Афалина писал(а):
Эльмира, простите, пожалуйста.
ОК.
Мы заражаем друг друга своими эмоциями и чувствами. Иногда сознательно (артист, учитель, иллюзионист, мошенник), чаще бессознательно.
Сочувствие - это слияние в чувстве. Слившись в чувстве с другим, можно в этом чувстве остаться, а можно предпринять какие-то действия, чтоб облегчить тяготы (мучения) другого человека, куда-то его вывести.
(Как выводит в определённые эмоциональные состояния пациента психотерапевт, режиссёр артистов, а артисты зрителей, учеников учитель, ведущий передачи аудиторию своих слушателей, зрителей.)
Но для перехода от сочувствия к активному действию нужно понимание (осознание) происходящего.
В юности мне иногда приходилось выслушивать исповеди подруг, которым я всеми силами души сочувствовала, но не знала как помочь! От моего сострадания, получалось, им не было никакого проку! Ну, если только вспомнить Шекспира: "Но горе как рукой бывает снято в присутствии страдающего брата"... Разделённость и признание важности твоих чувств, конечно важно...Но меня, если честно, мучила БЕСцельность моего сострадания и сочувствия, невозможность как-то более деятельно им помочь. То, что нормально для трёхлетнего дитяти, не годится уже для человека более взрослого. А для этого, как я теперь понимаю, мне необходимо было научиться отстраняться как раз от разделённого чувства, чтобы его обдумать и, может, какой-то план наметить по выходу из кризиса...
Может ли трёхлетний человечек так посочувствовать маме, чтоб добровольно отказаться от собственных интересов - комфортной езды верхом на родительнице? Наверное, может, но маме надо для этого педагогически напрячься. Мои дети ездили на мне долго ( но у них были разные проблемы со здоровьем, а потом я сама часто была виновата - мы всё время куда-то спешили и мне проще было подхватить ребёнка на руки или посадить себе на спину, чтоб дело шло быстрее...Сейчас считаю это педагогической ошибкой.
Сочувствие в ребёнке родители развивают личным примером, конечно, через книги, фильмы, разговоры об увиденном-прочитанном (как это делает СН и делали когда-то учителя в школе на уроках чтения, литературы). Но самое важное - учить ребёнка ставить себя на место более слабого человека (старой бабушки, младшей сестрёнки), беззащитного животного (котёнка, щенка). Можно даже развивать сочувствие к неживому предмету: "Ты что стол колотишь? Он же не может двигаться. Это ты на него наскакиваешь, а не он на тебя, человек стол может обойти, а он тебя - нет. Давай его пожалеем, погладим."
Сочувствие - это не слабость, а проявление Доброй Силы через умаление себя, сокращение (кротости?).
Сочувствие может входить в Понимание, а может и не входить. Например, я могу понимать мотивы, причины действия преступника (когда читаю психологическую книгу, в которой объясняются мотивы, описываются мысли и действия преступника), но совсем необязательно я ему буду сочувствовать.
БЕЗ сочувствия, наверное, нет Любви. Хотя и Любовь у разных людей разная. У некоторых людей она интеллектуально-когнитивная.
К примеру, я читала книгу одного журналиста, беседующего со знаменитыми успешными людьми. Меня эти беседы удивили эмоциональной сухостью и накалом подробностей.
Журналист приходил к знаменитости, рисовал портрет,а пока рисовал - разговаривал, собирал сведения: а в таком-то году такому-то изданию вы сказали то-то.. Вы тогда жили там-то? Вы работали в таком-то месте? У такого-то?ставили такой-то спектакль? рисовали такую-то картину? Спору нет - память у этого человека была колоссальная! Он был и до интервью нашпигован мельчайшими деталями из жизни актёра, художника, поэта, режиссёра, а во время беседы накапливал их ещё больше... Но человек ,портрет которого он рисовал карандашом и буквами, за всем этим пропадал -для меня, а для того журналиста, видимо - нет. Думаю, что тот журналист по-настоящему интересовался своими визави и без напряжения запоминал мельчайшие детали их биографии, от скопища которых у меня кружилась голова и подступала лёгкая тошнота, как при укачивании. Просто у этого журналиста была эмпатия только одного свойства - информационно- когнитивного.