Казанская икона Божией Матери. О символическом значении иконы в объединении русского народа
Эпиграф"Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию" Г. Померанц.
Если не ошибаюсь, согласно христианскому учению сама по себе вещь, даже икона не может обладать какой-то силой, быть живым предметом который как-то влияет на людей не по их воле. Икона как, как символ влиять на людей может только если есть есть объектом осмысления. Объединять наверно она тоже может только тех, кто ее осмысливает. Интересно есть ли опросы людей которые выражают свои чувства и переживания при виде икон?
Нужно выяснить вокруг каких чувств или идей объединяться. Как через образ богометри прийти к пониманию общего с другим русским человеком? Ведь чтобы объединиться нужно найти в другом часть того же что есть в тебе. Для этого нужно посмотреть чем живешь сам и чем живет другой человек. Большинство живет насущными, материальными, житейскими, будничными, бытовыми, материальными вопросами применяя для решения проблем конкретно-ситуативное мышление. Большую часть бодрствования занимает оперирование внешними материальными объектами. Когда доходит до объектов внутренних, то встречаемся с неудовлетворенностью собой, работой, родственниками, детьми, государством, "внешними врагами". Фактически, если подумать, мне кажется, все эти проблемы прямо или косвенно связаны с несправедливостью распределения денег и имущества. Ведь даже споры о наследстве бабушки, это споры о распределении имущества.
Несправедливость распределения может появляться там, где есть общий ресурс как материальный так и не материальный. Справедливые правила распределения ресурсом могут выработать только его непосредственные совладельцы. (см. Элеонор Остром). Это касается как распределения бюджетов так и управления школьной программой для своих детей. Имеется в виду управление (распределение) на основании коллективного принятия решений. Фактически совместное решение общих проблем это согласование индивидуальных мнений и рождение общего мнения (взгляда) и общая (коллективная) работа при четком и открытом разграничивании собственности (например, Макаренко).
Но как эти, казалось бы, "материальные" проблемы связаны с внутренним законом, с вероучением, осмысливанием, "внутренним диалогом" веры? Самым непосредственным образом.
О символизме икон и образа Богоматери. Тут надо сказать, что осмысливание священных текстов и символов вообще есть противоположностью догматизму, посредничеству батюшек и их исключительности при интерпретации текстов. Спаситель учил прямым текстом или притчами простых людей независимо от образования, профессии и уровня доходов вне храмов или материальных символов. И ничего не требовал за свое учение.
1) С иконами ассоциируются "чудотворность", священность, обязательность целования (обязательность обряда), групповое исполнение обрядов, моленный образ.
Обрести большую веру на основании чудотворности икон – это в притчу Фоме неверующем. Наделять предметы некими священными (сакральными) свойствами которые проявляются на людях помимо их воли, без их участия и труда – это гм.. скорее свойственно предшественникам христиан.
Автоматическое исполнение обрядов без осмысливания, а значит не по своей воле или выбору, только потому, что так делают все вокруг и до тебя – это "автоматизм" который используется для технологии контроля. Это же относится и к групповому неосмысленному (не познаваемому) исполнению обрядов. Показательное (специально чтобы все видели) поклонение – это как бы противоречит словам учителя (Матф. 6:5).
Икона существует как моленный образ – как предмет, на котором надо бы фокусироваться для молитвы, "внутреннего диалога" веры. Сколько мирян использовали так икону, что они чувствовали, о чем был их "диалог" мне не ведомо. Количество же икон на душу населения сегодня, думаю, точно меньше чем лет 100 назад.
2) Интересно появление самого термина в 431 году (я не знал). Эфесский собор "догматически утвердил за Марией право называться Богородицей ". Это конвенциональный рукотворный образ (!). То есть люди "договорились", что один исключительный человек может дать начало Богу. Сам учитель, прогнозировано матерью готов назвать того, кто исполняет волю Отца Небесного (Матфея 12:46 и далее).
С образом Богородицы связывают качества: заступница, владычица, госпожа, царица, "граница между тварной и нетварной природой" (Г.Полома)
Заступница - приписывание иконе как предмету защиту от интервентов. Делегировать "матери" функцию защиты от внешней среды – это, наверное, позиция детская. Тем более если "мама" делает это обязательно за послушное поведение. Это опасно тем, что отсутствует позиция своего Я, зато может быть переложение ответственности на внешнюю силу. Ну и вообще о противостоянии в конфликте учитель рекомендовал недвусмысленно: полюби врага своего…., подставь вторую щеку…, вынь бревно….. Возможно в военных конфликтах нужно в первую очередь и до последней возможности договариваться, тогда гляди и смертей было бы меньше: блаженны миротворцы…. Все таки спасение жизни учитель рекомендует ставить перед спасением имущества. (если я правильно понимаю). Объединение вокруг сопротивления и "против чего-то" – звучит не очень хорошо. Последствия - кровь.
Владычица, госпожа, царица – не знаю, что означали эти слова раньше, но сегодня это чувствуется как качества монархизма. Возможно, так и есть ведь массовое догматическое христианство есть технологией власти (со слов Данилина в том числе). Если переходить в контекст гражданин-государство, то объединение вокруг единого управленца – это патернализм. Справедливые правила можно установить только снизу через гражданские институции. Но как символ объединения вокруг "вождя нации"-защитника наверное возможен…
Символ "границы между тварной и нетварной природой" – это интересный символ, если договориться, что можно искать Бога в себе. В каждом себе. Только заниматься самоанализом и такими поисками сложный труд. Объединяться на основе поиска Бога в соседе, учителе, солдате, гастарбайтере… Но такая граница возможна исключительно через Богородицу.
А что же со связкой материальных проблем и веры? А ответ, я думаю сейчас, в основе, в нагорной проповеди. Чтобы начать объединяться надо понять, что материальные проблемы как раз у ближайших людей (родственников и соседей) одинаковые. Но и разные одновременно если спросить. Как искать одинаковое с человеком который в некоторых вопросах считает себя умнее или не хочет слушать или делится "непонятными" проблемами? Или открыто нападает в словесном бое?
Хочешь объединяться? Соучаствуй во всем.
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
Не судите, да не судимы будете..
вынь прежде бревно из твоего глаза…..
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам."
Но это только первый необходимый шаг к решению материальных проблем. К сожалению, методы справедливого распределения имущества хорошо представлены в Торе в виде притч. Если я не ошибаюсь в выводах, то христианская новозаветная культура отводит этому "мирскому" вопросу катастрофически мало внимания. Именно имущественные вопросы, по отношению к институту церкви, всегда были предметом критики. В действительности отбирание у мирского человека права на землю, например, что одобрялось церковью, знатью, царем а потом и коммунистами лишило людей памяти о методах управления своей собственностью. Лишило людей чувства ответственности за общую (коллективную) собственность. Именно по этой причине Я спокойно проходит мимо разбитой дороги, разрисованного подъезда, покосившегося чужого дома. Ведь если дорога мне не принадлежит как совладельцу, то ремонтировать ее должен кто-то другой. Другой несет ответственность.