Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Микалоюс Чюрленис http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2002 |
Страница 4 из 8 |
Автор: | Djuley [ 20 сен 2015, 20:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Molli, старательно это было бы тяжко невыносимо. А получилось, напротив, с лёгкой руки, экспромтом, тзть. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 20:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Селена писал(а): А в картине “Козел” я ощущаю уравновешенную целостность, ту самую, что выражена буддисткой мандалой Инь-ян. Только здесь у Чюрлениса все гораздо сложнее и живее, не так абстрактно и восприятие более эмоционально-чувственное, чем ментальное. Селена, позвольте и мне вас спросить). Насчёт инь/янь - это у вас была спонтанная ассоциация или результат обдумывания своих ощущений? |
Автор: | Molli [ 20 сен 2015, 20:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Бегущая по волнам, а как ты думаешь искусствоведы к какой группе принадлежат? мне кажется они одинаково хорошо умеют и чувствовать картину и "читать" её. не просто фантазировать на тему, а понимать о чём сказал художник. конечно для этого нужно хорошо знать творчество и жизненную историю художника. или та статья нарколога, которую приводила на первой странице, он ведь тоже не лишён каких-то своих эмоций от картин (эмоционально-чувственного восприятие как ты это называешь), но будучи знаком с биографическими фактами и соотнося их с врачебными знаниями, он выстраивает свою картину, для этого без размышлений не обойтись (удовольствие от размышления ты назвала это) |
Автор: | Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 21:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Molli писал(а): Бегущая по волнам, а как ты думаешь искусствоведы к какой группе принадлежат?мне кажется они одинаково хорошо умеют и чувствовать картину и "читать" её. не просто фантазировать на тему, а понимать о чём сказал художник. конечно для этого нужно хорошо знать творчество и жизненную историю художника. или та статья нарколога, которую приводила на первой странице, он ведь тоже не лишён каких-то своих эмоций от картин (эмоционально-чувственного восприятие как ты это называешь), но будучи знаком с биографическими фактами и соотнося их с врачебными знаниями, он выстраивает свою картину, для этого без размышлений не обойтись (удовольствие от размышления ты назвала это) Не получилось у меня выразить то, что я старалась сказать насчёт удовольствие от размышления )))). Или удалось и это я в ваших словах воспринимаю сказанное не так, как писала ну да бог с ним. Конечно, зная досконально творчество и жизнь художника, можно более или менее верно понимать, что же хотел своим произведением сказать художник. Но как часто бывает, творец творит не очень задумываясь - что он хочет этим сказать, а выплёскивает то, что рвётся из души. А искусствоведы/литературоведы уже потом вкладывают своё понимание в чужие работы). Записки и письма художника наверно могут давать наиболее верную информацию, хотя случается, что творцы думают о своём эпистолярном наследии и тщательно его фильтруют).. Говоря про удовольствие от размышления над произведением искусства, я имела в виду совершенно конкретное размышление относительно конкретной картины, которое идёт почти неразрыно под впечатлением от неё. - "А что означают эти острые чёрные зубцы, это солнце в тумане" и пр. и пр. Я не имела в виду профессиональную работу искусствоведа, или нарколога, старающегося увидеть элементы ремиссии и напротив - ухудшения в работах больного. |
Автор: | Селена [ 20 сен 2015, 21:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Бегущая по волнам писал(а): Селена, позвольте и мне вас спросить).Насчёт инь/янь - это у вас была спонтанная ассоциация или результат обдумывания своих ощущений? Первая спонтанная реакция – эта картина как-то уравновешивает во мне некие противоречивые чувства, которые возникают, когда я смотрю на нее. Вслед за этой реакцией как-то естественно притянулась эта буддистская мандала. Ведь она тоже об уравновешивании полярностей. И все-таки в картине Чюрлениса больше динамики (для меня), чем в этой мандале. В его образах, как говорит Юля, есть чувство невозможности передать полно и достоверно, то что он чувствует и мыслит и хочет воплотить. Это первые практически спонтанные мысли, которые и возникли как-то смутно и не совсем отчетливо. А после вашего вопроса я задумалась: а вот почему так?... почему такие ассоциации возникли?... И теперь начинаю обдумывать, не без удовольствия кстати… Абсолютно черный фон правого угла. Прямые всплески изумрудно-зеленого еще больше уплотняют и подчеркивают эту черноту. Эта темнота тревожит. Мало того, она черными резкими тенями врывается в потрясающе красивый мир цвета и форм левой части картины. С одной стороны вроде бы рвет его. Но вот из этой темноты, именно из нее, (он весь на ее фоне), выходит, поднимается, (он ведь поднимается), белоснежно-голубой козел с золотыми рогами. Ни этой потрясающей светящейся голубизны, ни этих прямо-таки солнечных золотых рогов не было бы не будь этой черноты. Также внутри себя мы многое четче и яснее воспринимаем на контрастах. Но не тогда, когда их отвергаем, а когда синтезируем, объединяем в единое целое. Черные окна в золотистом здании в верхнем левом углу (противоположность белому козлу в правом нижнем) немного разрывают идиллию очень гармоничного прекрасного мира. Что там притаилось в этой черноте? Но это уже последние всполохи тревожности. Потому что понимаешь, почти сразу и одновременно, эта динамичная красота – это не свет буддистской мандалы. Это хрупкая непрочная красота временного мира. Мира, где все разрушается и возрождается. И этот разрыв в потенциальную черноту, где и смерть, и рождение, и есть залог того, что красота будет вечно. Будет вечно восходить оттуда белым козликом с золотыми рогами (в данный момент символом жизни для меня, не знаю, правда, есть ли такое толкование этого символа). И будет вечно возрождаться в мире. На это хочется надеяться. Очень хочется. Как-то вот так мыслится мной то, что сначала почувствовала. |
Автор: | мирра [ 20 сен 2015, 21:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Селена,если такого толкования нет,значит,надо его изобрести.Считайте,что Вы это сделали. :) Козлик пришёл откуда-то из мглы и несомненно несёт какие-то добрые вести. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 20 сен 2015, 21:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Селена! Очень красиво написали. Правда я воспринимаю эту картину исключительно позитивно, включая черноту. Для меня - это чернота бархатной южной ночи в низине, когда возвышенности ещё освещены золотым теплом закатного солнца. * Кстати, Виктор заметил книгу на картине. Я приняла её за камень. Но это действительно скорее всего - книга. * * * |
Автор: | miroslava [ 20 сен 2015, 21:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Картина "Козел" помимо насыщенной цветовой гаммы еще примичательна тем, что она напрямую взаимодействует с тем, кто на нее смотрит. Взгляд козла направлен на тебя. Первое на что я обратила внимание на картине, это как раз на взляд и он мне показался каким-то гипнотическим и спектральная гамма на заднем фоне сине-фиолетовая переходящая в голубой этот гипнотический эффект усиливает. Это козел-гипнотизер в общем)) Камни на переднем плане, это то что есть сейчас, а дворец на заднем плане как перспектива что из этих камней может быть построено. За козлом мне видится темно-синий лес из которого это существо к тебе поднялось. Лес разделяет будущее и прошлое. Может быть и наоборот, что дворец может символизировать прошлое, что все построеное рано или поздно будет разрушено, можно смотреть и так и так, они меняются местами. Ощущение времени и видение перспективы тем более усиливается если знать, что Козерог - это знак судьбы и безжалостности времени. Вот так мне увиделось. Уж простите те что все о "Козле" да о "Козле".. |
Автор: | NatalyaS [ 20 сен 2015, 22:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Спасибо за тему - возможность обратить внимание на творчество Микалоюса Чюрлениса! С огромным интересом читаю посты в этой теме - то, как кто увидел картины! Меня чем-то «зацепил» триптих «Мой путь». Возможно, я ошибаюсь в том, что попыталась рассматривать эти три картины в представленной последовательности с точки зрения динамики превращений представлений о «Пути» у меняющегося человека. Мне кажется, что в картинах выражено нарастание внутреннего напряжения, но как-то не совсем классически, а с целыми двумя «кульминациями» выражения напряжения - и во второй и в третьей картинах. Первая картина – это, как мне показалось, Путь в представлении человека юного. Что-то детское и чуть наивное и смело-горделивое есть, кажется, в беззаботности и сказочности зеленого косогора на переднем плане, и в жестком контрасте этого косогора с застывшей во льду «горе» - видимо, цели Пути юноши. Деревья на верховьях косогора очень похожи на людей, и кажется, будто они, как родители, провожают юношу в дальний путь. Вторая картина – это словно какое-то разочарование, провал, разрушение, одиночество, даже смерть, и одновременно прозрение. Хотя фон картины на заднем плане составляют теплые, рыжеватые краски. Вертикальные размытые линии – это словно струи дождя, которые смывают безоблачные надежды, и одновременно позволяют обнаружить какие-то новые представления о жизни. Может быть, эти линии – это как прозрачная завеса, граница между «тем» и «этим», тогда, когда ты уже «не там», но еще и «не здесь». Дереализация?.. Правда, совсем не знаю, что такое звезды на веревочках. Третья картина – мне кажется, также кульминационная. Она чем-то напоминает первую картину, по общим контурам, так сказать, но что-то изменилось. Гора уже не гора, а система башен, и у ее подножия – город. И справа – самый интересный компонент картины, как мне показалось. Я не очень поняла, что здесь нарисовано. Вроде бы, часть стены или часть башни, но эта стена – это как бы сворачивает реальность, закругляет ее, и за этой стеной, по всей видимости, скрыто солнце, лучи которого освещают и башни, и город. А еще не видны вершины башен (случайно или нет?) Что символизирует образ третьей картины в целом, пока не совсем поняла. Что-то и притягивает к ней, и отпугивает от нее. |
Автор: | Molli [ 20 сен 2015, 22:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
кстати, сейчас просматривала в инете книгу "Мир как большая симфония" Марка Эткинда, в ней "Козёл" идёт под другим названием, а именно "Заколдованный город" фрагмент: Цитата: Ранние работы Чюрлениса — пастели (эта графическая техника была очень популярной у польских художников). В одной из композиций мы встречаемся с призрачными золотыми дворцами и сиреневыми горами, изумрудными кипарисами и мистическим белым козлом с золотыми рогами («Заколдованный город»), В другой — черное небо над зеленым холмом, багровый диск солнца, череп козла с длиннейшими рогами, а над ним — седобородый старик, весь в белом, простерший руку к небу, кричащий («Утро»). Мир, потерявший чувственную реальность, мир экстатических видений, восходящих к «Острову мертвых» Беклина."Утро" 1903 |
Автор: | Djuley [ 20 сен 2015, 22:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
А у первой башни лицо. Утро, тоже, супер! |
Автор: | мирра [ 20 сен 2015, 22:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
"Утро"---это вообще панк-рок!! |
Автор: | Селена [ 20 сен 2015, 22:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Наташа, надо просто встать на картинку и щелкнуть правой клавишей мыши. Откроется список свойств. Там и код картинки. |
Автор: | Molli [ 20 сен 2015, 22:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Микалоюс Чюрленис |
Людмила писал(а): Просто эта картина конкретна и "предметна". На картине изображен козел. И называется она "Козел". Я вне иронии. другой вариант названия "Заколдованный город", это всё меняет)) ведь тогда и с козлом не всё так "конкретно и предметно") если серьёзно, мы знаем что Чюрленис-символист, и буквальности здесь не стоит ожидать. |
Страница 4 из 8 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |