Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Микалоюс Чюрленис
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2002
Страница 7 из 8

Автор:  Eugenia [ 22 сен 2015, 02:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

А мне его картины напомнили карты Таро. Но не конкретно картинки, а сам их стиль. На картах Таро тоже нарисован какой-нибудь пейзаж, сочетающийся с предметами-символами. Всё ли было в порядке с психикой у тех средневековых художников, которые эти карты рисовали – на этот вопрос вряд ли можно точно ответить. Но однако эти карты стали символами неких психологических состояний, которые присутствуют в жизни каждого человека. Наверное, и Чюрлёнис тоже хотел такую «галерею состояний человеческой души» создать? Да и вообще, это ведь характерно для каких-нибудь средневековых миниатюр, скажем – сочетание изображений, имеющих реалистический смысл (пейзаж, например) с изображениями, имеющими смысл символический. Ну да, это в какой-то мере «детское» восприятие мира. Но если художник способен в это восприятие по своей воле входить и выходить из него, то, думаю, никакой «патологии психики» тут нет. А то, что психиатры ему диагноз поставили и ставят диагнозы до сих пор… ну вы же понимаете, что не всегда диагноз, поставленный психиатрами, означает реальную болезнь. Похоже, что психиатры ставят диагнозы решительно всем знаменитым художникам, которые рисуют хоть что-то необычное. Работа у них такая – диагнозы ставить.

Цитата:
А еще - мода на Прибалтику, куда каждое лето на отдых выезжала московская интеллигенция. А там чего только не было! Рустическая мебель (наша тогдашняя «Икеа»). Паласы ручной работы. Ликер «Старый Таллинн». Ресторанчики на каждом шагу, где салаты почему-то подавали в бокалах. Разрешенное «западное» искусство. Янтарь. Надписи на иностранных языках. Вербы. Анне Вески и Тынис Мяги. Дома отдыха в Паланге, Пярну и Юрмале (смешные названия Дзинтари и Дубулты вызывали странные, неполиткорректные ассоциации). Донатас Банионис с голосом Шурика. Горячие эстонские парни, с трудом изъясняющиеся по-русски и обязательно, когда спрашиваешь на улице дорогу, направляющие в противоположную сторону. И Чюрлёнис, чье имя -- Микалоюс Константинас -- никто не знал, потому что выговорить не мог.

А по поводу советской моды на Чюрлёниса – это только предположение – что это связано с тем, что в видео «Наслаждение и удовольствие» обозначено как «наслаждение других». Прибалтика для советских людей – это была почти заграница. И вот это всё прибалтийское вызывало у прочих советских людей впечатление «вот они там умеют получать наслаждение от жизни и видеть в ней нечто красивое, тайное и мистическое, а мы не умеем». И поэтому в рассказах людей, ездивших в то время в Прибалтику музей Чюрлёниса упоминается вот именно так – рядом с ликёрами и ресторанами, а рассказы о знаменитом музее чертей (в том же Каунасе) – рядом с рассказами о доме отдыха и о каком-то необычайно вкусном (рижском, кажется) кофе. Похоже, что картины Чюрлёниса стали одним из символов этого «наслаждения других», потому что казалось, что в Прибалтике люди наслаждение от жизни получать умеют, а у нас – нет. Точно так же, как для Бегущей по волнам таким символом стала девушка, сидевшая на крышах. Хотя если эта девушка реально существовала, то у неё ведь была своя повседневная, и, скорее всего, вполне прозаичная, жизнь. (Кстати, Астрид Линдгрен в молодости тоже иногда сидела на крыше, реально… но не думаю, что её можно назвать «человеком, далёким от жизни»).

Автор:  Селена [ 22 сен 2015, 10:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Дочитала книгу Марка Эткинда “Мир как большая симфония”. Если кого-то заинтересовало творчество М. Чюрлениса, то рекомендую ее почитать. В ней очень живо описана и судьба Чюрлениса, и его картины.

Его картины принято называть музыкальными. Тем более, что многие из них носят вполне себе музыкальное название. И кажется, что это просто: музыка и живопись. Ведь и мы, если и не все, то многие, слушая музыку, видим какие-то визуальные планы. Чаще всего совершенно не задумываясь: почему они у нас возникают именно такие, а не иные. Ну ассоциации такие, в лучшем случае скажем мы себе. И будем слушать дальше, и будем дальше грезить какими-то образами и цветами.
Я всего лишь слушатель и зритель. Люблю музыку, люблю живопись. Но ни то, ни другое не знаю достаточно хорошо. Чюрленис знал. Он не только знал законы музыки и живописи, он еще гениально прозревал, как законы одного жанра совместить с другим.

Музыка и живопись работают с разными аспектами нашего бытия. Музыка разворачивается во времени, живопись в пространстве. Музыка вырывает нас из пространства, оставляя его пустым, что мы и пытаемся восполнить собственными ассоциативными рядами (те визуалы, которым это важно). Живопись вырывает нас из времени, своим одновременным фиксированным расположением цветов и образов погружая нас в некое внутреннее статичное состояние.
На рубеже 19-20 веков художники, композиторы, поэты искали синтез похоже не столько музыки, живописи, текста, сколько именно подлинного пересечения пространства и времени в наших душах.

“Чюрленис использует конструкцию музыкальной фуги и сонаты для картины”. – пишет М. Эткинд. Т.е. там не просто его образные и цветовые ассоциации. Они выстроены по законам музыкальных жанров: фуги, сонаты, прелюдии, симфонии… Марк Эткинд, рассказывая, как строится та или иная форма музыкального произведения, указывает на воплощение этих композиционных музыкальных законов в картинах Чюрлениса.
Конечно, чтобы слушать музыку и смотреть картины вовсе не обязательно знать законы, по которым они творятся. Но на картины Чюрлениса мне всегда сначала надо настроиться. Так настраивается симфонический оркестр перед началом концерта. Хаотичная какофония различных звуков. Каждый в этот момент слушает только себя, чтобы подтянуть или ослабить струны. Затем тишина. И вот, взмах дирижерской палочки и звучит музыка. Зачем она мне? Зачем я ее слушаю? Наверное чтобы сонастроить разные части своей души в некое чуть большее гармоничное целое, чем было до звуков музыки. Этой же динамичной сонастройке помогают и картины Чюрлениса. Они о человеке, о любви и тревоги, о радости и боли, о мечте и надежде, о печали, тоске, покое…

Запись в альбоме.
Любовь — это восход солнца, полдень
долгий и жаркий, вечер тихий и
чудный. А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.

М. Чюрленис

Он шел дорогой любви, любви к природе, к женщине, к родине, к ее людям, к ее народному творчеству. Шел босиком по острым жемчужным раковинам. Шел сколько мог, до конца, оставляя нам свои следы.

Автор:  Molli [ 22 сен 2015, 12:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

нашла фильм о Чюрленисе, сама ещё не смотрела ничего сказать по фильму пока не могу.
но если кому интересно:

Письма к Софии / Letters to Sofija
Оригинальное название: Laiškai Sofijai

Режиссер: Роберт Муллан
Сценарист: Роберт Муллан
Оператор: Одд Гейр Сэтер
Художник: Аудрюс Думикас
Продюсеры: Рокас Зубовас, Роберт Муллан, Кестутис Драздаускас, Артурас Двинялис
Страна: Великобритания, Литва
Производство: Gizmo Films
Год: 2012

"Фильм повествует о некоторых событиях из жизни художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, его творчестве и любви.

Чюрлёнис (актёр Рокас Зубовас) выделяется в толпе своей искренней и дружелюбной улыбкой, хотя его бедную жизнь, пожалуй, нельзя назвать лёгкой и беззаботной. Между тем женщина всей его жизни – София Кумантайте (Мария Коренкайте) – полная его противоположность: росла в богатой семье, изучала литературу и философию и яростно борется за независимую Литву. Они случайно встречаются в 1908 году в Вильнюсе. Молодая, очаровательная женщина покорила сердце чудака Микалоюса.
Это чрезвычайно содержательный период в жизни Чюрлёниса: он создаёт серию картин, пишет симфонию и постоянно пишет письма Софии – женщине, которая его околдовала. София же страстно защищает идеи Йонаса Басанавичюса, но работа в подцензурной газете «Viltis» всё чаще приводит её в отчаяние. Кроме того, в доме Софии всё чаще бывает русский полковник Николай Ростов (Николай Антонов), который представляется её поклонником и знатоком литературы. Недвусмысленными намёками он оказывает давление на её родителей. И всё же София принимает решение поехать вслед за Чюрлёнисом в Санкт-Петербург, где к художнику после исполнения его симфонии на тему леса, наконец, приходит слава, о которой он так мечтал. Одурманенный похвалами, он не смог устоять перед очарованием дам высшего света и изменил Софии… Поведение Микалоюса привёло Софию в ярость. Несчастная и оскорблённая, она возвращается в Вильнюс, где снова встречается с Николаем, жаждущим завладеть понравившейся ему женщиной. Он лелеет план высылки диссидента художника в Сибирь.

Фильм, в котором переплетаются подлинные исторические события, факты из биографии литовского гения, вымышленные интерпретации сюжета и реальные картины и мысли Чюрлёниса, сопровождается его чудесными музыкальными композициями. Их вживую сыграл пианист Рокас Зубовас – правнук М.К.Чюрлёниса, исполнивший в фильме главную роль."

Автор:  Molli [ 22 сен 2015, 13:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Изображение

София Кимантайте

Изображение

М. К. Чюрленис с женой Софией вскоре после свадьбы (фотография 1909 года). «Та о которой я столько мечтал .» -писал он о своей Зосе.

Изображение

М. К. Чюрленис с женой Софией

http://p-w-w.org/index.php?topic=13180.0

Автор:  Molli [ 22 сен 2015, 17:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис


Автор:  мирра [ 22 сен 2015, 19:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

"Солнце"--точно такое же вижу подчас и я,только от меня оно гораздо дальше.И у меня перед ним--шаманский лес:хищные цветы и деревья,а вокруг--мгла,и из этого шаманского леса ещё только предстоит выбраться.
"Лето II"--хищные цветы.Слушай,дарагой,ну откуда про хищные цветы знаешь? из какой мглистой мглы отчаянно хочешь выбраться? этого уже не узнаю. :-(
"Крепость (сказка о крепости)"--отменный,завораживающий киберпанк.Сиротский город Если-Бы,холодный и сырой,но мало-мало отогревающийся...холодно и сыро,и страшно было Микалоюсу Константинасу,это 100 пудов,это я чувствую в нём с разбега.
Хотя--а может,это просто какие-то личные проекции? ведь чужая башка и душа--потёмки,при любом раскладе.
Кстати,о душе.Какая была душа--всю вложил.И это главное.А глубина или её отсутствие,гностическое или нет--это уже проблема моего восприятия и меня как зрителя,а вовсе не автора.И "Козёл"--он же ж беленький и хорошенький,ну какая там может быть дьявольщина? нету её там,даже самой завалященькой.))) Козёл вышел из мглы в город.

Автор:  Molli [ 22 сен 2015, 20:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Селена писал(а):
“Чюрленис использует конструкцию музыкальной фуги и сонаты для картины”. – пишет М. Эткинд. Т.е. там не просто его образные и цветовые ассоциации. Они выстроены по законам музыкальных жанров: фуги, сонаты, прелюдии, симфонии… Марк Эткинд, рассказывая, как строится та или иная форма музыкального произведения, указывает на воплощение этих композиционных музыкальных законов в картинах Чюрлениса.

из другого источника нашла пример воплощения принципа музыкальности в живописи:

"Весьма показательна в этом отношении картина "Фуга" Примечательно, что процесс восприятия ее во времени, подобно музыке, осуществляется, по замыслу художника, уже не только по привычной горизонтали (как это было естественно для многочастного цикла картин), но и по вертикали, снизу вверх. При таком восприятии в ней четко различимы три части, так же, как и в подавляющем большинстве музыкальных фуг. Фуга в музыке, как известно, это полифоническое произведение, в котором главная мелодия (тема) повторяется (имитируется) во всех голосах и сопровождается менее значимыми одной-тремя мелодиями (противосложениями) - в зависимости от того, из скольких голосов состоит фуга. Для разнообразия тему часто излагают в зеркальном обращении, или в сжатом виде (стретта), наслаивая на конец темы в одном голосе ее начало в другом.
Центральный образ "Фуги" Чюрлениса, ее тема - это ель. В нижней части картины, в экспозиции (по аналогии с музыкой), она доминирует (больший размер, более темный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы, как и противосложение в музыке. Экспозиция с ее основными образами плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом. Аналогично и в музыке - разработочное развитие характеризуется обычно интенсивным тональным модулированием, изменяющим колорит темы. Третья часть картины - реприза - очень четко отграничена. Для нее художник приберег, точно так же, как это делается и в музыке, более сильные и конструктивные приемы - стретту и одновременно зеркальное отражение темы. Вопреки реальным, оптическим законам, елочки отражаются при этом не точно друг против друга, а со сдвигом, подобно темам в музыке фуги.
Обращение художника к форме фуги при первой попытке освоения нового подхода к живописи не случайно. Это есть одна из самых конструктивно четких музыкальных форм. Обычно в музыке фуга - это лаборатория композитора, помогающая оттачивать мастерство. К тому же, напомним, фуга была одной из любимых музыкальных форм самого Чюрлениса (как композитора)."

Изображение

Не случайно обращение его (уже как художника) и к сонатной форме. Как произведение многочастное, соната дает возможность развертывания мысли на протяжении большого времени и использует прием контраста как одно из основных средств развития.
Рассмотрим в качестве примера первую из этого цикла работу - "Сонату солнца" (1907г.). Она состоит из четырех картин, названия которых - "Аллегро", "Анданте", "Скерцо", "Финал", - совершенно аналогичны строению классической музыкальной сонаты. Эти аналогии очень ярко прослеживаются и в принципе расположения самого живописного материала, в тональном и тематическом контрастировании и т.д. Например, в первой картине - "Аллегро" - присутствуют два образа: солнце (по аналогии с музыкой - главная партия) и замок (побочная партия). Они контрастны по цвету (желтый и синий), точно так же, как контрастны тонально две темы в музыке (главная партия - в основной, побочная - в доминантовой тональности). В картине ясно читаются (если смотреть снизу вверх), три части, подобно музыкальной форме сонатного аллегро - экспозиция, разработка и реприза. Причем разработка, точно так же, как и в музыке, в два раза больше репризы. Примечательно и колористическое сближение в репризе двух тем (как и в музыке, где обе темы обычно звучат уже в одной тональности). Темповый контраст нашел здесь эквивалентное воплощение живописными средствами. Неспешный ритм широких солнечных лучей четко ассоциируется с медленным темпом второй части музыкальных сонат. Особый интерес в этом цикле представляет четвертая часть - "Финал". В музыке венских классиков финал чаще всего имел форму рондо (круг). На картине изображен колокол, язык которого вкруговую опутан паутиной. На бордюре колокола, в подражание музыкальной репризе, выписаны в уменьшении основные образы трех предыдущих частей...
В последующих "сонатах" Чюрленис, создавая их так же по законам музыкальной формы, идею музыкальности преломлял по-разному. В одних он ближе подходил к музыке ("Соната весны"), в других как бы старался "оставаться в рамках живописи" ("Морская соната"). Но достоинство всех живописных "сонат" Чюрлениса в том и состоит, что не зная и не понимая всех тонкостей отражения в них музыкальной формы, их вполне можно воспринимать как самостоятельную живопись, пусть и необычную, фантастическую, поскольку в ней всегда угадываются контуры реального мира, несмотря на его символическую обобщенность и космическую отстраненность."

Изображение

http://forum.roerich.info/showpost.php? ... ostcount=1

Автор:  Селена [ 22 сен 2015, 22:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

“Я бы сказал, что в Чюрленисе ужасу безумия предшествовал ужас безверия”. – А. Бенуа.

Автор:  Molli [ 22 сен 2015, 22:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Селена писал(а):
“Я бы сказал, что в Чюрленисе ужасу безумия предшествовал ужас безверия”. – А. Бенуа.

как ты это понимаешь, Селена?

Автор:  Селена [ 22 сен 2015, 22:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Я попыталась найти более полные высказывания Бенуа о Чюрленисе, но пока не нашла. Поэтому опираюсь все на ту же книгу М. Эткинда. Он пишет.
““Я себя не принимаю всерьез” – как характерна для него эта фраза, оброненная в момент высшего творческого подъема”.
Обладать таким талантом, невероятно уникальным, и не принимать себя всерьез, - похоже именно в этом ужас безверия. Пока думаю так.

Автор:  Molli [ 22 сен 2015, 22:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

мне кажется амбиции у него всё же были, значит и вера в себя должна была быть.
но моё предположение, что у него началось что-то типа маниакально- депрессивного психоза.
к сожалению Чюрленюсу было сложнее, у него не было близкого человека как у Ван Гога-Тео (брата Тео), мне кажется у них и трагический конец чем-то похож.

Автор:  мирра [ 22 сен 2015, 22:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Molli писал(а):
мне кажется амбиции у него всё же были, значит и вера в себя должна была быть.
но моё предположение, что у него началось что-то типа маниакального депрессивного психоза.
к сожалению Чюрленюсу было сложнее, у него не было близкого человека как у Ван Гога-Тео (брата Тео), мне кажется у них и трагический конец чем-то похож.

Да,это,имхо,и есть самое страшное.Микалоюсу приходилось держаться только за себя.

Автор:  Molli [ 23 сен 2015, 00:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

тёплый, мягкий эфир о мечтателе. Спасибо. жаль, что так мало знала об этом художнике до предложенной в СН теме.

Автор:  Селена [ 23 сен 2015, 00:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Спасибо за передачу! @->--

Давно я так много и долго не рассматривала его картин и не читала о нем. А ведь да, как только начинаю их перебирать, рассматривать, всматриваться, вдруг откликаются, начинают звучать те, что не звучали прежде. Накапливается внутренний опыт и в них узнаешь свое, пережитое. И сегодня очередное такое узнавание случилось. Смотрела на “Сказку о крепости” в книге Эткинда и понимала, что я там уже была. Именно там, почти там, архитектура знакома до боли. Хотя эту картину его не помнила. Для меня в его картинах чаще даже не мечта, а фрагменты снов встречаются или … каких-то очень редких для меня состояний видений (словно сон наяву).

Спасибо, Александр Геннадиевич, за ваш рассказ о нем. Дорог он вам, очень дорог. Чувствуется это.

Автор:  Селена [ 23 сен 2015, 09:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Молли, вот что еще подумалось об ужасе безверия, о котором говорил Бенуа.
Александр Геннадиевич назвал Чюрлениса свидетелем. И он действительно не просто видел, он свидетельствовал о мире мечты, о мире иного бытия, потому что жил в нем. Он не забегал туда, чтобы поглядеть и принести весть, он в нем жил и о нем свидетельствовал. Только вот нужны ли были его свидетельства этому миру? Он в этом все время сомневался. И когда сомнения достигли апогея безверия, он стал из этого мира уходить.

Страница 7 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/