Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 19:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 30 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 10:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
я из тех, кто пока не читал этот роман, и не видел картину (1979), снятую по книге.

"Самое удивительное в этом романе – это совершенно новая идея воплощения главного героя.Непривычная манера повествования порой разрывает на части, но затягивает в водоворот событий увлекательно и с неизменной внимательностью. Что не всегда присуще даже великим литературным гениям.Ключевая фигура – юный Оскар Мацерат, родившийся на свет со стойким отвращением к окружающему миру. Еще в младенческом возрасте он принимает решение не участвовать в делах этого мира.Его родители: мать, тайно бегающая к любовнику (являющегося к тому же дядей Оскара и даже его предполагаемым отцом) и отец, который в своей жизни научился выражать чувства только посредством приготовления различных блюд - занимаются торговлей колониальных товаров, и еще с колыбели пророчат сыну будущее в этом же русле.В знак протеста против неаппетитной жизни взрослых Оскар осознанно перестает расти в три года.Единственное, что примеряет его с жизнью, это подаренный матерью детский барабан. В барабанной дроби юный герой находит прибежище. Ему открывается истинное призвание всей жизни. Уже в три года Оскар обретает свой неповторимый и не соприкасающийся со взрослыми мир.Яростно барабаня, он не покидает свою игрушку ни на миг. Ведь для Оскара это совсем не забава, а особый способ выразить своё мировоззрение, путем постукивания палочками по ударному инструменту. Все, что происходит вокруг, что слышит и видит, чувствует и мыслит, Оскар переносит в барабанную дробь.На жестокость абсурдного мира он отвечает абсурдной жестокостью, на аморализм окружающих - отрицанием любых табу, низвержением любых авторитетов. "Тотальный инфантилизм" - маска, прикрывающая лицо обиженного и, по сути, несчастного человека.Соло на барабане, отражающее историю Германии 20 века и герой, наблюдающий мир со своеобразной дистанции, снизу, "из-под трибун", - таят в себе безусловную оригинальность и эстетическую новизну художественной идеи.Подобного изобразительного приема я еще не встречала, а вы?Сам же Грасс личность уникальная: каменотес, джазист, график и скульптор, учившийся в Художественной академии Дюссельдорфа, а потом - в Институте изобразительных искусств Западного Берлина. В 1959 году после нескольких лет пребывания в Париже издал в возрасте тридцати двух лет роман "Жестяной барабан".К тому моменту Грасс был малоизвестным автором "абсурдистских" пьес и сборника стихов, который для тех лет имел очень странное название "Преимущества воздушных кур". Жестяной барабан сразу стал мишенью для ожесточенных критиков. Наряду с признанием его редкого таланта, роман так же принес ему упреки и брань со стороны читателей и критиков, увидевших в нем "осквернителя святынь", "безбожника", "сочинителя порнографических мерзостей, совращающих немецкую молодежь".Роман в пародийно-гротескном виде изображает нацизм и тех, кто его поддерживал. У людей, продолжающих вздыхать по «старым добрым временам», когда так славно жилось при Адольфе он мог вызвать только ненависть, которую они пытались прикрыть религиозными, эстетическими и псевдоморальными аргументами. Ореол аморальности окружал его с того самого момента, как сенат города Бремена отказался присудить ему литературную премию из-за "безнравственности" его романа.А в 1962 году на него подает в суд активный в те годы публицист Курт Цизель за распространение "развратных сочинений". В итоге противники Грасса, именовавшие его "монстром похабщины",автором "непристойностей", вызывающих "сексуальный шок", автором «фекальных сочинений», получили от судебных инстанций нечто вроде индульгенции.Спустя годы Грасс скажет об этом: "Для меня зло воплощалось не в судебном решении, а в молчании немецкой интеллектуальной общественности, с каким она встретила решение суда. Частично эта реакция, как я ее понял, означала: ну что ж, Грасс, получил по зубам; и только немногие, я думаю,поняли, что тем самым и они получили по зубам... Я полагаю, - продолжал Грасс, - что такая нетолерантная, ханжеская позиция распространена в интеллектуальной среде так же широко, как и в обывательской".Грасс яростно осуждал националистическое чванство, бредовые расовые идеи и кровопролитную войну. Эротические пассажи в его сочинениях уже через короткое время - на фоне сексуальной революции и молодежного движения на Западе, а также рядом с сочинениями многих других европейских и американских авторов - оказались скорее наивно-лукавыми и уж ни в коем случае не имеющими отношения к порнографии.Автор не выступает против морали, он выступает против ее выхолощенного, лживого, застывшего образа, укоренившегося в обыденном сознании.Именно за «Жестяной барабан» Грасс получил Нобелевскую премию. Позволю себе процитировать его речь с церемонии вручения:"В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого."Также снят одноименный фильм немецким кинорежиссером Фолькером Шлёндорфом в 1979 году."
http://www.lookatme.ru/flow/posts/books ... era-grassa

Изображение

фильм можно посмотреть здесь:
https://my-hit.org/film/11304/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 10:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
...
Изображение

Гюнтер Грасс. Автопортрет. 1972 год

"Совесть нации", Das Gewissen der Nation – заголовок, который чаще всего ставили немецкие газеты и журналы, рассказывая об очередном юбилее Гюнтера Грасса. Ему самому это определение никогда не нравилось. "Я вовсе не живая совесть и не поводырь. Я всего лишь человек, рассказавший о страхах и иллюзиях своего поколения". 13 апреля он скончался в своем доме в Любеке.


Публично отказываясь от звания пророка в своем отечестве, он немного лукавил. Влиятельность Гюнтера Грасса была огромной. Когда в 2002 году газета Frankfurter Allgemeine Zeitung составила рейтинг ста ведущих немецких интеллектуалов, писатель с огромным отрывом занял в нем первое место. Недовольные этим списком позже провели собственные опросы – и получили тот же результат. Грасс оказался авторитетнее политиков, ученых, журналистов и даже бывшего Папы Римского Бенедикта XVI.

Он был интеллигентом и интеллектуалом, лидером мнений, представителем публичной элиты, для которого частное было неотделимо от общественного. В XXI веке фигур такого масштаба не только в Германии, но и в мире почти не осталось. Кстати, литература никогда не была его единственной страстью. Грасс занимался скульптурой, прекрасно рисовал и сам иллюстрировал свои книги.

Уроженец Вольного города Данцига (нынешнего польского Гданьска), после войны он выбрал профессию каменотеса, а затем продолжил обучение скульптуре и живописи в Академии искусств Дюссельдорфа и Высшей школе изобразительных искусств Берлина. Как и многие его современники, в 50-е годы жил в Париже, а в начале 60-х вернулся в Западную Германию, чтобы стать одним из деятелей культурной революции, заново поднявшей вопросы о недавнем историческом прошлом страны.

В 1959 году вышел его дебютный роман "Жестяной барабан" (Die Blechtrommel), в котором автобиографические и исторические факты соединялись с сюрреалистическими фантазиями, порожденными ужасами войны. Главный герой Оскар Мацерат – вечный трехлетка, мальчик, отказавшийся расти и взрослеть, – наблюдал за Германией 30-х и 40-х годов из своего личного "Зазеркалья", где фальшь и абсурд взрослого мира были видны насквозь.

Фильм, поставленный по книге двадцать лет спустя режиссером Фолькером Шлёндорфом, завоевал "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и премию "Оскар". Писатель к тому времени выпустил еще два произведения: новеллу "Кошки-мышки" (Katz und Maus) и роман "Собачьи годы" (Hundejahre). Они завершили начатую "Жестяным барабаном" "Данцигскую трилогию", которую многие критики считают лучшей в творчестве Грасса.


Без его комментариев не обходилось ни одно значимое общественное событие. Одно время он активно участвовал и в политическом процессе: дружил с канцлером Вилли Брандтом, открыто поддерживал социал-демократов и даже был членом СДПГ. Из партии он вышел в начале 90-х в знак протеста против ужесточения правил получения политического убежища в Германии. Воссоединение страны Грасс называл "поглощением ГДР". В 1999 году на вручении Нобелевской премии он объявил о том, что капитализм "страдает манией величия".

Его авторитет был непререкаемым до 2006 года, когда внезапно выяснилось, что нобелевский лауреат и антифашист во время войны служил в войсках СС. Об этом сам Гюнтер Грасс поведал сначала в автобиографической повести "Луковица памяти" (Beim Häuten der Zwiebel), а затем и в интервью, посвященном выходу книги.

В самом факте службы не было ничего поразительного. Как и многие подростки, выросшие в Третьем рейхе, юный Грасс верил пропаганде и решил пойти добровольцем в подводники. Но на флот его не взяли (будущему писателю было всего 16 лет) и зачислили в танковую дивизию СС. Война закончилась для него, толком и не начавшись: в апреле 45-го Грасс получил два осколочных ранения, попал в госпиталь, а затем в плен к американцам. По утверждению писателя, он так и не успел сделать ни единого выстрела.

Общественность возмутило другое: почему он молчал об этом целых 60 лет? И можно ли называть "совестью нации" бывшего эсэсовца? Одни посчитали выступление писателя расчетливым рекламным ходом в преддверии выхода новой книги, другие назвали его ханжой и потребовали вернуть все полученные награды, вплоть до Нобелевской премии. Бывший президент Польши Лех Валенса заявил, что теперь Грасс должен отказаться от присужденного ему звания почетного гражданина Гданьска.

Этот шквал критики он стойко принял и продолжал терпеливо разъяснять в интервью, что всю свою жизнь посвятил борьбе с той идеологией, которой поддался в юношеские годы. "В моей книге речь идет и о других ошибках. Я не задавал вопросы там, где надо было их задавать. Я видел, что исчезали люди, но предпочел не спрашивать, куда они делись".

Во взрослом возрасте он никогда не боялся задавать неудобные вопросы. Последняя громкая история с его участием произошла в 2012 году, когда он опубликовал стихотворение, в котором раскритиковал политику Израиля в отношении Ирана. В Израиле писателя тут же объявили антисемитом и запретили ему въезд в страну. Теперь, когда он ушел из жизни, скандалы закончились. Остались только книги.
http://www.germania-online.diplo.de/Ver ... s-tot.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 13:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
ФИЛЬМ ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0 ... 1%8C%D0%BC)

Помню, потрясло,когда ОДНАЖДЫ увидела. Книгу, к СТЫДУ своему, так и не прочла.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 19:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Людмила, чем же потрясла, ..обложка, правильно поняла?

зы. )) ну конечно, торопыга, прочитала невнимательно)) Людмила, поняла теперь, ..фильм потряс)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 23:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Molli, ыгы. К сожалению о ТАКОМ фильме в ВИКИПЕДИИ почти ничего. Но есть ссылки )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 08:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 окт 2010, 11:30
Сообщения: 456
Откуда: Санкт-Петербург
Похоже, снова у Александра Геннадиевича получится программа
для нескольких участников форума и самого себя.
А фильм потрясающий!

_________________
http://www.flickriver.com/photos/pahamiha/popular-interesting/ -люблю снимать на пленку!
http://vk.com/pahamiha -добавляйтесь в друзья!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 10:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Посмотрела фильм, да, впечатляет. Писателю, а может режиссёру удалось найти стиль ироничного повествования, который "смазывает" всю жестокость и неприглядность жизни, которую наблюдает вокруг себя вечный трёхлетка Оскар. На книгу нашла интересные рецензии, они написаны все под никами:

TibetanFox
Конечно, попытаться написать отзыв на этот роман — всё равно что сморкнуться в вечность. Собрать воедино все впечатления от этого опыта читательского труда (и это тот редкий случай, когда действительно "труда") довольно сложно, так что обрывками.

Есть в Германии писатель Генрих Бёлль, который проводит литературную политику сопричастности и с головой макает нас в действия фашистской Германии. Нежно его люблю. А есть в Германии писатель Гюнтер Грасс, который проводит литературную политику отчуждения, стараясь встать от фашизма максимально далеко и лучше вообще такую каку руками не трогать. Кстати, кому интересно, Грасс состоял в "Группе 47" (и это вовсе не музыкальная группа, играющая на 47 гитарах). Они очень не хотели, чтобы страна отвернулась от своего прошлого и сделал вид, что ничего не было. Ещё как было. Прошлого не изменить, но человек вполне в силах учиться на собственных ошибках. И в то время, когда вся Германия старательно пытается забыть всё и терзается комплексом непреодолённого прошлого, Грасс режет без ножа и с головой окунает нас в реальность. Его проза до грубости плотская и живописная: материя, тело, масса, смрад, на некоторых страничках становится нечем дышать, да и текст такой же плотный. Читать непросто, но после прочтения понимаешь, что ничего странного в мгновенной славе автора после публикации романа нет. Такая провокация просто не может остаться незамеченной.

В "Жестяном барабане", а затем и в других частях Данцигской трилогии, время действия показано очень широко, начиная ещё от Первой мировой. И эти описания неслучайны — незатейливые истории происходят на фоне общей истории Германии, и мы видим, откуда растут ноги у нацизма. Он не просто так вдруг взялся из воздуха, а целенаправленно складывался из маленьких кусочков реальности, всё шло к трагедии. Кого же Грасс выбирает для рассказа об истории Германии? Карлика, уродца, шута, злого и несмешного. Только такого рассказчика — уродливого и повреждённого судьбой — достойна родная страна Гюнтера. Да и не рассказ это, не гладкое повествование, а барабанная дробь, ритмичная и раздражающая. Так и получается, что история нацизма в Германии не какая-то трагедия для страны (трагедия, всё же, имеет довольно возвышенное значение), а мрачный и абсурдный фарс, настоящее безумие.

Кто же такой Оскар, если не искажённое кривым зеркалом отражение самого Грасса? Он мог бы использовать свой дар — чудесный сильный голос — чтобы петь прекрасные мелодии, выводить рулады и собирать рукоплескающие залы, однако он направляет его на визг, разрушение. Так и Грасс, безусловно талантливый писатель, мог бы спокойно писать что-нибудь спокойное и красивенькое, но он предпочитает вскрывать гнойники и вываливать наружу всю неприглядную правду. А сама литература — пустой барабан, лязгающий, не очень гулкий, но что ещё остаётся барабанщику, как не барабанить?

Очень ловко Грасс выбирает объект для сатиры. Посмотрите на Оскара: он одновременно и бунтарь (чего стоит хотя бы пресловутое "Не хочу больше расти!"), и обыватель. И чтобы раскритиковать общество, Грасс критикует самого Оскара, показывая, что и сам он грешен. Легко принижать что-то, возвышаясь над толпой, попробуй написать сатиру на толпу, если ты являешься её частью. От этого двойственного маргинального-филистерского образа достаётся всем: и бюргерским святыням, и деятелям "высокого искусства". Грасс смотрит не на толпу вокруг себя, а на толпу в себе, и выбивает дробь о том, что видит.

Не буду советовать этот роман всем и каждому, потому что он сложен и по форме, и по содержанию. Но если он вдруг вам понравился, то Данцигская трилогия вообще и "Жестяной барабан" в частности станет настоящим сокровищем, полным открытий даже после N-цатого перечтения.
Свернуть

krek001
Вот сижу я сейчас перед монитором. Передо мной текстовый файл, в котором уже три абзаца. Каждый – попытка начать рецензию на эту книгу. И каждый лишь жалкое подобие тех мыслей, которые крутятся в моей голове. Ни одно слово не способно передать того, что я ощущаю. Поэтому не буду пытаться завлекать, интригующие описав сюжет, или предвосхищать, воспевая красоту и глубину. Просто попытаюсь собрать в кучу все, что сейчас роится в голове. А там уж судите сами, стоит эта книга внимания или нет.

Это моя вторая попытка осмыслить «Жестяной барабан». И это же вторая неудача, вторая оплеуха со стороны господина Грасса. Он словно бы смеется. «Давай, деточка, попробуй еще раз, или кишка тонка, или ты слабачка?» И ведь знает, старикан чертов, что будет еще и третья попытка, и четвертая, и пятая. Потому что книга в любимых, потому что Оскар, главный герой, - один из самых запомнившихся книжных персонажей, потому что отдельные эпизоды чуть ли не во сне снились.

Самая сложная задача, когда рассказываешь об этой книге, писать, о чем же она. Если говорить о том, что на поверхности, то вот вам вкратце. 30-е годы ХХ века, набивший оскомину город Данциг (кто не в курсе, почему оскомину, погуглите), в нем живет некое семейство, отношения в семействе весьма запутанные, кто с кем когда и почему – понятно далеко не сразу. И живет в этом семействе мальчик по имени Оскар. Мальчик удивительный во всех отношениях. Даже и не знаю, как бы описать его уникальность, не наляпав по ходу кучу спойлеров. Хотя даже зная, в чем вся фишка, думаю с первого раза все равно трудно понять, что к чему, так что черт с ними, с этими спойлерами. Итак, Оскар. В три года мальчик получает красно-белый жестяной барабан, с которым не расстается все жизнь. Этот барабан (не этот именно, физически барабаны постоянно изнашивались и Оскару приходилось иногда очень сильно попотеть, чтобы добыть себе новый, а «этот» в смысле барабан вообще) стал его лучшим другом, его вечной любовью и его проклятием одновременно. Всю свою жизнь Оскар проживает, отбивая ритм событий. Он барабанит так, как мы с вами дышим. Своим барабаном он может рассказать вам любую историю, описать любого человека, провести вас через года, перенести в другой город, в другую жизнь. А еще у Оскара есть голос, способный резать стекло, как нож бумагу. А еще Оскар очень маленький, за всю свою жизнь он вырос, если мне не изменяет память, не больше, чем на 120 с лишним сантиметров. В Оскаре еще куча необычностей и странностей. Люди, которые его окружают, события, которые с ним происходят, не менее странные и чудные.

Вся книга вообще это сплошной водоворот лиц, действий, эмоций. Иной раз и не разберешь, где заканчивается реальность и начинается фантазия Оскара. Воспоминания, планы, мечты, сны, мысли, бредовые образы – все сплелось в один клубок. Здесь есть немного запутанных отношений, немного войны, немного театра, немного любви, немного крови. Но каждый раз главным зачинщиком выступает Оскар, каждый раз он центр всего, даже если кажется, что он вовсе и ни причем.

Самое сложное (по крайней мере для меня) в этом романе был не запутанный сюжет, а очень странная и своеобразная манера письма Грасса. Несмотря на то, что это мое второе чтение, первые несколько десятков страниц я запиналась, не могла уловить сути предложений, не могла войти в колею. Потом привыкла. Даже не могу толком описать, что такого необычного в стиле писателя, но что-то такое есть. Иногда слова в предложении стоят не совсем привычно. Иногда очень длинные предложения, которые вмещают в себя несколько мыслей сразу и очень трудно не потерять нить повествования. Читать «Жестяной барабан» это поистине труд, это задача для читателя, испытание. Думаю, не преувеличу, если скажу, что в этом отношении роман можно сравнить с «Улиссом» Джойса. Только вот Джойса разбирают по буковкам, а Грасс почему-то остается в стороне.

Если верить Википедии, то отправной точкой всех событий в романе является приход к власти в Германии национал-социалистов. Уж не знаю, кто писал эту статью, но, на мой взгляд, это самая глупая трактовка книги. Хотя бы потому, что «Жестяной барабан» во многом автобиографичен, а Оскар – отражение Грасса, только отражение в кривом зеркале. И национал-социалисты, и последовавшая война и прочие околополитические вещи – не более чем просто этапы в жизни главного героя (как и в жизни самого писателя).

Вообще всем, кто возьмёт в руки этот роман, я советую запастись терпением. Огромным таким терпением. Потому что иначе Грасса в принципе читать невозможно. Он любит поизмываться над читателем, и только самым терпеливым, а значит самым достойным, он открывает свои потрясающие тайны. А поживиться там есть чем. Ибо писатель, чья дебютная книга (а «Барабан» дебют, да еще в 32 года!) ТАКАЯ, поистине достоит всяческих похвал.

А я теперь буду пытаться уснуть, напившись кучу лекарств от простуды. Но сниться мне будет Оскар, вечный трехлетка. Он будет барабанить всю ночь у меня в голове историю своей жизни. И утром я проснусь со стойким желанием перечитать книгу еще раз.
И ведь это только первая часть знаменитой Данцигской трилогии…
Свернуть

Menelien
Бывают совершенно гениальные книги, которые хочется растаскивать на цитаты и потом выуживать из памяти по кусочкам при каждом удобном случае, наслаждаясь тем, как ловко тот или иной отрывок вписывается в течение собственных мыслей или окружающую действительность. Так вот, эта книга — не из таких. Она доставляет удовольствие несколько иного толка и «переваривается» по-другому.

Лев Толстой как-то сказал, что если бы его попросили вкратце выразить основную мысль «Анны Карениной», то ему пришлось бы привести целиком весь текст романа, от первого до последнего слова. То же самое можно сказать и о «Жестяном барабане» Грасса. Все эти шестьсот с лишним страниц строчка за строчкой сплетаются в одно единое масштабное полотно, из которого — как из песни — слова не выкинешь. У Грасса какая-то очень «немецкая» проза: плотная, насыщенная, небыстрая. Сам процесс чтения почему-то живо напомнил вязание спицами (хотя очень давно уже не доводилось брать их в руки): вроде бы размеренное, умиротворяющее занятие. Медленно, постепенно петля за петлёй складываются в единый масштабный узор. И думаешь: вот сейчас довяжу до конца ряда (дочитаю до конца очередной главы) — и пойду передохну, чайку попью, другими делами займусь, а это продолжу как-нибудь потом, при случае. И вот довязываешь (дочитываешь) — и понимаешь, что не можешь оторваться, и продолжаешь дальше, пока совсем не теряешь чувство времени, а глаза не начинают неумолимо слипаться. Ну, это всё субъективные впечатления и особенности восприятия.

И хотя из «Жестяного барабана» я и в самом деле, вопреки обыкновению, не выписала ни одной цитаты, зато рука периодически сама тянулась к карандашу, чтобы записать на форзаце какие-то собственные мысли, возникавшие по ходу чтения, — подчас даже не очень связанные с сюжетом книги. А способность заставлять читателя задумываться в любом случае гораздо ценнее и сложнее способности удивлять красивыми словесными оборотами.

Одна только фигура главного героя, Оскара, вызывает целый рой культурно-литературных ассоциаций — просто какой-то невероятный культурный пласт скрывается за этой маленькой фигуркой. Причём некоторые ассоциации возникают существенно раньше, чем им находится недвусмысленное подтверждение в тексте. Оскар — тот самый младенец, устами которого глаголит истина; этакий современный юродивый (в противоположность «традиционному» юродивому - Лео Дурачку); новая инкарнация Питера Пена — мальчика, который решил больше не расти; Мальчик-с-пальчик, обманывающий разбойников и переживающий всяческие приключения... Оскар — это Крысолов, вместо традиционной дудки вооружённый своим барабаном, под который только сподручнее заставлять плясать почтенную публику. Наконец, Оскар — Иисус, новый мессия, которому приспела пора собирать своих учеников и начинать проповедовать. «...Скорее уж Оскар настоящий Иисус, чем этот, если, конечно, он так и не станет барабанить».

Вот так и вся книга пронизана какими-то ассоциациями. И главная из них: стук жестяного барабана — это стук сердца, ни больше ни меньше. Недаром Оскару несколько раз удаётся так мастерски «пробарабанить» все ключевые эпизоды своей жизни от и до (в последний раз — при «написании» этой книги).

Вот, например, очень характерный отрывок.

А ещё мне очень нравится эта цитата из Нобелевской речи Гюнтера Грасса:

«Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого».


Что касается качества исполнения (всегда волей-неволей оцениваю книги ещё и с этой эстетско-фетишистской точки зрения), это конкретное издание произвело противоречивые впечатления. Вроде бы по всем параметрам дорогая книга (да и стоит недёшево): качественный переплёт, суперобложка, белая бумага. Но бумага при этом явно слишком тонкая, а качество печати оставляет желать лучшего: краска легко смазывается под пальцами — приходится следить за тем, чтобы осторожнее держать книгу. Не знаю, сколько прочтений она может выдержать, не потеряв своего товарного вида...
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 12:34 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Чакраборти отдохнул писал(а):
Похоже, снова у Александра Геннадиевича получится программа
для нескольких участников форума и самого себя.
А фильм потрясающий!

Так можно говорить о фильме. Высказаться может каждый, особенно если притча Г.Грасса потрясла (в книжном или киношном воплощении).
Я тоже книгу не читала, увы, хотя роман известный, да.. теперь постараюсь его достать и прочесть. Фильм посмотрела.
Попробуем разгадать символы притчи Гюнтера Грасса?
Главного героя зовут Оскар. Значение имени:
Цитата:
Возможно, от др.-ирл. os (олень) + cara (любимый, возлюбленный, друг) либо от др.-англ. имени Osgar (древнегерм. Ansger, Ansgar, древнесканд. Ásgeirr): ōs (божество, ас) + gār (копье).

http://kurufin.ru/html/Translate/Oscar.html
Чаще в инете имя Оскар переводят все же как "божественное копьё"
И тогда главный герой фильма... каратель. Неслучайно Оскар в фильме признаётся, что виноват в смерти всех своих родственников.
Вспоминается, конечно, и известная кинопремия - тёзка героя фильма..
Итак, Оскар Г.Грасса - одновременно и подарок, и наказание, и... честь. А, может, совесть семьи и, шире - немецкой нации.
Видя разнузданное распутство взрослых, слыша их разговоры ни о чём, присматриваясь к копошащейся пошлой жизни взрослых, мальчик решает перестать расти, упав в подвал. Так человек, убегая от осознания себя, прячет совесть свою подальше и Личность тоже останавливается в росте.
Почти весь фильм Оскар остаётся маленьким, стучащим в жестяной барабан (барабан - символ военщины, муштры и всего того, что охватило Германию в период обскурации). И барабан-то ЖЕСТяной..
Дед мальчика - мелкий поджигатель, который бегал от полиции и прятался под бабушкиной юбкой, пока однажды не утонул в реке, спасаясь от очередной облавы на него. Причём,так и неясно героям фильма - то ли дед утонул в реке, то ли этот мелкий поджигатель капиталистом в США..
:-) Одни метафоры!
У карликов маленькое туловище и большая голова.. Может, отчасти Оскар - ещё и метафора рассудка?
Когда в конце фильма, его маленький брат, стоя на могиле отца швыряет Оскару в голову камень и Оскар падает (но уже не в подвал, а на землю), то городской сумасшедший вдруг констатирует начало роста Оскара..
Оскар -совесть (рассудок? честь?) немецкой нации, получив ощутимый удар во Второй Мировой войне, расстаётся с жестяным барабаном - иллюзиями мирового господства и военщиной и.. начинает расти..
Женские образы, по-видимому, означают саму Германию в прошлом (бабушка), настоящем (мать) и будущем (Мария).
Мать Оскара умирает от обжорства рыбой, где рыба - не только еда, но и сексуальный символ, а также (как мы знаем из передач СН) и символ Христа...
Германия в период Второй мировой войны пала жертвой своей жадности, пытаясь сожрать и Бога..
Тот супчик, которым злые дети потчевали Оскара в начале фильма, - тоже, видимо, - метафора тех душевных отбросов и нечистот, которые составляли "духовную пищу" немецкого народа перед Второй Мировой..
Такой вот злой самосарказм Г.Грасса.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 13:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Метафор настолько много; за что зацепится, даже не знаешь. Оскар, действительно, метафора рассудка, он другой природы, у него нет конкретного отца, а если точнее у него три отца (три мужчины, влюблённые в его мать), которым он невольно несёт гибель: Альфред Мацерат (немец, повар, продавец), Ян Бронски (поляк, кузен его матери Агнес, служитель Польской почты) и Сигизмунд Маркус (еврей, хозяин магазина игрушек).
Эльмира писал(а):
Когда в конце фильма, его маленький брат, стоя на могиле отца швыряет Оскару в голову камень и Оскар падает (но уже не в подвал, а на землю), то городской сумасшедший вдруг констатирует начало роста Оскара..

Вспоминается пророчество Ветхого Завета, когда Бог изгоняет Адама и Еву из Рая: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15) Тот кто "поражает в голову" - это Иисус, поэтому в конце фильма появляется новый "Иисус" - то ли брат, то ли сын Оскара.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 13:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Это Я писал(а):
Метафор настолько много; за что зацепится, даже не знаешь.

Главная метафора- маленький барабанщик на большой взрослой войне.
Песня о барабанщике
Как бы крепко ни спали мы,
Нам подниматься первыми.
Лишь только рассвет забрезжит
В синей туманной дали.
Это неправда, что маленьких
Смерть настигает реже,
Ведь пулеметы режут
Часто у самой земли.

Сколько легло вас, мальчики,
В травах и узких улочках.
Маленьких барабанщиков,
Рыцарей ярых атак.
Но не могли вы кланяться,
Жмуриться и сутулиться,
Падали, а товарищи
Шли, отбивая такт.

В мире есть песни разные,
Сложенные с любовью.
Есть грусные, есть бодрящие,
Звонкие, как струна,
Но ни в одной не сказано,
Как это все-таки больно –
-Пулю глотнув горячую,
Падать на барабан.

Может быть все исполнится,
Травы не вытопчет конница,
И от ударов пушечных
Наша земля не сгорит.
Но про тревогу вспомни ты,
Вспомни про нашу бессонницу,
Когда барабан игрушечный
Сыну решишь подарить.
Свернуть

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 14:58 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Книга большая. Начала ее читать вчера, поняла, что всю все равно не одолею (она еще и из трех книг состоит) и решила посмотреть фильм.
Смотрю, всматриваюсь в экран и какой-то шок: это не то, совсем не то, о чем уже прочитала. Первые 20 минут разрывалась между текстом и изображением. Дальше пошло лучше, потому что дальше я еще не прочитала и потому что уже втянулась в фильм. Фильм хороший, но это не книга. После фильма снова кинулась читать книгу. Бросила далеко за полночь. Текст, сложный, странный, увлекательный. Уже не отпустит. Дочитаю.
Книга и фильм по моим ощущениям совпадают только тезисно. У них общий план.
В фильме, как ни пытались режиссер с оператором (позже уже вспомнила эти приемы) представить взгляд на мир глазами Оскара, я все равно смотрела на Оскара со стороны. Он в интерьере бюргерской провинции, в недрах которой зарождался, рос и креп фашизм. Книга же смотрит на эту бюргерскую провинцию глазами Оскара, изнутри его маленькой и видящей все насквозь души.

Собственно магия самой книги не столько в этом. Повествование ведется, то от имени автора, рассказывающего об Оскаре, то от имени самого Оскара. Причем это все перемешано в каждом абзаце, возможно даже в каждом предложении, которые в книге бывают такими большими, что напоминают абзац. Возможно,… потому что через какое-то время перестаешь это замечать и … восприятием происходящего действительно погружаешься в детство в тот возраст, когда о себе говоришь то в первом, то в третьем лице.
Ну для примера первый попавшийся абзац…
"Желая избегнуть каких бы то ни было звуков, я даже оставил дверь в спальню полуоткрытой и с удовлетворением констатировал, что меня так никто и не окликнул. Я все еще прикидывал, куда лучше залезть Оскару -- то ли под кровать, то ли в платяной шкаф. Я предпочел шкаф, потому что под кроватью мог испачкать свой синий и очень маркий костюмчик".
… и так всю книгу (по крайней мере, ту ее часть, что я успела прочитать)
Первоначально это немного напрягает. Особенно когда и герои еще не знакомы, и путаешься в появляющихся именах и в длинных предложениях, соединяющих в себе и описания, и размышления практически одновременно (так пока и не разобралась, как ему это удается), но когда втягиваешь в такую форму рассказа, то, вырываясь из него, задумываясь о прочитанном, понимаешь, что там нет оценок, никаких, вообще. Есть только повествование.

Но и повествование это тоже не просто. Оно не только о событиях, вернее не столько о них, сколько об их переживании душой… вот подумала, подумала,… да, наверное именно детской душой, но рассказанное очень мудрым и очень взрослым человеком. Собственно говоря, там наверное все души детские, только они под стеклом, как засушенные гербарии или заспиртованные эмбрионы, а Оскар – это та единственная душа, которая борется с этим остекленением. Жестяная барабанная дробь возникает всегда в тот момент, когда мир, взрослый мир, бюргерский мир предлагает ему в качестве самозащиты обзаводиться социальными масками, скрывающими внутреннюю подлинность. Оскар их отвергает, барабаня в барабан. Мало того барабанная дробь – это его способ запомнить пережитое. Собственно книга – это процесс написания воспоминаний Оскара, который находится в специализированной клинике. И воспоминания эти он добывает из памяти барабанной дробью.
Впрочем, у Оскара не только барабан, на жестяной шкуре которого он выбивает все, что происходит вокруг него, но и голос, которым он разрушает стекло. Сначала он им защищает свой барабан, а затем он использует его как орудие искушения. Он, хоронясь в темном подъезде напротив какой-нибудь витрины, выжидает тех, кто задерживается перед ней, остановив свой взгляд на понравившейся вещи. И вот тут-то Оскар и применяет свое мастерство. Он силой своего неслышимого голоса вырезает небольшое отверстие в стекле, как раз напротив той вещи, которая приглянулась прохожему. И ставит его перед выбором: забрать понравившуюся вещь или уйти без нее. Он разбивает голосом окна театра, а позже срывает оперное представление. Он разрушает человеческую фальшь и просто смотрит, что из этого происходит, продолжая не оценивать, а просто описывать и сами события, и их последствия.

Книга потрясающая. В ней и ирония, и боль, и мудрость, и невероятная деликатность в описании событий далеких от деликатности и мудрости. И смешно, и больно, и застреваешь иногда на невероятно прозрачных и точных коротеньких афоризмах неожиданно обнаруженных посреди громоздкой фразы. И ошарашенная долго недоумеваешь: каким образом он вообще сюда попал? При этом он, афоризм, как бы вроде и не афоризм вовсе, а всего лишь часть этой гигантской фразы, в которых я иногда так запутываюсь, что приходится перечитывать. И эта часть фразы, остановившая мое внимание, становится тем алмазом, которые режет во мне невидимые стекла.
Оскар ту силу голоса, которую никто не слышал и которая вскрывала стекла, называл алмазом. Такими же алмазами наполнен, смею думать, весь роман Гюнтера Грасса. И выбиваются они в тексте барабанной дробью на детском жестяном барабане.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 16:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Да, стыдно - стыдно МНЕ не читать таких романов вовремя. Пытаюсь наверстать. Большое удовольствие , должна заметить. МАЛЬЧИК этот мне и в фильме очень нравился. Это тот герой , про которого хочется сказать " Оскар с барабаном - это Я!" Его чувствуешь в себе как защиту и избавление от мира принципиально взрослых людей. И как роковое предначертание ШУТовства -внешнего и внутреннего. Сказать по правде, очень напоминает ПРЕВРАЩЕНИЕ Кафки. Там - желание НЕ ВЫХОДИТЬ ИЗ КОМНАТЫ и превратиться в НАСЕКОМОЕ с сердцем и рассудком . Здесь - не соприкасаться с миром на его ТЕРРИТОРИИ ,не играть по ЕГО ПРАВИЛАМ - придумать свой язык, свою манеру, свою МЕСТЬ и ЗАШИТУ. Не вырсти во взрослого - изысканная мечта БРЕЗГУЮЩЕГО жизнью. Такой, какою она сложилась ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ. И которую исправить нельзя, можно только усугубить. Или...разрушить. Последовательно. С ДЕТСКОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ. Без ВЗРОСЛОГО компромисса. Эх. Опасное чтение. Давно что-то такого не читала. ОТВЫКЛА. Можно много написать, многое проанализировать. Можно просто проникнуться. Всегда, когда читаю новую книгу, от руки старательно переписываю понравившиеся отрывки. Инет , увы, упрощает этот процесс. ВСЮ ИСТОРИЮ РОЖДЕНИЯ и ЗАПОЛУЧЕНИЯ БАРАБАНА хочется цитировать и цитировать. Класс! Но вот - первое попавшееся, бунтарское, КОНФЛИКТное и его - победительное .

Цитата :

То ли она почувствовала, что я вижу ее насквозь, то ли дело было в моем голосе, который, уже предостерегая, но еще не причиняя вреда, царапал правое стекло ее очков, короче, она отказалась от применения грубой силы, заставившей побелеть костяшки ее пальцев, вероятно, не вынесла царапания по стеклу, из-за чего покрылась гусиной кожей, с зябкой дрожью выпустила из рук мой барабан, сказав только: "Какой же ты злой, Оскар!" бросила моей матушке, которая и без того не знала, куда глаза девать, укоризненный взгляд, оставила в покое мой ни капельки не сонный барабан, повернулась, стуча низкими, широкими каблуками, взошла на кафедру, достала из своего портфеля другие очки, вероятно для чтения, решительным движением сняла с носа то устройство, которое поскреб мой голос, как скребут ногтями по оконному стеклу, словно я голосом осквернил его, оттопыривая мизинец, насадила себе на нос вторые очки, затем потянулась, так что внутри у нее что-то хрустнуло, и, снова запустив руку в свой портфель, сказала:

-А сейчас я зачитаю вам расписание занятий. Из вместилища свиной кожи она достала стопку бумажек, одну взяла себе, остальные раздала матерям, стало быть и моей тоже, и наконец-то растолковала шестилеткам, начинающим терять терпение, с чем его едят, это расписание:

Понедельник: закон Божий, письмо, счет, игры; вторник: счет, чистописание, пение, природоведение; среда: счет, письмо, рисование, рисование; четверг: краеведение, счет, письмо, закон Божий; пятница: счет, письмо, игры, чистописание; суббота: счет, пение, игры, игры.

Вот что возвестила нам Шполленхауэр как неумолимый рок; она снабдила это детище учительской конференции своим строгим, не проглатывающим ни одной буквы голосом, потом, припомнив семинарские занятия, стала "прогрессивно ласковой", ахнула, разражаясь воспитательской веселостью:

-Ну, дорогие детки, теперь все вместе повторим. Итак: понедельник?

Стая заревела:

-Понедельник!

Она, тотчас:

-"Закон Божий!"

Крещеные язычники проревели слова "Закон Божий". Я свой голос щадил и вместо того выбил религиозные слова на барабане.

С подачи фройляйн Шполленхауэр они орали у меня за спиной:

-"Письмо?!" -(Мой барабан отвечал дважды.)

-"Счет!" (Еще один удар.) Так продолжался крик позади меня, так запевала Шполленхауэр впереди меня, и я размеренно, делая хорошую мину при плохой игре, отбивал счет на моей жестянке, пока Шполленхауэрша -уж и не знаю, какая муха ее укусила, -не вскочила с места, явно озлясь, но озлилась она вовсе не на придурков, что сидели позади меня, нет, это из-за меня ее щеки вспыхнули лихорадочным румянцем, это безобидный барабан Оскара стал для нее камнем преткновения, достаточным, чтобы приняться за наделенного чувством ритма барабанщика.

-Оскар, а теперь слушай меня. Четверг: краеведение!

Пренебрегая словом "четверг", я шесть раз ударил по барабану, обозначив "краеведение", два раза -"письмо" и один раз -"счет", а "закон Божий" я отметил, как и положено, не четырьмя ударами, а вразбивку, два раза по два, исключительно благодетельными ударами барабана. Но Шполленхауэрша не оценила моей точности. Ей вообще надоел барабанный бой. Десятикратно, как и немногим раньше, она показала мне свои коротко обрезанные ногти и десятикратно хотела схватить барабан. Однако, прежде чем она успела коснуться моей жестянки, я уже издал свой стеклоразрушительный крик, который лишил три превышавших размерами обычные классных окна их верхней части. Жертвой второго крика пали средние стекла. Мягкий весенний воздух беспрепятственно ворвался в комнату... "

Оскар - весь ПРОТЕСТ против РАСПИСАНИЯ. Мне было понятно это с детства. Судьба смеется, заставляя работать (говорить и думать) ПО РАСПИСАНИЮ, Но тем сильнее протест внутренний и чувство СВОБОДЫ... Может, я не права. Может, ТАК не надо и вредно.Но как обаятельно ! )))


Последний раз редактировалось Людмила 16 апр 2015, 16:45, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 16:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
ЧУТЬ ДАЛЬШЕ : ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ.

Черт знает, откуда она наколдовала свою камышовую трость. Но трость вдруг возникла, подрагивая в том самом перемешавшемся с дуновением весны воздухе, и сквозь эту воздушную смесь она со свистом взмахнула тростью, сделала ее гибкой, голодной, жаждущей, одержимой мечтой о лопающейся под ударами коже, о свисте "с-с-с-с", о множестве завес, которые способна заменить быстрая трость при полном, всеобщем удовлетворении. И она ударила тростью по крышке моей парты, так что фиолетовым язычком подпрыгнули чернила в чернильнице. И когда я не пожелал подставить ей руку, она ударила по моему барабану, ударила по моей жестянке. Она, какая-то Шполленхауэрша, ударила по моему жестяному барабану! Какое она имела право ударить? Ладно, если ей так уж хотелось ударить, пускай, но при чем тут мой барабан? Ей что, не хватает чисто намытых оболтусов у меня за спиной? Ей понадобилась именно моя жесть? Ей, которая ничего, ровным счетом ничего не смыслит в барабанном бое, ей обязательно надо было лезть к моему барабану? А что это блестит у нее в глазах? Как называется зверь, пожелавший ударить? Из какого он сбежал зоопарка, какой алчет пищи, чего ищет? В Оскаре нечто поднялось, его толкало нечто, возникшее неизвестно из каких глубин, сквозь подметки, сквозь подошвы наверх, нечто, овладевшее его голосовыми связками, и оно побудило Оскара испустить истошный крик, которого вполне хватило бы, чтобы оставить без единого стекла целый, великолепный, прекраснооконный, вбирающий свет, преломляющий свет готический собор. Короче говоря, я сотворил двойной крик, поистине обративший в прах оба стекла очков Шполленхауэрши. Моргая под слегка кровоточащими бровями сквозь совершенно пустую оправу, она отступила назад и под конец начала некрасиво и для учительницы слишком несдержанно рыдать, а банда за моей спиной примолкла в страхе, частично скрываясь под скамейками, частично выбивая зубами дробь. Некоторые даже переползали со скамейки на скамейку, поближе к матерям. Те, однако, поняв, что я натворил, начали искать виноватого, хотели наброситься на мою матушку и непременно набросились бы, если бы я, прихватив барабан, не сполз со скамьи. Мимо полуослепшей Шполленхауэрши я пробился к своей окруженной фуриями матери, схватил ее за руку и увлек из класса "1А", где гуляли сквозняки. Гулкие коридоры. Каменные ступени для великанских детей. Крошки хлеба в гранитных чашах с фонтанчиками. В открытом спортзале тряслись под перекладиной мальчики. Матушка все еще держала в руках бумажку. Перед порталом школы имени Песталоцци я отобрал у нее бумажку и скатал из расписания уроков лишенный смысла бумажный шарик. Однако фотографу, который между колоннами портала караулил первоклассников в сопровождении матерей и фунтиков, Оскар разрешил сфотографировать себя и свой не потерявшийся во всей этой сумятице фунтик. Выглянуло солнце, над головой у нас жужжали классные комнаты. Фотограф поставил Оскара на фоне классной доски с надписью: "Мой первый день в школе".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 16:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Чего только не вспомнилось, правда ? Том Сойер и Г. Финн как минимум ( по "детской" и "школьной" теме) . Путешествие НИЛЬСОНА с ДИКИМИ ГУСЯМИ ,ОСКАР иРОЗОВАЯ ДАМА. И есть фильм БАРАБАНИАДА. Советский, кажется. Очень рекомендую.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%B4%D0%B0


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гюнтер Грасс "Жестяной барабан"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 18:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
А ещё "Волшебный голос Джельсомино") Сама же манера написания романа (спасибо за цитаты из него @->-- ) напомнила мне "Заводной апельсин". Там так же.. странно.. И "Тени грядущего зла" Брэдбери! И "Повелитель мух"! Вобщем, все те произведения, где ребёнок (или подросток) корчится от несовместимости себя и мира. От своей неуместности в мире! Если вспомнить честно, какое же это жуткое время- детство, какое это тяжкое испытание.. И кого же можно считать прошедшим испытание детством?
Из фильма (который я слушала большей частью, а не смотрела, и надо же было именно на этот эпизод попасть!) шокировала (не люблю я это слово, потому что в разговорах дам на улице, в транспорте фраза "я в шоке!" окончательно уже утвердилась как единственное обозначение ВСЕХ чувств) но другие обозначения подходят ещё хуже, так вот, шокировал меня эпизод, когда официальный отец вечного ребёнка Оскара ловит угрей головой дохлой лошади.. Роман Грасса- болезненный, действительно, так ребёнок на всю жизнь запечатлевает случайно увиденные мерзости и они преследуют его всю жизнь.. Осуществлённая детская мечта- забить в барабан или завизжать так громко, чтобы все мерзости этого взрослого мира рассыпались в прах. Но отказ расти.. Всё испортил этот отказ расти! "Я хочу быть зрителем!" говорит Оскар в ответ на приглашение карлика поступить в театр лилипутов..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 30 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 65


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.101s | 19 Queries | GZIP : On ]