Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
А.П. Чехов. "В овраге". http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1899 |
Страница 2 из 2 |
Автор: | Эльмира [ 29 янв 2015, 13:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Если говорить о символическом плане, то, может, маленький, ошпаренный цыбукинскими грехами Никифор - как бы... младенец Иисус Христос? А Липа с матерью Прасковьей - с их кроткими душами - сродни Деве Марии? Оттого они и не люди как бы, а "из мира ангелов" (как пишет выше Виктор) Кипяток, который явился причиной гибели младенца - клокочущие страсти. В тексте о бушующей Аксинье: Цитата: — Ну, ба-а-ба! — говорили у ворот. — Вот так ба-а-ба! Расходилась — страсть!(Выше о символе "кипяток - бурление чувств" и Катя пишет) Библейская тема в повести возникает в словах Елизарова (Костыля): Цитата: Вы, говорю, купец первой гильдии, а я плотник, это правильно. И святой Иосиф, говорю, был плотник. Дело наше праведное, богоугодное, а ежели, говорю, вам угодно быть старше, то сделайте милость, Василий Данилыч. А потом этого, после, значит, разговору, я и думаю: кто же старше? Купец первой гильдии или плотник? Стало быть, плотник, деточки! Костыль подумал и добавил:— Оно так, деточки. Кто трудится, кто терпит, тот и старше. Это и чеховские мысли: Антон Павлович уважал человека трудящегося и считал, что труд нравственно полезен человеку. В рассказе верх-низ часто меняются местами: Липа с матерью - на самом дне жизни (у них самая низкооплачиваемая работа - подёнщицы), а душой они чище и выше тех, кто над ними в жизни "старший". Небесная высь в повести часто сопутствует образу Липы. И когда она в сарае спит с матерью (выше этот отрывок о небе цитирует Женя)И когда Липа в безутешном горе несёт трупик младенца из больницы: Цитата: На небе светил серебряный полумесяц, было много звезд. Липа не помнила, как долго она сидела у пруда, но когда встала и пошла, то в поселке все уже спали и не было ни одного огня. До дома было, вероятно, верст двенадцать, но сил не хватало, не было соображения, как идти; месяц блестел то спереди, то справа, и кричала всё та же кукушка, уже осипшим голосом, со смехом, точно дразнила: ой, гляди, собьешься с дороги! Липа шла быстро, потеряла с головы платок... Она глядела на небо и думала о том, где теперь душа ее мальчика: идет ли следом за ней или носится там вверху, около звезд, и уже не думает о своей матери? О, как одиноко в поле ночью, среди этого пения, когда сам не можешь петь, среди непрерывных криков радости, когда сам не можешь радоваться, когда с неба смотрит месяц, тоже одинокий, которому всё равно — весна теперь или зима, живы люди или мертвы... А вот о перевёртышах "верх-низ" ещё в тексте: Цитата: быть может, им примерещилось на минуту, что в этом громадном, таинственном мире, в числе бесконечного ряда жизней и они сила, и они старше кого-то; им было хорошо сидеть здесь наверху, они счастливо улыбались и забыли о том, что возвращаться вниз все-таки надо. |
Автор: | Эльмира [ 29 янв 2015, 14:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
А имена в этой повести Чехова говорящие или нет? Что такое Уклеево (что-то укромное, укрывшееся от других мне слышится..а ещё связанное с клеем. Что-то вязкое, тягучее, прилипающее, как скука к обитателям села (Варвара о скуке говорит). Село стоит в овраге - в яме (как напишет в одном месте Чехов) Липа - почему так зовут героиню? Полное имя Олимпиада или Евлампия? Говорит ли о чём-то ещё прозвище Елизарова Костыль (кроме внешности - худой, длинный)? Почему костыль? Кому подпоркой служит? Фабриканту Костюкову, а ещё - Липе, видимо..в её душевной сумятице.... |
Автор: | Это Я [ 29 янв 2015, 14:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Олимпиада — женское имя, происходящее от греческого (греч. Ὄλυμπος — горный кряж на границе Пиерии - Македония - и Фессалии, считавшийся в греческой мифологии местопребыванием богов + греч. ᾠδά — пение) — в переводе означающее — воспевающая Небо, воспевающая богов. Но для меня важен вот какой акцент этого имени: как известно из истории Древней Греции в Олимпиаду прекращали войны. Краткое имя Липа. Дерево с таким названием для меня символ Мира, сердечности, ведь липовый листочек в виде сердечка. Для меня это дерево связанно с древней богиней Ладой (любовь, брак, согласие, лад, мир). Соответствует героиня этим характеристикам? Да, соответствует, вот только не хватает ей каких-то других важных свойств: прозорливости, амбициозности, хваткости, одним словом, характера. |
Автор: | Djuley [ 29 янв 2015, 17:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Людмила Это Я писал(а): А я логику чего-то не нахожу, ну, допустим, Аксинья змея подколодная, но ведь это её инициатива была посватать Липу. Она со своим прагматичным умом могла бы ведь прикинуть, что ещё одна хозяйка в дом, это определённая конкуренция. Да, и при всей её финансовой хватке, ведь к Варваре, которая в определённом смысле была растратчицей, любила жертвовать нищим, она относилась снисходительно. Конечно, есть в сюжете - интрига, воспроизвожу по памяти, семья Цыбукиных решает участвовать в проекте по постройке кирпичного завода, совместно с семьёй Хрыминых Младших, где у Аксиньи был роман. Предприятие состоялось, только вот впоследствии старик Цыбукин подписывает завещание на своего внучка от Липы, после этого Аксинья вспылит и обливает ребёнка кипятком............ Да стала бы Аксинья, как эффективный менеджер, портить отношения по мелочам, т.е. из за подаяний нищим.
Варвара была рада
У Аксиньи были серые
Роза Мира о Чехове
[pleer]4451501uNyA[/pleer] |
Автор: | Людмила [ 30 янв 2015, 10:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
"В селе ГАДЮКИНО - снова дожди..." ( Геннадий Хазанов) |
Автор: | quagga [ 30 янв 2015, 11:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Людмила писал(а): АТМОСФЕРА - вото, что позволяет человеку, соответствуя себе ( атмосфере) , проявлять себя с ТВОРЧЕСКОЙ стороны. Феллини АТМОСФЕРЕН. Это ,на мой взгляд, главное.Чехов тоже атмосферен.. Рассказы Антона Павловича (за исключением некоторых), вызывали во мне образ театральной сцены с плоскими декорациями, где дали нарисованы на заднике, а за разрисованным полотном задника- глухая стена из кирпичей. И, кроме этой стены- нет больше ничего во всём мире.. А в рассказе "В овраге" Чехов поясняет мне, как возникает иллюзия безысходности. Чем можно ещё заглушить "голую тревогу", о которой было в последней передаче тренинга, кроме оформления её в страхи? "Смирением" можно. "Да ладно", "терпимо", "нормально".. ТАК НАДО. ЧЕМУ БЫТЬ, ТОГО НЕ МИНОВАТЬ и др Всё, что происходит- всё вызывает тревогу. Всё, что вызывает тревогу, если приложить усилие, можно заставить себя воспринимать как плоское, нарисованное на театральном заднике, ненастоящее. Незначительное. Раз оно не мной придумано и мне не подчиняется.. Но вот беда- когда начинаешь вспоминать прожитые дни, которые, в основном, из тревоги и этих "усилий смирения" и состоят- не вспоминается ничего! Нечего помнить, из того, что сама же, ради безопасности, постаралась не заметить, не додумать, не дать себе чувствовать слишком долго- вдруг что-то неправильное почувствуется.. Только один персонаж рассказа, Костыль, не смиряется- во всём, на что он смотрит, он видит поломки, которые должен устранить, починить. Вот он мне ближе всех.. И действительно страшно мне стало только в этом месте рассказа- когда себя увидела среди персонажей Чехова.. Так какое же оно- настоящее смирение? |
Автор: | Djuley [ 30 янв 2015, 20:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Людмила писал(а): "В селе ГАДЮКИНО - снова дожди..." ( Геннадий Хазанов) |
Автор: | Людмила [ 30 янв 2015, 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Djuley, |
Автор: | Людмила [ 30 янв 2015, 21:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
quagga, это ВОПРОС ВОПРОСОВ - в чем и ПЕРЕД ЧЕМ настоящее смирние ? . |
Автор: | Tama [ 02 фев 2015, 09:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Да, ужасающий рассказ настоящего хирурга))) Как говорил незабвенный Женя Лукашин в "Иронии судьбы...": "Я - врач и иногда вынужден делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо". По мне, "В овраге" - это додуманная до крайней степени мысль о человеческой инфантильности. Никто из героев, ни старик Цыбукин, ни Анисим, ни Варвара, ни Кастыль, ни уж тем паче Липа не могут противостоять одной Анисье, символизирующей в рассказе холодный расчет, изворотливость, какую-то нечеловеческую хватку и безжалосность. Она одна действительно производит впечатление бодрствующей силы. Все остальные персонажи пребывают будто в полу-дреме, где очень уютно, привычно, а главное не нужно меняться. Все их чувства притуплены и подичнены единственному желанию покоя. И все бы ничего, но тут "как-то незаметно" у Липы рождается ребенок - симбиоз двух начал: ростовщического лживого и смиренно-безразличного. Жизнеспособен ли такой "младенец"? Полагаю нет, поскольку его некому защитить. Ведь не смогла, и даже вероятно не попыталась защитить его Липа, равно как и старик Цыбукин, который испугался разбушевавшейся Аксиньи и убежал прятаться за шкаф (!), равно как Варвара, причитавшая: "Отдайте ей все". В дикой природе самой большой угрозой для любого живого существа является самка с детенышем, котрая не пощадит никого и будет из последних сил драться за малыша - это инстинкт. Здесь же у Липы даже инстинкт не сработал, угроза гибели любимого ребенка не вывела ее из состояния слепого подчинения обстоятельствам, ни до ни после его гибели. "В овраге" - рождает переживание жизни когда "хуже уже некуда", ниже некуда падать - все и так на дне оврага, попраны даже инстинкты. Сможет ли что-то помочь этим людям? Не знаю. Наверное уже ничего, кроме раскаянья и пробуждения в себе того самого человеческого достоинства и самоуважения. Только эти состояния могут пробудить человека и хоть как-то помочь выздороветь. |
Автор: | miroslava [ 12 фев 2015, 09:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Эльмира писал(а): Библейская тема в повести возникает в словах Елизарова (Костыля):Цитата: Вы, говорю, купец первой гильдии, а я плотник, это правильно. И святой Иосиф, говорю, был плотник. Дело наше праведное, богоугодное, а ежели, говорю, вам угодно быть старше, то сделайте милость, Василий Данилыч. А потом этого, после, значит, разговору, я и думаю: кто же старше? Купец первой гильдии или плотник? Стало быть, плотник, деточки! Костыль подумал и добавил:— Оно так, деточки. Кто трудится, кто терпит, тот и старше. Предложением выше он сказал еще:"Мы на этом свете жулики, думаю, а вы на том свете будете жулики." У меня это тоже перекликнулось с библейским: кто был первым, станет последним, а кто был последним, станет первым.) Рассказ показался очень реалистичным, о той жизни которой живут очень многие: одни промышляют, а другие типа страдают от обмана, но а сами мечтают быть на их месте. Такое слово как "честность" существует только как ширма для прикрытия своих интересов и целей. Типа как Аксинья заплатила косарям фальшивыми деньгами, хотя ей ясно приказали их выбросить, а потом так сказать "обличает" Цыбукина в фальшивомонетничестве, когда ее коснулась несправедливость с его стороны. Так и живут... Все что происходит в рассказе принято называть жизненной несправедливостью, не признавая, что несправедливость эта исключительно ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, и благодаря реалистичному взгляду Чехова это все ясно видно. И подтверждение тому, как пик несправедливости этой, что Аксинью не посадили в тюрьму за убиство ребенка, а это все-таки как-то неправдоподобно... то есть Чехов намеренно хотел усилить это чувство несправедливости. Ее конечно могли как говорят "отмазать", но ведь Анисима за фальшивые деньги отмазать так и не смогли, хотя отец, как было сказано в рассказе, очень старался, да и сам тот был следователь. Но если и так, то все равно очередная несправедливость: за фальшивомонетничество - тюрьма, поскольку это урон государству, ну а смерть маленького человека не для кого не урон. Вот и приходишь к выводу, что не может быть виновата в этом какая-то абстрактная "жись". Человек бывает очень жесток и несправедлив. С теми же фабриками, которые отравляли деревню, их закрывали, но они работали подпольно по договоренности, да сколько всего, весь рассказ этим пропитан. Всем друг на друга наплевать. Одним словом - наша простая будничная жизнь. Но в которой иногда случаются просветы ввиде какого-то искреннего сострадания, подобно, как догорающие угли иногда вспыхивают при дуновении ветра и снова затухают: "Старик поднял уголек, раздул - осветились только его глаза и нос, потом, когда отыскали дугу, подошел с огнем к Липе и взглянул на нее; и взгляд его выражал сострадание и нежность. - Ты мать, - сказал он. - Всякой матери свое дитя жалко. И при этом вздохнул и покачал головой. Вавила бросил что-то на огонь, притоптал, - и тотчас же стало очень темно; видение исчезло, и по-прежнему было только поле, небо со звездами, да шумели птицы, мешая друг другу спать. И коростель кричал, казалось, на том самом месте, где был костер." Вообще сцена с этими попутчиками показалась мне самой приятной и теплой во всем рассказе. Хотя понимаешь, что и попутчики эти не идеальны вовсе, но просто в них проснулось что-то хорошее на время, а потом наверное опять угасло. Как и природа человека противоречива, в нем смешано и добро и зло: он может совершать великие дела, как никто более в этом мире, но и самые низкие и жестокие вещи. |
Автор: | Эльмира [ 13 фев 2015, 15:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
miroslava писал(а): Предложением выше он сказал еще:"Мы на этом свете жулики, думаю, а вы на том свете будете жулики." У меня это тоже перекликнулось с библейским: кто был первым, станет последним, а кто был последним, станет первым.) Да-да, и я эти же слова Священного Писания вспоминала.. miroslava писал(а): И подтверждение тому, как пик несправедливости этой, что Аксинью не посадили в тюрьму за убиство ребенка, а это все-таки как-то неправдоподобно... то есть Чехов намеренно хотел усилить это чувство несправедливости. Ее конечно могли как говорят "отмазать", но ведь Анисима за фальшивые деньги отмазать так и не смогли, хотя отец, как было сказано в рассказе, очень старался, да и сам тот был следователь. Но если и так, то все равно очередная несправедливость: за фальшивомонетничество - тюрьма, поскольку это урон государству, ну а смерть маленького человека не для кого не урон. Вот и приходишь к выводу, что не может быть виновата в этом какая-то абстрактная "жись". Человек бывает очень жесток и несправедлив. Аксинью, действительно, "отмазал бы" её любовник-фабрикант и подкупной судья. В кухне, где случилось непоправимое, кроме Липы и Аксиньи никого не было. И это значит, что вопреки здравому смыслу Аксинья могла наплести что угодно и спровадила бы Липу на каторгу вслед за Анисимом Темперамент у Липы был не таким, чтоб подойти и облить в ответ кипятком Аксинью.. Вот змея и отделалась - кирпичным заводом за убийство младенца. Правдоподобна ли эта сцена? Чехов принимал в деревенской больнице много бедняков и выслушивал много разных историй за день... А сейчас наши богачи - всегда соблюдают права человека? Чего только не всплывает про "олигархов" и разных известных богатых людей! И растление малолетних, и игра в живые шахматы, где шахматными фигурами выступают обнажённые юноши и девушки,и стрельба резиновыми пулями по живым мишеням, а все ли пули там резиновые?Ну пусть - пули только резиновые - что испытывают "мишени" - девушки и юноши, бегущие по лесу богача? Сколько страха, унижения, отчаяния и других морально тяжёлых чувств, наверное... Людей в стране пропадает много (по данным российского МВД - 120 000 заявлений о пропаже людей в год), а находят из пропавших только половину... |
Автор: | miroslava [ 14 фев 2015, 09:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П. Чехов. "В овраге". |
Эльмира писал(а): Правдоподобна ли эта сцена? Чехов принимал в деревенской больнице много бедняков и выслушивал много разных историй за день...А сейчас наши богачи - всегда соблюдают права человека? Чего только не всплывает про "олигархов" и разных известных богатых людей! И растление малолетних, и игра в живые шахматы, где шахматными фигурами выступают обнажённые юноши и девушки,и стрельба резиновыми пулями по живым мишеням, а все ли пули там резиновые?Ну пусть - пули только резиновые - что испытывают "мишени" - девушки и юноши, бегущие по лесу богача? Сколько страха, унижения, отчаяния и других морально тяжёлых чувств, наверное... Людей в стране пропадает много (по данным российского МВД - 120 000 заявлений о пропаже людей в год), а находят из пропавших только половину... Да... А сколько людей сбивают на машинах пьяные и откупаются. Недавно еще бабушка случай рассказывала, что в молодости она случайно подслушала разговор между врачами в больнице: пьяного парня сняли с электрички, хотели отвести в милицейский участок, он наверное начал сопротивляться, буянить, так менты его так побили, что у него лопнула печень и он умер. И врачиха жаловалась другой что теперь ей нужно выписать справку, что у него случился инфаркт. |
Страница 2 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |