Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Международный день философов
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1856
Страница 2 из 5

Автор:  Афалина [ 21 ноя 2014, 18:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Danilin писал(а):
Julia_Xexbr писал(а):
И почему-то переделан заголовок - от ФИЛОСОФИИ к международному дню ФИЛОСОФОВ...
Это я переделал, поскольку был новостной повод, а мне хотелось бы, чтобы побольше мыслящих людей знали, что такой международный праздник вообще существует (я не знал).

Извините, встряну) Название праздника: "Всемирный день философии". Тогда уже и название темы должно быть соответствующим.
Иначе встает вопрос: кто такой философ? :-): Профессиональный мыслитель или «...философом может быть всякий, кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец», и т.д

Автор:  Danilin [ 22 ноя 2014, 19:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Наверное, мне вчера ночью подумалось, что «...философом может быть всякий, кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец». Поэтому... предлагаю оставить все как есть. Пусть, хотя бы для нас, это будет праздником желающих систематически мыслить и писать об этом... хотя бы у нас на форуме!
Поздравляю вас! :smu:sche_nie:

Автор:  Это Я [ 22 ноя 2014, 19:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Александр Геннадьевич, спасибо, за поздравления! Греческое слово "философия" переводится как любовь (эрос или филия, что почти то же самое) к мудрости (софия). В древней Греции выделяли следующие слова любви: eros, philia, agape. Поэтому день философии это праздник Любви! Всех философов объединяет одна любовь - филия:

филия
«Филия»
В живом языке ранней, да и классической
античности бытовало широкое понимание «φιλία/
philia». Далеко не все, обозначаемое в греческом
словом «philia», может быть названо дружбой. Сло-
во «philia» охватывало и основанные на сильной
привязанности отношения, такие, как семейные
или любовные отношения, и обычное знакомство,
и отношения, основанные на выгоде, и отношения
взаимной пользы и доверия, порождающие осо-
бого рода обязательства, в частности, союзы, за-
ключающиеся по политическим соображениям, и
возвышенно-духовные отношения. В более широ-
ком плане это слово могло обозначать отношения
совместности или даже просто соотнесенности (в
пространстве или деятельности).
По преданию, первым мыслителем, который
ввел термин «philia» для обозначения согласия
во всех возможных значениях этого слова, был
Пифагор. Так, филия объединяет богов и людей
(через благочестие и служение людей богам); а
в человеке филия связывает душу и тело, в душе
же — разумную ее часть с неразумной (к этому
призвана философия); в основе связи-филия в
обществе лежат законы; народы соединяются,
узнавая друг друга; в семье муж связан женой и
все домочадцы друг с другом; в организме все его
части соединяет здоровье21. Иными словами фи-
лия для Пифагора — это универсальный принцип
единения во всем: не только домочадцев, возлю-
бленных, друзей, сограждан, но и богов и людей,
людей и всех живых существ и, шире, всех частей
мироздания. Это — принцип, обеспечивающий
гармонию Космоса.
Отношениями филии могли быть связаны
люди и животные, поскольку они проживают в
одном хозяйстве, партнеры, поскольку ведут со-
вместные дела, и те, которых справедливо считают
мудрецами, поскольку их соединяет добродетель.
В дружеские отношения вступают заключающие
мирные соглашения, образующие политические
союзы, совершающие торговые сделки. При этом
дружественность соединяет как равных, так и
неравных, сопровождается привязанностью или
свободна от нее. Реджинал Хайат, говоря о до-
христианских дискуссиях относительно дружбы в
греческой и римской мысли, предлагает восполь-
зоваться образом пирамиды для представления
всего разнообразия феноменов, отражаемых сло-
вом philia, или amicitia (лат.). На уровне основания
пирамиды он располагает естественные отноше-
ния и зависимости, выше — политические, хо-
зяйственные, еще выше семейные, отношения по
общности интересов и, наконец, венчают пирамиду
отношения людей совершенно добродетельных,
или мудрецов22.
Слово «philia» включено не только в ряд
греческих слов, обозначающих любовь. Оно об-
наруживается еще и в ряду тех слов, которые обо-
значают отношения между своими. Друг — это,
конечно, свой, но это «свойство» особого рода. Оно
не ограничивается свойствóм-родственностью,
знакомством, совместностью в каком-либо деле
(соратничество, сотрудничество, соученичество,
сотрапезничество и т.д.), союзничеством. Друг в та-
кого вида отношениях это товарищ, что и выража-
ется словом «ἑταῖρος /etaīros». Лишь доверенный
товарищ (πιστός ἑταῖρος/pistos etaīros) — это друг
(φίλος/philos)23. Многозначность идеи филии при-
дает ее обсуждению дополнительную динамику24.
Впрочем, нередко эта многозначность ока-
зывается и препятствием для уяснения того, чем
же является филия на самом деле. Это хорошо
видно в платоновском «Лисиде», в котором Со-
крат берется разобраться в том, что такое дружба,
выделяя ее определенные признаки и исследова-
тельски проверяя их. Но выделяя признаки друж-
бы, например, отношение между подобным или
тяготение (влечение), как признаки отношений
между людьми, он продолжает рассмотрение этих
признаков уже соотносительно не с человечески-
ми отношениями, а отношениями между каче-
ствами, ценностями, понятиями, между способ-
ностями, между положениями. Так, получается,
что вожделеющее дружественно вожделенному,
т.е. тому, в чем нуждается. Затронув вопрос по-
лезности друга для друга, а потом возвращаясь к
нему не раз, Сократ на каком-то повороте беседы
начинает говорить как о дружественных, на-
пример, об отношениях больного к врачу: боль-
ной — «друг» врачу, потому что больной стремится
к врачу, а врачебное искусство — «дружественно»
здоровью. Слова «дружба», «дружественность»
оказываются, таким образом, не характеристи-
кой человеческих отношений (пусть даже без
их качественного уточнения), а синонимом слов
«влечение», «пригодность»; хотя понятно, что не
всякое стремление есть проявление дружбы и не
всякая полезность — залог дружбы.
Непреодоленная запутанность рассуждения
Сократа обусловлена в значительной мере тем,
как он ведет рассуждение. Порой кажется, что
для него было занятнее удивить слушателей
парадоксами, чем добраться до ответа на им
же поставленный в начале беседы вопрос: «Как
один человек становится другом другому?»25.
Но трудность еще и в сохраняющейся объектив-
ной многозначности слова «philia», которая не
становится предметом критического анализа
Сократа26. Скорее, расплывчатость значения
этого слова оказывается предпосылкой для того,
чтобы представить филию как сферу вожделения
(желания, epithūmiā/ὲπιθὔμἰα) вообще. Для со-
временного читателя, ассоциирующего «philia»
именно с дружбой, предмет обсуждения может
показаться крайне аморфным. Он думает, что
Сократ хочет прояснить суть именно дружбы, а
Сократ разбирает разные формы и соответству-
ющие разные условия устремленности А к Б,
при том, что А и Б — не непременно люди в их
личностном качестве, да и не непременно люди
вообще. Так что исследователю именно дружбы-
любви предстоит определенным образом рекон-
струировать содержание диалога, спроецировав
его на межчеловеческие отношения, причем
особенные межчеловеческие отношения. Разные
типы отношений, обозначаемые словом «philia»,
Сократ исследует на предмет того, в какой степени
их можно назвать дружественными. Например,
следует ли считать дружественными отношения,
которые основаны на пользе? Можно ли считать
дружественными отношения при односторонней,
или безответной любви? Если можно, то кто при
этом оказывается другом кому27? Нередко, от-
мечает Сократ, бывает так, что излияния любви
нежеланны, и любящий у любимого даже вызы-
вает ненависть. Эти отношения парадоксальны:
любящий считает другом любимого, который на
деле его ненавидит, и, выходит, что он друг тому,
кто ему не друг, а нередко и враг, или в качестве
друга воспринимается ненавидящий, хотя, по
самому смыслу ненависти ненавидящий должен
быть враждебным ненавидимому.
В философских рассмотрениях обнаруживают-
ся дополнительные смыслы «philia»: это в первую
очередь то в родственных и соседских отношениях,
что обретается в них помимо их статусного или
функционального содержания; более того, самое
ценное в филии — отношения, не обусловленные
ни родством, ни привычкой к совместной жизни,
ни интересом. Здесь уже очевидно, что предмет
внимания мыслителей — именно дружба. В услови-
ях кризиса и распада традиционных (архаических)
уз дружба в узком смысле слова, наряду с полисом
(а внутриполисные отношения — тоже по-своему
относятся к филии), воспринимается как то, что по-
мимо кровного родства, ритуала, соглашения или
пользы может быть основой глубоких и прочных
отношений между людьми.

Примечание:
21) См.: Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора / Пер. с древ-
негреческого и комментарии В.Б. Черниговского. М.: Але-
тейа; Новый Акрополь, 1998. С. 136.
22)  Hyatte R.TheArts of Friendship: the Idealization of Friendship
in Medieval and Early Renaissance Literature. Leiden: Brill,
1994. P. 3–4.
23)  См. об этом Флоренский П.А. Столп и утверждение ис-
тины. С. 400–403.
24)  По мнению английского историка культуры Дж. Томсона,
слово «philia» этимологически связано с «φὕλή/phyle» (пле-
мя). Племя-фила − древнейшее подразделение греческого
народа, аналогичное «колену» у древних евреев. С распадом
родового строя словом «phyle» начинает обозначаться лю-
бое кровнородственное объединение, в том числе род; сви-
детельства этого дают отдельные места в «Одиссее» Гомера
или в «Истории» Геродота. (См. Томсон Дж. Исследования
по истории древнегреческого общества. Доисторический
эгейский мир / Пер. с англ. Под ред. М.О. Косвена. М.: Изд-
во иностранной литературы, 1958. С. 102). Philia, таким об-
разом, это отношение между принадлежащими или как бы
принадлежащими к одному роду-племени. Впрочем, ни у
кого, кроме Томсона, это любопытное в культурно-истори-
ческом плане этимологическое предположение не находит
подтверждения.
25)  Платон. Лисид 212а6 // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 1 / Общ. ред.
А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990.
26)  Диоген Лаэртский, кратко представляя эту часть учения
Платона, указывает, что он выделял три рода φιλίας/philias:
природную — между родителями и детьми, между род-
ственниками; товарищескую — между близкими людьми,
не являющимися родственниками; гостеприимственную
(ξενικὴ φιλία/xenikē philia — буквально дружба с чуже-
земцами, странниками; ср. ξενία/xenia — гостеприимство)
— «к гостям от встречи и от напутственных писем». Не-
которые, отмечает Диоген, добавляют еще и любовную
(ἐρωτικήν/erotikēn). См. Диоген Лаэртский. О жизни, уче-
ниях и изречениях знаменитых философов [III, 81] / Пер.
М.Л. Гаспарова; Общ. ред. и вступит. ст. А.Ф. Лосева. М.:
Мысль, 1979. С. 173 (Греческие термины сверены по изда-
нию: Διογένης Λαέρτιος. Βίοι καὶ γνῶμαι τῶν ἐν φιλοσοφίᾳ
εὐδοκιμησάντων / Ed. H.S. Long. Oxford: Clarendon Press,
1964, http://www.mikrosapoplous.gr/dl/dl03.html#platon). За-
служивает внимания, что слово philia переведено в русском
издании словом «приязнь».
27)  Такая постановка вопроса была возможной, поскольку в
греческом «philos» может быть в активной или пассивной
форме. На русский это переводится с помощью прилагатель-
ных, образованных от глагола любить: «любящий» и «воз-
любленный», что, как ясно из сказанного выше, несколько
выходит из строя рассуждения о «philia» (См. Annas J. Plato
and Aristotle on Friendship and Altruism // Mind, New Series.
1977. Vol. 86. № 344. P. 532–533)
Свернуть

Автор:  мирра [ 13 дек 2014, 21:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Меня утешал Бертран Рассел,точнее,книга "Почему я не христианин" (сборник).Тогда мне были нужны именно тёплые слова-и я нашла их там,в разделе "Поклонение свободного человека".Когда хочется реветь,открываю их-и всё проходит.

Автор:  Александр Шмидт [ 13 дек 2014, 23:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

:-):

Автор:  мирра [ 13 дек 2014, 23:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Александр Шмидт писал(а):
http://www.rulit.net/author/rassel-bertran/pochemu-ya-ne-hristianin-download-free-364948.html Почему я не христианин-аудиокнига :-):

Это Вы правильную ссылку дали;хотя лично я не люблю,когда мне вслух кто-то читает... но кому надо,ознакомятся. :co_ol: А что Вы сами о книге думаете?

Автор:  Александр Шмидт [ 13 дек 2014, 23:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

:-):

Автор:  мирра [ 14 дек 2014, 00:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Когда дослушаете,напишите;мне любопытно.

Автор:  Александр Шмидт [ 14 дек 2014, 16:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

:-):

Автор:  Александр Шмидт [ 14 дек 2014, 17:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

:-):

Автор:  мирра [ 14 дек 2014, 18:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Александр Шмидт писал(а):
мирра писал(а):
Когда дослушаете,напишите;мне любопытно.

Может быть уж не следует так безоговорочно следовать "авторитетам"и наконец иметь своё мнение,вот вы восхищаетесь А.Г.,конечно у него есть свои плюсы,но вот подумайте о его задачах и что он хочет на самом деле? то есть он и сам не сможет на это ответить :-):

:hi_hi_hi: В таком меня ещё не обвиняли-безоговорочно следую авторитетам...да если бы я им следовала,то не писала бы дневники и стихи,а была бы хамящей билетёршей в трамвае. :dan_ser: ..ну,если он и сам не сможет на это ответить,то я-тем более. :nez-nayu:

Автор:  Александр Шмидт [ 14 дек 2014, 19:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

:-):

Автор:  мирра [ 14 дек 2014, 19:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Александр Шмидт писал(а):
А почему вас задело не предыдущее заявление?- а последнее или это действительно для вас столь важно? просто интересно.

:smu:sche_nie: :dan_ser: Мне показалось,что Вы на свой вопрос ответили сами."Что он хочет на самом деле-он и сам не сможет на это ответить".От кого хочет? От меня? Мне он этого не говорил... :hi_hi_hi: И вообще,Ж.П.Сартром я-восхищаюсь... А.Г."подкинул" мне тему.Все люди как люди,а я "Дивного нового мира" начиталась;а в моём окружении мне об этой книге вообще не с кем поговорить. :-( А Б.Рассела дослушайте до конца.А лучше-2 раза.

Автор:  Александр Шмидт [ 14 дек 2014, 19:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

:-):

Автор:  мирра [ 14 дек 2014, 19:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Международный день философов

Александр Шмидт писал(а):
Да уж латно не воспринимай меня слишком серьёзно,т.к. я и над собой прикалываюсь ;;-)))

Я просто люблю быть серьёзной. :smu:sche_nie:.И книги мне попадаются под стать.Как-то сами,в нужный момент;на разные мои вопросы отвечают.У меня их несколько штук-подборка "на все случаи жизни."А философия и в самом деле греет.После таких книг на поп-макулатуру--не тянет.

Страница 2 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/