Посмотрела фильм, передачу еще послушать не получилось.
Пока пришло в голову, что фильм – о страстном желании и одновременно страхе человека (если прежде всего говорить о пациентах клиники) выйти за пределы своей реальности в мир, которого он боится. Мира боится Энди (кучерявый паренек с неизменной повязкой на рту), мира боится девушка, которая не выходит из своей комнаты и не принимает пищу от санитара, мира боится женщина-«актриса» и т.д. И… может быть, в некоторой степени мира боится и сам Прот. На К-Пэксе нет семей, нет связей, нет волнений, нет встреч и провожаний… может быть, ответственности нет, хотя нет также и мести, убийств и т.д. Как-то там все тоже достаточно определенно. И на К-Пэксе нет рек! Река – что такое река?.. Льющаяся вода смыла кровь с рук. И именно передвигаясь по реке Роберт – земной Прот ушел из мира земного в мир своей второй реальности, где он тоже есть. Когда-то он не хотел связывать себя семейными узами с беременной «подругой», но все же женился, и его дом находился рядом с рекой. Река, наверное, это символ изменений. Может быть, и луч света – тоже? «Нельзя войти в одну и ту же реку», - и если возвращаться, то только затем, чтобы не совершить тех же ошибок…
Вторая мысль, что фильм, может быть, также о состоянии нахождения людей в режиме вечного ожидания (если вновь говорить прежде всего о пациентах клиники). Мы ждем что-то крайне значительное для нас, но что это, значительное для нас, не совсем ясно понимаем. Мы ждем и ждем, ждем и ждем - находимся на вечном старте, в секунде до него, но знаем, знаем, что эта секунда будет длиться вечно! Мы ждем, как, например, та женщина, которая ожидала своего спутника 11 лет. Может быть, мы иногда ждем вечно того, чего очень боимся?..
Вообще, ожидание – очень интересное состояние. Мне кажется, оно очень противоречиво и даже обманчиво. В нем есть огромная потенциальная энергия, есть напряжение, есть жизнь. Если человек ничего не ждет – значит, он как бы уже умер. Ожидание – это стадия. Любви, например. Или путешествия. Или встречи. Это тщательная подготовка, предвкушение. Эту стадию нельзя отменять. Но с другой стороны, ожидание может превратиться в такое состояние, в котором человек перестает что-либо совершать, делать какие-либо самостоятельные шаги здесь и сейчас. Прот помогает людям совершать шаги к своему ис-целению, к движению навстречу к себе («обнаружь свою синюю птицу») и к близким людям, детям, женам, друзьям, - здесь и сейчас. Он учит тому, что человек способен помочь самому себе сам. Когда ему здесь, на земле, в привычной реальности, требуется помощь, он может обратиться к своему второму "я" из другой реальности.
Для землян Прот – словно мост. Он сам - как внутренняя река и луч для тех людей, которых он встретил в клинике, и которых, может быть, немного полюбил.
И еще мне кажется, что фильм – об умении людей говорить на одном языке. Прот впервые в фильме снял очки (защиту, наверное) тогда, когда доктор Пауэлл постарался воссоздать в своем кабинете атмосферу и условия, похожие на те, в которой Проту комфортно находиться, к которым он привык на своей планете (сумерки). Ведь это, как мне думается, – шаг врача навстречу пациенту, попытка оказаться на его месте, поговорить на одном языке. И эпизод с собакой – вообще потрясающий! Он, мне кажется, так же об умении говорить на одном языке с теми, кого сложно услышать. Собака – это ведь, в некотором роде, тоже существо «с другой планеты».
Еще в самом начале фильма, когда Доктор Пауэлл впервые увидел Прота, отражения их лиц на стекле словно слились друг с другом: они на мгновение будто стали одним человеком.
И этот диалог понравился: - Почему ты решил спасти именно его? (тут я правда, не поняла, разве доктора не должны пытаться спасать всех больных?) - Не знаю, может быть, он сам меня выбрал?
|