Эмпатия - слишком богатый термин, и только всё больше обогащается. И в этом его основная трудность. Сложнее понять не что он означает, а где
граница того, что он означает. Эмпатией называют все: и распознавание эмоций, и их понимание, и переживание и управление другими; относят к области иррационального, чувственного мира, и, наоборот, к процессам рациональным, поскольку не достаточно просто состояние заметить, но нужно его правильно понять. "Поставить себя на место другого" создает еще и дилемму: исчезает ли в этот момент свое "Я", или оно помогает чувствовать партнера... Позже, в 90-е, понятие эмпатии "подмял" под себя еще более широкий термин "Эмоционального интеллекта (EQ)". Есть в этой теории, по-моему, одно преимущество, которого не хватает эмпатии - бОльшая определенность и конкретность. (Зато и эмпатия в рамках этой концепции - лишь один из ее компонентов, понимаемый, скорее, как "активное слушание").
Все это приводит к тому, что вокруг эмпатии возник целый ажиотаж. Эмоционально одаренный в этом смысле человек, не только умеет сочувствовать, а весьма успешен. Издания на основе различных концепций EQ сулят всяческий успех в бизнесе, отношениях, и практически телепатическое понимание другого, и то самое манипулирование, и эффективность общения, если ты умеешь чувствовать и понимать собеседника. Быть сочувствующим — не очень завидная доля (просто по звучанию), а вот эмпатом... - другое дело!
В результате, есть слово, обозначающее очень много всего, и даже противоречивого. Да и самый простой «индикатор» проверить, есть ли у тебя это нечто, не до конца понятное, но ценное — психологические тесты. Которые на самом деле совершенно разнообразны, в зависимости от концепции их авторов.
Эмпатия — более академический термин, сочувствие - действительно "греет" больше. Возможно потому, что оно ближе нам лингвистически, а возможно и потому, что эмпатии (значению термина) очень и очень не хватает четкости.
Произнося "со-чувствие" или "со-переживание" гораздо легче настроиться и вспомнить о чувствах и общности.
В сочувствии, как заметила
Селена, тоже слышится оттенок "со
страдания". Думаю, этот - второй смысл - составляют те случаи, когда сопереживание (эмпатия) скатывается в жалость. Поскольку собеседник уже не разделяет состояние своего визави (от чего бы ему становилось легче: вроде как горе на двоих, тебя понимают), а еще больше нагнетает чувство беспомощности, из искреннего желания наоборот утешить. Когда эмпатия «выходит за свои границы» становится неким вариантом созависимсти, о чем
Екатерина писала вначале темы, приводя статью.
В стремленииях быть эмпатом иногда читаются свойства телепата. Эдакий "человек-рентген". Всегда ли мы хотим, чтобы нас априори понимали или видели насквозь... Как и излишняя жалость, так и стремление «видеть насквозь» делают общение не комфортным и наоборот мешают сочувствию. Поскольку, на мой взгляд, являются не эмпатией и подлинным сочувствием, а их искажением (неосознаваемой, подчас, игрой в личные проекции).
Около двух лет назад в переводе выходила книга итальянского нейрофизиолга Джакомо Риццолатти и философа Коррадо Синигальи
"Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания". Риццолатти был одним из ученых, кто еще в начале 90х обнаружил и выяснил значение так называемых «зеркальных нейронов». Их исследование продолжается более 20 лет. Не вдаваясь в подробности, речь в ней идет о так называемой "зеркальной системе" мозга, которая считается, в том числе, одним из субстратов эмпатии (механизмом, с помощью которого, мозгу удается распознавать действия, эмоции других). Так вот в самом её заключении, несмотря на множество доказанных и понятых фактов, годы исследований и действительно колоссальный обзор исследований, авторы замечают следующее:
Цитата:
...Разделение эмоционального состояния другого и эмпатия по отношению к этому человеку - это две совершенно разные вещи. К примеру, если мы видим, как кто-то испытывает боль, мы сами не начинаем автоматически чувствовать сострадание к нему. Так происходит довольно часто, но эти два процесса различаются в том смысле, что второй следует из первого, а не наоборот. Более того, сострадание зависит не только от распознания боли, но и от многих факторов.
Вот к примеру, некоторые из них: кем является этот человек, испытывающий боль, какие отношения нас с ним связывают, можем мы представить себя на его месте или нет, можем ли мы взять ответственность за его эмоциональное состояние, желания и так далее. Если это человек, которого мы знаем и любим, - отражение эмоций, возникающее при восприятии его в затруднительном положении, может вызвать наше горе или сочувствие. Если, напротив, этот человек - наш враг /.../ или мы сами отъявленные садисты, тогда ситуация меняется радикально. Во всех этих случаях мы понимаем, что другой испытывает боль, но совсем не обязательно чувствуем сострадание к нему...
Действительно, главное препятствие на пути к сочувствию — в нас же самих) Сочувствовать удается, когда на время отстраняешься от своих привычных взглядов и представлений, впуская чувства другого. Тогда вдруг в них открывается целая палитра нового. Они не обязательно станут своими, но к ним не остается полярного отношения.
Отсутствие эмпатии вообще, на мой взгляд, невозможно. Иначе это уже не конфликтность, - что-то гораздо более мучительное. Похоже, разве что, на потерю чувствительности или осязания в аналогии физиологической. Когда привычное ощущение от общения превратилось бы в вакуум...
Сопереживание (сочувствие) — это единый процесс
ПОНИМАНИЯ. Оно - как доказательство общности и единства. Который позволяет нам почувствовать весь мир и свою связь с ним. Некая внутренняя отзывчивость — сонастроеннность, посредством которой любое чуждое может быть созвучным. Ведь эмпатия возможна не только во взаимоотношении человек-человек, а и в отношении и других живых существ, и восприятия искусства, и того, что хотел выразить в них автор. В этом смысле, порой любопытно, как мы сочувствуем, где непосредственно чувств, вроде, и нет...