Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1937 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Molli [ 15 апр 2015, 10:03 ] |
Заголовок сообщения: | Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
я из тех, кто пока не читал этот роман, и не видел картину (1979), снятую по книге. "Самое удивительное в этом романе – это совершенно новая идея воплощения главного героя.Непривычная манера повествования порой разрывает на части, но затягивает в водоворот событий увлекательно и с неизменной внимательностью. Что не всегда присуще даже великим литературным гениям.Ключевая фигура – юный Оскар Мацерат, родившийся на свет со стойким отвращением к окружающему миру. Еще в младенческом возрасте он принимает решение не участвовать в делах этого мира.Его родители: мать, тайно бегающая к любовнику (являющегося к тому же дядей Оскара и даже его предполагаемым отцом) и отец, который в своей жизни научился выражать чувства только посредством приготовления различных блюд - занимаются торговлей колониальных товаров, и еще с колыбели пророчат сыну будущее в этом же русле.В знак протеста против неаппетитной жизни взрослых Оскар осознанно перестает расти в три года.Единственное, что примеряет его с жизнью, это подаренный матерью детский барабан. В барабанной дроби юный герой находит прибежище. Ему открывается истинное призвание всей жизни. Уже в три года Оскар обретает свой неповторимый и не соприкасающийся со взрослыми мир.Яростно барабаня, он не покидает свою игрушку ни на миг. Ведь для Оскара это совсем не забава, а особый способ выразить своё мировоззрение, путем постукивания палочками по ударному инструменту. Все, что происходит вокруг, что слышит и видит, чувствует и мыслит, Оскар переносит в барабанную дробь.На жестокость абсурдного мира он отвечает абсурдной жестокостью, на аморализм окружающих - отрицанием любых табу, низвержением любых авторитетов. "Тотальный инфантилизм" - маска, прикрывающая лицо обиженного и, по сути, несчастного человека.Соло на барабане, отражающее историю Германии 20 века и герой, наблюдающий мир со своеобразной дистанции, снизу, "из-под трибун", - таят в себе безусловную оригинальность и эстетическую новизну художественной идеи.Подобного изобразительного приема я еще не встречала, а вы?Сам же Грасс личность уникальная: каменотес, джазист, график и скульптор, учившийся в Художественной академии Дюссельдорфа, а потом - в Институте изобразительных искусств Западного Берлина. В 1959 году после нескольких лет пребывания в Париже издал в возрасте тридцати двух лет роман "Жестяной барабан".К тому моменту Грасс был малоизвестным автором "абсурдистских" пьес и сборника стихов, который для тех лет имел очень странное название "Преимущества воздушных кур". Жестяной барабан сразу стал мишенью для ожесточенных критиков. Наряду с признанием его редкого таланта, роман так же принес ему упреки и брань со стороны читателей и критиков, увидевших в нем "осквернителя святынь", "безбожника", "сочинителя порнографических мерзостей, совращающих немецкую молодежь".Роман в пародийно-гротескном виде изображает нацизм и тех, кто его поддерживал. У людей, продолжающих вздыхать по «старым добрым временам», когда так славно жилось при Адольфе он мог вызвать только ненависть, которую они пытались прикрыть религиозными, эстетическими и псевдоморальными аргументами. Ореол аморальности окружал его с того самого момента, как сенат города Бремена отказался присудить ему литературную премию из-за "безнравственности" его романа.А в 1962 году на него подает в суд активный в те годы публицист Курт Цизель за распространение "развратных сочинений". В итоге противники Грасса, именовавшие его "монстром похабщины",автором "непристойностей", вызывающих "сексуальный шок", автором «фекальных сочинений», получили от судебных инстанций нечто вроде индульгенции.Спустя годы Грасс скажет об этом: "Для меня зло воплощалось не в судебном решении, а в молчании немецкой интеллектуальной общественности, с каким она встретила решение суда. Частично эта реакция, как я ее понял, означала: ну что ж, Грасс, получил по зубам; и только немногие, я думаю,поняли, что тем самым и они получили по зубам... Я полагаю, - продолжал Грасс, - что такая нетолерантная, ханжеская позиция распространена в интеллектуальной среде так же широко, как и в обывательской".Грасс яростно осуждал националистическое чванство, бредовые расовые идеи и кровопролитную войну. Эротические пассажи в его сочинениях уже через короткое время - на фоне сексуальной революции и молодежного движения на Западе, а также рядом с сочинениями многих других европейских и американских авторов - оказались скорее наивно-лукавыми и уж ни в коем случае не имеющими отношения к порнографии.Автор не выступает против морали, он выступает против ее выхолощенного, лживого, застывшего образа, укоренившегося в обыденном сознании.Именно за «Жестяной барабан» Грасс получил Нобелевскую премию. Позволю себе процитировать его речь с церемонии вручения:"В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого."Также снят одноименный фильм немецким кинорежиссером Фолькером Шлёндорфом в 1979 году." http://www.lookatme.ru/flow/posts/books ... era-grassa фильм можно посмотреть здесь: https://my-hit.org/film/11304/ |
Автор: | Molli [ 15 апр 2015, 10:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
... Гюнтер Грасс. Автопортрет. 1972 год "Совесть нации", Das Gewissen der Nation – заголовок, который чаще всего ставили немецкие газеты и журналы, рассказывая об очередном юбилее Гюнтера Грасса. Ему самому это определение никогда не нравилось. "Я вовсе не живая совесть и не поводырь. Я всего лишь человек, рассказавший о страхах и иллюзиях своего поколения". 13 апреля он скончался в своем доме в Любеке. Публично отказываясь от звания пророка в своем отечестве, он немного лукавил. Влиятельность Гюнтера Грасса была огромной. Когда в 2002 году газета Frankfurter Allgemeine Zeitung составила рейтинг ста ведущих немецких интеллектуалов, писатель с огромным отрывом занял в нем первое место. Недовольные этим списком позже провели собственные опросы – и получили тот же результат. Грасс оказался авторитетнее политиков, ученых, журналистов и даже бывшего Папы Римского Бенедикта XVI. Он был интеллигентом и интеллектуалом, лидером мнений, представителем публичной элиты, для которого частное было неотделимо от общественного. В XXI веке фигур такого масштаба не только в Германии, но и в мире почти не осталось. Кстати, литература никогда не была его единственной страстью. Грасс занимался скульптурой, прекрасно рисовал и сам иллюстрировал свои книги. Уроженец Вольного города Данцига (нынешнего польского Гданьска), после войны он выбрал профессию каменотеса, а затем продолжил обучение скульптуре и живописи в Академии искусств Дюссельдорфа и Высшей школе изобразительных искусств Берлина. Как и многие его современники, в 50-е годы жил в Париже, а в начале 60-х вернулся в Западную Германию, чтобы стать одним из деятелей культурной революции, заново поднявшей вопросы о недавнем историческом прошлом страны. В 1959 году вышел его дебютный роман "Жестяной барабан" (Die Blechtrommel), в котором автобиографические и исторические факты соединялись с сюрреалистическими фантазиями, порожденными ужасами войны. Главный герой Оскар Мацерат – вечный трехлетка, мальчик, отказавшийся расти и взрослеть, – наблюдал за Германией 30-х и 40-х годов из своего личного "Зазеркалья", где фальшь и абсурд взрослого мира были видны насквозь. Фильм, поставленный по книге двадцать лет спустя режиссером Фолькером Шлёндорфом, завоевал "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и премию "Оскар". Писатель к тому времени выпустил еще два произведения: новеллу "Кошки-мышки" (Katz und Maus) и роман "Собачьи годы" (Hundejahre). Они завершили начатую "Жестяным барабаном" "Данцигскую трилогию", которую многие критики считают лучшей в творчестве Грасса. Без его комментариев не обходилось ни одно значимое общественное событие. Одно время он активно участвовал и в политическом процессе: дружил с канцлером Вилли Брандтом, открыто поддерживал социал-демократов и даже был членом СДПГ. Из партии он вышел в начале 90-х в знак протеста против ужесточения правил получения политического убежища в Германии. Воссоединение страны Грасс называл "поглощением ГДР". В 1999 году на вручении Нобелевской премии он объявил о том, что капитализм "страдает манией величия". Его авторитет был непререкаемым до 2006 года, когда внезапно выяснилось, что нобелевский лауреат и антифашист во время войны служил в войсках СС. Об этом сам Гюнтер Грасс поведал сначала в автобиографической повести "Луковица памяти" (Beim Häuten der Zwiebel), а затем и в интервью, посвященном выходу книги. В самом факте службы не было ничего поразительного. Как и многие подростки, выросшие в Третьем рейхе, юный Грасс верил пропаганде и решил пойти добровольцем в подводники. Но на флот его не взяли (будущему писателю было всего 16 лет) и зачислили в танковую дивизию СС. Война закончилась для него, толком и не начавшись: в апреле 45-го Грасс получил два осколочных ранения, попал в госпиталь, а затем в плен к американцам. По утверждению писателя, он так и не успел сделать ни единого выстрела. Общественность возмутило другое: почему он молчал об этом целых 60 лет? И можно ли называть "совестью нации" бывшего эсэсовца? Одни посчитали выступление писателя расчетливым рекламным ходом в преддверии выхода новой книги, другие назвали его ханжой и потребовали вернуть все полученные награды, вплоть до Нобелевской премии. Бывший президент Польши Лех Валенса заявил, что теперь Грасс должен отказаться от присужденного ему звания почетного гражданина Гданьска. Этот шквал критики он стойко принял и продолжал терпеливо разъяснять в интервью, что всю свою жизнь посвятил борьбе с той идеологией, которой поддался в юношеские годы. "В моей книге речь идет и о других ошибках. Я не задавал вопросы там, где надо было их задавать. Я видел, что исчезали люди, но предпочел не спрашивать, куда они делись". Во взрослом возрасте он никогда не боялся задавать неудобные вопросы. Последняя громкая история с его участием произошла в 2012 году, когда он опубликовал стихотворение, в котором раскритиковал политику Израиля в отношении Ирана. В Израиле писателя тут же объявили антисемитом и запретили ему въезд в страну. Теперь, когда он ушел из жизни, скандалы закончились. Остались только книги. http://www.germania-online.diplo.de/Ver ... s-tot.html |
Автор: | Людмила [ 15 апр 2015, 13:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
ФИЛЬМ ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0 ... 1%8C%D0%BC) Помню, потрясло,когда ОДНАЖДЫ увидела. Книгу, к СТЫДУ своему, так и не прочла. |
Автор: | Molli [ 15 апр 2015, 19:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Людмила, чем же потрясла, ..обложка, правильно поняла? зы. )) ну конечно, торопыга, прочитала невнимательно)) Людмила, поняла теперь, ..фильм потряс) |
Автор: | Людмила [ 15 апр 2015, 23:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Molli, ыгы. К сожалению о ТАКОМ фильме в ВИКИПЕДИИ почти ничего. Но есть ссылки ) |
Автор: | Чакраборти отдохнул [ 16 апр 2015, 08:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Похоже, снова у Александра Геннадиевича получится программа для нескольких участников форума и самого себя. А фильм потрясающий! |
Автор: | Это Я [ 16 апр 2015, 10:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Посмотрела фильм, да, впечатляет. Писателю, а может режиссёру удалось найти стиль ироничного повествования, который "смазывает" всю жестокость и неприглядность жизни, которую наблюдает вокруг себя вечный трёхлетка Оскар. На книгу нашла интересные рецензии, они написаны все под никами:
TibetanFox
krek001
Menelien
|
Автор: | Эльмира [ 16 апр 2015, 12:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Чакраборти отдохнул писал(а): Похоже, снова у Александра Геннадиевича получится программадля нескольких участников форума и самого себя. А фильм потрясающий! Так можно говорить о фильме. Высказаться может каждый, особенно если притча Г.Грасса потрясла (в книжном или киношном воплощении). Я тоже книгу не читала, увы, хотя роман известный, да.. теперь постараюсь его достать и прочесть. Фильм посмотрела. Попробуем разгадать символы притчи Гюнтера Грасса? Главного героя зовут Оскар. Значение имени: Цитата: Возможно, от др.-ирл. os (олень) + cara (любимый, возлюбленный, друг) либо от др.-англ. имени Osgar (древнегерм. Ansger, Ansgar, древнесканд. Ásgeirr): ōs (божество, ас) + gār (копье).http://kurufin.ru/html/Translate/Oscar.html Чаще в инете имя Оскар переводят все же как "божественное копьё" И тогда главный герой фильма... каратель. Неслучайно Оскар в фильме признаётся, что виноват в смерти всех своих родственников. Вспоминается, конечно, и известная кинопремия - тёзка героя фильма.. Итак, Оскар Г.Грасса - одновременно и подарок, и наказание, и... честь. А, может, совесть семьи и, шире - немецкой нации. Видя разнузданное распутство взрослых, слыша их разговоры ни о чём, присматриваясь к копошащейся пошлой жизни взрослых, мальчик решает перестать расти, упав в подвал. Так человек, убегая от осознания себя, прячет совесть свою подальше и Личность тоже останавливается в росте. Почти весь фильм Оскар остаётся маленьким, стучащим в жестяной барабан (барабан - символ военщины, муштры и всего того, что охватило Германию в период обскурации). И барабан-то ЖЕСТяной.. Дед мальчика - мелкий поджигатель, который бегал от полиции и прятался под бабушкиной юбкой, пока однажды не утонул в реке, спасаясь от очередной облавы на него. Причём,так и неясно героям фильма - то ли дед утонул в реке, то ли этот мелкий поджигатель капиталистом в США.. Одни метафоры! У карликов маленькое туловище и большая голова.. Может, отчасти Оскар - ещё и метафора рассудка? Когда в конце фильма, его маленький брат, стоя на могиле отца швыряет Оскару в голову камень и Оскар падает (но уже не в подвал, а на землю), то городской сумасшедший вдруг констатирует начало роста Оскара.. Оскар -совесть (рассудок? честь?) немецкой нации, получив ощутимый удар во Второй Мировой войне, расстаётся с жестяным барабаном - иллюзиями мирового господства и военщиной и.. начинает расти.. Женские образы, по-видимому, означают саму Германию в прошлом (бабушка), настоящем (мать) и будущем (Мария). Мать Оскара умирает от обжорства рыбой, где рыба - не только еда, но и сексуальный символ, а также (как мы знаем из передач СН) и символ Христа... Германия в период Второй мировой войны пала жертвой своей жадности, пытаясь сожрать и Бога.. Тот супчик, которым злые дети потчевали Оскара в начале фильма, - тоже, видимо, - метафора тех душевных отбросов и нечистот, которые составляли "духовную пищу" немецкого народа перед Второй Мировой.. Такой вот злой самосарказм Г.Грасса. |
Автор: | Это Я [ 16 апр 2015, 13:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Метафор настолько много; за что зацепится, даже не знаешь. Оскар, действительно, метафора рассудка, он другой природы, у него нет конкретного отца, а если точнее у него три отца (три мужчины, влюблённые в его мать), которым он невольно несёт гибель: Альфред Мацерат (немец, повар, продавец), Ян Бронски (поляк, кузен его матери Агнес, служитель Польской почты) и Сигизмунд Маркус (еврей, хозяин магазина игрушек). Эльмира писал(а): Когда в конце фильма, его маленький брат, стоя на могиле отца швыряет Оскару в голову камень и Оскар падает (но уже не в подвал, а на землю), то городской сумасшедший вдруг констатирует начало роста Оскара..Вспоминается пророчество Ветхого Завета, когда Бог изгоняет Адама и Еву из Рая: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15) Тот кто "поражает в голову" - это Иисус, поэтому в конце фильма появляется новый "Иисус" - то ли брат, то ли сын Оскара. |
Автор: | quagga [ 16 апр 2015, 13:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Это Я писал(а): Метафор настолько много; за что зацепится, даже не знаешь.Главная метафора- маленький барабанщик на большой взрослой войне.
Песня о барабанщике
|
Автор: | Селена [ 16 апр 2015, 14:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Книга большая. Начала ее читать вчера, поняла, что всю все равно не одолею (она еще и из трех книг состоит) и решила посмотреть фильм. Смотрю, всматриваюсь в экран и какой-то шок: это не то, совсем не то, о чем уже прочитала. Первые 20 минут разрывалась между текстом и изображением. Дальше пошло лучше, потому что дальше я еще не прочитала и потому что уже втянулась в фильм. Фильм хороший, но это не книга. После фильма снова кинулась читать книгу. Бросила далеко за полночь. Текст, сложный, странный, увлекательный. Уже не отпустит. Дочитаю. Книга и фильм по моим ощущениям совпадают только тезисно. У них общий план. В фильме, как ни пытались режиссер с оператором (позже уже вспомнила эти приемы) представить взгляд на мир глазами Оскара, я все равно смотрела на Оскара со стороны. Он в интерьере бюргерской провинции, в недрах которой зарождался, рос и креп фашизм. Книга же смотрит на эту бюргерскую провинцию глазами Оскара, изнутри его маленькой и видящей все насквозь души. Собственно магия самой книги не столько в этом. Повествование ведется, то от имени автора, рассказывающего об Оскаре, то от имени самого Оскара. Причем это все перемешано в каждом абзаце, возможно даже в каждом предложении, которые в книге бывают такими большими, что напоминают абзац. Возможно,… потому что через какое-то время перестаешь это замечать и … восприятием происходящего действительно погружаешься в детство в тот возраст, когда о себе говоришь то в первом, то в третьем лице. Ну для примера первый попавшийся абзац… "Желая избегнуть каких бы то ни было звуков, я даже оставил дверь в спальню полуоткрытой и с удовлетворением констатировал, что меня так никто и не окликнул. Я все еще прикидывал, куда лучше залезть Оскару -- то ли под кровать, то ли в платяной шкаф. Я предпочел шкаф, потому что под кроватью мог испачкать свой синий и очень маркий костюмчик". … и так всю книгу (по крайней мере, ту ее часть, что я успела прочитать) Первоначально это немного напрягает. Особенно когда и герои еще не знакомы, и путаешься в появляющихся именах и в длинных предложениях, соединяющих в себе и описания, и размышления практически одновременно (так пока и не разобралась, как ему это удается), но когда втягиваешь в такую форму рассказа, то, вырываясь из него, задумываясь о прочитанном, понимаешь, что там нет оценок, никаких, вообще. Есть только повествование. Но и повествование это тоже не просто. Оно не только о событиях, вернее не столько о них, сколько об их переживании душой… вот подумала, подумала,… да, наверное именно детской душой, но рассказанное очень мудрым и очень взрослым человеком. Собственно говоря, там наверное все души детские, только они под стеклом, как засушенные гербарии или заспиртованные эмбрионы, а Оскар – это та единственная душа, которая борется с этим остекленением. Жестяная барабанная дробь возникает всегда в тот момент, когда мир, взрослый мир, бюргерский мир предлагает ему в качестве самозащиты обзаводиться социальными масками, скрывающими внутреннюю подлинность. Оскар их отвергает, барабаня в барабан. Мало того барабанная дробь – это его способ запомнить пережитое. Собственно книга – это процесс написания воспоминаний Оскара, который находится в специализированной клинике. И воспоминания эти он добывает из памяти барабанной дробью. Впрочем, у Оскара не только барабан, на жестяной шкуре которого он выбивает все, что происходит вокруг него, но и голос, которым он разрушает стекло. Сначала он им защищает свой барабан, а затем он использует его как орудие искушения. Он, хоронясь в темном подъезде напротив какой-нибудь витрины, выжидает тех, кто задерживается перед ней, остановив свой взгляд на понравившейся вещи. И вот тут-то Оскар и применяет свое мастерство. Он силой своего неслышимого голоса вырезает небольшое отверстие в стекле, как раз напротив той вещи, которая приглянулась прохожему. И ставит его перед выбором: забрать понравившуюся вещь или уйти без нее. Он разбивает голосом окна театра, а позже срывает оперное представление. Он разрушает человеческую фальшь и просто смотрит, что из этого происходит, продолжая не оценивать, а просто описывать и сами события, и их последствия. Книга потрясающая. В ней и ирония, и боль, и мудрость, и невероятная деликатность в описании событий далеких от деликатности и мудрости. И смешно, и больно, и застреваешь иногда на невероятно прозрачных и точных коротеньких афоризмах неожиданно обнаруженных посреди громоздкой фразы. И ошарашенная долго недоумеваешь: каким образом он вообще сюда попал? При этом он, афоризм, как бы вроде и не афоризм вовсе, а всего лишь часть этой гигантской фразы, в которых я иногда так запутываюсь, что приходится перечитывать. И эта часть фразы, остановившая мое внимание, становится тем алмазом, которые режет во мне невидимые стекла. Оскар ту силу голоса, которую никто не слышал и которая вскрывала стекла, называл алмазом. Такими же алмазами наполнен, смею думать, весь роман Гюнтера Грасса. И выбиваются они в тексте барабанной дробью на детском жестяном барабане. |
Автор: | Людмила [ 16 апр 2015, 16:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Да, стыдно - стыдно МНЕ не читать таких романов вовремя. Пытаюсь наверстать. Большое удовольствие , должна заметить. МАЛЬЧИК этот мне и в фильме очень нравился. Это тот герой , про которого хочется сказать " Оскар с барабаном - это Я!" Его чувствуешь в себе как защиту и избавление от мира принципиально взрослых людей. И как роковое предначертание ШУТовства -внешнего и внутреннего. Сказать по правде, очень напоминает ПРЕВРАЩЕНИЕ Кафки. Там - желание НЕ ВЫХОДИТЬ ИЗ КОМНАТЫ и превратиться в НАСЕКОМОЕ с сердцем и рассудком . Здесь - не соприкасаться с миром на его ТЕРРИТОРИИ ,не играть по ЕГО ПРАВИЛАМ - придумать свой язык, свою манеру, свою МЕСТЬ и ЗАШИТУ. Не вырсти во взрослого - изысканная мечта БРЕЗГУЮЩЕГО жизнью. Такой, какою она сложилась ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ. И которую исправить нельзя, можно только усугубить. Или...разрушить. Последовательно. С ДЕТСКОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ. Без ВЗРОСЛОГО компромисса. Эх. Опасное чтение. Давно что-то такого не читала. ОТВЫКЛА. Можно много написать, многое проанализировать. Можно просто проникнуться. Всегда, когда читаю новую книгу, от руки старательно переписываю понравившиеся отрывки. Инет , увы, упрощает этот процесс. ВСЮ ИСТОРИЮ РОЖДЕНИЯ и ЗАПОЛУЧЕНИЯ БАРАБАНА хочется цитировать и цитировать. Класс! Но вот - первое попавшееся, бунтарское, КОНФЛИКТное и его - победительное . Цитата : То ли она почувствовала, что я вижу ее насквозь, то ли дело было в моем голосе, который, уже предостерегая, но еще не причиняя вреда, царапал правое стекло ее очков, короче, она отказалась от применения грубой силы, заставившей побелеть костяшки ее пальцев, вероятно, не вынесла царапания по стеклу, из-за чего покрылась гусиной кожей, с зябкой дрожью выпустила из рук мой барабан, сказав только: "Какой же ты злой, Оскар!" бросила моей матушке, которая и без того не знала, куда глаза девать, укоризненный взгляд, оставила в покое мой ни капельки не сонный барабан, повернулась, стуча низкими, широкими каблуками, взошла на кафедру, достала из своего портфеля другие очки, вероятно для чтения, решительным движением сняла с носа то устройство, которое поскреб мой голос, как скребут ногтями по оконному стеклу, словно я голосом осквернил его, оттопыривая мизинец, насадила себе на нос вторые очки, затем потянулась, так что внутри у нее что-то хрустнуло, и, снова запустив руку в свой портфель, сказала: -А сейчас я зачитаю вам расписание занятий. Из вместилища свиной кожи она достала стопку бумажек, одну взяла себе, остальные раздала матерям, стало быть и моей тоже, и наконец-то растолковала шестилеткам, начинающим терять терпение, с чем его едят, это расписание: Понедельник: закон Божий, письмо, счет, игры; вторник: счет, чистописание, пение, природоведение; среда: счет, письмо, рисование, рисование; четверг: краеведение, счет, письмо, закон Божий; пятница: счет, письмо, игры, чистописание; суббота: счет, пение, игры, игры. Вот что возвестила нам Шполленхауэр как неумолимый рок; она снабдила это детище учительской конференции своим строгим, не проглатывающим ни одной буквы голосом, потом, припомнив семинарские занятия, стала "прогрессивно ласковой", ахнула, разражаясь воспитательской веселостью: -Ну, дорогие детки, теперь все вместе повторим. Итак: понедельник? Стая заревела: -Понедельник! Она, тотчас: -"Закон Божий!" Крещеные язычники проревели слова "Закон Божий". Я свой голос щадил и вместо того выбил религиозные слова на барабане. С подачи фройляйн Шполленхауэр они орали у меня за спиной: -"Письмо?!" -(Мой барабан отвечал дважды.) -"Счет!" (Еще один удар.) Так продолжался крик позади меня, так запевала Шполленхауэр впереди меня, и я размеренно, делая хорошую мину при плохой игре, отбивал счет на моей жестянке, пока Шполленхауэрша -уж и не знаю, какая муха ее укусила, -не вскочила с места, явно озлясь, но озлилась она вовсе не на придурков, что сидели позади меня, нет, это из-за меня ее щеки вспыхнули лихорадочным румянцем, это безобидный барабан Оскара стал для нее камнем преткновения, достаточным, чтобы приняться за наделенного чувством ритма барабанщика. -Оскар, а теперь слушай меня. Четверг: краеведение! Пренебрегая словом "четверг", я шесть раз ударил по барабану, обозначив "краеведение", два раза -"письмо" и один раз -"счет", а "закон Божий" я отметил, как и положено, не четырьмя ударами, а вразбивку, два раза по два, исключительно благодетельными ударами барабана. Но Шполленхауэрша не оценила моей точности. Ей вообще надоел барабанный бой. Десятикратно, как и немногим раньше, она показала мне свои коротко обрезанные ногти и десятикратно хотела схватить барабан. Однако, прежде чем она успела коснуться моей жестянки, я уже издал свой стеклоразрушительный крик, который лишил три превышавших размерами обычные классных окна их верхней части. Жертвой второго крика пали средние стекла. Мягкий весенний воздух беспрепятственно ворвался в комнату... " Оскар - весь ПРОТЕСТ против РАСПИСАНИЯ. Мне было понятно это с детства. Судьба смеется, заставляя работать (говорить и думать) ПО РАСПИСАНИЮ, Но тем сильнее протест внутренний и чувство СВОБОДЫ... Может, я не права. Может, ТАК не надо и вредно.Но как обаятельно ! ))) |
Автор: | Людмила [ 16 апр 2015, 16:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
ЧУТЬ ДАЛЬШЕ : ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ. Черт знает, откуда она наколдовала свою камышовую трость. Но трость вдруг возникла, подрагивая в том самом перемешавшемся с дуновением весны воздухе, и сквозь эту воздушную смесь она со свистом взмахнула тростью, сделала ее гибкой, голодной, жаждущей, одержимой мечтой о лопающейся под ударами коже, о свисте "с-с-с-с", о множестве завес, которые способна заменить быстрая трость при полном, всеобщем удовлетворении. И она ударила тростью по крышке моей парты, так что фиолетовым язычком подпрыгнули чернила в чернильнице. И когда я не пожелал подставить ей руку, она ударила по моему барабану, ударила по моей жестянке. Она, какая-то Шполленхауэрша, ударила по моему жестяному барабану! Какое она имела право ударить? Ладно, если ей так уж хотелось ударить, пускай, но при чем тут мой барабан? Ей что, не хватает чисто намытых оболтусов у меня за спиной? Ей понадобилась именно моя жесть? Ей, которая ничего, ровным счетом ничего не смыслит в барабанном бое, ей обязательно надо было лезть к моему барабану? А что это блестит у нее в глазах? Как называется зверь, пожелавший ударить? Из какого он сбежал зоопарка, какой алчет пищи, чего ищет? В Оскаре нечто поднялось, его толкало нечто, возникшее неизвестно из каких глубин, сквозь подметки, сквозь подошвы наверх, нечто, овладевшее его голосовыми связками, и оно побудило Оскара испустить истошный крик, которого вполне хватило бы, чтобы оставить без единого стекла целый, великолепный, прекраснооконный, вбирающий свет, преломляющий свет готический собор. Короче говоря, я сотворил двойной крик, поистине обративший в прах оба стекла очков Шполленхауэрши. Моргая под слегка кровоточащими бровями сквозь совершенно пустую оправу, она отступила назад и под конец начала некрасиво и для учительницы слишком несдержанно рыдать, а банда за моей спиной примолкла в страхе, частично скрываясь под скамейками, частично выбивая зубами дробь. Некоторые даже переползали со скамейки на скамейку, поближе к матерям. Те, однако, поняв, что я натворил, начали искать виноватого, хотели наброситься на мою матушку и непременно набросились бы, если бы я, прихватив барабан, не сполз со скамьи. Мимо полуослепшей Шполленхауэрши я пробился к своей окруженной фуриями матери, схватил ее за руку и увлек из класса "1А", где гуляли сквозняки. Гулкие коридоры. Каменные ступени для великанских детей. Крошки хлеба в гранитных чашах с фонтанчиками. В открытом спортзале тряслись под перекладиной мальчики. Матушка все еще держала в руках бумажку. Перед порталом школы имени Песталоцци я отобрал у нее бумажку и скатал из расписания уроков лишенный смысла бумажный шарик. Однако фотографу, который между колоннами портала караулил первоклассников в сопровождении матерей и фунтиков, Оскар разрешил сфотографировать себя и свой не потерявшийся во всей этой сумятице фунтик. Выглянуло солнце, над головой у нас жужжали классные комнаты. Фотограф поставил Оскара на фоне классной доски с надписью: "Мой первый день в школе". |
Автор: | Людмила [ 16 апр 2015, 16:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
Чего только не вспомнилось, правда ? Том Сойер и Г. Финн как минимум ( по "детской" и "школьной" теме) . Путешествие НИЛЬСОНА с ДИКИМИ ГУСЯМИ ,ОСКАР иРОЗОВАЯ ДАМА. И есть фильм БАРАБАНИАДА. Советский, кажется. Очень рекомендую.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%B4%D0%B0 |
Автор: | quagga [ 16 апр 2015, 18:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан" |
А ещё "Волшебный голос Джельсомино") Сама же манера написания романа (спасибо за цитаты из него ) напомнила мне "Заводной апельсин". Там так же.. странно.. И "Тени грядущего зла" Брэдбери! И "Повелитель мух"! Вобщем, все те произведения, где ребёнок (или подросток) корчится от несовместимости себя и мира. От своей неуместности в мире! Если вспомнить честно, какое же это жуткое время- детство, какое это тяжкое испытание.. И кого же можно считать прошедшим испытание детством? Из фильма (который я слушала большей частью, а не смотрела, и надо же было именно на этот эпизод попасть!) шокировала (не люблю я это слово, потому что в разговорах дам на улице, в транспорте фраза "я в шоке!" окончательно уже утвердилась как единственное обозначение ВСЕХ чувств) но другие обозначения подходят ещё хуже, так вот, шокировал меня эпизод, когда официальный отец вечного ребёнка Оскара ловит угрей головой дохлой лошади.. Роман Грасса- болезненный, действительно, так ребёнок на всю жизнь запечатлевает случайно увиденные мерзости и они преследуют его всю жизнь.. Осуществлённая детская мечта- забить в барабан или завизжать так громко, чтобы все мерзости этого взрослого мира рассыпались в прах. Но отказ расти.. Всё испортил этот отказ расти! "Я хочу быть зрителем!" говорит Оскар в ответ на приглашение карлика поступить в театр лилипутов.. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |