Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Микалоюс Чюрленис
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2002
Страница 2 из 8

Автор:  Molli [ 20 сен 2015, 10:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Людмила писал(а):
Molli писал(а):
Людмила @->--
мне вот именно о восприятии из тех лет интересен рассказ, хочется получше понять чем дышало то поколение, когда Чюрленис был в моде.
о чём говорили глядя на его работы, какие впечатления оставались после выхода из музея? чем он объединял?


Объединял он не всех. Крутили и у виска. Но как-то робко крутили. Потому что НЕ ПОНИМАТЬ сложное искусство было стыдновато. В стране по сути НЕ БЫЛО философии. МАРКСИЗМ - и все тут ! А Ч. говорил о чем-то, что не укладывалось в рамки реализма, экономики, марксизма... Была некая тайна. Хотелось приобщиться. Или сделать вид, что приобщен. Не было еще ЯЗЫКА, на котором можно было такую живопись обсуждать. Благоговейно НЕМЕЛИ в музее. И потрясенные НЕПОНЯТНЫМ и НЕПОЗНАННЫМ выходили. И жили потом с этим впечатлением, как с оранжевым апельсином за пазухой. ВОТ.

да, сейчас вседоступность и изобилие обесценивает многие Вещи(

Автор:  Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 11:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Molli писал(а):
и какой анализ картины ты бы дала понравившемуся "Козлу", Бегущая по волнам?
основываясь на свой тип восприятия.

Мой тип восприятия - сугубо эмоциональный). Подключив сознание, я могу выявить причины определенных аспектов моего конкретного восприятия картины. :nez-nayu:
Анализ картины - это уже для меня сугубо ментальная и даже профессиональная процедура, которая должна опираться на знания, которыми, я увы, не обладаю.

Чтобы понять, что меня привлекло к картине "Козёл", нужно ещё разбираться. На поверхности - ассоциация с "родным мне" астрологическим "козерогом", явный романтизм его изображения (я так восприняла), цветовая гамма, таинственность и романтика теплого (по цвету и настроению) южного вечера.
В целом сама атмосфера, в которую погружает зрителя эта картина - типа "несбывшееся грезится опять".
И "вот там за повором...".

Как-то так навскидку. Для более серьёзного анализа, по-видимому, нужно ещё много чего обдумывать).

Автор:  Molli [ 20 сен 2015, 11:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Спасибо Бегущая по волнам, ты меня увлекла своим мнением на тему восприятия)

вот интересно, а Djuley, как "Козла" расшифрует? Просим-просим, Виктор!)
Djuley писал(а):
Козёл, предположим - это шифрование, а Безмятежность - дешифровка, иллюстрация лица, так называемого, гения места..

Автор:  Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 11:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Меня заинтересовало мнение Людмилы, которая сказала, что картина "Козёл" отличается от других. Было бы интересно узнать в чём это отличие. Людмила, скажите, в чём оно, на Ваш взгляд?

Автор:  shefnxr60 [ 20 сен 2015, 12:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

И

Автор:  мирра [ 20 сен 2015, 12:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Добрый день,родные!
Вчера ночью как-то так мысль пришла...нет,не как в том анекдоте,когда она,никого дома не застав,развернулась и ушла :-) :ne_ne_ne1: ,она осталась.Даже записала:
Чюрлёнис--автор жжёт.Так нарисовать музыку...такие белогвардейские картины...может,всё-таки и что-то гностическое есть,да я не вижу;это неважно,мне на его картины хочется хочется просто тупо пялиться.
До чёртиков жалко его,спасу нет.А когда ему запретили творчество...он и умер-то от тоски--по творчеству.В каком-то смысле это и была основа его жизни.Да,он был болен.Но так ли пошло бы ему на пользу,если бы его можно было вылечить? Может,с ним было бы,как с той дамочкой в рассказе Артура Мэйчена "Сокровенный свет",которая утратила свою основу жизни...? она,правда,отдала её добровольно,своему мужу-профессору для его опытов,но это уже детали...Так вот,именно тоска по творчеству ослабила в Микалоюсе иммунитет и он заболел ещё и воспалением мозга.Не может здоровый дух быть в нездоровом теле и наоборот.
В его время уже могла образоваться пустота,которую можно было заполнить только творчеством.Да,он был болен.Но он прежде всего был композитор и художник.От этого и танцуйте,читатель.

****
Дело в том,что в наше время "больной"--звучит как ругательство,а не просто как констатация факта.Очень часто всё сводится к тому,что до фени--писатель,художник,композитор,ещё что-либо,главное--больной.Тут очень много личных проекций наслоиться может,я не развиваю,а то разноюсь.Вполне понятно,отчего я ему так сочувствую.) Да,больной,ограничен и может функционировать только в этих ограниченных пределах,ну не выдавить из себя здорового,не выходит и нечем...может,нужно развивать то,что есть,а не гнаться за тем,чего нет? ну,это уже детали.Пойду себе скачаю какую-нибудь из ранее указанных картин и буду пялиться при каждом удобном случае.))

Автор:  Селена [ 20 сен 2015, 12:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Если я правильно поняла Бегущую по волнам, то она поделила людей на тех, кто получает удовольствие от размышлений над теми эмоциями и чувствами, которые вызвало у них то или иное произведение искусства, и тех, кто к этому равнодушен. Однако бывают состояния души (у меня), когда я вынуждена размышлять о них, потому что эмоциональное и чувственное восприятие насколько неопределенно и сумбурно, что возникает острейшая необходимость разобраться в них. И Чюрленис для меня именно из такой категории художников. Я не сразу разбираюсь в тех чувствах и эмоциях, которые он вызывает. Размышления просто необходимы, чтобы раскрутить этот клубок.
А говорит он, на мой взгляд, как раз о внутреннем мире. Говорит он о динамике иррациональных процессов. Говорит не законченными определениями, а незаконченными образами. Не зря он писал картины циклами. Он понимал, он чувствовал, что иррациональную динамику даже такой объемной вещью как картина целиком не охватишь, не отразишь.
«Последний цикл не окончен. У меня есть замысел рисовать его всю жизнь. Конечно, все зависит от того, сколько новых мыслей будет у меня появляться. Это – сотворение мира, только не нашего, по Библии, а какого-то другого фантастического. Я хотел бы создать цикл хотя бы из 100 картин. Не знаю – сделаю ли»
(из письма к брату)
Сотворение мира, внутреннего, можно писать всю жизнь. Он это понимал.

Вот книга Марка Эткинда “Мир как большая симфония”. Только начала читать.
“Весь мир представляется мне большой симфонией. Люди – как ноты...” М.К. Чюрленис.

А свои первые впечатления от картин Чюрлениса я описала вот здесь viewtopic.php?p=87012#p87012

Автор:  Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 13:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Селена писал(а):
Если я правильно поняла Бегущую по волнам, то она поделила людей на тех, кто получает удовольствие от размышлений над теми эмоциями и чувствами, которые вызвало у них то или иное произведение искусства, и тех, кто к этому равнодушен.

Нет, Селена, это не так. Слово равнодушен здесь не подходит. Эмоционально возможно и равнодушен, но ментально - может и нет. Бывает по-разному. Могут быть варианты и для эмоционального восприятия. Я обобщила, намеренно не вдаваясь в частности.

Цитата:
Однако бывают состояния души (у меня), когда я вынуждена размышлять о них, потому что эмоциональное и чувственное восприятие насколько неопределенно и сумбурно, что возникает острейшая необходимость разобраться в них. И Чюрленис для меня именно из такой категории художников. Я не сразу разбираюсь в тех чувствах и эмоциях, которые он вызывает. Размышления просто необходимы, чтобы раскрутить этот клубок.
А говорит он, на мой взгляд, как раз о внутреннем мире.

Иногда действительно появляется насущная необходимость разобраться в своих эмоциях.
Но это для меня сугубо аналитический процесс. И к удовольствию или неудовольствию от эмоционального восприятия произведения не имеющий отношения. Это как бы параллельный процесс осмысления некоторых вещей. Не имеющий никакой эмоциональной окраски. Кроме разве что - эмоции "Эврика!", когда что-то поймёшь). Но эта эмоция вовсе не имеет отношения к восприятию самого произведения.

Выше я говорила о возможных вариантах и "частностях". Если художник, композитор, писатель и др. трогает меня до глубины души, то он ставится мне близок и интересен во всём, во всех своих проявлениях. Я стараюсь узнать о нём всё больше и больше, понять лучше и лучше все движения его души. И его произведения для меня становятся неотрывны от него самого. И на моё восприятие произведений накладывается отпечаток его личности, это эмоционального, душевного мира. Понятно, что это касается далеко не всех деятелей литературы и искусства. Это частный случай.

Автор:  Селена [ 20 сен 2015, 13:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

А в картине “Козел” я ощущаю уравновешенную целостность, ту самую, что выражена буддисткой мандалой Инь-ян.
Изображение

Только здесь у Чюрлениса все гораздо сложнее и живее, не так абстрактно и восприятие более эмоционально-чувственное, чем ментальное.


Бегущая, я совсем запуталась… :du_ma_et:
Т.е. на ваш взгляд есть люди, которые эмоционально не воспринимают произведения искусства, а любят только размышлять над ними. Есть те, которые воспринимают эмоционально. И есть (не всегда, иногда) необходимость анализа своего восприятия.
Так?... или опять неправильно поняла?...

Автор:  Квагга [ 20 сен 2015, 13:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Изображение
Мне обычно с трудом удаётся (если вообще удаётся!) воспроизвести переживание тоски (в смысле, произвольно испытать то гнетущее переживание , которое называется "тоской". Нарисовать тоску даже проще, как мы рисовали страх. И это будет символ тоски, при взгляде на который само переживание- но теперь обузданное, ограниченное- возникнет в памяти). И при взгляде на эту картину Чюрлениса я вспомнила его (переживание), мгновенно и отчётливо, во всей полноте! Под ложечкой и где-то ещё, вне тела, в окружающем меня пространстве, воплотилась знакомая Тоска.. (Так отчётливо я вспомнила свою тоску только раз, когда читала описание воскресной прогулки на набережной в романе Сартра "Тошнота".)
Вообще, картины Чюрлениса больше всего похожи на неудачные попытки создать в воображении реальные картины мира- в неудавшихся попытках нет полноты и глубины реальности. Зато на картинах Чюрлёниса отчётливо видны отчаянные усилия художника достигнуть этой полноты! И, может быть, всего дороже усилие, не достигшее желаемого, запечатлённое в картинах художника ..
В картине "Тоска" я увидела знакомую наползающую справа тесноту и глухоту, которая мешает мне увидеть безграничность (что равнозначно реальности) воображаемого моря (когда я хочу его представить).
Сейчас прочитала сообщение Ирины viewtopic.php?p=115863#p115863 Может быть, Чюрленис рисовал не только наплывающие образы, но и невозможность их передать достоверно? И в этом главная нота его картин?

Автор:  мирра [ 20 сен 2015, 13:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Квагга писал(а):
Мне обычно с трудом удаётся (если вообще удаётся!) воспроизвести переживание тоски. Но при взгляде на эту картину Чюрлениса я вспомнила его (переживание), мгновенно и отчётливо, во всей полноте! Под ложечкой и где-то ещё, вне тела, в окружающем меня пространстве, воплотилась знакомая Тоска.. (Так отчётливо я вспомнила свою тоску только раз, когда читала описание воскресной прогулки на набережной в романе Сартра "Тошнота".)
Вообще, картины Чюрлениса больше всего похожи на неудачные попытки создать в воображении реальные картины мира- в этих неудавшихся попытках нет глубины реальности, они получаются плоскими.. А именно в этой картине (в "Тоске") я увидела наползающую справа тесноту и глухоту, которая мешает мне увидеть безграничность (что означает "реальность") воображаемого моря (когда я хочу его представить).

Квагга,привет! :-):
Мне тоже кажется,что я понимаю это его настроение.И насчёт глубины--вполне возможно..вот что я называю гностическим--наличие глубины,которая сама по себе может быть мне недоступна и малопонятна,но я ощущаю,что она есть! нету смайлика,у которого лампочка загорается в голове (( А у Чюрлёниса этого как-то нет,но это не уменьшает достоинств картин самих по себе, отличный видеоряд,даже завораживает немного.
А Сартр...я повелась на его "Тошноту" именно поэтому--казалось,что у Антуана такая же тоска,как у меня,что причины--те же самые...полгода так думала,пока не дошло:нет,у меня по-другому и от другого.С тех пор я его ненавижу и где-то в своём еле живом журнале я это вполне наглядно описала.)))

Автор:  Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 13:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Селена писал(а):
Бегущая, я совсем запуталась… :du_ma_et:
Т.е. на ваш взгляд есть люди, которые эмоционально не воспринимают произведения искусства, а любят только размышлять над ними. Есть те, которые воспринимают эмоционально. И есть (не всегда, иногда) необходимость анализа своего восприятия.
Так?... или опять неправильно поняла?...

Селена, я не пыталась дать исчерпывающее описание, определение и пр.
Мысль эта мне пришла после прочтения поста Виктора. Сразу об этом и написала.
Естественно, что всё мной написанное слишком общё, неполно, но основную идею мне кажется, выражает.
Считайте, что эмоциональная составляющая восприятия присутствует у всех. Но у одних она безусловно превалирует, а у другим необходимы некие ментально цепляющие компоненты.
Приведу один из примеров, который мне вспомнился при возникновении мысли о разделения по типам восприятия. Когда-то на форуме обсуждались стихи Бродского и Есенина. Помнится Есенина некоторые не воспринимают, потому , что он слишком "прост". А стихи Бродского были отнесены частью форумчан - к "интеллектуальной" поэзии, которая не в пример выше поэзии Есенина. И как пример - несколько вульгарный - (какое-то не помню) стихотворение Бродского, где были метафоры и ассоциации к повороту ключа в замке. Мне совершенно чуждые и неинтересные, не дававшие никакой эмоциональной, чувственной окраски образов в конкретном контексте. Но именно эти моменты в стихотворении вызвали у других форумчан ментальное осмысление стиха, интерес и удовольствие , выражаясь вашими словами (я избегаю по возможности слова "удовольствие" относительно произведений искусства).
Не знаю смогла и я что-то добавить к ранее написанному, чтобы улучшить понимание моего видения..(?).

Автор:  Квагга [ 20 сен 2015, 14:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

мирра, а где ты нашла, что ему запрещали творчество? По-моему, это невозможно- запретить художнику творчество. Вот когда он сам не может уже творить- это другое дело. Или не хочет. Но запретить??

Автор:  мирра [ 20 сен 2015, 14:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Квагга,я вот этот момент имела в виду.
Селена писал(а):
... В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.

Возможно,я это неправильно поняла и неточно выразилась;это бывает,я плохо владею человеческим языком.
Но--отсутствие возможности заниматься рисованием и музыкой его,имхо,душило--само по себе и то,что он хотел выразить через картины и музыку,тоже душило.Для меня это вообще самое страшное и его кровоизлияние в мозг--не удивительно.

Автор:  Квагга [ 20 сен 2015, 14:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Теперь вижу.. Вот ведь я тоже этот пост читала, а не запомнила этот момент..

Страница 2 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/