Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 12:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 18:50 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
В своей статье “Идет волна погромная” от 2 апреля в МК Александр Минкин приводит две цитаты известных и влиятельных людей:
Министр культуры Мединский недавно заявил, что
«такие серьёзные произведения, как «Преступление и наказание» Достоевского или роман Чернышевского «Что делать?», нужно читать уже к 60-ти годам».
Депутат Госдумы Нилов на днях заявил:
«Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать — в 9–10-х классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих — сложно и рано! Их изучение — это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей…»
http://www.mk.ru/politics/2015/04/01/id ... volna.html

Эти люди творят и реализуют наши законы.
Как вы относитесь к подобным инициативам? Действительно ли школьная программа по литературе непосильна для подростков? Стоит ли изымать из нее Толстого, Достоевского, Чернышевского, ту классику, на которой воспитывались мы и министр с депутатом в том числе? И что стоит оставить в школьной программе по литературе? Что нашим старшеклассникам читать не сложно и не рано?

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 19:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Я не знаю,у кого как,школьники бывают разные.В 10-й класс я перешла в 14 лет; на момент прохождения "Преступления и наказания" было 15.Ничего не поняла,кроме того,что некто Раскольников убил старуху...сама по себе в то время читала "Раковый корпус",он мне был более интересен;но это когда было... а в современной молодёжи я не разбираюсь и решать за них не могу.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 19:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Понимаю, что данная тема как- будто "моя". Мне бы и карты в руки. Но нахожусь в полном смятении чувств. И нужно, очевидно, писать на эту тему трактат. Тогда рука сама все назовет своими именами. А мысли - путаются. Если судить "по себе", то мне, например, важно и судьбоносно было в 9 классе прочитать Тургенева "Отцы и дети", Чернышевского "Что делать?" ( стал любимейшим романом на долгие годы), "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. По Толстому мне поручили сделать доклад на тему "Платон Каратаев". Я нее очень понимала идею "непротивления зла насилием",но подготовилась честно. В 8 классе настоящим потрясением стал "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова и...статьи Белинского о Пушкине, о романе в стихах "Евгений Онегин". Может быть, тогда увлекла меня стезя критика - все объяснять и растолковывать из прочитанного. Поэзия в школе прошла мимо. Хотя Маяковский заинтересовал. Моя увлеченность литературой происходила...сама не знаю отчего. Наверное, от приученности читать. От того, что мама долго читала мне книги вслух (но не программные). Литература давалась легко. Но такой ЗАЦИКЛЕННОЙ НА ЛИТЕРАТУРЕ ( и театре) я в классе была почти одна. Были девочки-отличницы . Были интересующиеся некоторыми литературными вопросами мальчики - интеллектуалы. Но так чтобы поставить предмет во главу угла - это только со мной. Мне пророчили, что "стану писать учебники по литературе". Я отшучивалась : в этом учебники будут пустые чистые страницы. И каждый, читая такой учебник, будет видеть на этих страницах отражение своих мыслей.
Литература ПРОБУЖДАЕТ мысль - философскую,этическую, даже политическую... Мысль о себе и о других, о положении вещей, об Отечестве...(еслт угодно). Литература говорит с ребенком о ВЗРОСЛОМ мире , где есть любовь, трагедия, счастье, горе. Без литературы мир души пуст. Но этого не понимают те, к кому литература не пришла. ПОЭТОМУ... лучше ПУСТЬ БУДЕТ В ШКОЛЕ классика. Она сама достучится до того, кто способен ее понимать. Уфффф.
Но это МОЙ ЛИЧНЫЙ опыт.
Работаю учителем , а потом служа преподавателем литературы я ЗНАЮ, что есть люди очень к ней восприимчивые. И нуждающиеся в руководстве своим чтением,в обмене мыслями, в литературном образовании. ТАКИЕ ЛЮДИ ЕСТЬ ! Это главное.
Большинство ли ? Нет, не большинство. БОЛЬШИНСТО литературу терпит. А если учитель "пристает" - ненавидит. По разным причинам.
Однако... ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ просто должна быть прочитана человеком в юности. А к 60 годам перечитана и переосмыслена.

Но это я говорю в умиротворении. А в раздоапжении могу признать, что НИКОМУ ЛИТЕРАТУРА НЕ НУЖНА - лишние хлопоты и нервы. Однако сокращенный курс литературы в университетах, избавление от предмета этого всех студентов "нефилологического профиля" приводит,на мой взгляд, к тому, что падает планка ТРЕБОВАНИЯ к себе и к другим. НЕТ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИМЕРОВ - нет азарта им следовать. Нет "энергии заблуждения". Если разного рода заблуждения ( смятение чувств и разброс в мыслях) вредны для ЗДОРОВЬЯ человека, то... СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ ! Спортсмены,по моим наблюдениям, читают мало и нецеленаправлено.
БРЕД. Выбирая между ВКЛЮЧАТЬ в ПРОГРАММУ ФМД или НЕ ВКЛЮЧАТЬ, лично я ВЫБИРАЮ...включать ! Включать гуманитарные мозги!. И...будь что будет !)))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 19:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
"Герой нашего времени" мне,как ни странно,нравился.В наше время (самое начало века) его проходили в 9-м классе;но я с текстом ознакомилась уже в 1-м--2-м,возможно,поэтому и не перествал;а уроки литературы в школе чуть не отшибли само желание читать,как с теми маленькими дельтами...я что-либо читаю не "благодаря",а "вопреки".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 20:50 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17815
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
Однако сокращенный курс литературы в университетах, избавление от предмета этого всех студентов "нефилологического профиля" приводит,на мой взгляд, к тому, что падает планка ТРЕБОВАНИЯ к себе и к другим. НЕТ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИМЕРОВ - нет азарта им следовать. Нет "энергии заблуждения". Если разного рода заблуждения ( смятение чувств и разброс в мыслях) вредны для ЗДОРОВЬЯ человека, то... СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ ! Спортсмены,по моим наблюдениям, читают мало и нецеленаправлено.

Да уж.. дай филологам волю, так по всем специальностям введут литературоведение отбивающее ивсякий интерес к литературным произведениям :a_g_a:
Мороз по коже продирает, как представляю что на естественных факультетах вводят "литературу".)))
А что значит - читать целенаправленно? А если я хочу читать не целенаправленно? :hi_hi_hi:
Так и не перечитывала "Войну и мир" после школы. Наверное, и не возьмусь...
Из всей классики "ко времени" пришёлся только "Герой нашего времени", "Гроза" Островского и "Горе от ума".
Даже "Евгения Онегина" оценила гораздо позже.
ТАК, как у нас преподавали (а может и преподают) литературу, это совершенно невозможно.
Все эти характеристики героев и пр. просто скука смертная. Такое преподавание отбивает охоту к чтению классики.
Не могу сказать, что школьные уроки литературы, как и книги по программе мне много дали. Было скучно.
Многое я так и не прочла. Того же Чернышевского "Что делать?". "Отцы и дети".. тоже были совершенно чужды..
Я любила читать и читала очень много и в школьные годы и после. Но читать по принуждению не могу).
Думаю, если бы позже я сама прочла "Войну и мир", то мне это дало бы мне гораздо больше.

Моя одноклассница прочитала сама "Войну и мир" чуть ли не в семь лет. У каждого своё время ...
Ещё одна моя приятельница летом читала по списку всё заданное для чтения... %)
Я так не могла). Была нетипичной отличницей. :hi_hi_hi:

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 22:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Будем откровенны. Речь сегодня идет о формировании мировоззрения средствами литературы на ГОСУДАРСТВЕННОМ уровне. Опять. Потому что ... нужны эти самык СКРЕПЫ духовности и нравственности для НАЦИИ, а их нет. А были ли ? Литература в школе и в вузе выполняла чисто идеологическую функцию. К пониманию этого приходишь не сразу. Когда приходишь - лучше убежать от такого рода ОТВЕТСТВЕННОСТИ. А если остаешься...питаешь иллюзию, что СРЕДСТВАМИ литературы учишь человека мыслить. И чуть-чуть раширяешь диапазон представлений о человеке. И...России.

Соц. заказ. Чего уж ? Литература - предмет изучения в ШКОЛЕ. Литературоведение ( именно его, кстати, и преподаю мноооого лет и люблю преподавать больше, чем ИСТОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ибо в историзм литературного процесса ПОЧТИ не верю , но есть ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА).

Литература отражает ? ( "Теория отражения" Ленина). Что-то отражает. В ней "отразился век и современный человек". Вот и... изучать. Почему бы нет ?

ЧИТАТЬ и ИЗУЧАТЬ ЛИТЕРАТУРУ - это разные вещи. А в процессе ИЗУЧЕНИЯ важен уровень подготовки учителя и уровень ЗАПРОСА ученика. Ученик - важнейшее звенр. Он выдвигает свой запрос. Но... сегодня... к литературе РУССКОЙ у ученика ЗАПРОСА, как правило, НЕТ. Причин много. Есть ЗАПРОС ГОСУДАРСТВА на ПРОГРАММУ, которая будет в голове каждого, прошедшего обучение в школе ( желательно и в вузе - ИМХО).
Обязательный перечень ШЕДЕВРОВ РУССКОЙ КЛАССИКИ ( их едва наберется ТРАДИЦИОННО 15 книг). Обязательно ОТСЛЕЖИВАТЬ современный литературный процесс. И учить ИЗЛАГАТЬ свои ( и чужие) мысли устно и письменно.

Все ОЧЕНЬ просто.

Я никогда не могла уловить системность преподавания в школе дисциплин естественного цикла. И бтология, химия, география мне в школе НИЧЕГО не дали. Хотя учителя ( географ) были сильные. Но - мимо ушей.

Изложение мыслей (и знаний) на литературную и историческую тему ПИСЬМЕННО и УСТНО - это внятный критерий. Это сформированное УМЕНИЕ и НАВЫК. И лучше привить этот навык на... БУЛГАКОВЕ. Убъет ли это БУЛГАКОВА ? Хы. СДЕЛАЕТ СИЛЬНЕЕ.

Урок - это урок. Хотя в 60-70-е годы мы имели просто ГЕНИАЛЬНЫХ учителей (порою). Но... сохранить их для образования не смогли.

Фыррррр. Скучно все это.


Последний раз редактировалось Людмила 04 апр 2015, 11:00, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 22:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
"Грозу" я также не поняла.Ну научили бы эту женщину грамоте,сидела бы,читала--может,и в Волгу бы не кинулась?--вот и всё,что я думаю.
Даже в сочинении писала как-то так...ах,я была просто "умственная оторва",очень любила поспорить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Школьная литература
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 22:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Поколение 12-25 летних АБСОЛЮТНО ДРУГОЕ. И поколение учителей 25 - 45 - летних тоже особое. Вершина этого поколения - Дмитрий Быков. Кстати, ОЧЕНЬ много пашет в школе.
Всяя беда в том, что ШКОЛА все более и более уходит во ВТОРЫЕ ( пятые, десятые) СТАНДАРТЫ. Тотальная ложь на уровне СЛОВ. Спасут именно ТЕРМИНЫ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ. Но только как УЛОВКА. Цель, конечно же, пробиться к МЫСЛИ и движению ЧУВСТВ. Вода камень точит... Надо уметь варьировать, перемежать, ФОКУСНИЧАТЬ...Надо мнгое уметь и ЛЮБИТЬ ПРЕДМЕТ. И уважать в ребенке ребенка. И это...опять по кругу одно и то же. СЛОВА. СЛОВА. СЛОВА.

Гтиназисты РАНЬШЕ ненавидели латынь и Гомера. Но НИЧЕГО. "Мы все учились понемногу . Чему-нибудь. И как-нибудь" - пунктуация моя. @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 23:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
На вырост читать полезно и нужно, хоть иногда, даже, пусть и не дочитав(отложив).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 09:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Людмила писал(а):
... Тотальная ложь на уровне СЛОВ. Спасут именно ТЕРМИНЫ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ. Но только как УЛОВКА. Цель, конечно же, пробиться к МЫСЛИ и движению ЧУВСТВ. Вода камень точит... Надо уметь варьировать, перемежать, ФОКУСНИЧАТЬ...Надо мнгое уметь и ЛЮБИТЬ ПРЕДМЕТ. И уважать в ребенке ребенка. И это...опять по кругу одно и то же. СЛОВА. СЛОВА. СЛОВА.

Я думаю, что те из преподавателей литературы, которым в 80-ых (когда я училась в школе) было не всё равно про литературу и детей- потухали именно на понимании, что их уроки- есть социальный заказ, что они на службе не у Великой Литературы, а у Господина Идеология..
Цитата:
Литература в школе и в вузе выполняла чисто идеологическую функцию. К пониманию этого приходишь не сразу. Когда приходишь - лучше убежать от такого рода ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Для меня литература была непонятным, лишним уроком. Препарировать прочитанное по строго заданной схеме? Ну что же, школа есть школа.. В начальной школе учебник "Чтение" был ещё одной книгой для чтения, и учебник "Литература" вначале был книжкой- там были отрывки из произведений, а в старших классах- только анализ, мягкий нажим, рекомендации КАК СЛЕДУЕТ ПРАВИЛЬНО понимать то или другое произведение, а самого-то произведения в учебнике не было! "Литература"- это одно, а чтение, понимание, смятение при переживании прочитанного- совсем другое, никак не пересекается и не соприкасается. Но.. С начальных классов для упражнений по русскому языку использовались предложения, почерпнутые из произведений Тургенева, Пушкина, Толстого, Лермонтова, Пришвина, Шолохова. Производя синтаксический, орфографический и какой там ещё?- разбор предложений и слов, я вся пропитывалась ПРАВИЛЬНЫМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Потом находила в текстах великих произведений знакомые родные предложения, как точки опоры в океане произведения. Мечта какая-то: разбирать синтаксическое строение предложений из Пастернака :an)(gel:
Произведение само за себя постоит, как бы им в школе не мучали. К нему всё равно вернёшься потом.. А вот остаться в незнании что есть таковое- вот это настоящая гибель для новых поколений. Родители, что-ли книжки ребёнку читать будут? Ха-ха..((

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 09:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4340
Селена писал(а):
В своей статье “Идет волна погромная” от 2 апреля в МК Александр Минкин приводит две цитаты известных и влиятельных людей:
Министр культуры Мединский недавно заявил, что
«такие серьёзные произведения, как «Преступление и наказание» Достоевского или роман Чернышевского «Что делать?», нужно читать уже к 60-ти годам».
Депутат Госдумы Нилов на днях заявил:
«Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать — в 9–10-х классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих — сложно и рано! Их изучение — это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей…»
http://www.mk.ru/politics/2015/04/01/id ... volna.html

Эти люди творят и реализуют наши законы.
Как вы относитесь к подобным инициативам? Действительно ли школьная программа по литературе непосильна для подростков? Стоит ли изымать из нее ту классику, на которой воспитывались мы и министр с депутатом в том числе? И что стоит оставить в школьной программе по литературе? Что нашим старшеклассникам читать не сложно и не рано?


который раз замечаю, что с подачи Александра Геннадьевича, начинает раздуваться несуществующаяя проблема.

"Санкт-Петербург, 10 декабря. После окончания III Международного культурного форума, 9 декабря, министр культуры Владимир Мединский провел неформальную встречу с посетителями парка культуры и чтения «Буквоед». На политические темы и о самом форуме министр говорить зарекся, а вот на вопросы о литературных предпочтениях отвечал с удовольствием, передает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
Владимир Мединский оказался противником изучения весьма серьезной и «грузящей» литературы в школе. По его мнению, такие серьезные произведения как «Преступление и наказание» Достоевского или роман Чернышевского «Что делать?» нужно читать уже к шестидесяти годам, когда появиться свободное время. А вот повести Пушкина и Лермонтова министр назвал как раз подходящими для школьного возраста, «приличными», в которых есть и дружба и любовь.
«Я в школе читал роман Толстого «Анна Каренина» – сложно было представить что-то более скучное. А в прошлом году в отпуске перечитал этот роман и получил огромное удовольствие. В этой книге очень интересно описаны человеческие чувства», – сказал он.
Министр отметил, что предпочитает использовать бумажные книги, а электронными пользуется только в том случае, когда книгу невозможно найти в твердом переплете. Со слов Мединского, бумажная книга заставляет читателя придумывать и погружаться в свой собственный мир, что частично нивелирует книга с картинками, а комикс и вовсе сводит на нет. Своими любимыми школьными произведениями министр назвал серию книг Анатолия Рыбакова «Кортик» – «Бронзовая птица» – «Выстрел», а так же приключенческий роман Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты», отметив, что в тринадцать лет эти книги – «то, что доктор прописал».
Последней понравившейся книгой министр культуры назвал «Сын цирка» Джона Ирвинга. А всем взрослым горячо посоветовал прочитать знаменитый роман австралийского писателя Грегори Робертса «Шантарам».
Напомним, что Владимир Мединский является членом союза писателей, а недавно вышла его книга из серии «Мифы о России» «О русском воровстве, душе и долготерпении». После беседы министр подписал книги всем"

http://nevnov.ru/politics/v-obshhestve/ ... nakazanie/


Последний раз редактировалось Molli 04 апр 2015, 09:43, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 09:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Ирина! Это я поменял название темы. Мне хотелось усилить аспект нападок именно на святые для русской культуры имена. Меня все мучает вопрос: если мы останемся без Толстого, Достоевского, Чернышевского... то что тогда останется? Что, вообще можно считать "простым" для изучения в русской литературе?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 09:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Спасибо, Александр Геннадиевич, за уточнение.

Molli писал(а):
который раз замечаю, что с подачи Александра Геннадьевича, начинает раздуваться несуществующаяя проблема.

Молли, это не с подачи Александра Геннадиевича все началось. Это с моей подачи. Я неправильно обозначила тему.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 09:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4340
Спасибо всем за уточнение, просто показалось несправедливым, что фраза вырвана из контекста. и не разобравшись, такое заявление, может у кого-то вызвать, как минимум-сарказм, ведь возможно, не все до 60-лет доживут(
и тогда "Преступление и наказание" может остаться не прочитанным"))))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 10:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Molli, спасибо, что реабилитировали министра. Ему на его должности позавидовать трудно. А прислушаться к его высказываниям - стоит. К мнению бывшего министра культуры Михаила Швыдкого я, например, всегда прислушиваюсь ( КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).

Юлия, спасибо Вам за Ваши рассуждения об уроках литературы. Особенно мне созвучно :

Но.. С начальных классов для упражнений по русскому языку использовались предложения, почерпнутые из произведений Тургенева, Пушкина, Толстого, Лермонтова, Пришвина, Шолохова. Производя синтаксический, орфографический и какой там ещё?- разбор предложений и слов, я вся пропитывалась ПРАВИЛЬНЫМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Потом находила в текстах великих произведений знакомые родные предложения, как точки опоры в океане произведения. Мечта какая-то: разбирать синтаксическое строение предложений из Пастернака .


Я долгое время думала и даже говорила об уроках РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ - объединение русского языка и литературы ( именно ПРИМЕРЫ для упражений , тексты для изложений и т. д.) Именно такие примеры приучают к мысли о том, что есть настоящий русский язык. СЛОВЕСНОСТЬ в школе - цель желанная !

А сама литература... Все-таки, думаю, школьникам полезно слышать монологическую речь людей просвещенных - слушать публичные лекции ( проект АКАДЕМИЯ на ТВ КУЛЬТУРЫ). Такие лекции пробуждают интерес и заставляют что-то ( по интернету тому же) найти на "данную тему". Пример УЧЕНОГО, ПИСАТЕЛЯ, ПОЭТА, ФИЛОЛОГА , БИБЛИОТЕКАРЯ - читающего и размышляющего на основе прочитанного - важный пример. От ЛЕКЦИЙ следует, видимо, переходить к семинарам - беседам. ИБО главная цель - ДИАЛОГ. И культур, и поколений, и веков и т. д.. НАЧИНАТЬ с ДИАЛОГА вряд ли получится... Но учитывать МНЕНИЕ и ИНТЕРЕС аудитории важно. Интерактив - это ПРАВИЛЬНО. Это такая РАЗВЕДКА БОЕМ для опытных лекторов.

В школу необходимо прийти ПИСАТЕЛЯМ, ВУЗОВСКИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ. Важно говорить с ребятами и о том, что знают они. И о том, что важно для ВЗРОСЛЫХ людей ( хорошо бы эти взрослые сохранили молодость души).
Важно использовать ТЕХНОЛОГИИ. Но с этим пока ТУГО. Дети с удовольствием посмотрят фильмы. Но их все-таки полезно и обсудить ( пример передачи ХОТИНЕНКО на КУЛЬТУРЕ).

Что ВАЖНО и ДОЛЖНО - это МНОГИМ ОЧЕВИДНО. Проблема в КОНТРОЛЕ и ИТОГОВОМ РЕЗУЛЬТАТЕ. И здесь лучше ЕГЭ что-либо придумать трудно ( на Западе и придумали).
Утопия складывается такая : в ОБЩЕСТВЕ есть то, что называется СЛОЖИВШИЙСЯ и СТАБИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. И есть система образования. И есть СПОКОЙНОЕ отношение к школе. И там - МЯГКИЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ психологический климат. И нет идеологического насилия. А есть условия для РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ . Есть СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, которое учителя и дети заполняют согласно своим интересам и потребностям. В ШКОЛЕ есть не только бассейн,но и свой кинотеатр ( всегда доступный учителю и ученику) , свой КОНЦЕРТНЫЙ зал, свой ТЕАТР ( с нормальными кулисами, гриерками и т. п..). ШКОЛА имеет достаточно средств, чтобы приглашать для ведения спецкурсов представителей "местной интеллигенции". Но это - УТОПИЯ. Во главе такой школы - СПОКОЙНЫЙ, УВЕРЕННЫЙ в СЕБЕ, не боящейся жалоб и проверок ДИРЕКТОР ШКОЛЫ.

Вспомните советские фильмы ПРО ШКОЛУ. Сквозь диковатую реальность там часто прходил и ЛУЧ СВЕТА. И потому..."от понедельника к понедельнику" все-таки катился учебный год. А университет был престижной целью. Не только для родителей,но и для ВЗРОСЛЫХ выпускников. ТЯГА к УЧЕНИЮ воспитывается и не обрывается на корню.


Последний раз редактировалось Людмила 04 апр 2015, 11:03, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Yandex [Bot] и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.052s | 17 Queries | GZIP : On ]