Вспомнился мне (может быть, благодаря фоновой музыке в передаче), "Город Солнца" Томазо Кампанелла. А ведь этот город был огромным музеем!
По повелению Мудрости во всем городе стены, внутренние и внешние,
нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно
стройной последовательности отображающей все науки....
На внутренней стороне стены второго круга, или второго ряда строений,
можно видеть как изображения, так и настоящие куски драгоценных и простых
всякого рода камней, минералов и металлов, с пояснениями при каждом в двух
стихах. На внешней стороне изображены моря, реки, озера и источники,
существующие на свете; так же как и вина, масла и все жидкости; указано их
происхождение, качества и свойства; а на выступах стены стоят сосуды,
наполненные жидкостями, выдержанными от сотни до трехсот лет, для лечения
различных недугов. Там же, с соответствующими стихами, находятся и подлинные
изображения града, снега, грозы и всех воздушных явлений....
Для всех этих изображений имеются
наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками
наглядным путем до достижения десятилетнего возраста.И есть у меня ещё неоформленное ощущение, что музей должен быть как-то выделен из течения жизни.. Конечно, и Ленинград, и Рим- это тоже огромные музеи под открытым небом, но, тем не менее.. Музей- такое место, где дОлжно благоговейно остановиться, выйти из коловращения жизни. Тогда, может быть, в этой тишине к тебе придут такие мысли, которых ты ещё никогда не думал..
..Если Клуб Толкователей Сновидений- это музей, то кто же там экспонаты? Посетители Клуба?
Да, бывает так, когда хочется сказать печально: "я себя музейным экспонатом чувствую..". Вот и Ума Сумак- она же редкость, необычайность,
музейный экспонат.Старые вещи кажутся более подлинными. Хотя, спустя какое-то время, сотовый телефон тоже окажется в музейной витрине, как теперь прялка. Когда-то прялок было так же много, как сотовых телефонов- сейчас. И из многих прялок выжила почему-то вот эта, конкретная прялка в витрине. Почему? Выжила и стала "сигнальным экземпляром", знаком, символом своего времени. У вещей тоже есть своя судьба. Свои старые вещи кажутся родными, частью тебя самой. Их трудно выбросить, и это, наверное, не очень-то хорошо.. Неумение выбрасывать старое- это признак, что ты определяешь себя через что-то вне себя.. Остаться совсем голому- без любимых вещей, всё равно что отказаться от своего прошлого.
..Есть такая детская книга, о театральной кукле Петрушке: Эсфирь Эмден "Приключения маленького актёра".У него была наполненная событиями судьба- его теряли, он переходил из рук в руки. Однажды, взамен потерянного его, сшили куклу, точь в точь на него похожую. Но у двух Петрушек оказались совершенно разные характеры! Когда наш Петрушка оказался привязанным за руки и за ноги в музейной витрине, он приготовился умирать. Какое было счастье, когда его вызволили оттуда! Взамен в витрину поместили другого Петрушку, и он был очень доволен почётным положением.. Что сталось потом с нашим Петрушкой? Истрепался ли он настолько, работая на сцене, что его выбросили, и он исчез в грудах мусора?..Одно время мне снились тоскливые сны, в которых я брожу по музею, и вдруг понимаю, что вместо витрин- ряды могильных холмиков. "Это кладбище, а не музей!"- понимаю я..
Старые вещи в музее тоже кажутся чужими, как и люди, каждая со своей, непричастной тебе,- судьбой. Но случаются встречи с
родной вещью в музее. Не принадлежащей тебе, но родной, близкой, знакомой. Я очень давно не была в музее..