Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 10 дек 2016, 00:15

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2014, 18:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Иван Яковлевич Корейша (8/19 сентября 1783 - 6 /18 сентября 1861). О судьбе русского юродивого, не канонизированного Церковью.
Изображение
Современники настолько противоречиво воспринимали личность Корейши, что даже большая биографическая энциклопедия приводит 2 статьи о нём:
Корейша, Иван Яковлевич — юродивый, род. около 1780 г., ум. 6 сентября 1861 г.; из смоленских священнических детей; учился в смоленской семинарии и был в ней сам учителем; посещал монастыри Соловецкий, Печерскую лавру и Нилову пустынь; но около 1813 г. он что-то наделал такое, за что ему грозили какие-то серьезные неприятности; тогда он ушел в лес и начал юродствовать; крестьяне нашли его через несколько времени в лесу, ковыряющим палкой землю; они поставили ему небольшую избушку; слух о юродивом распространился по окрестности. 17 октября 1817 г. Корейша был отвезен в Москву и помещен в сумасшедшем доме; рассказывают, что поводом к тому послужило следующее обстоятельство: одна молодая девушка из хорошей фамилии, вздумала перед самой своей свадьбой с местным помещиком, тоже из хорошей фамилии, обратиться за советом к Ивану Яковлевичу; он дал ей такие предсказания, что она отказала жениху, а тот попросил губернатора удалить из губернии этого юродивого. — До конца жизни, свыше 40 лет, Корейша провел в сумасшедшем доме; впрочем, покровительство и даже почтение к нему многих московских жителей имело следствием, что он содержался не по общим правилам для больных, а на положении совершенно исключительном. К нему постоянно допускались посетители и ему была предоставлена почти полная свобода устроить образ жизни по своему желанию. Он держал себя крайне неопрятно, приходивших к нему принимал нередко очень своенравно, не только бранил, но и бил его; довольно обычным было с его стороны, что он составлял самое странное месиво из всего съестного, что ему приносили, не различая постного и скоромного, и ел это сам и других заставлял есть. По десяти лет он не ходил в церковь, не исповедывался и не причащался; это, однако, не мешало многим лицам, и не только из среды простонародья или купечества, относиться к нему с величайшим почтением и почитать его чуть не за святого. На имя его постоянно приходили пожертвования, иногда довольно значительные; он все раздавал окружающим. Одно время родственники его делали попытку получить Ивана Яковлевича на свое попечение, конечно, надеясь воспользоваться доходами, но им было отказано.

"Странник", 1862 г., № 6; Прыжов, "Житие Ивана Яковлевича Корейша", СПб. 1860 г. — тут указаны и журнальные статьи, посвященные ему.

{Половцов}



Корейша, Иван Яковлевич — известный в свое время юродивый и прорицатель. Учился в смоленской семинарии, был учителем, затем странствовал по монастырям и, наконец, поселился в Смоленске на одном из пустырей, в старой бане. Аскетическая жизнь К. и его склонность пророчествовать привлекали к нему многочисленных посетителей, несмотря на вывешенное им объявление, что принимаются лишь соглашающиеся вползти в баню на коленях. В 1812 г. видели К. следующим за неприятельской армией, от которой он выносил много насмешек. В 1817 г. случайно сбывшееся предсказание К. навлекло на него гнев какого-то влиятельного лица, и К. был отправлен в больницу умалишенных в Москву. Здесь его посадили в сырой подвал, приковав цепью к стене. К нему стал стекаться народ; начальство больницы брало за вход по 20 коп. с человека, и эти деньги шли на нужды других больных. В 1821 г. один из молодых врачей настоял на том, чтобы К. расковали и перевели в отдельную комнату. Редкий день проходил без того, чтоб у К. не побывала сотня посетителей, благоговейно прислушивавшихся к его нескладным прорицаниям. К К. стекалось не одно простонародье; его посещала и масса представителей (особенно представительниц) высшего света, терпеливо переносивших грубые и часто циничные выходки больного. В "Домашней Беседе" его славили, как юродствующего во имя Христа, заявляя, что он обладает двойным зрением и знает прошедшее и будущее. К. любил петь духовные гимны собственного сочинения. Имя К. было очень популярно и в полемической литературе 1860 гг.: для того, чтобы охарактеризовать нелепость взглядов противника, его часто сравнивали с К. Он ум. в 1861 г. Ср. "Из моих памятных записок о жизни и деяниях Ивана Яковлевича" (Москва, 1868, с портретом и факсимиле К.); С. Колошин, "Последние почести Ив. Яковлевича" ("Сев. Пчела", 1861, № 207).

В. К.

{Брокгауз}
http://enc-dic.com/enc_biography/Koresh ... 22496.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2014, 18:17 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Иван Яковлевич Корейша в жизни и в литературе
http://rusk.ru/st.php?idar=104534
Автор :Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2014, 20:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Тем, кто знаком с сюжетом произведений Л.Н.Толстого «Четыре эпохи развития», "Бесы" Ф.М. Достоевского, пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, литературными героями Н.С.Лескова, "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, к/ф "Женитьба Бальзаминова" и мн. др. - повесть жизни Ивана Яковлевича Корейши знакома - простая, безумная и трагическая, символичная на все времена судьба русского юродивого, предсказателя и... почти пол века жизни - пациента психиатрической лечебницы.

Иван Яковлевич Корейша родился в праздник Рождества Пресвятой Богородицы - 21 сентября (8 сентября) 1783 г.. Наречен был в честь Крестителя Иоанна Предтечи - Иоанном (Иван). Он был младшим из детей в семье Смоленского священника Якова Корейши. С детства Иван отличался развитием и талантом. Поступил учиться со второго класса уездного училища, с отличием окончил Смоленскую духовную семинарию, где позднее преподавал и сам.

"Жил он, прислушиваясь к чему-то, другим не слышимому. В 1806 году, в мае, прервал внезапно урок на полуслове, закрыл книжку и вышел из класса. Изумлённые дети увидели в окно, как он идёт через школьный двор, выходит за околицу и исчезает в дорожной пыли". - Так 7 мая 1806 года, началось внезапное для всех, и возможно, зарождавшееся задолго внутри самого Корейши, долгое паломничество. "Его видели спящим на земле или ходящим на морозе босиком, питающимся только хлебом, смачиваемым снегом или родниковой водой, одетым зимой и летом в одну белую холщовую рубаху"

По окончании войны Корейша в своих предсказаниях обличал смоленских чиновников в расхищении средств, отпущенных императором Александром I на восстановление разрушенного войной Смоленска. За одну из таких дерзостей по отношению к государственному служащему (по одной из версий), Иван Яколевич был отправлен на освидетельствование и признан невменяемым.

200 лет назад - в феврале 1813 года, на основании Указа Смоленского губернского правления, И.Я. Корейша направлен в Смоленскую городскую больницу, а затем - в один из первых доллхаузов (домов призрения для умалишенных) - Московскую Преображенскую больницу (ныне психиатрическая больница им. В.А. Гиляровского). Здесь Корейша проведет без малого пол века оставшейся жизни с потрясающим диагнозом:
"Деменция (слабоумие), "mania occupotio mentis in libro" - помрачение на фоне избыточного занятия религиозными книгами. Болезнь совершенно неизлечима".

Между тем, желающих обратиться за советом к Корейше выстраиваются огромные очереди. Несмотря на всё чудачество и совершенно дикие условия существования, Иван Яковлевич пользуется невероятным доверием. Настолько, что руководство больницы было вынуждено уступить - посещение пациента было разрешено. Как замечал тогдашний главный врач больницы: «Если бы не Иван Яковлевич — не знаю, как бы мы сводили концы с концами».


Скончался Иван Яковлевич 19 сентября (6 сентября) 1861 года и погребен в соседнем селе при храме Пророка Божия Ильи в Черкизово. Проводить юродивого в последний путь собрались тысячи верующих и его почитателей. В прошлом году исполнилось 230 лет со дня рождения И.Я Корейши. Интересно, что вера в его чудотворную силу жива до сих пор. Ежегодно в дни поминовения к могиле блаженного собираются сотни верующих. Просят помощи в освобождении от недугов, утешения в скорбях и семейных неурядицах, исцелении от пьянства и наркомании.

Иван Яковлевич Корейша не канонизирован и не признан Русской Православной Церковью.
Маленький факт в заключение ... на официальной страничке и ныне действующего храма Пророка Илии (Крестовоздвижения) в Черкизово читаем: "Поделиться своими свидетельствами о получении помощи от Господа после обращения к Ивану Яковлевичу Корейши вы можете письменно по адресу: 107553 г. Москва, Б. Черкизовская, д. 17. Сообщения с пометкой «Для настоятеля» также можно оставлять в храме за свечным ящиком..."
( http://hramilii.ru/koreysha/Ioann3/)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 10:35 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
И опять очень объемная тема. Прочитала несколько материалов о Корейши. Кто он? Святой, сумасшедший, шарлатан? Чтобы утвердиться в одном из определений, надо знать больше. Одно несомненно, он был знаковой фигурой в русском обществе 19-го века. Похоже, его почитали и ненавидели одинаково страстно.

Ивана Яковлевича прославляли и обличали еще при жизни. В 1860 год вышла в свет книга И.Г. Прыжова “Житие Ивана Яковлевича известного пророка в Москве”, в которой автор настаивает, что чудеса пророка мнимые, что суеверные люди создают нездоровый культ почитания и прославления юродивого. В ответ возникла полемика, как и в защиту Корейши, так и в поддержку мнения Прыжова. Впоследствии имя Ивана Яковлевича становится нарицательным. Им обозначают дремучее невежество и суеверие.

Поведение Корейши можно назвать безумным или … эпатажным. Я больше склоняюсь ко второму. Вряд ли реальное сумасшествие вызвало бы такой огромный общественный резонанс. И тут возникает, пожалуй, главный мой вопрос во всей этой истории: зачем нужна была нашему обществу такая форма эпатажа? Ведь подобные местно-почитаемые блаженные-юродивые были в каждой области. Умирал один, ему тут же находили замену. И после похорон Корейши люди, искренне и горько сокрушавшиеся о его кончине, вновь вернулись к Преображенской больнице и выбрали себе другого юродивого.
Так и кажется, что русское юродство – это феномен скорее толпы, чем самой личности юродивого. И Корейша этот общественный феномен просто невообразимо точно отобразил.

Иван Яковлевич обладал даром ясновидения и был склонен к мистическому созерцанию. Он бежал от мира, а мир все время бежал за ним и требовал своей доли мистической тайны в виде… по большей части банальных бытовых предсказаний. Возможно своим поведением Корейша просто демонстрировал презрение к такого рода потребностям, но как ни странно все это выливалось в знак особого вида святости для суеверной толпы. Она была готова сносить всё, лишь бы иметь вот такого не стяжающего ничего земного одновременно и оракула-пророка, и заступника перед Богом. Возможно чувство глубокой внутренней неуверенности требовало поиска вот таких не от мира сего людей, чтобы успокоиться и утвердиться возле них. Чем более стиль жизни, нормы поведения и общения такого человека отличались от их собственных, тем более уверовали они в него. А вера всегда творила чудеса. “По вере вашей да будет вам”. Чудеса исцеления и предсказания не могли обойтись без страстной веры в них. Толпе нужен был их внешний источник и Корейша им стал. Стал в силу невероятной чуткости своей души и развитом чувстве эмпатии.

Наличие рядом такого пророка-заступника помогает самому не задумываться о себе и последствиях своих поступков. Достаточно в сложных жизненных обстоятельствах прийти к юродивому и попросить совета. Получив его, желательно в завуалированной форме, чтобы можно было интерпретировать, этой интерпретации и последовать. Последовать со спокойной душой и уверенностью, что это единственно верное решение, единственно верный поступок, открытый взору ясновидца и переданный через него вопрошающему. Предположить многовариантность мира и собственную ответственность за сделанный выбор невероятно трудно. Проще смириться с предначертанностью, но тогда нужны пророки и оракулы.

Сам Корейша, думается мне, был незаурядной личностью, мистическим созерцателем и странником и ни в коем случае не сумасшедшим или шарлатаном. Однако почитание и поклонение ему еще при жизни больше напоминает массовую истерию, чем чувство подлинного уважения и преклонения перед тайной человеческой души. В слишком экзальтированные и примитивно суеверные формы оно выливалось.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 10:58 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Очень интересная видеолекция "Юродство с точки зрения истории культуры"
http://mh.tvkultura.ru/video/show/brand ... _id/166085
Рассказывает Сергей Аркадьевич Иванов (доктор исторических наук, профессор Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ, филологического факультета СПбГУ и факультета филологии НИУ ВШЭ).
Он же в программе (ныне закрытой)"Школа злословия"
(О феномене юродства и о его блёстках в ткани современной культуры, кого из наших царей (и политиков) можно назвать юродивым, а кого нет, кто из русских царей с юродивыми боролся, кто боялся, а в чьё правление юродивых канонизировали etc)

А вот для тех, кто любит "многабукв" "Юродство: византийское, древнерусское, украинское?"
http://polit.ua/lectures/2011/02/02/ivanov.html
С.А.Иванов:
Цитата:
даже согласно совершенно официальному взгляду православной церкви, юродивый — это тот, кто прикидывается не тем, кто он есть на самом деле. Это кто-то, кто изображает из себя хулигана или безумца, а на самом деле не является ни тем и не другим, а является святым, но, по условиям игры, об этом не должно быть известно вплоть до его смерти. Разумеется, эта конструкция в реальности не может быть воплощена в отношении ни одного человека, потому что, если мы считаем, что он просто хулиган и безумец, то у нас нет способа выяснить, не является ли он в действительности святым. Должны ли мы всякого хулигана и безумца считать святым на всякий случай? Конечно, нет, и церковь из этого не исходит. Значит, это парадокс, это — такой коан, выражаясь по-дальневосточному, его разрешить невозможно, по определению — невозможно. Юродивый — это парадокс культуры. Он и задуман, ну, не задуман, он и родился как парадокс, это — вещь, которая неразрешима в рациональных терминах. И в этом смысле, по-моему, в высшей степени уместно подходить к нему с другой позиции, а именно, действительно, не искать, не рыскать по текстам в поисках юродивых, поскольку мы не знаем, что это такое, и сами православные нам в этом не помогут, а в том, чтобы понять, зачем эта причудливая категория вообще понадобилась.

Цитата:
юродивый и мученик — люди примерно одного темперамента, но родившиеся в разное время, в разные эпохи.

первая юродивая
Я думаю, что первая юродивая — ибо первая юродивая именно женщина, а потом женщины никогда юродивыми больше не были, ну, до Нового времени в России — первая такая история, миф, если хотите, возникает из сказки. Из хорошо вам известного, сказочного сюжета. Возникает под пером известного церковного писателя Палладия Еленопольского, в его сочинении «Лавсаик», где он рассказывает истории, замечательные истории о египетских подвижниках. Сам он таковым не был, он был писателем. Он рассказывает о том, что в некую женскую обитель в пустыне приходит великий праведник и говорит, что ему было видение, о том, что в этой обители живет великая святая и что он узнает эту святую по короне на ее голове. Требует, чтобы ему показали всех монахинь, ему выводят всех монахинь и ни одна из них не является той, которая ему явилась в видении. »Я вам не верю, — говорит он игуменье, — должен быть кто-то еще». Игуменья говорит: «Да, ну, у нас тут есть одна сумасшедшая, мы тебе боялись ее показывать, она на кухне работает, она замарашка». Он требует привести ее, ее выводят, у нее на голове грязная тряпка завернута, и, значит, вот, наш праведник сразу узнает в ней эту самую святую и падает пред ней ниц, и все остальные, разумеется, тоже. Это, я надеюсь, вы все уже узнали это по сказке Шарля Перро, это Золушка, это, безусловно, Золушка. И тут бессмысленно говорить, то ли сказочный сюжет Золушки вырос из рассказа Палладия, то ли он существовал в устной форме давно и Палладием был использован, это не имеет никакого значения.
Свернуть

природный провокатор
Юродивый — природный провокатор, он для этого приходит в мир. Я хочу сразу сказать, что первоначально, повторяю, это не более чем ментальная конструкция, возникшая в чьей-то голове, это художественный образ. Я уверен, что юродство возникает на литературных страницах, а не в жизни, первоначально это именно форма размышления о том, как же нам быть, вот, как нам жить в мире, который считается христианским, а который, в общем, на самом деле, ничем не отличается от языческого.
Свернуть

разговор двух титанов
20-го февраля 1570 года, после страшного разорения Новгорода, Иван Грозный с опричным войском подъехал к Пскову. В оцепеневшем от ужаса городе, который ждал себе той же участи, Ивана встретил некий человек — Никола Псковский. О том, что это было, разные источники повествуют по-разному. Самый ранний из них, опричник Штаден, говорит, что Никола — известный, богатый мужик, колдун, который сказал царю: «Хватит, иди домой!» — и царь ушел. Вот такая история. Следующий этап легенды очень скоро создается в Пискаревском летописце, где уже о богатстве Николы ничего не говорится. Сказано, что он — колдун и он сказал царю: «Иди домой!» — и в этот момент пал любимый конь царя, и царь, испугавшись этого знамения, ушел. Следующий этап отражен в Первой Псковской хронике. Там уже он назван в первый раз юродивым Николой, до этого он не является юродивым. И он уже разговаривает странным языком: он говорит, называет царя странным словом «милухне», ну, видимо, «миленький», «милок», говорит: «Иди от нас, милухне» и царь пугается. Следующий этап — в записках двух других опричников, Таубе и Крузе. Тут уже история имеет целую, так сказать, завершенную форму: юродивый, в лохмотьях, уже о его богатстве никто не помнит, о том, что он колдун, никто не помнит, юродивый в лохмотьях встречает царя и начинает его обличать, и царь пугается. Следующий этап легенды — это когда уже какого-то человека показывают и говорят, что это он вот и есть Никола Псковский, уже под миф нашелся реальный человек: британскому послу Джерому Горсею в Пскове показывают человека и говорят: «Вот он спас Псков», «Жалкий сумасшедший» — пожав плечами, комментирует Джером Горсей. И, наконец, последний этап легенды, уже у следующего британского посла, Джильса Флетчера. У Джильса Флетчера через 30 лет эта история приобрела окончательно завершенную форму. Гроза, гром гремит, и страшный Никола говорит, что «я разражу тебя громом, если ты немедленно не помилуешь город», и говорит: «вот, на тебе человеческого мяса, вот тебе кусок мяса, съешь человеческого мяса», царь говорит: «Я не могу есть мясо в пост» — странный ответ царя, а Никола говорит: «А, значит, живую человечину можешь есть в пост?» — тут ударяет гром. История такая сильная, что никому даже не приходит в голову вспомнить, что 20-го февраля в Пскове не может быть грозы, не бывает там зимой грозы. Дело не в грозе как природном явлении, а в том, что Никола Псковский — тоже «Грозный». Они оба грозные, и на самом деле мотив о мясе сыром восходит, конечно, к переводу жития византийского, где юродивый ест сырое мясо, это одна из его эскапад, он ест сырое мясо, ко всеобщему смущению. Так вот, Никола хочет царю сказать, что ты салага по сравнению со мной, я потому что могу, а ты не можешь, и на этом основании приказываю тебе помиловать Псков. То есть это разговор непонятный людям, это разговор между двумя титанами, между представителями двух стихий, каких-то сверхстихий, и они только двое понимают, о чем они разговаривают, и царь разворачивается и уходит.
Свернуть
Сверхвласть, которая дана непонятно почему юродивому, выше безграничной царской власти.
Почему? Как это произошло в истории нашей культуры? Кто наградил такой властью юродивого? Почему считается, что он стоит "одной ногой на земле, а другой на небе", как трансформировался "институт юродивых" в истории нашей страны, С.А.Иванов делится своими выводами..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 13:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Для меня история Ивана Яковлевича Корейши показалась историей оскотинивания незаурядного человека.. Человека, "ощущающего уникальность своей роли во Вселенной" (это об аркане Таро "Маг") и имеющего для этого ощущения некоторые основания. Читая статью о Корейше в википедии, я меняла одно мнение на другое, но решающую роль для меня, очень брезгливой, сыграла картина пребывания Корейши в Преображенской больнице:
Цитата:
Его нетребовательность к себе граничила с полной нечистоплотностью. Палата, где находился больной, была необыкновенно грязная, при этом, по настоянию Ивана Яковлевича, она почти никогда не убиралась, а нечистотам юродивого находилось самое разнообразное применение. По воспоминаниям доктора Дюмуляна (Демулена), помещение Корейши походило на логово животного, а не на медицинскую палату. «Сам Иван Яковлевич лежал на полу, на слое песка, прикрытый лоскутным и настолько грязным одеялом, что от одного его вида тошнота подступала к горлу… а грудь покрыта волосами и грязью. Подушки тоже покрыты грязью и жуткими слоями сала».

..Талантливый мальчик, а затем- молодой человек, отлично проходит курс за курсом всестороннего образования, стремясь всё более углублять свои познания в различных науках. Всё идёт превосходно, и лишь только несколько смущает окружающих замкнутость Ванечки. Закончив духовную Академию, Иван Ильич отказывается от священнослужения и некоторое время учительствует, но:
Цитата:
Как повествует другой современный биограф, «судя по всему, с детьми ему было так же скучно, как и с взрослыми. Жил он, прислушиваясь к чему-то, другим не слышимому. В 1806 году, в мае, прервал внезапно урок на полуслове, закрыл книжку и вышел из класса. Изумлённые дети увидели в окно, как он идёт через школьный двор, выходит за околицу и исчезает в дорожной пыли».

Молодому учителю нестерпимо скучно с детьми.. Скучно ему и со взрослыми, ни с кем не находит он дружества. Он живёт, прислушиваясь к иным мирам, к звукам божественной гармонии, никому, кроме него одного, избранного, не слышным..
И после этого начинается собственно история "Студента хладных вод"- так стал именовать себя, приняв мученический крест нахождения в Преображенской психиатрической больнице, Иван Яковлевич. История пророчеств и чудес. Первое пророчество касалось его самого- он предсказал, что проживёт 53 года после исцеления в пустыни Нила Столбенского. А со второго пророчества Корейша вступает на стезю обличителя неправых, по коей и достигает скорбного дома, где упокояется среди собственных нечистот уже до самой смерти..
С самого начала знакомства с историей Ивана Яковлевича Корейши, я чувствовала предубеждение к этой исторической личности, единственно из-за его фамилии, которая созвучна "Корейко"- подпольному миллионеру из "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова. Несправедливо, конечно, но сейчас мне пришла в голову мысль, что Корейша похож на героя Ильфа и Петрова не только фамилией. У молодого Корейши несомненно был талант, способности, но обошёлся со своим даром он так же, как "подпольный миллионер"- то есть никак не истратил, замкнувшись на себе.
Что же касаемо не до самого Ивана Яковлевича Корейши, а его окружения, людей, которые окружили его ореолом "юродивого", "мученика", "провидца", возникает такой вопрос: откуда у нас такое упорное желание найти смысл там, где его и в помине нет (в туманных пророчествах мнимого юродивого)?

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Последний раз редактировалось quagga 19 сен 2014, 18:47, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 13:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1495
Откуда: Москва
Я как-то давно феномен юродства пытаюсь прочувствовать и понять, не только интеллектуально, но и иррациональным способом во время ОС. И почему-то юродство у меня образно связано с воровством. Ну, вот он живёт, прислушиваясь к иным мирам, но не понимает авторство, не берёт ответственность за то, к чему прикасается. Противоположность "юродивому" я считаю "сказочников", до христианизации Руси, это были подвижники, ходившие от селения к селению и рассказывающие сказки: бахари. Была культура скоморохов, каликов-перехожих. В 12 в. церковь с ними боролась, назвав это всё бесовским. Но потребность души оставалась, и в уединении, и в странствии, и со причастности с другими мирами. Потом умершая (уничтоженная) традиция встраивается в новый канон. И какая-то глупость суеверная получается.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2014, 14:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Какой-то СН принимает ЮРОДИВЫЙ крен... :ps_ih:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 07:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
- Рассудка не лишиться, что бы?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 08:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Это по типу - КЛИН КЛИНОМ вышибают ? Метод в смысле РАССУДКА годен не для всех. Слушала вчера ПЕРЕДАЧУ. И если бы позвонила, то сказала бы, что ПЕРСОНАЖ - сумасшедший. Как не без психического изъяна ( или, наоборот, прибавки) был и любимейший мною ДАНИИЛ ХАРМС. ТАКИЕ ЛЮДИ - да, рождаются и ВСТРЕЧАЮТСЯ на пути, но на такие ВСТРЕЧИ - Воля Божья. Культивировать юродство не имеет общественного смысла. Вот ОБЩЕСТВО их и пристраивает. Возникает иногда мода на ТАКИХ пророков. ДАМЫ в основном увлекаются. ЖИТЬ без них уже и не могут. Если признаем КОРЕЙШУ благом для человечества, то и РАСПУТИНА надо таким признавать. ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ.
В передачах СН порою намечается противоречие. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОРОКИ ( Цветаева, Высоцкий, Есенин) интерпретируются как люди ЗАВИСИМЫЕ от психоха любви ( МЦ) и водки ( МУЖЧИНЫ). Блаватская и Кашпировский разоблачаются. ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ в лице предсказателей выбраковываются. РЕАЛЬНЫЙ ЖИТЕЛЬ СУМАСШЕДШЕГО дома выдается за единственного ПРАВЕДНИКА, не желающего жить в ОБЩЕСТВЕННОМ АДУ ( но помогающем обустраивать ту же психиатрическую клинику). Новодворскую тоже причиляем к ЮРОДИВЫМ ? А ЛЮДВИГУ отказываем в самостоятельности решений.
Сегодня по типу ЮРОДИВОГО ведет себя В. В. Жириновский. Кстати... вполне справляется с этой ролью. До поры до времени, может быть...
КОРЕЙША - БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК . В традиции христианства. Так ему на РОДУ НАПИСАНО. Благодарить лично его не за что. Ибо НЕ ВЕДАЛ, что ТВОРИЛ. Бога надо благодарить, что СВЕЛ с таковым тех, кого СВЕЛ. Христианство - бесКОРЫСТИЕ. И , оказывается, на ПОЛНОЕ БЕСКОРЫСТИЕ ( в миру - БЕЗУМИЕ) способны далеко не все. И в этом - ВСЯ ПЕЧАЛЬ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 14:36 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Передачу вчера слушала, мне феномен юродства был интересен в культурно-историческом аспекте, (выше я приводила исследования доктора исторических наук С.А.Иванова). Интересна была и Ваша точка зрения, Александр Геннадиевич на это явление через судьбу Ивана Яковлевича Корейши. Передача такая была в СН в первый раз, спасибо за неё @->--

Людмила писал(а):
Если признаем КОРЕЙШУ благом для человечества, то и РАСПУТИНА надо таким признавать. ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ.

Юродство амбивалентно. С.А.Иванов в своей видеолекции для студентов приводит пример, описывающий, как юродивый приходит в избу к одному многодетному мещанину, бывшему со всей семьёй в церкви, находит там на печи младенца и сбрасывает его.С.А.Иванов делает вывод: юродивый не благостный заступник за народ, у него другие функции. Юродивый часто выступает как нечто необъяснимое и пугающее, встряхивающее общество. Вот нашла в письменной лекции:
как хоронили Ивана Большого Колпака
, в том самом соборе, к который вы все знаете, Василия Блаженного, да, они оба там похоронены и сейчас. А вот как описаны эти похороны: «И на том погребении Божие милосердие сотворилось». Что же это за Божие милосердие? «Было знамение с небеси, великий гром страшный, и молния с огнем, и во храмах образы попалило, а громом страшным побило много бесчисленно народу, ризничего в алтаре до смерти убило, да диякона Пимена Покровского замертво же вон вынесли, и едва его не ветре откачали, а попа Ивана подняло выше церковных дверей и опустило его на землю, и был без языка полтора часа, и едва от немощи своей оздоровел. И в те поры в церквях и около церкви бесчисленное множество народу молнией попалише и громом побише, а иных оглушише, а у некоторых ноги и руки поотшибоше, у мужей, жен и у детей», конец цитаты. Житие, между прочим, не что-нибудь!. То есть в русском представлении юродивый — это не умилительный какой-то дурачок, это страшная сверхприродная сила, загадочной природы, непонятной, и это — сила, которая все время противостоит, так или иначе, власти.Она не является, упаси Бог, демократизирующей, она не является смягчающей, она является просто параллельной к политической власти. Она вне системы церкви, которая лизоблюдствует перед государством, церкви, которая готова одобрить любое действие Ивана Грозного. В XVI веке оно цветет, в XVII веке его, как и в Византии, за полтысячелетия до этого, начинают вытеснять, вытеснять и постепенно вытесняют на обочину, к началу XVIII века совсем.
Свернуть

Людмила писал(а):
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОРОКИ ( Цветаева, Высоцкий, Есенин) интерпретируются как люди ЗАВИСИМЫЕ от психоха любви ( МЦ) и водки ( МУЖЧИНЫ).

Относительно СН - передач о творчестве Цветаевой, Высоцкого, Есенина, Людмила, у меня совсем другие впечатления и воспоминания.
Лично я всегда удивлялась умению А.Г. говорить о талантливых людях и их жизни "без купюр", как говорят, без изъятия Тени.
Это (по-моему) от умения А.Г. видеть внутренние взаимосвязи, понимать и принимать людей, трепетно относиться к их cвету, тем более, если он так ярок, что осветил когда-то дорогу многим.

Цитата:
КОРЕЙША - БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК . В традиции христианства. Так ему на РОДУ НАПИСАНО. Благодарить лично его не за что. Ибо НЕ ВЕДАЛ, что ТВОРИЛ. Бога надо благодарить, что СВЕЛ с таковым тех, кого СВЕЛ. Христианство - бесКОРЫСТИЕ. И , оказывается, на ПОЛНОЕ БЕСКОРЫСТИЕ ( в миру - БЕЗУМИЕ) способны далеко не все. И в этом - ВСЯ ПЕЧАЛЬ
Для меня, Людмила, это иероглифы прямо какие-то.. не поняла вас, много противоречий.
Вы, Людмила, считаете, что благодарить нужно только того, кто корыстен? Или вы так выступаете против даже разговора о таких людях, как Корейша?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 14:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
К чему этот пример человека притворившимся сумасшедшим из боязни расправы над ним ,а как известно если притворяешься в своей болезни -то она обязательно тебя постигнет ,да отшельник и утративший свои малые ростки какой либо своей воли,может быть блуждаущей в своих страстях и не отдающий даже самому себе отсчёта-это сродни гадальным картам и помогающим тем людям,которые не верят своему разумению,и готовые быть битыми полудурком , И я сомневаюсь что такие дурки ходили в древности и распространяли свои бредовые идеи,т.как при первом рассказе были бы помещены в клетку-в которой им самое место,и иследование прихиаторов :-)


Последний раз редактировалось Александр Букин 20 сен 2014, 15:18, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 15:09 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Александр Букин, Корейша не притворялся "из боязни расправы над ним"...Остальные факты, названные вами, тоже - не из биографии Корейши, а откуда-то из другого места.
К чему этот пример, спрашиваете вы?
Да хотя бы к тому, чтобы рассмотреть этот феномен - юродство - на примере одной судьбы.
К тому же некоторым читателям Лескова, Достоевского, Л.Толстого etc , помнящим их образы юродивых, интересно познакомиться с жизненным примером, с одним из прототипов. Так литературные персонажи становятся более выпуклыми, приобретая объём.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 15:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
В чём феномен юродства?может быть в некоторой открытости к подсознательному? но как известно подсознательное может нас привести к чему угодно и в данной вере к уроду мы можем увидеть какие то желаемые для себя выводы,а не проше ли обратиться на прямую к своему подсознанию-дешевле и надёжнее?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Иван Яковлевич Корейша
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 15:38 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Александр Букин, я не хожу к юродивым и не обращаюсь к ним за предсказаниями. Если вы об этом.
Когда человек пишет и говорит о "феномене юродства в истории культуры", то в этой фразе для него важны ВСЕ слова, а не только те, на которые кто-то изволил "ткнуть пальчиком".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.046s | 16 Queries | GZIP : On ]