Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 09:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 01:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
А.П. Чехов. В ОВРАГЕ.
http://www.ilibrary.ru/text/1183/p.1/index.html
О нем :
http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1224693/s12246934718

Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие спрашивали, какое это село, то им говорили:

— Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел.

Как-то на поминках у фабриканта Костюкова старик-дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре. И прошло уж много времени с тех пор, дьячок давно умер, а про икру всё помнили. Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали.

В нем не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом, особенно под заборами, над которыми сгибались старые вербы, дававшие широкую тень. Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой, которую употребляли при выделке ситцев. Фабрики — три ситцевых и одна кожевенная — находились не в самом селе, а на краю и поодаль. Это были небольшие фабрики, и на всех их было занято около четырехсот рабочих, не больше. От кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал от сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть. Она считалась закрытой, но работала тайно с ведома станового пристава и уездного врача, которым владелец платил по десяти рублей в месяц. Во всем селе было только два порядочных дома, каменных, крытых железом; в одном помещалось волостное правление, в другом, двухэтажном, как раз против церкви, жил Цыбукин, Григорий Петров, епифанский мещанин.

Григорий держал бакалейную лавочку, но это только для вида, на самом же деле торговал водкой, скотом...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 12:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
Стало жутко интересно узнать, кто же там для виду держал рюмочную, а на самом деле торговал бакалеей.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 13:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
:-) Djuley, повышатель вы настроения)))
Хорошо, что до вашей реплики уже набрала свой текст.
Тяжёлое произведение. Помню, когда первый раз в школе читала "В овраге", аж дышать было больно, когда прочла о трагедии Липы. Как будто ухнула в какую-то пустоту - без воздуха, красок, жизни и прежних представлений о ней. Удивила кротость Липы и её матери. Помню, как сильно хотелось за них отомстить. Вчера перечитывала, наверное, уж в пятый раз, к трагедии Липы была "подготовлена" и заметила то, что ускользало, не оседало в памяти: разговоры плотника, то как он женщин и детей величал "топориками", то, что почти все люди в повести (кроме пожилых) спали на земле (кто от летней духоты, кто от нищеты).
Много милостыни в повести, помощи людей друг другу. У кого-то помощь фальшивая, как фальшивы деньги Анисима, а у кого-то искренняя, от сердца идущая, как у Липы. И при этом.. глухота людей друг к другу и одиночество...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 14:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Я так полагаю , что обсуждение "В овраге" - это вместо ЛЕВИАФАНА ? Шутка. Мрачная. Да, это другой ЧЕХОВ. А, помнится, легко и весело несколько лет назад обсуждали пьеску МЕДВЕДЬ. Эх. Быстро меняется время в России. Или не меняется оно вовсе. Тема ДЕРЕВЕНСКАЯ. И Чехову была не чужда. Преуспели в ней , однако, Бунин и Горький. Бунин за ДЕРЕВНЮ (1911 г.) получил в тридцатые Нобелевскую премию. А Горький написал ОКУРОВСКИЙ ЦИКЛ. И ЖИЗНЬ МАТВЕЯ КОЖЕМЯКИНА. Перечитывается с трудом. Но там - правда о нестоличной России. ПРАВДА. Вот ключевое слово сегодняшнего дня ? ПРАВДА. А в чем она ? Чехов лишал своих читателей иллюзии. В случае ПРАВДИВОГО РАЗГОВОРА об интеллигенции он чаще всего пользовался иронией. А в разговоре о деревенской жизни прибегает к методу КРИТИЧЕСКОГо РЕАЛИЗМ. А к чему он сводится : украли, убили, обманули. Стариков - на свалку, молодые хищники - в бой за ИМУЩЕСТВО. Где КРАСОТА ? В чем ВКУС ? В ИКРЕ, от которой не мого отрваться дьячок ? Кстати, какой мощный символ ! Искушение какое ! И - не преодолел. Слопал ! Чем и ПАМЯТЬ о себе оставил в поколениях...А ? Нда.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 20:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Я бы этой Аксинье наваляла от души,у меня в её адрес приличных слов нет.Ребёнка-то за что? Ладно бы с Липой подрались-взрослые,сами разберутся,но ребёнок-то причём? Жалко его,хотя и умер,как ангел-не успев нахвататься вот этого вот всего от взрослых... Людмила,спасибо за ссылку-я как-то давала себе слово,что непременно прочитаю "В овраге",а Вы мне посодействовали.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 21:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
....... Где КРАСОТА ? .......
В Липе, в Костыле, во встреченном с подводы но, не они эффективные менеджеры в нашем ООО, т.е. только "гости на этом празднике жизни".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 22:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1154
"Чехов, если хотите, самый жестокий писатель. Принято считать, что Достоевский. Нет. Фёдор Михайлович - театральный, вздёрнутый, приподнятый. Ну, кто-нибудь в жизни разговаривает таким языком, как Алёша или Дмитрий Карамазовы? Нет. Чем кончается роман «Братья Карамазовы»? На могиле Илюши гимназисты клянутся, что никогда его не забудут, и кричат: «Ура Карамазову!» Призыв к чему-то светлому.
У Чехова - полная безысходка. Вот взять его рассказ «Ванька», который Жуков... Что может быть страшнее? Ведь письмо Ваньки до дедушки не дойдёт. Но почему и сегодня Чехов ставится во всём мире с такой любовью? Потому что в его произведениях боль за каждого человека. Не просто описание, а боль. Это так страшно, но мне так больно за них."
Из интервью актёра Льва Дурова.
http://www.aif.ru/culture/showbiz/40839

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 янв 2015, 22:16 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17801
Откуда: Москва
Ланиста писал(а):
"Чехов, если хотите, самый жестокий писатель. Принято считать, что Достоевский. Нет. Фёдор Михайлович - театральный, вздёрнутый, приподнятый. Ну, кто-нибудь в жизни разговаривает таким языком, как Алёша или Дмитрий Карамазовы? Нет. Чем кончается роман «Братья Карамазовы»? На могиле Илюши гимназисты клянутся, что никогда его не забудут, и кричат: «Ура Карамазову!» Призыв к чему-то светлому.
У Чехова - полная безысходка. Вот взять его рассказ «Ванька», который Жуков... Что может быть страшнее? Ведь письмо Ваньки до дедушки не дойдёт. Но почему и сегодня Чехов ставится во всём мире с такой любовью? Потому что в его произведениях боль за каждого человека. Не просто описание, а боль. Это так страшно, но мне так больно за них."
Из интервью актёра Льва Дурова.
http://www.aif.ru/culture/showbiz/40839

Согласна, хорошо Дуров охарактеризовал Чехова и Достоевского.
Жизнь почти любого из нас (да и любого человека) можно описать ТАК, как это делает Чехов ... И будет так же ужасно токскливо и безысходно как в его рассказах.
Это надо было постараться, что именно ТАК видеть и описывать жизнь.
Чёрная меланхолия.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 00:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Бегущая по волнам, не думаю. Сегодня - уже другие мерки. Каждый писатель все-таки соотносится со своим временем. И нужен свему времени. Но есть некий запас - на вырост, на другое время. Мы сегодняшние - это уже не Чехов. Хотя можем еще понять его.
А сам он - чудо. Ему был дан талант отображения и изображения жизни. Он владел словом и тонко чувствовал нюансы человеческих отношений. Время в России , похоже, всегда страшное. Особенно в глубинке. А человек МАЛО развит. Но МАЛО развит в кадое время на свой - времени- манер.
Это я так нелепо и неубедительно защищаю Чехова от "черной меланхолии". Иллюзий у него нет. Но есть на редкость развитое чувство ЖИВОЙ ЖИЗНИ . Которую губят...по разным причинам.
Его жажда быть здоровым... А - болен. И не солгать, что здоров. Такая и жизнь. ПРЕКРАСНАЯ - в принципе ДАРА ЖИЗНИ. А - убогая. И - не солгать.
Честный. Умный. Трудолюбивый.
Больной. Беспощадный. Смертный.

Чехов. Антон Павлович. Ну, что мы без него ? Пушкин ? Нееет, Пушкина мы уже не заслуживаем... Хе.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 00:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
А рассказ ОБСУЖДАТЬ особо не хочется. Иван Бунин СИЛЬНЕЕ в "Деревне". Прочитайте ! Хотя и ТРУДНО читается.
С повестью "В овраге" я почему-то сопоставляю "Певцов" И. С. Тургенева. Не знаю, почему. Может быть, потому, что трактир там находился - КАЖЕТСЯ! - на дне оврага.
ПодОТКОСНО все как-то.
Но... ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЖИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Если, конечно, есть к такой жизни ПРИЗЫВ и ПОВОД.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 08:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
А ведь, кроме шуток, в повести вполне определённые параллели с Левиафаном. Как и в фильме между миром ангелов(Липа) и миром змия(змея-Аксинья) нет чёткой линии разграничения, линии фронта. Между этими полюсами добра и зла бесформенная масса из персонажей, вроде бы погрязших в грехах, грешках и слабостях, но и способных откликаться на светлые движения души но, в общем итоге, этот капитал добрых дел импотентен, не имеет цельности противостоять скатывания в пасть змеюке подколодной. И, по моему, в повести на это вполне определённая метафора - в казне Григория Цыбукина настоящие деньги вперемежку с фальшивыми. Ценностная неразбериха и хаос?
Эльмира писал(а):
...... Удивила кротость Липы и её матери. ...
У меня возникло ощущение сюрреалистичности от этих двух персонажей, почти блаженных. Или они не люди в полном смысле этого слова? Или они из мира ангелов? Вроде бы и был, какой ни какой доступ в дом из того мира света но, не далеко, не дальше подсобных помещений и не надолго. Да даже и ребёнок зародился от союза мира плоти и духа но, опять же, ну очень хилый и, так же, не надолго. Вроде бы, возникает вопрос, какие там могут быть ангелы, ведь брак был фиктивный? Но ведь к душе Анисима был доступ из этого мира ангелов, когда он молился в храме. И он вполне осознавал границу миров света и тьмы. Даже по сыскному ремеслу своему был призван различать эту границу, в том числе и интуитивно различал. Но, опять же, в нём имеет место та же разделённость между между совестью и действием - на половину он истинный, страж закона, сыскник Анисим, а на другую половину мошеник Самородов. Ведь и письма-то от него написаны на половину то его слогом и почерком, то почерком и слогом Самородова.

Когда прочитал вот это - вспомнил, что смотрел фильм-экранаизацию.
Цитата:
В соседней комнате Липа играла со своим ребенком. Она подбрасывала его на руках и говорила в восхищении:
— Ты вырастешь большо-ой, большой! Будешь ты мужи-ик, вместе на поденку пойдем! На поденку пойдем!
— Ну-у! — обиделась Варвара. — Какую там еще поденку выдумала, глупенькая? Он у нас купец будет!..
Липа запела тихо, но немного погодя забылась и опять:
— Вырастешь болыпой-ой, большой, мужи-ик будешь, вместе на поденку пойдем!
— Ну-у! Заладила! .........
Экранизация
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 09:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1496
Откуда: Москва
А я логику чего-то не нахожу, ну, допустим, Аксинья змея подколодная, но ведь это её инициатива была посватать Липу. Она со своим прагматичным умом могла бы ведь прикинуть, что ещё одна хозяйка в дом, это определённая конкуренция. Да, и при всей её финансовой хватке, ведь к Варваре, которая в определённом смысле была растратчицей, любила жертвовать нищим, она относилась снисходительно. Конечно, есть в сюжете - интрига, воспроизвожу по памяти, семья Цыбукиных решает участвовать в проекте по постройке кирпичного завода, совместно с семьёй Хрыминых Младших, где у Аксиньи был роман. Предприятие состоялось, только вот впоследствии старик Цыбукин подписывает завещание на своего внучка от Липы, после этого Аксинья вспылит и обливает ребёнка кипятком.

Для меня этот роман в метафоричном плане очень значим. Я в нём вижу символы. В теме об Элвисе Пресли, кто-то давал ссылку на фильм Джармуша "Таинственный поезд", там три притчи, и в третьей притчи рассказывается о трёх невольных приятелях. Число три - для меня знаковое. Треугольник - это направление. Изменение, трансформация начинается с этого символа тройственности, треугольник своей вершиной указывает направление. Я как-то говорила о женском образе этой тройственности, применительно к учению К.Кастанеды и Дона Хуана, что Нагваль культуры, опирается на трёх женщин. В сказке Пушкина о царе Салтане, это "ткачиха", "повариха" и "роженица". Эту тройственность можно угадать и в трёх женщинах рассказа "У оврага": Аксинья, Варвара и Липа. Так же, как и в сказке Пушкина, у одной из них возникает ревность по отношению к появлению "наследника Царя". Кипяток с помощью которой Аксинья расправляется с ребёнком для меня тоже очень символичен. Я в своих сновидениях, которые были посвящены гражданской войне в Украине, погружалась в речку с горячей водой. Рассказ А.Чехова был опубликован в 1899 г. и я вижу некоторое пророчество "кипящих" событий революций, мировой и гражданской войны - "кипит наш разум возмущённый".

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 11:14 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Очень тягостное впечатление от рассказа. Именно тягостное, тягуче-безвыходное. Жизнь “для вида” и “на самом деле” сливается в такой мутный поток, что все герои рассказа, а с ними и читатели, уже не различают, где они настоящие, а где фальшивые.
Нет различия между фальшью и настоящим в себе и других, когда в основу угла положена прибыль, когда человек лишь приставлен к чему-то…

“-- Бог, может, и есть, а только веры нет, -- сказал он. -- Когда меня венчали, мне было не по себе. Как вот возьмешь из-под курицы яйцо, а в нем цыпленок пищит, так во мне совесть вдруг запищала, и, пока меня венчали, я всё думал: есть бог! А как вышел из церкви -- и ничего. Да и откуда мне знать, есть бог или нет? Нас с малолетства не тому учили, и младенец еще мать сосет, а его только одному и учат: кто к чему приставлен. Папаша ведь тоже в бога не верует. Вы как-то сказывали, что у Гунторева баранов угнали... Я нашел: это шикаловскпй мужик украл; он украл, а шкурки-то у папаши... Вот вам и вера!”

Почему в Анисиме совесть "пищит" только в церкви? Почему старик Цыбукин, склонный к семейной жизни и любивший свое семейство больше всего на свете, оказывается выгнанным из своего дома на улицу? Почему все окружающие терпят обман и фальшь?

“В том, что она подавала милостыню, было что-то новое, что-то веселое и легкое, как в лампадках и красных цветочках. Когда в заговенье или в престольный праздник, который продолжался три дня, сбывали мужикам протухлую солонину с таким тяжким запахом, что трудно было стоять около бочки, и принимали от пьяных в заклад косы, шапки, женины платки, когда в грязи валялись фабричные, одурманенные плохой водкой, и грех, казалось, сгустившись, уже туманом стоял в воздухе, тогда становилось как-то легче при мысли, что там, в доме, есть тихая, опрятная женщина, которой нет дела ни до солонины, ни до водки; милостыня ее действовала в эти тягостные, туманные дни, как предохранительный клапан в машине”.

Во всех была какая-то потрясающая привычка: жить двойной жизнью и расплачиваться за все разными монетами.
“В ихнем деле без греха нельзя”, – говорит Костыль.
“Кто к чему приставлен”, – говорит Анисим.
Липа и ее мать родились нищими и готовы были прожить так до конца. И для сына своего Липа не видела иного пути.
“Вырастешь большой, на поденку пойдем”.
Все в этом рассказе готовы оставаться на своих местах и жизнью своей поддерживать мифы об этих самых местах. Но вот эти самые мифы пытаются перемешаться а маленьком Никифоре. Кроткая Липа ему сулит свою судьбу. Дед-купец хочет видеть в нем своего наследника, оставляя ему завещание на землю, на которой Аксинья в доле с Хрымиными Младшими строит кирпичный завод. Но нет… новому мифу не случиться, старые слишком сильны. Аксинья, защищая свою, как она считает, собственность, ошпаривает ребенка кипятком.
“-- Баба ничего, старательная. В ихнем деле без этого нельзя... без греха то есть...” – скажет о ней потом Костыль, не слушая Якова, который предлагал подать на нее в суд.
Но ведь и суд тоже жил двойной жизнью. Даже Варвара была уверена, что надо было правильно похлопотать и все закончилось бы для Анисима благополучно.
Но все закончилось как обычно. Никифору – чему-то новому: чистой совести, кроткой душе и в тоже время владельцу земли, не было места в том мире. Но и в нашем ему, похоже, тоже нет места.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 12:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Djuley, :uch_tiv: Да, ЛЕВИАФАН напрашивается КРОМЕ ШУТОК. Но Чехов талантливо шел от жизни - к истине ( а она, как известно, гола и страшна). А Звягинцев подгоняет под якобы жизнь ГОЛУЮ и СТРАШНУЮ схему. Хотя... просто ДРУГОЕ ВРЕМЯ... И схемы, как и СПИСКИ, сегодня работают наверняка : доходят до сознания . Нда.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: А.П. Чехов. "В овраге".
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 янв 2015, 13:19 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 715
Откуда: Челябинская область
Да, тяжёлый рассказ. Безрадостная картина рисуется. :-( :ny_tik: Но, в общем, можно попробовать понять мотивы действующих лиц. Средоточием зла, конечно, выступает семейство Цыбукиных, и в первую очередь Аксинья. Но, в общем, хотят-то то они того же, что и все люди. Они хотят собственной значимости. Для этого они воруют, обманывают, тайком торгуют водкой, для этого Аксинья занимается полу-проституцией. И тут возникает вопрос: а возможно ли в той среде, где они всю жизнь живут, добиться своей значимости каким-то другим способом? Какими бы тёмными ни были дела Аксиньи, они являются ведь неким извращённым творчеством. Самореализацией. Ведь для того, чтобы обмануть, надо же выдумку и изобретательность проявить. Однако именно за такое «творчество» Аксинью все уважают. Ведь про воровство и обманы Цыбукиных все прекрасно знают. Парадокс в том, что за это их уважают, а не только за сам факт их богатства. Когда Григорий Цыбукин узнал, что Аксинья заплатила косарям фальшивыми деньгами, он же пришёл в восхищение: вот как классно придумала! Он восхитился её изобретательности, проявлению творческой жилки, хотя это и был бессовестный поступок. Беда заключается в том, что, по всей видимости, только такое творчество и вызывает уважение у жителей села Уклеева. И вряд ли какое-то другое творчество способно обратить на себя их внимание. Олицетворением подлинного творческого начала выступает здесь Липа с её искренностью и способностью испытывать подлинные чувства. Но разве кто-нибудь из окружающих отмечает (хотя бы мысленно) эти качества Липы как что-то ценное? Да, в общем, нет. Всех оставляет равнодушными и её искренняя любовь к ребёнку и такое же глубокое и искреннее горе. И возникает подозрение, что, наверное, Липа эти свои качества постепенно в будущем утратит и станет такой же, как все.

Вообще же этот рассказ похож на «О, дивный новый мир» в отдельно взятой деревне. Тут есть свои «альфы», есть «беты», а есть «эпсилоны», и каждый из них уверен, что его место в иерархии жизни закреплено за ним раз и навсегда. Как говорит старик Цыбукин, «кто к чему приставлен». Даже Липа уверена, что ей суждено всю жизнь ходить на подённую работу, и ничего кроме этой подёнки она себе не мыслит. И местные «альфы» тоже уверены, что они имеют неотъемлемое право на богатство и жизнь, полную удовольствия, и по любому поводу, будь то свадьба или поминки по убитому ребёнку, устраивают «сходку единения», где все «альфы» и «беты» неизменно обжираются и обпиваются. И никакого противовеса этому жизненному укладу нет. Вообще, этот рассказ потому и оставляет тяжёлое впечатление, что здесь нет ни одного думающего человека. Вот взять хотя бы историю с замужеством Липы. Ну ладно она сама ещё молоденькая и плохо знает жизнь. Но её мать, женщина зрелого возраста, неужели не могла хотя бы ненадолго включить мозги и подумать о том, в какую семью она отдаёт свою дочь и о том, что её дочь в такой семье никогда не приживётся? Но нет, вместо этого мать Липы трусливо прячется за некое абстрактное долженствование: «Замуж нужно, дочка. Так уж не нами положено». И у каждого персонажа рассказа есть свой способ для того, чтобы уйти от всяких размышлений о сложившейся ситуации. Можно сказать, что у каждого из них есть свой способ опьянения. У многих – опьянение подпольно купленной у Аксиньи водкой. У Варвары - опьянение собственной набожностью. У Григория и у Аксиньи – опьянение властью. Плотник прячется за собственное ремесло, называя всех «топориками» и рассуждая обо всём только с точки зрения прочности и полезности. Даже Липа постоянно и навязчиво занимается тяжёлой работой, и всё ей кажется, что она на подёнке. Может быть, для того, чтобы отогнать от себя мысли о той семье, в которую она попала? И вот эти способы опьянения и бегства от действительности друг друга взаимно дополняют и цепляются друг за друга, и в итоге получается устойчивый жизненный уклад, когда всё плохо, но ничего не меняется. А сама жизнь с её бесконечным многообразием остаётся где-то в стороне. Ведь он потому и «в овраге», что люди видят и знают только тот жизненный «овраг», в котором они оказались, а что за пределами этого оврага – это никого не интересует. И остаётся только смутная надежда на то, что «кто-то смотрит с высоты неба, из синевы, оттуда, где звезды, видит всё, что происходит в Уклееве, сторожит. И как ни велико зло, всё же ночь тиха и прекрасна, и всё же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и всё на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью» - так описывает Чехов чувства Липы и её матери, когда они засыпают. Но потом приходит день, и всё продолжается по-прежнему.

(аудиозапись отправлена)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.043s | 17 Queries | GZIP : On ]