Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 21:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 113 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2015, 21:53 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3386
Откуда: Ульяновск
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911)

Изображение

Биография М. Чюрлениса
Биография Микалоюса Чюрлениса
(1875-1911)

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года.
Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы - Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с искусством, а именно с музыкой, играл на органе.
Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований.
Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай.
Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.
Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.
Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.

В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.

В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.

Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.

http://www.bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/
Свернуть

Его картины можно посмотреть здесь http://ciurlionis.eu/ru/zhivopis/gallery/

Изображение

ANDANTE
1909



_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2015, 22:56 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17789
Откуда: Москва
Сначала посмотрела картины (раньше видела не так много произведений Чюрлёниса).
Сейчас при просмотре большого их количества, у меня возникло ощущение, что они написаны человеком с некоторой патологие психики. Потом прочитала биографию художника и увидела, что была права.
Меня удивило, что по каким-то неформальным признакам характера картин можно было это почувствовать. :du_ma_et:
Меня привлекла одна-единственная картина - Козёл.

Изображение
1903

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 18:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Мне тоже "Козёл" понравился.А ещё--"Дружба" ( Эхнатон и солнце?),"Сказка о замке" (катарский Монсегюр?) и "Сотворение мира"-IX.Вот у этой последней цветы какие-то хищные,почти как те,с которыми я сталкивалась зимой 2013-2014;ну,не совсем такие,конечно,но очень похожи...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 19:29 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17789
Откуда: Москва
мирра писал(а):
Мне тоже "Козёл" понравился.А ещё--"Дружба" ( Эхнатон и солнце?),"Сказка о замке" (катарский Монсегюр?) и "Сотворение мира"-IX.Вот у этой последней цветы какие-то хищные,почти как те,с которыми я сталкивалась зимой 2013-2014;ну,не совсем такие,конечно,но очень похожи...

Да, мирра, мне тоже вспомнились ваши цветы, когда я увидела ту картину Чюрлёниса.

* * *
Когда я была студенткой, то как-то прочитала в газете статью про некую девушку, которая лазила по крышам и любила там сидеть в одиночестве по ночам. Это было так "романтично".. Она была вся такая "интересная и непонятная", что притягивало. Среди её интересов были также картины и музыка Чюрлёниса. О котором я тогда слыхом не слыхивала. Безлимитного интернета и гугла тогда не было...).
Мне эта описанная в заметке странная девушка показалась из какой-то другой возвышенной жизни. Тем более, что на дипломной практике я работала в одной лаборатории с аспиранткой из провинции, которая тоже с придыханием говорила о Чюрлёнисе. Эта аспирантка тоже была из какой-то другой неведомой мне жизни. Помнится обсуждался вопрос - что подарить на ДР завлабоаторией... Так подарили серебряное ведёрко для льда для шампанского. Это была в те времена совершенно чужая мне жизнь, какого-то "высшего общества". Комплекса у мне это не вызвало, видно натура моя была для этого слишком здоровая. :hi_hi_hi: Однако интерес и Чюрлёнису, как к чему-то близкому для высшего света у меня появился. Захотелось понять и приобщится, так сказать).
Нашла я несколько репродукций Чюрлёниса, послушала что-то из его музыки, кажется симфоническая поэма "Море".
Отдала должное поэтичности, но поняла, что это "не моё". :a_g_a:
Вот такое у меня было давнее знакомство с работами этого талантливого человека.
С годами и эта странная девушка из заметки, так привлекшая моё внимание, была переведена моим сознанием в разряд очень далёких от жизни. Там, кажется, и был какой-то не очень хороший финал - точно не помню.

Клип, выложенный Селеной очень хорош - или я изменилась (доросла :-) ) или очень хорошо сделано видео, музыка и картины гармоничны.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 19:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Сеньора,если что,я не была знакома с этой картиной,когда имела дело со своими образами-цветами.Увиденное мною сегодня меня ошарашило:слушай,дарагой,откуда про хищные цветы шаманского леса знаешь,да??.Хотя--автор явно имел в виду другое,это 100 пудов.И что у него там такое на самом деле,мне любопытно.О своих же цветах я писала в "Пробе кисти и пр."\\страница 8,если что\\,здесь это несущественно.
А сейчас..может,вам,читатель,станет интересно,назову я эти картины гностическими и\или белогвардейскими или нет?))
Знаете,первое--нет,а вот второе--да,очень.Автор жил и умер до революции,по времени совпадает...впрочем,чего я тупо мямлю,пойду лучше ещё попялюсь--это всяко лучше и эффективнее.)))


Последний раз редактировалось мирра 19 сен 2015, 20:47, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 20:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4305
интересно конечно почитать исследования творчества Чюрлениса поуглублёнее, спасибо за выбранную тему.
узнала об этом художнике когда-то на форуме СН, если не ошибаюсь, Александр Геннадьевич в "вопросах доктору" о нём и упоминал.
но вот кроме всего прочего, что встречается в инете, наткнулась на такое откровение, какое-то очень "живое" письмо, зацепило:

"Наш советский Врубелис

Писать про Чюрлениса -- вспоминать свое детство. Конец 70-х годов. Красивый, по-европейски буржуазный город Каунас, куда привезла меня моя тетушка. Узкие улочки. Красная кирпичная готика. Дом с застекленными балконами, которым до войны владел ее отец (потом, естественно, русские захватчики собственность отобрали). «А теперь, -- торопит тетушка, -- идем в музей Чюрлениса». Из Каунаса я уезжала с подарочным набором открыток. Такой набор был, наверное, в каждой интеллигентской московской квартире.

В отличие от Ильи Глазунова, которого тогда (как, впрочем, и сейчас) любил народ, на Чюрлениса западала именно советская интеллигенция. Собственно, открыли его шестидесятники, увидев в картинах недоступные, а потому столь желанные мистицизм и символизм. Воспитанные на репродукциях Шишкина и Айвазовского из школьных учебников, утомленные однообразными изображениями доярок и механизаторов, не очень вхожие в узкие круги неофициального искусства, они -- интеллигенты 60-х -- обладали вполне дурным, точнее, никаким художественным вкусом. Но этот вкус -- к Чюрленису или к Сальвадору Дали -- передали по наследству. За неимением под рукой Дали и Чюрлениса в Москве потом ходили на «Грузинку» -- крошечный выставочный зал, в котором разрешали выставлять советский сюрреализм. Туда стояли многочасовые очереди желающих приобщиться к неведомому и таинственному миру искусства.

Все это было. А еще -- мода на Прибалтику, куда каждое лето на отдых выезжала московская интеллигенция. А там чего только не было! Рустическая мебель (наша тогдашняя «Икеа»). Паласы ручной работы. Ликер «Старый Таллин». Ресторанчики на каждом шагу, где салаты почему-то подавали в бокалах. Разрешенное «западное» искусство. Янтарь. Надписи на иностранных языках. Вербы. Анне Вески и Тынис Мяги. Дома отдыха в Паланге, Пярну и Юрмале (смешные названия Дзинтари и Дубулты вызывали странные, неполиткорректные ассоциации). Донатас Банионис с голосом Шурика. Горячие эстонские парни, с трудом изъясняющиеся по-русски и обязательно, когда спрашиваешь на улице дорогу, направляющие в противоположную сторону. И Чюрленис, чье имя -- Микалоюс Константинас -- никто не знал, потому что выговорить не мог.

Вспоминать все это странно и смешно. Открытки, купленные в музее Чюрлениса, я давно выбросила. Вербы покрылись книжной пылью. Анне Вески видела недавно по телевизору в «СВ-шоу» -- заметно пополнела. Чтобы поехать в Юрмалу, нужна виза. Искусство вроде чюрленисовского (или «грузинского») теперь продается на Арбате и у Дома художника на Крымском валу. Но в новых книгах о символизме непременно есть репродукции картин Чюрлениса. И два абзаца текста.

В этих двух абзацах написано про то, что он был представителем северного модерна и национального романтизма, что активно участвовал в петербургской художественной жизни (даже выставлялся на выставках «Мира искусства»), что писал в графической манере, в основном пастелью и темперой, что, поскольку был музыкантом (правда, специалисты по музыке говорят, что его симфонии очень унылы), всегда стремился к синтезу искусств и писал свои картины по законам музыки (отсюда их названия: «Весенняя соната», «Соната солнца», «Морская соната», «Соната ужа», «Соната пирамид» и так далее до бесконечности), что в конце жизни заболел душевной болезнью (прямо как Врубель) и рано умер (в возрасте 36 лет). Вот, собственно, и все.

А что еще писать про эту красотищу, которую, как теперь стало ясно, иначе как слащаво-салонным символизмом не назовешь, на которую нельзя смотреть, а то заплачешь, и которая останется постоянным напоминанием об ошибках нашего счастливого детства.
Софья КРЫНСКАЯ"
http://www.vremya.ru/2000/131/10/1533.html


Последний раз редактировалось Molli 19 сен 2015, 20:17, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 20:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4305
ну а это уже статья
Александра Шувалова ( кандидата мед. наук психиатра-нарколога):

"ЖИВОПИСНАЯ СИМФОНИЯ ЧЮРЛЕНИСА

Изображение

Гении-универсалы – явление нечастое: Леонардо да Винчи, Декарт, Ломоносов, Гете… Гораздо чаще встречается сочетание гениальных способностей в нескольких областях. Например, Сергей Рахманинов был одновременно и выдающимся пианистом, и композитором, и дирижером. В этом ряду и Микалоюс Чюрленис (1875–1911 годы) – композитор, которого считают родоначальником профессиональной литовской музыки. За несколько лет до смерти он начал обучаться живописи и стал одним из самых оригинальных художников-символистов XX века.

БЛАЖЕННЫЙ БРОДЯЖКА

Страсть к музыке Микалоюс Чюрленис унаследовал от отца, но от него же ему достались и странности характера. Отец, сельский органист, был по натуре романтик и фантазер, принадлежал к тому типу людей, который более благополучные современники обыкновенно называют «странными чудаками». С молодости он любил подолгу пропадать в лесу, где не столько охотился, сколько «бродяжничал в блаженном одиночестве». Его «походы… иногда продолжались по несколько дней, и только желание оправдаться в глазах других заставляло его иной раз приносить домой зайчонка, лису или утку». Однажды отец, продав принадлежавший ему участок леса, отправился в настоящее путешествие: «Просто так – на свет поглядеть», оставив жену с трехлетним ребенком. И вернулся только через год. С четырех лет Микалоюс безошибочно играл «по слуху», а в одиннадцать уже пытался сочинять небольшие композиции. Так как семья жила в курортном месте Друскининкай, то дачники из Варшавы и Петербурга с удовольствием слушали игру маленького вундеркинда. Талантов, как и странностей, юному дарованию было не занимать. Стремясь объять необъятное, он «изобрел» свой алфавит. Позже на некоторых его картинах появятся знаки этой загадочной письменности. Есть сведения, что он «обладал еще и особым даром, проявляемым в опытах по гипнозу и телепатии (от лечения зубной боли прикосновением руки до внушения на значительном расстоянии)». Но уже в дневниках того периода он записывал: «…счастлив не буду, иначе быть не может. Я слишком легко раним, слишком близко все принимаю к сердцу, чужих людей не люблю и боюсь их, жить среди них не умею». С 1901 года, когда до окончания его столь недолгой жизни оставалось всего десять лет, «мы видим, как резко, как будто влекомый чьей-то властной решительностью, начинает он меняться – почти каждые два последующих года Чюрленис другой». В 1902 году он голодает и питается одной растительной пищей, но не столько из-за вегетарианских воззрений, сколько из-за отсутствия денег. В 1904 году, по воспоминаниям знакомой актрисы Чюрлениса, «можно сделать вывод, что Чюрленис уже тогда страдал от душевных расстройств и отдавал себе в этом отчет». О раннем начале психического расстройства художника свидетельствует следующий факт. Его ближайшие родственники впоследствии не возражали, когда одна из самых первых картин Чюрлениса «Тишина» стала приводиться в отечественных учебниках психиатрии как пример иллюзии или галлюцинации психически больного человека. Приведем эту выдержку из учебника видного советского психиатра Василия Гиляровского: «…черты шизофренической психики можно увидеть на картинах художника… Чурляниса, страдавшего шизофренией и отразившего в своих произведениях многое от болезни».

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГАММЫ

Точный диагноз психического расстройства художника и музыканта остается открытым вопросом для дискуссий. Внешне клиническая картина напоминала шизофренический процесс. Причем в среде литовской художественной интеллигенции говорилось как о чем-то общеизвестном, что «сумасшествие Чюрлениса имеет своим происхождением сифилис». Современные психиатры также затрудняются точно квалифицировать диагноз Чюрлениса. Известно, что в период психотических состояний он созерцал какие-то картины, пребывал в состоянии экстаза, когда весь мир был наполнен чудесной музыкой. Он испытывал ощущение «высшей гармонии» со своеобразным чувством слияния основных семи тонов музыки и семи цветов спектра. Чюрленис воспринимал звуки музыкальной октавы в цвете. Подобным «цветным слухом» обладали некоторые композиторы – Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин. Трудно отрешиться от мысли, что многие живописные произведения Чюрлениса практически являлись изображением музыки. Эти картины «сонатного цикла» художник так и называл: «Аллегро», «Скерцо», «Анданте» и т. д. Осенью 1908 года в Петербурге прошла выставка, для участия в которой Чюрленис был приглашен русским поэтом и устроителем художественных выставок Сергеем Маковским. Так литовский художник вошел в объединение «Мир искусства». С одной стороны, жизнь в лишениях и постоянные мысли о собственной неудачливости не могли не отразиться на его настроении. Художник так говорил о своей нелегкой судьбе: «Похож я на птицу, придавленную деревом». С другой стороны, волнообразное течение заболевания в гипоманиакальных состояниях приносило свои плоды. «Если бы ты знала, какая радость работать упорно, бешено, без передышки, почти до потери сознания, забыв все», писал в это время Чюрленис своей жене. Он интенсивно занимался живописью, а музыка оставалась отодвинутой вглубь сознания. Но иногда, может быть, неожиданно для него самого, появлялись на свет музыкальные произведения: разом, одну за другой он сочинял то пять, то семь прелюдий буквально за несколько дней. «“Сочиняет” – слово не вполне подходящее, точнее сказать – “успевает записать” прелюды, но очень часто ростки его музыки на бумаге не оставались. Но этот творческий взлет летних месяцев 1909 года был последним», – вспоминает современник одаренного художника-музыканта. В декабре 1909 года творец все чаще совершает неадекватные поступки. Так, например, он заказывает роскошные подарки жене, которые нечем оплатить. И с особенным увлечением продолжает заниматься живописью. «В узкой полутемной комнате, полуголодный и одинокий, среди крика соседских детей и запахов кухни, он дает волю своей фантазии. Мольберта нет. Он прикрепляет бумагу кнопками к стене. Краски купить не на что. Он подбирает с полу даже крошечные кусочки пастели... Его современник художник Мстислав Добужинский1 отмечает – Чюрленис в тяжелейшем состоянии. Дальше события развиваются стремительно: «В Петербург вызвали жену художника, которая отвезла его домой – в Друскининкай. Но и оттуда, с помощью друзей, его вскоре отправили дальше – под Варшаву, в Пустельницкую больницу для душевнобольных. Он заперт в палате. О творчестве не может быть и речи». 1Добужинский М. В. (1875–1957 годы) – русский художник. По иронии судьбы именно в это время имя Чюрлениса начинает приобретать известность: одни восхищаются его работами, другие не понимают их, третьи негодуют или осмеивают. Музыканты считали его живописцем, а художники – музыкантом. Чюрленис мог бы им ответить словами Бетховена, узнавшего, что публике не понравился его новый квартет: «Он понравится им потом». Но психических сил для такого заявления у него уже не оставалось. Однажды вечером художник ушел из лечебницы, где находился, в лес в одной больничной одежде, предварительно написав несколько строк жене. Простудился и заболел пневмонией. Потом последовало кровоизлияние в мозг и быстрая смерть. В советские времена слава долго добиралась до Чюрлениса. О нем если и упоминали, то сопровождали текст такими эпитетами, как «декадент», «буржуазный националист» и «мистик». В годовщину его столетия наконец-то была проведена выставка в Третьяковской галерее, за границей картины Чюрлениса впервые были выставлены только в 1979 году. С этого же времени гениального представителя северного модерна признали «официальным гением».

АБСТРАКТНЫЙ ШИФР ШИЗОФРЕНИИ

Каким образом отразилось на живописном творчестве психическое расстройство Чюрлениса? В его картинах «можно найти и “клинопись”, и письмена собственного изобретения (шифрованный “алфавит Чюрлениса”). Пережив тяжкую депрессию, он упоминает об отлетевшей “птице тьмы”. И в собственную подпись ввел графический знак птицы... Чюрленис принадлежал к породе художников по внутренней необходимости, для которых слова недостаточно емки. Может быть, в его случае недостаточными оказались также звуки и краски, отдельно взятые. Он предельно насыщал картины, не успевая освобождаться от образов, чувств, идей, и дорого заплатил за гениальность своего мозга». Чюрленис сделал «попытку отойти от “предметности” и дать на холсте отвлеченную, абстрактную симфонию красок, линий и форм. В этом смысле Чурленис должен считаться предвозвестником и пионером абстрактной живописи». Творец создал около 300 произведений в духе модерна и ар-нуво, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, стремясь к синтезу искусств – музыки и живописи. Несмотря на то, что творчество Чюрлениса стоит в стороне от известных течений в живописи, педантичные искусствоведы определили ему место между символизмом и абстракционизмом. В патографических материалах много данных, свидетельствующих о том, что Чюрленис страдал шизофренией. Оказала ли психическая болезнь положительное влияние на творчество? Безусловно, да! Оригинальность и необычность картин Чюрлениса признается всеми авторами. Мышление больного шизофренией характеризуется своей нестандартностью, что известно каждому врачу-клиницисту.

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Михаил Кутанин, профессор психиатрии Саратовского университета, 1926 год: «Мы полагаем, что знаменитые, редкие по своей композиции картины Чюрляниса созданы также силой психического заболевания. Его творчество, по словам биографов, достигает максимальной интенсивности в 1908 году… На последней посмертной выставке произведений Чурляниса были те, что нашли возможным сказать: “Достаточно увидеть эти картины, чтобы понять, что, уже создавая их, он был психически болен”. Сказки Чурляниса, написанные темперой с примесью пастели, – подлинное волшебство. Перед нами уже не схемы и не ребусы, не географические построения музыканта, а видения художника, в психике которого вечно звучат странные жуткие мелодии. “Сказки” Чурляниса – галлюцинации, прозрения по ту сторону реальных предметов, реальной природы. Они поражают не сказочным вымыслом, а своей иррациональностью… В последний год своей жизни, увлекаясь графикой, Чурлянис пробовал сочетанием различных комбинаций вихреобразных спиралей и кружков создать реальные образы предметов. Но и раньше его картины были проникнуты символами, в коих часто фигурировали сферы, эллипс и круг, мистические и религиозные мотивы. Его сказка, “фантазия”, “буря”, “рай”, “кладбище” и “сонаты” – все это довольно рельефно отражало, как нам кажется, шизоидный, а позднее паранойяльный склад его психики».

ЭФЕМЕРНЫЕ ШЕДЕВРЫ

К великому сожалению, литовский гений мало заботился о долговечности своих работ, а лишь пытался выразить невыразимое. Видимо, в этом сказался его недостаточный профессионализм как художника. И оригинальные картины обречены на постепенную гибель: «плохо закрепленные краски пастели, слабая темпера осыпались, затирались, картины портились при перевозках, после выставок их, бывало, складывали где-то в сарае. Во время Первой мировой войны… часть из них заплесневела»."

Источник: http://www.psyh.ru/rubric/7/articles/2432/
© Наша Психология


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 20:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Блин,жалко его,от того,что ему творчество запрещали--плакать от досады хочется. :cry_ing:
Я кончу либо как Мопассан,либо как этот самый Микалоюс Константинас...надо спешить жить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 21:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Да, откинуло НАЗАД. В 70-е. В студенчество. Да, Каунас. Музей. Мода нв Чюрлениса.
Сейчас смотрю - завидую ТОМУ времени. В нем была молодость, тайна, дерзость - расшифровать, понять, соответствовать, тянуться, встать вровень... и т. п..

Первая СЛОЖНОСТЬ. Первые попытки интерпритации.

КОЗЕЛ отличается. Но мне понравились серии ВРЕМЕНА ГОДА. Ролик посмотреть не могу - что-то с компом.


Последний раз редактировалось Людмила 20 сен 2015, 09:02, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 22:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4305
Людмила @->--
мне вот именно о восприятии из тех лет интересен рассказ, хочется получше понять чем дышало то поколение, когда Чюрленис был в моде.
о чём говорили глядя на его работы, какие впечатления оставались после выхода из музея? чем он объединял?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2015, 23:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4305
на этом сайте удобно смотреть живопись по циклам
http://ciurlionis.eu/ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2015, 09:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Molli писал(а):
Людмила @->--
мне вот именно о восприятии из тех лет интересен рассказ, хочется получше понять чем дышало то поколение, когда Чюрленис был в моде.
о чём говорили глядя на его работы, какие впечатления оставались после выхода из музея? чем он объединял?


Объединял он не всех. Крутили и у виска. Но как-то робко крутили. Потому что НЕ ПОНИМАТЬ сложное искусство было стыдновато. В стране по сути НЕ БЫЛО философии. МАРКСИЗМ - и все тут ! А Ч. говорил о чем-то, что не укладывалось в рамки реализма, экономики, марксизма... Была некая тайна. Хотелось приобщиться. Или сделать вид, что приобщен. Не было еще ЯЗЫКА, на котором можно было такую живопись обсуждать. Благоговейно НЕМЕЛИ в музее. И потрясенные НЕПОНЯТНЫМ и НЕПОЗНАННЫМ выходили. И жили потом с этим впечатлением, как с оранжевым апельсином за пазухой. ВОТ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2015, 09:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Сначала хотел сказать, что Чюрлёнис дешифратор. Т.е. он расшифровывает смыслы содержащиеся в природе, в формах. А потом подумал, что он же и шифровальщик, он зашифровывает смыслы внутреннего, психического мира в формы. Или смотря какие работы иметь ввиду? Козёл, предположим - это шифрование, а Безмятежность - дешифровка, иллюстрация лица, так называемого, гения места. Но, это, конечно, всё мои умозрительности без особых, с моей стороны, претензий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2015, 09:48 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17789
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Сначала хотел сказать, что Чюрлёнис дешифратор. Т.е. он расшифровывает смыслы содержащиеся в природе, в формах. А потом подумал, что он же и шифровальщик, он зашифровывает смыслы внутреннего, психического мира в формы. Или смотря какие работы иметь ввиду? Козёл, предположим - это шифрование, а Безмятежность - дешифровка, иллюстрация лица, так называемого, гения места. Но, это, конечно, всё мои умозрительности без особых, с моей стороны, претензий.

Очень интересное мнение Djuley вызвало мысли о том, что вероятно люди по-разному воспринимают произведения искусства. По-разному не в смысле - нравится-не нравится и почему. А в том смысле, что в своей базовой основе - по-разному.

Одним доставляет удовольствие расшифровывать, обдумывать "шифры", вглядываться в "расшифрованное", в общем, добавлять к эмоциональному восприятию некий ментальный компонент. Или даже относиться к этой ментальной составляющей как к главенствующей в процессе восприятия произведений искусства. И когда образ настолько целен, что отсутствуют "зацепки" для раскручивания смыслов, произведение представляется пресным, скучным, почти или вовсе недостойным внимания.

Другой тип восприятия практически полностью основан именно на эмоциональном чувственном впечатлении целостности представленного образа, где ментальная составляющая (если она будет иметь место) ничего не добавляет к восприятию. Ментальная составляющая может уже позже только объяснить само восприятие, впечатление, полученное от созерцания, прослушивания, или чтения..
Т.е. здесь восприятие произведений искусства полностью иррационально и рацио может включаться постфактум для объяснения этого восприятия, оценки, отвечая на вопрос - а почему именно так воспринято то или иное произведение.

Кстати, у нас на форуме очень чётко прослеживаются эти два варианта восприятия или отношения к творческим работам. Именно многолетние дискуссии об отношении к тем или иным произведениям искусства раскрыли для меня эти два диаметральных подхода у зрителей, слушателей, читателей.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Микалоюс Чюрленис
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2015, 10:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4305
и какой анализ картины ты бы дала понравившемуся "Козлу", Бегущая по волнам?
основываясь на свой тип восприятия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 113 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 16 Queries | GZIP : On ]