Спасибо за тему - возможность обратить внимание на творчество Микалоюса Чюрлениса!
С огромным интересом читаю посты в этой теме - то, как кто увидел картины!
Меня чем-то «зацепил» триптих «Мой путь». Возможно, я ошибаюсь в том, что попыталась рассматривать эти три картины в представленной последовательности с точки зрения динамики превращений представлений о «Пути» у меняющегося человека.
Мне кажется, что в картинах выражено нарастание внутреннего напряжения, но как-то не совсем классически, а с целыми двумя «кульминациями» выражения напряжения - и во второй и в третьей картинах.
Первая картина – это, как мне показалось, Путь в представлении человека юного. Что-то детское и чуть наивное и смело-горделивое есть, кажется, в беззаботности и сказочности зеленого косогора на переднем плане, и в жестком контрасте этого косогора с застывшей во льду «горе» - видимо, цели Пути юноши.
Деревья на верховьях косогора очень похожи на людей, и кажется, будто они, как родители, провожают юношу в дальний путь.
Вторая картина – это словно какое-то разочарование, провал, разрушение, одиночество, даже смерть, и одновременно прозрение. Хотя фон картины на заднем плане составляют теплые, рыжеватые краски.
Вертикальные размытые линии – это словно струи дождя, которые смывают безоблачные надежды, и одновременно позволяют обнаружить какие-то новые представления о жизни. Может быть, эти линии – это как прозрачная завеса, граница между «тем» и «этим», тогда, когда ты уже «не там», но еще и «не здесь». Дереализация?..
Правда, совсем не знаю, что такое звезды на веревочках.
Третья картина – мне кажется, также кульминационная. Она чем-то напоминает первую картину, по общим контурам, так сказать, но что-то изменилось. Гора уже не гора, а система башен, и у ее подножия – город. И справа – самый интересный компонент картины, как мне показалось. Я не очень поняла, что здесь нарисовано. Вроде бы, часть стены или часть башни, но эта стена – это как бы сворачивает реальность, закругляет ее, и за этой стеной, по всей видимости, скрыто солнце, лучи которого освещают и башни, и город. А еще не видны вершины башен (случайно или нет?)
Что символизирует образ третьей картины в целом, пока не совсем поняла. Что-то и притягивает к ней, и отпугивает от нее.