Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Василий Кандинский
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1868
Страница 5 из 8

Автор:  Это Я [ 16 дек 2014, 12:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Molli, только что посмотрела документальный фильм о Баухаусе. Очень интересно! Посмеялась над собой, оказывается мы с Гитлером единомышленники, во мне тоже живёт потребность возвращения к простой крестьянской культуре, хотя не очень то она и простая.

Автор:  Molli [ 16 дек 2014, 14:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

нацисты считали Баухаус рассадником коммунизма, конфликт был на почве политических взглядов.

"Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путём создания гармонической
предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику."

Автор:  Eugenia [ 16 дек 2014, 14:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Мне нравятся картины Кандинского. Цепляют. :-): И ведь есть довольно много людей, которых они не оставляют равнодушными. Но почему? Почему вообще есть художники, картины которых производят впечатление, хотя на них нарисованы только абстрактные фигуры и цветовые пятна?

Известно, что советская эпоха таких художников категорически не признавала. Но вот советский автор Сергей Иванов в 1976 году написал книжку «Формула открытия», посвящённую тому, как появляются новые идеи. И там среди прочего были описаны необычные психологические эксперименты. Эксперименты эти начались ещё тогда, когда было изучено устройство человеческого глаза, и выяснилось, что изображение проецируется на сетчатку в перевёрнутом виде. То есть ребёнок после рождения видит мир перевёрнутым, и только потом уже приспосабливается и начинает видеть его «стоящим на ногах». Психологи решили выяснить, сможет ли точно так же приспособиться к перевёрнутому миру взрослый человек, и что он будет при этом чувствовать. Испытуемые-добровольцы надевали специальные очки с переворачивающими изображение линзами. При этом они испытывали большой стресс, потому что все их давно уже выработанные навыки восприятия, связанные с координацией, с ориентацией в пространстве – все эти навыки ломались и путались, их надо было заново вырабатывать. При этом испытуемые говорили, что окружающий мир видится им как плоское изображение, которое представляет собой нагромождение линий, плоских фигур и цветовых пятен. Но через некоторое время испытуемые снова начинали видеть мир объёмным, «стоящим на ногах» и хорошо в нём ориентировались. Видение мира как плоского нагромождения линий, фигур и пятен – это самый базовый уровень чисто чувственного восприятия. Именно так видит мир совсем маленький ребёнок. А уже потом на этом уровне формируется смысловая надстройка: умение воспринимать объём, ориентироваться в пространстве, выучиваются названия и назначения предметов. Однако этот базовый уровень восприятия всё равно есть у любого взрослого человека, хотя он напрямую уже не осознаётся.

Но иногда этот уровень восприятия вдруг обнажается даже без надевания специальных очков. В этой же книжке приведены слова американского психолога Гибсона. Он просто сидел в задумчивости, глядя в одну точку, и вдруг его глазам предстала необычная картина. Если вы посмотрите на свою комнату, говорил он, вы увидите обычную обстановку, где большие предметы выглядят большими, квадратные - квадратными, а горизонтальные – горизонтальными. Теперь взгляните на комнату не как на комнату, а как на нечто, состоящее из свободных пространств или кусочков цветных поверхностей, разделённых контурами. Если вы будете упорны, сцена станет похожа на картинку, которая отличается от обычной обстановки.

Там же приведены слова Рабиндраната Тагора о том, что он испытывал во время написания поэмы: «Однажды я расхаживал по террасе нашего дома. Солнце зашло, и сияние закатного неба, смешиваясь с бледными сумерками, придавало наступившему вечеру особую привлекательность. Даже стены соседнего дома, казалось, сияли новой красотой. Какая сила совлекла с мира повседневных вещей покров обыденности? И вдруг я увидел, что то была просто красота вечера, вошедшая в меня: в его тенях стушевалось моё Я, и я мог созерцать мир в его истинном облике. И стало так, что ни один человек и ни одна вещь не казались мне обыденными или уродливыми… Я почувствовал, что избавился от каких-то пут лжи, причинявших мне ненужные неудобства и страдания… До того я никогда не замечал игры поверхностей и линий, всегда сопровождавших малейшее движение человека; теперь я был совершенно зачарован их богатством и разнообразием, расцветавшим навстречу мне со всех сторон в каждое мгновенье».

И как же это похоже на высказывание самого Кандинского: «Я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем. Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда ещё углублённый в свою работу и мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоящей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку, но теперь я различал на ней предметы. В общем, в тот день мне стало бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». Это значит, что Кандинский испытывал повышенную потребность, в том, чтобы изображать на картинах тот самый базовый уровень чувственного восприятия. И кто сказал, что художник не имеет права этого делать? В самом деле, ведь художник может построить на этом уровне не стандартную «смысловую надстройку», которая есть у каждого человека, а какую-то другую. Например, он может оставить изображение плоским, состоящим из пятен и линий, но при этом усилить яркость каких-то цветов или резкость линий, передавая таким образом своё эмоциональное отношение к тому что он изображает.

Вот например, "Гора" (сам Кандинский горы любил)
Изображение

Или художник может быть ещё и теоретиком, и постараться описать влияние цветов и геометрических форм на восприятие человека. Но во всех этих случаях он опирается на базовый уровень чувственного восприятия, который есть у всех людей, поэтому его работы находят и будут находить эмоциональный отклик. А вот для того, чтобы увидеть окружающий мир на этом базовом уровне, нужны усилия души, нужна большая концентрация и внутренняя свобода. И этим усилием работы великих абстракционистов отличаются от работ разных псевдохудожников, которые думают, что абстрактная живопись – это такой способ не особо себя утруждать: вот нарисовал какие-то кружочки и квадратики – и всё, ты уже художник; и поэтому их картины впечатления не производят. А Картины Кандинского вызывали иногда очень бурную эмоциональную реакцию. Иногда их называют «шизофреническими». Но если вспомнить опять про тот эксперимент с перевёрнутым внешним миром, то вот в книжке Сергея Иванова сказано, что испытуемые выбирались из числа людей психически уравновешенных. Ни на каком учёте у психиатров они не стояли. Но внешний мир всё равно представлялся им очень похожим на картины абстракционистов.

(аудиозапись отправлена)

Автор:  Бегущая по волнам [ 16 дек 2014, 14:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Eugenia писал(а):
... слова Рабиндраната Тагора о том, что он испытывал во время написания поэмы: «Однажды я расхаживал по террасе нашего дома. Солнце зашло, и сияние закатного неба, смешиваясь с бледными сумерками, придавало наступившему вечеру особую привлекательность. Даже стены соседнего дома, казалось, сияли новой красотой. Какая сила совлекла с мира повседневных вещей покров обыденности? И вдруг я увидел, что то была просто красота вечера, вошедшая в меня: в его тенях стушевалось моё Я, и я мог созерцать мир в его истинном облике. И стало так, что ни один человек и ни одна вещь не казались мне обыденными или уродливыми… Я почувствовал, что избавился от каких-то пут лжи, причинявших мне ненужные неудобства и страдания… До того я никогда не замечал игры поверхностей и линий, всегда сопровождавших малейшее движение человека; теперь я был совершенно зачарован их богатством и разнообразием, расцветавшим навстречу мне со всех сторон в каждое мгновенье».

Мне очень созвучны эти слова. Я всегда ТАК вижу окружающий мир.

Если чья-то душа отзывается на работы Кандинского, это значит она созвучна ему, его душе.
А у других - созвучна другому).

Мне кажется, не стоит придавать слишком большое значение физиологии образования зрительных образов.
Картины, которые воспринимает глаз - "видит" и переворачивает мозг. Такова физика или, вернее, оптика хода лучей, что изображение на сетчатке перевёрнуто. Чтобы ориентироваться в пространстве, изображение должно соответствовать реальности. Что и происходит в мозге при его обработке сигнала от глазного анализатора. Я не вижу тут каких-то базовых или возвышенных уровней восприятия.

Возможно, что ребёнок и проходит в своем индивидуальном развитии этап зрительного восприятия окружающего в виде цветовых пятен. Значит Кандинский ввергает зрителя в младенческое восприятие, регрессирует так сказать..
Может кому-то это и нравится. :ne_vi_del:

При некоторой критичности в отношении вашего, Евгения, поста, рассуждения ваши оригинальны, читала с интересом. :a_g_a:

Автор:  Это Я [ 16 дек 2014, 14:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Eugenia, ты права. Скажу о себя, я считаю себя психически уравновешенным человеком, но некоторое время назад у меня сменились ценностные ориентиры. Я однажды в ОС услышала песню, слова которой выражали мою психическую реальность, в песне пелось о Мировом Древе: "Вырвать ветви из неба, дотянуться до корней". То есть моё Древо, это Дерево наоборот, как ты приводила пример, что дети видят мир вверх ногами. И вот эта позиция рождает сильный нервный психоз, я не могу смирится с существующей реальностью, потому что моя внутренняя реальность, это реальность "наоборот".
Я тоже как и А.Г. не верю в диагноз "шизофрения". Кандинский мне тоже очень нравится, нравится на него смотреть. Но мой страх связан с "перевёртышами", помните у Макаревича песня есть с такими словами: "А когда покатилась на убыль луна, Он шагнул из окна, как шагала она, Он взлетел, как взлетала она, Но не вверх, а вниз". Куда "полетел" Кандинский? К процветанию или к гибели ведёт культура, которая вытекает из его творчества?

P.S. вспомнила как это называется, состояние дереализация (аллопсихическая деперсонализация)

Автор:  quagga [ 16 дек 2014, 15:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Все родом из сказки..
Изображение
Ма́врина (Ма́врина-Ле́бедева) Татья́на Алексе́евна (7 (20) декабря 1900, Нижний Новгород — 19 августа 1996, Москва) — советский художник-живописец, график, иллюстратор.
Изображение
Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.
Изображение
Ната́лья Серге́евна Гончаро́ва (4 июня 1881[2], село Архангельское, Тульская губ. — 17 октября 1962, Париж) — русская художница-авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России.

Автор:  радистка Кэт [ 16 дек 2014, 19:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

quagga, очень понравилось сравнение со сказкой! Бегущая по волнам, вам главное, что бы было понятно и реально? А по мне так исполнение Поваротти и ко" той песни, что вам одинаково понравилось и есть упрощение - с излишними завитушками, вывертами, но упрощение для публики, которой всё равно что, лишь бы покрасивше. Мне кажется это слишком простым - опираться только на ощущение понравились или не понравились картины Василия Кандинского. Простите, и сама лучшего сказать не могу - картины замечательные!

Автор:  мирра [ 16 дек 2014, 20:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

радистка Кэт писал(а):
Простите, и сама лучшего сказать не могу - картины замечательные!

Я разделяю Ваше мнение. @->-- На картинах всё уже показано--нам нужно только смотреть,и тогда этого чуда перепадёт и в нас.

Автор:  радистка Кэт [ 16 дек 2014, 20:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Дяденька сказал, что сейчас Живописи нет :-( Но разговор интересный.
http://youtu.be/

Автор:  радистка Кэт [ 16 дек 2014, 20:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Ох уж и перепадёт, Мирра) Не только смотреть, не всё подряд нравится и не только потому что замечательное. Что-то перекликается с тем, что видишь вокруг, и сочетание красок и расположение фигур - не только ради оригинальности или попадания в чудо. Переживания, эмоции и не всегда положительные. Отсутствие чуда тоже сложно передать, но разве не важно?
Бегущая по волнам, если кто-то видит глазами ребёнка - разве это само по себе признак регресса?

Автор:  Людмила [ 16 дек 2014, 20:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

КАНДИНСКИЙ и РУССКАЯ ИКОНА

http://www.kandinsky-art.ru/library/mno ... kogo5.html

Написать ПОСЛЕДНЮЮ картину, ПОСЛЕДНЮЮ книгу, ПОСЛЕДНЮЮ музыку.... такой забег начался в начале ХХ века. И мысль интересна сама по себе. Не нечто ли ПОСЛЕДНЕЕ случилось во время ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ? После концлагерей искусство стало невозможным. Но воойну вводят в его - искусства - обиход. ( я не воспринимаю войну как объект искусства ). Нельзя возродится из ТАКОГО пепла. РЕВОЛЮЦИЯ - не КОНЕЦ. Но предчувствие катастрофы ВСЕОБЩЕЙ. Это понятно. Сегодня сохраняет себя КУЛЬТУРА. У нас особенно. Но ИСКУССТВА... нет. У него нет ЦЕЛИ. У НАУКИ есть цель.

Автор:  Бегущая по волнам [ 16 дек 2014, 20:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

радистка Кэт писал(а):
Бегущая по волнам, вам главное, что бы было понятно и реально? А по мне так исполнение Поваротти и ко" той песни, что вам одинаково понравилось и есть упрощение - с излишними завитушками, вывертами, но упрощение для публики, которой всё равно что, лишь бы покрасивше. Мне кажется это слишком простым - опираться только на ощущение понравились или не понравились картины Василия Кандинского. Простите, и сама лучшего сказать не могу - картины замечательные!

Нет для меня, чтобы было понятно и реально, вовсе не главное).
О многом раньше я судить не могла (для себя), так как много не знала. Но слушая то, чему учат или "насаждают", я часто удивлялась и не могла понять - почему так говорят? Чувствовала какие-то противоречия, нестыковки и прочая. Гораздо позже оказалось, что существуют и другие мнения, сходные с моим, прежние постулалаты являлись надуманными идеологическими вывертами.

Сейчас я больше себе доверяю. И позволяю себе думать не так, как общеприято или принято какой-то группой лиц.
Не во всех сферах. Например, в музыке - минимально ориентируюсь. И судить вообще не могу. Может быть я что-то и не так услышала в том случае, о котором вы упомянули. Но о вкусах, как говорится не спорят. И в музыке, и в живописи, и в разных других вещах я сама себя образовывала с нуля. И очень рада, что полюбила классическую музыку, а ведь могло этого и не быть. Вы гораздо лучше разбираетесь в этой области и мне интересно ваше мнение, я прислушиваюсь к нему и обдумываю, сравниваю со своим. Вам бы тогда объяснить своё мнение о том исполнении, чтобы можно было по свежим следам сравнить и понять... :ne_vi_del: Сейчас я уже подзабыла.(

Но изобразительное искусство мне ближе было с самого начала. И здесь я больше доверяю своему вкусу.

По поводу нравится-не нравится. На каком-то этапе это становится основным. Если нравится , но непонятно, то появляется стимул докопаться и понять. И нравится от понимания ещё больше.
А если не нравится и не понятно, и не цепляет, то желания раскапывать у меня не появляется.

Впрочем - "о вкусах не спорят".

радистка Кэт писал(а):
Бегущая по волнам, если кто-то видит глазами ребёнка - разве это само по себе признак регресса?

Обратите внимание - не глазами ребёнка, а глазами младенца (возможно месячного или того меньше). Т.е. неразвитым зрительным анализатором и неразвитым мозгом. Но это, на мой взгляд, просто была красивая аналогия у Евгении.
Строить на её основе какие-то искуствоведческие выводы некорректно. Извините , господа, высказываю собственное мненние. Но признаю, красиво звучит.

Автор:  Людмила [ 16 дек 2014, 21:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Недавно вернулась из Москвы. Была в ЦДХ на КРЫМСКОМ ВАЛУ, Выставка РУССКОГО АВАНГАРДА. Вспомнила, что есть 2-3 фотографии.

Изображение

Изображение

Автор:  мирра [ 16 дек 2014, 21:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

радистка Кэт писал(а):
Ох уж и перепадёт, Мирра) Не только смотреть, не всё подряд нравится и не только потому что замечательное. Что-то перекликается с тем, что видишь вокруг, и сочетание красок и расположение фигур - не только ради оригинальности или попадания в чудо. Переживания, эмоции и не всегда положительные. Отсутствие чуда тоже сложно передать, но разве не важно?

Я этот аспект не рассматривала.Всё равно врежется в память-отрицательное тем более.Номер X мне очень понравился...

Автор:  Людмила [ 16 дек 2014, 21:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Василий Кандинский

Изображение

Изображение

Страница 5 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/