Привет. Меня тут попросили высказаться. Видимо, потому что, вроде как, я работаю в системе высшего образования. Ответить на вопрос примерно в такой формулировке: "зачем нужно высшее образование, ведь, обширные знания можно получить и без него, тогда зачем?".
Это правда, знания можно и без высшего образования. Но смысл в том, чтобы научить человека:
1. Получать эти знания. 2. Пользоваться этими знаниями. 3. Если повезёт, то научить создавать новые знания.
Развёрнём.
1. Вообще, на самом деле, большинство людей не способно отличать априори знания от сказок. И нужно воспитывать некий критический взгляд на вещи, чтобы люди поголовно и без причин не стали верить в то, что если выпивать чашечку собственной крови на завтрак, то наступи всемирное счастье. То есть, возможно, так и будет, но верить этому априори и без подтверждений, вроде как, не следует. Умение отличать настоящие знания от просто системы ритуалов или верований не врождённое, его надо воспитывать. Кроме того, человек в существующем объёме знаний может просто утонуть. В одной электронной библиотеке, которая стремиться собирать все стоящие научные публикации, содержится около 40000 томов. И откуда начать? Чтобы выбрать направление и отправную точку, чтобы понять, как это всё взаимосвязано, человеку нужен учитель. Конечно, это может быть учитель из интернета. Но гораздо эффективнее, если это живой человек, который может эмоционально отреагировать на умный или глупый вопрос ученика.
2. Если человек обладает кучей знаний, это ещё не означает, что он умеет ими пользоваться. Представим себе биолога, который всё знает о том, как разводить бактерии, но ни разу собственноручно не вырастил ни одного штамма. Ну, разве только у себя в носу во время эпидемии гриппа. В университетах сосредоточено оборудование (ну, как бы теоретически) и преподаватели, которые должны помочь применить эти знания и почувствовать, как знания превращаются в некую реальную силу. Это важно даже для таких наук, где оборудование, казалось бы, доступно большинству. Вот, математикам, например, совершенно ничего не нужно, кроме бумаги и ручки. Но на самом деле, в одну каску математик мало что способен сделать, даже если много знает. Потому что нужно иметь навыки по комбинированию знаний в теоремы, интуиция научная, чувство прекрасного. А этого из учебников не получить. Только от учителя.
3. Это тоже необходимо. Система высшего образования не только учит людей уму разуму, но и готовит для самой себя кадры. А чтобы быть полноценным преподавателем, человек должен знать, как получать новые знания. Тут, скорее даже важно не научить его их получать, а дать ему возможность их получить. Чисто экономическую. Поэтому нужна какая-то система, которая сможет платить ему зарплату, пока он ковыряется в не понять, чём, не понять, как, не понять, зачем, и не понять, с каким результатом, а потом рассудить: получил ли человек новые знания (и тут оба слова ключевые, и новые, и знания). И для этого тоже нужны институты высшего образования.
Вот. Примерно так. Конечно, если мы хотим просто выращивать бананы и наслаждаться чтением научной литературы, то это тоже вариант бытия, и в этом варианте бытия система высшего образования не нужна. Но если мы хотим как-то применять существующие знания и создавать новые то без неё, при всех её недостатках, не обойтись.
- С уважением.
|