Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 13:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 00:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Вопросы в анонсе следующей передачи стоят очень непростые.
~ Помогала ли поэзия в Великую Отечественную Войну? ~
~ Какая поэзия необходима бойцам? ~
~ Какую психологию она создает и формирует? ~
.
Непростая тема. Важно только одно : МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ. Лирика сопровождала войну - людей на войне - и поддержива в людях человеческое и СВЕРХчеловеческое ) именно ПОЭТИЧЕСКОЕ) начало.

Процитирую, однако, Окуджаву 58 года. У меня с этого стихотворения - ЗРИМОЙ ПЕСНИ из фильма "Не самый удачный день" началась ВОЕННАЯ ТЕМА. Началось с понятного : мальчики и девочки уходят на войну.

БУЛАТ ОКУДЖАВА.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
1958

А у ВАС, дорогие форумчане, с какого стихотворение началось лирическое осмысление (прочувствование) этой непростой темы ? Читали ли ВЫ что-нибудь наизусть со сцены ? Пели ли под гитару ? Было бы иноересно ТАК - с ТАКОЙ СТОРОНЫ - снова познакомиться друг с другом @->--


Последний раз редактировалось Людмила 06 май 2015, 21:13, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 04:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 09:25
Сообщения: 328
Откуда: Благовещенск
Самая человечески-болезненная и любимая тема! Я твердо убеждена и чем больше знакомлюсь с поэзией военных лет, тем больше понимаю, что стихи были потребностью человека, такой же точно как дыхание и обостренное чувство опасности. Ничто другое не могло их спасти, только музыка слова, которая роднила их со своей живой землей, помните как у А.А. Ахматовой:

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.


Страшные стихи и очень обыденные. На горе горькое как на принятую, чтобы не сойти с ума, данность! Читала я со сцены военных стихов много и многих авторов: и любимую Ахматову, и Твардовского, и Юлию Друнину и многих других... Но есть у очень личные стихи, которые всегда (года 2 или 3) каждый год обязательно помимо прочих читаю со сцены в День победы. Они привычные, известные и что называется заезженные, но такие многообразно оттеночные, что не надоедают ни слушателям, ни тем, кто приглашает меня их читать. Это "Сороковые" Давида Самойлова (в котрых раз и навсегда заменила "я" на "ты" и "мы" на "вы" - так честнее) и "Ответ фронтовику" Юрия Полякова.

Сороковые
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это ты на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это ты на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у тебя табак в кисете,
И у тебя мундштук наборный.

И ты с девчонкой балагуришь,
И больше нужного хромаешь,
И пайку надвое ломаешь,
И все на свете понимаешь.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в тебя запало
И лишь потом в тебе очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А вы такие молодые!
1961



Ответ фронтовику

Не опалённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс…
Конечно, мы смотрим другими глазами
Такими же полными слёз.


В этих стихах война и мир с человеческим лицом без звона орденов и размахивания георгиевскими ленточками, просто мы, живущие ныне, не столь уж и отличны от своих дедов-героев и так же любим свою Родину.

_________________
Легкий огонь над кудрями пляшущий: дуновение, вдохновение!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 08:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4292
...


"Весна 1942 года.
Простой и бесхитростный рассказ о фронтовой дружбе солдат Аркадия Дзюбина и Саши Свинцова, сражавшихся с фашистами под Ленинградом.

В 1941 году известный писатель Лев Славин опубликовал повесть «Мои земляки». Пулемётчики Саша Свинцов и Аркадий Дзюбин — герои этой повести, высмотренные писателем на Ленинградском фронте, а в чём-то, наверное, и придуманные.
Славин создал запоминающиеся характеры. И очень привлекательные — храбростью, верностью, прямодушием, чистотой бескорыстной мужской дружбы.

«Два бойца»
Режиссёр Леонид Луков, прочитав повесть, решил, что она может стать основой интересного, а главное — нужного фильма. Луков настоял, чтобы сценарий поручили Евгению Габриловичу, опытному кинодраматургу, а в то время и военному корреспонденту.

«Сценарий картины «Два бойца» по повести Л. Славина я писал в Москве в начале 1942 года, — вспоминал Габрилович. — Писал в пустой квартире (семья была эвакуирована в Ташкент). Была со мной только собака по кличке Ингул, чепрачного цвета, мужского пола. Я торопился вовсю: близился срок моего отъезда на фронт, надо было успеть отправить сценарий в Ташкент на студию. Писал и не перечитывал. И первый, кому я его прочитал в ту московскую военную пору, был мой Ингул. Наверно, я начал бы писать все сначала, если бы у меня оставалась хоть капелька времени. Но утром надо было уезжать…»"

http://1001material.ru/18723.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 09:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 янв 2015, 17:09
Сообщения: 157
Откуда: Санкт-Петербург
Василий Тёркин - По дороге на Берлин



http://www.e-reading.club/chapter.php/5 ... erkin.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 11:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 455
Откуда: Курган
Празднование Дня Победы невозможно без звучания песен тех лет. И самая главная из них, от которой всегда мороз по коже и слёзы:
«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»
24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска.
Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.



Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 12:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1148
Стихи из планшета гвардии лейтенанта Иона Дегена

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

Декабрь 1944 г.
http://navoine.info/ion-degen.html

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 12:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 455
Откуда: Курган
Ланиста, спасибо вам огромное за материалы в этой и предыдущей темах! @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 12:55 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Ленинградская поэма. Ольга Берггольц
http://www.olgaberggolc.ru/3-15-leningr ... -poema.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 13:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:05
Сообщения: 1
Я был на той войне, которая была,
Но не на той, что сочинили позже.
На такой войне я не был.


Юрий Семенович Белаш родился в 1920 году. Войну начал рядовым, солдатом-минометчиком, закончил лейтенантом. Судьба берегла Юрия: он - один из немногих счастливчиков, доживший от медали «За оборону Москвы» до медали «За взятие Берлина». После войны Ю.С. Белаш закончил Литературный институт. Дебютировал в 1950 г. как рецензент в журнале «Знамя». Стихи начал писать спустя двадцать лет после окончания войны. Выпустил две книги: “Оглохшая пехота» (1981), «Окопная земля» (1985). Его "крестным отцом" в литературе (как и для Вячеслава Кондратьева) стал Константин Симонов. Умер Юрий Семенович в 1988 г. Посмертно была издана книга «Окопные стихи» (1990). Она у меня есть. Стихи Ю.С. широко разошлись по Интернету, однако переиздавать его никто не собирается.
А стихи - замечательные - безыскусные, честные, хватающие за душу.

….Портится февральская погода,
Вечер опускается над степью.
Сиротеет на снегу пехота
поредевшей, выкошенной цепью.
Колкая, звенящая позёмка
заметает, как кладёт заплаты,
минные остывшие воронки,
трупы в маскировочных халатах,
рукавицы, брошенные в спешке,
россыпи отстрелянных патронов,
лужи крови в ледяных узорах –
и живых бойцов, окоченевших
в снежных осыпающихся норах.
Тишина…
Лишь простучит сторожко
фрицевский дежурный пулемёт –
зыбкой, исчезающей дорожкой
снежные и взметёт.
До костей пронизывает стужа
и тоска – до самых до костей.
Хоть бы принесли скорее ужин –
стало бы маленько потеплей…
А позёмка снег гонит, вертит,
И могилой кажется нора:
ведь лежать нам тут
до самой смерти,
или –
что страшнее –
до утра.


И мы на фронте это - "в душу мать!"»,
как божию молитву, повторяли, -
и матерясь ходили наступать,
и матерясь атаки отбивали…
Есть у войны присущий ей язык.
Язык войны. Язык сражений.
Когда под ребра всаживают штык -
Тогда не до изящных выражений.

Она была толста и некрасива.
И дула шнапс не хуже мужиков.
Не хуже мужиков басила
и лаялась - не хуже мужиков.
Грудастая, но низенького роста,
в растоптанных кирзовых сапогах -
она была до анекдота просто
похожа на матрешку в сапогах.
Она жила сначала с помпотехом.
Потом с начхимом Блюмкиным жила.
А когда тот на курсы в тыл уехал,
она с майором Савченко жила.
И, выпив, она пела под гитару
в землянке полутемной и сырой,
как Жорка-вор свою зарезал шмару
и схоронил ее в земле сырой…
Она погибла в Польше, в 45-ом,
когда, прикрывши телом от огня,
на плащ-палатке волокла солдата
из-под артиллерийского огня.
И если,
недоверчивый к анкетам,
ты хочешь знать, какой она была,
не Савченко ты спрашивай об этом -
ты тех спроси,
кого она спасла!

У Лизки Тимофеевой
четыре мальчишки:
Серега, Ванька, Рудольф и Герман.
Родились они от разных солдат, ночевавших в Лизкиной избе во время войны.
Старшие колотят младших: - Фашисты проклятые! –
Лизка колотит старших: - Не обижайте братиков! –
Но когда соседские пацаны начинают дразниться:
- Ваша мать потаскуха! –
и старшие и младшие Тимофеевы, сжав кулачки,
одним строем идут на обидчиков:
- Наша мамка хорошая!
Лиза утирает подолом разбитые носы – и плачет:
- Ну чем я виновата!...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 16:22 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Хочу рассказать о двух стихотворениях.
Вообще вопросы в анонсе следующей передачи стоят очень непростые.
~ Помогала ли поэзия в Великую Отечественную Войну? ~
~ Какая поэзия необходима бойцам? ~
~ Какую психологию она создает и формирует? ~


Пожалуй, одно несомненно, поэзия была нужна и она помогала, как минимум отвлекала от ада войны. А вот какая поэзия была необходима бойцам и какую психологию она формировала, тут для меня однозначного ответа нет. Наверное, разная. У каждого что-то свое откликалась в душе. Как и сейчас, когда мы читаем и говорим о войне.
Вчера, когда Док предложил тему, я вспомнила два стихотворения. Вернее они вспомнились сами и сразу. Для меня в них вся глобальная основа той войны. Это “Священная война” и “Жди меня”.

“Священная война” даже не стихотворение. Это песня или мистический гимн. Я никак не могу прочитать его как стихотворение. Пробовала, не получается. Стихи без музыки иногда выигрывают, иногда проигрывают, иногда просто обретают иную плоскость собственного бытия. “Священную войну” я прочитать не могу. Внутри сразу с первых слов звучит музыка и мужской хор. Мне чувствуется, что она так и родилась сразу с музыкой и хором и вне их не существует.
Это даже не песня и не стихи. Это необходимое суровое НАДО, про которое писал Николай Никулин в своих воспоминаниях. НАДО и все, несмотря и вопреки, просто НАДО. И всегда, когда слушаю, холодок вдоль позвоночника и напряжение, и какое-то невероятное внутреннее собирание, и предчувствие тяжелейшей тоски и мрака, которые необходимо преодолеть.
Причем эта песня-гимн обращена не только к бойцам, она ко всем обращена. Она выражала то самое НАДО, которое не только поднимало фронт, но и поднимало тыл. Вставай страна огромная,… и страна встала. И стояла, в изнеможении, из последних сил, но стояла. Иначе бы затоптали.

Стихотворение Симонова “Жди меня” тоже было написано в первые дни войны. Собственно это просто письмо в стихах к любимой женщине. И первоначально для печати не предназначалось. А потом, когда Симонов решился его напечатать, две газеты (“На штурм”, печатный орган 44-й армии, и “Красная звезда”) ему в этом отказали. И только 14 января 1942 года его напечатали в “Правде”.
Стихотворение это тоже непростое. Оно стихотворение-заклинание, заклинание от смерти. Ничего не надо, ничего не просит уехавший на фронт человек, только жди, жди, жди… Будешь ждать и я вернуть. ну невозможно же обмануть такое ожидание, когда ждут всем смертям назло.
Это стихотворение не о войне. Оно больше войны. Оно о той силе, которая позволяет пережить войну. Оно о невероятной надежде выжить назло, потому что война – это не жизнь, это смерть. И смерть надо преодолеть. И преодолеть ее помогает вера в то, что тебя ждут. И опять ждут несмотря ни на что и вопреки всему.
И если “Священная война” помогала человеку подняться, то “Жди меня” помогало устоять.

Впрочем, стихи были разные и лирические, и героические, и гневные, и патриотические,… и после войны о войне было написано много пронзительных строк. Но в этих двух стихотворениях для меня есть что-то глубинно-огромное, что поднимается в душе и удерживает силы на краю смерти.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 18:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 дек 2011, 11:45
Сообщения: 618
Людмила писал(а):
А у ВАС, дорогие форумчане, с какого стихотворение началось лирическое осмысление (прочувствование) этой непростой темы ? Читали ли ВЫ что-нибудь наизусть со сцены ? Пели ли под гитару ? Было бы иноересно ТАК - с ТАКОЙ СТОРОНЫ - снова познакомиться друг с другом @->--

«Священная война»...

В детстве несколько лет подряд отдыхала в оздоровительном лагере «Горки» в Калужской области. Всегда в первую смену, то есть в июне.
В непосредственой близости от места расположения лагеря когда-то проходили военные действия. В году 1993-1994 один мальчик даже наткнулся на невзорвавшийся снаряд времен войны.

22 июня, как день памяти, отмечался у нас в лагере каждый год.
Каждый отряд разучивал ту или иную песню военных лет или песню, написанную после окончания войны, и посвященную ей.

Я почему-то помню, как мы разучивали именно песню «Священная война». Помню, лет в 8 мне при этом представлялся безжалостно накатывающий на людей огромный, развернувшийся от земли до неба, черный бульдозер-каток...
Прокатывающуюся всякий раз по коже дрожь унять было невозможно.

И вечером 22 июня все обитатели лагеря собирались на главной площади, зажигались факелы, включались записи с голосом Левитана, Марка Бернеса, Клавдии Шульженко...
Выступали взрослые и дети, посещались братские могилы, возлагались венки...

Так и помню эти моменты: площадь, силуэты, зажженые факелы, словно свечи, и прежде всего вот эти содрогающие душу, пробирающие насквозь слова:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
(из дневника Тани Савичевой).

***
А что касается песен...
Сейчас мне почему-то близки именно эти две.
Может быть, они в чем-то наивны... Но так сильны, так трогательны, и так необходимы.
Верю, что «Темная ночь» помогла очень многим солдатам. А "Журавли" - какая поэтическая светлая боль и любовь к человеку в ней чувствуется!

Темная ночь
Музыка: Н. Богословский Слова: В. Агатов

Темная ночь...
Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах.
Тускло звезды мерцают.
В темную ночь
Ты, любимая, знаю, не спишь,-
И у детской кроватки тайком
Ты слезу утираешь.

Как я люблю
Глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу
К ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь
Разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь
Пролегла между нами.

Верю в тебя,
В дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня
Темной ночью хранила...
Радостно мне-
Я спокоен в смертельном бою:
Знаю, встретишь с любовью меня,
Что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна,
С ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она –
Кружится...
Ты меня ждешь
И у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю:
Что со мной ничего не случится!


ЖУРАВЛИ
Расул Гамзатов

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они, до сей поры, с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей
.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 21:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
https://vk.com/video6128064_156118748

БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ
Юлия Друнина
Хочу,чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -
В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...

Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку -
От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...



КОМБАТ
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули —
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!




* * *
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила...

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила...

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 21:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Вчера по КУЛЬТУРЕ в ИГРЕ В БИСЕР был очень сильный разговор о поэтах - фронтовиках.

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20921


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 21:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
В детстве больше всего любила "в гостях" петь "Землянку", не знаю почему. Петь мне категорически не рекомендуется, чтобы не подумали об особо изощрённом убийстве кого-то из кошачьих (смеюсь), а читать стихи - получалось неплохо. По крайней мере в школе - читала, даже какие-то места занимала.
Например - что-то заняла со стихотворением Юлии Друниной "Зинка" ("Мы легли у разбитой ели...)... В общем - почти все стихи были про войну, кроме "Сафари в Ольстере" Евгения Евтушенко.

Из военной "лирики" наиболее знаковые для меня песни Высоцкого, в первую очередь - "Песня о земле" (однако запуская свой плейлист чаще всего из военного у меня идёт "Як-истребитель" и "Их восемь, нас - двое")
А кино, военные фильмы - это безусловно: "Иваново детство" и "Сошедшие с небес"

Людмила, спасибо за ссылку @->--

И ещё, о войне, но уже послевоенное:
https://vk.com/video6128064_158741270

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 май 2015, 23:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Ближайшие эфиры
Четверг, 7 Мая
Военная поэзия
Военные поэты и поэзия военных лет. Помогала ли поэзия в Великую Отечественную Войну? Какая поэзия необходима бойцам? Какую психологию она создает и формирует?


Какая поэзия необходима бойцам? Сомнения имеют быть, что бойцам может быть необходима, именно, военная поэзия и, вообще, что либо военное, т.е. в качестве отступления от того, на что они обречены.


Последний раз редактировалось Djuley 06 май 2015, 23:08, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.051s | 19 Queries | GZIP : On ]