Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 07:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 июл 2015, 23:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Александр Шмидт, может, Вы и правы. Достоевский - доФРЕЙДОВСКИЙ. А сейчас и подавно все ПРОЩЕ. И место Льву Николаевичу Мышкину давно определено. И сам он диагностирован. А мы сегодня , видимо, избавляем себя и мир от афоризмов ИДИОТОВ.

Но МИР - то и НАДО СПАСАТЬ. Его слишком легко загубить. Равнодушием. Цинизмом ( без идеалистического ПРОТИВОВЕСА идиотов) . Полным невежеством. И - кучей всего еще. Дерьма хватает.

О МИРЕ надо думать. И о себе как ЧАСТИ мира. ЛНТ и ФМД положили на трансляцию этих намеков очень много энергии. Даже ... и другие... способствовали СПАСЕНИЮ. Не только лирики, но и физики. Да и СН с АГД - во СПАСЕНИЕ все-таки. Есть понятие СОЛИ ЗЕМЛИ. Может, она...того... КРАСИВА ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 июл 2015, 23:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 14:30
Сообщения: 420
Откуда: Челяб.обл.
Александр Шмидт писал(а):
А разве мир нуждается в спасении?Вот князь Мышкин действительно нуждается в спасении,как в придуманным Достоевским фантастическим персонажем,который чудесным образом из идиота превращается в мудреца-мазохиста,а в конце опять в идиота.Ну вот ляпнул князь о красоте залившись краской (секасу не хватало) и увидел в своём вожделении "свой мир"и подумал как хорошо что есть красивые бабы,о которых можно мечтать,а стало быть,есть занятие в своём мире :hi_hi_hi:

Александр, ну вы сегодня просто правду-матку режете, без всяких там сантиментов) и романтизЬмов :hi_hi_hi:
И, вероятно, очень даже правы.[/quote]
Просто некоторые темы,настолько абстрактные,либо высосанные из пальца или притянутые за уши.И что бы спасти "свой мир"и немного посмеяться :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 июл 2015, 23:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 14:30
Сообщения: 420
Откуда: Челяб.обл.
Письмо CXVII
Сенека приветствует Луцилия!
(1) Ты доставишь мне много хлопот и, сам того не зная, вынудишь ввязаться в долгую и докучную тяжбу, если будешь задавать мне хитрые вопросы, в которых я не могу ни разойтись с нашими, не поссорясь с ними, ни согласиться, не поссорясь с совестью. Ты спрашиваешь, верно ли такое утвержденье стоиков: мудрость есть благо, быть мудрым - не благо. Сперва я изложу мнение стоиков, потом решусь высказать и свое сужденье.
(2) Наши считают, что благо телесно, ибо благо действует, а что действует, то телесно. Благо приносит пользу, а, не действуя, приносить пользу невозможно; если же благо действует, значит, оно телесно. По их словам, мудрость есть благо; следовательно, они не могут не признать ее телесной.
(3) А быть мудрым - это, по их мнению, дело другое: оно лишь прилагается к мудрости и бестелесно, а значит, и не действует и не приносит пользы. - "Но как же мы говорим, что быть мудрым - благо?" - Говорим, имея в виду самое мудрость, от которой и зависит, мудр ли человек.
(4) Теперь послушай, что отвечают на это некоторые, а потом и я начну от них откалываться и перейду на другую сторону. - "Если так, то и жить блаженно - не благо". - Хочешь не хочешь, а приходится отвечать, что блаженная жизнь - благо, а жить блаженно - не благо. (5) И еще нашим возражают так: "Вы хотите быть мудрыми: значит, это принадлежит к числу вещей, которых надо добиться непременно. А все непременное - благо". - И наши вынуждены калечить слова, добавлять к "непременному" два слога, чего не допускает наш язык. Но я, с твоего позволения, прибавлю их. "Непременное есть то, к чему следует стремиться непременно, то есть благо; а то, что достается нам по достижении блага, есть непреминуемое: его не добиваются как блага, но к достигнутому благу оно прилагается неминуемо". - (6) Я думаю иначе и полагаю, что наши опускаются до этого, так как их связывает цепью прежнее утвержденье, а изменить его им нельзя. Мы обычно придаем немалый вес всеобщим установившимся сужденьям, и если так кажется всем, - это для нас доказательство истины. Например, существованье богов выводится, среди прочего, и из того, что мнение это вложено во всех людей и нет племени, до того чуждого всех законов и обычаев, чтобы не верить в каких-нибудь богов. Когда мы рассуждаем о бессмертии души, немалое подспорье для нас - единодушие людей, либо страшащихся обитателей преисподней, либо их почитающих. И я воспользуюсь всеобщим убеждением: ты не найдешь никого, кто не считал бы, что и мудрость благо, и быть мудрым - благо. (7) Однако я не буду, по обычаю побежденных, взывать к толпе: начну сражаться собственным оружием.
Если что-то прилагается к чему-то, оно находится либо вне, либо внутри того, к чему приложено. Если оно внутри, - значит, оно столь же телесно, как и то, к чему приложено. Ничто не может быть приложено - и не прикасаться, а что прикасается, то телесно. Если оно вне, то может и расстаться с тем, к чему приложено; но что расстается, то обладает движением, а что обладает движением, то телесно. (8) Ты надеешься, что я скажу: бег и бежать - одно и то же, так же как тепло и быть теплым, свет и светить. Нет, я согласен, что это - вещи разные, но при этом - одного рода. Если здоровье принадлежит к вещам безразличным, то и быть здоровым - также. Если к ним же принадлежит красота, то и быть красивым - также. Если справедливость - благо, то и быть справедливым - благо. Если бесстыдство - зло, то и быть бесстыдным - зло; тут, клянусь тебе, все точно так же, как с близорукостью: если она - зло, то и быть близоруким - зло. Одно - так и знай! - не может быть без другого. Кто мудр, тот обладает мудростью; кто обладает мудростью, тот мудр. И не . может быть сомнений, что каково одно, таково и другое, - настолько, что многие считают и то и другое одним. (9) Но лучше разберем вот что: поскольку всё есть или благо, или зло, или вещи безразличные, то что же такое "быть мудрым"? Что это благо - отрицают; что это зло - нельзя и подумать; значит, остается безразличное. Но мы называем "безразличным" или "промежуточным" то, что может достаться и хорошему, и дурному человеку: например, деньги, красоту, знатность. А быть мудрым может только человек добра: значит, быть мудрым к разряду вещей безразличных не принадлежит. Но и злом не может быть то, что никогда не достается на долю злым; значит, быть мудрым благо. Чего нет ни у кого, кроме людей добра, то благо; мудрыми бывают только люди добра, и, значит, это благо. - (10) "Но это лишь прилагается к мудрости". - То, что ты называешь "быть мудрым", порождается ли мудростью или порождает ее? Порождает ли, порождается ли, - все равно оно телесно: ведь тело и то, что производит что-нибудь само, и то, что чем-нибудь производится. А если так, то быть мудрым - благо, потому что для этого ему не хватало только одного: телесности. (11) Перипатетики считают так: быть мудрым - это то же самое, что мудрость, ибо одно без другого не бывает. Неужели, по-твоему, есть мудрые кроме тех, кто обладает мудростью? И не всякий ли, кто мудр, обладает, по-твоему, мудростью? (12) Старые диалектики разделяли эти вещи, и от них такое разделение пришло к стоикам. Я скажу, как у них получалось. Поле - это одно, а владеть полем - другое; и разве не так, если второе касается не поля, а его владельца? Точно так же мудрость это одно, а быть мудрым - другое. Я думаю, ты согласишься: тот, кто владеет, и то, чем владеют, - вещи разные; так и тут: владеют мудростью, а владеет мудрый. Мудрость есть наука жить и, стало быть, совершенство мысли, достигшей наивысшего и наилучшего. Что такое "быть мудрым"? Я не могу сказать: "Совершенство мысли", - нет, это то, что дается на долю обладателю совершенной мысли. Итак, благомыслие - это одно, а быть благомыслящим - другое.
- (13) "Есть тела разной природы: например, вот это - человек, это конь; за ними следуют движения души, содержащие сведения о телах. В таких движениях есть нечто самостоятельное, отдельное от тел. Например: я вижу гуляющего Катона; чувства показывают мне это, душа им верит. То, на что обращены и глаза, и душа, - тело. Но потом я говорю: "Катон гуляет", - и то, что я говорю, бестелесно. Это - некое сведенье о теле, которое одни называют "высказыванием", другие - "известьем", третьи - "речью". Так же, говоря "мудрость", мы имеем в виду нечто телесное; а говоря "он мудр", мы высказываем нечто о теле. Но ведь далеко не одно и то же сказать "он" и сказать о нем". - (14) Допустим покамест, что не одно и то же (я ведь еще не высказываю своего мнения). Разве это мешает и другому быть другим, но благом? Немного раньше говорилось, что поле - одно, а владеть полем - другое. Правильно: владеющий принадлежит к одной природе, владенье - к другой, владеет человек, владение его - земля. Но у нас речь о другом: тут и владеющий мудростью, и она сама - одной природы. (15) Там владенье - одно, владетель - другое, а здесь и владетель и владенье нераздельны. Полем владеют по праву, мудростью - от природы, поле может быть отчуждено и передано другому, мудрость неразлучна с владеющим. Нельзя сравнивать вещи столь несхожие. Я начал было говорить, что предметы могут быть разными, но оба тем не менее - блага. Например, мудрость и мудрец - не одно и то же, но ты согласишься, что и то, и другое - блага. И как ничто не мешает мудрости быть благом, а обладателю мудрости - благим, так же ничто не помешает быть благом и мудрости, и обладанию мудростью; а обладать мудростью - это и есть быть мудрым. (16) Я для того и хочу достичь мудрости, чтобы быть мудрым. Так что же, разве не благо то, без чего нет и другого блага? Ведь вы наверняка говорите, что мудрость, которая дается не для применения к жизни, не нужна. А что такое применять мудрость? Быть мудрым! Это в ней самое драгоценное, без этого она становится лишней. Если пытка - зло, то и быть под пыткой зло; это настолько неоспоримо, что если отвергнуть второе, то и первое не будет злом. Мудрость есть совершенство мысли, быть мудрым - значит применять к жизни совершенство мысли. Но может ли не быть благом примененье того, что без применения само перестает быть благом? (17) Я спрошу тебя, надо ли стремиться к мудрости. Ты скажешь, что непременно. Я спрошу, надо ли стремиться применить мудрость к жизни. Ты согласишься и скажешь, что если тебе запретят это, мудрость тебе не нужна. А то, к чему должно непременно стремиться, есть благо. Быть мудрым - значит применять мудрость к жизни; так, говорить речь значит пользоваться красноречием, видеть значит пользоваться глазами; выходит, и быть мудрым - значит пользоваться мудростью. К этому должно непременно стремиться; значит, следует непременно быть мудрым, а что следует непременно, то благо.
(18) Я давно уже ругаю себя за то, что подражаю людям, которых обвиняю, и трачу слова, доказывая очевидное. Кто может сомневаться, что если жара - зло, то и томиться от жары - зло, если мороз - зло, то и мерзнуть - зло, если жизнь - благо, то и жить - благо? Все это говорится вокруг да около мудрости и к ней непричастно, нам же должно оставаться в ее пределах. (19) Даже если захочется отлучиться, в ней хватит простора и для дальних странствий. Будем исследовать природу богов, и первичные вещества светил2, и разнообразные пути звезд; будем доискиваться, направляются ли все наши движенья их движеньями, оттуда ли приходит побуждающая сила ко всем телам и душам, связано ли непреложным законом даже именуемое случайным, поистине ли в обращениях мира ничего неожиданного, ничего нарушающего порядок не происходит. Пусть это далеко от улучшения нравов, но возвышает душу и приближает ее к величию изучаемых предметов. А то, о чем я рассуждал прежде, умаляет и унижает душу, при этом, вопреки твоему мнению, не изощряя, а ослабляя ее. (20) Опомнитесь! Зачем расточать старанья, столь .необходимые для другого, более важного и прекрасного, на вещи, может быть, и не ложные, но наверняка бесполезные? Какая мне польза знать, вправду ли мудрость - одно, а быть мудрым - другое? Какая мне польза знать, что одно из них - благо? Что же, наберусь дерзости, брошу жребий, загадав желанье, - и пусть тебе выпадет мудрость, а мне - быть мудрым! Ни ты, ни я не в проигрыше.
(21) Лучше покажи мне дорогу, по которой приходят к мудрости. Скажи, чего я должен избегать, чего искать; какие занятия укрепят мне нестойкую душу; как мне справиться с обилием зол; как отразить те беды, что врываются ко мне, и те, на которые я сам нарвался. Научи меня, как переносить тяготы, самому не застонав, и счастье, никого не заставив стонать, как не ждать последнего и неизбежного предела жизни, а бежать из нее по собственному решению. (22) По-моему, самое постыдное - это звать к себе смерть. Если ты хочешь жить, зачем звать ее? а если не хочешь, зачем просить у богов того, что дано тебе от рождения? Ведь установлено, что когда-нибудь ты умрешь и против воли; добровольная смерть - в твоих руках. Одно для тебя неизбежно, другое дозволено. (23) На этих днях я прочитал у одного, впрочем, красноречивого человека такое, право же, позорное вступление: "О если бы мне умереть скорее!" Безум ный! Ты просишь того, что всегда при тебе. "О если бы мне умереть скорее!" Ты, может быть, до старости дожил, восклицая так, - а что стояло у тебя на пути? что тебя держало? Уходи, когда заблагорассудится! Выбери любую часть природы и прикажи ей открыть перед тобою выход. Есть три стихии, которыми управляется этот мир: вода, земля, воздух, - все они и источники жизни, и пути к смерти! (24) "О, если бы мне умереть скорее!" Что ты называешь "скорее"? На какой день назначаешь срок? Он может прийти раньше, чем ты желаешь! Слова эти - человека, слабого душой, проклятьем своим он ищет жалости. Кто желает себе смерти, тот умирать не хочет. У богов проси жизни и здоровья; а решишь умереть, - так в том и будет тебе прок от смерти, что перестанешь себе ее желать.
(25) Вот чем следует заниматься, мой Луцилий, вот чем образовывать душу! Это и есть мудрость, это и значит быть мудрым, - а не пустыми и мелочными рассуждениями упражнять ненужное хитроумие! Столько вопросов задала тебе фортуна, а ты, не решив их, занялся умствованьем! Глупо, услышав сигнал к бою, размахивать мечом в воздухе. Брось потешное оружье пора взяться за то, которым решается бой. Скажи, как добиться, чтобы душу не смущали ни печаль, ни ужас, чтобы сбросить бремя тайных вожделений. Будем делать дело! - (26) "Мудрость - благо, быть мудрым - не благо". Так мы и добьемся, что нам откажут в мудрости, что все наши занятия будут высмеяны, ибо предмет их никому не нужен.
А что бы ты сказал, узнав, что есть и такой вопрос: "Благо ли будущая мудрость?" - Да разве можно хотя бы подумать, будто закрома предчувствуют будущий урожай, а детство постигает силу и крепость будущей юности? Покуда мы больны, нам бесполезно будущее здоровье, и не восстановит сил после бега и борьбы отдых, который начнется через много месяцев. (27) Кто не знает, что предстоящее в будущем потому и не благо, что оно лишь будет? Ведь благо непременно должно приносить пользу, а полезным может быть лишь насущное. Если что бесполезно, то оно и не благо; если полезно, оно в настоящем. Я - будущий мудрец; вот когда я им стану, это и будет благом, но не раньше. Сперва должно быть нечто, а уж оно будет таким или иным. (28) Как может быть, скажи, благом то, чего еще нет? А если я скажу тебе "это будет", - нужно ли тебе дальше доказывать, что этого нет? Что приходит, то еще неизвестно, придет ли. Наступит весна, - но я знаю, что сейчас зима; наступит лето, - но я знаю, что лета еще нет. "Это будет" - вот лучшее свидетельство тому, что этого нет. (29) Я надеюсь стать мудрым; но пока что я не мудр; обладай я этим благом, я избавился бы от этого зла. В будущем я стану мудрым; из этого тебе можно понять, что я еще не мудр. Я не могу быть сразу и при будущем благе, и при нынешнем зле. Они вместе не сходятся, и не бывает у одного человека и блага, и зла.
(30) Оставим затейливые пустяки и поспешим к тому, что подаст нам помощь. Никто, торопясь позвать повитуху к рожающей дочери, не станет читать распоряженье об играх и их распорядок; никто, когда бежит на пожар собственного дома, не станет смотреть на игральную доску, чтобы узнать, как освободится взятый в плен камешек3. (31) А тебе, клянусь, со всех сторон приходят вести и о горящем доме, и о детях в опасности, и о родине в осаде, и о расхищаемом добре; прибавь еще землетрясения, кораблекрушенья и все, что только может нас пугать. И посреди всего этого у тебя хватает времени заниматься вещами, годными только для удовольствия души? Ты исследуешь, что такое мудрость и что такое быть мудрым? Тяжелая скала висит у тебя над головой, а ты вяжешь и распутываешь узлы? (32) Не так щедро и милостиво отпустила нам время природа, чтобы мы могли тратить его впустую! Взгляни, как много теряют даже самые усердные: часть его отнимает собственное нездоровье и нездоровье близких, часть - неизбежные дела и дела государственные; часть жизни уделяем мы сну. Что пользы тратить понапрасну большую долю этого времени, такого короткого, и быстротечного, и уносящего нас? (33) Не забудь еще, что душа легче привыкает забавлять себя, нежели лечить, и превращает в забаву философию - свое лекарство. Я не знаю, в чем разница между мудростью и "быть мудрым", знаю, что для меня неважно, знаю я это или нет. Скажи мне, разве я стану мудрым от того, что усвою эту разницу? Почему ты стараешься занять меня словами о мудрости и не допускаешь до мудрых дел? Сделай меня храбрее, сделай увереннее, сделай равным фортуне, сделай выше нее! В моих силах стать выше, если к этому будет устремлено все, чему я учусь. Будь здоров.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 00:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Александр Шмидт, Это тоже - смеха ради ? Ради ВЕСЕЛЬЯ уж точно. :sh_ut:

Аж, НАШЕ ВСЕ захотелось процитировать.

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 00:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 14:30
Сообщения: 420
Откуда: Челяб.обл.
Веселье-есть вещь сурьёзная :chir_lider:-нравится девчёнка ;;-)))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 13:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Ну, как же ЭТА тема без НЕКРАСИВОЙ ДЕВОЧКИ Н. Заболоцкого ?

Николай Заболоцкий - стихи

Антология русской поэзии Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 14:24 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 715
Откуда: Челябинская область
Наверное, в этой теме можно вспомнить о М.М. Пришвине. Он как-то совершенно по-особому чувствовал смысл красоты русской природы, причём это у него как-то естественно слито с широтой русской души. Об этом говорилось в передаче о «Кладовой солнца», текст программы – здесь: viewtopic.php?p=62225#p62225


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 15:30 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Уже год назад я начала писать эссе о Красоте, но все никак его не закончу. Надеюсь сегодняшняя программа мне поможет. А пока та часть, что уже готова.
Красота.
Красота.

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?

Н. Заболоцкий.

Лето… теплое и цветное, с множеством форм, красок, запахов. Все ожило, зазвенело, зацвело, заторопилось расти. Красиво, отмечают глаза. Красив цветок, зеленый сквер, белые облака в небесной голубизне. А за городом,… как много там поводов для любования.
Лето – время отпусков и поездок. И все туристские и курортные маршруты составлены и составляются так, чтобы красота естественная, природная, и красота искусственная, сотворенная человеком, как можно чаще и дольше ублажали человеческие взоры.
Красиво то, красиво это… да красиво. А у меня все крутится и крутится в голове вопрос поэта: что есть красота? Мое чувство или вот эти самые природные и искусственные формы, которые у меня это чувство вызывают? И вслед за фразой поэта вспоминается фраза философа: красота – это та часть безобразного, которую мы смогли в себя вместить. Это сказал Умберто Эко.
А впрочем, так ли она звучала в первоисточнике, я не могу утверждать.

Однажды, уже давно, где-то в середине 90-х, я наткнулась на его небольшое эссе, то ли в “Литературной газете”, то ли в каком ином литературном журнале, уже не помню. Не запомнилось и название. Да и сюжет, который я попытаюсь воспроизвести, возможно тоже за эти годы в чем-то стерся, а в чем-то приобрел мои черты, черты того моего чувства, которое было испытано при его прочтении.

Эссе меня потрясло и оглушило. Я возвращалась к отдельным абзацам, я вчитывалась в отдельные эпизоды, я всматривалась в картины, которые оно рисовало в моем воображении. И пыталась понять, что за смесь внутренних противоречий всколыхнулось в моей душе и стремится к синтезу, к объединению, к целостности. Больше я не встречала этого эссе, хотя творчество Умберто Эко меня интересовало и продолжает интересовать. Но… думаю, что я не очень-то и стремлюсь его отыскать. Вполне вероятно, что перечив его сегодня, я увижу в нем совсем иное, посмотрю другими глазами и не отыщу того, что меня тогда потрясло и оглушило.
Итак, пересказ не столько эссе, сколько моего восприятия его.

Весь сюжет эссе крутится вокруг простой бытовой сцены.
Ранним утром Умберто Эко сидел в небольшом кафе, где он привык завтракать. Посетителей в этот ранний час было немного и в основном все постоянные, если не знакомые, то уже примелькавшиеся. Кто-то позавтракав уходил, кто-то сидел и беседовал или читал газету. Сам писатель тоже что-то читал и не сразу обратил внимание на нового посетителя, вернее посетительницу. Она села недалеко от него и у него была возможность хорошо рассмотреть ее. Это была очень некрасивая женщина. И не просто некрасивая, а уродлива и безобразна настолько, что все посетители кафе, кто осторожно и незаметно, кто открыто стали ее рассматривать. Осторожно и незаметно стал ее рассматривать и писатель. Впрочем женщина, казалось, привыкла к подобному чужому вниманию и не обращала ни на кого своего внимания. Она пила кофе, ела заказанные булочки. Все ее действия были столь же некрасивы, как и ее лицо, нелепы, угловаты, хаотичны.
Но Умберто Эко не просто все это рассматривает. Он все это прямо там, в кафе, начинает описывать, а позже начинает надо всем этим размышлять. И рождается его эссе … о красоте. Потому что я, читая описание этого раннего утра в небольшой итальянской кафешке, просто вижу, чувствую и ощущаю все невероятную красоту этого для всех остальных возможно совсем непримечательного события. Я смотрю на эту некрасивую женщину, нарушившую обычный, привычный, и потому затертый в сознании какими-то стандартными серыми шаблонами ход утра, через глаза художника, увидевшего какое-то чисто эстетическое несоответствие в привычном и отлаженном мире и сразу устремившегося его устранять. Устранять тем, чтобы попытаться понять, что же такое нарушила эта женщина в его привычном, будничном и от этой привычки и будничности сером и незаметном утре, что привлекла внимание не только его, но и почти всех посетителей кафе.
В его душе, в душе философа и писателя, эта некрасивость, эта без-образность пробудили художника, творца. Пробудили желание вглядываться в мир, познавать его и воспроизводить познанное. И в результате из-под его пера выходит нечто потрясающе прекрасное. Описание раннего утра с запахом кофе, с вкусом свежих булочек, с нежарким еще солнцем, с неяркими и нежными красками, с просыпающимся городом неспешно-спешащим по своим делам... И эта женщина вписывается в этот сюжет такой невероятно важной и знаковой частью, что оказываясь в центре этой красоты сама становится ее частью.
Где-то здесь и рождается эта фраза: красота – это та часть безобразного, которую мы смогли в себя вместить.

Точно ли так ее произнес Умберто Эко, я не буду утверждать. Потому что не помню последовательности слов, возможно даже исказила смысл. Но и тогда, и сейчас для меня это неважно. Потому что красота в описании безобразного, без образного, того, что еще не имело образа и вот теперь в акте творения начинает ее обретать, была в том эссе так потрясающе открыто и зримо явлена, что мне стало понятно, что красота – это целостный образ, из которого нельзя изъять ни одну ее часть.
Красота выводит душу за частности, в глубь образа, в его замысел. Вне замысла нет образа и красивый образ – это наиболее полное отражение замысла.
Свернуть

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 15:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 16:49
Сообщения: 659
Откуда: Челябинск
Людмила писал(а):
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Спасибо, Людмила за стихотворение Николая Заболоцкого !!! Спасибо , что Вы выбрали Вашу профессию не только как профессию ! Очень чувствуется вдохновение и желание поделиться этой красотой с другими людьми !!!

Так что же такое красота ? Недавно я слушала лекцию одного хорошего человека и несколькими его мыслями я бы хотела поделиться ...

" Красота всегда остается красотой, вопрос в том, как ею пользуются.

Например, человек красивый, и это хорошо. Но важно, как он этим воспользуется. Умный — и это хорошо. Но как он применит свой ум? Богатый — прекрасно. Но все дело в том, как он использует свое богатство.

Красота естественным образом дана нам.

Человек вообще красивое, изящное существо. Особенно если у него в сердце есть любовь. У него может не быть особого потенциала внешней красоты, но любовь, одухотворенность делают его очень привлекательным. И если мы освоим такую культуру, в которой будем пробуждать любовь, то красота проявится еще и с внутренней стороны, не только внешне.

Что сейчас характерно для западной культуры ? Это создать внешний фасад .
На самом деле именно эта внутренняя красота — самое важное. Это то, чего мы прежде всего ожидаем, общаясь с красивым человеком — увидеть, что он не только хорошо выглядит, но и внутренне красив. И какое же разочарование, если там ничего этого нет.

Все знают, что красота спасет мир, все говорят об этом. Но мало кто понимает, что красота должна быть во всем: если вы хорошо выглядите, красиво одеваетесь, то и внутри вы должны соответствовать этому.

Вообще, предназначение человека — пробудить в себе эту внутреннюю красоту, любовь !

И ещё творческие ( художественные ) натуры часто ищут эту красоту . Многие художники часто уезжали в солнечную Италию или Индию за творческим потенциалом . И когда художник видит эту красоту то там пробуждается вдохновение !!! И получив вдохновение, всё что до этого считалось невозможным - вдруг становится возможным !!!

А самые великие вещи мы делаем только в порыве вдохновения !!!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 19:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2012, 09:49
Сообщения: 283
Откуда: Москва
Тема очень интересная! Жаль мало времени посидеть и подумать над ней.

Вообще - "мир спасет красота" - лозунг в высшей степени сомнительный :-) Обычно мир красота мир скорее разрушает. Елена Прекрасная Трою не спасла, а совсем даже наоборот. По поводу красивых женщин всегда бывает немало конфликтов. Да и сами красивые женщины редко бывают счастливыми, уж в сказках точно, если вспомнить видео о Милом Роланде с главной страницы СН. Из жизни в качестве идеала красоты вспоминается Мэрилин Монро, чью судьбу тоже не назовешь счастливой.

Красоту в принципе придумали греки :-) Точнее до этого красота не была особо значимым понятием в философской мысли. И мне кажется, что их понятие об эстетике, которое мы унаследовали - это вообще зло. Греческая красота - понятие биологическое. Красива женщина, хорошо подходящая под нужды продолжения рода, красивы сильные мужчины, пригодные для защиты семьи, красивы здоровые люди, красивы пригодные для жизни места. Такую красоту можно запечатлеть в статуе, и мрамор вместо мозга не будет являться препятствием. Это красота блондинки из анекдота. Поклонение такой красоте - беда современности, да и не только. Такая красота - источник бед в литературе.

Позиция Библии по поводу красоты также весьма показательна. Во Второзаконии есть такой момент, где описывается ситуация захвата на войне красивой девушки. И тут Библия дает интересную рекомендацию воину, который вдруг влюбился в пленницу: "приведи её в дом свой, и пусть обреет она голову свою и обрежет ногти свои, И пусть снимет с себя платье своего пленения, и пусть сидит в доме твоём и оплакивает отца своего и мать свою месяц времени". А потом можно и жениться.

Когда Достоевский в Идиоте говорит устами своих героев, что красота спасет мир, то кажется, что он имеет в виду совсем не внешнюю красоту. И здесь он вторит Канту, для которого «прекрасное — это символ морального добра». О том же говорил царь Соломон: "Обманчива прелесть и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена". И о том же картина шестого аркана Таро, где осуществляется выбор между красотой внешней (роскошно одетая красивая женщина) и внутренней (скромно одетая, с виду невзрачная девушка). И, как обычно, работает аркан Повешенный - все в этом материальном мире оказывается перевернутым вверх ногами.

Мораль - искать красоту в невзрачном на первый взгляд. Блестяшки - удел недалеких, не все то золото, что блестит и всякое такое :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 20:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Pavel, , хм... Что-то в Ваших рассуждениях об античности есть. Но немного хочется и защитить ГРЕКОВ ( и даже РИМЛЯН). Боги - ГЕРОИ - люди. И Божественное присутствует так или иначе во всем, что ТВОРИТСЯ человеком ( физическими усилиями РАБА , конечно). Они создали ценой неимоверных усилий и ЖЕРТВ подобие БОЖЕСТВЕННОГО в Элладе. Это нельзя назвать ЗЛОМ. Но и не ДОБРО. Это и есть Красота. Ее ПОБЕДА, торжество. Потом человечество разменяло ЭЛЛАДУ ( золотой) на маленькие грошики КУЛЬТУРЫ. А каждая КУЛЬТУРА тянулась к античности.
И сегодня есть такое тяготение. И это не только внешние побрякушки. Это КУЛЬТ красоты как совершенной ФОРМЫ. И такая форма ДОРОГОГО стоит ( иногда в прямом смысле).

Dream, :uch_tiv:


Последний раз редактировалось Людмила 14 июл 2015, 23:44, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 20:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 455
Откуда: Курган
Как-то мне очень это запомнилось: я тогда лежала в псих.больнице и сдружилась с одной девушкой. Сидим однажды в курительной, над ведром с окурками и прочим мусором, и тут она говорит мечтательно: "Смотри, какая КРАСИВАЯ ПОМОЙКА.."
..Я пытаюсь видеть красоту даже в том, что отталкивает, в том, что вызывает отвращение, (если не могу изменить существующее положение вещей) и- теряю ориентиры, совмещаю в себе идеал Мадонны и идеал содомский.. Или стараюсь не глядеть в ту сторону, где некрасиво. Смотрю почаще на небо, что позволяет сохранять в себе понимание- что есть красота, а что не есть красота ( но при этом помню байку о философе Фалесе Милетском).. Пытаюсь изменить существующее положение вещей ( в этот вариант входит как уборка квартиры и двора, так и творческие разные поползновения)..
Сейчас не вспомнить, в какой передаче это было: речь шла о роскоши барских усадеб, и, рядом с ними- убожество жилищ крепостных крестьян. Так вот, одно рядом с другим- и есть красота, потому что оно жизнь. Но,- мне это кажется очень важным!- красота существует и без того и до того, как приходят художники и начинают её искажать по своему образу и подобию. Задача художника не в том, чтобы из некрасивого сделать красивое, а в том, чтобы провести разделительную черту- где (для этого отдельно взятого художника) находится красота, а где- безобразие. Это будет очень спорная черта, но не в том дело- надо разделить.


Последний раз редактировалось Квагга 14 июл 2015, 20:59, всего редактировалось 6 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 20:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Сорри, конечно. НИКОГО не хочу обидеть. Но вспомнился МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ.

В Греческом зале
(Для А. Райкина)


Дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили. Убивают время как попало. Вместо того чтобы отдохнуть... В прошлое воскресенье потянула она меня на выставку. Вернисаж какой-то... Я думал - музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки: горячего нет, один сыр и кофе. В Третьяковке хоть солянка была, а на вернисаже одна минеральная. Нет, думаю, тут не отдохнешь...
А воскресенье проходит.
Пока экскурсия таращилась на статую, я выскочил, прихватил на углу. Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась:
- В Греческом зале, в Греческом зале, как вам не стыдно!
Аж пенсне раскалилось. Я ей так тихо возражаю:
- Чего орешь, ты, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла... Видишь, человек из горлышка булькает?!
... Что селедку?.. Кто селедку?.. Какую селедку?.. Ну, селедку развернул у него на плече... А что ему сделается? Двести лет стоял, еще простоит, а у меня выходной кончается, поймешь ты, коза старая?!
... Кто Аполлон?.. Я - Аполлон? Он - Аполлон? Ну и нехай себе Аполлон... Повесил я ему авоську на руку, а куда вешать, на шею?!
От народ!.. Никакой культуры. Еле от нее отбился. Хорошо еще, ребята поддержали... А на часах уже три! А я еще с продуктами и ни в одном глазу. А уже три на часах.
Стал искать, чем консервы открыть. Бычки в томате прихватил. От умора! От смех! Музей, музей - нечем банку открыть! Хоть убейся. Куда я только не лазил. Приспособился под конем... Железку какую-то оторвал, только ударил, как заверещит, у меня даже банка выпала. Вахтерша с указкой! Ну?! Я ей из-под коня так тихо замечаю:
- Чего ты дребезжишь?! Что я, тебя трогаю или кусаю кого?! Ты себе, я себе, они себе...
Хорошо, ребята меня поддержали, вроде все уладилось... Так штопора нет! Вот музей...
Тут я ей совсем тихо, ну тихо совсем:
- Слышь, штопор есть?
- Это итальянская живопись семнадцатого века!
- Ты не поняла,- говорю,- я тебя не спрашиваю, где брала живопись, я спрашиваю, штопор есть?
- Вы понимаете, что вы говорите, здесь вокруг живопись!
- Понимаю, а ты без штопора можешь открыть? Я же об пол буду стучать, мешать. А вокруг живопись...
Намучился! Оторвал от этого же коня еще одну железяку, пропихнул внутрь, но настроение уже не то... В какой-то гробнице в одиночку раздавил кагор в кромешной тьме, в антисанитарных условиях... Бычки, конечно, руками хватал... Хорошо, грузин стоял на камне, я у него кинжал вытащил, колбасу хоть порубил на куски.
Когда я из гробницы вылез, еще мог экскурсию продолжать, хоть в паутине и в бычках... Но они исчезли. Так что воспринимал в одиночку... Поковырял того грузина - мура, опилки, дурят людей.
А тот железный, что на лошади сидел,- тот ничего, крепкий... Меч я у него из кулака вырвал, а щит рвал, рвал, не идет - неплохое качество!
Ну а в целом потерял выходной, угробил. Хорошо еще, вечером, в скверике врезали "Зверобой" и закусили с колен... Хоть как-то отдохнули.
Теперь, говорят, в Большом театре "Столичная" появилась, только билет на "Чародейку" надо брать. Почем же у них сто грамм получается? @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 20:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Квагга, :cve_ty:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: "Мир спасет красота!"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июл 2015, 20:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Господа и дамы,а от чего вас спасать-то? может,я вас спасу,и всё пройдёт? :) Хотя--я не подойду,т.к. красотой не обладаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 119 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.059s | 16 Queries | GZIP : On ]