Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2091 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Селена [ 17 фев 2016, 13:03 ] |
Заголовок сообщения: | Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
230 лет со дня рождения Вильгельма Гримм (24.02.1786 — 16.12.1859). ~ О значении сказки "Рапунцель". ~
Братья Гримм. Рапунцель
|
Автор: | Julia_Xexbr [ 17 фев 2016, 14:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Как я люблю слушать в СН сказочные сюжеты! А пока немного конкретики, интересно, к чему бы это? Почему именно "КОЛОКОЛЬЧИК"? Когда-то давно, в детстве, многие их нас читали сказку братьев Гримм про девушку Рапунцель с очень длинными и красивыми волосами. Но мало кто задумывался, что это название одного из видов колокольчика. Ботаническое название его - колокольчик рапунцель, или колокольчик репчатый (Campanula rapunculus L.). По последним ботаническим классификациям, у него есть ряд синонимов (The Plant List за 2010 год): Campanula esculenta SALISB., Campanula patula var. rapunculus (L.) KUNTZE и Neocodon rapunculus (L.) KOLAK. & SERDYUK. Это двулетнее растение, образующее в первый год розетку листьев и мясистый реповидный корень. В диком виде оно встречается практически по всей Европе, не поднимаясь на высоту более 1000 м над уровнем моря, на сухих лугах, обочинах, опушках леса и даже как декоративное растение в садах. Рапунцель в период цветения достигает высоты 40-70 см, а в первый год жизни он образует только розетку, высота которой не превышает 20 см. Листья розетки удлинённо-округлые, но по мере продвижения вверх по цветоносу становятся ланцетными. Цветки располагаются на разветвлённом цветоносе. Внешне это довольно типичные для представителей рода классические колокольчики синего цвета, хотя иногда в садах встречаются формы с белой окраской. Цветёт, в зависимости от места произрастания, с июня по август. Семена мелкие, коричневые. Собственно, и латинское название rapunculus переводится как реповидный. До XVII века рапунцель можно было найти в крестьянском огороде по всей Европе, а в Швейцарии и Эльзасе его выращивали вплоть до начала XX века как овощное растение. Мясистые корни выкапывали с осени в течение зимы и до самой весны, ведь в Центральной и Западной Европе почва практически не промерзает. Корни покрупнее отваривали как репу в качестве гарнира. Они на вкус сладковатые и, по мнению многих, отдают ореховым привкусом. Из более мелких корней готовили зимний салат, который заправляли уксусом, солью и перцем. Розетки листьев готовили аналогично валерианнице, а молодые цветоносы весной - аналогично спарже. Кроме того, со Средних веков это растение ассоциировалось у европейцев с таинственным миром эльфов и гномов. Полезные свойства рапунцеля В медицинском отношении сведения о его применении довольно скудные, известно только из старых травников, что отвар корней использовали при воспалительных заболеваниях горла и полости рта, а настойка целого растения омолаживает кожу лица и придаёт сияющий вид. Известный ботаник Леонард Фукс относил рапунцель … к репам. Он указывал, что корень, заправленный винным уксусом и солью, стимулирует аппетит и действует мочегонно. Кроме того, он указывал, что наружно в смеси с размолотыми в порошок семенами люпина, пшеничной мукой и размолотыми семенами куколя (куколь посевной - вредный сорняк) очищает лицо и тело. Скорее всего, имеется в виду использование растения при кожных заболеваниях. Кроме того, сок растения смешанный с женским молоком, Л. Фукс рекомендовал использовать при заболеваниях глаз. Английский фитотерапевт Джон Герард рекомендовал отвар корней для полосканий при заболеваниях горла и миндалин (вероятно, речь шла об ангине). Но в более поздних источниках эти воспоминания уже, увы, отсутствуют. Сейчас больше вероятность встретить его в качестве декоративного растения, например, есть сорта и гибриды Heavenly Blue F1. Его часто путают с похожим видом Campanula rapunculoides – колокольчик рапунцелевидный или колокольчик репчатовидный, который тоже в некоторых книгах относят к пищевым растениям. Посев и выращивание Начнём с того, что участок лучше выбрать хорошо освещённый, с рыхлой и плодородной почвой. При внесении органических удобрений, компост нужно брать очень хорошо перепревший. Семена колокольчика очень мелкие, и поэтому для посева лучше смешать их с равным количеством песка, чтобы равномерно распределить в рядках, и всходы не пришлось сильно прореживать. На грядке их высевают рано весной с расстоянием между рядками 20-25 см. Семена чуть присыпают почвой и поливают. Можно во избежание пересыхания поверхности почвы прикрыть их агрилом, который следует снять, как только появятся всходы. Учитывая «мелкость» всходов, можно использовать редис в качестве маячной культуры. На первом этапе быстро взошедшие растения редиса обозначат рядки, что облегчит прополку, но уже через месяц-полтора редис будет съеден и освободит место для развития рапунцеля. Практически через 1,5-2 месяца уже можно собирать листья для салата. Для использования корней нужно дождаться осени. Корни лучше хранить в подвале в песке, как мы храним морковь. В областях, где почва почти не промерзает, их можно замульчировать торфом и выкапывать всю зиму по необходимости. Насколько растений оставляют зимовать на семена. Но сразу хочу предупредить, что это возможно в южных и частично - в центрально-чернозёмных областях. У нас в Подмосковье велика вероятность вымерзания. Коробочки с семенами собирают по мере созревания, подсушивают, разложив на бумаге, очищают от остатков коробочки и хранят в бумажных пакетах. Семена сохраняют всхожесть порядка пяти лет. Вот какие рецепты были обнаружены во французской книге «Забытые овощи» Франсуа Куплана: Рапунцель по-польски, Салат из рапунцеля. Цитата: Рапунцель по-польскиТип закуски и салаты Ингредиенты Рапунцель - 500 г отмытых корней, 30 г сливочного масла, 50 г пшеничной муки, 2 стакана молока, каперсы в уксусе - 20 г, корнишоны - 30 г, соль - по вкусу. Способ приготовления Отварите корни в подсоленной воде или на пару. Приготовьте белый соус из масла, соли, муки и молока. Добавьте в конце каперсы и корнишоны. Порежьте корни на ломтики и полейте сверху приготовленным соусом. Цитата: ИнгредиентыРапунцель (листья и корни), винный уксус или оливковое масло, соль по вкусу. Способ приготовления Вымойте и аккуратно порежьте листья и корни рапунцеля. Заправьте их винным уксусом или уксусом с оливковым маслом. Получается очень интересный по вкусу салат, который большинству очень нравится. Летом можно ограничиться только листочками. Они хорошо сочетаются с другими овощами. Примечание |
Автор: | Селена [ 17 фев 2016, 14:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Вот еще нашла интересную психоаналитическую статью об этой сказке. “Психоаналитические аспекты сказки «Рапунцель» в классической версии братьев Гримм и современной обработке Disney” http://www.academia.edu/8727155/%D0%9F% ... %B5_Disney |
Автор: | Друг [ 17 фев 2016, 14:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
любимая сказка дочьки, |
Автор: | Это Я [ 17 фев 2016, 16:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Когда-то А.Г. озвучивал чьё-то мнение, что практически все сюжеты сказок произошли из Пятикнижия, Торы. А я в предисловиях к изданиям сказок читала, что серьёзные исследователи никогда не ставили себе задачу отыскать пути распространения сказок, сюжеты которые встречаются в разных культурах, даже не взаимосвязанных, например, в до колумбовской Америке и в Старом континенте. Эти сюжеты названы "кочующими". Я считаю, что сказки каким-то мистическим образом попадают в МОРЕ коллективного бессознательного, как то Добро из мультфильма, которое цитировал в прошедшей передаче А.Г. Очень похожую сказку на Рапунцель я встретила в сборнике у П.Бажова "Уральские сказы"
Золотой волос
|
Автор: | Это Я [ 17 фев 2016, 16:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Мы с дочками ходили на диснеевский мультфильм по мотивам этой сказки, который называется "Рапунцель: Запутанная история". Мне очень понравилось, как режиссёры выписали характер колдуньи, как характер мамочки; властной, тревожной, гиперопекающей, навязывающей свою волю, манипулятора. Я эти страхи в себе узнала: |
Автор: | Галинка [ 18 фев 2016, 01:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
, здравствуйте! Я вообще-то не по сказкам, и уж совсем не по архетипам (об этом у меня очень общая картина), но вот что на мой взгляд, в сказке колдунья представляет собой - негативный аспект образа матери: - ведьминский образы мачехи - "пожирающей матери" - здесь она не просто вмешивается в отношения с королевичем - "была колдунья такою безжалостной, что завела бедную Рапунцель в глухую чащу; и пришлось ей там жить в большой нищете и горе ). Она (колдунья) еще и лишает королевича зрения.... .... Слава Богу, все хорошо кончилось - "И он привел ее в свое королевство, где встретили его с радостью, и они жили долгие-долгие годы в счастье и довольстве." ... Интересно будет послушать передачу........... |
Автор: | Это Я [ 18 фев 2016, 12:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Галинка, о слепоте, когда-то говорил А.Г., я очень смутно помню его мысли, что-то вроде того, что поэты древности были слепыми неспроста. Из греческой истории я знаю Демодока и Гомера, который написал "Иллиаду", "Одиссею", а вот строчки его о слепом поэте Демодокле из последнего произведения : Муза его при рождении злом и добром одарила - Очи затмила его, даровала за то сладкопенье. Учёные, которые анализируют произведения Гомера, ставят под сомнение его слепоту, уж больно много информации в ней передано в зрительных ощущениях. Но миф о слепоте имеет какие-то важные архетипические следы. Некоторые считают, что здесь идёт противопоставление "зрячести слепоты" избранных над "слепотой зрячести" малограмотной и бескультурной массы. Мне же видятся следы двух ипостасей. Я когда-то рассказывала о сказке "Безногий и слепой богатырь", в древнеиндийских ведах есть Пракрити, которая слепа и её напарник Пуруша, который безногий. Слепая Пракрити это материальная причина Вселенной. В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу. Принц выкалывает себе глаза, когда падает из башни, на колючки ежевики. Помню, когда мне во сне снились колючие растения, типа тёрна, мне озвучивали их значение. Иголка, острое веретено, острый посох, о который можно поранить руку, это символ каких-то соблазнов, которые нужно уметь превозмогать. Часто в сказках мы видим сюжеты с "отсрочкой счастья", когда счастье нужно заслужить трудом, либо страданиями, либо ожиданием. В сказке о Спящей красавице, нужно ждать сто лет, в сказке П.Бажова "Золотой волос", жениху после каждой неудачной попытки украсть невесту, нужно ждать по три года. Сказка "Рапунцель" самая жестокая, там злая ведьма сталкивает принца с башни и заявляет: “Нет ее! Она исчезла для тебя навсегда!”. Но принц не веря ей, слепой скитается по миру, пытаясь отыскать Рапунцель. Так вот, помню, что в одном сне мне кто-то сказал, что колючее растение, например тёрн, означает коня. Но сама символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений . Злое материнское начало в сказке Братьев Гримм, препятствует двум противоположным началам. Современные аналитики, которые наверняка сотрудничали при создании диснеевского мультфильма по мотивам этой сказки, дали этому материнскому началу такие характеристики: своекорысть, властность, не желание отпускать на свободу, желание держать при себе. Что интересно эти качества мы наблюдаем и в сказке Бажова "Золотой волос", хотя их демонстрирует отец девушки - земной Полоз. В той сказке образ ведьмы и матери, играет старенькая нянюшка, превращающаяся в лисичку (хитрость). Но этот образ, наоборот, помогает влюблённым. Что означает длинная коса девушки? Средство передвижения. Но, чтобы самой убежать, Рапунцель просит принца приносить ей шёлковые нити, чтобы сплести верёвку. Дочка Полоза свою длинную косу полощет в реке. Мне кажется, что всё это аналогия интеллектуальной, творческой деятельности, когда осуществляется попытка связи между культурами, преемственность между поколениями, это может быть даже связь с Небом, с Историей, с Богом... |
Автор: | Галинка [ 18 фев 2016, 12:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Катя - - спасибо большое - очень интересно, есть перекликающиеся мысли... насчет "длинных красивых волос" и насчет "слепоты" - я вот думала о том, что у человека, лишенного зрения, обостряются другие чувства, - как, может быть, у королевича из сказки - может лучше слышал свое сердце - и оно привело его в чащу к Рапунцель... - но ты это здОрово выразила - я не знала про колючие растения, да и про другие образы ... |
Автор: | Molli [ 18 фев 2016, 13:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
не люблю эту сказку)) мне почему-то всегда были неприятны чрезмерно длинные волосы самой в детстве долго не разрешали, а потом отговаривали стричь волосы)) от бабушки, мамы, родных, да просто незнакомых людей, постоянно доводилось слышать: богатство, косищи, природа не поскупилась, и т.д. а мне они просто - надоели. тяжеленные, длинные-спутывались после мытья, сушить долго и т.п. а потом я увидела её, Шинейд О Конор...(кстати, Голос в сказке "Рапунцель", видимо тоже имеет какой-то немаловажный смысл)) и фсё, меня было не остановить!)) зы. есть ли что сказать мне по сказке? нет, я её не понимаю, в любимых детских сказках она не была. сейчас думаю, что герои в ней все какие-то пассивные, без драйва)) наткнулся в конце сказки слепой принц, на свою Рапунцель, ну и хорошо. что бы сказал Фрейд по сказке?)) в сказке фигурирует фаллический образ-башня, одна хочет с него спуститься, двое подняться)) что бы это значило-понятия не имею)) пишу, всё в шуточном настроении, с удовольствием, почитаю размышления других форумчан) |
Автор: | Селена [ 18 фев 2016, 13:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
В народных сказках, так или иначе, сохраняются осколки, отголоски древних мифов, обрядов, обычаев. И в сказке “Рапунцель” видны отзвуки обрядов инициации девочек. Впрочем, по истории сказок видно, как время вносит свои коррективы в их содержание, приспосабливая их тексты к царящим в этот период морально-нравственным правилам. Но в том или ином виде сюжет все равно остается, по-видимому потому, что затрагивает какие-то архитипические глубины нашего бессознательного. Я попробую посмотреть на этот сюжет через темы наших последних разговоров и темы, которые поднимались на вебинарах. Все начинается с травки рапунцель в запретном саду злой колдуньи. Почему эта колдунья обозначена в сказке как злая? Она ведь не делает сама никаких первых шагов, наполненных злыми намерениями. Она словно отголосок мощных природных сил, которых человек боялся, понимая, что справиться с ними невозможно, и поэтому одухотворял, чтобы потом можно было задобрить тех или иных духов, принеся им соответствующую жертву, и только потом что-то забирал у них. Но рационализация сознания и нарастающая осознанность собственной идентичности все дальше отодвигает человеческое Эго от природных стихий и задабривающая жертва практически исчезает из практики европейских культур. Однако страх перед природными стихиями никуда не девается. Мы по-прежнему бессильны перед ее мощью и безличной разрушающей силой. Вот и остаются в народном сознании злые ведьмы и колдуны, желающие исключительно и только зла человеку. Злая колдунья в сказке – это всегда некий ответ на действия человека, причем на такие действия, которые он сам для себя считает запретными. Сначала молодой муж ради здоровья жены или ее прихоти (в некоторых вариантах сказки она чахнет именно из-за желания отведать эту травку) по сути дела ворует эту травку из запретного сада, за что и вынужден отдать злой колдунье своего первенца. Потом Рапунцель и принц именно обманув колдунью, пытаются устроить свою личную жизнь. И опять, только когда обман случайно раскрылся, колдунья наказывает их. Т.е. первичное клеймо зла на ней сначала оправдывает воровство и обман, а затем следует возмездие за них. Злая колдунья – это какие-то наши психические защитные механизмы, запирающие от нас в запретном саду или в высокой башне красоту и чудо мира Другого. Воровство из этого сада карается потерей ребенка, плода совместного творчества двоих. А обман этих защитных механизмов карается изгнанием, разлукой, потерей зрения. Что ищет принц? Чего хочет Рапунцель? Наверное, той самой человеческой близости, о которой мы говорили недавно. Ведь принц очаровывается сначала песней Рапунцель. А потом в общем-то обманом пробирается в ее неприступное жилище, в самую интимную часть ее души, и обманом же хочет ее оттуда увести. Душевная близость – это узнавание мелодии другого. И процесс этот долгий и сложный. Судя по первоначальной версии сказки, физическая близость между Рапунцелью и принцем происходит и колдунья этому не мешает. Она про это просто не узнает. Но Рапунцель, все время стремясь к еще большей близости, невольно проговаривается об этом, за что и приходится расплачиваться и ей, и принцу. Зорко одно лишь сердце. Самое главное глазами не увидишь. Ту Рапунцель, которая пела, принц может отыскать не глазами, а только сердцем. Вот и отправляется он, ослепший, на поиски, вот и вслушивается в звуки и мелодии. И только потому, что ищет и слушает, только поэтому находит. И только теперь и совершается подлинный брак. |
Автор: | Это Я [ 18 фев 2016, 16:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Насчёт волос, я когда-то писала свои жизненные наблюдения. Часто слышишь, что мужчины когда знакомятся выбирают по красивым глазам, кто-то говорит, что по ногам, кто-то говорит, что вначале мужчина бессознательно смотрит на грудь. Я считаю, что то или иное предпочтение зависит от индивидуальности каждого. Но каждое предпочтение имеет свои шифры. О любви мужчин к женщинам, которые имеют красивые длинные волосы, я узнала из книг Алексеева "Сокровища Валькирии" и его автобиографичной работы "Сокровища Валькирии: правда и вымысел". Вот цитата из "Сокровища Валькирии": Русинов взял этот странный гребень, насадил его на руку и вдруг вспомнил, как Авега мечтал о том, чтобы Валькирия позволила расчесать ее волосы . Он хотел этого как высшей награды! Наверное, он знал священность ритуала и мог оценить его . Тут же, когда Ольга спустила с плеч белый медицинский халат и склонила перед ним голову, он чуть не задохнулся от внезапного и неуместного чувства плотской страсти. Щемяще-жгучий ком возник в солнечном сплетении, и оттуда одновременно по всему телу брызнули его лучи, пронзая мышцы судорожным током. Разум не слушался, парализованный, обездвиженный одним стремлением— жаждой обладать... нет, владеть ею ! Рука с гребнем зависла над волосами , рассыпанными по обнаженным плечам; другая же, помимо воли, коснулась ее спины, и золотистая, шелковая кожа, ощущаемая кончиками пальцев, отдалась сладкой, ноющей болью в суставах. — Валькирия ,— вымолвил он одеревеневшими губами. Она видела и чувствовала, что с ним происходит, но оставалась холодной и, даже напротив, леденела еще больше. Его прикосновения вызывали боль, как было уже, когда она , отдавшись солнцу, спалила себе кожу. Однако при этом она не отстранила его руки , а лишь попросила слабым , утомленным голосом : — Расчеши мне волосы ... Голову мою расчеши . Дрожащей рукой , скованной гребнем, он дотронулся до волос и бережно-неумело потянул сквозь золотые зубья первую прядь — от виска к плечам. — Не дай упасть волоску... — Не бойся,— задыхаясь, проговорил он .— Ни одного не уроню... Спутанные, влажные волосы мягко скользили между зубьев и между пальцев, продетых в отверстия,— странный этот гребень был специально так и устроен! Не золотом, но рукою расправлял он поникшие космы! И вдруг почувствовал, как эта неуемная страсть— дрожащее напряжение и сладкая боль в солнечном сплетении — побежала по руке , по пальцам и через них стала вливаться в пряди волос . Едва касаясь, он проводил рукой лишь один раз, однако волосы ее мгновенно оживали, начинали искриться под пальцами, распушаться, делаясь легкими, почти невесомыми. И это чудесное их перевоплощение наполняло радостью, кажется, большей, чем соитие, чем желание владеть ею ! В мгновение ему вдруг стали ясны и понятны смысл и суть сообщающихся сосудов: он отдавал ей ту часть энергии, которую получил, приложившись к груди матери-кормилицы. Но отдавал ее уже в ином виде, в том, который был необходим для женщины, чтобы зажечь свет волос и меркнущих глаз. И уже не скупясь, щедрой рукой он оживил каждую прядку, огладил, обласкал голову, с восторженным удивлением отмечая, как быстро и мощно наполняется сосуд ее чувств. Никогда и ни при каких обстоятельствах он не испытывал подобной близости; он понимал, что происходит некий божественный ритуал, суть которого лежит вне обычных отношений мужчины и женщины, любящих друг друга. И если случаются непорочные зачатия, то, видимо, от такой вот бесконечно высокой, космической связи. Дух его ликовал! — Мне стало хорошо,— вымолвила она , прислонившись лбом к его груди, губы почти касались солнечного сплетения, а ее дыхание словно раздувало угли гаснущего костра. — Ты — Карна! Валькирия ! — тихо воскликнул он , уже не сомневаясь, кто сейчас с ним и какой великой чести он удостоился — расчесывать золотые волосы ! Но это его убеждение неожиданным образом пронзило ликующую душу тоской и чувством безвозвратности. Узнав ее , соприкоснувшись с таинством ее существа и существования, он внезапно понял, что отныне больше никогда-никогда не увидит Ольгу— бродящий, хмельной напиток, будоражащий кровь и воображение. И никогда не будет иной, земной близости и земных отношений. А он , простой смертный, наделенный плотью и кровью, мог только восхищаться божественностью их связи, но желал-то обладать, владеть ею! В этот миг он обретал, может быть, любовь вечную, но невыносимо горько было расставаться с тяготением земных чувств. Он вдруг проник в тайный смысл истины о том, что браки творятся на небесах, однако душа протестовала и требовала его земного продолжения. Он понимал, что, поднявшись из недр «Стоящего у солнца», изведав вездесущую, мертвящую соль Зала Мертвых и прикоснувшись к таинству жизни и истинным сокровищам Валькирии , не может оставаться прежним. Что здесь, в жарко натопленной бане, то ли по случайному совпадению, то ли по древней славянской традиции он как бы родился заново. И Дева, разрешившись от бремени, здесь впервые приложила его к груди, по-матерински щедро отдав ему свои силы и чувства. Он начал осознавать, что отныне действительно связан с нею неразрывно и, как некогда Авега, станет все время мечтать, чтобы Валькирия преклонила перед ним голову и вложила в руку золотой гребень.. В сказках братьев Гримм "Рапунцель" и Бажова "Золотой волос", есть момент обрезания волос. Возможно, здесь параллель с "разрезанием пуповины". В сказке злая ведьма, когда узнаёт, что Рапунцель поднимает на волосах не только её, но и принца: "Она достала огромные ножницы, ухватила Рапунцель за дивную косу и отрезала ее. Затем злая старуха ударила девушку по руке и через мгновение та оказалась в какой-то долине одна-одинешенька". Сергей Алексеев в своей книге упоминает кроме Валькирии другую богиню - Карну, вот что он пишет: «Карна» переводилась с санскрита как «ухо», «слух» (отсюда в русском языке существовали слова «карнаухий», «обкарнать»), но глубинная суть имени «Карна» полностью отождествляется с мифической Валькирией и расшифровывается буквально следующим образом: К‑АР‑на, то есть «относящаяся к подземному миру». Алексеев "замутил" увлекательный мистический детектив, перемежав древние предания с постсоветской действительностью, вот ещё одна его цитата, которую я публикую, чтобы оправдать свою перекличку со сказками Павла Бажова: "Из каких недр появился и куда потом пропал Данила-мастер, спасший девочку Ингу Чурбанову и пообещавший через одиннадцать лет взять ее в жены, да еще спросить на это разрешение у Хозяйки Медной горы? Вот тебе и сказка. Откуда взялось предание о Хозяйке? Сочинил Бажов или опирался на легенды, существовавшие у жителей Урала? А легенды как всякое вещество земли: ничто не берется из ничего и не исчезает бесследно. Валькирия и Карна - одно и то же лицо. Карна и Хозяйка Медной горы одно и то же? Если да, то она - главная хранительница сокровищ и все ей подчинено здесь". P.S. Есть у меня такое подозрение, что мужчины, которые предпочитают женщин с длинными волосами - любят властных женщин, вот недаром лингвистически близки слова волос-власть, сюда можно добавить и голос. Кстати, сам Алексеев в своей биографической книге признаётся в этом. С потерей в сказке косы (волос) - Рапунцель, возможно, теряет власть над принцем. В сказке "Золотой Волос" косой дочери Полоза главный герой обматывает себя со словами: "Теперь, милая моя невестушка Золотой Волос, мы накрепко твоей косой связаны. Никому нас не разлучить!" От них же чуть и не погибает, потому что, когда наступает ночь, волосы могут утянуть в подземное царство под власть змеиного Полоза, если вовремя их не обрезать. |
Автор: | Julia_Xexbr [ 18 фев 2016, 23:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Сначала немного прозы: про латук: Латук В русском языке это растение чаще называется «салатом», но его научное имя — латук (лат. lactūca), восходит к латинскому корню lac — молоко. Дикий латук и сейчас распространен по всему побережью Средиземного моря. Это высокое, покрытое мелкими колючками растение с неприятным запахом, предпочитает горыне выступы, лесные поляны, охотно растет оно на мусорных кучах, оставленных людьми. Мелкие желтые цветы дикого латука несколько напоминают ромашки, несколько заостренные листья окрашены в серовато-салатный цвет, причем располагаются на стебле строго в направлении север-юг, что стало поводом назвать одну из разновидностей этого растения эпитет «компасным латуком» (L. saligna). Предполагается, что современный садовый салат является естественным гибридом компасного (или быть может, дикого?) латука с некоей, быть может в настоящее время, полностью исчезнувшей разновидностью. Так или иначе, дикий латук, живучий и упорный как любой сорняк было практически невозможно вывести с полей пшеницы и ржи. В конечном итоге, как видно, отчаявшись бороться с упрямым дичком, египтяни и жители Месопотамии посто вынуждены были вначале терпеть его, а затем — быть может, обратить внимание и на его кулинарные свойства. Также предположительно, их заинтересовало изначально легкое и сытное масло, которое можно добыть из семян (кстати сказать, в косметической промышленности его используют до сих пор). Что касается собственно листьев, как у многих дичков, они обладали обжигающе-горьким вкусом, и далеко не сразу могли использоваться на кухне. Как известно, в память об Исходе из Египта, Иегова вменил в обязанность религиозным евреям во время празднования Песаха, обязательно отведать мясо ягненка с «горькими травами», должными напоминать спасенным об их прежнем рабском состоянии. Предполагается, что не последнюю очередь в букете диких и полудиких «горьких трав» занимал именно латук. С достоверностью мы можем утверждать, что в Египте латук был известен с очень ранних времен. Если надрезать стебель латука, из него начнет выделяться молочно-белый тягучий сок — латекс, благодаря которому это растение и получило свое имя. Горький латекс обладает сильным успокоительным и снотворным действием. Возможно, благодаря этому латук стал в Египте священным растением, олицетворявшим собой Мин — богиню плодородия. По одному из мифов, сам красногланый бог пустыни — Сет, забеременел, неосмотрительно поев латука, на который изверг свое семя Гор, сын убитого Сетом светлого божества Осириса. Известно, что уже за 2.500 лет до н. э. латук постоянно использовался в качестве подношения в честь богини Мин; и почитался столь священным, что жрецы соответствующего культа пожизненно не могли есть латук. Кроме кухни и священнодейтсвий, латук использовался в египетской медицине. Сохранившиеся папирусы, посвященные вопросам лечения ран и хворей, советуют изготовлять особую примочку из латука, сваренного в жире с финиковым соком, полагалось, что подобная смесь хорошо лечит воспаления. Сваренным в пиве с растительным маслом и перебродившим растительным соком, латук был хорош для лечения кашля, в сочетании со свежесваренным пивом, ладаном, хлебом, ягодами можжевельника, латук должен был помогать при болях в желудке, причем пить эту странную смесь следовало в течение четырех дней. От египтян одомашненный латук распространился к северу, и подлинными его ценителями стали античные греки. Теофраст в своем трактате, посвященном растениям, говорит о троих огородниках, специально посвятивших себя выращиванию садового салата. Tridax — как латук называется по-гречески, высоко ценили и повара и медики, в качестве успокаивающего и снотворного средства его рекомендовал пациентам «отец медицины» Гиппократ с острова Кос. Вполне возможно, что изначально они использовали латук в диком состоянии, просто собирая его на необработанной земле, однако, усилиями огородников, дичок постепенно одомашнивался и приобретал более благородный вид и вкус. Сколь мы можем судить по изображениям того времени, ранний латук представлял собой высокое растение с множеством остроконечных листьев, плотно прижатых к стеблю. Более привычный нам кочанный латук, несколько сходный по виду с капустой, по всей видимости, появляется достаточно поздно; первые документальные упоминания о нем датируются XVI веком. Жизнелюбивый фиолософ Теофраст из Тарента среди прочего имел обыкновение опрыскивать в своем саду побеги латука вином и медом, и собирать их на рассвете, именуя их своими «зелеными сладостями». Пристрастие к латуку было настолько сильным, что конечно же, не обошлось без легенды. Согласно ей, красавец Фаон однажды перевозил богиню Афродиту с острова Лесбос, и наотрез отказался брать с нее деньги. Тронутая подобным бескорыстием богиня, подарила ему флакончик духов; любая женщина, вдохнув их запах, без памяти влюблялась в перевозчика. Одной из жертв колдовского аромата стала, якобы, известная лесбосская поэтесса Сапфо. Будучи отвергнутой жестокосердным красавцем, она, согласно той же легенде, бросилась с высокой скалы в море. Разгневанная Афродита, слишком поздно пожалев о своем подарке, превратила слишком уж разборчивого красавца в побег латука. Еще одна легенда утверждает, что на постели из листьев салата все та же Афродита провела много ночей, стараясь таким образом утешиться, после того, как ее возлюбленнй — Адонис, погиб от несчастного случая на охоте. Если грекам было известно до трех разновидностей латука, Плиний-старший упоминает уже девять. После того, как император Август с похвалой отозвался о латуке, это растение немедленно стало модным во всей Римской империи, распространившись вместе с колонистами вплоть до Британских островов. Римляне имели обыкновение бланшировать нижние листья салатного растения, и замариновывать их в смеси рассола и уксуса, датук также подавали на стол свежесрезанным, политым оливковым маслом или уксусом — на манер современного салата. Изначально, по всей видимости, латук принято было есть в начале обеда, в качестве средства для возбуждания аппетита, позднее, мода потребовала, чтобы длинный пир завершался салатом из латука, что позволяло разгоряченным винами и острыми закусками гостям, вернуться в более-менее нормальное состояние. Однако, со временем латук постепенно вышел из моды. Руфус Эфесский в I в. н. э. полагал, что садовый салат туманит память, и заставляет человека терять остроту восприятия, известный врач Гален, называя латук «травой для мудрых», советовал употреблять его на ночь, в качестве сильного снотворного. У римских патрициев постепенно создалось впечатление, что это простое садовое растение является слишком грубым для изысканных пиров, известный гурман Апиций прямо полагает его «неудобоваримым» и годным скорее для грубых крестьянских желудков[24]. В Средние века латук предпочитали есть вареным, используя его в качестве заправки для супов или гарниров к мясу и рыбе. Альберт Великий, зная об успокаивающих свойствах латекса. полагал, что садовый салат способен подавлять половое влечение, и потому усиленно рекомендовал его монахам. Сокрушаясь, что латук нельзя покупать в течение всего года, он рекомендовал в сезоны, когда его достать было невозможно, с той же целью использовать смесь из «размолотого в порошок агата, волчий жир, сердце куропатки и кусок волчьей шкуры». Впрочем, автор не уточнил, каким образом следует употреблять сей гремучий состав. В качестве огородного растения латук советует выращивать Карл Великий в своем «Капитулярии о поместьях». Известная легенда гласит, что т. н. «косский латук» — со светлыми листьями и более нежным вкусом, якобы доставил во Францию собственной персоной автор «Гаргантюа и Пантагрюэля». На самом деле, «авиньонский латук» был известен уже в XIV веке, его выращивали в папских огородах специально для того нанятые люди[25]. В качестве «зелени» латук обратил на себя благосклонное внимание поваров королей и герцогов. Приведем характерный рецепт из книги королевского повара Гильома Тиреля. «Дабы приготовить корзиночки как то делают в Лоре, замесив тесто, вылепите из него кружочки размером с крупную монету, или чуть меньше того, и зажарьте их в жире. Добавьте к таковым рубленый латук, засим изготовьте для них подобия крышечек из теста, зажарив таковые в жире до состояния столь твердого как если бы они испечены были на углях. По желанию, их можно позолотить или посеребрить, или подкрасить шафраном.» http://wikitranslators.org/wiki/%D0%9A% ... 1%89%D0%B8 Про волосы - сакральное практически значение, в них заключались жизненные силы, связь с Космосом. Знания о сакральном значении волос идут из глубины веков. До сих пор в народе слышны их отголоски: нельзя волосы разбрасывать, беременным волосы стричь не положено, на Благовещение не стричь волосы. Помните еще библейскую историю о Далиле, которая остригла волосы Самсону, тем самым лишив его силы? Наши далекие – предки – славяне считали, что именно через волосы тело черпает силу. Они верили, что через волосы вливается сила Матушки-Земли и Отца-Солнца, сила богов и предков (сила рода), способная охранять от зла, а так же удерживать жизнь и энергию в теле. Наши предки верили, что волосы несут в тело человека большую силу, а в голову − мудрость великих богов. Огромное значение придавалось женским волосам, поскольку женщина являлась воплощением сил Богини-Матери. В Индии, где ведические знания сохранились, мужья не разрешают женам стричь волосы. Мужчины знают, что в волосах заключено богатство семьи. Чем длиннее волосы жены, тем благосостояние семьи выше. В арабских странах женщины покрывают голову платком, скрывая волосы от посторонних. Там женщина может показывать свои волосы только мужу и родным. Эти примеры показывают, как сила женских волос ценна для семьи, для общества и для самой женщины. Самой известной и очень популярной прической является коса. Женская коса не только очень модная прическа, она имеет и сакральное значение. Классическая коса из трех прядей являет собой символическое отображение мироздания, трех миров наших предков – Яви (мир, где мы живем), Нави (мир потусторонний) и Прави (мир, где живут Боги). И через волосы — косу в женщину вливаются божественные силы, которые укрепляют ее тело и взращивают дух. И в старину, когда девушка выходила замуж и давала жизнь ребенку, ее коса делилась на две, олицетворяя тот факт, что теперь ей необходимы силы не только для себя, но и для ребенка. Магическим действом также является украшение волос лентами разных цветов. Вплетая в волосы ленты определенного цвета, женщины могут усиливать волшебную силу косы в желаемом направлении. Наиболее популярной была красная лента, которая является оберегающей и защищает от нападения злых сил. Когда женщина расплетает косу, то освобождает, выпускает свою силу на волю. Это магический процесс. Существует поверье, что, когда девушка хочет привлечь к себе понравившегося мужчину, ей нужно распустить косу с мыслями о нем и затем показаться потенциальному жениху во всей естественной красе. В древности с длинными распущенными волосами позволялось ходить разве что хранительнице силы. В распущенных волосах природной ведуньи читалась связь с силами земли и пространства. Когда женщина отправляется в людные места (рынки, больницы, учебные заведения, торговые и развлекательные центры), лучше завязывать волосы в хвост, пучок или заплетать косу. Это нужно для того, чтобы не расплескивать свои силы и энергию, а также, чтобы не собирать на волосы негатив города. Уход за волосами является сакральным актом, и к нему нужно относиться бережно. Стричь коротко волосы женщинам не нужно, поскольку короткие волосы активизируют мужскую энергию. Периодически волосы нужно подстригать на расстояние в длину ногтя. Стригут волосы в самом начале молодого месяца, чтобы лучше росли. Обрезать длинные волосы – значит дать мощный сигнал во Вселенную о жажде перемен. Волосы, которые остались на расчески или выпали, лучше всего сжигать или закапывать в землю. Примерно отсюда же и скальпирование противника у индейцев. Хотя тут ещё вопрос - началось скальпирование после колонизации континента (распространено в Европе и Азии того времени; колонисты щедро оплачивали скальпы. Как и скальпировочные ножи выпускались в Голландии, Великобритании и Франции)1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком. 2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений. 3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду. 4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя. На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать "ку" — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Потом по значимости - угон лошади. Только Деревянная нога в мемуарах ставит скальпирование перед угоном лошади. |
Автор: | Галинка [ 19 фев 2016, 00:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
- спасибо большое за передачу - очень интересно ! (правда местами казалось, что я читала другую сказку... но это не важно - все равно здОрово!) Понравилось |
Автор: | Это Я [ 19 фев 2016, 07:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель» |
Да, сказка, которую читала я, отличается от той оригинальной, которую читал А.Г. Передача интересная. Но я не знаю как в неё можно встраивать свои мысли, потому что я вижу совершенно другие пласты смыслов, которые актуальны для моего мировоззрения. Очень обидное замечание, что девочек нужно учить петь, потому как у родни, включая меня, ни слуха, ни голоса. Когда-то в СМИ был информационный бум о том, что учёные доказали, что выбор партнёра у людей происходит по запаху. Через запах может раскрываться генетическая информация, которая может бессознательно нам подсказать; здоровое ли потомство мы можем родить от данного человека. Поиск по голосу, возможно, это какой-то другой уровень (поэтический), я думаю, что по голосу можно искать партнёра с которым можно создать...(как варианты: Вселенную? Индивидуальность? Новую культуру? Своего "Великана", ведь башня напоминает "великана", Рапунцель изымается из родной родительской семьи, потом изгоняется из башни, некоего "эгрегора" определённой культуры). В книгах В.Мегре у кельтов во время нападения римских войск, в строю ходили женщины с распущенными волосами, которые пели и римляне знали, чтоб победить такую армию, нужно численное превосходство в девять раз. В Андерсеновской сказке "Русалочка" принцу важен голос, потому что по нему он ищет свою спасительницу, ту которая его спасла в бурю, в кораблекрушение и вытащила на берег. Вот песенка морской ведьмы Урсулы из диснеевского мультика "Русалочка": "Ну а девушке земной, гораздо лучше быть немой... Мужчины ненавидят разговоры, для них молчанье золото - всегда... Если девушка нема сходят все по ней с ума" Ещё одно воспоминание, когда я была подростком, а было это в начале перестройки, мой отец был в командировке в Польше и там ему настоятель или патриарх православной церкви подарил Библию (современное переиздание). Тогда в СССР это была большая редкость и я её начала читать. И вот, что мне врезалось в память, что в Ветхом Завете есть нравоучения молодому человеку, где ему говорилось, что не ходи по площадям и не прельщайся певицами. А дальше там певица распекалась в разных выражениях. У меня возникло неприятное ощущение греховности, вот этого действия. Я после этого не смогла дальше читать Библию. |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |