Пусть будет немного моих размышлений.
Что такое вообще "Я"? Начать нужно с того, что это слово парадоксальным образом почти отсутствует в толковых словарях вне контекста психоаналитического понятия "Эго". Но что такое "Эго"? Возьмем определение из Википедии:
Цитата:
Эго — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.
И здесь сразу виден парадокс. Чем это таким осознается Эго в данном определении? Фрейд и его ученики разработали теорию Эго как результата контакта личности и ее окружения, в первую очередь родителей. Но всегда обходится стороной вопрос, кто же эта личность, которая контактирует с миром, строит всякие психологические защиты и т.д. И это не удивительно, так как на этот вопрос практически невозможно ответить в рамках языка.
Зато отталкиваясь от определения "Эго" можно легко определить косвенным образом Я истинное. Итак, истинное Я – это то, что воспринимает Эго, а через него и весь внешний мир. Истинное Я – это Эйн Соф человека, как в еврейской каббале обозначают Бога в Себе. Буквально это значит "Ничто", то есть то, что подобно высшему я, мы не можем адекватно выразить словами. Неудивительно, что у аналога Эйн Соф в человеке нет адекватного описания в словарях.
А дальше начинается самое интересное. Эго, Супер-Эго и Ид, которые по Фрейду составляют психику, определяются взаимодействием с родителями, обществом и своим собственным телом. Это Внешнее Я по отношению к Истинному Я. Внешнее Я формируется во взаимодействии, и ничего такого уж ложного в нем нет. Более того, через Внешнее Я постоянно проявляются глубинные позывы Я Истинного. Мы видим эти сигналы в словах родителей, в искусстве, в общественной культуре в той мере, в которой Истинное Я активно в душе.
Человек в принципе не может жить без Внешнего Я, иначе он бы не мог взаимодействовать с миром и своим собственным телом. Когда же появляется ложное Я? По-моему, оно появляется в тот момент, когда человек сам себя отождествляет с Внешним Я. Это приносит страдания, так как субъективно главное оказывается внешним по отношению к человеку, т.е. не подвержено его контролю. От этого возникают страдания, так как мир переменчив, и бывают экономические спады, ссоры, болезни. Бывают и подъемы, но удовольствия Внешнего Я очень поверхностны и кратковременны. Именно само Внешнее Я, посаженное на трон человеческой души, страдает больше всех. Истинное Я не так легко повредить. Если человек отворачивается от него, т.е. отворачивается в сущности от себя, то Истинное Я просто делает шаг назад, и прячется в бессознательном. Оно будет прорываться в виде тоски об отсутствии смысла жизни, будет появляться непонятными символами во снах, будет смотреть в глаза человеку из книг и картин. Но пока человек сам, пользуясь своей свободой выбора, не повернется к своему Истинному Я, оно будет ждать. Человек имеет право выбрать страдания.
То, что Юнг называл инициацией – это и есть первый шаг к своему истинному я. Это обнаружение в себе этой реальности. И здесь, как мне кажется, самый главный выбор в жизни человека.