Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1875 |
Страница 3 из 5 |
Автор: | Эльмира [ 25 дек 2014, 22:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Не успеваю ничего путного сказать.. Вот как пишет Недоброво в своей статье (А.А.А., кстати, очень её ценила!): Цитата: Первый сборник стихов Анны Ахматовой "Вечер", изданный в начале 1912 года, был вскоре распродан. Затем ее стихи появлялись в различных повременниках, а в марте 1914 года вышел новый сборник "Четки", в который включена также значительная часть стихотворений из "Вечера".По выходе первого сборника на стихах Ахматовой заметили печать ее личной своеобычности, немного вычурной; казалось, она и делала стихи примечательными. Но неожиданно личная манера Ахматовой, и не притязавшая на общее значение, приобрела, через "Вечер" и являвшиеся после стихи, совсем как будто не обоснованное влияние. В молодой поэзии обнаружились признаки возникновения ахматовской школы, а у ее основательницы появилась прочно обеспеченная слава. Если единичное получило общее значение, то, очевидно, источник очарования был не только в занимательности выражаемой личности, но и в искусстве выражать ее: в новом умении видеть и любить человека. Я назвал перводвижущую силу ахматовского творчества. Какие точки приложения она себе находит, что приводит в движение своею работою и чего достигает – это я стараюсь показать в моей статье. II Пока не было "Четок", вразброд печатавшиеся после "Вечера" стихи ложились в тень первого сборника, и рост Ахматовой не осознавался вполне. Теперь он очевиден: перед глазами очень сильная книга властных стихов, вызывающих большое доверие. Оно прежде всего достигается свободою ахматовской речи. Не из ритмов и созвучий состоит поэзия, но из слов; из слов уже затем, по полному соответствию с внутренней их жизнью, и из сочетания этих живых слов вытекают, как до конца, внутренностью слов обусловленное следствие, и волнения ритмов, и сияния звуков – и стихотворение держится на внутреннем костяке слов. Не должно, чтобы слова стихотворения, каждое отдельно, вставлялись в ячейки некоей ритмо-инструментальной рамы: как ни плотно они будут пригнаны, чуть мысленно уберешь раму, все слова расскакиваются, как вытряхнутый типографский шрифт. К стихам Ахматовой последнее не относится. Что они построены на слове, можно показать на примере хотя бы такого стихотворения, ничем в "Четках" не выделяющегося (стр. 23): Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха, И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои!1 Речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия? А что, если еще раз прочесть да заметить, что когда бы мы так разговаривали, то, для полного исчерпания многих людских отношений, каждому с каждым довольно было бы обменяться двумя-тремя восьмистишиями – и было бы царство молчания. А не в молчании ли слово дорастает до той силы, которая пресуществляет его в поэзию? Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем... – какая простая, совсем будничная фраза, как она спокойно переходит из стиха в стих, и как плавно и с оттяжкою течет первый стих – чистые анапесты, коих ударения отдалены от конца слов, так кстати к дактилической рифме стиха. Но вот, плавно перейдя во второй стих, речь сжимается и сечется: два анапеста, первый и третий, стягиваются в ямбы, а ударения, совпадая с концами слов, секут стих на твердые стопы. Слышно продолжение простого изречения: ...нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Но ритм уже передал гнев, где-то глубоко задержанный, и все стихотворение вдруг напряглось им. Этот гнев решил все: он уже подчинил и принизил душу того, к кому обращена речь; потому в следующих стихах уже выплыло на поверхность торжество победы – в холодноватом презрении: Ты напрасно бережно кутаешь... Чем же особенно ясно обозначается сопровождающее речь душевное движение? Самые слова на это не расходуются, но работает опять течение и падение их: это "бережно кутаешь" так изобразительно и так, если угодно, изнеженно, что и любимому могло быть сказано, оттого тут и бьет оно. А дальше уже почти издевательство в словах: Мне плечи и грудь в меха... – это даюльный падеж, так приближающий ощущение и выдающий какое-то содрогание отвращения, а в то же время звуки, звуки! "Мне плечи и грудь..." – какой в этом спондее и анапесте нежный хруст все нежных, чистых и глубоких звуков. Но вдруг происходит перемена тона на простой и значительный, и как синтаксически подлинно обоснована эта перемена: повторением слова "напрасно" с "и" перед ним: И напрасно слова покорные... На напрасную попытку дерзостной нежности дан был ответ жестокий, особо затем оттенено, что напрасны и покорные слова, особливость этого оттенения очерчивается тем, что соответствующие стихи входят уже в другую рифмическую систему, во второе четверостишие: И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как это опять будто заурядно сказано, но какие ответы играют на лоске этого щита – щит ведь все стихотворение. Не сказано: и напрасны слова покорные, – но сказано: и напрасно слова покорные ГОВОРИШЬ... Усиление представления о говорении не есть ли уже и изобличение? И нет ли иронии в словах: "покорные", "о первой"? И не оттого ли ирония так чувствуется, что эти слова выносятся на стянутых в ямбы анапестах, на ритмических затаениях? В последних двух стихах: Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои! – опять непринужденность и подвижная выразительность драматической прозы в словосочетании, а в то же время тонкая лирическая жизнь в ритме, который, вынося на стянутом в ямб анапесте слово "эти", делает взгляды, о которых упоминается, в самом деле "этими", то есть вот здесь сейчас видимыми. А самый способ ведения последней фразы, после обрыва предыдущей волны, восклицательным словом "как", – он сразу показывает, что в этих словах нас ждет нечто совсем новое и окончательное. Последняя фраза полна горечи, укоризны, приговора и еще чего-то. Чего же? Поэтического освобождения от всех горьких чувств и от стоящего тут человека; оно несомненно чувствуется, а чем дается? Только ритмом последней строки, чистыми, этими совершенно свободно, без всякой натяжки раскатившимися анапестами; в словах еще горечь: "несытые взгляды твои", но под словами уже полет. Стихотворение кончилось на первом вздроге крыльев, но, если бы его продолжить, ясно: в пропасть отрешения отпали бы действующие лица стихотворения, но один дух трепетал бы, вольный, в недосягаемой высоте. Так освобождает творчество. В разобранном стихотворении всякий оттенок внутреннего значения слова, всякая частность словосочетания и всякое движение стихового строя и звучания – все работает в словообразовании и в соразмерности с другим, все к общей цели, и бережение средств таково, что сделанное ритмом уже не делается, например, значением; ничто, наконец, не идет одно вопреки другому: нет трения и взаимоуничтожения сил. Оттого-то так легко и проникает в нас это такое, оказывается, значительное стихотворение. А если обратить внимание на его стройку, то придется еще раз убедиться в вольности и силе ахматовской речи. Восьмистишие из двух простых четырехстрочных рифмических систем распадается на три синтаксических системы: первая обнимает две строчки, вторая – четыре и третья – снова две; таким образом, вторая синтаксическая система, крепко сцепленная рифмами с первой и третьей, своим единством прочно связует обе рифмические системы, притом хоть и крепкою, но упругою связью: выше я отметил, говоря о драматической действенности способа введения второго "напрасно", что смена рифмических систем тут и надлежаще чувствуется и производительно работает. Итак, при разительной крепости стройки, какая в то же время напряженность упругими трепетаниями души! Стоит отметить, что описанный прием, то есть перевод цельной синтаксической системы из одной рифмической системы в другую, так, что фразы, перегибая строфы в средине, скрепляют их края, а строфы то же делают с фразами, – один из очень свойственных Ахматовой приемов, которым она достигает особой гибкости и вкрадчивости стихов, ибо стихи, так сочлененные, похожи на змей. Этим приемом Анна Ахматова иногда пользуется с привычностью виртуоза. http://www.akhmatova.org/articles/nedobrovo.htm |
Автор: | Julia_Xexbr [ 25 дек 2014, 23:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Анна Ахматова Вечером Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: "Я верный друг!" И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных… Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: "Благослови же небеса - Ты первый раз одна с любимым". <1913> |
Автор: | Селена [ 26 дек 2014, 00:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Спасибо за передачу. Ахматова – Королева. Этого не отнять. |
Автор: | Людмила [ 26 дек 2014, 00:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Спасибо за программу. Удалось услышать. Но ! Мать ААА - столбовая дворянка. Отношения с матерью были холодными. Но ПОРОДА - и от нее. Хотя ААА сама себя создала. Да, МИФ. И почему разрушают ? Пастернака, кстати, разрушают тоже и куда более жестоко и изощреннее. Я думала над этим. В разрушителях БОЛИТ собственная пустота, пусть даже и интеллектуальная. Разрушает БЕЗВЕРИЕ. Это своего рода "треплевщина". ПОГУБИТЬ "от нечего делать". Уничтожается то, до чего самим ни при каких обстоятельствах не дорасти. Разрушители, правда, тоже растут иногда. Но коряво, ветвисто, приземисто... А ТЕ устремлены были - в ВЫСЬ. МАСШТАБ раздражает. Ну, да пусть... |
Автор: | Tama [ 26 дек 2014, 02:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Людмила, Селена, спасибо! Не смогла к сожалению отправить вчера голосовое сообщение - какие-то жуткие проблемы были с интернетом. Жаль, что Анне Андреевне посвящена только одна передача Но, полагаю, что мы не раз еще будем возвращаться к ее и вправду бездонной личности. Слишком разной она была и отнюдь не сводится к пережитым и "воспетым" страданиям. Женщины ее эпохи даже в этом кромешном аду очень много любили и творили. Как им это удавалось? Поэтому для меня нить внутренних размышлений об эпохе Анны Андреевны только начата |
Автор: | Эльмира [ 26 дек 2014, 09:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Александр Геннадиевич, CПАСИБО и от меня тоже Не задумывалась - а ведь и правда: псевдоним "Ахматова" и "акмеизм" звучат похоже))) Ахматова - разная, конечно, как и все мы, но в её жизни и в её Поэзии был духовный Подвиг, до которого редкий человек может подняться.. Почему разоблачают А.А.А.? В эпоху преобразований (а 90-е - перестроечные) путается и смешивается всё: верх-низ, лево-право, добро-зло, белое-чёрное.. Прежних героев и кумиров свергают с пьедестала, авторитеты подвергаются критике. (Современники А.А.А., помнится, Пушкина,Толстого, Достоевского тоже "сбрасывали с парохода современности"). Вместо строгой иерархии авторитетов возникает плюрализм мнений, каждый человек может и хочет чувствовать себя личностью, увы, иногда за счёт аморальных поступков Но Ахматова выдержит "ревизию" ценностей и авторитетов, как выдерживали её не раз в новейшую историю Пушкин, Достоевский и Толстой. |
Автор: | Это Я [ 26 дек 2014, 10:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Я как-то не ожидала, что передача не оставит равнодушной, потому что для меня Ахматова это другая галактика. И ключи к её поэзии лежат через её образ - королевы. Вот, тут Людмила рассказывала, что она была похожа на Ахматову. А я вспомнила свою подругу из пионерского лагеря, которая тоже очень любила Ахматову и старалась походить на неё. Я её впервые увидела, красиво и поэтично сидящую на окне корпуса, её глаза мечтательно смотрели ввысь. Мы с ней подружились, хотя я была её противоположность. У меня с отцом были постоянные конфликты, по ерундовому поводу, он очень хотел, что бы все женщины его семьи были манерными, ему нравились такие женщины, а мне как самой упёртой, в нежелании проявлять интеллигентность, он дал кличку "босячка". Поэтому мне так близок Распутина, он ведь тоже "босяк", и плевать хотел на манеры. Но на самом деле, это тоже образ. Когда мы работали над картами Таро, я поняла, что свой духовный и внешний образ мы создаём в зависимости от того, как чувствуем образ нашей карты Таро "Отшельник". У каждого человека он свой, вот у меня, например, босой дедушка, опускающий ноги в бассейн, где плавают щуки. И вот этот поиск своего "Отшельника" и есть то библейское "свет человеков": “И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме” (Матф. 5:15) Извините, что скачу с образа на образ. |
Автор: | Селена [ 26 дек 2014, 11:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Королева,… дикарка,… колдунья… "Из города Киева, / из логова Змиева / Я взял не жену, а колдунью..." Н. Гумилев. "Дикая девочка Языческое детство. В окрестностях этой дачи ("Отрада", Стрелецкая бухта, Херсонес. Непосредственно отсюда античность – эллинизм) я получила прозвище "дикая девочка", потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытом море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень. Однако в Царском Селе она делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела, сложив по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец брал ее с собой в оперу (в гимназическом платье) в Мариинский театр (ложа). Бывала в Эрмитаже, в Музее Александра III и на картинных выставках. Весной и осенью в Павловске на музыке – Вокзал... Музеи и картинные выставки... Зимой часто на катке в парке. В Царскосельских парках тоже античность, но совсем иная (статуи). Читала много и постоянно. Большое (по-моему) влияние (на нее) оказал тогдашний властитель дум Кнут Гамсун ("Загадки и тайна"); Пан, Виктория – меньше. Другой властитель Ибсен... Училась в младших классах плохо, потом хорошо. Гимназией всегда тяготилась. В классе дружила только с Тамарой Костылевой, с которой не пришлось больше встретиться в жизни..." А. Ахматова. http://www.akhmatova.org/proza/bio_proza.htm |
Автор: | quagga [ 26 дек 2014, 11:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Трудно любить такую гордую Женщину. То, что её (её стихи) любят многие и многие- это так прекрасно. А для меня дороже всего и пронзительней всего подвиг Анны Андреевны, когда она написала четверостишье, восхваляющее Сталина, чтобы вызволить сына. И ведь даже в этих вытуженных строках она остаётся Ахматовой! (Людмила, спасибо, простите за оценку, но Вы прочитали именно ТАК, КАК ДОЛЖНО читать эти стихи) |
Автор: | Danilin [ 26 дек 2014, 12:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Это Я писал(а): Когда мы работали над картами Таро, я поняла, что свой духовный и внешний образ мы создаём в зависимости от того, как чувствуем образ нашей карты Таро "Отшельник". ... И вот этот поиск своего "Отшельника" и есть то библейское "свет человеков": “И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме” (Матф. 5:15) Спасибо, Катя! Это очень точная и важная для меня мысль! Очень важно, как человек чувствует свое отшельничество, какой смысл ему придает. "Анти-ахматовцы", сами этого не заметив, сформулировали проблему важности МИФА О СЕБЕ в отдельной человеческой жизни и роль мифологических героев в жизни общества вообще. Мог бы я, например, стать таким, какой я есть, без Мифа Ахматовой, как, впрочем, и без Мифов Данте, Булгакова, Мандельштама, Пастернака..? Поэтому к разговору об Ахматовой мы обязательно вернемся. Можно, разумеется, поднять эту тему летом, ближе ко дню рожденья... Но если вы считаете нужным, мы можем вернуться к этому разговору через несколько передач, - уже в рождественские праздники. Почему-то в последнее время меня волнует тема Встречи, как основы жизни и творчества человека. Я пытаюсь говорить о ней вот на этом видео: http://serebniti.ru/2014/12/tvorchestvo ... i-chast-1/ Не пугайтесь слова "наркотики". В этом видео речь вовсе не о них А сам этот разговор очень важен для меня... Если вы посмотрите видео, то поймете, что Ахматова, как и Данте, для вашего покорного слуги, - Встречи, определившие его жизнь. Эта тема была важна и для Хаксли, - именно Встречи меняют жизнь героев "О дивного нового...". Поэтому продолжить разговор о Встрече с Ахматовой, об ее и наших Мифах можно уже 08.01.15 30.12. - говорим о тостах. 01.01. - говорим о том, что такое "Экстаз": Экстаз как Встреча с прекрасным - подлинное опьянение души, которое люди пытаются подменить алкоголем. 06.01. - эфира не будет (РР будет передавать рождественскую службу). 08.01. - ... предлагаю тему: "Смысл жизни - Миф об Ахматовой и наши мифы о себе". Если вы "за", то так и сделаем. |
Автор: | Селена [ 26 дек 2014, 19:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Темы интересные. Я “за”. Однако… все праздничные дни прямые эфиры. Вы в этом году без новогодних каникул или они у Вас позже будут? |
Автор: | Эльмира [ 26 дек 2014, 20:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Интересная цепь (не задумывалась раньше, хотя она действительно логичная): от тостов - к экстазу, от экстаза к поиску смысла жизни и мифу. В смысле: тоже "за" |
Автор: | Людмила [ 26 дек 2014, 21:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
quagga, Сегодня под влиянием вчерашней передачи попробовала чуть-чуть рассказать об ААА и прочитать ее стихи студентам - второкурсницам. Гуманитарии. Но "маленькие". Очень различное было восприятие. Чувствуется, далековата она от НИХ. Ранняя воспринимается. Поздняя - НЕ ПОНИМАЮТ , о чем она пишет ? Читала и думала, что... пусть бы ЭТИХ ДЕВЧОНОК ее судьба миновала ( пусть лучше НЕ ПОЙМУТ никогда ни РЕКВИЕМА , ни ПОЭМЫ БЕЗ ГЕРОЯ). Труден путь ПРИСВОЕНИЯ поэта своей душе. Вчера в КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, кстати, обсуждали вопрос о том, ВОЗМОЖНА ли поэзия в ХХ! веке. Экстравагантная профессор - филолог утверждала, что 21 век игнорирует поэзию. В. Смехов отстаивал обратное. Хорошо говорил один молодой человек. Он, ссылаясь на мысль Бродского, рассуждал о том, что русское самосознание через язык тяготеет к самоопределению. Сознание предельно точно выражается себя в стихах. Просто и ТОЧНО. Пока мы не читаем стихи и их не пишем , мы лишены возможности ПОНИМАТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ. Не все согласятся, конечно. Но есть над чем подумать. МИФ как СМЫСЛ ЖИЗНИ ? МИФ порою создается помимо самого поэта. А всякого рода АНТИ образ разрушить все-таки не могут. И в какой-то степени вочеловечивают МИФ. Сложная диалектика. |
Автор: | Людмила [ 26 дек 2014, 21:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
ТОСТ ? Кстати, ААА : Последний тост Я пью за разоренный дом, За злую жизнь мою, За одиночество вдвоем, И за тебя я пью,– За ложь меня предавших губ, За мертвый холод глаз, За то, что мир жесток и груб, За то, что Бог не спас. 27 июня 1934 Шереметьевский Дом Но лучше бы - ИНАЧЕ. Разрушение ведь не НОРМА ? Или НОРМА ? И поэты с этим КОНЦОМ сталкиваются напрямую ? |
Автор: | quagga [ 27 дек 2014, 19:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Анна Андреевна Ахматова. "Реквием". И не только... |
Людмила писал(а): Но лучше бы - ИНАЧЕ. Разрушение ведь не НОРМА ? Или НОРМА ? И поэты с этим КОНЦОМ сталкиваются напрямую ?Зачем вы отравили воду И с грязью мой смешали хлеб? Зачем последнюю свободу Вы превращаете в вертеп? За то, что я не издевалась Над горькой гибелью друзей? За то, что я верна осталась Печальной родине моей? Пусть так. Без палача и плахи Поэту на земле не быть. Нам покаянные рубахи, Нам со свечой идти и выть. 1935 Пусть так.. Разрушение- не норма. Но- ПУСТЬ ТАК .. О самоиронии Ахматовой. (Её лучшей подругой была Фаина Раневская!) |
Страница 3 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |