Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2016
Страница 2 из 3

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 окт 2015, 19:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Людмила писал(а):
А я , пожалуй, снова ТИСНУ ( в качестве саморекламы ) свой ДРЕВНИЙ ОПУС.

http://www.proza.ru/2009/03/28/1154

Интересно было читать. Спасибо, Людмила, что познакомили со своей работой. @->--
Будет интересно и с другими познакомиться. Так что реклама к месту).

Автор:  Molli [ 11 окт 2015, 21:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Людмила, не хотелось читать второпях, поэтому оставила вашу статью на Прозе.ру на вечер.
мастерство вашего слова не отпускает до последней строчки. нам всем невероятно повезло что Вы у нас есть! Спасибо)

хочу спросить, название звучит: "Страшный дар Марины Цветаевой"
но что в вашем понимании "страшный"? и какой именно "дар"?

Автор:  Molli [ 11 окт 2015, 21:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Бегущая по волнам писал(а):
А во второй записи, с ютуба - чей голос? Это Марина Цветаева или просто
инсценировка?

я думаю голос сделан в программе.

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 окт 2015, 21:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Molli писал(а):
Бегущая по волнам писал(а):
А во второй записи, с ютуба - чей голос? Это Марина Цветаева или просто
инсценировка?

я думаю голос сделан в программе.

А поподробнее для непосвящённых). :ps_ih:

Автор:  Molli [ 11 окт 2015, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

ну не знаю, может быть что-то вроде этого
http://cjcity.ru/soft/51-10.html

Автор:  Людмила [ 11 окт 2015, 22:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Molli, спасибо за своего рода признание моего права на слог. Это все - влияние литературы. Итоговое.

"Страшный дар" - это определение Б. Пастернака. В эссе упоминается.

СТРАШНЫЙ ДАР - это дар сбывающихся РОМАНТИЧЕСКИХ пророчеств. На мой взгляд.

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 окт 2015, 22:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Molli писал(а):
ну не знаю, может быть что-то вроде этого
http://cjcity.ru/soft/51-10.html

%)
"До чего техника дошла...").

Автор:  Molli [ 11 окт 2015, 22:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Людмила писал(а):
Molli, спасибо за своего рода признание моего права на слог. Это все - влияние литературы. Итоговое.

"Страшный дар" - это определение Б. Пастернака. В эссе упоминается.

СТРАШНЫЙ ДАР - это дар сбывающихся РОМАНТИЧЕСКИХ пророчеств. На мой взгляд.


Спасибо за пояснение, Людмила. я понимаю конечно, что это такой приём в речи.
но ведь даруют добро..., может тогда всё-таки проклятие точнее будет?

а какие например "романтические пророчества" Цветаевой можно вот так сходу перечислить?

Автор:  Это Я [ 11 окт 2015, 23:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Завтра с утра почитаю работы, нахожусь в предвкушении, но сейчас только сил хватает переслушать передачу за 2014 г.
http://audio.serebniti.ru/play/1435

Автор:  Людмила [ 12 окт 2015, 11:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Molli писал(а):
Людмила писал(а):
Molli, спасибо за своего рода признание моего права на слог. Это все - влияние литературы. Итоговое.

"Страшный дар" - это определение Б. Пастернака. В эссе упоминается.

СТРАШНЫЙ ДАР - это дар сбывающихся РОМАНТИЧЕСКИХ пророчеств. На мой взгляд.


Спасибо за пояснение, Людмила. я понимаю конечно, что это такой приём в речи.
но ведь даруют добро..., может тогда всё-таки проклятие точнее будет?

а какие например "романтические пророчества" Цветаевой можно вот так сходу перечислить?


Сходу нельзя, наверное. Но... Она считала, что Борис Пастернак должен написать ВЕЩЬ, которая УБЬЕТ его . Но все равно он ДОЛЖЕН ее написать. Ибо такова сила и природа его таланта. Он противился. ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ЖИЗНЬ. И хотел соблюсти меру ТАЛАНТА и ЖИЗНИ. А потом... превзошел эту меру. Написал ДОКТОРА ЖИВАГО. И это ВЕЩЬ его в итоге убила и обессмертила.

Проклятия ? Нет . Не они. Наоборот, скорее. МЦ ДАРИЛА только АБСОЛЮТНОЕ. То, без чего жизнь - ЛОЖЬ. Сейчас такие ДАРЫ и называются ПРОВОКАЦИЯМИ. Но я это слово не люблю. Оно смахивает на ТЕХНОЛОГИИ.

ДАРЯТ любовь. А не ДОБРО. Добро делают.

Автор:  Molli [ 12 окт 2015, 12:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Людмила писал(а):
Проклятия ? Нет . Не они. Наоборот, скорее. МЦ ДАРИЛА только АБСОЛЮТНОЕ. То, без чего жизнь - ЛОЖЬ. Сейчас такие ДАРЫ и называются ПРОВОКАЦИЯМИ. Но я это слово не люблю. Оно смахивает на ТЕХНОЛОГИИ.

ДАРЯТ любовь. А не ДОБРО. Добро делают.


ааа...) вот как вы меня поняли Людмила)
под "даром страшным" я думала вы подразумеваете, то что ЕЙ было дано от Бога (от природы)
а сама Марина Цветаева дарила себя, но дарила себя себе...(такая вот игра слов) ведь где-то уже было сказано, что вся её жизнь это роман со своей душой.
такая самодостаточность она от чего, как вы думаете Людмила?

Автор:  Людмила [ 12 окт 2015, 21:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Molli писал(а):
Людмила писал(а):
Проклятия ? Нет . Не они. Наоборот, скорее. МЦ ДАРИЛА только АБСОЛЮТНОЕ. То, без чего жизнь - ЛОЖЬ. Сейчас такие ДАРЫ и называются ПРОВОКАЦИЯМИ. Но я это слово не люблю. Оно смахивает на ТЕХНОЛОГИИ.

ДАРЯТ любовь. А не ДОБРО. Добро делают.


ааа...) вот как вы меня поняли Людмила)
под "даром страшным" я думала вы подразумеваете, то что ЕЙ было дано от Бога (от природы)
а сама Марина Цветаева дарила себя, но дарила себя себе...(такая вот игра слов) ведь где-то уже было сказано, что вся её жизнь это роман со своей душой.
такая самодостаточность она от чего, как вы думаете Людмила?


Самодостаточность ? Сначала от наива ( прощают , как глупость) , наверное. Потом - от гордости ( с нею борются, ее воспитывают) . В итоге - самодостаточность называют самобытностью ( ею восхищаются , о ней пишут в учебниках, ей подражают).

Самодостаточность - это, наверное , когда ВСЕ в ОДНОМ. И этот ОДИН - поэт масштаба гениев нашего "серебряного века". О ЗОЛОТОМ - молчу. СКРОМНОСТЬ - не их черта. Но их черта часто - застенчивость . Все - ИМХО. ИМХО. ИМХО. :smu:sche_nie:

Автор:  Molli [ 13 окт 2015, 12:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Людмила, спасибо, мнение человека который знает толк в поэзии не может не интересовать, особенно в этой теме.
@->--

Автор:  Селена [ 13 окт 2015, 15:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Уже несколько дней собираюсь собраться и написать о Цветаевой, но мне трудно о ней писать. Также как трудно говорить о музыке. Тут надо либо быть таким профессионалом как Бродский, чтобы размышлять о магии цветаевского стиха, либо говорить … о себе. А впрочем, может быть только так и можно говорить о поэте? Ведь и Цветаева все время говорила о тех, кто в ней.

Стихи Марины Ивановны надо читать вслух. Многие (не все) сразу требуют этого, не признают чтения про себя. “Новогоднее” из их числа. Начала читать про себя, бросила сразу же на второй строке, стала читать вслух.
“Назвать – спастись”, - говорила Цветаева. И она называет все то, что в ней вызвало известие о смерти Рильке. Читая первый раз, я поняла не все. Но почувствовала все, всю ее боль, которую она уводила и уводила от поверхности эмоциональной истерики в глубь, все глубже, все больнее. Все высветляя и высветляя ее, расставаясь с чем-то в себе. С чем? … я поняла это только позднее, прочитав ее переписку с Рильке и Пастернаком.

Переписка трех великих поэтов на уровне стихов. Они, эти письма, об этой их поэтической стихии, в которой все они жили и которую Марина Цветаева считала единственной подлинной действительностью, подлинной природой, подлинной собой.
“Когда я обнимаю незнакомца, обвив его шею руками, это естественно, когда я рассказываю об этом, это неестественно (для меня самой!). А когда я пишу об этом стихи, это опять-таки естественно. Значит, поступок и стихи меня оправдывают. То, что между, обвиняет меня. Ложь — то, что между, — не я. Когда я говорю правду (руки вокруг шеи) — это ложь. Когда я об этом молчу, это правда”.
Оправдывают поступок и стихи и Марина Ивановна стремилась к встрече с Рильке, мечтала о ней, планировала ее.

Рильке подписывая ей свою книгу “Дуинезские элегии”, пишет четверостишье…
Касаемся друг друга. Чем? Крылами.
Издалека свое ведем родство.
Поэт — один. И тот, кто нес его,
Встречается с несущим временами

Поэт – один. Есть только разные проявления его. Это единство, родство и чувствуется в переписке трех поэтов. И Цветаевой хотелось коснуться не крылами – поэта, а руками – человека.
“… совершая жест, я радуюсь, что еще могу его совершить. Так редко чего-то хотят мои руки”.

Коснуться руками кого? … чего?
“Я радуюсь тебе так, словно ты — целая и всецело новая страна”. – пишет она Рильке.
“Борис, мы никогда не поедем к Рильке. Того города — уже нет”. – пишет она Пастернаку после смерти Рильке.
Обнять страну, город, мир, целую вселенную, что зовется Райнер Мария Рильке, к этому стремилась Марина Ивановна, когда появилась ее личная реальная связь через переписку с Рильке-человеком. И не успела.

“Топография души — вот, что ты такое”. – пишет она Рильке. И дальше – “«Рильке легко понять» — с гордостью говорят посвященные: антропософы и другие мистические сектанты (я, собственно, не против, лучше, чем социализм, но...). «Легко понять». По частям, в раздробленном виде: Рильке-романтик, Рильке-мистик, Рильке-мифотворец и т. д. и т. п. Но попытайтесь охватить всего Рильке. Здесь бессильно все ваше ясновиденье. Для чуда не нужно ясновиденья. Оно налицо. Любой крестьянин — свидетель: глазами видел. Чудо: неприкосновенно: непостижимо”.
Охватить всего Рильке, вот чего хотелось Цветаевой. Она как никто знала, что такое жест, прикосновение, касание. “Так редко чего-то хотят мои руки”. Так редко. Но если они хотели, она знала, они касаются чуда и тайны. Касаются для того, чтобы …
“Глубоко погрузить в себя и через много дней или лет — однажды — внезапно — возвратить фонтаном, перестрадав, просветлев: глубь, ставшая высью. Но не рассказывать: тому писала, этого целовала”.
… чтобы погрузить в себя и однажды вернуть стихами глубь, ставшую высью. Вот чего не сбылось, вот о чем боль “Новогоднего”. Не сбылась встреча, в которой, Марина Ивановна это точно знала, могла возникнуть она новая (“Райнер, я хочу к тебе, ради себя, той новой, которая может возникнуть лишь с тобой, в тебе”). Не сбылось, не случилось, не состоялось…

Из письма Марины Цветаевой Рильке …
“Любимый! Я хочу подарить тебе слово, может быть, ты его не знаешь.
«Боль — истинное слово, боль — доброе слово, боль — милосердное слово».
(Св. Кунигунда, XIII век)”.

Боль “Новогоднего” последняя личная связь с Рильке
— До свиданья! До знакомства!
Свидимся — не знаю, но — споемся.
С мне-самой неведомой землею —
С целым морем, Райнер, с целой мною!

Не разъехаться — черкни заране.
С новым звуконачертаньем, Райнер!

В небе лестница, по ней с Дарами...
С новым рукоположеньем, Райнер!

— Чтоб не залили, держу ладонью. —
Поверх Роны и поверх Rarogn'a 37,

Поверх явной и сплошной разлуки
Райнеру — Мария — Рильке — в руки.

Автор:  Это Я [ 13 окт 2015, 16:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Марина Цветаева. Новогоднее. Элегия.

Селена, спасибо @->-- Кроме "Новогоднее" у Марины Цветаевой есть очерк «Твоя смерть», посвящённый смерти Рильке. http://bookz.ru/authors/cvetaeva-marina ... e_893.html

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/