Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 13:36

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 31 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 14:02 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
~ Роль Преподобного Сергия Радонежского в культуре и душе русского человека. ~
/5 (18) июля - обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского/


М. Нестеров. Святой Сергий Радонежский. 1891-1899
Изображение

Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых. Для православного сознания прежде всего важно именно духовное подвижничество преподобного Сергия. Однако для нашей русской российской истории его личность важна и как некая краеугольная точка начинающегося объединения раздробленных самодостаточных удельных княжеств в единое целостное государство российское.

В это же время, видимо не случайно так складывается, происходит преобразование монастырской жизни северорусского монашества. До преподобного Сергия монастырская жизнь строилась на простом объединении отдельно живущих монахов. Каждый жил сам по себе тем, что имел, или тем, что смог наработать. Во времена Сергия получает распространение общежительный монастырский устав, т.е. все имущество становится общим – монастырским, а трапеза совместной. Благодаря этому монастырь становился способным вести не только сложное хозяйство, обеспечивающее его жителей всем необходимым, но и становиться центрами духовного исследования, духовного просвещения, благотворительности.

Наверное, именно это одновременно двойное объединение: и политическое (объединение удельных князей вокруг московского князя), и духовное (объединение монашествующих людей вокруг единых духовных центров), и становится началом единого централизованного российского государства. Много еще будет смут, препятствий, разделений, но идея единства крепнет именно этим 14-ым веком и его главными объединяющими личностями Дмитрием Донским и Сергием Радонежским.

http://foma.ru/700-letie-so-dnya-rozhde ... rgiya.html

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 14:07 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Житие Сергия Радонежского описано подробно, начиная с его первого биографа Епифания Премудрого и кончая современными историками и писателями.

Несколько цитат из книги Б. Зайцева.
Борис Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский

Отрочество
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889-1890
Изображение

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.
И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята (3) и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.
Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца, саном пресвитера". Очевидно, старец его понял.
— Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
— Это дается тебе в знак благодати и для разумения
Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.
Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.
А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение. Затем прибавил: "Отрок будет некогда обителью Пресв. Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей".
С этого времени Варфоломей двинулся, читал уже любую книгу без запинки, и Епифаний утверждает — даже обогнал товарищей.
В истории с его учением, неудачами и неожиданным, таинственным успехом видны в мальчике некоторые черты Сергия: знак скромности, смирения есть в том, что будущий святой не мог естественно обучиться грамоте. Заурядный брат его Стефан лучше читал, чем он, его больше наказывали, чем обыкновеннейших учеников. Хотя биограф говорит, что Варфоломей обогнал сверстников, но вся жизнь Сергия указывает, что не в способностях к наукам его сила: в этом ведь он ничего не создал. Пожалуй, даже
Епифаний, человек образованный и много путешествовавший по св. местам, написавший жития свв. Сергия и Стефана Пермского, был выше его как писатель, как ученый. Но непосредственная связь, живая, с Богом, обозначилась уж очень рано у малоспособного Варфоломея. Есть люди, внешне так блестяще одаренные,— нередко истина последняя для них закрыта. Сергий, кажется, принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко, и посредственность обгонит их — зато необычайное раскрыто целиком. Их гений в иной области.
И гений мальчика Варфоломея вел его иным путем, где менее нужна наука: уже к порогу юности отшельник, постник, инок ярко проступили. Больше всего любит он службы, церковь, чтение священных книг. И удивительно серьезен. Это уже не ребенок.
Главное же: у него является свое. Не потому набожен, что среди набожных живет. Он впереди других. Его ведет — призвание. Никто не принуждает к аскетизму — он становится аскетом и постится среды, пятницы, ест хлеб, пьет воду, и всегда он тихий, молчаливый, в обхождении ласковый, но с некоторой печатью. Одет скромно. Если же бедняка встретит, отдает последнее.
Замечательны и отношения с родными. Конечно, мать (а может, и отец) давно почувствовала в нем особенное. Но вот казалось, что он слишком изнуряется. Она его упрашивает не насиловать себя. Он возражает. Может быть, из-за его дарений тоже выходили разногласия, упреки (лишь предположение), но какое чувство меры! Сын остается именно послушным сыном, житие подчеркивает это, да и факты подтверждают. Находил Варфоломей гармоничность, при которой был самим собой, не извращая облика, но и не разрывая с тоже, очевидно, ясными родителями. В нем не было экстаза, как во Франциске Ассизском. Если бы он был блаженным, то на русской почве это значило б: юродивый. Но именно юродство ему чуждо. Живя, он с жизнью, с семьей, духом родного дома и считался, как и с ним семья считалась. Потому к нему неприменима судьба бегства и разрыва.
А внутренно, за эти годы отрочества, ранней юности, в нем накоплялось, разумеется, стремление уйти из мира низшего и среднего в мир высший, мир незамутненных созерцаний и общенья непосредственного с Богом.
Свернуть

Отшельник
Если человек так остро напрягается вверх, так подчиняет пестроту свою линии Бога, он подвержен и отливам, и упадку, утомлению. Бог есть сила, дьявол — слабость. Бог — выпуклое, дьявол — вогнутое. У аскетов, не нашедших еще меры, за высокими подъемами идут падения, тоска, отчаяние. Ослабшее воображение впадает в вогнутость. Простое, жизненно-приятное кажется обольстительным. Духовный идеал — недостижимым. Борьба безнадежной. Мир, богатство, слава, женщина... и для усталого миражи возникают.
Отшельники прошли через это все. Св. Василий Великий, вождь монашества, оставил наставление пустынникам в борьбе со слабостями. Это — непрерывное тренированье духа,— чтение слова Божия и житий святых, ежевечернее размышление о своих мыслях и желаниях за день (examen de conscience католиков), мысли о смерти, пост, молитва, воспитание в себе чувства, что Бог непрерывно за тобою смотрит, и т. д.
Св. Сергий знал и пользовался наставлениями кесарийского епископа, но все же подвергался страшным и мучительным видениям. Жизнеописатель говорит об этом. Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в "церквице" своей он "пел утреню", чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый "полк бесовский". Бесы были все в остроконечных шапках, на манер литовцев (8). Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. ("Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его".) Бесы исчезли.
В другой раз келия наполнилась змеями — даже пол они закрыли. Снаружи раздался шум, и "бесовские полчища" как будто пронеслись по лесу. Он услышал крики: "Уходи же, прочь! Зачем пришел ты в эту глушь лесную, что хочешь найти тут? Нет, не надейся долее здесь жить: тебе и часа тут не провести; видишь, место пустое и непроходимое; как не боишься умереть здесь с голоду или погибнуть от рук душегубцев-разбойников?"
Видимо, более всего подвергался Сергий искушению страхом, на древнем, мило-наивном языке: "страхованием". Будто слабость, куда он впадал, брошенный братом, была: сомнение и неуверенность, чувство тоски и одиночества. Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив". Прохладный и прозрачный дух. И с ним Божественная помощь, как отзыв на тяготенье. Он одолевает.
Свернуть

Сергий и государство
Преподобный не был никогда политиком, как не был он и "князем церкви". За простоту и чистоту ему дана судьба, далекая от политических хитросплетений. Если взглянуть на его жизнь со стороны касанья государству, чаще всего встретишь Сергия — учителя и ободрителя, миротворца. Икону, что выносят в трудные минуты и идут к ней сами.
Разумеется, не в молодые годы выступал он так. Первое упоминание — 1358 г., при Иване, сыне Калиты. Преподобный путешествует в Ростов, родной свой город, убеждает Константина Ростовского признать над собой власть Великого Князя. Но через два года Константин выхлопотал себе в Орде грамоту на самостоятельный удел — и в 1363 г. Сергий вновь идет на "богомолие к Ростовским чудотворцам" — видимо, вновь убеждает Константина не выступать против Великого Князя. И это снова удалось ему.
В 1365 г. князь Борис Константинович Суздальский захватил у своего брата Димитрия Нижний Новгород. Димитрий признавал главенство Московского князя (Дм. Донского) и пожаловался ему на брата. Москве никак не могло нравиться, чтобы Борис устраивался в Нижнем самовольно. И распоряжением Алексия преп. Сергий снова послан миротворцем. Но с Борисом трудно было сладить даже Сергию.
Пришлось действовать строже: он закрыл церкви в Нижнем. Димитрий двинул войско. Борис уступил. Это единственный случай, когда Сергий вынужден был наказать. По тем кровавым временам какое, в сущности, и наказанье?

Здесь и выступает снова Сергий. Т. е., сам он никуда не выступает, а к нему в обитель едет Димитрий за благословением на страшный бой.
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос? И кто отправился бы за таким благословением к Франциску? Сергий не особенно ценил печальные дела земные. Самый отказ от митрополии, тягости с непослушными в монастыре — все ясно говорит, как он любил, ценил "чистое деланье", "плотничество духа", аромат стружек духовных в лесах Радонежа. Но не его стихия — крайность. Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных. Как наставник и утешитель, "Параклет" России, он не может оставаться безучастным.
18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали. Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой. Замечательно, что летопись и тут, в минуту будто бы безнадежную, приводит слова Сергия о мире. Преподобный будто пожалел и Русь, и все это прибывшее, должно быть, молодое и блестящее "воинство". Он сказал:
— Тебе, господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу Самого Христа. Но прежде пойди к ним с правдою и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. И Писание учит, что если такие враги хотят от нас чести и славы— дадим им; если хотят золота и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную подобает душу положить и кровь пролить. И ты, господин, отдай им и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню.
Князь отвечал, что уже пробовал, и безуспешно. А теперь поздно.
— Если так, — сказал Сергий, — его ждет гибель. А тебя — помощь, милость, слава Господа, Димитрий опустился на колени. Сергий снова осенил его крестом.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: "Ты победишь".
Великий князь "прослезился". Так это или нет, теперь сказать уже трудно, а поверить следует: Димитрий шел действительно на "смертный бой". Есть величавое, с трагическим оттенком — в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик. Вряд ли двинулись бы рыцари-монахи в мелкую войну из-за уделов.
Свернуть

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 18:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Селена писал(а):
~ . ~
/ 5 (18) июля - обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского /


Роль Преподобного Сергия Радонежского в культуре и душе русского человека
М. Нестеров. Святой Сергий Радонежский. 1891-1899
Изображение

Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых. Для православного сознания прежде всего важно именно духовное подвижничество преподобного Сергия. Однако для нашей русской российской истории его личность важна и как некая краеугольная точка начинающегося объединения раздробленных самодостаточных удельных княжеств в единое целостное государство российское.

В это же время, видимо не случайно так складывается, происходит преобразование монастырской жизни северорусского монашества. До преподобного Сергия монастырская жизнь строилась на простом объединении отдельно живущих монахов. Каждый жил сам по себе тем, что имел, или тем, что смог наработать. Во времена Сергия получает распространение общежительный монастырский устав, т.е. все имущество становится общим – монастырским, а трапеза совместной. Благодаря этому монастырь становился способным вести не только сложное хозяйство, обеспечивающее его жителей всем необходимым, но и становиться центрами духовного исследования, духовного просвещения, благотворительности.

Наверное, именно это одновременно двойное объединение: и политическое (объединение удельных князей вокруг московского князя), и духовное (объединение монашествующих людей вокруг единых духовных центров), и становится началом единого централизованного российского государства. Много еще будет смут, препятствий, разделений, но идея единства крепнет именно этим 14-ым веком и его главными объединяющими личностями Дмитрием Донским и Сергием Радонежским.

http://foma.ru/700-letie-so-dnya-rozhde ... rgiya.html
Свернуть


А что такое означает "ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ" ?

(Правда, непонятно мне, что "празднуется" под названием "обретение мощей" ?!
Это ведь дата, 5(18) июля, - это не "день рождения" его и не "день смерти", я правильно понимаю?)


.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 19:08 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
sLOGOSemya писал(а):
А что такое означает "ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ" ?

Из википедии…
Цитата:
Обре́тение моще́й — процесс нахождения (открытия, обнаружения, эксгумации) останков христианина, причисляемого Церковью к лику святых. Связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации. С древних времён окружен молитвенным обрядом[1][2]. В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0% ... 0%B5%D0%B9

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 19:17 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Читала, что точная дата рождения Сергия Радонежского не известна,
поэтому для празднования церковь выбрала день обретения мощей.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 20:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Селена писал(а):
sLOGOSemya писал(а):
А что такое означает "ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ" ?

Из википедии…
Цитата:
Обре́тение моще́й — процесс нахождения (открытия, обнаружения, эксгумации) останков христианина, причисляемого Церковью к лику святых. Связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации. С древних времён окружен молитвенным обрядом[1][2]. В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0% ... 0%B5%D0%B9

Благодарю, Селена!
На поверхности ответ, оказывается лежал, а я в Википедию и не заглянул.
Там и на день рождения (предположительная дата) и на дату смерти ответы приводятся.

"...
Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
..."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0% ... 1%EA%E8%E9
Бегущая по волнам писал(а):
Читала, что точная дата рождения Сергия Радонежского не известна,
поэтому для празднования церковь выбрала день обретения мощей.
Да, Бегущая по волнам, и я об этом же узнал из "википедии" - спорные даты и года рождения.
И не мудрено - лет-то сколько прошло!.. Художественные описания деяний только и остались со слов слов.
"....
В результате исследователи сталкиваются с нелегкой проблемой интерпретации этих данных, и дата рождения преподобного, в отличие от места его рождения, вызывает значительные разногласия. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает[11]:
« Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г. »

В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года.[9]. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года[10]. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского[12]:
« По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В.А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б.М. Клосса – в конце мая того же 1322 г. »

Рассматривая данную проблему, К. А. Аверьянов приходит к выводу, что «будущий святой родился 1 мая 1322 г.»
...."
оттуда же
.................


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 21:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Селена писал(а):
~ Роль Преподобного Сергия Радонежского в культуре и душе русского человека. ~
/5 (18) июля - обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского/

..................

Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых.
Для православного сознания прежде всего важно именно духовное подвижничество преподобного Сергия.
Однако для нашей русской российской истории его личность важна и как некая краеугольная точка начинающегося объединения раздробленных самодостаточных удельных княжеств в единое целостное государство российское.
В это же время, видимо не случайно так складывается, происходит преобразование монастырской жизни северорусского монашества. До преподобного Сергия монастырская жизнь строилась на простом объединении отдельно живущих монахов. Каждый жил сам по себе тем, что имел, или тем, что смог наработать. Во времена Сергия получает распространение общежительный монастырский устав, т.е. все имущество становится общим – монастырским, а трапеза совместной. Благодаря этому монастырь становился способным вести не только сложное хозяйство, обеспечивающее его жителей всем необходимым, но и становиться центрами духовного исследования, духовного просвещения, благотворительности.

Наверное, именно это одновременно двойное объединение: и политическое (объединение удельных князей вокруг московского князя), и духовное (объединение монашествующих людей вокруг единых духовных центров), и становится началом единого централизованного российского государства. Много еще будет смут, препятствий, разделений, но идея единства крепнет именно этим 14-ым веком и его главными объединяющими личностями Дмитрием Донским и Сергием Радонежским.

http://foma.ru/700-letie-so-dnya-rozhde ... rgiya.html
Свернуть


А я бы всё-таки уточнил название темы добавлением определений "религиозный" или "православный" перед словом "русский".
~ Роль Преподобного Сергия Радонежского в культуре и душе религиозного русского человека. ~

Ничего удивительного нет в том, что правящая власть (назовём "Дмитрий донской") использует "религиозный инструмент" в процессе объединения страны с целью контролирования и консолидации под этими "знамёнами" части населения при посредстве исполнителей-наместников - т.н. "пастырей божьего стада", т.е. "служителей церкви".
Ну, а религиозно объединённая община (назовём "Сергий радонежский") заинтересована и в расширения ареала влияния своих религиозных идей, и в покровительстве своей пропагандистской деятельности со стороны властных структур.

Это, примерно, (а даже и напрямую!), можно сравнить с симбиозом современной правящей власти (назовём "Ельцин") и современной религиозной общины (назовём "Реддигер"), с симбиозом, преемственно продолжающимся от предыдущих властей и в нынешней связке (назовём "Путин-Гундяев").

Селена писал(а):
.....................
Наверное, именно это одновременно двойное объединение: и политическое (объединение удельных князей вокруг московского князя), и духовное (объединение монашествующих людей вокруг единых духовных центров), и становится началом единого централизованного российского государства. Много еще будет смут, препятствий, разделений, но идея единства крепнет именно этим 14-ым веком и его главными объединяющими личностями Дмитрием Донским и Сергием Радонежским.

http://foma.ru/700-letie-so-dnya-rozhde ... rgiya.html


А вот кто помнит, (да и кто поверит, кроме религиозно воспитанных?!), что маленький Варфоломей (в последующем "Сергий радонежский") в 7-милетнем возрасте якобы видел "лик матери божьей" ??!!
И это о временах начала 14-го века,.. 1314г. (1322г.) - семь сотен лет тому назад!!

У современно образованного науками и нерелигиозного русского человека такое утверждение вызовет внутреннюю улыбку (типа, знаем-слышали про такие "чудеса церковные") и внешнее вежливое молчание (чтобы не обижать религиозно погруженных в их верование.).

Вот потому в тему и предложил бы добавить одно слово, как указал выше:

~ Роль Преподобного Сергия Радонежского в культуре и душе религиозного русского человека. ~
..................


п.с.


Что скажет любой трезвомыслящий врач, акушер-гинеколог, да и любая рожавшая мать, на этот, например, "пёрл" о внутриутробнобном жизнеописании Варфоломея ?? :)

"...
Когда Варфоломей со старцем вышли из часовни, родители поставили перед старцем пищу. Старец по окончании трапезы благословил родителей и хотел уйти, но они упросили его задержаться. Их тревожил вопрос о том, что означает чудо, которое предшествовало рождению Варфоломея[8]:
« …незадолго до рождения его, когда мать была в церкви, трижды прокричал он в утробе, при народе, в то время, когда святую пели литургию. »
Старец же ответил родителям, что их сына «Бог избрал до рождения его».
..."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0% ... 1%EA%E8%E9

.


Последний раз редактировалось sLOGOSemya 24 июл 2014, 22:02, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 22:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Можно порассуждать - какую роль сыграл* Сергий Радонежский в истории, культуре народа российского но, вот какую роль играет в моей русской душе человек живший 700 лет назад даже затрудняюсь, если конечно, не говорить хоть и авторитетными но, чужими словами? Но, наверное, если в культуре и сыграл то, может и в душе моей сыграл. Если конечно, сам я человек русской культуры.

* Хм, мне тут показался занятным оборот - сыграл, особенно применительно к святому. Или, в самом деле, души усопших играют некие роли на сцене(экране) нашего сознания? %)


Последний раз редактировалось Djuley 24 июл 2014, 22:20, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 22:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
sLOGOSemya писал(а):
.........................
Вот потому в тему и предложил бы добавить одно слово, как указал выше:
~ Роль Преподобного Сергия Радонежского в культуре и душе религиозного русского человека. ~
..................
Не бесспорно, Сергей. Как известно, в средневековье монастыри были очагами культурной жизни, а Европе так и вообще, в них зародились университеты. А Сергий Радонежский, насколько знаю, был основоположником монастырской жизни в Царстве Московском. Так что, смею предположить, и каждому культурном русскому человеку его роль должна быть не безразлична.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 22:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
кого заинтересовала тема:



http://www.youtube.com/watch?v=W0CrkXK4XeE


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 22:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Как-то стали слишком часто мои посты пропадать .
А я пробовала говорить о том, что видения, строгая аскеза , отшельничество - путь к святости, конечно. Но и... не адекватное с точки зрения обывателей, да и психиатров поведение. Нет ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 22:56 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Людмила, вопрос конечно, интересный...
С одной стороны духовное подвижничество, а с другой - если бы все стали к этому стремиться, то человечество бы вымерло.
Значит отшельничество и аскеза - за пределами нормы.
Однако жизнь таких людей часто способствует возвышению духа мирян, тех, кто живёт "нормальной" жизнью.
Обществу нужно малое число таких людей. И, конечно, они эти аскеты не относятся к психической патологии, на мой взгляд, хотя и находятся за границей нормы.
Может психические патологии и отшельничество располагаются по разные стороны кривой нормального распределения? Одни тянут вниз, другие - вверх.
Хотя есть и обратные примеры с талантливостью людей с патологиями, так что всё сложнее.

И всё же здесь противопоставление "просветление" у отшельников и затемнение разума при патологии.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2014, 22:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
Как-то стали слишком часто мои посты пропадать .
А я пробовала говорить о том, что видения, строгая аскеза , отшельничество - путь к святости, конечно. Но и... не адекватное с точки зрения обывателей, да и психиатров поведение. Нет ?
Если посмотреть Андрея Рублёва Тарковского то, напрашивается вывод, что в то время уход в монашество было, может быть, чуть ли не единственный способ обрести или сохранить облик человеческий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 08:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Два года назад прочитал статью эту:

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы
вникнуть в Лавру, должно внимательным взором
всмотреться в основателя ее, признанным святым
и при жизни, «чудного старца, святого Сергия»,
как свидетельствуют его современники».

Троице-Сергиева Лавра и Россия. Свящ. Павел Флоренский. http://www.stsl.ru/news/all/troitse-ser ... florenskiy


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сергий Радонежский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 июл 2014, 10:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Два года назад прочитал статью эту:

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы
вникнуть в Лавру, должно внимательным взором
всмотреться в основателя ее, признанным святым
и при жизни, «чудного старца, святого Сергия»,
как свидетельствуют его современники».

Троице-Сергиева Лавра и Россия. Свящ. Павел Флоренский. http://www.stsl.ru/news/all/troitse-ser ... florenskiy


Ну, не удивительно и не мудрено, что член одной из идеологических (религиозных) групп с пиететом отзывается об одном из идеологов этого религиозного направления.

Во времена коммунистической идеологии (как "религии") примерно такие же хвалебные речи и в адрес Ленина (в миру "Ульянов") массово произносились и философские трактаты писались.
И свой идеологический "иконостас" был с расписанными биографиями главных идеологов, и свои "идолы".
...

Всякой идеологии нужно "живое знамя" и\или знамёна!
Это один из простейших, но обязательных в любой "спец.пропаганде", элементов!
Это обязательная игровая составляющая и для развития и поддержания также и религиозной пропаганды!
...



«Пропаганда, н.-лат., отъ лат. propagare, разсаживать, расширять.
1) Учрежденное папою Григорiемъ XV въ Риме духовное общество въ 1622 году для распространенiя христiанства во всехъ частяхъ света; 2) распространенiе новыхъ религiозныхъ верованiй и политическихъ мненiй.»

«Пропагандисты, ново-лат., этим. см. пропаганда. Члены учредители, приверженцы пропаганды.»

«Идеологи, греч., отъ idea, мысль и logos, слово.
Во время первой Французской имперiи такъ называли въ насмешку партiю, состоящую изъ знаменитейших метафизиковъ тогдашняго времени, отличавшихся противодействiемъ политической реакцiи.»

«Идеологiя, греч.; этим. см. пред. сл. Ученiе о идеяхъ.»

«Идея, греч. idea, форма, наружность, видъ, отъ eidein, видеть.
1) Представленiе въ уме какого-либо предмета; 2) мысль
....................


п.с.


И всё-таки удивляет это пристрастие "православия" к "мощам" мёртвых, т.е. к мертвечине и к кускам сушённых трупов.
Везде почитается захоронение останков, плоть должна быть предана Земле, Земле затем и кланяются.

А тут вдруг ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЭКСГУМАЦИИ останков мертвеца !!
Жуть!
Прям мозги набекрень у, право, славных "рабов божьих", целующих выкопанные трупные останки !!



«Идолъ, гр. eidolon, отъ eidos. образъ. 1) Истуканъ, изображающiй языческое божество;
2) вещь или лицо, к которымъ имеютъ особенное пристрастiе.»


Право, "славное" пристрастие к останкам мёртвых тел ??
... бррр...!
Болезнь!

(Кстати, а когда выкопали останки Варфоломея (Сергия), в каком веке и в каком году - известно ли?
А то, может, "юбилей эксгумации" скоро, а никто "ни ухом ни рылом", как говорится.)


.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 31 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 74


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.093s | 18 Queries | GZIP : On ]