Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 06 дек 2016, 18:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 123 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 16:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
~ МУЖЕСТВО
Что такое мужество?
Чего требует мужество от человеческой души?
~

"Мужество — этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха;
одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью).
По мнению Аристотеля, мужество - есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. Мужество означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество».
Соответствующий др.-греч. термин, как и рус. «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина». Мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль /.../

В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле — как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.

А. А. Гусейнов "Новая философская энциклопедия" М.: Мысль. под ред. В. С. Стёпина, 2001.
"Философия: Энциклопедический словарь" — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phil ... 0%92%D0%9E


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 17:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Просто очень уж в тему.

А. А. Ахматова.
Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Гуманитарии - объединяйтесь ! :hea_rt:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 17:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1491
Откуда: Москва
А разве не было такой темы?

Почему-то первая ассоциация: Жанна Д,Арк в исполнение Чуриковой в фильме "Начало"

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 18:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Это Я писал(а):
А разве не было такой темы?
То была 2011.02.23 Мужественность :)
Обсуждение велось в День Защитника Отечества: о мужском призвании, внутренних препятствиях в становлении мужественности, кого необходимо защищать, нравственности и чести, как воспитывается мужественность ...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 20:53 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Вот ещё выдержки из словарей и энциклопедий:
Из русской энциклопедии:
Цитата:
Мужество - одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить. В понимании коренного русского человека лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и, уповая на Бога, не погибнешь. В древнерусском сборнике «Пожелание праведного спасения» говорится: «Сын, избегай и распри, но, коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с честью из боя — честь и обретешь». Та же мысль проводится и в Поучении Владимира Мономаха: «Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления».
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой», — писал Н.М. Карамзин, а М.В. Ломоносов восклицал: «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»
Многим коренным русским людям мужественность была врожденна, закаляясь в тяжелейших испытаниях. Мужество воспитывалось изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. «Самое трудное, — писал В.А. Сухомлинский, — мужество повседневности, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему». Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг (А.А. Бестужев-Марлинский)[/color]. Природная смелость есть та глыба драгоценного мрамора, из которой страх вырабатывает величественную статую мужества. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху (К.Д. Ушинский).
О. Платонов

http://enc-dic.com/enc_rus/Muzhestvo-818.html
Из этимологического словаря Крылова
Цитата:
МУЖЕСТВО
Вероятно, образовано в старославянском по методу кальки с греческого andreia, восходящего к существительному andros – "муж, взрослый человек". Греческий суффикс eia передан русским ество.

http://www.cyclopedia.ru/78/204/2636117.html
Из психологической энциклопедии:
Цитата:
- качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели. Его высшее проявление - героизм.

http://enc-dic.com/enc_psy/Muzhestvo-14608.html
Мужество - получается, cвойство зрелой личности. Оно проявляется в умении владеть собой, преодолевать невзгоды, стойко встречать испытания и опасности, направляя энергию в нужное русло, следуя своему чувству долга.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 22:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 дек 2011, 11:45
Сообщения: 618
Эльмира, спасибо за выдержки!
Если говорить о земном, так сказать, повседневном, уровне проявления данного понятия в жизни, то, думаю, что быть мужественным, - это в том числе быть искренним с собой и с другими людьми, насколько это возможно. "Быть самим собой" - на это тоже нужно мужество :-):
И... "сделки" с совестью и мужество - пожалуй, несовместимые вещи.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 23:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Мужество направлено вовне (на благо, для другого, к миру). Отсюда ему близки героизм, стойкость, отвага, человечность. Поэтому это свойство зрелой личности, как заметила Эльмира. Однокоренное "муж" ("мужик", "мужество") изначально означало "взрослый мужчина", "умный ученый". Пробивание сквозь тернии самого себя - это не есть мужество. Масштаб не тот.

Сейчас мужество становится эгоистичным. Понятие мельчает. Преодоление страха - это мужество (любой страшок, любая мелочь); бравада, мускулинность - мужество; вплоть до "мужества ставить себе уколы"... Но особенно леденеет внутри от вопросов вроде: "Самоубийство - это мужество?", "боязливость и мужество". (Это один из заголовков обсуждений в Сети. На запрос "мужество самоубийства" Googl выдает 874 000 результатов...)
Несомненно, самопреодоление - колоссальная сила и труд...и боль, порой. Но мужество ли это?

Пауль Тиллих говорил о еще одном понятии - "Мужество отчаяния":
Цитата:
...Человек XX в. утратил осмысленный мир и то Я, которое жило в этом мире смыслов, исходящих из духовного центра.
/.../ Он не знает, где выход, но старается спасти в себе человека, изображая ситуацию как "безвыходную". Его реакция – это мужество отчаяния, мужество принять на себя свое отчаяние и сопротивляться радикальной угрозе небытия, проявляя мужество быть собой.

Любой исследователь современной экзистенциалистской философии, искусства и литературы обнаружит характерную для них двойственность: с одной стороны, отсутствие смысла, ведущее к отчаянию, страстная критика этой ситуации, а с другой – попытка принять тревогу отсутствия смысла в мужество быть собой. /.../
Проявление нетворческого мужества быть собой подчас выливается в самоутверждение, понимаемое как обязанность, и в фанатичное самоотречение...
Ист: П.Тиллих. Избранное. М.: "Юрист", 1995

Вообще в этой теме интересны (ИМХО, конечно) "Мужество быть" П.Тиллиха
http://psylib.ukrweb.net/books/tillp01/index.htm
и небольшая статья Григория Померанца и Зинаиды Миркиной "Метафизическое мужество":
http://pomeranz.ru/p/metaph_courage.htm

***
Вот поэтому настораживает "мужество быть самим собой". Чем больше "быть собой" требует мужества (чем более трудным оно оказывается для личности), тем больше сворачиваешься вовнутрь - в сторону страхов, сомнений, Эго. Это - мужество, думаю, только в том случае, когда смысл шире и выше индивидуальности. Преодоление себя, ради преодоления себя - нужно разве что для похвалы.
Мужество - это сила духа и ...жестокость. Умеренная жесткость, стальная твердость, вечная грань рационального и иррационального.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 00:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3387
Откуда: Ульяновск
Я не мужественный человек. Совсем. Мне не знакомо это чувство.
Мужество – это шаг навстречу страху смерти, реальному страху реальной смерти. Преодоление всяких внутренних страхов, экзистенциальных,… нет, не думаю, что это мужество. Это потребность внутреннего роста, становления личности, саморазвития. Но это не мужество. А вот когда в реальности тебе в лицо смотрит смерть и ты идешь ей навстречу, не себя ради, а ради других, вот это и есть мужество.
Я на это не способна. Нет, перед таким выбором в своей жизни я еще не оказывалась, но много раз пыталась примерить на себя подобные ситуации и честно говорила себе: не смогу. Струшу. Мужества не хватит.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 08:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Афалина писал(а):
Пауль Тиллих говорил о еще одном понятии - "Мужество отчаяния":
Цитата:
...Человек XX в. утратил осмысленный мир и то Я, которое жило в этом мире смыслов, исходящих из духовного центра.
/.../ Он не знает, где выход, но старается спасти в себе человека, изображая ситуацию как "безвыходную". Его реакция – это мужество отчаяния, мужество принять на себя свое отчаяние и сопротивляться радикальной угрозе небытия, проявляя мужество быть собой.

Любой исследователь современной экзистенциалистской философии, искусства и литературы обнаружит характерную для них двойственность: с одной стороны, отсутствие смысла, ведущее к отчаянию, страстная критика этой ситуации, а с другой – попытка принять тревогу отсутствия смысла в мужество быть собой. /.../
Проявление нетворческого мужества быть собой подчас выливается в самоутверждение, понимаемое как обязанность, и в фанатичное самоотречение...

Ист: П.Тиллих. Избранное. М.: "Юрист", 1995

Я не поняла всю цитату целиком, но отдельные понятия из неё описывают нечто близкое и хорошо знакомое.. А именно: часто в своей жизни (в детстве и подростковом возрасте), терзаемая мыслями, что нет у меня настоящих трудностей, я их себе создавала. Это называлось "воспитывать волю". Под волей я понимала умение заставлять себя систематически делать то, что вызывает наибольшее напряжение. Поднаторев в этом деле, уже будучи взрослой, я перестала замечать, что большинство моих трудностей рукотворные ( происходило примерно так, как рассказывала в прошлой передаче Людмила:она не пошла в церковь, Богоматерь её и наказала, руку ей сломала на даче). То есть для меня это обычно- сначала создавать трудные ситуации, а потом мужественно, героически,- их преодолевать..
В лекции из цикла, посвящённого воображению, АГ говорит, что человек- это такая скотина, которая не будет долго делать то, что ему не нужно.. А уж если делаешь, долго и упорно (это уже мои размышления), то действие твоё будет символическим, то есть отражающим твоё подлинное устремление. Отражающим, а в дальнейшем- подменяющим это устремление, формальностью, не приносящей удовлетворения.. И выходом станет какая-нибудь травма. Вот тогда можно будет радостно бороться с трудностью (с собой??), вознося хвалы своему мужеству.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 09:34 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Афалина писал(а):
Однокоренное "муж" ("мужик", "мужество") изначально означало "взрослый мужчина", "умный ученый".

Из краткого этимологического словаря :
Цитата:
муж Общеслав. Суф. водное (суф. -g- и -j-) от той же основы, что нем. Mann, др.-инд. mánu- «человек, муж» (и далее — мнить, см.). Исходное *mangj- > муж после изменения an > o > у и gj > ж. Первоначальное — «взрослый мужчина» < «понимающий, ученый». Ср. возмужать. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

http://enc-dic.com/rusethy/Muzh-2106.html
И это значит, что человек (мужчина) как носитель мужества - это тот, кто прошёл инициацию, повзрослел, "пробил сквозь тернии самого себя".
А уж масштаб "самого себя" зависит от объёма смысла, который человек вкладывает в понятие "быть собой".
Помните, в фильме Захарова "Тот самый Мюнхгаузен"
Цитата:
"Распорядок дня барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена на 30 мая 1779 года."
-Любопытно.
-Весьма.
"Подъем в 6 часов утра."
-Ненаказуемо.

"С 8 утра до 10 - подвиг."
Как это понимать?
-Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну? Что Вы скажете, бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?

-Я сам служу, сударыня.
Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат.
Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 09:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4307
пожертвовать собой-это мужество. а пожертвовать своим ребёнком-это какое-то великое мужество, в моём понимание.
(может не случайно, Александр Геннадьевич с темы о Богородице, перешёл к мужеству)

зы. ещё вспомнилось вот эта баллада.

Вересковый мёд

(перевод С.Маршака)

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый - на живом.

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
"Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!"

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, -
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
- Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море - катились валы.

И вдруг голосок раздался:
- Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! -
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
- Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик...
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.

-Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна -
Мой вересковый мед!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 12:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
quagga писал(а):
Я не поняла всю цитату целиком, но отдельные понятия из неё описывают нечто близкое и хорошо знакомое.. А именно: часто в своей жизни (в детстве и подростковом возрасте), терзаемая мыслями, что нет у меня настоящих трудностей, я их себе создавала. Это называлось "воспитывать волю". Под волей я понимала умение заставлять себя систематически делать то, что вызывает наибольшее напряжение. Поднаторев в этом деле, уже будучи взрослой, я перестала замечать, что большинство моих трудностей рукотворные ( происходило примерно так, как рассказывала в прошлой передаче Людмила:она не пошла в церковь, Богоматерь её и наказала, руку ей сломала на даче). То есть для меня это обычно- сначала создавать трудные ситуации, а потом мужественно, героически,- их преодолевать..
В лекции из цикла, посвящённого воображению, АГ говорит, что человек- это такая скотина, которая не будет долго делать то, что ему не нужно.. А уж если делаешь, долго и упорно (это уже мои размышления), то действие твоё будет символическим, то есть отражающим твоё подлинное устремление. Отражающим, а в дальнейшем- подменяющим это устремление, формальностью, не приносящей удовлетворения.. И выходом станет какая-нибудь травма. Вот тогда можно будет радостно бороться с трудностью (с собой??), вознося хвалы своему мужеству.

Выдержку я привела, подсократив жестоко:) Честно говоря, просто не хотелось уводить разговор в тему "быть собой". Поскольку "мужество быть собой" (само по себе отдельная сложная тема), далеко не все мужество. Если, конечно, имеет отношение к делу.
Поэтому, если оочень обобщенно: это цитата из главы "Мужество и индивидуализация (мужество быть собой)".
фрагмент главы полностью
"...ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ СЕГОДНЯ И МУЖЕСТВО ОТЧАЯНИЯ

Мужество и отчаяние

Возникший в XX в. экзистенциализм наиболее ярко и грозно выражает смысл "экзистенциального". В нем весь процесс достигает той точки, дальше которой он уже не способен развиваться. Экзистенциализм распространился во всех странах западного мира. Он проявляется во всех сферах духовного творчества, проник во все образованные классы. Это не изобретение богемного философа или писателя-неврастеника; это не сенсация, раздутая ради денег и славы; это не болезненная игра отрицаниями. Отчасти все это его затронуло, но сам по себе экзистенциализм – нечто совсем иное. Экзистенциализм – это средство выражения тревоги отсутствия смысла и попытка принять эту тревогу в мужество быть собой.

Именно с этих двух точек зрения и нужно рассматривать современный экзистенциализм. Ведь это не просто индивидуализм рационалистического, романтического или натуралистического типа. В отличие от трех своих предшественников экзистенциализм прошел через тотальный крах смысла. Человек XX в. утратил осмысленный мир и то Я, которое жило в этом мире смыслов, исходящих из духовного центра. Созданный человеком мир объектов подчинил себе того, кто сам его создал и кто, находясь внутри него, утратил свою субъективность. Человек принес себя в жертву собственному созданию. Однако он все еще сознает, "что" именно он утратил или продолжает утрачивать. Он еще достаточно человек для того, чтобы переживать свою дегуманизацию как отчаяние. Он не знает, где выход, но старается спасти в себе человека, изображая ситуацию как "безвыходную". Его реакция – это мужество отчаяния, мужество принять на себя свое отчаяние и сопротивляться радикальной угрозе небытия, проявляя мужество быть собой. Любой исследователь современной экзистенциалистской философии, искусства и литературы обнаружит характерную для них двойственность: с одной стороны, отсутствие смысла, ведущее к отчаянию, страстная критика этой ситуации, а с другой – попытка принять тревогу отсутствия смысла в мужество быть собой.

Неудивительно, что любые проявления экзистенциалистского мужества отчаяния раздражают именно тех, кто непоколебим в своем мужестве быть частью как в его коллективистском, так и в конформистском варианте. Они не способны понять, что происходит в наше время. Они не способны отличить в экзистенциализме подлинную тревогу от невроза. Они нападают на то, что им кажется болезненной склонностью к отрицанию, но что на самом деле есть мужественное приятие негативного. Они называют упадком то, что в действительности представляет собой творческое изображение упадка. Они порицают за бессмысленность осмысленную попытку выявить отсутствие смысла в нашей ситуации. Это устойчивое сопротивление современному экзистенциализму обусловлено не столько обычной трудностью понимания тех, кто прокладывает новые пути мышления и художественного творчества, сколько желанием сохранить самодостаточное мужество быть частью. Так или иначе люди чувствуют, что экзистенциализм не дает настоящих гарантий; они всячески сторонятся экзистенциалистских прозрений и, хотя с любопытством читают экзистенциалистские романы и смотрят экзистенциалистские спектакли, все же отказываются принимать их всерьез, т.е. как указание на отсутствие смысла и отчаяние, скрытые в их собственном существовании. Та ярость, с которой как коллективистские (нацисты, коммунисты), так и конформистские (американская демократия) круги обрушиваются на современное искусство, свидетельствует о том, что они ощущают серьезную угрозу с его стороны. Но никто не может ощущать угрозы своему духовному центру со стороны чего-либо, что не составляет его части. А поскольку сопротивление небытию путем редукции бытия есть невротический симптом, то в качестве возражения на обычные обвинения в неврозе экзистенциалист может выявить невротические механизмы защиты в самом антиэкзистенциалистском стремлении к традиционным гарантиям.

Не может быть никаких сомнений по поводу того, что следует делать в этой ситуации христианской теологии. Она обязана выбрать правду, а не гарантии, даже если церкви освящают и поддерживают гарантии. Конечно же, христианский конформизм существовал в Церкви с момента ее возникновения и существует по сию пору, как существовал и христианский коллективизм – или по крайней мере полуколлективизм – в некоторые периоды ее истории. Но это не должно побуждать теологов отождествлять христианское мужество с мужеством быть частью. Им следует осознать, что мужество быть собой есть необходимое дополнение к мужеству быть частью, – пусть даже они справедливо признают, что ни одна из этих форм мужества быть не дает окончательного решения.

Современное искусство и литература: мужество отчаяния

Мужество отчаяния, опыт отсутствия смысла и самоутверждение вопреки всему этому характерны для экзистенциалистов XX в. Отсутствие смысла – общая для них проблема. Тревога сомнения и отсутствия смысла – это тревога нашей эпохи. Тревога судьбы и смерти и тревога вины и осуждения играют заметную, но не решающую роль. Когда Хайдеггер говорит о предчувствии собственной смерти, его заботит не вопрос о бессмертии, а вопрос о том, что означает предчувствие смерти для человеческой ситуации. Когда Кьеркегор обращается к проблеме вины, то побуждает его к этому вовсе не теологический вопрос о грехе и прощении, а вопрос о возможности личного существования в условиях личной вины. Проблема смысла волнует современных экзистенциалистов, даже когда они говорят о конечности и вине.

Событием, определившим поиск смысла и возникновение отчаяния в XX в., стала утрата Бога в XIX в. Фейербах отделался от Бога, объяснив Его как бесконечную жажду человеческого сердца; Маркс отделался от Него как от идеологической попытки возвыситься над наличной реальностью; Ницше отделался от Него как от того, что ослабляет волю к жизни. В результате появился лозунг "Бог умер", но вместе с Ним умерла и вся система ценностей и смыслов, внутри которой жил человек. Это ощущается и как утрата, и как освобождение. Это ведет человека либо к нигилизму, либо к мужеству, принимающему небытие на себя. Пожалуй, нет никого, кто бы повлиял на современный экзистенциализм также сильно, как Ницше, и, пожалуй, нет никого, кто бы выразил волю быть собой более последовательно и в более абсурдной форме, чем он. Для него ощущение отсутствия смысла стало безнадежным и саморазрушительным. Философия Ницше стала фундаментом, опираясь на который, экзистенциализм (это великое искусство, литература и философия XX в.) выработал мужество смотреть в лицо реальности и выражать тревогу отсутствия смысла. Этот вид мужества творческий, он выражается в творческих проявлениях отчаяния. Одну из своих самых сильных пьес Сартр назвал "Нет выхода", и это стало классической формулой для ситуации отчаяния. Однако у него самого есть выход. Он может сказать: "Нет выхода", принимая на себя ситуацию отсутствия смысла. Т.С.Элиот назвал первую свою крупную поэму "Бесплодная земля". Он описывает распад цивилизации, отсутствие убеждений и цели, скудость и истерию современного сознания. И именно эта поэма, похожая на прекрасный возделанный сад, описывает отсутствие смысла на "бесплодной земле" и выражает мужество отчаяния.

В романах Кафки "Замок" и "Процесс", язык которых достигает классической чистоты, источник смысла недосягаемо далек, а источник справедливости и милосердия скрыт в неизвестности. Мужество принять на себя творческое одиночество подобного рода и ужас подобных прозрений есть выдающийся пример мужества быть собой. Человек обособлен от источника мужества, но не окончательно: он все же способен без страха встретить и принять свою обособленность. В сборнике стихов Одена "Век тревоги" явственно выражены как мужество принять на себя тревогу в мире, утратившем смысл, так и глубокое переживание этой утраты: оба полюса, объединенные в выражении "мужество отчаяния", значимы здесь в равной мере. В романе Сартра "Возмужание" герой оказывается в ситуации, где страстное желание быть собой приводит его к отрицанию всяких человеческих обязательств. Он отказывается принять что-либо, что могло бы ограничить его свободу. Ничто для него не имеет окончательного смысла: ни любовь, ни дружба, ни политика. Единственная точка опоры – неограниченная свобода менять все, сохраняя лишь одну бессодержательную свободу. В этом образе представлена одна из наиболее крайних форм мужества быть собой, мужества быть тем Я, которое свободно от всяких уз и платит за это абсолютной пустотой. Изображая именно такого героя, Сартр доказывает свое мужество отчаяния. Обратная сторона той же самой проблемы представлена в повести Камю "Посторонний". Камю находится на границе экзистенциализма, но видит проблему отсутствия смысла так же остро, как и экзистенциалисты. Его герой – человек, лишенный субъективности. Он ничем не примечателен. Он поступает так, как поступил бы любой заурядный мелкий чиновник. Он посторонний потому, что совершенно не способен установить экзистенциальную связь с самим собой и своим миром. Ничто из происходящего с ним не обладает для него реальностью и смыслом: любовь – не настоящая любовь, суд – не настоящий суд, казнь не имеет никакого оправдания в реальности. У него нет ни вины, ни прощения, ни отчаяния, ни мужества. Он описан не как личность, а как абсолютно обусловленный психологический процесс: он или работает, или любит, или убивает, или ест, или спит. Он объект среди объектов, лишенный смысла в себе и поэтому не способный найти смысл в своем мире. Он символизирует ту предрешенность абсолютной объективации, против которой борются все экзистенциалисты. Он символизирует ее непримиримо и в наиболее радикальной форме. Мужество, с которым создан этот образ, подобно мужеству Кафки, создавшего образ господина К.

Если мы бросим взгляд на театр, то увидим сходную картину. Театр, особенно в Соединенных Штатах, полон образами, передающими отсутствие смысла и отчаяние. Некоторые пьесы посвящены только этим темам ("Смерть коммивояжера" Артура Миллера); в других отрицание не так безусловно – ("Трамвай "Желание" Теннеси Уильямса). Но это отрицание редко оборачивается положительным решением: даже при более или менее благополучных развязках присутствуют сомнение и осознание двусмысленности всякой развязки. Однако удивительно, что в стране, где преобладает мужество быть частью системы демократического конформизма, на эти спектакли приходят толпы зрителей. Что это может значить для ситуации в Америке и одновременно для человечества в целом? Можно без труда оспорить важность этого феномена. Конечно же, можно сослаться на тот бесспорный факт, что даже самые огромные толпы театралов – это бесконечно малая часть населения Америки. Можно принизить значение той притягательной силы, которой обладает в глазах многих театр экзистенциализма, и назвать его заимствованной модой, обреченной на скорое исчезновение. Возможно, это и так, но вовсе не обязательно. Может быть, эти сравнительно немногие (немногие, даже если добавить к ним всех юнцов и разочарованных из наших высших учебных заведений) и есть тот авангард, который предваряет кардинальную перемену духовной и социально-психологической ситуации. Может быть, границы мужества быть частью стали видны большему числу людей, чем об этом свидетельствует нынешняя конформность. Если привлекательность экзистенциалистского театра объясняется именно этим, то следует отнестись к нему со всем вниманием, дабы он не стал предвестием коллективистских форм мужества быть частью, – а наличие этой угрозы история многократно доказывала.

Сочетание опыта отсутствия смысла и мужества быть собой определяет развитие изобразительного искусства с начала века. Экспрессионизм и сюрреализм разрушают внешние формы реальности. Категории, лежащие в основе житейского опыта, утратили свою силу. Утрачена категория субстанции – твердые предметы вьются, как веревки; причинная связь вещей игнорируется – все возникает совершенно случайно: временная последовательность не имеет значения – совершенно безразлично, произошло ли данное событие до или после другого; пространственная протяженность отвергнута или поглощена ужасающей бесконечностью. Органические структуры жизни расчленены и произвольно (с точки зрения биологии, но не искусства) составлены вновь: части тела разъединены, цвета отделены от их естественных носителей. Психологический процесс (это в большей мере относится к литературе, чем к искусству) обращен вспять: человеческая жизнь направлена из будущего в прошлое, и все это лишено ритма и какой-либо осмысленной организации. Мир тревоги – это мир, в котором утрачены категории, задающие структуру реальности. У всякого голова пойдет кругом, если причинность вдруг утратит силу. В искусстве экзистенциализма (я предпочитаю так его называть) причинность утратила силу.

Современное искусство обвиняли в том, что оно ведет за собой тоталитарные системы. В качестве возражения недостаточно указать на то, что все тоталитарные системы начинали свой путь с борьбы против современного искусства: ведь тогда можно ответить, что тоталитарные системы боролись с современным искусством лишь потому, что они пытались оказывать сопротивление выраженному в нем отсутствию смысла. Настоящий ответ на этот вопрос лежит гораздо глубже. Современное искусство – это не пропаганда, а откровение. Оно говорит правду о действительности нашего существования. Оно не скрывает реальности, в которой мы живем. Поэтому возникает следующий вопрос: служит ли откровение о ситуации средством пропаганды этой ситуации? Если бы это было так, то всякое искусство превратилось бы в бессовестное украшательство. Искусство, пропагандируемое тоталитаризмом и демократическим конформизмом, – это бессовестное украшательство. Эти системы предпочитают идеализированный натурализм, потому что он не грозит критичностью и революционностью. Создатели современного искусства смогли увидеть отсутствие смысла в нашем существовании; они соучаствуют в присущем ему отчаянии. В то же время у них достало мужества взглянуть отчаянию в лицо и выразить его в своих картинах и скульптурах. Они проявили мужество быть собой.

Мужество отчаяния в современной философии

Экзистенциальная философия дает теоретическое обоснование тому, что в искусстве и литературе мы назвали мужеством отчаяния. Хайдеггер в своей работе "Бытие и время" (значение этой работы для философии не зависит от того, что сам Хайдеггер, критикуя и отрекаясь, о ней говорит) описывает мужество отчаяния в точных философских терминах. Он тщательно разрабатывает понятия небытия, конечности, тревоги, заботы, неизбежности смерти, вины, совести, Я, соучастия и т.д. Затем он анализирует феномен, который он называет "решимостью". Соответствующее немецкое слово ("Entschlossenheit") символизирует отпирание того, что было заперто тревогой, конформностью и самоизоляцией. Когда то, что было заперто, отпирается, человек способен действовать, не подчиняясь нормам, заданным кем-то или чем-то. Ничто не может направлять действия "решившегося" индивида – ни Бог, ни социальные условности, ни законы разума, ни нормы или принципы. Мы должны быть самими собой, мы должны решать, куда идти. Наша совесть – это призыв к нам самим. Этот призыв не сообщает нам ничего конкретного, он не есть голос Бога или осознание вечных принципов. Он зовет нас к нам самим, от жизни добропорядочного обывателя, от повседневных разговоров, от рутины, от приспосабливания-этого главного принципа конформного мужества быть частью. Однако если мы следуем этому призыву, то неизбежно становимся виновными, но не в силу нашей нравственной уязвимости, а в силу нашей экзистенциальной ситуации. Обладая мужеством быть собой, мы становимся виновными, и от нас требуется принять на себя эту экзистенциальную вину. Лишь тот, кто решительно принимает на себя тревогу конечности и вины, может смело встретить отсутствие смысла во всех его проявлениях. Не существует ни норм, ни критериев того, что правильно, а что нет. Решимость делает правильным то, что она считает правильным. Историческая роль Хайдеггера состоит в том, что он осуществил экзистенциалистский анализ мужества быть собой полнее, чем кто-либо другой, а в историческом плане – с более разрушительными последствиями. Из ранних произведений Хайдеггера – Сартр сделал такие выводы, которые поздний Хайдеггер не принял. С точки зрения истории Сартр вряд ли был прав, делая такие выводы. Сартру легче было их сделать, чем Хайдеггеру: ведь за онтологией Хайдеггера стоит мистическое понятие бытия, для Сартра – лишенное смысла. Выводы Сартра из экзистенциальной аналитики Хайдеггера не ограничены мистическим понятием бытия. Именно по этой причине Сартр стал символом сегодняшнего экзистенциализма – и не столько благодаря оригинальности своих исходных понятий, сколько благодаря радикализму, последовательности и той психологической убедительности, с которыми он их отстаивал. Я имею в виду прежде всего его тезис: "Сущность человека есть его существование". Это изречение, как луч света, освещает всю сцену экзистенциалистского творчества. Его можно было бы назвать самым отчаянным и самым мужественным изречением во всей экзистенциалистской литературе. Оно означает, что человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть. И ему не дано ничего, что обусловливает этот творческий процесс. Сущность его бытия – императивы "надо","следует" – это не то, что он находит, а то, что он создает. Человек – это то, что он из себя делает. А мужество быть собой – это мужество быть тем, кем ты решил быть.

Существуют экзистенциалисты, занимающие менее радикальную позицию. Карл Ясперс предлагает новую конформность, выраженную на языке всеохватывающей "философской веры"; другие говорят о "philosophia perennis", а Габриэль Марсель движется от экзистенциалистского радикализма к полуколлективизму средневековой мысли. И все же экзистенциализм в философии представлен прежде всего Хайдеггером и Сартром.

Мужество отчаяния, свойственное нетворческой экзистенциалистской позиции

В предыдущих разделах я писал о людях, чье творческое мужество позволяет им выразить экзистенциальное отчаяние. Творческих людей мало. Но существует и цинизм – нетворческая экзистенциалистская позиция. Современное представление о цинике не соответствует древнегреческому употреблению этого слова. Для греков циник был критиком существующей культуры с позиций разума и естественного закона; он был революционным рационалистом, последователем Сократа. Современные циники не способны следовать за кем-либо. У них нет ни веры в разум, ни критерия истины, ни системы ценностей, ни ответа на вопрос о смысле. Они стараются нарушить всякую предложенную им норму. Их мужество выражается не в творчестве, а в стиле жизни. Они мужественно отвергают любое решение, которое может лишить их свободы отвергнуть все, что они хотят отвергнуть. Циники одиноки, хотя они нуждаются в других людях для того, чтобы продемонстрировать свое одиночество. Они лишены как предварительных смыслов, так и окончательного смысла и поэтому легко становятся жертвами невротической тревоги. Проявление нетворческого мужества быть собой подчас выливается в самоутверждение, понимаемое как обязанность, и в фанатичное самоотречение.

ГРАНИЦЫ МУЖЕСТВА БЫТЬ СОБОЙ

Все это подводит нас к вопросу о границах мужества быть собой как в его творческих, так и в нетворческих формах. Мужество – это самоутверждение "вопреки", а мужество быть собой – это самоутверждение Я в качестве самого себя. Но тогда напрашивается вопрос: что такое это Я, которое утверждает себя? Радикальный экзистенциализм отвечает: это то, что оно из себя делает. И это все, что он способен сказать, потому что любой другой ответ ограничил бы абсолютную свободу Я. Я, отсеченное от соучастия в мире, – это пустой сосуд, чистая возможность. Оно вынуждено действовать в силу того, что живет, но оно вынуждено переделывать всякое действие потому, что деятельность вовлекает действующего человека в сферу того, на что он воздействует. Деятельность задает содержание и по этой причине ограничивает свободу человека сделать из себя то, что он хочет. В классической теологии, как католической, так и протестантской, лишь Бог обладает подобной прерогативой. Он есть "a se" (из себя), или абсолютная свобода. Все, что есть в Нем, – от Него. Экзистенциализм, воспринявший известие о смерти Бога, передал человеку божественную "асейность". Все в человеке должно быть от человека. Но человек конечен, он представлен самому себе таким, каков он есть. Он получил свое бытие и вместе с ним – его структуру, включающую конечную свободу. А конечная свобода – это не "асейность". Человек может утверждать себя лишь в том случае, если он утверждает не пустой сосуд, не чистую возможность, а структуру бытия, внутри которого он располагается еще до действия или не-действия. Конечная свобода обладает определенной структурой, и если Я пытается преодолеть эту структуру, то утрачивает само себя. Несоучаствующий герой "Возмужания" Сартра пойман в сеть случайностей, обусловленных отчасти подсознательными уровнями его собственного Я, а отчасти окружением, с которым он не может порвать. Уверенное в своей пустоте, Я заполняется содержаниями, которые порабощают его лишь потому, что оно не понимает или не принимает эти содержания в качестве содержаний. То же самое относится и к цинику, о чем мы уже говорили выше. Он не способен избавиться от тех устремлений своего) Я, которые могут повлечь за собой полную утрату той свободы, которую он хочет сохранить.

В мировом масштабе эта диалектика саморазрушения радикальных форм мужества быть собой проявилась в тоталитарной реакции XX в. на революционный экзистенциализм XIX. Экзистенциалистский протест против дегуманизации и объективации, а также свойственное ему мужество быть собой обратились в наиболее продуманные и жесткие формы коллективизма, которые когда-либо знала история. Подлинной трагедией нашего времени стало то, что марксизм, возникший как движение за освобождение каждого, превратился в систему порабощения каждого, даже тех, кто сам порабощает других. Трудно представить себе размеры этой трагедии и ту психологическую катастрофу – особенно в среде интеллигенции, – которую она повлекла за собой. Огромное число людей утратило мужество быть, потому что это было мужество быть в смысле революционных движений XIX в. Когда оно потерпело крах, люди обратились либо к неоколлективистской системе, что было фанатично-невротической реакцией на причину их трагического разочарования, либо к цинично-невротическому безразличию по отношению к любой системе и всякому содержанию.

Очевидно, что нечто подобное можно проследить и на примере превращения ницшеанского типа мужества быть собой в фашистско-нацистские формы неоколлективизма. Фашистско-нацистские движения породили такие тоталитарные механизмы, которые воплощали едва ли не все то, чему противостояло мужество быть собой. Они использовали всевозможные средства для того, чтобы сделать подобное мужество невозможным. И хотя в отличие от коммунизма эта система пала, за ее падением последовали замешательство, безразличие и цинизм. А все это создает почву, на которой произрастает ностальгия по сильной власти и новому коллективизму.

Две последние главы, о мужестве быть частью и о мужестве быть собой, показали, что последовательно осуществляемое мужество быть частью ведет к утрате Я в коллективизме, а последовательно осуществляемое мужество быть собой ведет к утрате мира в экзистенциализме. И этот результат приводит нас к вопросу последней главы: существует ли мужество быть, соединяющее обе эти формы мужества путем трансцендирования их обеих?..."
http://www.psylib.org.ua/books/tillp01/txt05.htm
Свернуть
П.Тиллих говорит о нескольких видах тревоги, свойственных человеку ("тревога судьбы/смерти, утраты смысла, вины). Здесь речь идет об их сосуществовании и способах преодоления в течение разных эпох и философских направлений. Наиболее острым вопрос становится в течении экзитенциализма ХХв. "тотальный крах смысла". Утрата смысла порождает тревогу, реакцией на нее становится "мужество отчаяния". Если можно так выразиться, - мужество оставаться собой, несмотря на утрату ценностей, смысла, духовного центра.

Да, Юль, Ваш пример "воспитания воли" - тоже на себе знакомо)) На мой взгляд, это скорее самодисциплина, не мужество. Да и жизнь со временем дала понять, что подобные внутренние "упражнения" и результаты стараний никому, собственно, не нужны. То есть получается некий героизм...для самого себя, как Вы точно выразились - "вознося хвалы своему мужеству".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 12:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
к слову о мужестве...

Завтра (7 ноября) отмечается День воинской славы России, День военного парада на Красной площади 1941г.
Военный парад - это мужество? - да. Начало военных событий, тяжелейшее для страны и народа время. Он поднял военный дух, вселили веру в победу.

7 ноября - День Октябрьской революции.
Революция, как явление - это мужество? - да. Тот случай, когда "быть собой" - это мужество. То есть не побояться следовать внутренней правде во благо другим, даже если эти взгляды противостоят системе, угрожают индивидуальности. Просто чувствуешь их, как призвание, как интуитивно верные.
(в данном случае, не касаюсь политической роли этих событий).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 12:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4307
мне думается, что быть собой, в данном случае это тоже самое, что делать, то, что велит сердце.
если почитать о детях, которым, был присвоен Орден Мужества (кому-то и посмертно), то словари не всегда точны.
как тут было процитировано выше.

Цитата:
МУЖЕСТВО
Вероятно, образовано в старославянском по методу кальки с греческого andreia, восходящего к существительному andros – "муж, взрослый человек". Греческий суффикс eia передан русским ество.

Цитата:
муж Общеслав. Суф. водное (суф. -g- и -j-) от той же основы, что нем. Mann, др.-инд. mánu- «человек, муж» (и далее — мнить, см.). Исходное *mangj- > муж после изменения an > o > у и gj > ж. Первоначальное — «взрослый мужчина» < «понимающий, ученый». Ср. возмужать. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

да и может ли ребёнок быть зрелой личностью? мужество это-веление сердца, на мой взгляд.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Мужество
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 12:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4307
Селена писал(а):
Я на это не способна. Нет, перед таким выбором в своей жизни я еще не оказывалась, но много раз пыталась примерить на себя подобные ситуации и честно говорила себе: не смогу. Струшу. Мужества не хватит.

Селена, вряд ли это можно примерить на себя "теоретически", люди в такие моменты не думают-просто действуют.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 123 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.055s | 16 Queries | GZIP : On ]