Почему-то захотелось процитировать.
Фернандо Пессоа, Книга беспокойства, Фрагмент №262
1-ое декабря 1931
Внезапно я пришёл сегодня к абсурдному и верному впечатлению. Я понял, понимание сверкнуло внутри меня, что я никто, абсолютно никто. Когда эта вспышка сверкнула, там, где, как я думал, находился город, распласталась пустыня; и мрачный свет, показавший мне меня самого, не обнаружил над ней никакого неба. Возможность быть у меня была украдена раньше чем возник мир. Если меня и заставили воплотиться, то это было без моего участия, и без того, что бы я стал бы собой, воплотился.
Я - это предместье несуществующего города, я пространный комментарий к книге, которую никто никогда не писал. Я никто, никто. Я не умею ни чувствовать, ни думать, ни желать. Я персонаж романа, который ещё нужно написать, и я парю, воздушный, рассеянный и никогда не бывший, среди грёз бытия, которое не смогло меня осуществить.
Я думаю, я постоянно думаю; но мои мысли не состоят из рассуждений, мои эмоции не состоят из эмоций. Я падаю без конца, из люка, раскрывшегося где-то в самом верху, через бесконечное пространство, в падении, лишённом всякого направления, бесконечном, множественном и пустом. Моя душа это чёрный водоворот [maelström], широкая воронка, крутящаяся вокруг пустоты, движение бесконечного океана вокруг дыры, в которой ничего нет; и во всех этих водах, в них кружится далеко не только вода, проплывают все образы того, что я увидел и услышал в мире - чередой проходят дома, лица, книги, ящики, обрывки музыки и разрозненные слоги, в мрачном бурлении и этому нет конца.
А я, то, чем я на самом деле являюсь, я центр всего этого, центр, которого не существует, разве что в геометрии бездны; я это то "ничего", вокруг которого кружит это движение, без всякой другой цели, кроме как кружить, безо всякого самостоятельного существования, оно "есть" разве только потому, что у всякого круга есть центр. Я, то что я на самом деле есть, я колодец без стенок или с вязкими стенками, центр всего, вокруг которого ничего нет.
И, в глубине меня, как если бы сама преисподня взрывалась от смеха, не предлагая человечеству даже пары хохочущих чертей, только каркающее безумие мёртвой вселенной, кружащийся труп физического пространства, черные границы всех миров, парящих на ветру, с бесформенными краями, безвременные, их не создавал никакой Бог, отсутствующий и лишённый самого себя, и кружайщийся во тьме теней, невозможный, единственный - всё.
Быть в состоянии думать! Быть в состоянии чувствовать!
Эх.
И стихи того же автора :
Дирижерская палочка взмыла,
И зал наполняет томительно-грустная музыка...
Она так похожа на детство
И день, когда в нашем саду
Я играл у беленой стены и кидал в нее мяч,
На котором с одной стороны был зеленый пес,
А с другой - голубая лошадка под желтым жокеем...
Музыка длится, и вдруг между мной и оркестром
Вырастает из детства стена, и вращается мяч,
И носится взад и вперед то зеленый мой пес,
То моя голубая лошадка под желтым жокеем...
Весь театр - это сад, мое детство
Обступает меня, отзывается музыкой мяч
Все смутней и смутней, и все слитней
под музыку скачут
Мой желтый жокей вперегонку с зеленой собакой...
(Так быстро вращается мяч между мной и оркестром...)
Я бросаю его в мое детство,
Он летит по театру, который готов, как ребенок,
У меня под ногами играть с моим желтым жокеем,
И зеленой собакой, и вскочившей на белую стену
Голубою лошадкой... И музыка звонко бросает
Мячи в мое детство... И так уморительно скачет
Дирижерская палочка над каруселью жокеев,
Голубых лошадей и зеленых собак на стене...
Весь театр - это музыка, ставшая белой стеной,
Где зеленому псу не угнаться за памятью детства,
Голубой моей лошадью, загнанной желтым жокеем...
И на всем протяжении, слева направо - деревья,
А на нижних ветвях музыканты
Провожают меня к пирамиде мячей на прилавке -
И мужчина за ним улыбается в мареве детства...
Обрывается музыка, словно упала стена,
И мяч по обрыву скатился на дно сновидений.
Бросив палочку вслед, обернувшийся черным жокей
Осадил голубую лошадку
И с улыбкой склонился, качнув белый мяч на макушке,
И мяч этот белый исчез у него за спиной.
ЭСКАПИЗМ ?