Вот, наверное, не случайно тема названа «вкус и пошлость» а не просто «вкус». Являются ли вкус и пошлость противоположностями? Или они могут как-то очень близко друг к другу подходить и даже граничить друг с другом? И вообще, всё ведь действительно непросто. Вот в одной из программ о пошлости (не помню точно, старой или новой) была такая мысль, что пошлость – это когда банальное и тривиальное преподносится как что-то оригинальное и удивительное. И вроде как-то внутренне с этим соглашаешься. Когда девушка надевает банальные гламурные шмотки с кучей стразов, делает очень яркий макияж и идёт, переливаясь, как новогодняя ёлка, многие назовут это пошлостью.
Но если думать эту мысль дальше, то получаются странные вещи. Вот хотя бы про новогоднюю ёлку. Ведь это же… тривиально. Мы ставим ёлку каждый год, украшаем часто теми же самыми игрушками, той же самой мишурой, но любуемся, как будто это что-то удивительное. Получается, что новогодняя ёлка – это пошлость?
Ну, пытались одно время в 30-х годах объявить это «пережитком буржуазной пошлости» и запретить наряжать эти ёлки. Но потом почему-то всё равно оказалось, что эти ёлки людям нужны…
Или вот, скажем, советские фильмы 70-х годов. В них часто показывали повседневную жизнь обычных людей, но так, как будто это что-то уникальное и заслуживающее внимания. Получается, что это пошлые фильмы? Да в общем, никто их пошлыми-то не считает.
Но когда по телевизору смехачи рассказывают, как весело и клёво быть алкашом, который ползёт домой из кабака, и какие удивительные приключения с ним случаются, то многие скажут, что это пошлость.
Так может, всё дело в опьянении? Не только буквальном, но и в
опьянении собственной значимостью? Может, пошлость начинается там, где появляется это опьянение? Ведь девушка, надевающая на себя всё гламурное по примеру телезвёзд, опьяняется чувством того, что она самая-самая супермодная и суперпривлекательная… опьяняется до того, что не замечает, что она выглядит нелепо…
Бегущая по волнам писал(а):
Селена писал(а):
Пошлость – это завершенные формы красоты, знаний, поступков, дел, творческих начинаний, открытий и законченных произведений, претендующие на совершенство.
Мне кажется, что здесь ключевым является - "претендующие на совершенство", а не сами формы, те или иные, завершённые или не завершённые. Пошло претендовать (т.е. считать себя или свои творения) совершенством. Совершенство, по-видимому, недостижимо.
Может, мы называем пошлыми те творения, или поведение, или манеру одеваться, за которыми мы угадываем опьянение автора чувством собственной гениальности? Скажем, многие считают пошлостью такие спектакли, в которых, по выражению Задорнова, «Гамлеты курят Marlboro, Цезари мочатся в унитазы фирмы Dolce & Gabbana, Ромео и Джульетта ходят голые и разговаривают по мобильному телефону». Потому что за всем этим мы угадываем опьянение режиссёра собственной «гениальностью» - настолько сильное, что любую свою идею он считает гениальной, и даже если он поставит на сцене унитаз, то и этот унитаз, по его мнению, засияет ореолом его гениальности.
И в этом ещё одна особенность пошлости: она всегда нуждается в зрителе. Хотя бы в одном. Хотя бы в предполагаемом зрителе. Должен же кто-то восхититься и подтвердить эту самую «гениальность». Но для этого под зрителей надо всё время подстраиваться, ведь автор вовсе не уверен, что он непременно вызовет у зрителей интерес. Но думать об их индивидуальных мыслях и чувствах ему некогда: он слишком занят «самовыражением», и поэтому он вводит в своё произведение те мысли, которые совершенно точно бывают у всех людей. Поэтому пошлость без конца эксплуатирует тему секса и других физических потребностей – того же унитаза, например… Поэтому пошлые режиссёры заявляют, что старые пьесы неинтересны, что их надо «осовременить», то есть ввести в них такие вещи, которые есть в жизни всех нынешних людей.
А что такое тогда вкус – может быть, это умение вносить что-то индивидуальное в стандартные и тривиальные вещи, не опьяняясь при этом своей значимостью? Вот есть, скажем, легендарная песня группы Abba «Танцующая королева». И ведь эта песня всего-навсего о банальной диско-вечеринке, на которой одна девушка очень зажигательно танцевала. Но музыканты не опьяняются своей значимостью, они поют о какой-то другой девушке, а не о себе, не о том, как они сами пришли на эту вечеринку и стали там звёздами. Может, поэтому и песня получилась не пошлая, а со вкусом?
[pleer]5450482vc1F[/pleer]
Или вот ещё одна песня, которую поёт Аманда Лир – о светской вечеринке, со всеми типичными «причиндалами»: модными шмотками, крутыми тачками и икрой с шампанским. Получилась ли эта песня со вкусом? Наверное, всё-таки да. Потому что этот светский приём она описывает отстранённо, она не восхваляет себя на этом приёме (хотя ей самой случалось быть на таких приёмах звездой. Вообще, Аманда Лир – это, наверное, тот случай, когда у исполнительницы есть вкус, но он довольно близко подходит к пошлости)
[pleer]7162216zMCu[/pleer]