идеал
Идеа́л (Urdis Cosntantin) — 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей; 2) в строгом этическом смысле этого слова: в теоретическом плане – а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном – б) совершенство в отношениях между людьми или (в форме общественного идеала) такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности.
Содержание [убрать]
1 Описание
2 Характеристика
3 История возникновения
4 Критика
5 Идеал в эстетике
6 См. также
7 Литература
8 Ссылки
«Идеал» как специальное понятие ценностного, в частности, морального сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли. Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних эпох путем вычленения представителей о высшем благе (подлинное блаженство), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностей.
Различие подходов в теоретическом понимании идеала обуславливается решением проблемы соотношения идеала реальности. При натуралистическом подходе к морали и ценностям вообще идеал может трактоваться двояко. Во-первых, как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Схема такого понимания идеала предзадана золотым правилом нравственности – в идеале обобщено указанное в золотом правиле: «как хотите, чтобы с вами поступали люди». Во-вторых, как результат обобщения содержания норм и правил или абстрагирования этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм: в каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет морального идеала вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т. д. Наряду с этим на практике универсальный идеал может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный идеал – в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей. Идеал теряет свою универсальность, трансформируется в идол или кумир; отсюда возникает впечатление, что идеалов столько, сколько людей. Индивидуальное допущение наряду с универсальным идеалом личного идеала, в особенности ассоциированного с необходимостью подчинения дисциплине установленного порядка, может провоцировать «бремя двойного служения» (С. Л. Франк). От индивидуализации идеала отличается конкретизация идеала в отдельном образе (к примеру, совершенной или божественной) личности при сохранении его абсолютных характеристик. Наконец, в-третьих, как имманентные социальной или индивидуализированной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы идеала оказывается сведенным к ценностной ориентации или базовой поведенческой установке; при этом не непременно – к некоторому фактическому (социальному, психическому или физическому) состоянию индивида, так что должное – в соответствии с контекстом этического рассуждения – может мыслиться противостоящим сущему.
Европейская культура начинается с идеала единства, поначалу выраженного в натурфилософском учении о бесконечном едином начале Космоса, в гармонии с которым заключается подлинное существование. В падении от Логоса видел Гераклит причину порока и духовной смерти. Античное представление о всемирности как политически объединенном мире воплотилось в государственной политике, направленной на установление всемирной власти, призванной объединить множество государств и народов. В философии это представление было развито в стоической мысли в виде идеала духовного единения всего человечества. Этот идеал был воспринят христианством. Стоики (с индивидуалистических позиций) и ранне-христианские мыслители (с коммунитарно-соборных) первыми показали, что в условиях индивидуализировано-автономного и взаимно-обособленного существования человека реализация идеала возможна лишь как индивидуальное самосовершенствование, опосредствованное духовным овладением внутренними и внешними обстоятельствами жизни и их преображением; преодоление пороков бренного мира возможно лишь в нравственном восхождении и духовном единении. Эта идея единства – единства человека с природой, с согражданами и с самим собой – провозглашается или предполагается в качестве высшей нравственной идеи практически во всех развитых религиях. Понятие идеала применяется одинаково и к отвлечённым и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты, идеал мужской красоты, идеал государства, идеал гражданина и т. д.
При идеалистическом подходе к морали идеал рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» (Платон) или априорно (И. Кант). Концепция идеала, основанная на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта, получила развитие в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Лотце), в рус. религиозной философии (В. С. Соловьев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский). Как форма нравственного сознания, идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательном исполнении. В структуре морального сознания идеала занимает ключевое место; им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т. д. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, философы и моралисты делятся на абсолютистов и релятивистов. В восприятии и интерпретации идеала единства возможны две крайности: а) социалогизаторской (в частности, политической, корпоративной) трактовки — как требования к установлению и укреплению сообщества; б) утопической трактовки, согласно которой идеал осуществим лишь в разумной, соответствующей природе реорганизации социальности. По-разному это проявлялось в особенности в социальной мысли XIX века — в учениях Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма — и их более поздних вариациях; предпосылка единства как солидарности усматривалась в особенности общественной организации, в развитии промышленного сотрудничества, в установлении справедливых форм собственности или в разделении труда. Подобного рода «эмпирические» толкования идеала единства имели место всегда; против них направлено евангельское указание на то, что Царство Божие утверждается не на земле, но в духе, причем духовное единение — прежде всякого другого.
Идеал эстетический (фр. ideal, от греч. idea — идея, первообраз) — вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. Идеал эстетический — высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с идеалом эстетики. Сам же идеал эстетический — это такой вид эстетического отношения, который находится как бы между эстетическим вкусом, с одной стороны, и эстетическими взглядами — с другой. Уже эстетический вкус представляет собой известное обобщение эстетического опыта, но это обобщение во многом субъективно. Кант называл «идеал красоты» высшим образцом, прообразом вкуса. Идеал эстетический — более глубокое, более объективное обобщение эстетической практики человека, общественных классов и даже, в определенном смысле, целых эпох (например, идеал эстетический человека Древней Греции, эпохи Возрождения). В отличие от эстетических взглядов, выражаемых в абстрактных понятиях, идеал эстетический «не порывает» с конкретно-чувственной формой своего выражения, без которой нельзя запечатлеть образ должной красоты. В классовом обществе идеал эстетический не может не носить классовый характер. Поэтому понятия «идеал красоты», или «идеал эстетический», и «красота идеала» заключают в себе разный смысл. «Идеал красоты» — специфический вид идеала, который сам может быть прекрасным, а может быть даже отвратительным, как, например, фашистский идеал общественной жизни, преподносившийся его сторонниками как идеал эстетический (что предполагало эстетизацию явлений, связанных с «новым порядком»: военные парады, эффектные манифестации, факельные шествия и т. п.). Красота самого идеала эстетического в конечном счете определяется истинностью отражения подлинно прекрасного. Идеал эстетический обретает достоинство красоты, выражая красоту человеческой души и величие народного духа, творящего этот идеал и утверждающего его в труде и борьбе. Эстетическая ценность идеала эстетического выражает его общечеловеческий характер. О том, каким идеалом эстетическим руководствуется человек, можно судить по его отношению к миру, по его деятельности и поведению. Но выразить идеал эстетический в полной мере, «материализовать» его и тем самым сделать доступным восприятию любого другого человека можно только посредством искусства, отражающего действительность сквозь призму идеала эстетического. В искусстве эстетический идеал художника воплощается в образах положительных персонажей (Прометей в трагедии Эсхила, Пьер Безухов в «Войне и мире» Толстого, образы рабочего и колхозницы в скульптуре В. И. Мухиной и т. д.). Кроме того, идеал эстетический выражается самой структурой художественного произведения, всем его образным строем, в том числе и через отрицательные образы-персонажи, так как только пронизанные светом идеала эстетического они обнаруживают свою безобразность, низменность, комизм. Идеал эстетический связан с такими видами идеала, как нравственный и социально-политический, но отнюдь не как их внешняя форма. Идеал эстетический вбирает в себя эстетический аспект представлений о совершенном обществе, человеке и его поведении. Так, идеал коммунизма, предполагающий общественные отношения равенства, сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, гармоническое отношение природы и общества, высокую нравственность в общественных и личных отношениях, всесторонне и гармонически развитую личность, является также и Идеалом эстетическим.
В общее употребление слово идеал стало входить с конца XVIII и начала XIX столетия, главным образом, благодаря Шиллеру.
Свернуть