Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Вольтер. Век Просвещения http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1858 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | NatalyaS [ 23 ноя 2014, 15:37 ] |
Заголовок сообщения: | Вольтер. Век Просвещения |
Давайте же попробуем поговорить о Вольтере и Эпохе Просвещения.
Биография Вольтера
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_o ... l?page=0,0
Эпоха Просвещения
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/EP ... l?page=0,0 |
Автор: | Эльмира [ 24 ноя 2014, 09:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Наташа, спасибо огромное за подборку материалов по теме)) Перечитываю Вольтера. Всё забылось уже, но надеюсь восстановить хоть что-нибудь и высказаться в теме (чуть позже). |
Автор: | мирра [ 24 ноя 2014, 17:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Прочитала "Философские письма" и "Статьи для философского словаря".Хорошие книги,душевные. ...Суеверный человек становится сам себе палачом,палач он и для всякого,кто мыслит не так,как он... Более 200 лет прошло,а в этом вопросе ничего не изменилось.Разве что в каких-то других формах выражается. А фраза "если бы Бога не было,его следовало бы выдумать" почему-то вспоминается,когда читаю "О дивный новый мир"-об оргии единения,да и везде,где кто-нибудь из них говорит "господи Форде"...они там тоже не смогли обойтись без какого-либо поклонения. |
Автор: | Селена [ 24 ноя 2014, 19:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Иммануил Кант. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? “Просвещение -- это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине -- это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! -- имей мужество пользоваться собственным умом! -- таков, следовательно, девиз Просвещения”. Эпоха Просвещения – это гимн разуму. Все можно объяснить рационально. Мистики и откровения не существует. Человек помещается в центр мира. Материализм и атеизм становятся основой рациональности. Окончательно рушится авторитет церковных и монархических догматов. Блестящая эпоха и Вольтер его вершина. Его мысль свободна, раскованна, желчно-скептична и прагматична. “Если бы бога не было, — его надо было бы выдумать”, – это девиз прагматичности. Вольтер обличает суеверие и невежество, клеймит церковь и государство. Он гоним и почитаем. К концу жизни богат. Имеет собственные имения, мастерские, ссужает деньги. Слава его как мыслителя огромна. Дружбой с ним гордились Екатерина II и Фридрих II. Им зачитывались, на нем взрастали революционеры всех мастей. Почему?... Может быть потому, что… “В нем было все: и борьба с религией, и защита религии, как в нем была и борьба с монархией, и защита монархии, как в нем была и борьба с материализмом, и защита материализма. К нему можно применить те слова, которые он сам сказал о Бейле: «у него можно все найти, нужно только поискать». Но о Бейле он это говорил в том смысле, что у великого скептика можно найти среди обманчивой шелухи и кажущегося мусора скрытую под ними правду. О Вольтере же надо сказать это в том смысле, что в его бесчисленных писаниях можно найти все, что угодно: и хорошее, и скверное, и прогрессивное, и реакционное, и атеизм, и пантеизм, и деизм, и теизм, и защиту христианства. В Вольтере, великом писателе, поразительным образом отразился Вольтер, средний тип своего века и своего класса, воплотившийся полностью в одном человеке”. Иван Вороницын. ИСТОРИЯ АТЕИЗМА Совершеннолетие – это самостоятельность. Совершеннолетие разума – это самостоятельное мышление. А самостоятельное мышление – это способность, прежде всего, не принимать на веру мысли, доводы и выводы другого, пусть даже очень авторитетного, человека, а уметь пройти вмести с ним весь путь его размышлений, понять их и только после этого определить им место в своем мировоззрении. Из этого умения рождается способность к оформлению собственных мыслей. Только тогда мысль становится не просто декларативной или ассоциативно-повествовательной, а последовательно-логической и концептуальной. Эпоха просвещения, высвободив мысль от догматов и суеверных простых истин, дает ей не только свободу, вместе с ней возрастает ответственность, как при всяком взрослении. Мысль оказывается предметом критики и дискуссий. Это позволяет ей развиваться в разных направлениях, оттачивать и совершенствовать те ее проявления, которые наиболее близко приближаются к вневременной Истине. Сделавшись предельно рациональной, отточив свою рациональность, противопоставив себя иррациональному мысль вдруг обнаружила что и она сама не что иное как… страсть… “Мир не есть мысль, как думают философы, посвятившие свою жизнь мысли. Мир есть, прежде всего и больше всего, – страсть и диалектика страсти. Страсть сменяется охлаждением. Обыденная действительность и есть это охлаждение, когда начинают господствовать интересы и борьба за существование. Ошибочно противополагать страсти – мысль, мысль есть тоже страсть. Мысль Ницше или Достоевского так волнует потому, что это страсть. И Христос хотел низвести огонь с неба. Но страсть сопрягается с тоской. Тоска вызывается не только смертью, которая ставит нас перед вечностью, но и жизнью, которая ставит нас перед временем”. Н. Бердяев. Самопознание. |
Автор: | Эльмира [ 25 ноя 2014, 09:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Вот как пишет в предисловии к "Философским повестям" Вольтера А.Михайлов о их художественном своеобразии и идейной направленности: Цитата: Философские повести Вольтера трудно отнести к той или иной жанровой разновидности. Дело не в том, что они очень пестры и несхожи по своей тематике, по тону, по манере изложения, даже по размерам. Их жанровая неопределенность объясняется тем, что они обладают признаками сразу нескольких жанров. Они вобрали в себя традиции философского романа, романа плутовского, сказки-аллегории в восточном духе и гривуазной новеллы рококо с ее поверхностным эротизмом и откровенно гедонистической направленностью. Но и это не все; в вольтеровских повестях можно обнаружить и элементы романа-путешествия, и черты романа воспитательного, и отдельные приметы романа бытописательного. И философского диалога и политического памфлета. Традиции великих сатириков прошлого Лукиана, Рабле, Сервантеса, Свифта — также были глубоко усвоены и переосмыслены Вольтером. Видимо, вольтеровские повести возникают на скрещении всех этих разнородных традиций и влияний и складываются в очень специфический жанр — жанр «философской повести».Антиклерикальность была яркой отличительной чертой мировоззрения Вольтера, его общественных позиций, его творчества. Причем любая религиозная одержимость, любая слепая приверженность церковным установлениям и догмам вызывали с его стороны гневный протест и саркастическое разоблачение. Писателя возмущала не вера как таковая, нередко наивная и бесхитростная, а нахальное спекулирование на вере, обман и подчинение с ее помощью людей слабых и бесправных. Наибольшую ненависть вызывала у Вольтера, конечно, католическая церковь. И совсем не только потому, что она была в Европе того времени господствующей и всесильной. В католицизме (и особенно в иезуитизме) Вольтера настораживали и отталкивали наиболее изощренная демагогия и ложь, наиболее явное расхождение «слова» и «дела» — религиозной доктрины и церковной практики. Превосходный знаток библейских текстов, Вольтер не уставал обнаруживать в них кричащие противоречия и поразительные несуразности. Герои повестей Вольтера предписания Библии как бы понимают буквально и этим доводят их до абсурда. Мы сталкиваемся с этим в той или иной степени почти во всех вольтеровских повестях, но особенно последовательно прием этот использован в «Простодушном» и «Письмах Амабеда» Но тональность, эмоциональная окрашенность такого приема здесь различны. В «Простодушном» вольтеровский пафос достигает высокого трагизма, в «Письмах Амабеда» это переведено в несколько иной регистр: герои повести тяжелые удары судьбы переносят почти стоически, но, главное, иезуиты не изображены в «Письмах Амабеда» столь всесильными, какими они выступают в других произведениях писателя. Да, Вольтер был художником тенденциозным. Эта тенденциозность также стала характерной чертой созданного им повествовательного жанра. От этой тенденциозности — и постоянная перекличка с событиями современности, даже если действие повести бывало отнесено к временам легендарной древности или же не очень точно локализованного «востока». Эта перекличка оборачивалась преднамеренным столкновением событий, отнесенных в отдаленнейшие времена, с эпизодами современной Вольтеру жизни. Подобные столкновения выдуманного с реальным, прошлого с настоящим также были непременной чертой вольтеровских повестей. Писатель искал таких столкновений, они были одним из его излюбленных приемов заострения и отстранения изображаемого. Вольтер не боялся анахронизмов, хронологических неувязок и исторических несуразностей. Он не побоялся дать героине «Задига» имя ассирийской богини (Астарта-Иштар), без смущения назвал «Кози-Санкту» «африканской» повестью, намеренно сдвинул хронологию в «Кандиде» и т. д. Эти умышленные анахронизмы были сродни тем многоступенчатым мистификациям, в которые превращались некоторые повести писателя. Нередко Вольтер выдавал свои книги за произведения несуществующих лиц, рассылал письма, в которых оспаривал свое авторство или обвинял издателей в пиратском выпуске книги, которую сам он якобы не собирался печатать. Многие повести Вольтер выдавал за переводы: «Кандид» считался переводом с немецкого, «Белый бык» — с сирийского, «История Дженни» — с английского, «Письма Амабеда» — с индусского и т. д. После выхода книг писатель нередко продолжал запутывать читателей и цензуру, подыскивая своим повестям подставных авторов. Так, он приписывал «Кандида» то шевалье де Муи, плодовитому литератору первой половины XVIII века, то некоему «г-ну Демалю, человеку большого ума, любящему посмеяться над дураками», то, наконец, «г-ну Демаду, капитану Брауншвейгского полка». Этот причудливый маскарад не был излишним. Церковная и светская цензура преследовала художественную прозу Вольтера не менее старательно и ожесточенно, чем его философские или политические сочинения, чем антиклерикальную «Орлеанскую девственницу». Но маскарад и поток псевдонимов объяснялись не одной предусмотрительностью и осторожностью Вольтера. Здесь сказалась и неиссякаемая веселость писателя, его неодолимое влечение ко всяческим розыгрышам, обманам, мистификациям. Маскарад этот так же, как обращение к экзотической тематике, к восточному колориту, к сказочной фантастике, входил, несомненно, и в саму поэтику вольтеровской художественной прозы. Идеологическая заостренность обернулась в повестях Вольтера тенденцией к аллегории, иносказанию, притче. Реальное событие, тот или иной персонаж становились знаком какой-либо идеи. Это делало вольтеровских героев условными марионетками (за исключением героев «Простодушного»); часто они бывали даже не носителями одного какого-то качества или философской доктрины, а просто участниками диалога, в ходе которого выясняется тот или иной вопрос (например, доктора Сидрак и Грю в «Ушах графа Честерфилда»). Притча и аллегория не могут быть растянутыми, и вольтеровская проза поражает своей энергией и лаконизмом, насыщенностью событиями и вообще всяческой информацией при предельной краткости, даже схематизме изложения. Портретов персонажей нет, один-два эпитета достаточны для создания условного образа, носителя определенной идеи. О событиях также рассказывается кратко, и они следуют друг за другом в головокружительном темпе. Краткость ведет к афористичности, к парадоксу, который бы исчез, будь все подробно растолковано. Вольтер был непревзойденным мастером иронии, которая тоже строится по принципу парадокса, то есть как столкновение противоречивого и несочетаемого. Впрочем, и эти парадоксы, и эти маскарады и мистификации неизменно подчинены у Вольтера идеологическим задачам; недаром молодой Пушкин писал по поводу прозы вольтеровского типа, что «она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Давно замечено, что сатира долговечнее апологии. Возможно, потому, что отрицательные качества более стойки и универсальны, чем добродетели. Но также потому, что сатира обычно весела и смешна. Вольтеровская сатира жива еще и потому, что она наполнена смелой мыслью этого удивительного человека, ставшего знаменем своей эпохи и бросившего семена свободомыслия и скепсиса в далекое будущее. (выделения цветом мои) http://lib.liim.ru/comments/3_foreign_1 ... -01-3.html |
Автор: | Molli [ 25 ноя 2014, 09:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Великие люди о Боге http://www.youtube.com/watch?v=3N1aKSixwFI |
Автор: | Julia_Xexbr [ 25 ноя 2014, 23:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Опять я буду "погружена в молчание". Да, с удовольствием я прочитала ещё в школе Рабле, в студенчестве "Задига" и "Кандида" Вольтера... Но французская литература у меня "не пошла", французским философам я предпочла немецких, да и вообще... Помните как мы в школе изучали крестьянские войны, жаккерию помните? Так в учебнике была миленькая такая картиночка, как ворвавшиеся в замок крестьяне жарят барона на вертеле и уже приступили к трапезе... Как-то Европа и каннибализм тогда не сочетались ещё. А тут подоспели гугеноты с Варфоломеевской ночью, когда уже на следующий день шла бойкая торговля жареными печёнками и языками грешников. Ну, да, просвещение... а по горожанам вши ползают стадами. Великая Французская революция, а базисом её послужила работорговля и варварское ограбление колоний... А сами французы (не самые просвещённые, а "обычные") "... "угрюмые животные, самцы и самки разбросанные по сельской местности, грязные и мертвенно бледные, испаленные солнцем, прикованные к земле, которую они роют и перелопачивают с непобедимым упорством; они владеют своего рода даром речи, и когда выпрямляются, то на них можно заметить человеческие лица, и они действительно люди. Ночью они возвращаются в свои логова, где они живут на черном хлебе, воде и кореньях." ... французский язык имел целую палитру слов (около 20) для обозначения всех ее градаций и оттенков. Словарь Академии так объяснял значение термина dans un etat d'indigence absolue: "тот, у кого до этого не было пищи или необходимой одежды или крыши над головой, но кто теперь простился с несколькими помятыми мисками для приготовления пищи и одеялами, которые составляли главное достояние рабочих семей". ..." |
Автор: | Julia_Xexbr [ 25 ноя 2014, 23:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Ну, если честно признаться, Жанна дАрк - не более, чем красивая легенда. Надо листать БЮалабуху "О чём врут учебники истории", там приводятся все доказательства. Начиная с того, что она никак не могла быть простолюдинкой (меч имели право носить только высокородные), не совсем была женщина, наконец - сожгли вместо неё на костре кого-то другого (забыла!!!), а её выдали замуж, и она ещё спокойно прожила лет двадцать. Как-то так |
Автор: | мирра [ 26 ноя 2014, 11:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Julia_Xexbr писал(а): Ну, если честно признаться, Жанна дАрк - не более, чем красивая легенда. Надо листать БЮалабуху "О чём врут учебники истории", там приводятся все доказательства. Начиная с того, что она никак не могла быть простолюдинкой (меч имели право носить только высокородные), не совсем была женщина, наконец - сожгли вместо неё на костре кого-то другого (забыла!!!), а её выдали замуж, и она ещё спокойно прожила лет двадцать. Как-то такА я читала.И мне эта версия больше нравится,как-то лучше укладывается в голове. Эпоха Просвещения? не знаю,мне нравится.Я бы,может,тогда и там жила,то время мне понятно.Дома,сады,костюмы... Но-те же красивые господа объявляли недочеловеками тех,у кого другой цвет кожи и уклад жизни-только из-за этого;замученных,оторванных от родины людей,с которыми обращались,как с вещами-сколько их было нужно,чтобы мальчик или девочка из "хорошей" семьи имели свои дома-сады-костюмы и отличное воспитание? С этим я бы жить не смогла.Может,поэтому я сейчас и здесь, а не тогда и там... А в целом просвещение-хорошее дело.Грамотность,борьба с невежеством,с суевериями-с этой стороны всё очень достойно. |
Автор: | Molli [ 26 ноя 2014, 11:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вольтер. Век Просвещения |
Очень понравился вчерашний эфир, замечательное прочтение из "Трактата о веротерпимости." Спасибо Татьяне Алексеевне, за стройные и глубокие размышления, приятно послушать умных женщин, почаще бы такие звонили. в общем, эта та передача, которая у Александра Геннадьевича проходит на одном дыхании) Спасибо!) всем кто ещё не слушал, рекомендую) зы. на этой страничке можно послушать "Кандид, или Оптимизм." Вольтера (Радио Россия) https://vk.com/voltairefma Candide, ou l’Optimisme «Кандид, или Оптимизм» (Candide, ou l’Optimisme) — наиболее часто публикуемое и читаемое произведение Вольтера. Повесть была написана, вероятно, в 1758 году и год спустя появилась в печати сразу в пяти странах под видом «перевода с немецкого». Она тут же стала бестселлером и была на многие годы запрещена под предлогом непристойности. Сам Вольтер считал её безделкой и в некоторых случаях даже отказывался признавать своё авторство. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |