Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56 Сообщения: 1725 Откуда: Курган
|
Людмила писал(а): Бегущая по волнам писал(а): Не понимаю - как можно НЕНАВИДЕТЬ себя?! За что? Это, возможно, лишь в случе, если человек стал ПРИЧИНОЙ гибели или другой непоправимой беды для близких людей. О! С этим НАДО РОДИТЬСЯ. Тут недавно повторяли передачу с Еонстантином Райкиным в БЕЛОЙ СТУДИИ. И он говорил об этой НЕНАВИСТИ к СЕБЕ ( "Тебя не ДОЛЖНО быть, а ты - есть ! И ты себя за ЭТО ненавидишь"). Это ненависть к себе "лишнего человека". Это от невозможности принять "слишком человеческое" - БЛИЗОСТЬ прежде всего, РОДСТВО, ПРОСТОТУ поведения и т. п.. Здесь спасительным является искусство. "Мне жизнь сама по себе не нужна. Только преображенная. " М. ЦВЕТАЕВА. Преображенная в СЛОВЕ. Психотерапевтам - работа !) Я имела ввиду вот этот отрывок, он прозвучал и в передаче:
Вместо того чтобы уничтожить его личность, удалось лишь научить его ненавидеть себя самого.
Уже с первого взгляда, когда он вошел через тетушкину застекленную дверь, запрокинул по-птичьи голову и похвалил хороший запах нашего дома, я заметил в незнакомце что-то особенное, и первой моей наивной реакцией было отвращение. Я почувствовал (и моя тетка, человек, в отличие от меня, совсем не умственный, почувствовала примерно то же самое) -- я почувствовал, что он болен, то ли как-то душевно, то ли какой-то болезнью характера, и свойственный здоровым инстинкт заставил меня обороняться. Со временем это оборонительное отношение сменилось симпатией, основанной на большом сочувствии к тому, кто так глубоко и долго страдал и чье внутреннее умирание происходило у меня на глазах. В этот период я все больше и больше осознавал, что болезнь этого страдальца коренится не в каких-то пороках его природы, а, наоборот, в великом богатстве его сил и задатков, не достигшем гармонии. Я понял, что Галлер -- гений страдания, что он, в духе некоторых тезисов Ницше3, выработал в себе гениальную, неограниченную, ужасающую способность к страданию. Одновременно я понял, что почва его пессимизма -- не презрение к миру, а презрение к себе самому, ибо, при всей уничтожающей беспощадности его суждений о заведенных порядках или о людях, он никогда не считал себя исключением, свои стрелы он направлял в первую очередь в себя самого, он ненавидел и отрицал себя самого в первую очередь... Тут я должен вставить одно психологическое замечание. Хотя я мало что знаю о жизни Степного волка, у меня есть все причины полагать, что любящие, но строгие и очень благочестивые родители и учителя воспитывали его в том духе, который кладет в основу воспитания "подавление воли". Так вот, уничтожить личность, подавить волю в данном случае не удалось, ученик был для этого слишком силен и тверд, слишком горд и умен. Вместо того чтобы уничтожить его личность, удалось лишь научить его ненавидеть себя самого. И против себя самого, против этого невинного и благородного объекта, он пожизненно направлял всю гениальность своей фантазии, всю силу своего разума. Ибо в том-то он и был, несмотря ни на что, истинным христианином и истинным мучеником, что всякую резкость, всякую критику, всякое ехидство, всякую ненависть, на какую был способен, обрушивал прежде всего, первым делом на себя самого. Что касалось остальных, окружающих, то он упорно предпринимал самые героические и самые серьезные попытки любить их, относиться к ним справедливо, не причинять им боли, ибо "люби ближнего твоего" въелось в него так же глубоко, как ненависть к самому себе, и, таким образом, вся его жизнь была примером того, что без любви к себе самому невозможна и любовь к ближнему, а ненависть к себе -- в точности то же самое и приводит к точно такой же изоляции и к такому же точно отчаянию, как и отъявленный эгоизм.
Свернуть
Подавление воли приучило Гарри ненаВИДЕТЬ себя. Подавление воли приучило его видеть ТОЛЬКО ОДНОГО ЛИШЬ СЕБЯ. Из всего огромного мира- только одного себя он и видел.. Это я называю "капсулой". И ещё, из "Трактата", размышления о "самоубийцах":
души,видящие свою цель не в самоусовершенствовании и собственном совершенстве, а в саморазрушении, в возврате к матери, к Богу, к вселенной.
Сказанное нами о самоубийцах касается, конечно, лишь внешнего аспекта, это психология, а значит, область физики. С метафизической точки зрения дело выглядит иначе и гораздо яснее, ибо при таком подходе к нему "самоубийцы" предстают нам одержимыми чувством вины за свою обособленность, предстают душами, видящими свою цель не в самоусовершенствовании и собственном совершенстве, а в саморазрушении, в возврате к матери, к Богу, к вселенной. Очень многие из этих натур совершенно не способны совершить когда-либо реальное самоубийство, потому что глубоко прониклись сознанием его греховности. Но для нас они все же самоубийцы, ибо избавление они видят в смерти, а не в жизни и готовы пожертвовать, поступиться собой, уничтожить себя и вернуться к началу.
Свернуть
"Самоубийцы", "ненавидящие себя"- это души, страдающие от своей обособленности. Но ведь все люди страдают от своей обособленности- от других людей, от мира, от природы и желают близости. Как хорошо было Гарри на карнавале, когда он почувствовал себя вместе со всеми веселящимися
_________________ То, что сейчас происходит во мне, Тоже является частью Вселенной!
|
|