Мне почему-то вспомнилась её роль в фильме «Небесные ласточки», где она играла Коринну – звезду мюзик-холла, которая, сыграв половину спектакля, закапризничала (как и положено звезде) и заявила, что больше она сегодня играть не будет; и там же случайно оказалась молоденькая Дениза, которая хорошо знала эту роль, и в итоге она стала звездой наряду с Коринной. Денизу играла Ия Нинидзе, которую в своё время как-то даже сравнили с Одри Хепберн – они внешне были очень похожи. И вот я думаю, что это не случайно, что эти две актрисы (Ия Нинидзе и Людмила Гурченко) в этом фильме оказались отчасти на одной роли. Мне кажется, что Людмила Гурченко (по впечатлению, производимому на зрителей) чем-то похожа на Одри Хепберн. Не случайно же они практически одновременно стали звёздами: одна – у нас, другая – на Западе. Видимо, именно в это время и там и тут оказался очень нужен такой кинообраз, олицетворяющий женское изящество. Но если в Одри Хепберн кроме изящества была ещё и слабость, и уязвимость, то советская женщина такого себе позволить не могла, она, несмотря на внешнюю изысканность и тонкую талию, тем не менее, должна была быть сильной. Вот такой, по-моему, и получилась ЛМГ в своих ролях. Если героини Одри Хепберн – это во многом объекты восхищения мужчин, то Людмила Гурченко могла сыграть не только звезду варьете, но и одинокую женщину («Вокзал для двоих»), которая, как там говорится в эпизоде в купе, «сама, сама, сама» - которая сама тянет обратно в жизнь «заблудшую душу» мужчины, да и в прямом смысле тащит его через заснеженное поле. Или девушка, умеющая и осмелившаяся найти средства против всесильного чиновника, который пытается запретить всё яркое и творческое («Карнавальная ночь»). Вообще, такое впечатление, что она играет женщин, которые
знают, что будет и
знают, как надо – но не на уровне стереотипов, а на каком-то интуитивном уровне
знают. И даже капризы её героинь этому знанию подчиняются. Коринна позволила себе вспылить и уехать с середины спектакля, потому что она каким-то загадочным образом угадывала, что есть девушка, которая с успехом её заменит, и что нужно дать возможность проявиться её таланту.
Людмила Гурченко и Ундина? Не знаю.
У меня они друг с другом не ассоциируются. Ундина – юная и легко предаёт своё стихийное знание, чтобы стать простой безликой «рабой любви». А изящество героинь Гурченко – это уже какое-то взрослое и зрелое изящество.