Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 08 дек 2016, 12:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 145 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: фильм "Левиафан" реж. А.Звягинцев
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 12:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1492
Откуда: Москва
Следующий эфир 30 Апреля 2015, обсуждаем фильм "Левиафан" (реж. А. Звягинцев)
Значение и причины популярности кинофильма А. Звягинцева "Левиафан".

__________________________________________________________

Фильм можно посмотреть здесь https://youtu.be/8iY2Mm8ecf4

Я вряд ли успею досмотреть фильм, завтра уезжаю на дачу. Но вот какие мысли у меня возникли. Этот фильм киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова, изображённая режиссёром Андреем Звягинцевым в условиях современной России. Левиафаном в Ветхом Завете (Иов. 40:20—41:26, Ис. 27:1) называют мифологическое морское чудовище. В фильме этот библейский образ используется как метафора государственной власти. Подобное отождествление впервые использовал Томас Гоббс, который в своём трактате сравнил государственную машину с Левиафаном, так как и первое, и последнее уничтожают человеческую природу и свободу. Я не так давно интересовалась этим сюжетом, но по отношению к американскому фильму "Моби Дик", который был снять по одноимённому произведению Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», где тоже фигурирует чудовище, правда, оно не отождествляется с государственной властью как у нас, оно скорее символ безрассудной тяги к наживе, которая истребляет всё живое, что, наверное, было свойственно нарождающемуся американскому капитализму второй половины 19 в. Эта параллель может быть интересна в свете понимания архетипа, в котором художник (писатель, режиссёр) пытается найти тенденции и чувства, определяющие развитие общества, народа, людей. Я прочитала в аннотациях фильма; у главного героя коррумпированные власти в лице мэра пытаются отобрать дом, землю и бизнес за небольшую компенсацию. Главный герой не против "продать" свою маленькую Родину, которой владели несколько поколений его предков, но за бОльшие деньги, чем ему предлагают. Эти деньги ему необходимы для переселения в город. Посмотрев только начало, я поняла, что это больше желание его молоденькой жены, чем его. Я в этом сюжете уже вижу отражение современной тенденции; если раньше с земли могла согнать насильственная коллективизация и индустриализация страны, то сейчас капитализация земли. Я как "анастасиевец" к этой тенденции очень болезненно отношусь, вижу в ней корни будущего противостояния; уязвимости мелкого землевладения, где возможны процессы, схожие с появлением латифундий в Древнем Риме и Латинской Америке, когда мелкие крестьяне разорялись и богачи за их счёт расширяли свои владения. Причём, эта система стала гибельной для Древнего Рима, она также имеет негативные последствия в Латинской Америке, которая в своей экономике и развитии значительно уступает странам Северной Америки.

Если возвращаться к архетипам, лежащих в основе этих произведений ("Левиафан", "Моби Дик"), то есть интересная лекция клуба "Касталия", где с позиций юнгианской психологии анализируют фильм о чудовище "Моби Дик"

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Последний раз редактировалось Это Я 29 апр 2015, 16:22, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 13:26 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Вот здесь - склад рецензий на фильм:
http://www.kritikanstvo.ru/movies/leviafan2014/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 16:40 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3391
Откуда: Ульяновск
Посмотрела фильм. Тяжело. Очень. Это не карамельные оттенки серого, которые ни чувства, ни ум во мне не затронули. Это каток и по тем, и по другим. Попробую написать, надо как-то все это выплеснуть, но … не знаю, что получится. Все внутри подмято безнадежностью.

Все говорят: нет правды на земле…

Левиафан – мощнейшая государственная машина. Ради государственных нужд отбирается у Николая его земля, на которой и дом, и автомастерская, его бизнес. Он сопротивляется. И его друг, известный столичный адвокат, пытается его защитить. Все бесполезно.
Местная власть – это мощь и сила. И суд, и прокуратура, и полиция, и криминал – все у нее на службе. Мало того вся его деятельность освящена епископом, потому что, как выясняется в финале, земля отнимается ради восстановления находящегося рядом (или может быть на этой же земле, это непонятно по фильму) древнего собора.
Конечно ситуация обострена намеренно. Николай подозревает, что мэр собирается на его участке для себя хоромы возвести. Но в финале этот самый мэр кому-то важному говорит о своих планах обустройства этого подворья, о возведении трапезной, каких-то построек. В общем все благостно, богоугодно, для людей, для укрепления государственной мощи при помощи официальной религии, которая в данном случае всего лишь подмена государственной идеологии. А отдельные мешающие люди,… это что,… они насекомые, которых можно раздавить и убрать, чтобы не мешали.
Разрушена семья, погибла Лиля, посажен Николай, где-то, то ли в детдоме, то ли у опекунов, Роман всего лишь потому, что они мешали левиафану, каким-то его безличностный грандиозным задачам.


Но правды нет — и выше…

Так есть ли правда выше (или глубже) в наших душах?
Топят Николая не только враги, но и друзья. Это они подозревают его в убийстве его жены. Они дают признательные показания, тем более, что были свидетелями конфликта любовного треугольника и слышали угрозы Николая в адрес жены. Все складывается не в его пользу. Рок?... судьба?... Произошло ли убийство его жены или это самоубийство, мы не знаем. Но конфликт между ними был и были этому свидетели и государственная машина холодно и безразлично использует это в своих целях.

Страшно то, что ради какой-то мифической общей правды предается правда внутренняя или если и не предается, то подвергается сомнению. И сомнения эти снимаются круговой порукой, разрешаются вышестоящими в иерархической государственной машине. И снова тень Великого Инквизитора между всеми нами.

– Где твой Бог милосердный? – спрашивает Николай сельского священника.
– Мой Бог во мне. А твой где? – отвечает он.
Для меня это главный вопрос фильма. Пока Бог будет искаться во вне, и Родина будет подменяться государством, и общая правда будет подминать под себя совесть, левиафан катком будет проходить по нашим душам.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 20:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2861
Откуда: Уфа
Сначала посмотрел фильм полностью в плохоньком качестве, потом трейлер увидел в высоком, разница впечатлила. Наверное стоит предпринять усилия или деньги, что бы не смотреть его с плохим изображением.
Впечатлила сцена с живым китом в свинцовых водах океана, жутко. Муляж скелета тоже, более чем, удачная визитка фильма, особенно в постере, вероятно она тоже сыграла роль в привлечении зрителей.
Среди персонажей привлёк внимание тот тип, который организовал пикник со стрельбой. По моему, он символизирует собой некое первородное тупое зло, чёрта, зло почти не персонифицируемое, незамечаемое в силу своей внешней ничтожности, так же как своё персональное зло, своих чертей не обнаруживают прочие персонажи. Он же и демон взымающий по счетам кармы, взрывающий, вскрывающий её. Когда он пригласил юриста на пикник то, сразу возникла мысль, что там произойдёт, закрутится нечто роковое. Я вначале хотел написать не роковое, а пагубное но, ведь пАгуба, видимо, уже жила в латентом состоянии в душах, а демону оставалось только вызвать их наружу, т.е. исполнить рок.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 21:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2861
Откуда: Уфа
Селена писал(а):
... Произошло ли убийство его жены или это самоубийство, мы не знаем. .....

Ирина, хм, и в самом деле ..... До твоего поста я был уверен, что она покончила самоубийством, а сейчас озадачился. Но, думаю, если имеет место быть такой вопрос-интрига то, больше как метафора, т.е. если её и убили но, убили не буквально, а опосредованно, например, муж со своими запоями. Вообще, героиня она, такое воплощение, почти физически ощущаемой, боли сердечной от безнадёги.

В предыдущем посте хотел, так, провокационно вставить юморные смайлики но, редактор заглючил, заартачился, ... хм.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 22:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Djuley, я не думаю, что она уходит от безнадеги. Она уходит , потому что грешна. Как Анна Каренина, предположим.
Я , признаюсь, не люблю фильмы Звягинцева. Как можно ЛЮБИТЬ бритву ? Надежды он не оставляет. Категоричен. Как ПОЗДНИЙ Лев Толстой.
Я даже объяснять ЛЕВИАФАНА не хочу. Это повсеместная тяжесть. Но не тяжесть жизни или государства. А тяжесть самого себя. Хотя... ЛЕВИАФАН лично меня никак не касается ( кроме Териберки - четыре часа езды, прошлым летом вслед за Звягинцевым снимали и мы там кино - гордо! :men: ). Но ПОКА не касается напрямую. Конечно, может коснутся : шаг вправо-шаг влево. Не приведи,Господь!
ВСЕ В ЧЕЛОВЕКЕ! ВСЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ! СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК! - Горький. На дне. Вот это - про то. Какой человек существует ? И что является производным от его рук, ума, сердца... тела , инстинкта...Алкоголизм. Желание властвовать . Хамство. Глупость. Похоть и пошлость... Тьфу, не хочу и перечислять.
ИЗНАНКА обнаруживает себя. И дружба оборачивается подлостью. Вот ,пожалуй, где лично для меня - корень крушения. Подлость и предательство. Грех. А ,значит, остановка КОНЕЧНАЯ. Приехали.

Кто о мальчике позаботится ? Кто передачу в тюрьму принесет ? Кто кому слово доброе скажет ?
САМ ВИНОВАТ. Вот приговор и суд. Да, ВИНОВАТ. И ВИНОВАТА. И ВИНОВАТЫ. А дальше-то , что ?


Последний раз редактировалось Людмила 29 апр 2015, 23:34, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 22:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2861
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
Djuley.............. Она уходит , потому что грешна. Как Анна Каренина, предположим.
........
Это уже детали. Она глаза души зрителя.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2015, 23:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1492
Откуда: Москва
Я в шоке. Фильм гениальнейший. Не восприняла как "чернуху", потому что была подготовлена к пониманию сокрытых метафизических пластов, которые содержит фильм. Это и К.Коллоди "Пиноккио" и "Воспитание Пиноккио" А.Данилина, это и "Моби Дик" (ссылки выше), это и анализ образа Иоанна Крестителя в теме "Клуб толкователей сновидения"... когда Николай Сергеев после измены жены идёт в разрушенную церковь, где мальчишки словно беспризорники жгут костёр, он разглядывает сохранившуюся фреску "Усекновение головы Иоанна", где Саломеи подносится голова на подносе.
Большой неожиданностью стала тема православной Церкви, её двойственности и противоречивости, человеческим олицетворением которой становятся две противоположные фигуры священников: скромного батюшки - отца Василия и архиерея подстрекателя, который даже имени в фильме не имеет. Эта тема даёт актуальные отсылки к нашей истории, ведь первыми "латифундистами" на Руси были не князья, а монастыри. Вспомнила, как А.Г. говорил, что в православии - понятие Бога было перенесено в храмы, то есть в представлениях Бог пребывал не в окружающем человека пространстве, а был сфокусирован на Храм, поэтому такое запустение мы видим в русской жизни, в отличие от протестантской культуры, где человек вернул себе ответственность за обустройство окружающего пространства.
Много аллюзий родил этот фильм, о всех не расскажешь.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 00:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3391
Откуда: Ульяновск
Людмила писал(а):
САМ ВИНОВАТ. Вот приговор и суд. Да, ВИНОВАТ. И ВИНОВАТА. И ВИНОВАТЫ. А дальше-то , что ?

Дело не только в вине. Дело ведь еще в отсутствии покаяния. Вину они испытывают и заливают это чувство водкой. Но честно отыскать причину этой вины и отказаться от нее (от того, что стало причиной) не хватает силы или просто понимания, что это такое и как это делается.
Вот какие размышления о фильмах “Покаяние” Абуладзе и “Левиафан” Звягинцева нашла в интернете…
+
Ольга Седакова пишет: «Я могу предположить, что случилось в пути к Смыслу и Храму, к Богу, что случилось за эти десятилетия. На эту мысль меня и навели два наших великих фильма. Тут мне придется попросить прощения у просвещенной публики: от исторических рассуждений мы перейдем к мистическим. А это разговор, в хорошем обществе запрещенный. Но ничего не поделаешь. Проект построить Храм и Дорогу к нему не принял во внимание одного: прежде всего, необходимо было отречься от сатаны. Как в таинстве Крещения отречение от сатаны предшествует обручению со Христом. Иначе пространство жизни не может быть открыто для Другого. А герметически закрытое от Другого пространство, как известно, – ад. То, что прошлое, из которого начинался наш “Исход”, было не просто “тоталитаризмом” или как-то еще социологически определяемым устройством, а реальным союзом с нечистой силой, наглядно дает увидеть Абуладзе. Его Варлам, воюющий с солнцем, — не гротеск, не художественный троп. Это прозрение. Власть сатаны — вот из-под чего необходимо было выйти. Полностью из нее выходят, как известно, святые. Но вектор этого движения необходимо держать в уме и нам, невеликим душам. Этому учит Церковь: этому, а не борьбе за какие-то скрепы и устои. Я помню удивительное послание Патриарха Алексия II после августовских событий 1991 года. Он сравнивал нашу страну с гадаринским бесноватым, из которого вышли бесы. И, помню, говорилось там о том, что бывший бесноватый перестал пугать окружающие народы… Было это в воздухе: ощущение освобождения и очищения от чего-то совсем не “политического” в расхожем смысле слова. Но, как известно, в ту же очищенную горницу, если она остается пустой, могут войти злейшие бесы. Нашу горницу быстро заполнили всяческой пустотой и беспорядочной деловитостью, ремонтными работами, не размышляя, не совершая душевного труда, не произнеся решительного слова отречения. Не произнесли его те, на ком этот долг лежал в первую очередь. Поэтому героям Звягинцева в новом храме нечего делать. Там им не ответят. Варлам остался в своей могиле и окружен новым почетом. Жрецы Варлама без тени смущения меняют собственные богоборческие слова гимна на “благочестивые”. Преступление вновь называется успехом. Младшие герои Абуладзе помалкивали о нем, но несомненно помнили. Герои Звягинцева, кажется, просто ничего об этом не знают. Им уже нечего скрывать; современность, которую они застали, как будто оторвана от истории. Они не знают собственной связи ни с ее палачами, ни с ее жертвами. Они знают одно: что все состоит из неправды, и уже не спрашивают, почему и с каких пор. Они как будто обречены никогда не быть открытыми».

http://snob.ru/selected/entry/87969/page/2
Свернуть

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 05:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1492
Откуда: Москва
Селена, в чём должны каяться герои фильма? Живут простые труженики, на своей родной Земле, на которой жили их предки. Столкнувшись с беспределом и невозможностью отстоять свою правду, начинается то ли поиск компромиссов, то ли сделки с совестью. Николаю предлагают "отступные" 600 с лишним рублей, ассоциация с числом дьявола, но его друг адвокат настаивает на продаже Родины в сумме 3,5 млн., что как-то близко к 30 серебряникам Иуды. Следующая сделка с совестью это попытка с нечистым воевать нечистыми средствами, это использование компромата против мэра, потом ревность, мордобой... Николай должен найти в себе Иова, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Он должен ими стать, он - богоборец, но в то же время и Мессия, и Спаситель. Но что говорить про него, если он оказывается не способным воспитать своего сына. В начале фильма показано, как сын его хамит, бунтует, не хочет учиться в школе (как Пиноккио), а он воспитывает его пинками и подзатыльниками. Сын его бегает в разрушенную церковь к таким же "беспризорникам" как и он. Когда Николай пьяный приходит к ним искать сына, то видно подростковое не уважение и игнорирование, парни фамильярно говорят: "Привет, дядя Коль", а он при них пьёт водку. И здесь опять же, как и в фильме "Пятьдесят оттенков серого" поднимается тема ВОСПИТАНИЯ. Кто будет воспитывать личность? Как выбраться из состояния инфантилизма? И начинаются поиски СИЛЬНОЙ, АВТОРИТАРНОЙ фигуры. И ей может оказаться Сталин, Путин, а может и русская православная церковь. И дорога к Храму оказывается не дорогой к духовной дисциплине, а дорогой к тоталитаризму.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Последний раз редактировалось Это Я 30 апр 2015, 08:45, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 07:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2861
Откуда: Уфа
От Николая есть такое ощущение, - у него нет будущего. В том смысле, что в объёме его серого вещества отсутствует пространство этого будущего. Прошлое, да, у него есть, он там вроде показывает фото своих предков, когда-то основавших родовое гнездо. Есть настоящее и рефлексия в пределах этого настоящего. А вот образ будущего и ответственность за будущее жены, сына как-то не проглядывается. А вот у мэра не проглядывается прошлое но, есть будущее и, тоже, есть настоящее со всё той же рефлексией. Он несётся в своё персональное будущее ни на что не оглядываясь и на совесть, в том числе, не оглядываясь.
И вообще, рефлекторщина, похоже, правит бал в той истории.


Последний раз редактировалось Djuley 30 апр 2015, 10:11, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 09:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1492
Откуда: Москва
Djuley, спасибо, я тоже это почувствовала.
А ещё я за собой заметила, что я стала уважать мат. И в фильме он меня не коробил и не смущал. Потому что мы живём в среде манипулятивных речей, и мне приходится манипулировать, особенно детьми. А мат - это хоть агрессивная и низкая речь, но в нём всё на поверхности, нет сокрытых двойных посланий.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 09:51 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3391
Откуда: Ульяновск
Это Я писал(а):
Селена, в чём должны каяться герои фильма?

Да, Катя. Во всем том, что ты перечислила.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 10:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Это Я, :uch_tiv: - все точно сказано !

Покаяние, Селена, "не прокатило" еще у Раскольникова. На площади собрася , было, покаяться ПУБЛИЧНО. Да мужичонка какой-то уж больно мерзко хихикал ( по памяти) . И пошел БЕЗ ПОКАЯНИЯ Родион Романович сдаваться ЗАКОНУ ( якобы). Пришел к САМОМУ МЕРЗКОМУ следователю ( не к ПП) , а к наиподлешему и гнуснейшему типу. И долго на каторге жил одиночкой и НЕ РАСКАЯЛСЯ. А потом...просто заплакал ПРИ СОНЕ. Потому что важно, чтобы кто-то разделил с тобой твою слабость : вину и боль отступничества. Но ЭТО ДОСТОЕВСКИЙ. А Звягинцев вмещает в себя ДОСТОЕВСКОГО КАК ПРОЙДЕННЫЙ, но НЕ УСВОЕННЫЙ УРОК. ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА. Это так просто. И так ... трудно, когда любовь НЕ ДАНА.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2015, 10:35 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3391
Откуда: Ульяновск
Людмила, но ведь покаяние вещь не публичная и публичной никогда не была. Сделки с совестью – они твои, личные. Они и мучают душу, эти самые сделки. Публику можно обмануть, ее можно проигнорировать, себя не обманешь, хотя можно сделать вид, что все хорошо и мы все обычные простые труженики. Из этих же самых сделок и скручен Левиафан. (Левиафа́н (ивр. ‏לִווייָתָן ז'‏‎‎‎ (чит. ливьята́н) — «скрученный, свитый») И не раз он будет всплывать из вод бессознательного у берегов сознания и все крушить на своем пути.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 145 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.060s | 18 Queries | GZIP : On ]