Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
"Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1932 |
Страница 1 из 7 |
Автор: | Селена [ 08 апр 2015, 11:30 ] |
Заголовок сообщения: | "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
~ "Бедная вера" (термин Михаила Эпштейна). Вера, не имеющая религиозной концепции. ~ ~ Имеет ли право существовать вера, опирающаяся лишь на внутреннее ощущение человека, что Бог существует? ~ Для начала тезисы философа Михаила Эпштейна о “бедной вере”, о его взглядах на религию, атеизм и современного человека… Я обращаюсь к жанру тезисов, поскольку это самый лаконичный способ выразить идеи еще не оформившегося мировоззрения. В этих тезисах сведено воедино то, что я писал о бедной вере с начала 1980-х годов, когда признаки ее зарождения стали очевидны в духовной жизни позднесоветского, постатеистического общества. Что такое бедная вера? 1. Бедная вера - это вера без религии, без храма, догм и обрядов. Это прямая обращенность к Богу, здесь и сейчас, один на один. Это вера, столь же и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог. 2. В человеке пробуждается потребность веры, он слышит голос Бога в душе. Как ответить на этот зов? Следуя традициям, человек идет в церковь или в костел, в мечеть или в синагогу... Везде он видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему нужно личное общение с Богом целым и неделимым. Человек ищет веры - а находит одни только вероисповедания. В разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная вера. Просто вера. Просто в Бога. 3. Веру следует отличать от религии. Когда вера обрастает институциями, догмами и традициями, она становится религией. По мере того как религия освобождается от груза традиций, она вновь сближается с верой. Поэтому "бедная религия" – это просто вера в Бога, без дополнительных конфессиональных определений. 4. Согласно результатам самого масштабного социологического опроса, проведенного службой "Среда" в рамках проекта “Атлас религий и национальностей России”(56,900 респондентов), к бедной религии себя относит каждый четвертый житель России. 25% (36 миллионов) - те, кто просто верит в Бога и при этом не исповедует никакой конкретной религии. [1] Это вторая по численности группа населения, уступающая только православным (41%) и значительно превосходящая мусульман (6,5%). К ним можно добавить 4% экуменистов, т.е. христиан, не относящих себя ни к какой конфессии. Именно такие бедные верующие, а вовсе не "тоталитарные секты", не сайентологи и не мунисты являются сегодня основным соперником традиционных религий в России. 5. Рост надконфессионального сознания — тенденция общемировая. Согласно данным Pew Research Center (США, 2012 г.), внеконфессиональное (религиозно не аффилированное) население мира составляет миллиард сто миллионов, т.е. 16%. В Китае это 52% населения, или 700 миллионов, в США 20%, или 46 миллионов. Их подчас называют "религиозно никакими" ("religious nones"). В их число включены атеисты и агностики, но доля верующих среди "религиозно никаких" весьма значительна. В Китае - 7%, во Франции 30%, в США 68% от числа "никаких" (31,5 миллиона) утверждают, что веруют в Бога (из них 10 миллионов молятся ежедневно). С 1990 по 2008 год число экуменистов, то есть внеконфессиональных христиан, выросло в США в 40 раз и достигло 8 млн., что примерно в 15-20 раз превышает темп роста у самых быстро растущих конфессий (например, у евангелических христиан и буддистов, число которых за тот же период возросло в 2-3 раза). [2] 6. Понятие "бедная вера" возникло в начале 1980-х гг. Его можно сравнить с популярным тогда "бедным театром" польского режиссера Ежи Гротовского. В этом театре не было ни сцены, ни декораций, ни костюмов, — актеры просто жили на пределе душевного самовыражения и вовлекали в это действо зрителей. Они не перевоплощались, а как бы развоплощались. У бедной веры тоже нет ничего, кроме прямого предстояния Богу. 7. Знаменательно, что русское слово "бедный" имеет общее происхождение с латинским "fides", верa (отсюда и "фидеизм", т.е. мировоззрение, основанное на вере). Связь между "бед" и "fides" такая: "быть бедным, неимущим – приносить жертву – верить в Бога". Бедный – тот, что отдает свое Богу. Так что "бедная вера" - это своего рода "верная вера", смысловой повтор и усиление. 8. Слово "бедный" в религиозном контексте имеет положительный смысл. "Блаженны нищие духом" (т.е. во имя духа). Бедные верующие не имеют символического капитала в виде общепризнанных вероисповедных традиций, церковных зданий, общественного престижа, "имиджа". В этом смысле вера мытаря была бедной, смиренной, покаянной, а вера фарисея - богатой, горделивой, притязающей на обретение Царства. Бедность - христианская добродетель, которую можно применить к самому христианству как "богатой" исторической религии. Бедная вера - нестяжание, неимение не только земных богатств, но и небесных, т.е. накопленных в сокровищницах конкретных вероисповеданий, в их догматах, обрядах, церковных учреждениях. Пример "бедной веры" – разбойник, уверовавший в Иисуса прямо на кресте и мгновенно сораспятый с ним, не прошедший через катехизацию, через молитвенный и обрядовый опыт, через обучение основам новой веры. 9. Бедная вера укоренена в миру, в потребности соотносить жизнь с абсолютным смыслом. Бедный верующий беседует с Богом в глубинах своей души, молится, исповедуется, старается постичь знаки промысла, лично к нему обращенные, – у каждого человека есть свои формы стояния перед Богом. Всех бедных верующих объединяет представление, что жизнь не кончается вместе со смертью, что человек не принадлежит только к царству природы, в нем есть глубинный источник внутренней жизни, который не зависит от физических и социальных условий. Такую бедную веру нельзя искоренить, ибо её храм в каждом доме и в каждой душе. 10. Бедная вера соответствует апофатической теологии, которая отрицает возможность познания Бога или представления его в каких-то положительных образах, символах, определениях. Дионисий Ареопагит так писал о Боге как Причине Всего: "Она превыше всего сущего... Она не душа, не ум... Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема... Она не единое и не единство, не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле..." Бедная вера отражает это "не", отрицание в основе Богопознания. Это вера за пределом всех вероисповеданий. Подробнее здесь http://snob.ru/profile/27356/blog/83605 |
Автор: | Nebel [ 08 апр 2015, 14:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Селена писал(а): ~ "Бедная вера" (термин Михаила Эпштейна). Вера, не имеющая религиозной концепции. ~~ Имеет ли право существовать вера, опирающаяся лишь на внутреннее ощущение человека, что Бог существует? ~ Обычно вера не спрашивает имеет ли она право на существование или нет. Либо она есть, либо нет. Вера, как мне кажется, это всегда то, что идёт изнутри. Можно ходить в церковь, следовать постам, совершать какие-то обряды, но от этого вряд ли появится вера. Если рассматривать, что в церковь человек ходит для общения с Богом, то получается в других местах Бога нет и поговорить с ним тоже нельзя. То есть, Бог заканчивается за пределами церкви, при закрытии "Молитвослова" и т.д. |
Автор: | Людмила [ 08 апр 2015, 14:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Вера, никем не разделяемая , - шизофрения. В. Пелевин. ПОКОЛЕНИЕ П, (по памяти). Вот ТОЧНАЯ цитата :" Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией ". |
Автор: | Александр Шмидт [ 08 апр 2015, 19:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Я понимаю веру в бесконечность,основанную на практике и логике,а вера в "бога"основанная на смеси чуда с безумным переходом на логику-я не понимаю и не принимаю |
Автор: | Molli [ 08 апр 2015, 20:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
мне непонятно, почему, люди "чувствующие", что они ВЕРУЮЩИЕ, считают себя какими-то особенными..??? ну, допустим, я не верующая, и что..? я что-то потеряла в этой жизни? чем я отличаюсь от вас, верующих? объясните, Люди-Добрые! |
Автор: | мирра [ 08 апр 2015, 20:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Molli писал(а): мне непонятно почему, люди "чувствующие", что они ВЕРУЮЩИЕ, считают себя какими-то особенными..???ну, допустим, я не верующая, и что..? я что-то потеряла в этой жизни? чем я отличаюсь от вас, верующих? объясните, Люди-Добрые! Molli,в наше время это право,а не обязанность--верить. Вопрос хороший,особенно к бабулям,шипящим в церквях "Не так свечи ставишь,не так кланяешься..." и т.п. и во всём мирском,гражданском,видящим грех;чем хуже это "не так"? человек пришёл,с душой к делу подходит,неужели это не важно? У меня никакого вероисповедания официально нет,хотя буддизм мне более-менее понятен и приемлем.Я просто верю в духов. |
Автор: | Molli [ 08 апр 2015, 20:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
мирра писал(а): У меня никакого вероисповедания официально нет,хотя буддизм мне более-менее понятен и приемлем.Я просто верю в духов.мирра, вот с этого момента, можно поподробнее?) помню, ты говорила, что увлекаешься историей религии. Что дало тебе это увлечение? |
Автор: | Селена [ 08 апр 2015, 20:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Molli писал(а): мне непонятно, почему, люди "чувствующие", что они ВЕРУЮЩИЕ, считают себя какими-то особенными..???Молли, а почему ты решила, что люди "чувствующие", что они ВЕРУЮЩИЕ, считают себя какими-то особенными..??? |
Автор: | Molli [ 08 апр 2015, 20:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
...ну они об этом, говорят...) говорят о Боге....) |
Автор: | Molli [ 08 апр 2015, 20:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
то есть, я хочу сказать, что это люди, верующие, придумали, что есть, верующие, и неверующие) ибо вторым, просто в голову бы такое не пришло) |
Автор: | мирра [ 08 апр 2015, 20:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Molli писал(а): мирра, вот с этого момента, можно поподробнее?)помню, ты говорила, что увлекаешься историей религии. Что дало тебе это увлечение? Довольно многое дало--нет ощущения сиротства и полной тундры в душе.Увлечение--это мягко сказано:у меня иногда только это и на уме... Я страшно неэффективная женщина .Мне трудно в подробностях,но попробую...в детстве меня водили в церковь,в доме был "Символ веры" на церковнославянском,1896 или 1897 г.выпуска,детская библия с картинками...приходили сектанты со своими журнальчиками...в 13-14 лет я была ушлая материалистка,и этих сектантов просто троллила . А в 21-23 и начался собственно интерес к шаманам и шаманизму. |
Автор: | Molli [ 08 апр 2015, 20:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
вот-вот, главное не терять чувство юмора, даже в серьёзных вопросах) |
Автор: | Селена [ 08 апр 2015, 20:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Molli писал(а): ...ну они об этом, говорят...) говорят о Боге....)Почему о творчестве, о живописи можно, а о Боге нельзя?... Molli писал(а): то есть, я хочу сказать, что это люди, верующие, придумали, что есть, верующие, и неверующие)ибо вторым, просто в голову бы такое не пришло) Верующий-неверующий – это ведь сам человек выбирает. Разве нет? не я же записываю тебя в неверующие, а ты сама. Мне как-то вот все равно, веришь ты во что-то или нет. |
Автор: | мирра [ 08 апр 2015, 20:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Мне,кстати,тоже безразлично.Я просто религиозных разборок не люблю...ну и сектантов с журнальчиками--когда привязываются. |
Автор: | Molli [ 08 апр 2015, 20:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бедная вера" (М.Н. Эпштейн) |
Селена писал(а): Molli писал(а): ...ну они об этом, говорят...) говорят о Боге....)Почему о творчестве, о живописи можно, а о Боге нельзя?... Molli писал(а): то есть, я хочу сказать, что это люди, верующие, придумали, что есть, верующие, и неверующие)ибо вторым, просто в голову бы такое не пришло) Верующий-неверующий – это ведь сам человек выбирает. Разве нет? не я же записываю тебя в неверующие, а ты сама. Мне как-то вот все равно, веришь ты во что-то или нет. ) вот такому ответу, я рада) но раз тема обозначена, значит, подразумевает...) зы. подумала сегодня над выражением "надежда умирает последней"... куда же девается вера..? |
Страница 1 из 7 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |