравнить с деятельностью секретной шпионской службы, о которой глава государства ничего не знает и потому может снять с себя ответственность за ее грязные дела. Хотя интроспекция мо­жет в какой-то мере привести к осознанию теневых процессов Эго, однако собственные защитные механизмы Эго, направ­ленные против такого осознания, настолько эффективны, что лишь немногим удается их преодолеть. Поэтому гораздо по­лезнее для понимания ваших затененных качеств попросить близких друзей или спутника жизни честно рассказать вам, как они вас воспринимают.

Если достаточно глубоко проследить корни наших жела­ний, намерений, выборов, мы окажемся в темной и холодной области, и нам станет очевидным, что наше Эго в своей за­тененной части может быть чрезвычайно эгоистичным, са­моуверенным, бесчувственным и склонным к манипуляциям. Перед нами окажется чистейший эгоист, любой ценой стре­мящийся достичь власти и удовольствий. Это средоточие мрака внутри Эго является точным определением того чело­веческого зла1, каким оно предстает в мифах и литературе. Фигура Яго в шекспировском «Отелло» может служить клас­сическим примером. Тень — это место обитания всех смерт­ных грехов. Юнг отождествлял фрейдовское понятие Ид с тенью.

Если теневые черты в какой-то степени становятся осо­знанными и интегрируются в личность индивида, он пред­стает весьма непохожим на обычного среднего человека. Большинство людей не знают, что они довольно эгоцентрич­ны и эгоистичны, и хотят казаться бескорыстными и непод­властными своим желаниям. Они стремятся скрывать не­приглядные черты от других и себя самих за фасадом, который демонстрирует их деликатность, рассудительность, эмпатию и радушие. Исключением из этих социальных норм являются те, кто сформировал «отрицательную идентич­ность» — белые вороны, которые гордо демонстрируют свою жадность и агрессивность на публике, в то время как в скры­той теневой части они являются чувствительными и сенти­ментальными. Другим исключением являются те, кому нечего терять,— отъявленные преступники и социопаты. Некоторые пресловутые личности, вроде Сталина и Гитле­ра, достигли такой власти, что могли без ограничений по­творствовать своим дьявольским страстям. Большинство же людей считают себя порядочными и ведут себя в соответ­ствии с правилами, принятыми в обществе, а их теневые стороны случайно всплывают в сновидениях либо в крити­ческих ситуациях. Теневая сторона Эго проявляется и у них, но лишь через бессознательное, которое манипули­рует окружающими и психикой таким образом, чтобы определенные желания и потребности удовлетворялись социально приемлемым способом. То, чего хочет Эго в сво­ей теневой части, не обязательно плохо само по себе, и Тень, однажды осознанная, перестает быть такой ужасной, какой представлялась.

Эго не переживает свою Тень непосредственно. Оставаясь неосознаваемой, она проецируется на других. Если вас, на­пример, раздражает чистой воды эгоист, такая реакция обыч­но означает, что на него проецируется неосознаваемое теневое содержание. Конечно, другой человек должен предоставить вам «крючок» для проекции Тени, потому что в таких сильных эмоциональных реакциях всегда присутствует смесь проек­ции и реального восприятия. Дефензивный или психологи­чески наивный человек будет настаивать на том, что он видит истину, и игнорировать проективную часть. Эта защитная стратегия, безусловно, лишает его возможности использовать свой опыт для осознания теневых черт и их интеграции. Вме­сто этого дефензивное Эго настаивает на собственной право­те и выступает в роли невинной жертвы или простого наблю­дателя. В то время как Эго чувствует себя невинным агнцем, другой человек является для него монстром. В этом заключа­ется механизм создания козлов отпущения.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2014, 16:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
http://psyjournal.ru/psyjournal/article ... hp?ID=2789

Сотворение Тени

Конкретное содержание и качества, из которых строится Тень, выбираются в процессе развития Эго. То, что отклоня­ется эго-сознанием, попадает в Тень, а то, что принимается, с чем оно отождествляется, становится частью его самого и Персоны. Тень характеризуется теми чертами и качествами, которые несовместимы с эго-сознанием и Персоной. Тень и Персона — обе эти «личности», чуждые Эго,— существуют в психике наряду с осознаваемой личностью, которой, по на­шему мнению, мы являемся. Официальная, «публичная лич­ность», которую Юнг назвал Персоной, более или менее тождественна эго-сознанию и формирует психосоциальную идентичность человека. Но она, так же как и Тень, чужда Эго, хотя Эго более спокойно и «лояльно» относится к ней, так как она более совместима с социальными нормами. Теневая лич­ность скрыта из виду и проявляется лишь при особых об­стоятельствах. Мир в большей или меньшей степени пребы­вает в неведении относительно существования этой субличности. Персона же более очевидна. Она каждодневно исполняет функцию приспособления к окружающему соци­альному миру. Тень и Персона подобны двум братьям (для мужчины) или сестрам (для женщины); один — на людях, а другой — затворник. Они противоположны друг другу. Если один из них блондин, другой брюнет; один — рационален, другой — эмоционален. Нарцисс и Голдмунд, доктор Джекил и мистер Хайд, Каин и Авель, Ева и Лилит, Афродита и Гера — фигуры, которые составляют такие пары противоположно­стей. Одна дополняет или чаще противостоит другой, и все же они подобны близнецам.

Персона — это та личность, которой мы становимся в ре­зультате аккультурации, обучения и приспособления к на­шему физическому и социальному окружению. Я упоминал, что Юнг позаимствовал этот термин из римского театра, где Персона являлась названием актерской маски. Надевая ма­ску, актер принимает на себя определенную роль в драме, его голос проходит сквозь щель, прорезанную на маске. С психо­логической точки зрения, Персона является функциональ­ным комплексом, чья функция состоит как в утаивании, так и в демонстрации сознательных мыслей и чувств человека другим. Как комплекс Персона обладает значительной авто­номией и не находится под полным контролем Эго. Играя свою роль много раз, актер проговаривает ее, часто просто механически повторяя заученные слова. Если вас кто-то спросит дождливым утром: «Как дела?», вы, не задумываясь, ответите: «Нормально, а как у вас?» Персона упрощает слу­чайные контакты и сглаживает возможные неловкости и со­циальное напряжение.

Тень как дополняющий функциональный комплекс яв­ляется своего рода антиперсоной. Тень можно воспринимать как субличность, которая желает делать то, чего личность себе не позволяет. Мефистофель в гетевском «Фаусте» — классический пример фигуры Тени. Фауст стал скучным интеллектуалом, который все видел, прочел все ученые кни­ги, изучил все, что хотел знать, и теперь утратил волю к жиз­ни. Он подавлен и помышляет о самоубийстве, и вдруг до­рогу ему перебегает маленький черный пудель, который превращается в Мефистофеля. Мефистофель соблазняет Фауста бросить ученые занятия и отправиться с ним в мир, чтобы познать другую, чувственную сторону жизни. Он зна­комит Фауста с его подчиненными функциями — ощущением и чувством, с трепетом и страстью его спящей сексуальности. Это та часть жизни, которая не допускалась его Персоной профессора и интеллектуала. В сопровождении Мефистофе­ля Фауст проходит через то, что Юнг назвал энантиодроми­ей — переходом личности в противоположный ей тип. Он при­нял в себя Тень и действительно на время отождествился с ее энергиями и качествами.

Для Эго, которое отождествилось с Персоной и приняло ее ценности и качества, Тень имеет привкус непристойности и зла. Мефистофель воплощает зло — чистую, умышленную, преднамеренную деструктивность. Но на Фауста столкнове­ние с Тенью оказало трансформирующее воздействие. Он на­шел новую энергию, отбросил скуку, погрузился в мир при­ключений, приобретя в результате более полное знание жизни. Проблема интеграции Тени — одна из наиболее слож­ных моральных и психологических проблем. Если человек всячески избегает Тени, его жизнь становится правильной, но в ней нет полноты. Открывая для себя переживание Тени, человек, напротив, соприкасается с аморальным, но достига­ет большей полноты. Это поистине сделка с дьяволом. Таковадилемма Фауста и вместе с тем коренная проблема человече­ского существования. В случае Фауста его душа в конечном итоге была спасена, но лишь милостью Бога.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2014, 21:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Наверное, для осознания собственной Тени полезно вести дневник личных ощущений, чувств, мыслей и поступков. Инет в какой-то мере тоже этому способствует, особенно если посчастливится найти такой форум, как СН.)))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2014, 21:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1083
Откуда: Москва
А я хочу вспомнить Булгакова "Мастер и Маргарита":
..чтобы делало добро,если бы не существовало зла..и как выглядела бы Земля,если с нее исчезли бы тени?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 05:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
довольно интересно...
http://ru-psiholog.livejournal.com/2881675.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 11:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1083
Откуда: Москва
Молли,спасибо!
Робин Робертсон.. "Введение в психологию Юнга" мы вспоминали его год назад.
Очень понятно излагает.Рекомендую))
В Тени есть и положительное - это энергия ребенка ..взбалмашного..вредного..строптивого..капризного))
Пришло на ум..вот что в фильме "Весь этот Джаз"в конце Гидеон целует старую мучаю..щуюся даму..т.е свою
..Тень свое альтер-эго??


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 12:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1083
Откуда: Москва
Триер,кстаи мастерски в своих фильмах ловит нас на нашу Тень))
Док писал об этом в ветке "Вопросы.."
да..когда ее осознаншь..это катарсис..
Вот почему так зацепил меня когда-то "Антихрист"..
Хотела найти упражнение как распознать свою тень через работу со сказкой..но потряла ссылку((
По памяти..
Берем любую сказку и выбираем себе героя,с которым себя ассоциируем..или который оч нравится..
Пишем черты этого героя..а затем выбираем антигероя и пишем его черты..так вот эти черты и будут содержанинм вашей Тени)
нашла!
http://live-and-learn.ru/Kak-poznakomit ... nenie.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 13:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
В фильме "Три лица Евы" героиня,по-моему, неосознанно делает рекомендуемое тобой упражнение, Оля)
Робкая домохозяйка, которая очень любит дочь,экономно ведёт хозяйство временами превращается в свою противоположность: заказывает дорогие наряды, бродит по барам, флиртует с мужчинами и даже душит свою дочь. Домохозяйка не помнит оборотня (провалы памяти), а вот "оборотень" знает и помнит домохозяйку.
В результате психотерапии в героине "умирают" две противоположные субличности и рождается третья - работающая, любящая, (и любимая) жена и мама.
Амбивалентные образы часто транслируют сказки. Может, вообще именно сказки и прорабатывают эти начала в нас?
Образ хорошей и доброй матери, к примеру несут феи ("Золушка"), родные матери ("Белоснежка и семь гномов"), а образ злой - мачехи, злые колдуньи (в тех же сказках и многих других)
Иногда одна и та же женщина для кого-то добрая мать, а для кого-то злая ("Двенадцать месяцев"), то есть злое и доброе начало в одном человеке уже сливаются. Причём, необязательно, свою амбивалентность женский сказочный персонаж проявляет к родной и неродной дочке. Есть западная сказка (не помню название, к сожалению. Кто-нибудь подскажет?), так там мать по-разному относится к родным дочкам: и любимая дочка наказана феей (с каждым словом у неё вылетает змея или лягушка), а нелюбимая - вознаграждена (каждое слово одаривает окружающих розой или драгоценностью). В этой сказке амбивалентны образы и матери, и дочери.
"Ира (Селена" уже вспоминала сказку Шварца "Тень", которая написана по одноимённой сказке Андерсена.
http://andersen.com.ua/ru_ten.html
У Андерсена вспомнились ещё сказки
"Сон"
http://hobbitaniya.ru/andersen/andersen127.php
Трансформацию в сказке через сон проходит Пастор, обличающий всех прихожан в грехах и теряющий во сне свою жену (она становится Призраком-проводником для него). Сон помогает Пастору пробудить в себе жалость и сочувствие к людям.
и "Большой Клаус и маленький Клаус" -
http://oskazkax.ru/read/autor/andersen/ ... klaus.html
Эта сказка, в отличии от многих андерсеновских сказок,по-моему, довольно жестокая, но образы тоже амбивалентны.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 13:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Думаю, мы в России в последние лет 25 чрезмерно увлеклись тезисом : "Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всяк полюбит!" Началось исподволь - на бытовом и межличностном уровне , а продолжение имеет историческое. Да и ИНТЕРНЕТ способствовал расщеплению личности. Вернее, обнаружению ВОЗМОЖНОСТИ этого расщепления. Я не думаю, Эльмира, что сайт СН - теневой сайт. Скорее , наоборот. Здесь чаще присутствуют наши идеальные ДВОЙНИКИ.
Здесь работает вертикаль - ЛЕСТНИЦА в НЕБО. А тень - это то, что ползет за нами по дороге - пыльной, грязной, скользкой, накатанной опытом... ПОЛЗЕТ за НАМИ. И мы знаем, что это наша тень. И МАНИАКАЛЬНОСТЬ всякого рода - на мой взгляд, теневое проявление. И справится можно ... только НРАВСТВЕННО, УГОЛОВНО или МЕДИЦИНСКИ. Хотелось бы оказаться неправой.
В какой-то момент и даже период своей жизни мы оказываемся в ТЕНИ . Потом ДАЖЕ не хотим об этом вспоминать.
ТЕНЕВОЕ как ПОРОЧНОЕ. ПРЕСТУПНОЕ.
Я-то опять за свое - за литературу. ПОЭТЫ часто имеют отношения и к Тени и с Тенью.
У АХМАТОВОЙ это заявлено. И себя ТЕНЕВУЮ она - ой ! - как знала.

Себе самой я с самого начала
То чьим-то сном казалась или бредом,
Иль отраженьем в зеркале чужом,
Без имени, без плоти, без причины.
Уже я знала список преступлений,
Которые должна я совершить.
И вот я, лунатически ступая,
Вступила в жизнь и испугала жизнь.
Она передо мною стлалась лугом,
Где некогда гуляла Прозерпина.
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди и кричали:
"Она пришла, она пришла сама!"
А я на них глядела с изумленьем
И думала: "Они с ума сошли!"
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить
И тем сильней хотелось пробудиться.
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде, где просыпаться надлежит
Таким, как я,- но длилась пытка счастьем.
http://www.stihi.ru/diary/qwesty/2009-01-26
СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕГИИ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 18:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1083
Откуда: Москва
Простите мне..Людмила..
Но в ритме этого стихотворения услышала я Данте..
Божественная Комедия..круги ада..или нашей Тени..или нашего бессознательного..
На ,правда,мучительно не хватает психоанализа))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 19:07 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Если вспомнить предыдущие передачи психологического ликбеза, то получается, что в результате расщепления, как психического защитного механизма, Эго делиться на две части: Персона (социально приемлемая часть Эго) и Тень (социально неприемлемая часть Эго). В основе этого механизма (так я поняла из программы о расщеплении) лежит “обволакивающая агрессия”. И хотя этот термин для меня так и остался слишком размыт и неуловим в реальности, но в какой-то интернетовской статье об архетипе Тени прочла, что он формируется в детстве в ситуациях, когда взрослые не считают нужным объяснить ребенку: почему те или иные его действия неприемлемы, а только теми или иными формами запрещают их.
Если вспоминать детство, то действительно большинство запретов носило категоричную форму: нельзя, так нельзя, это нельзя и все… В лучшем случае за запретом следовало устрашение: заболеешь, умрешь, милиционер заберет… Если это считать формой “обволакивающей агрессии”, то получается – это такой безжалостный нож отщепляющий часть наших желаний или способов проявления этих желаний из сферы сознания в бессознательное просто потому, что сознание не в состоянии объяснить себе эти запреты.

Тень – следствие социализации. Между прочим древние табу всегда имели объяснение. Это запрещено, это нельзя, потому что… и дальше в рамках той или иной мифологии объяснялись причины. Современная мораль образных причин не имеет. Это хорошо, это плохо; так принято, так не принято; это добро, это зло. Так возникают Персона и Тень. Персону личность осознает и приветствует. Тень отвергает, подавляет, игнорирует.

У Шварца…
Тень
Кто же виноват во всем этом, Христиан-Теодор?
Учёный
Ты в этом виноват, Теодор-Христиан.

Это по поводу того, что ученый оказался в полном одиночестве, без друзей и любимой принцессы, оклеветанный Тенью. Хотя тень всегда есть отражение человека или предмета. В зависимости от освещения она будет большой или маленькой, нечеткой, изломанной, колеблющейся. Но она всегда будет содержать в себе только то, что есть в человеке или предмете и ничего сверх того.
В сказке “Тень” и у Шварца, и у Андерсена сам герой упорно дистанцируется от своей Тени. А вот Тень его не забывает и столь же упорно напоминает о себе. В результате подобного отрицания в сказке Андерсена Тень окончательно вытесняет Персону и занимает ее место.

Шварц попытался изменить конец сказки. Однако и у него Тень так и остается непризнанной и следовательно несхваченной.
Учёный
Он скрылся, чтобы еще и еще раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его.

Возможно узнавание Тени и есть начало признания ее.
“Тень! Знай свое место”. – Мантра, помогающая интегрировать ее.
Но подлинным результатом интеграции становится признание собственными все свои поступки, действия, желания, намерения, сны и мысли.

Поразительно то, что у Андерсена именно Тень оказывается в передней при дворе Поэзии. А у Шварца Тень запросто рассказывает Принцессе ее сны.
Доктор
Да ведь сны и тени в близком родстве. Они, кажется, двоюродные.

В обеих сказках Тень оказывается более осведомлена о людях, чем сам Ученый-Персона. У Гете Фауст, столкнувшийся со своей Тенью-Мефистофелем, тоже ученый. Случайно ли это? или именно крайняя рационализация и приводит к окончательному отщеплению Тени от Персоны? И тогда в один прекрасный момент стерильный Ученый исчезнет и Тень начнет управлять королевством.

Мне кажется сказка Андерсена ближе к психологическому пониманию этого архетипа. Хотя пьеса Шварца замечательно иллюстрирует одно важное свойство архетипа Тени: мы не готовы признать ее своей частью. Она по-прежнему наш явный антипод: бес, дьявол, злая сущность, манипулятор, Тень, живущая собственной, отдельной от нас жизнью.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 20:41 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Людмила писал(а):
Я не думаю, Эльмира, что сайт СН - теневой сайт.

не-е.. я писала про возможность осознания чего-то в себе, в том числе и Тени через работу на форуме и с передачей СН. Ну, к примеру, всегда можно вернуться,прочитать свои слова и попробовать посмотреть на них "глазами со стороны" или "глазами изнутри".
Кроме того, когда мы "цепляемся" за что-то в другом человеке, опять же можно попробовать проанализировать эту зацепку.
Людмила писал(а):
Здесь чаще присутствуют наши идеальные ДВОЙНИКИ.
да-да...обнаруживаем Персону, но не щеголять же Тенью. Она сама приползёт.
Людмила, спасибо вам за литературные цитаты и ваши посты @->--
Ира, спасибо @->-- Очень ждала, что ты напишешь про сказочные Тени.
А я ещё заметила знаешь, что? В сказке Андерсена Учёный писал об истине, добре и красоте после того, как Тень его исчезла. Но истина - далеко не всегда добра и красива. Она может быть и неприглядна - как отслоившаяся (отторгнутая или потерянная) Тень.

Если признать в Тени - "часть своего внутреннего съёжившегося ребёнка", о котором говорил Док недавно, то, может, получится лучше её интегрировать? В конце концов Тень Учёного пошла подглядывать за жильцами в соседнем доме по просьбе Учёного.
Много интересных интуитивных догадок Андерсена в этой сказке: и про посещение Тенью лишь передней Поэзии, и про то, что Тень стремилась лишь к внешнему блеску, используя интутивные знания...
Интересно, а вот в этой песенке Кроша - тоже некоторые проблемы с Тенью? (неполная интеграция)?


текст песни
Мне говорят, что я балбес
Что я вчера с берёзы слез
Не человек, а динамит
И подо мной земля горит.
И, в общем, правду говоря
Ведь в этом я не виноват
А виноват-то в этом тот,
Кто у меня внутри живёт.

Он у меня внутри живёт
Он мне покоя не даёт
Он удивительный хитрец
Он баламут и обормот.
Он всё творит исподтишка
Да так, что кружится башка
Он баламут и обормот
Он на "слабо" меня берёт.

Он у меня внутри живёт
Он мне покоя не даёт
Он удивительный хитрец
Он баламут и обормот.
Он всё творит исподтишка
Да так, что кружится башка
Он баламут и обормот
Он на "слабо" меня берёт.

Я мог бы по другому жить.
Я мог бы лобзиком пилить.
И даже, Боже мой, как знать
Я мог бы марки собирать
И даже сидя за столом
Листал бы старый книжный том
И все соседи, наконец,
Сказали б:"Ты. Ты молодец!"

Он у меня внутри живёт
Он мне покоя не даёт
Он удивительный хитрец
Он баламут и обормот
Он всё творит исподтишка
Да так, что кружится башка
Он баламут и обормот
Он на "слабо" меня берёт.

.
.
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 22:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Ольга писал(а):
Простите мне..Людмила..
Но в ритме этого стихотворения услышала я Данте..
Божественная Комедия..круги ада..или нашей Тени..или нашего бессознательного..
На ,правда,мучительно не хватает психоанализа))


Не понимаю, за что прощать... Тем более мне - Вас, Ольга. А А.А. Ахматова , думаю, сознательно выбрала ритм ДАНТЕ. Он , пожалуй, универсален в разговоре о КРУГАХ и ТЕНЯХ. Поэты перекликаются. Здесь - это явно ПРИЕМ. Вот с кузьминской параллелью ПОЭМЕ БЕЗ ГЕРОЯ - сложнее и щепетильнее для ААА.
Кстати, ПОЭМА без ГЕРОЯ посвящена ТЕНЯМ и ТЕНИ.

Бес попутал в укладке рыться...
Ну, а все же может случиться,
Что во всем виновата я.
Я -- тишайшая, я -- простая,
-- "Подорожник", " Белая Стая " --
Оправдаться? Но как, друзья!?

Эльмира :a_g_a:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 июн 2014, 22:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1083
Откуда: Москва
Ох,Людмила..
Простить..потому как только почувствовать могу ритм уловить поэзии..а вот глубоко анализировать не-а..
Увы..

По теме все было бы так просто..кабы речь шла не об Архетипе..
Велик..могуч океян бесознательного..и норовит он взять управление на себя ..и вот тогда..
Хорошие люди совершают плохие поступки..мда..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Архетип Тени
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 июн 2014, 00:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2220
Откуда: Москва
Ольга писал(а):
Хотела найти упражнение как распознать свою тень через работу со сказкой..но потряла ссылку((
По памяти..
Берем любую сказку и выбираем себе героя,с которым себя ассоциируем..или который оч нравится..
Пишем черты этого героя..а затем выбираем антигероя и пишем его черты..так вот эти черты и будут содержанинм вашей Тени)
нашла!
http://live-and-learn.ru/Kak-poznakomit ... nenie.html

Еще.. (просто в качестве "поддержки отечественного производителя"))
познакомиться с образом Тени можно, прогуливаясь по "Волшебному острову" из одноименного радиотренинга в "СН". В нем приводится другие варианты подобных упражнений. С Тенью мы встречаемся в самом начале путешествия в сектор Здоровья. Заглянув в Волшебное зеркало Бального зала, перед нами предстанет героический образ себя и его антипод - "Двойник в черных тонах". Там же, с помощью упражнения, ее можно и усмирить. Послушать можно здесь: http://audio.serebniti.ru/play/3000
А для самых неслабонервных:) вторая встреча с "Тенью" - в "Камере пыток" Волшебного острова (http://audio.serebniti.ru/play/3101).
В общем, кто осмелится,- счастливого путешествия! :)
***

Читаю ветку и понимаю: тема неисчерпаемо богатая на ассоциации. В моих размышлениях об архетипе Тени возникал образ "Всадника без головы" и многочисленных легенд о Поезде-призраке...
"Тень" по К.Г.Юнгу, как и тени, накладываемые художником на полотнах картин, делают внутренний мир объемным и многогранным. И... подчас непредсказуемым самому себе. Как часто доносится: "Ты его(ее) плохо знаешь!", "Я за себя не ручаюсь", "Сам себя не узнаю!". Иногда, смотря на картину В.Васнецова "Аленушка" (изнач. "Дурочка Аленушка"), откуда-то так и напрашивается: "В тихом омуте, да черти водятся"...

Тень - тот самый "Всадник без головы" из «Легенды о Сонной лощине» Ирвинга Вашингтона, который «ночью скачет на поле боя в поисках своей головы» (..или в поисках Эго). И пока он ее не обретает, носится внутри совершенно неведомым, то прорываясь некотролируемыми поступками и повергая в ужас: "Это не я сделал, все произошло, как в забвении!". Или того хуже - плодя "козлов отпущения" и заставляя всю жизнь им мстить на пустом месте. Вот он и "хороший человек, совершающий плохие поступки".

В сборнике старинных сказок Карл Музеус записал более древнюю легенду - один из прообразов "Всадника без головы"- цикл которых называется "Легенды о Рюбецале". Рюбецаль - дух гор, в образе всадника с отсеченной головой, перемещающийся верхом на лошади. Он охраняет свои владения и появляется при вторжении в их пределы. Сам горный ландшафт обращает на себя внимание символическим смыслом: гора - как символ самости и Рюцебаль, как таинственный дух, одновременно охраняющий ее просторы от вторжения, и наводящий ужас. Движение человека в "Черном Плаще" полностью синхронно движению кареты. Сперва трудно отличить: движешься ли ты, или вместе с тобой - твоя Тень. И как ловко она может взять бразды правления в свои руки"! А тогда... чем не "шизофрения"? Во всяком случае, до раскола личности действительно очень похоже, что недалеко...

Но символично, что все подобные легенды, сказки, рассказы (В. Ирвинга, М.Рида и др.) и экранизации, снятые по этому сюжету, завершаются финалом, где неведомый Всадник "обретает голову" (разоблачением). Какими бы жуткими не были подробности убийства или появления обезглавленного призрака, они проясняют ситуацию, и "Всадник" оказываться не таким страшным, как казалось (не опасным). Так и вспоминается: "Тень, знай свое место!".

Приведу несколько цитат:
И. К. А. Музеус. Легенды о Рюбецале, Легенда пятая
"...Задремавший было Иоганн, почувствовав недоброе, робко приподнял веки и с ужасом увидел вдали, на расстоянии броска камнем, движущуюся навстречу экипажу чёрную как смоль фигуру выше среднего человеческого роста, в плаще с белым испанским воротником вокруг шеи, и, что было удивительнее всего, над чёрным плащом не было головы. Тени Когда останавливалась карета, останавливался и человек в плаще, но стоило Випрехту тронуть лошадей, как Чёрный Плащ тоже начинал двигаться навстречу.

Обливаясь холодным потом, Иоганн вооружился всеми заступническими молитвами, какие только знал, включая “Благослови”. Как человек, который из страха перед грозой, едва завидев ночью сверкнувшую молнию или услыхав вдалеке первые раскаты грома, поднимает на ноги весь дом, чувствуя себя увереннее среди людей, так и упавший духом слуга из тех же побуждений поспешно постучал в окно кареты, надеясь найти у дремлющих господ утешение и защиту.
– Ах, это Рюбецаль, это горный дух!

У графини было совсем иное представление о мире духов, чем у дочерей. Она не признавала никаких духов, кроме духа красоты и здоровья. Поэтому мать отругала девушек за их мещанские предрассудки, уверяя, что все истории с призраками и приведениями – плоды больного воображения. Все явления, приписываемые деятельности духов вообще и каждого из них в отдельности, мудрая женщина объясняла естественными причинами.

...Чёрный Плащ, на мгновение исчезнувший из поля зрения наблюдателей, опять вышел из-за кустов на дорогу. И тогда все увидели, что Иоганн ошибся. У Чёрного Плаща, конечно же, была голова, но... не на плечах, – он держал её в руках, словно комнатную собачку. Это страшное зрелище на расстоянии трёх шагов от экипажа привело в смятение всех, как снаружи, так и внутри кареты. Прелестные девушки и горничная, не имевшая обыкновения вступать в разговор, когда открывали рот её юные госпожи, на этот раз одновременно вскрикнули и, подобно страусу, который прячет в песок голову, если не может убежать от охотников, задёрнули шёлковые занавески на окнах, чтобы ничего не видеть. Маменька в безмолвном ужасе всплеснула руками, и этот нефилософский жест позволил предположить, что она, кажется, готова отказаться от самоуверенного отрицания призраков.

Иоганн, похоже, больше других привлекший внимание ужасного Чёрного Плаща, от страха поднял крик, каким обычно встречают приведения:
– Боже и все святые угодники...!
Но прежде чем он закончил излагать свою мысль, чудовище швырнуло ему в лоб отрубленную голову, и бедняга кувырком скатился с козел. В следующее мгновение от крепкого удара дубиной растянулся на земле и кучер, а призрак глухим голосом изверг из пустой груди:

Это тебе от Рюбецаля – хозяина гор, за то что ты нарушил границы его владений. С этой минуты всё – упряжку и карету, со всем её содержимым, я забираю себе!
Призрак вскочил на одну из лошадей и, сломя голову, погнал их в горы так, что конский храп и грохот колёс заглушали крики испуганных женщин...

Внезапно общество пополнилось ещё одним человеком. С Чёрным Плащом поравнялся всадник, который, казалось, совсем не замечал, что у призрака не достаёт головы.Он невозмутимо скакал перед каретой, будто только его здесь и не хватало. Чёрному Плащу, видно, не очень понравилось такое соседство. Он менял направление, и всадник делал то же самое.
Как ни старался призрак, ему никак не удавалось отделаться от назойливого попутчика, будто привязанного к карете. Когда же он заметил, что у белого коня под всадником не хватает одной ноги, ему стало не по себе. Он понял, что с ролью Рюбецаля придётся кончать, ибо в игру, кажется, вмешался настоящий Рюбецаль.
Проскакав ещё немного, всадник приблизился вплотную к призраку и задушевно спросил:

– Земляк без головы, куда путь держишь?
– Туда, куда нос ведёт, – ответил призрак с трусливой дерзостью.
– Хорошо, – сказал всадник. – А ну-ка покажи, парень, где у тебя нос!
С этими словами он взял лошадей под уздцы, схватил седока поперёк туловища и с такой силой бросил о землю, что у того затрещали кости, ибо призрак, как оказалось, имел кости и мясо. В следующее мгновение с него было сдёрнуто табарро, под которым обнаружилась курчавая голова на вполне нормальном туловище обыкновенного человека.

Уличённый плут, опасаясь тяжёлой руки гнома, – а он уже не сомневался, что всадник никто иной, как сам любезный Рюбецаль, которого он вздумал изображать, – сдался на милость победителя, умоляя только об одном – оставить ему жизнь.

Грозный Хозяин Гор, – в отчаянии воскликнул он, – будьте сострадательны к несчастному, кого с юных лет судьба награждала одними пинками, кто никогда не мог стать тем, кем хотел, кого силой сталкивали с праведного пути и кому, после того как его существование среди людей стало невозможным, не удалось стать даже призраком.

Эти слова были сказаны вовремя. Гном рассердился на своего двойника не меньше, чем покойный король Филипп на Лже-Себастиана, или царь Борис на монаха Гришку, выдававшего себя за царевича Дмитрия. И если бы он не заинтересовался судьбой этого искателя приключений, то быть бы парню строго наказанным по всем канонам хвалёного гиршбергскогою правосудия, и не миновать бы тогда ему виселицы.

– Садись-ка, малый на козлы и делай всё, что я тебе прикажу, – сказал дух.
Первым делом, он привёл в порядок своего трёхногого “Россинанта”, сделав ему из его же ребра четвёртую ногу. Потом подошёл к карете, открыл дверцу и собрался было любезно поприветствовать путешественниц, но в экипаже было тихо, как в могиле. Ужас так потряс дам, что жизнь, казалось, покинула их телесную оболочку, перебравшись в тайники сердец, откуда робко давала о себе знать чуть уловимым биением пульса. Всё, что внутри кареты могло жить и дышать, от благородной госпожи и до горничной, погрузилось в глубокий обморок.

Всадник знал, как надо поступать в таких случаях. Он зачерпнул в шляпу воды из протекавшего мимо горного ручейка, побрызгал ею на лица дам, дал им понюхать флакончик с ароматической эссенцией, потёр виски уксусом и так постепенно привёл их в чувство...
– Мне очень жаль, сударыни, – обратился он к дамам, – что вы в моих владениях подверглись оскорблениям со стороны негодяя, без сомнения, намеревавшегося ограбить вас. Но теперь вы в безопасности. Я полковник Ризенталь. Разрешите проводить вас в мой дом, неподалёку отсюда.
... Приключение графини обсуждалось долго и, как водится в подобных случаях, когда рассказ о перенесённой опасности преподносится как маленькая героическая драма, маменька охотно приписала бы себе роль героини, если бы можно было умолчать о флакончике с ароматической эссенцией в руках так вовремя пришедшего на помощь сострадательного рыцаря.

Между тем любезный хозяин ввёл нового гостя. Им оказался врач. С многозначительной миной он обследовал состояние здоровья графини и её дочерей, проверил пульс и обнаружил у всех троих опасные симптомы. И хотя графиня после всего случившегося чувствовала себя ничуть не хуже, чем прежде, грозившая жизни опасность встревожила её, ибо собственное дряблое тело было ей так же дорого, как любимое платье, от которого не легко отказаться, даже если оно уже изношено. По предписанию врача она проглотила большую дозу жаропонижающих порошков и капель. Примеру заботливой маменьки волей-неволей пришлось последовать и её абсолютно здоровым дочерям. Чем уступчивее пациент, тем больше требований предъявляет ему врач...

...Хозяин дома, до этого не принимавший участия в философских спорах, вмешался в разговор.
– Вы совершенно опустошили мир духов, уважаемая графиня, – сказал он. – От ваших нравоучений весь мир фантазии рассеялся у нас на глазах, как лёгкий туман. Вы привели убедительный довод, из которого следует, что давний обитатель этих мест не более чем химера, и заставили умолкнуть его защитника, нашего финансового советника. Однако позвольте мне привести несколько возражений. Что если в вашем освобождении из рук скрытого под чужой маской разбойника участвовал сказочный горный дух? Что если приятелю- соседу было угодно принять мой образ, чтобы под этой заслуживающей доверия личиной привезти вас сюда в безопасное место, и что если я, как хозяин дома, ни на мгновение не оставлял это общество? Что если вы были введены в этот дом незнакомцем, которого сейчас нет среди нас? Как видите, возможно, сосед-горный дух спас свою честь, и тогда он не такая уж небылица, как вы говорите.

Иоганн торжественно внёс вещественное доказательство – страшную, уродливую голову Чёрного Плаща. Ту самую, что как бомба опрокинула его на землю. Голову передали врачу, чтобы он по результатам вскрытия дал своё заключение. Однако и без помощи хирургического ножа тот сразу же признал в ней выдолбленную тыкву, наполненную песком и камнями. Приклеенный деревянный нос и длинная льняная борода превратили её в причудливую человеческую голову..."


И. К. А. Музеус. "Народные сказки и легенды".
Перевод с немецкого В. Пугачева, М., 2005.

Полный текст: http://musaeus.narod.ru/05_rubezahl_05.html[/i]
Свернуть


...Но, к сожалению, все это остается в сказках. Сказки остаются в детстве, фильмы на экране...
А в реалиях образ Тени чаще оказывается неразоблаченным. Потому и напоминает неразгаданный Поезд-призрак. Состав, ушедший с перрона с пассажирами сотни лет назад, путешествующий сквозь время и пространство и выныривающий в другом времени на разных континентах...

Эти легенды возникли практически до строительства самих железных дорог:) Самая известная из них (кстати, к моде на памятные даты в СН)), как считается, произошла как раз летом - 14 июля 1911 года. Тогда туристический состав фирмы «Санетти» со 106 пассажирами отправился с вокзала Ломбардии, въехал в горный тоннель и ... исчез, не достигнув пункта назначения. Позже, по разным легендам, он внезапно появлялся в Норвегии, России, Украине, Великобритании... С разницей в столетие в Мексике очутились 104 человека, нелепо утверждавшие, что прибыли из Италии на поезде, которых сочли сумасшедшими. Кому-то удавалось даже успеть ступить на его подножку, и... человек исчезал вместе с поездом-призраком.
Какой бы нелепой не была легенда... Но в железнодорожном музее Милана и сейчас хранится макет, посвященный поезду-призраку: локомотив с тремя вагонами, рельсы и тоннель - модель, на которой инженеры пытались разгадать, как и почему пропал состав. (..и пытаются до сих пор).
Разумеется, никто не отменял легенд о "Летучем голландце" и многих других. Но все же, никто и никогда так и не нашел "концов" этих историй.

...Вот так и сосуществует Тень, как мифический корабль, в глубинах бессознательного, то пропадая в тоннелях психики, то внезапно "выныривая" не в свой век(возраст) из "тихого омута" с "пассажирами на борту" - багажом вытесненных когда-то в детстве переживаний, стремлений и "непристойностей".
Тогда "хорошие люди и совершают плохие поступки". Не потому ли этот мифический образ до сих пор занимает умы...?

Каких бед она может натворить неузнанной - перечислять можно долго. Только, к сожалению, каждый решает сам: знакомиться с ней или жить в плену вечных Теней.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 72 ]  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 63


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.137s | 19 Queries | GZIP : On ]