Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 06 дек 2016, 05:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 94 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 00:22 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3386
Откуда: Ульяновск
~ 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова ~
~ О творчестве писателя. Проблема "лишних людей". "Печорины" в современном мире ~


200 лет со дня рождения. Всего 27 лет жизни и так много написано важного и значимого. Впрочем, 200 лет срок большой. Важны ли и значимы ли для нас сейчас его поэтические и драматические герои?

Помнится, школьная литература утверждала, что Печорин – герой не нашего времени. Что родился он в реакционные времена, которые последовали вслед за героическим периодом Отечественной войны 1812 года и вольным свободным движением, приведшем к восстанию декабристов. Родился бы Печорин на полвека раньше, и был бы при деле, а так нет, не нужен никому, лишний он.
Лишний, никому не нужный. А нужен ли был кто-то ему самому? Делает ли “лишними” Печориных среда и время?... или их “лишность” – особое состояние души, знакомое почти каждому из нас?

Если не вдаваться в подробный анализ “Героя нашего времени” (все равно перечитать не успеваю, а помнятся только отдельные линии сюжета и общее впечатление от главного героя), так вот, это самое впечатление лучше всего передается вот этим лермонтовским стихотворением…

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка...


Есть страстная глубоко чувствующая душа и холодный прекрасно анализирующий все происходящее в ней (в душе) разум.
Страсть, без заглядывающего в нее разума, оборачивается безумием. Но под холодным вниманием рассудка она исчезает. И становится скучно, грустно и пусто. Замкнутый круг … одиночества. Размыкается он осознанием цели и страсти, и разума. Но извне ее никто не предложил. А изнутри “лишний человек” Печорин ее искать не умеет. И жизнь становится пустой и глупой шуткой.

Я не знаю, насколько близким своей душе чувствовал Лермонтов своего героя. Но в юности Печорин мне не казался каким-то далеким, героем реакционной николаевской эпохи. Если убрать весь внешний антураж, как это делал Любимов в своих спектаклях, то эмоциональные переживания его были вполне понятны и узнаваемы.
По-моему Печорин – это эмоциональный и рассудочный максимализм юности. В него надо окунуться с головой, чтобы его пережить.

Печорин – Печора – это река, это внутренний жизненный поток. Поток эмоций, страстей, чувств. Сам по себе он изменчив, непостоянен, текуч. Но он всегда течет откуда-то куда-то. Вот это начало и конец и надо обнаруживать, чтобы поддерживать, изменять и направлять течение реки. Когда течение останавливается, происходит заболачивание.
И тогда…

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка...

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 04:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 09:25
Сообщения: 328
Откуда: Благовещенск
ГОРДЕЦ, ГОРДЕЦ И ГОРДЕЦ - ОСНОВНОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ ОТ ЛЕРМОНТОВА…
НУ ВОТ АБСТРАКТОНО И НАВСКИДКУ:


МОЯ МОЛЬБА
Да охранюся я от мушек,
От дев, не знающих любви,
От дружбы слишком нежной и -
От романтических старушек.
1830

НАРЫШКИНОЙ (ВСЕМ ЖАЛКО ВАС...)
Всем жалко вас: вы так устали!
Вы не хотели танцевать —
И целый вечер танцевали!
Как наконец не перестать?..
Но если б все ценить умели
Ваш ум, любезность ваших слов,—
Клянусь бессмертием богов —
Тогда б мазурки опустели.
1831

МОНОЛОГ
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
1829

Каков?! Идеалист, судия всех и вся, не дорожащий как писал ничем. Но что-то мне подсказывает, что томила-то его почти подростковая бескомпромиссная жажда подчинить жизнь своей воле – рано лишился родителей и бабушка, растившая Мишеньку навсегда, одними делами своими и разговорами внушила ему мысль, что он – светило, центр вселенной. Создается впечатление, что львиная доля мук, выпавших на его долю, как талантливо сформированных в стихотворения – это ноющая боль самолюбия от уколов не желающего подчиняться мира.

Все бы так, если бы не вот это однажды поразившее до слез и немоты:

МОЛИТВА (Я, МАТЕРЬ БОЖИЯ...)
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1837

Мне иногда кажется, что ему просто не хватило времени повзрослеть. И Лермонтов, и Пушкин, и Баратынский – для меня ранние старики, которым ХОТЕЛОСЬ без времени одряхлеть. Возможно, жажда дряхления была вызвана усталостью от собственной кипящей страстью натуры, возможно желанием совершенно погрузиться в поток приносящий поэзию и сгореть в нем дотла. Бог знает! Но отчего-то совершенно никогда мне лично не было странно или жаль кратковременности их жизней. Никогда! Мудрость – сказка не об этих людях!

И еще, очень любопытный факт о происхождении М.Ю. Лермонтова.

Фамилия Лермонтов имеет шотландские корни и берет свое начало от полу-мифического поэта-барда Томаса Лермонта, жившего в XIII веке.
Одна из легенд гласит, что на Эйлдонском холме, где покоится король Артур и его рыцари, есть дерево, в котором расположен вход в волшебное царство фей. По преданию феи забрали туда Томаса Лермонта, влюбившегося в одну из них, на семь лет. А после возвращения оттуда поэт был вознагражден даром предсказания и мог поведать о судьбах королей и исходе войн.
Возвратившись, домой, Томас изумлял соотечественников своими предсказаниями, которые писал стихами и пел под лютню. Так он предсказал смерть шотландскому королю Александру III. В поэтической форме изложил Лермонт предсказания будущих исторических событий Шотландии. Слава Томаса Лермонта в родной местности была сродни славы волшебника Мерлина или Нострадамуса. Пророчества его ценились и были изданы в Эдинбурге.
Большой известностью пользовался он и как поэт. Ему приписывается роман «Тристан и Изольда». П. Висковатов пытался опровергнуть этот факт, а писатель Овидий Горчаков, наоборот, считает великого барда Лермонта автором столь блистательного романа. Вопрос остается открытым…
Спустя какое-то время, если верить всё той же легенде, Томас Лермонт вернулся к возлюбленной фее навсегда. О своём будущем Томас Лермонт говорил, что он снова вернётся из царства фей на землю молодым.

Вот такой интересный пращур был у Михаила Юрьевича.

_________________
Легкий огонь над кудрями пляшущий: дуновение, вдохновение!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 04:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Цитата:
Лишний человек - его главные черты: Отчуждение от официальной жизни, от родной ему социальной среды, по отношению к которой герой осознает свое интеллектуальное и нравственное превосходство, и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность. Но всё же, эта личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие. Характерно неверие в возможность что-либо изменить. «Лишний человек» – личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом. Часто неблагополучный в отношениях с родителями, да и несчастный в любви.
«Лишний человек» часто несчастен. Почему ? Во-первых, он совершенно не знает обычную (стандартную) жизнь, а может не хочет или не может принимать её. Во-вторых, у него слишком сильно развита рефлексия, что влечет за собой слабость, бессилие, неумение решительно действовать. Герой очень сосредоточен на себе. Форма его самовыражения в произведении – дневник, исповедь, монолог, письмо. У «лишнего человека» всегда есть идеал, мечта. И зачастую происходит конфликт идеального с реальным миром, что делает несчастным героя.
Словом, герой (не признанный гений, недогений, неординарная личность, трудный человек, удачный неудачник, уникум, разочарованный скептик, страдающий эгоист, сторонний наблюдатель, чаще интровертный) – жертва жизненных канонов. Это, те люди, для которых жить в обществе было невыносимо, а жить вне его еще невыносимее.

http://www.livelib.ru/selection/1786
Если продолжить череду "лишних людей", описанных в литературе, то вслед за Онегиным и Печориным, Пьером Безуховым и страдающим молодым Вертером, Обломовым и Чацким скромно встанет Холден Колфилд, мне так кажется. А неплохая компания собирается, неправда ли?

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 08:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
200 летний юбилей Лермонтова!? Вчера по ТВ случайно! услышал. Как серьёзно приготавливали и пышно праздновали последний юбилей Пушкина. А юбилей Л. почти никак :nez-nayu: Это, более чем, странно %)

Слышал такое мнение, не официально - не типичное, со слов некоторых современников - де, Михайло Юрьич, был для них неудобо-варимым, даже так сказать, - отвратно непереносимым типом, и внешне и по поведению. Что-то, помню, там говорилось(по радио) про его кривоногость, про режуще-пронизывающий взгляд, про его, Лермонтова, язвительность, склочность и т.п.


Последний раз редактировалось Djuley 16 окт 2014, 15:24, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 08:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Лермонтов - моя КОЛЫБЕЛЬная. Бабушка пела - СПИ, МЛАДЕНЕЦ, МОЙ ПРЕКРАСНЫЙ... Первая книжка в руках - ОГРОМНЫЙ ОДНОТОМНИК ЛЕРМОНТОВА. Печорин - ПЕРВОЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ПОТРЯСЕНИЕ. Демон - манок.
ВРЕДНО все это. И опасно. Но ...прекрасно, прекрасно...оА Печорин - умно. И не РЕКА он. Он - УТЕС. Край пропасти, на котором - ПАН или ПРОПАЛ. Но не ДАНО ни того, ни другого. О! Печерин...
Убегаю. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО услышать передачу )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 08:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Откуда злостный мистик-ПТУшник, т.е. ваш покорный слуга черпал познания о отечественной истории и литературе? Ну, конечно же, из Розы Мира. :nez-nayu:
М.Ю. Лермонтов в Розе Мира
............................................
Но если смерть Пушкина была великим несчастьем для России, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара не могло не дрогнуть творческое лоно не только Российской, но и других метакультур.
Миссия Пушкина, хотя и с трудом, и только частично, но всё же укладывается в человеческие понятия; по существу она ясна.
Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
С самых ранних лет — неотступное чувство собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над судьбой и душой; феноменально раннее развитие бушующего, раскалённого воображения и мощного, холодного ума; наднациональность психического строя при исконно русской стихийности чувств; пронизывающий насквозь человеческую душу суровый и зоркий взор; глубокая религиозность натуры, переключающая даже сомнение из плана философских суждений в план богоборческого бунта, — наследие древних воплощений этой монады в человечестве титанов; высшая степень художественной одарённости при строжайшей взыскательности к себе, понуждающей отбирать для публикации только шедевры из шедевров… Всё это, сочетаясь в Лермонтове, укрепляет нашу уверенность в том, гроза вблизи Пятигорска, заглушившая выстрел Мартынова, бушевала в этот час не в одном только Энрофе. Это, настигнутая общим Врагом, оборвалась недовершённой миссия того, кто должен был создать со временем нечто, превосходящее размерами и значением догадки нашего ума, — нечто и в самом деле титаническое.
Великих созерцателей «обеих бездн», бездны горнего мира и бездны слоёв демонических, в нашей культуре я до сих пор знаю три: Иоанн Грозный, Лермонтов и Достоевский. Четвёртым следовало бы назвать Александра Блока, если бы не меньший, сравнительно с этими, тремя масштаб его личности.
Если и не приоткрыть завесу над тайной миссии, не свершённой Лермонтовым, то хотя бы угадать её направление может помочь метаисторическое созерцание и размышление о полярности его души. Такое созерцание приведёт к следующему выводу: в личности и творчестве Лермонтова различаются без особого усилия две противоположные тенденции. Первая: линия богоборческая, обозначающаяся уже в детских его стихах и поверхностным наблюдателям кажущаяся видоизменением модного байронизма. Если байронизм есть противопоставление свободной, гордой личности окованному цепями условностей и посредственности человеческому обществу, то, конечно, здесь налицо и байронизм. Но это — поверхность; глубинные же, подпочвенные слои этих проявлений в творческих путях обоих поэтов весьма различны. Бунт Байрона есть, прежде всего, бунт именно против общества. Образы Люцифера, Каина, Манфреда суть только литературные приёмы, художественные маски. Носитель гениального поэтического дарования, Байрон как человек обладал скромным масштабом; никакого воплощения в человечестве титанов у него в прошлом не было. Истинному титану мечта о короне Греции показалась бы жалкой и мелкой детской игрой, а демонические позы, в которые любил становиться Байрон, вызвали бы у него лишь улыбку, если бы он не усмотрел в них действительных внушений демонических сил. А такие внушения были, и притом весьма настойчивые. Жгучее стремление к славе и к власти, постоянный маскарад жизни, низменность итальянских приключений — всё это указывает отнюдь не на титаническую природу этого человека, а только на его незащищённость от демонической инвольтации. А так как общая одарённость его натуры была огромной, а фон, на котором он действовал — общество того времени, — совершенно тускл, то маскарад этот мог ввести в заблуждение не только графиню Гвиччиоли, но и настоящего титана, каким был Гёте. — Байрон амистичен. Его творчество являло собою, в сущности, не что иное, как английский вариант того культурного явления, которое на континенте оформилось в идеологической революции энциклопедистов: революции скептического сознания против, как сказал бы Шпенглер, «великих форм древности». У Лермонтова же — его бунт против общества является не первичным, а производным: этот бунт вовсе не так последователен, упорен и глубок, как у Байрона, он не уводит поэта ни в добровольное изгнание, ни к очагам освободительных движений. Но зато лермонтовский Демон — не литературный приём, не средство эпатировать аристократию или буржуазию, а попытка художественно выразить некий глубочайший, с незапамятного времени несомый опыт души, приобретённый ею в предсуществовании от встреч со столь грозной и могущественной иерархией, что след этих встреч проступал из слоёв глубинной памяти поэта на поверхность сознания всю его жизнь. В противоположность Байрону, Лермонтов — мистик по существу. Не мистик-декадент поздней, истощающейся культуры, мистицизм которого предопределён эпохой, модой, социально-политическим бытием, а мистик, если можно так выразиться, милостью Божией: мистик потому, что внутренние его органы — духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ — приоткрыты с самого рождения и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность: реальность, а не фантастика. Это превосходно показал на анализе лермонтовских текстов Мережковский — единственный из критиков и мыслителей, который в суждениях о Лермонтове не скользил по поверхности, а коснулся трансфизического корня вещей (Д. С. Мережковский. Лермонтов).
Лермонтов до конца своей жизни испытывал неудовлетворённость своей поэмой о Демоне. По мере возрастания зрелости и зоркости он не мог не видеть, сколько частного, эпохального, человеческого, случайно-автобиографического вплелось в ткань поэмы, снижая её трансфизический уровень, замутняя и измельчая образ, антропоморфизируя сюжет. Очевидно, если бы не смерть, он ещё много раз возвращался бы к этим текстам и в итоге создал бы произведение, в котором от известной нам поэмы осталось бы, может быть, несколько десятков строф. Но дело в том, что Лермонтов был не только великий мистик; это был живущий всею полнотой жизни человек и огромный — один из величайших у нас в XIX веке — ум. Богоборческая тенденция проявлялась у него поэтому не только в слое мистического опыта глубинной памяти, но и в слое сугубо интеллектуальном, и в слое повседневных действенных проявлений, в жизни. Так следует понимать многие факты его внешней биографии: его кутежи и бретёрство, его юношеский разврат — не пушкинский весёлый, а угрюмый и тяжкий, его поведение с теми женщинами, перед которыми он представлял то Печорина, то почти что Демона, и даже, может быть, его воинское удальство. (К двадцати пяти годам все эти метания Лермонтова кончились, утратили для него всякий интерес и были изжиты, в то время как Байрон продолжал быть игралищем всевозможных сил до конца своей тридцатипятилетней жизни.) В интеллектуальном же плане эта бунтарская тенденция приобрела вид холодного и горького скепсиса, вид скорбных, разъедающе-пессимистических раздумий чтеца человеческих душ. Такою эта тенденция сказалась в «Герое нашего времени», в «Сашке», в «Сказке для детей» и т. д.
И, наряду с этой тенденцией, в глубине его стихов, с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой до неповторимо дивных звучаний, вторая струя: светлая, задушевная, тёплая вера. Надо было утерять всякую способность к пониманию духовной реальности до такой степени, как это случилось с русской критикой последнего столетия, чтобы не уразуметь чёрным по белому написанных, прямо в уши кричащих свидетельств об этой реальности в лермонтовских стихах. Надо окаменеть мыслью, чтобы не додуматься до того, что Ангел, нёсший его душу на землю и певший ту песнь, которой потом «заменить не могли ей скучные песни земли», есть не литературный приём, как это было у Байрона, а факт. Хотелось бы знать: в каком же ином поэтическом образе следовало бы ждать от гения и вестника свидетельств о даймоне, давно сопутствующем ему, как не именно в таком? — Нужно быть начисто лишённым религиозного слуха, чтобы не почувствовать всю подлинность и глубину его переживаний, породивших лирический акафист «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», чтобы не уловить того музыкально-поэтического факта, что наиболее совершенные по своей небывалой поэтической музыкальности строфы Лермонтова говорят именно о второй реальности, просвечивающей сквозь зримую всем: «Ветка Палестины», «Русалка», изумительные строфы о Востоке в «Споре», «Когда волнуется желтеющая нива…», «На воздушном океане…», «В полдневный жар в долине Дагестана…», «Три пальмы», картины природы в «Мцыри», в «Демоне» и многое другое.
Очевидно, в направлении ещё большей, предельной поляризации этих двух тенденций, в их смертельной борьбе, в победе утверждающего начала и в достижении наивысшей мудрости и просветлённости творческого духа и лежала несвершённая миссия Лермонтова. Но дело в том, что Лермонтов был не «художественный гений вообще» и не только вестник, — он был русским художественным гением и русским вестником, и в качестве таковых он не мог удовлетвориться формулой «слова поэта суть дела его». Вся жизнь Михаила Юрьевича была, в сущности, мучительными поисками, к чему приложить разрывающую его силу. Университет, конечно, оказался тесен. Богемная жизнь литераторов-профессионалов того времени была безнадёжно мелка. Представить себе Лермонтова замкнувшимся в семейном кругу, в личном благополучии, не может, я думаю, самая благонамеренная фантазия. Военная эпопея Кавказа увлекла было его своей романтической стороной, обогатила массой впечатлений, но после «Валерика» не приходится сомневаться, что и военная деятельность была осознана им как нечто в корне чуждое тому, что он должен был совершить в жизни. Но что же? Какой жизненный подвиг мог найти для себя человек такого размаха, такого круга идей, если бы его жизнь продлилась ещё на сорок или пятьдесят лет? Представить Лермонтова, примкнувшего к революционному движению 60-х и 70-х годов, так же невозможно, как вообразить Толстого, в преклонных годах участвующим в террористической организации, или Достоевского — вступившим в социал-демократическую партию. — Поэтическое уединение в Тарханах? Но этого ли требовали его богатырские силы? — Монастырь, скит? — Действительно: ноша затвора была бы по плечу этому духовному атлету, на этом пути сила его могла бы найти для себя точку приложения. Но православное иночество несовместимо с художественным творчеством того типа, тех форм, которые оно приобрело в наши поздние времена, а от этого творчества Лермонтов, по-видимому, не отрёкся бы никогда. Возможно, что этот титан так и не разрешил бы никогда заданную ему задачу: слить художественное творчество с духовным деланием и подвигом жизни, превратиться из вестника в пророка. Но мне лично кажется более вероятным другое: если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого — непредставимого для нас и неповторимого ни для кого — жизненного пути, который привёл бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно, где все блуждания и падения прошлого преодолены, осмыслены и послужили к обогащению духа и где мудрость, прозорливость и просветлённое величие таковы, что всё человечество взирает на этих владык горных вершин культуры с благоговением, любовью и с трепетом радости.
В каких созданиях художественного слова нашёл бы своё выражение этот жизненный и духовный опыт? Лермонтов, как известно, замышлял роман-трилогию, первая часть которой должна была протекать в годы пугачевского бунта, вторая — в эпоху декабристов, а третья — в 40-х годах. Но эту трилогию он завершил бы, вероятно, к сорокалетнему возрасту. А дальше?.. Может быть, возник бы цикл «романов идей»? Или эпопея-мистерия типа «Фауста»? Или возник бы новый, невиданный жанр?.. — Так или иначе, в 70-х и 80-х годах прошлого века Европа стала бы созерцательницей небывалого творения, восходящего к ней из таинственного лона России и предвосхищающего те времена, когда поднимется из этого лона цветок всемирного братства — Роза Мира, выпестованная вестниками — гениями — праведниками — пророками.
Смерть Лермонтова не вызвала в исторической Европе, конечно, ни единого отклика. Но когда прозвучал выстрел у подножия Машука, не могло не содрогнуться творящее сердце не только Российской, но и Западных метакультур, подобно тому как заплакал бы, вероятно, сам демиург Яросвет, если бы где-нибудь на берегах Рейна оборвалась в двадцать семь лет жизнь Вольфганга Гёте.
Значительную часть ответственности за свою гибель Лермонтов несёт сам. Я не знаю, через какие чистилища прошёл в посмертии великий дух, развязывая узлы своей кармы. Но я знаю, что теперь он — одна из ярчайших звёзд в Синклите России, что он невидимо проходит между нас и сквозь нас, творит над нами и в нас, и объём и величие этого творчества непредставимы в каких наших предварениях.
................................
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 09:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Tama писал(а):
...........
Мне иногда кажется, что ему просто не хватило времени повзрослеть. И Лермонтов, и Пушкин, и Баратынский – для меня ранние старики, которым ХОТЕЛОСЬ без времени одряхлеть. Возможно, жажда дряхления была вызвана усталостью от собственной кипящей страстью натуры, возможно желанием совершенно погрузиться в поток приносящий поэзию и сгореть в нем дотла. Бог знает! Но отчего-то совершенно никогда мне лично не было странно или жаль кратковременности их жизней. Никогда! Мудрость – сказка не об этих людях!
..........
Ух, здорово как Вы это живописали.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 09:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1490
Откуда: Москва
Djuley, титан, мистик, демон... Но, когда я пытаюсь визуализировать Лермонтова - щупленький мальчик, по сути ребёнок, к которому девушки не очень серьёзно относились. Вот противоречие, вот двойственность... :-) Ну как здесь не стервозить, чтобы тебя заметили и перестали игнорировать :-)

Мои дочки учатся в школе им Ф.М.Достоевского, его мало кто читал из детей, только если старшеклассники. Вы не представляете, какой светлый культ писателя создан учителями на основе этой личности. Это как в наше время был "добрый дедушка Ленин", а мои дети верят в доброго и грустного дедушку Достовского. Вся противоречивость натуры, бездна бессознательного куда-то спрятана. Также и личность Лермонова в советские времена была идеологически прилизана. А вот в перестройку развенчивался культ не только политических советских деятелей, но и культ поэтов. Помню "развенчание" Блока, который и с проститутками общался, и был сифилитиком. Помню "развенчание" и Лермонтова, которому бабка подкладывала крепостных девок. Это из разговоров... Есть такая психологическая защита - преуменьшение, вот, почему-то нужно плебсу такое развенчание и низложение титанов. Да, и титаны имеют двойственную природы, они могут представать злобными карликами, а могут превращаться в богатырей-великанов.

По советскому времени помню передачи Ираклия Андроникова о Лермонтове:
Рассказ о жизненном пути и творчестве М. Ю. Лермонтова «Слово о Лермонтове». Читает автор.

Урок русской литературы. И. Андроников рассказывает о знаменитом стихотворении М. Ю. Лермонтова "На смерть поэта".

Устные рассказы И.Андроникова,связанные с его н.-и. деятельностью,описывающие места и людей,освещённые поэтической тенью гения Лермонтова.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 11:47 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
ЛЮДИ! ЧЕЛОВЕКИ! Ну сообщения то какие замечательные! Сделайте милость памяти Михаила Юрьевича, запишите аудиосообщения! :ps_ih:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 12:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 сен 2013, 19:15
Сообщения: 595
Откуда: Уфа
Это Я писал(а):
Есть такая психологическая защита - преуменьшение, вот, почему-то нужно плебсу такое развенчание и низложение титанов.

"Моськи" сами хотят "титанеть". Мыльные пузыри тоже поднимаются в небеса.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 18:09 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17788
Откуда: Москва
Лермонтова люблю и ценю. Восхищаюсь его стихами.
Про не самые приятные особенности характера знаю, но какое это имеет значение?!
В школьные годы и даже позже была "очарована" Печориным. Сейчас бы мне было его, пожалуй, жалко :nez-nayu: Несчастный человек.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 19:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 май 2014, 14:04
Сообщения: 42
Откуда: Санкт-Петербург
Очень любила Лермонтова в юности, как поэта и была влюблена в его образ! На экзамене по литературе вместо ответа на вопросы моя учительница попросила почитать мне его стихи(поэмы знала наизусть и "Маскарад", много стихов) Лермонтов -это, как первая любовь! Навсегда! Такой крик души в его поэзии, такое стремление выплеснуть свое щемящее страдание одиночества! Конечно, все это можно назвать инфантилизмом, но ведь тогда не было бы и поэзии! Нельзя поэтов оценивать обычной меркой, они потому и поэты, что через свое человеческое несовершенство умеют отразить божественное и пророческое в творчестве для нас!
БОЙ.
Сыны небес; однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один — серебряной обвешан бахромою,
Другой — в одежде чернеца.
И, видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом;
Вдруг поднял он концы сребристого покрова,
И я под ним заметил — гром.
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь;
Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.
1832

_________________
Солнечное затмение
Необычное утро,
Где же ты, где же?
Вместе с солнцем исчезнуть,
Чтобы снова воскреснуть
В ослепительно белом


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 19:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Печорин- Олег Даль
Изображение

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 19:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Дедушка ДОСТОЕВСКИЙ... Вот-вот. Тенденция. Ищем заменителей Ильичу. Примеры для подражания. И - находим. Ибо неуч на неуче ( если честно). Вчера была передача НАБЛЮДАТЕЛЬ по КУЛЬТУРЕ. Вела Фекла Толстая. И мучаласт, по-моему. Ибо известнейший литературовед И. З. зовел нескончаемую песню о том, что Лермонтов - был "дитя любви", исполнен нравственности во ВСЕХ смыслах, лишен губящих его душу противоречий. ПАЙ-МАЛЬЧИЕ. Пионер - герой. Дамы - литературоведы ( весьма солидного возраста) И. З либо поддакивали, либо иронически молчали. Ведущая Ф. Толстая пыталась возражать, приводила высказывания современных школьников о "подросковости" лирического героя Лермонтова, злобности Печорина... Но СПОРА не возникало. Известнейший литературовед , как скала, стоял на том, что Лермонтов - непререкаемый авторитет поэтически и человеческий. И даже его дуэль - это ... незлобивая шалость по отношению к Мартынову и дурной характер Мартынова. Я,пожалуй,не стала бы так раздражаться,если бы не видела в этом ПОСЫЛЕ явного социального заказа : в очередной раз сделать из литературы - средство ВЫСОКО НРАВСТВЕННОГО воспитания. Причем, методами весьма прямолинейными - вне сомнений и размышлений. Обидно, что очень ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ ... в такого рода попытках ВЫПРЯМЛЕНИЯ КЛАССИКИ идут против здравого смысла.
Сегодня слушала лекцию И. Андроникова о МАСКАРАДЕ. Какой восторг ! Какая глубина мысли, какое КАЧЕСТВО исследования и толкования...
Советское литературоведение классике урона не наносило ( ШКОЛА наносила , увы). Лермонтову и И. Л. Андрониковым повезло. Лермонтовская энциклопедия - это УНИКАЛЬНОЕ явление. В ней - ГЕНИЙ Лермонтова и его биографические тайны и боль.
Сделать из него "бабушкиного внучка",причем , послушного - это ... не могу подобрать слов.
ОН ГЕНИЙ. Дар ему ВНУШЕН СВЫШЕ. В РОЗЕ МИРА - именно ТО, что следует принять во внимание. ( ВИКТОР). И эльфы шотландские существуют - ура!
ЛЕРМОНТОВ ГЕНИЙ. И как ПОЭТ. Предельно ЧЕСТЕН. Проникновенен. Он не МУДРЕЦ - он всевидящ. Это разные вещи. Мудрецом пытался показать себя ПУШКИН ...не получилось. И именно то, ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ - подхванил Лермонтов, СМЕРТЕЛЬНО рискуя словом.

ОН ГЕНИЙ. Написал ПЕЧОРИНА. Г.Н.В - первый психологический роман в мире. Это хочется подчеркнуть. Анализировать и анализировать Хрестоматийно : романтизм , спущенный на землю. ЧЕЛОВЕК-демон ( ср. с человек - БОГ - ФМД). А есть и ДЕМНОчеловек и БОГОчеловек. Это все вещи ДУХОВНОГО порядка. Но ведущие к разным полюсам... И долгий разговор.

ЛЮБОВЬ в его мире никогда не бытовая, не семейная. МОЛИТВЕННАЯ. Роковая. ЖЕРТВЕННАЯ. Романтик. Высокого полета.

Лермонтов - не наше ВСЕ. Он - частица нас. И болит, и сверкает.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Михаил Юрьевич Лермонтов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 окт 2014, 21:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Реж. С. Соловьёв. Сто Дней После Детства. http://www.youtube.com/watch?v=rbmypRdgAJc#t=1409


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 94 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 19 Queries | GZIP : On ]