Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Михаил Юрьевич Лермонтов http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1846 |
Страница 2 из 7 |
Автор: | Людмила [ 16 окт 2014, 21:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Лучший фильм о Лермонтове "Из пламя и света" 4 серии (кажется). Лермонтов - ЮРИЙ ЧУРСИН. |
Автор: | Людмила [ 16 окт 2014, 22:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Из ВИКИПЕДИИ : Название «лишний человек» закрепилось за типом разочарованного русского дворянина после публикации в 1850 году повести Тургенева «Дневник лишнего человека». Наиболее ранние и классические примеры — Евгений Онегин А. С. Пушкина, Чацкий из «Горя от ума», Печорин М. Лермонтова — восходят к байроническому герою эпохи романтизма, к Рене Шатобриана и Адольфу Констана[1]. Дальнейшую эволюцию типа представляют герценский Бельтов («Кто виноват?») и герои ранних произведений Тургенева (Рудин, Лаврецкий, Чулкатурин). Поэтому В.Г. Белинский только ПРИМКНУЛ. |
Автор: | quagga [ 17 окт 2014, 18:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Слушала сейчас Андроникова (спасибо Кате! ) Дивно, как Лермонтов одушевляет горы, и клинок- вкладывает в неодушевлённый предмет свои чувства, свои переживания поэта. Видит в неодушевлённом предмете сродство с собой. Судьба- то, что можно назвать злосчастьем, несчастливой судьбой- забрасывает его на Кавказ, в окружение гор-великанов, то есть именно туда, где ему быть надлежит, в окружение той природы, какая только и может быть под стать ему. Лишний человек? Я бы сказала, что крупный, большой, несоразмерный. А не "лишний". Чувствующий себя "лишним" скорее будет бежать от деятельности, подобно королю Людовику. А "крупный", даже если и будет пытаться вести жизнь "соразмерную", неизбежно будет выброшен в мир своего масштаба (помните концовку "Приглашения на казнь" Набокова?) Такое выбрасывание будет называться несчастьем, неудачей, поражением человека, страстно желающего действовать- но ведь и Спаситель тоже был неудачником из неудачников (об этом говорится в лекции Антония Сурожского "Созерцание и подвиг") |
Автор: | Djuley [ 17 окт 2014, 19:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Людмила писал(а): Лучший фильм о Лермонтове "Из пламя и света" 4 серии (кажется). Лермонтов - ЮРИЙ ЧУРСИН.Посмотрел до дуэли, и чуть больше. Может и дальше продолжу. Но, пока что, именно как кино не впечатлило. А вот Ивашов в "Бэле" Ростоцкого http://www.youtube.com/watch?v=p-HF9qhwgYY#t=5044 Обратите внимание на эффект от того, как перемещается камера и от виолончели Ростроповича. А вот из другой серии http://www.youtube.com/watch?v=tg15yS4_iYE#t=4457 С первой ссылки, вроде, не получается попасть сразу на тот кадр. Примерно по времени 1:24. |
Автор: | Людмила [ 17 окт 2014, 20:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Djuley, как кино ЖЕНСКОЕ. Да. Но сам ЛЕРМОНТОВ - ЧУРСИН , на мой взгляд, весьма... "ПРО ТО", что и хотелось бы знать о Михаиле Лермонтове. ( СТРАННО звучит без отчества , правда ). МИШЕЛЬ - лучше. Хотя , может быть, я просто в свое время была увлечена Ю. Чурсиным. Он давал большие ДУХОВНЫЕ авансы ) |
Автор: | Людмила [ 17 окт 2014, 20:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
quagga, да - АНДРОНИКОВ - чудо как хорош во всех своих исследованиях и выступлениях. Какой труд ! И какая легкость... СУДЬБА "выбросит" в круг равных ? Интересная мысль. У Лермонтова это - " и звезда с звездою говорит " ? Шутка. С долей правды, очевидно... ) |
Автор: | Это Я [ 18 окт 2014, 08:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Когда я читала биографию Лермонтова, вот какая фраза бросилась мне в глаза: "По выходе из школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и "расстраивает партии", для чего "разыгрывает из себя влюбленного". Когда я читала "Героя нашего времени", я обратила внимание на аналогичное стремление Печорина похищать "сердца" красавиц. Но что самое поразительное, мне на память пришло наше обсуждение сказки Шарля Перро "Рике с хохолком", где глупая красавица вступает в союз с уродцем-гномом, который олицетворяет Разум. В теме уже кто-то говорил, что Лермонтов являл собой вот этот союз Красоты-Страсти-Разума. И я вспомнила другой авторский вариант этой сказки, написанный Катрин Бернар. Там есть практически дословная фраза, когда Красавица обретает Разум: "Мами перестала скучать в одиночестве на балах и прогулках; скоро она уже разрушала верные союзы, заставляла ревновать; кругом говорили лишь о ней, восхищались лишь ею". Ну, один в один Лермонтов и Печорин. К сожалению, мне не хватает ума, чтобы провести более точные параллели между архетипом, изложенным в этой сказке, и психотипом Лермонтова и Печорина, поэтому я решила привести текст этой сказки и анализ юнгианских психологов.
+
|
Автор: | Людмила [ 18 окт 2014, 12:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Это Я, очень интересно. УМ всегда разрушает. ГЛУПОСТЬ имеет свойство идеализации счастья. ПУШКИн признавал за людьми право на глупость и счастье ( Повести Бедкина), сам попробовал быть СЧАСТЛИВЫМ с ПЕРВОЙ КРАСАВИЦЕЙ. Но ДРУГИЕ ЗЛОДЕЕ - разрушили ИХ счастье. Цинично и жестко - ПО-ЛЕРМОНТОВСКИ ( "Маскарад"). Лермонтов СРАЗУ не обольщается ГЛУПОСТЬЮ. Его ум - анализирует и презирает. АНГЕЛЬСКИ ЧИСТАЯ ДУША ищет родства. Находит. В Лопухиной. Его - Лермонтова ! - СПАСЕНИЕ. Хоть и временное. Он не обольщается ИЛЛЮЗИЕЙ. Перестрадал ее мальчиком. Он сразу выбирает ИГРУ. Но так поступает и БОЛЬШИНСТВО. Все - в МАСКАХ. ЖЕНЩИНА - повод к насмешке, розыгрышу. Было, есть, будет... В ИДИОТКАХ так или иначе приходится походИть. Таковы УРОКИ - нормальной школы, придворного света, уличного двора и т. п.. Почему и узнаваемо. Но ! Не у всех ИГРОКОВ есть еще и АНГЕЛ за душою. И не у ВСЕХ есть ДЕМОН - Падший Ангел . У Лермонтова и тот , и другой. ДЕМОН внушает РЕЧЬ - колкую и злую, ОТРИЦАНИЕ. Ангел - слова МОЛИТВЫ и МОЛЧАНИЕ. Происходит БОРЬБА ( опять это слово !). Но куда-то я не туда... Печорин, человек Лермонтов, Красавица ведут порою РАСЧЕТЛИВУЮ ИГРУ на ЯРМАРКАХ ТЩЕСЛАВИЯ. И - поделом... Играть с СЕРДЦЕМ - это уже другое. Играть с чужим ЛЮБЯЩИМ сердцем - это грех. И за него - расплата. Но какая ? БЕЗНАКАЗАННОСТИ НЕТ. |
Автор: | Ланиста [ 18 окт 2014, 15:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Передача радио России о музее-заповеднике "Тарханы" ( интересная беседа с директором музея-заповедника ) http://www.moskva.fm/stations/FM_66.44/ ... 7-20_22:15 |
Автор: | Djuley [ 19 окт 2014, 06:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Людмила писал(а): Djuley, как кино ЖЕНСКОЕ. Да. Но сам ЛЕРМОНТОВ - ЧУРСИН , на мой взгляд, весьма... "ПРО ТО", что и хотелось бы знать о Михаиле Лермонтове. ( СТРАННО звучит без отчества , правда ). МИШЕЛЬ - лучше. Хотя , может быть, я просто в свое время была увлечена Ю. Чурсиным. Он давал большие ДУХОВНЫЕ авансы )Посмотрел все пять серий. Да, вполне весьма и убедительно. Думаю, актёр справился с поставленным замыслом. Какие мысли(слова) посетили? - Лермонтов следовал не времени, а следовал своему чувству, своему гению. Не времени, в смысле - не Хроносу. В прочем, не времени в смысле - не эпохе, наверное, тоже. Ведь что такое время, хронология - продукт, костыли, схема, уловка рассудка, определённой культурной среды, цивилизации, социума. Вот Л. интуитивно, по наитию и терзал Мартынова, хотел выбить из под него эти костыли-уловки, привести к истинности, из Мартыша в Мартынова. |
Автор: | quagga [ 19 окт 2014, 12:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает... В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны... Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Никогда раньше это стихотворение не наводило меня на след знакомого и сильного чувства- я услышала в строках пронзительную жалость.. И Демон видел... На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг. Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук - И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!.. И долго сладостной картиной Он любовался - и мечты О прежнем счастье цепью длинной, Как будто за звездой звезда, Пред ним катилися тогда. Прикованный незримой силой, Он с новой грустью стал знаком; В нем чувство вдруг заговорило Родным когда-то языком. То был ли признак возрожденья? Вся поэзия Лермонтова проникнута тоской по невозвратимо минувшему. Каждому человеку знакома эта тоска. Но если, услышав благодатный звук, человек, привыкший чувствовать жадно и сильно, умеющий так чувствовать- когда-то в прошлом умевший так чувствовать- изменит своей привычке " жадно брать от чувства всё", как жадно берут всё от жизни, то возрождение станет возможным. И, мало того, этот человек поймёт, что тоскует он не по невозвратно минувшему, он, как и прежде, как и всегда, тоскует по незбыточному, по невозможному.. А раз так, значит, есть что-то такое, что ни время, ни обстоятельства изменить не в силах, есть что-то вечное. |
Автор: | Селена [ 20 окт 2014, 14:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Перечитала роман. Как-то так устроена школьная литература, что перечитывать то, что было пройдено вместе с ней, не хочется,… почти,… за редким исключением. Поэтому “Героя нашего времени” со времен школы перечитала целиком первый раз. Однажды случай заставил меня перечитать “Княжну Мэри”. На какой-то вечеринке во время танца мне было сказано примерно следующее: “Когда я с тобой танцую, понимаю чувства Печорина, который танцевал с княжной Мэри. Помнишь этот эпизод?” “Нет”. – честно призналась я – “И что он там испытывал?” “Придешь домой, перечитай”. Был ли то комплимент или скрытая издевка, – я тогда не поняла. От Печорина можно было ждать всего. Пришла, перечитала. И поразилась тому, как легко и точно описывает Лермонтов зарождение страсти и способы, ее разрушающие. Но весь роман я тогда перечитывать не стала. И зря… Роман начинается с предисловия, которое в школьные годы вообще никак не отразилось в моей памяти.
Предисловие.
“Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Так обозначает своего героя сам Лермонтов. А остальные герои? Грушницкий, Максим Максимыч, Вера, княжна Мэри, Бэла … у всех ведь свои недостатки, каждый не ангел, но на фоне Печорина они кажутся невинными или наивными жертвами его страстей и желаний. И всего лишь потому, что Герой Нашего Времени – это искренняя и честная история души человеческой, без прикрас и купюр. Это история зарождения страсти и история ее умирания. Это история оправдания своих желаний и прихотей. Это история честного анализа собственных чувств и поступков. Тщеславие, честолюбие, гордыня, самолюбие, эгоизм, высокомерие,… они ведь не в одном Печорине. Они практически в каждом герое романа перемешены в разных пропорциях. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. Сомнения и противоречия, пожалуй, то единственное, что выделяет Печорина из среды остальных действующих лиц. И это делает его настоящим героем нашего времени. Причем каждое время может спокойно присвоить этого героя себе. К каждому своему чувству Печорин прислушивается... Нежели я влюблен?... люблю ли я?... это дружба или необременительное приятельство?... И всегда честно себе отвечает… “Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви”. Основа страсти – жажда власти. Причем это не только к Печорину относится. Это касается всех героев романа. Лермонтов прекрасно и подробно рассматривает как формируется страсть. Сначала появляется интерес. За ним может стоять все что угодно: и честолюбие, и самолюбие, и жалось, и любопытство. Если на пути этого интереса поставить преграду, любую… социальное положение, разность культур, моральные и нравственные правила общества и т.д. и т.п., … то страстная сила интереса начинает увеличиваться и возрастать, как сдерживаемый плотиной поток воды. И рассудок услужливо оформляет и нагнетает эту страсть собственными предположениями, догадками и проекциями. Причем и выход из нее он себе тоже придумывает. Или наслаждение собственной властью при достижении желаемого, либо ненависть, презрение или трагическая жертвенность, которую надо не только переживать самому, но и показывать окружающим. Ум может разрушить только то, что он сам и построил. Печорин разрушает вокруг себя именно эти искусственно построенные конструкции. Мэри увлечена своими мечтами о герое. Сначала Грушницкий (он в юнкера непременно разжалован и именно за дуэль), затем Печорин (какая-то таинственная, несчастная, но героическая судьба, забросившая его из Петербурга на Кавказ). Страсть оборачивается ненавистью, когда Печорин говорит, что не любит ее. Страсть Грушницкого заканчивается раздражением, презрением и завистью, из-за того, что предпочли не его. Страсть Веры более долговечна. Она ценою и длиною в жизнь. Не зря Вера больна, причем неизвестною и неизлечимою болезнью. Но и там, в ее жертвенной страсти, не любовь, а то же самое желание власти. “Я твоя раба”, - говорит она Печорину, но при этом требует, чтобы он не женился на княжне Мэри. Хотя именно она и предложила ему для вида поухаживать за княжной, чтобы сберечь свою репутацию. Господин-раб – это всегда отношения власти. Бэла была желанна пока была недоступна. Недоступность усиливала страсть и будоражила душу. Но вот плод сорван. Наслаждение испытано. Страсть затухает. Что дальше? “... мне осталось одно средство: путешествовать”. Путешествие без цели, ради развлечения, от скуки – единственный способ поддерживать и восполнять страсть власти, потому что красоту мира невозможно себе присвоить. |
Автор: | Людмила [ 20 окт 2014, 16:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Селена, не благодарю, что напомнили. Непереносимо. И все-таки ПЕЧОРИН - лучшее, что ТАМ есть. Лучшее - и потому ЛИШНИЙ. Чуть больше ума, чуть больше ТРЕБОВАНИЙ к чувству.... Но зачем больше ? Больше ? - навылет !) Я не против понятия ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК. И чем больше ЖЕЛАНИЕ доказать свою ЖИЗНЕННУЮ необходимость и НАДОБНОСТЬ в других, тем более НЕВОЗМОЖНОСТЬ встать в ряд. Из ряда - вон. Вот и лишний. ПСИХОЛОГИ научили бы ЖИТЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ. Но первый психологический роман доказал НЕВОЗМОЖНОСТЬ такой жизни : одного с ДРУГИМИ. |
Автор: | Djuley [ 20 окт 2014, 17:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Людмила писал(а): .......... Непереносимо. ...........Крёстная, ну вот скажите, ну зачем вам у Мурманске Хольфстрим?! Продайте его, что ли, американцам чи, на худой конэц, усдайтэ в арэнду. |
Автор: | Djuley [ 20 окт 2014, 18:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Михаил Юрьевич Лермонтов |
Селена, Печорину не повезло, он не доехал до Тибета. |
Страница 2 из 7 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |