Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Григорий Палама http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1859 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Селена [ 26 ноя 2014, 17:14 ] |
Заголовок сообщения: | Григорий Палама |
~ Исихазм и его значение для русской души. ~ Григорий Палама, архиепископа Фессалоникийский (1296–1359) [греч] – святой, память 14 ноября. Церковный деятель и богослов, развивший и оформивший учение Православия о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого была мистико–аскетическая практика исихазма. Г.П. родился в семье крупного чиновника при дворе императора, к концу жизни сложившего государственные полномочия и принявшего монашество. Г.П. получил всесторонне и глубокое образование. С юности он общался также с афонскими иноками, пользуясь их советами и вызнавая подвижнический образ жизни, и через некоторое принял пострижение. Богословские труды Г.П., прежде всего по поводу природы Фаворского света, вызывали разное отношение к их автору. Патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник учения Варлаама Калабрийского, отлучил Г.П. от Церкви и заключил в тюрьму; после смерти этого патриарха освобожденный Г.П. был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. В одном из морских путешествий Г.П. в Константинополь его судно было взято в турецкий плен, в котором святитель пребывал в течение года. За три года до кончины Г.П. вернулся в Фессалоники. Важнейший период в жизни Г.П. связан с его острейшей полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в "двубожии". Полемика шла по поводу учения о природе Фаворском свете, о возможности видения Фаворского света. Но полемика неизбежно шла и в связи с проникновением "латинизма" в православное богословие. Участники спора были людьми разных духовных ориентаций. Оппоненты афонских монахов в принципе отрицали самое возможность видения вечного Фаворского света. Варлаам Калабрийский считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога; допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, что и есть "двубожие". Г.П. учил о необходимости различать трансцендентную сущность Божества и действия Божества, Его нетварные энергии. Сущность Божества недоступна человеку, и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют, – не участием в природе Его, а участием в Его действиях. Г.П. учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными, ибо они суть вечные эманации Бога, не изменяющие Его вечной природы. Они, эти эманации, связывают имманентный мир и трансцендентного Бога. Эти Божественные энергии обобщаются у Г.П. словами "благость", “общая благодать Пресвятой Троицы”. Учение исихастов утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выход человека за пределы его тварной природы. Учение Г.П. было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения Собора были внесены в чин Торжества Православия. http://www.bogoslov.ru/persons/2710133/index.html
Сочинения Григория Паламы.
|
Автор: | Селена [ 27 ноя 2014, 01:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
~ Исихазм и его значение для русской души ~ Очень глобальный вопрос. Чтобы понять значение исихазма для русской души, надо хорошо знать и само это явление православной жизни, и его историю и развитие в нашей стране. Когда же знаний мало, можно строить только частные предположения. Поэтому могу лишь высказать свое небольшое ИМХО. Исихазм – это практика умной молитвы, контроль за исходящими изнутри помыслами, что должно способствовать очищению ума и сердца и приводить подвижника к созерцанию нетварного божественного света. Эта практика среди монашествующего христианства была известна давно, но именно Григорий Палама, защищая священно-безмолвствующих от нападок Варлаама, оформил ее в виде целостного и стройного учения или знания. Если все упрощать, то Варлаам считал, что возможно только интеллектуальное познание Бога или скорее приближение к этому познанию через символические и абстрактные понятия. А Григорий Палама считал, что возможно реальное общение с Богом через нетварные божественные энергии. И Фаворский Свет есть реальное проявление этой энергии. В общем ни договориться, ни согласиться друг с другом они не могли, потому что, на мой взгляд, речь шла о разном: об идее Бога и о чувстве Бога. Здесь расхождение между католичеством и православием. Хотя… стоило ли противопоставлять интеллектуальное теоретизирование и конкретную практику, разум и чувство? Впрочем может быть и стоило, но только в виде диспутов и споров. Исихазм распространяется на Русь. Многие ее святые были исихастами: Сергий Радонежский, Максим Грек, Андрей Рублев, Нил Сорский, Серафим Саровский, Феофан Затворник. Благодаря им наше богословие долгое время остается именно практическим. Оно рассказывает о практиках обожения, почти не касаясь интеллектуальных идей и понятий. Вот цитата из “Беседы преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым”
Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым
Практики исихазма трудны. Это подвижнический подвиг. Благодать Фаворского света дается не всем и не всегда. И то, что дается, словами выразить почти невозможно. Возможно поэтому достаточно долго в России не было христианской философии, а было только богословие. Западная христианская философия имеет более древние корни и глубокие традиции. Возникающая в 19 веке русская христианская философия выходит из святоотеческого богословия и глубокого психологизма русской литературы. Поэтому в ней много мистичности, поэзии и интуиции. Она рассматривает понятия, связанные с практикой нетварных божественных энергий: любовь, соборность, всеединство, богочеловечество. Мне думается именно исихазм порождает ее глубоко чувственную основу, чувственную по особому. Это не чувственность тела и даже не чувственность души. Это чувственность духа. Мысль опускается к невероятным глубинам или поднимается к невероятным высотам не абстрактных понятий, не символических представлений, а конкретно-реальных переживаний, и наконец оказывается способной приблизиться к их описанию. Думаю, именно так в нашей мысли и в нашем искусстве отражается сложная подвижническая практика исихазма. |
Автор: | Селена [ 27 ноя 2014, 17:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Книга-исследование наследия Григория Паламы. Иоанн Мейендорф. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ |
Автор: | Селена [ 28 ноя 2014, 00:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Огромное спасибо, Александр Геннадиевич. Тема сложная, настолько огромная, что сколько я к ней не возвращаюсь, не удается ее объять, чтобы найти в ней место очередному знанию или очередному размышлению. А Вам удалось не только обозначить краеугольные точки этого явления, но и связать их воедино. Наверное для меня это все еще не совсем целостность всего того, что я знаю и о чем думаю, но внутри уже нет той беспомощности перед огромных размеров задачей: понять, что есть исихазм в моей душе, через что, как, благодаря чему его слабые слабые отблески иногда мелькают в душе и уме. Спасибо. Это понимание очень важно для меня. (P.S. Хотела позвонить, но не решилась.) |
Автор: | Molli [ 28 ноя 2014, 00:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
сегодня весь день размышляла о вере, и в уме постоянно крутилось слово -патриотизм и вот в передаче снова он возник!) да, надо конечно историю узнавать, хотя бы для общего развития, за это спасибо автору программы. но вот сложно, поэтому лень, к такой теме надо загореться интересом. надеюсь хоть что-то отложится в памяти дырявой) |
Автор: | Molli [ 28 ноя 2014, 00:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
в эфире много говорилось о психической (божественной) энергии а вот кто-нибудь переживал духовный опыт? или нет у нас таких?) |
Автор: | Julia_Xexbr [ 28 ноя 2014, 02:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Molli писал(а): сегодня весь день размышляла о вере, и в уме постоянно крутилось слово -патриотизм и вот в передаче снова он возник!)Ой! Цитата: Патриотизм — последнее прибежище негодяя. С английского: Patriotism is the last refuge of a scoundrel. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 28 ноя 2014, 07:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Это выражение означает, что когда негодяю уже некуда скрываться, он надевает на себя маску патриота, чтобы скрыться между порядочными людьми. Так вор начинает первым искать пропавшее, демонстрируя своё усердие. |
Автор: | Djuley [ 28 ноя 2014, 08:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Селена писал(а): ~ Исихазм и его значение для русской души ~Очень глобальный вопрос. ...... Вот, например, такое: Цитата: ..... Вера, увы, не зависит от того, что человек думает про себя при жизни. Она связана с заложенным в детстве фундаментом, который почти всегда сохраняется при разворотах взрослой личности. Хороший и искренний русский человек, на полном серьезе считающий себя последователем Будды, может обнаружить себя в христианском загробии по той же самой причине, по которой всю жизнь видел во время запоев маленьких зеленых чертей — а не, скажем, трехглазых гималайских демонов. Другой, полагающий себя христианином, легко может попасть под атаку свободных мемов в атеистической зоне хаоса. ....Виктор Пелевин. Бэтман Аполло. |
Автор: | Это Я [ 28 ноя 2014, 11:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Molli писал(а): в эфире много говорилось о психической (божественной) энергииа вот кто-нибудь переживал духовный опыт? или нет у нас таких?) Наверное переживала двенадцатилетняя Нимфоманка из фильма Ларса Триера, когда впервые почувствовала свет, как она взлетает в высь и видит образы женщин. Селигман назвал это переживание непроизвольным оргазмом. А разве не все ощущают свет во время оргазма? Или мы опять возвращаемся к эпилепсии? Поэтому возможно, есть точки пересечения учения Зигмунда Фрейда, который психическую энергию назвал либидо, и откровения Григория Паламы о "фаворском свете". А в индуизме, мне кажется, похожее явление называется энергией Кундалини. P.S. за передачу спасибочки, впервые услышала об исихастах, действительно, очень близки, я тоже так чувствую. Есть ещё вопрос, сформулирую позже. |
Автор: | Julia_Xexbr [ 28 ноя 2014, 11:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Это Я писал(а): Molli писал(а): в эфире много говорилось о психической (божественной) энергииа вот кто-нибудь переживал духовный опыт? или нет у нас таких?) ... возможно, есть точки пересечения учения Зигмунда Фрейда, который психическую энергию назвал либидо, и откровения Григория Паламы о "фаворском свете". А в индуизме, мне кажется, похожее явление называется энергией Кундалини. Вроде, да. Есть множество духовных практик, направленных именно на "разворачивании Змеи". Как, извинаюсь, и скарфинг... Да простит меня Григорий Палама |
Автор: | Molli [ 28 ноя 2014, 14:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Это Я писал(а): Molli писал(а): в эфире много говорилось о психической (божественной) энергииа вот кто-нибудь переживал духовный опыт? или нет у нас таких?) Наверное переживала двенадцатилетняя Нимфоманка из фильма Ларса Триера, когда впервые почувствовала свет, как она взлетает в высь и видит образы женщин. Селигман назвал это переживание непроизвольным оргазмом. А разве не все ощущают свет во время оргазма? Или мы опять возвращаемся к эпилепсии? Поэтому возможно, есть точки пересечения учения Зигмунда Фрейда, который психическую энергию назвал либидо, и откровения Григория Паламы о "фаворском свете". А в индуизме, мне кажется, похожее явление называется энергией Кундалини. да, переживание у Триера показано интересно. мне думается духовному откровению присущ -инсайт, то есть это не просто переживание благодати - это некое прозрение, озарение. зы. Катя твой опыт, только твой, что ты имеешь ввиду под светом во время оргазма? ззы. недавно перечитывала у Ремарка некоторые главы из "Жизни взаймы", вот несколько любимых строк из этой книги: "Из окна ей был виден острый, как игла, шпиль часовни Сен-Шапель, который подымался в небо над серыми стенами Консьержери. Лилиан пошла туда в первый же солнечный день. Время приближалось к полудню, и часовня с ее высокими окнами из разноцветного стекла, насквозь пронизанная солнцем, была прозрачной, словно сотканной из лучей. Казалось, она вся состоит из одних окон и вся залита светом — небесно-голубым, алым, как кровь, желтым и зеленым. Краски были такие яркие, что обволакивали Лилиан так, словно она погрузилась в разноцветную воду. Кроме Лилиан, в часовне было еще несколько американских солдат, которые вскоре ушли. Она сидела на скамье, окутанная светом, — то была тончайшая и самая царственная ткань на земле, ей хотелось снять с себя одежду, чтобы посмотреть, как прозрачная парча струится по ее телу. То был водопад света, то было опьянение, неподвластное земным законам, падение и в то же время взлет. Ей казалось, что она дышит светом. Она чувствовала, как эти синие, красные и желтые цвета растворяются в ее крови и в ее легких, как будто ее телесная оболочка и сознание — то, что отделяло ее от окружающего мира, — исчезли и всю ее, подобно рентгеновским лучам, пронизывает свет, с той лишь разницей, что рентген обнажает кости, а свет раскрывает ту таинственную силу, которая заставляет биться сердце и пульсировать кровь. То было великое утешение, она никогда не забудет этот день, — пусть ее жизнь, все, что ей еще предстоит прожить, станет таким же, как этот зал, похожий на улей, полный легчайшего меда — лучей, пусть ее жизнь будет подобна свету без тени, счастью без сожаления, горению без пепла." |
Автор: | мирра [ 28 ноя 2014, 14:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
[quote Molli: а вот кто-нибудь переживал духовный опыт? или нет у нас таких?)[/quote] Кажется,я переживала нечто подобное.Вот только описать затрудняюсь...это не выразить ни в образах,ни в словах. |
Автор: | Molli [ 28 ноя 2014, 15:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
мирра писал(а): [quote Molli:а вот кто-нибудь переживал духовный опыт? или нет у нас таких?) Кажется,я переживала нечто подобное.Вот только описать затрудняюсь...это не выразить ни в образах,ни в словах. не сомневаюсь в том, что ни образы, ни слова не смогут в полной мере выразить личный духовный опыт. но всё же интересно было бы услышать, что пробуждает такие инсайты. |
Автор: | мирра [ 28 ноя 2014, 16:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Григорий Палама |
Даже не знаю,как описать.Как-то само по себе,спонтанно-примерно как в процитированной Вами книге.Только детали другие. Лето,солнце светит...как обычно-но более ярко,всё-более ярко и чётко...я смотрю на солнце и понимаю:там,куда мы уйдём,солнца нет,нужно здесь на него смотреть.Ему нет дела,кто мы и какие-мы все достойны видеть его.Какое-то языческое чувство...Впрочем,я из Сибири (хотя и не коренной народности),наверно,шаманский опыт... |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |