Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Цирк http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2025 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Molli [ 21 окт 2015, 07:36 ] |
Заголовок сообщения: | Цирк |
К 135-ти летию Московского цирка на Цветном Бульваре. О символе и таинствах цирка. Мистика и магия циркового искусства. За что мы любим цирк, и что он значит для нас? Цирк в работах художников смотреть здесь: https://www.facebook.com/media/set/?set ... 1744936738 "Выступления акробатов, жонглеров, гимнастов с древнейших времен привлекали художников и скульпторов возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений. В наскальном рельефе гробницы египетского фараона Хнумхотепа 2-го в Бени Хасане (1900 до н.э.) запечатлены жонглерские и акробатические упражнения девушек. В музее Вероны есть диптих, на котором изображено выступление юного пилариуса (жонглера). Окруженный толпой зрителей, юноша жонглировал 7 мячами. В Историческом музее в Москве хранится римское знамя (2 в. н.э.), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на шаре. Многочисленные памятники античного искусства помимо художественной ценности представляют собой богатый источник информации о формах артистической деятельности. Сюжеты на фресках, стенках глиняных ваз, барельефах надгробий, в скульптурах свидетельствуют, что античным артистам было известно искусство акробатики, жонглирования, антипода, атлетики, эквилибра и вольтижировки на лошади. В средние века выступления странствующих артистов мы видим на рисунках на полях английских, французских и фламандских манускриптов 2-ой половины 13-14 вв. Неизвестными мастерами изображены канатные плясуны, атлеты, акробаты, жонглеры. Но наибольший интерес у художников вызывали тогда дрессированные животные: медведи, львы, обезьяны, лошади, верблюды, собаки. В России популярными были "медвежьи потехи", где животные смешно пародировали поступки людей. Эти медвежьи комедии стали излюбленным сюжетом народных картинок 18 в., при этом рисунки сопровождались забавным пояснительным текстом (похоже на современный комикс). На фресках Софийского собора в Киеве (11 в.) изображены пляшущие скоморохи, музыканты и эквилибристы, балансирующие шест на плече, по которому взбирается партнер. Первым известным по имени художником, нарисовавшим выступления цирковых артистов, был Босх. В картине "Шарлатан" (15 в.) он изобразил выступление фокусника, манипулирующего шариками и стаканчиками. Цирковые сюжеты в изобразительном искусстве 18 в. стали уже редкостью. Но в 19 в. художники вновь обращаются к цирковой тематике. Одним из первых был Гойя, изображавший выступления странствующих артистов: полотна "Акробаты", "Настоящее безумие", на котором художник изобразил дрессированную лошадь, стоящую на провисшем канате, а на ее спине - танцующую наездницу. Домье на гравюрах, посвященных сценам из жизни странствующих артистов, изображает уличных акробатов. Образ цирка в картинах художников 19 в. многолик. Многоцветие циркового праздника предстает на картинах Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека. Дега в картине "Мисс Лола в цирке Фернандо" изобразил гимнастку, повисшую в зубнике под куполом цирка. Известны художники, посвятившие свое творчество изображению выступлений, репетиций, закулисной жизни конкретных артистов. Художником отечественного цирка середины 19в. был Сапожников, нарисовавший на 12 литографиях премьеров цирковой труппы: Натарову, Кюзана, Бассен, Виоля и Пачифико, Шансле и Лежара. Последний изображен в редком конном номере "Завтрак". На спине качущего коня стоят сервировочный стол и стул, на котором сидит наездник и из бутылки наливает вино в бокал. Роль летописца немецкого цирка во 2-ой половине 19 в. выполнил Ланг. На его карандашных и перьевых рисунках можно увидеть номера, исчезнувшие с манежа современного цирка: "Клоунская кавалерия", "Наездник с мостами", "Тройной школьный тандем", "Маневры с лентами", "Кадриль Людовика 14", "Гусарский маневр", "Па-де-шаль", "Па-де-багет" и много другое. Из рисунков, посвященных закулисной жизни, интерес представляет "Погрузка лошадей цирка Саламонского в железнодорожные вагоны". Цирковая тематика широко представлена и в изобразительном искусстве 20 в. в картинах Пикассо ("Девочка на шаре", "Акробаты с собакой", "Семья акробатов") возникает тема драматической судьбы уличных акробатов. Увлечение Пикассо кубизмом находит яркое воплощение в картине "Атлет". Лицо, тело, мускулы артиста художник "лепит" подчеркнуто геометрическими формами. Сказочный мир создает в своих картинах Шагал - и цирковые акробаты, клоуны, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. "Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров, - писал Шагал, - как существа трагические. Они напоминают мне фигуры религиозных картин". В одной из последних работ ("Большой цирк") художник представил мир как цирковое представление, где вся жизнь заключена в круг манежа. Внизу изображен город с Эйфелевой башней. Вверху - ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже - влюбленные, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр - мир, где все фантастично и реально. С.Дали в гравюре "Китайцы" удалось передать утонченную ритмику работы китайских жонглеров, вращающих на бамбуковых тростях фарфоровые тарелочки. К темам цирка неоднократно обращался Маттис. В серии рисунков, обьединенных названием "Джаз", артисты изображены наподобие красочных арабесков, распластанных на плоскости. Ярко отражена жизнь отечественного цирка в рисунках и гравюрах отца и сына Верейских. Большинство артистов зафиксированы ими в характерные мгновения работы в манеже: жокеи п/р Александрова-Серж в момент исполнения курсовых прыжков скачущих лошадей; Ю.Дуров - в трюке с морским львом, балансирующим на носу настольную лампу; клоун Цхомелидзе в миниатюре "Слоник". Картины выступлений артистов цирка оставил художник А.Семенов: "Воздушный полет "4 Донато", "Портрет Виталия Лазаренко", "На репетиции в Пензенском госцирке" (1935г.) и др. Вместе с тем в произведениях Верейских и Семенова намечаются черты парадности, которые в последующие годы перерождаются в помпезность официального искусства. Одновременно цирк продолжали рисовать и художники лирико-поэтического склада. Романтичный сказочный мир цирка жил в живописи и акварелях А.Фонвизина, А.Тышлера, В.Лебедева, Д.Дарана (иллюстрации к книге Гонкура "Братья Земгано"). Интересно представлен цирк в произведениях А.Родченко. Героями его картин были буффонадные клоуны, наездницы на панно, прыгающие сквозь обручи, партерные акробаты. Это был цирк прошлого и, по признанию художника, он рисовал его по памяти. Цирк был излюбленной темой в гравюрах Ф.Богородского, работавшего в молодости цирковым артистом. Художники обращаются к цирковым сюжетам и в наши дни: Ю.Пименов ("Юный танцовщик на проволоке в цирке"), В.Шмохин (альбом "Веселый клоун"), С.Чернов ("Планета-цирк", "Шапито", "Курс" и др.). посмотреть работы: http://natav79.livejournal.com/641.html |
Автор: | Djuley [ 21 окт 2015, 08:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Что значит для нас цирк? Ну, альтернативу, предположим. Альтернативу красочного блеклому, альтернативу возможного невозможному, и ....... красивые ноги |
Автор: | Это Я [ 21 окт 2015, 09:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Не знаю, что говорить. Мне почему-то цирк нравился не посредственно, а в преломлении, например, такого искусства, как кино или клипа. Вот, например, в творчестве Милен Фармер, как символ женской индивидуации: |
Автор: | shefnxr60 [ 21 окт 2015, 09:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Ц |
Автор: | Djuley [ 21 окт 2015, 10:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
А вот такое, например: Цирк Дю Солей: Сказочный мир / Cirque du Soleil: Worlds Away (2012) https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2 ... 03362_5133 Очень впечатлило как художественно, как и спортивно, шедевр. А то всё внушали нам, что наш цирк самый, самый вселенско распупыристый. |
Автор: | Это Я [ 21 окт 2015, 11:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Djuley, так там много наших русских артистов, посмотри на титры. |
Автор: | Djuley [ 21 окт 2015, 16:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Это Я, да? Хорошо, верю. Правильно, что они там, нехрен им тут, пусть принципиально будут там. Лучших(с нефтью), тоже, на экспорт. Вероятно, что в том и заключается суть устройства там, типа как некая веялка, зёрна отдельно, шелуха отдельно. В смысле, зерна у них остаются, такая мировая сортировочная веялка, а не шуллерское сообщество типа как у нас(РФ) . Ладно бы если в корупционный хлев только свою страну превратили, так ещё лезут к другим, жить мешают. Но ведь эти шоу и фильм американцы поставили, а получилось весьма красиво и романтично. |
Автор: | Селена [ 21 окт 2015, 21:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Цирк – это детство. У нас нет стационарного цирка. К нам до сих пор приезжают передвижные. Такие огромные шатры. Цирк-шапито. В детстве я его очень любила. Первая профессия, о которой я мечтала – это дрессировщица тигров. Фильм “Полосатый рейс” конечно сыграл в этой мечте главную роль. Это был особый праздник. Редкий. Кино, театр были более привычны, чем цирк. Он приезжал только летом. И билеты раскупались быстро. В более взрослом возрасте чувство восторга к цирку немного поугасло. Акробаты, гимнасты, дрессировщики, клоуны,… да, все красиво, празднично, но что-то на тот момент выпало из этого праздника. И вот однажды я увидела цирк по телевизору… Это было 1-го января, лет, наверное 10 назад. Новый год встречали у меня, разошлись уже хорошо разошедшемся утром. Я поспала часа полтора, потом занялась уборкой, посудой. К вечеру была какая-то вялая. Спать не хотелось, но и делать ничего не получалось, даже читать. Включила телевизор. Был цирк, не наш, какой-то европейский. Необычно была оформлена сцена, необычны были костюмы артистов. Что-то от древних-древних жреческих и шаманских масок и одеяний, но не дословно, а в творческой переработке. Я все собиралась перевести на другой канал, поискать что-нибудь еще. Но решила сварить кофе и пока ходила туда сюда, урывками смотрела представление и … втянулась. Это было не цирковое представление. Это была мистерия. На арене разворачивался какой-то вечный миф, космогонический, человеческий, акт творения, борьба добра со злом, падение ангелов … как-то это все выражалось посредством цирковых номеров, костюмов, странно оформленной сцены. Все это было связано в единую плоть артистическими репризами. Текста, разговора не было совсем, даже номера не объявляли. Все объединяла музыка, тоже мистически-мистериальная и иногда звучали песни, вроде бы на французском. Возможно они чуть больше проясняли содержание действия. Но я была даже рада, что не понимала языка песен, потому что действие погружало в какие-то архитипические древние глубины, и я дорисовывала уже весь процесс собственными образами и переживаниями. В общем мистические переживания того представления вспоминаются до сих пор. Что был за цирк – не знаю. И начала не видела, и в конце отвлеклась. Но думается мне, что они, тот цирк, максимально близко подошли к той душевной потребности, которую мы пытаемся восполнить цирком. Это потребность реального соединения с какими-то древними архитипическими пластами в нашей душе. Прикосновение к тем древним силам, которые разбудили древнего человека для мифотворчества, которое затем, реками, ручьями и морями растеклось на разные виды творчества. В общем, для меня сегодня цирк – это связь древних форм мифологического восприятия мира с современностью. В цирке такое большое разнообразие жанров, которого нет больше ни в одном виде искусства. И если задуматься, то наверное во многих из них, если не в каждом, можно найти древние корни. Цирк особенно любим нами в детстве. Но и взрослыми мы не перестаем его любить. Возможно потому, что он нас погружает в детство человеческое. |
Автор: | Eugenia [ 22 окт 2015, 12:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Цирки в прошлом всегда были бродячие. Это символ свободы, наверное, это противоположность жизни большинства людей с её однообразием, оседлостью и жёстко закреплёнными социальными ролями. К тому же цирк – это символ творчества: кажется, Станиславский говорил, что для творчества нужен «магический круг» - в цирке этот круг очерчен буквально. А ещё для творчества нужен риск, напряжение и сложная координация – всё это символизируют акробаты, воздушные гимнасты, канатоходцы без страховки. А ещё для творчества нужно ощущение тайны (фокусники), нужен юмор и отсутствие страха выглядеть смешным (клоуны). А ещё нужно умение укрощать свои инстинкты и страсти (дрессировщики самых разных животных). Вот интересно, что в советское время очень привлекательным считался образ женщины (именно женщины) – укротительницы хищников. Даже и фильмы разные об этом были. Вот в фильме «Три плюс два», например, где была девушка (Наталья Фатеева), которая оказалась укротительницей в цирке, а парни вначале подумали, что она работает в милиции… видимо, есть что-то похожее в этих профессиях… Для очень многих цирковых артистов цирк – это действительно жизнь. Сами артисты говорят, что в цирке можно со временем поменять амплуа, но вот уйти из цирка совсем – очень тяжело психологически. Поэтому и возникают цирковые династии… Djuley писал(а): А то всё внушали нам, что наш цирк самый, самый вселенско распупыристый.Ну, собственно, никакого другого цирка, кроме советского, у нас тогда быть и не могло, поэтому он должен был быть для нас самым лучшим. В советское время цирк был более привлекателен ещё и потому, что сама жизнь была серой, не было всяких телешоу. А сейчас люди ходят в цирк в основном для детей. Но все помнят ещё с детства ну, например, вот это:
В. Драгунский. Девочка на шаре
|
Автор: | shefnxr60 [ 22 окт 2015, 13:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
А |
Автор: | Бегущая по волнам [ 22 окт 2015, 15:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Eugenia писал(а): В советское время цирк был более привлекателен ещё и потому, что сама жизнь была серой, не было всяких телешоу. Евгения, почему же вы решили, что сама жизнь была тогда серой? Ничуть не бывало! Даже может быть напротив). Такие праздники, которые мы сами в нашем НИИ устраивали, это феерия была! Сейчас такого и в помине нет. Все разобщены. Теперь - корпоративы). Да и те, кажется, запретили, т.к. не за свои кровные гуляли. А телешоу? Что же там смотреть? Мне на ум что-то только Дом-2 приходит Цирк - это живое искусство, он-лайн))). А американцы, да... мастера снимать всякие шоу. Но и они на любителя. Мне больше нравится непосредственный цирк (хотя я и не любитель), однако всякие шоу, в том числе и цирковые, ещё менее привлекательны лично для меня. В детстве меня папа водил в цирк Шапито, передвижной. Эти посещения запомнились. Своего сына мы водили уже в стационарный. Мне больше нравился стационарный, наверное из-за склонности к основательности). Но вот Евгения написала про особую прелесть Шапито или бродячих трупп. И мне кажется, я это ощутила сейчас. Однако почувствовать это, наверное, могут только взрослые. Однажды я останавливалась в гостинице при цирке. И там впервые столкнулась с тем, там в отдельных комнатах живут также и уже не выступающие пожилые одинокие цирковые артисты. Я там разговорилась с одной пожилой дамой, которая выступала когда-то с дрессированными собачками. Да.. у цирковых особый мир, таким он особым он остаётся до самого конца. Много одиноких по жизни. |
Автор: | Селена [ 22 окт 2015, 15:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
А вот откуда начинается история современного цирка… http://istoriya-sozdaniya.ru/index.php/c/75-1-cirk “История создания цирка начинается с даты 4 авг. 1777 года. Началась она весьма банально – с обычного уличного представления. А подкрепилась искренней любовью человека к лошадям. Но, обо всем по порядку. Филипп Эстли был бывшим сержантом. В 1777 году в Лондоне он открыл первоклассную школу, обучающую всех желающих верховой езде. Сегодня это одна из самых известных школ верховой езды в мире. Для того, чтобы развернуть все это дело, чтобы бизнес «шел в гору», Филиппу нужно было привлечь внимание своих потенциальных учеников. И он придумал, как это сделать лучше всего. Филипп просто организовал выступление профессиональных наездников на лошадях. Выступления были яркие и фееричные. Успех, на который рассчитывал Филипп, состоялся. Он так хорошо «раскрутился», что даже купил себе новое здание с куполообразной крышей, круглым зрительным залом, манежем, а еще там была сцена с оркестром! И вот, 4 авг. 1777 года состоялось первое цирковое выступление, которое назвали тогда амфитеатром Эстли. Нетрудно догадаться, исходя из выше написанной истории, что первые номера состояли только из номеров с лошадьми. Были показаны интересные акробатические трюки, чудеса профессиональной дрессировки. Но прошло некоторое время, и в Амфитеатре начали показывать и другие номера. Наряду с акробатами на лошадях, стали появляться жонглеры, канатоходцы, клоуны. Появляется такое искусство циркового жанра, как пантомима. Эстли имел оглушительный успех. В итоге он начала открывать филиалы своего амфитеатра во всей Великобритании, а затем добрался и до французской столицы – Парижа. Это случилось в 1782 году. Первый амфитеатр просуществовал в столице Британии до 1895 года включительно. Он, по праву считался самым ярким и увеселительным заведением Лондона в 19 веке”. Оказывается размер арены одинаков для любого цирка во всем мире. “В цирках, вне зависимости от того, выстроены на 500 зрителей или на 5000, пространство, оставляемое для арены (манежа), имеет один и тот же размер — 42 фута (13 метров), и одинаков во всем мире (данное требование пошло с XIX века). Объясняется это профессиональной необходимостью — для конной вольтижировки и акробатики требуется, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая чётко заданную скорость лошади при определённом диаметре манежа. Данное условие потребовало унификации всех манежей, на которых работали конные номера”. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%80%D0%BA |
Автор: | Эльмира [ 23 окт 2015, 15:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Спасибо за передачу)) За расшифровку символов цирка) Но вот когда вы, Александр Геннадьевич, говорите, что "животные ближе к Богу".. у меня сразу возникает вопрос: если так, то как человек может животных есть? Причём, мало того, что человек ест сам, он ещё кормит мясом и домашних животных. А собака? Как она появилась ? Это искусственно выведенное человеком существо. С подавленным инстинктом свободы. Человек культивировал и культивирует в собаке верность, которая является продолжением зависимости собаки от человека. Забыла, какой научный термин обозначает эту собачью зависимость, может, кто-то ещё читал и слышал об этом? |
Автор: | Селена [ 23 окт 2015, 16:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Спасибо за передачу. Это был очень вдохновенный эфир. Я вновь буквально наяву вспомнила обстановку того мистического мистериального циркового представления. Только там эту обстановку создавали цирковые номера и практически не было слов (для меня). А в передаче наоборот, словесные образы, понятия и метафоры погружали или может быть выуживали из забытья то, давнишнее, переживание. СПАСИБО! |
Автор: | Квагга [ 24 окт 2015, 16:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Цирк |
Прекрасная передача! Спасибо! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |