Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
А.П.Чехов «Черный монах» http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2092 |
Страница 1 из 12 |
Автор: | Селена [ 19 фев 2016, 10:55 ] |
Заголовок сообщения: | А.П.Чехов «Черный монах» |
Итак, ежегодные чеховские чтения… А.П.Чехов «Черный монах» ~ Каково значение сюжета произведения? ~ ~ Что символизирует образ черного монаха? ~ ~ Роль повести "Черный монах" в наших душах…~
А.П.Чехов. Черный монах
|
Автор: | Людмила [ 20 фев 2016, 10:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Ух, ты... ЧЕРНЫЙ МОНАХ ? Одно из самых необычных - не свойственных, кажется, А.П. Чехову - произведений. С налетом мистики. А Чехов был...реалистом, атеистом, врачом... Но он был еще и писателем, который страшился женщин и заигрывал с БЫТОМ. Интересно, что скажут фурумчане. Особенно про то, как любовь ( и даже взаимное уважение) может в итоге обернуться проклятием . Я имею в виду ТАТЬЯНУ. О ней говорить даже важнее , чем о нем. С ним-то все более или менее ясно. Не правда ли ? |
Автор: | Людмила [ 20 фев 2016, 17:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Вот над чем мне хотелось всегда размышлять. Почему ? Жил он уже не с Таней, а с другой женщиной, которая была на два года старше его и ухаживала за ним, как за ребенком. Настроение у него было мирное, покорное: он охотно подчинялся, и когда Варвара Николаевна — так звали его подругу — собралась везти его в Крым, то он согласился, хотя предчувствовал, что из этой поездки не выйдет ничего хорошего. Они приехали в Севастополь вечером и остановились в гостинице, чтобы отдохнуть и завтра ехать в Ялту. Обоих утомила дорога. Варвара Николаевна напилась чаю, легла спать и скоро уснула. Но Коврин не ложился. Еще дома, за час до отъезда на вокзал, он получил от Тани письмо и не решился его распечатать, и теперь оно лежало у него в боковом кармане, и мысль о нем неприятно волновала его. Искренно, в глубине души, свою женитьбу на Тане он считал теперь ошибкой, был доволен, что окончательно разошелся с ней, и воспоминание об этой женщине, которая в конце концов обратилась в ходячие живые мощи, и в которой, как кажется, всё уже умерло, кроме больших, пристально вглядывающихся, умных глаз, воспоминание о ней возбуждало в нем одну только жалость и досаду на себя. Почерк на конверте напомнил ему, как он года два назад был несправедлив и жесток, как вымещал на ни в чем не повинных людях свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью. Кстати же он вспомнил, как однажды он рвал на мелкие клочки свою диссертацию и все статьи, написанные за время болезни, и как бросал в окно, и клочки, летая по ветру, цеплялись за деревья и цветы; в каждой строчке видел он странные, ни на чем не основанные претензии, легкомысленный задор, дерзость, манию величия, и это производило на него такое впечатление, как будто он читал описание своих пороков; но когда последняя тетрадка была разорвана и полетела в окно, ему почему-то вдруг стало досадно и горько, он пошел к жене и наговорил ей много неприятного. Боже мой, как он изводил ее! Однажды, желая причинить ей боль, он сказал ей, что ее отец играл в их романе непривлекательную роль, так как просил его жениться на ней; Егор Семеныч нечаянно подслушал это, вбежал в комнату и с отчаяния не мог выговорить ни одного слова, и только топтался на одном месте и как-то странно мычал, точно у него отнялся язык, а Таня, глядя на отца, вскрикнула раздирающим голосом и упала в обморок. Это было безобразно. Всё это приходило на память при взгляде на знакомый почерк. Коврин вышел на балкон; была тихая теплая погода, и пахло морем. Чудесная бухта отражала в себе луну и огни и имела цвет, которому трудно подобрать название. Это было нежное и мягкое сочетание синего с зеленым; местами вода походила цветом на синий купорос, а местами, казалось, лунный свет сгустился и вместо воды наполнял бухту, а в общем какое согласие цветов, какое мирное, покойное и высокое настроение! В нижнем этаже, под балконом, окна, вероятно, были открыты, потому что отчетливо слышались женские голоса и смех. По-видимому, там была вечеринка. Коврин сделал над собой усилие, распечатал письмо и, войдя к себе в номер, прочел: «Сейчас умер мой отец. Этим я обязана тебе, так как ты убил его. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. Этим я обязана тоже тебе. Я ненавижу тебя всею моею душой и желаю, чтобы ты скорее погиб. О, как я страдаю! Мою душу жжет невыносимая боль... Будь ты проклят. Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим...» Коврин не мог дальше читать, изорвал письмо и бросил. Им овладело беспокойство, похожее на страх. За ширмами спала Варвара Николаевна, и слышно было, как она дышала; из нижнего этажа доносились женские голоса и смех, но у него было такое чувство, как будто во всей гостинице кроме него не было ни одной живой души. Оттого, что несчастная, убитая горем Таня в своем письме проклинала его и желала его погибели, ему было жутко, и он мельком взглядывал на дверь, как бы боясь, чтобы не вошла в номер и не распорядилась им опять та неведомая сила, которая в какие-нибудь два года произвела столько разрушений в его жизни и в жизни близких. Ну, и финал... с БЛАЖЕННОЮ УЛЫБКОЙ. |
Автор: | Ланиста [ 20 фев 2016, 23:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Людмила писал(а): Ух, ты... ЧЕРНЫЙ МОНАХ ? Одно из самых необычных - не свойственных, кажется, А.П. Чехову - произведений. С налетом мистики. А Чехов был...реалистом, атеистом, врачом... Но он был еще и писателем, который страшился женщин и заигрывал с БЫТОМ.Александр Геннадиевич Данилин о творчестве Чехова: "Я думаю, что мы находимся под гипнозом ну как бы привычной информации о том, что Чехов великий русский реалист. Вот с моей личной точки зрения был он кем угодно, но не реалистом, и поэтому в рассказах его всегда содержится загадка, секрет. И секрет этот как будто ковыряется где-то в самом больном месте души непрерывно..." ( из передачи, посвящённой рассказу Чехова "Ведьма" ) |
Автор: | Molli [ 21 фев 2016, 00:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
с начала февраля жду тему по произведению Чехова, уже даже начала думать, что Александр Геннадьевич, забыл... но нет, всё как прежде в лучших традициях СН. "Чёрного монаха"-прочла впервые. об искушении и о соблазнах, эта вещь Чехова, на мой взгляд. |
Автор: | Людмила [ 21 фев 2016, 01:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Ланиста писал(а): Людмила писал(а): Ух, ты... ЧЕРНЫЙ МОНАХ ? Одно из самых необычных - не свойственных, кажется, А.П. Чехову - произведений. С налетом мистики. А Чехов был...реалистом, атеистом, врачом... Но он был еще и писателем, который страшился женщин и заигрывал с БЫТОМ.Александр Геннадиевич Данилин о творчестве Чехова: "Я думаю, что мы находимся под гипнозом ну как бы привычной информации о том, что Чехов великий русский реалист. Вот с моей личной точки зрения был он кем угодно, но не реалистом, и поэтому в рассказах его всегда содержится загадка, секрет. И секрет этот как будто ковыряется где-то в самом больном месте души непрерывно..." ( из передачи, посвящённой рассказу Чехова "Ведьма" ) РЕАЛЬНОСТЬ, допустим, Чехов брал в расчет. Но что-то ускользало. |
Автор: | Ланиста [ 21 фев 2016, 05:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
"Чёрный монах" в оценке современников Чехова "Чёрный монах" впервые был напечатан в журнале"Артист", 1894, №1. 28 июля 1893 г. Чехов сообщил А. В. Суворину, что написал небольшую "повестушку". Видимо в ответ на замечание Суворина, что автор отразил в "Чёрном монахе" своё душевное состояние, Чехов писал: "... если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. "Чёрного монаха" я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же несущийся через поле, приснился мне, и я проснувшись утром, рассказал о нём Мише" ( 25 янв. 1894 г. ). Ф.А. Куманин, редактор-издатель А.П. Чехова, отзывался об этом произведении небрежно: "…вещь, признаться, не из важных. Очень водянистая и неестественная". Однако другой современник писателя видел в повести высокий образец поэтичности: "…это был "Черный монах", т.е. квинтэссенция тончайшей поэзии и творческой проникновенности!" Представляет интерес мнение о "Черном монахе" критика "Русских ведомостей", который отметил желание А.П. Чехова показать разлад между высокими стремлениями героя и современной действительностью: "Среди массы изображенных им мелких людей, с мелкими страданиями, с кропотливой возней в собственных ощущениях, с постоянной мыслью о своем ничтожестве он не вывел почти ни одного из так называемых положительных типов, сильных мыслью и чувством, сильных трудом, направленным на общую пользу. На этот раз перед нами очень живо изображен человек ума, чувства и стремления на пользу ближнего, но этот человек сумасшедший". Время работы над "Черным монахом" совпало с периодом острого интереса А. Чехова к психиатрии. В Мелихове он сблизился с доктором В.И. Яковенко, известным психиатром, основателем и директором лучшей в России в конце XIX в. психиатрической лечебницы, находившейся в селе Мещерском Подольского уезда. Т.Л. Щепкина-Куперник пишет в книге "Дни моей жизни" (М., 1928) о Чехове: "Одно время он очень увлекался психиатрией (как раз он писал для "Артиста" рассказ "Черный монах") и серьезно говорил мне: Если хотите сделаться настоящим писателем, кума, - изучайте психиатрию, это необходимо". "Чтобы решать вопросы о вырождении, психозах и т.п., надо быть знакомым с ними научно", - писал Чехов Е.М. Шавровой 28 февраля 1895 г. Упрекая Шаврову, в рассказе которой медицинские вопросы затронуты без должного понимания, Чехов замечает: "Предоставьте нам, лекарям, изображать калек и черных монахов". Возможно, в творческом сознании автора "Черного монаха" как-то преломилось и восприятие в России произведений немецкого писателя Макса Нордау. Весной и летом 1893 г. в прессе широко обсуждалась книга "Вырождение", в которой Нордау утверждал, что интеллигенция всех стран переживает увлечение явно-психопатическими произведениями - как в области художественной литературы, так и в области философии. По мысли Нордау, это вызвано болезнью века - вырождением, ненормальными условиями жизни, переутомлением и т.д. Книга Нордау вызвала многочисленные отклики, о ней писали Н.К. Михайловский ("Русская мысль", 1893, № 4, стр. 176-208), И.И. Иванов ("Русские ведомости", 1893, № 147, 31 мая), З.А. Венгерова ("Новости и биржевая газета", 1893, № 189, 13 июля). Одна из глав книги Нордау называлась "Гений и толпа", где, в частности, говорилось: "В глазах каждого одаренного благородной душой человек толпы есть "презренное существо""; "Удел избранных людей - мыслить и желать." Чехов критически относился к Нордау и к теории вырождения. В библиотеке Чехова находилась книга Н. Минского "При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни" (СПб., 1890). Минский проповедовал в ней философско-религиозную систему "меонизма", т.е. несуществующего, расценивая стремление человека к идеальному как его желание познать бога, растворенного во вселенной. Некоторые положения трактата близки мыслям Нордау. "Болезнь, называемая в науке манией величия, по отношению к нашему времени не есть мания или болезнь, а всем общее естественное следствие высшей культуры, созревший плод самолюбия" - утверждал Минский. Повесть "Черный монах" привлекла большое внимание современников Чехова. Меньшикова более всего поразила чрезвычайно убедительно изображенная в чеховской повести психическая болезнь героя. "Монах меня ужаснул, - признавался он Чехову 1 февраля 1864 г. - Неужели бывают такие галлюцинации? Вам, как доктору, конечно, лучше это знать, но не мешает знать об этом и изнервленной, изнеможенной нашей учащейся молодежи". Отец Сергий (С.А. Петров) писал Чехову 8 мая 1897 г.: "Прочитал Вашего Монаха и, право, чуть с ума не сошел". "Черного монаха" получил. Спасибо большое. Прочел я его с большим интересом, но он мне не так понравился (не общим замыслом - он хорош), как "Бабье царство"", - сообщал Чехову 5 февраля 1894 г.И. И. Горбунов-Посадов. М.В. Киселева, поблагодарив Чехова за присланную книгу, писала: "Да наградят Вас боги и да внушат Вам и еще как-нибудь утешить меня присылкой хотя бы "Черного монаха" - вещи, которую я ужасно люблю". Очень нравился "Черный монах" Л.Н. Толстому. 2 апреля 1894 г. в беседе с Г.А. Русановым он сказал, что ""Черный монах" - прелесть". Русанов в письме к Чехову 14 февраля 1895 г. привел этот отзыв: "О "Черном монахе" Лев Николаевич с живостью и с какою-то особенною нежностью сказал: "Это прелесть! Ах, какая это прелесть!"". В том же письме Русанов назвал "Черного монаха" среди произведений, причисляемых им самим к "перлам русской литературы". При делении лучших рассказов Чехова на два сорта Л.Н. Толстой отнес "Черного монаха" к первому. С.Н. Булгаков трактует повесть "Черный монах" как рассказ о вере в бессмертие души, грехопадении Адама и Евы. Он называет тему сада у Чехова, проходящую через все его творчество, воспоминанием о райском саде, потерянного человеком. Наслаждение остатками рая на земле в саду - это тщетные и кичливые попытки человека сотворить что-то свое, оригинальное, это превращение райского сада в коммерческие сады, это, наконец, проданные человеком сады. С.Н. Булгаков анализирует эту повесть исходя из библейских положений. Оценка З. Гиппиус, поэтессы Серебряного века, была негативной. Её оценки А.П. Чехова как писателя и человека таковы: "статичность", "гений неподвижности", "дар" Чехова - "не двигаться во времени", "родился сорокалетним - и умер сорокалетним". Раздражает Гиппиус и то, что Чехов был слишком "нормальным", и даже болезнь у него была "нормальная", не такая, как у Гоголя, Достоевского или хотя бы Л. Толстого. И её скорее отрицательна оценка "Черного монаха" ("мрачная олеография") тоже весьма характерна. С.А. Андреевский в рецензии на чеховский сборник "Повести и рассказы" (1894) писал: ""Черный монах" дает нам глубокий и верный этюд психического недуга <. >. Фигуры фанатического помещика-садовода и его слабонервной, симпатичной дочери <. > обрисованы чрезвычайно живо. Роковая размолвка между душевно-здоровыми и душевно-больным приводит к ужасной, по своей бессмысленности, трагедии" ("Новое время", 1895, № 6784, 17 января). А.М. Скабичевский также увидел в "Черном монахе" лишь "весьма интересное изображение процесса помешательства". С точки зрения критика, "никакой идеи, никакого вывода читатель из всего этого не выносит". Г. Качерец полагал, что Чехов "смотрит на людей, рвущихся к идеалу, переполненных жаждой его и страдающих ради него, как на больных душою", поэтому "увлечения, искренность, чистые страсти ему представляются как симптомы близкого душевного расстройства". Автор статьи "Журнальные новости" в "Русских ведомостях" (1894, № 24, 24 января), также относил повесть целиком к "области психиатрии" и в заключение делал вывод: "Очень может быть, что г. Чехов не думал противопоставлять психиатрическую повесть другим своим произведениям, тем не менее, согласно его изображению, сильное стремление и истинная благородная страсть возможны только в погоне за призраками." Волжский (А.С. Глинка) утверждал, что "Черный монах" - типический случай разрешения конфликта идеала и действительности "путем какой-нибудь прекрасной иллюзии". Ю. Николаев (Ю.Н. Говоруха-Отрок) в статье "Литературные заметки. Современные Поприщины" относил "Черного монаха" к повестям фантастическим и считал этот опыт неудачей Чехова. Он полагал, что "маленький человек с ущемленным самолюбием - этот характернейший человек нашего времени - мог выразиться гораздо яснее. Ведь Коврин г. Чехова - это тот же Поприщин, только Поприщин, пропитанный духом современности". Коврину, по мысли Николаева, незачем было сходить с ума, так как "всегда найдутся Тани, готовые признать современного Поприщина за "гения" и "необыкновенного человека". Михайловский в статье "Литература и жизнь. Кое-что о г. Чехове" возражал тем, кто видел в "Черном монахе" только экскурс в область психиатрии. Михайловский расценивал появление повести как еще одно свидетельство намечающегося перелома в творчестве Чехова. Однако, авторская позиция, выраженная в этой повести, казалась Михайловскому недостаточно ясной. "Но что значит сам рассказ? Каков его смысл? Есть ли это иллюстрация к поговорке: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало", и не следует мешать людям с ума сходить, как говорит доктор Рагин в "Палате № 6"? Пусть, дескать, по крайней мере те больные, которые страдают манией величия, продолжают величаться, - в этом счастье, ведь они собой довольны и не знают скорбей и уколов жизни. Или это указанно на фатальную мелкость, серость, скудость действительности, которую надо брать так, как она есть, и приспособляться к ней, ибо всякая попытка подняться над нею грозит сумасшествием? Есть ли "черный монах" добрый гений, успокаивающий утомленных людей мечтами и грозами о роли "избранников божиих", благодетелей человечества, или, напротив, злой гений, коварной лестью увлекающий людей в мир болезни, несчастия и горя для окружающих близких и, наконец, смерти? Я не знаю. Но думаю, что как "Палата № 6", так и "Черный монах" знаменуют собою момент некоторого перелома в г. Чехове, как писателе; перелома в его отношениях к действительности.". В. Альбов в статье "Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова." также связывал идею повести "Черный монах" с поисками писателем "общей идеи". "Только мечта и идеал дает цель и смысл жизни, только она делает жизнь радостною и счастливою. Пусть это будет какая угодно мечта, хотя бы бред сумасшедшего, все-таки она лучше, чем эта гнетущая душу действительность". Во всех отзывах о "Черном монахе" внимание критиков сосредоточивалось главным образом на фигуре центрального героя, значении его галлюцинаций. Все остальные персонажи представлялись второстепенными или, как их назвал Михайловский, "подсобными". Большой интерес вызвала повесть у зарубежных исследователей и переводчиков. При жизни Чехова повесть "Черный монах" была переведена на английский, немецкий, польский, сербскохорватский, финский, французский и чешский языки. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=813010
Чёрный монах как торговая марка
|
Автор: | Бегущая по волнам [ 21 фев 2016, 11:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Дочитала сейчас "Чёрного манаха". С первых абзацев, когда было сказано, что герой почти не спал, однако был бодр и весел, мне стал ясен исход. Мне интересно - откуда берётся столько энергии у душевнобольных определённого типа? Как это может объясняться с биохимической и физиологической точки зрения? Используются ли некие потенциальные скрытые возможности организма или изменяется метаболизм? Хотя изменение метаболизма уже бы медики обнаружили. Значит используется какой-то потенциал энергетический, который в норме вступает в силу только в критические моменты опасности. Интересно - как долго можно жить, эксплуатируя этот потенциал. И что является спусковым механизмом для его раскрытия? А также способов его безопасного использования здоровым человеком? Почему-то о самом рассказе говорить не хочется. Жалко Таню и её отца. Лучшая часть рассказа для меня - начало, где описывается красота сада и окружающей его природы, и говорится о деятельности отца Тани. Ещё меня заинтересовало противопоставление героем "доброты" и "добродушия". Мне добродушие кажется сродни великодушию, и там, и там я вижу отсутствие зацикленности на мелочном при наличии широкого адекватного взгляда на жизнь и людей. Хотя последнее вероятно в большей степени свойственно великодушию. |
Автор: | Людмила [ 21 фев 2016, 14:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Бегущая по волнам, :Интересно - как долго можно жить, эксплуатируя этот потенциал. Так и можно жить... до самой смерти. Мне приходилось встречаться с подобными явлениями. Да и ВСЯ настоящая литература, поэзия, ТЕАТР - на этом потенциале, если честно. Весь НИЖИНСКИЙ на нем. ( Видение РОЗЫ - и смертельный прыжок! ) Весь ГОГОЛЬ.(Ведение Голгофы) ВРУБЕЛь ( Ведение Демона) . ГАРШИН (Взлеты и - падение). А Чехов, видимо, ЗНАЛ, что ТАКОЕ бывает. Но у него другие - ЧАХОТОЧНЫЕ - механизмы срабатывали. И давали ему ЭЙФОРИЮ СМЕРТИ и КРАЯ ЖИЗНИ. Очень интимно с нею обходился - с этой гранью. И сублимировался в ТАКИХ ГЕРОЯХ. Зпнимал позицию наблюдателя. Тем и ценен. Особенно с психотерапевтической - данилинской - точки зрения. Мне Таню не жалко. Она его УБИЛА, написав "проклятое письмо". И ее СЛОВА ( их ЭНЕРГИЯ) до него дошла. И на миг возродила болезнь. И болезнь дала предсмертное блаженство. Напоминает ,кстати, ОБЛОМОВА по канве. Но ОБЛОМОВ не был психически больным. А, может, был ? Депрессия, сон, ПОКОЙ. Мертв при жизни. Потом ВИДЕНИЕ (наваждение) ЛЮБВИ... И - возвращение в разделенный Пшенициной покой. НЕПРОСТО ВСЕ. И это ХОРОШО, что СЛОЖНО. Отец ВОЗДЕЛЫВАЛ СВОЙ САД. Удостоился энциклопедии. У каждого - своя жизнь и своя Вечность. Или...забвение. Добродушие и великодушие - разное. ДОБРО - для людей. ВЕЛИКО - для МИССИИ. А это на почве ЖИЗНИ и оборачивается по диагноззу МАНИЕЙ ВЕЛИЧИЯ. |
Автор: | Селена [ 21 фев 2016, 15:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
“Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы…” Так начинается маленькая повесть Чехова “Черный монах”. В чем выражалось это расстройство, не сказано. Но оно, по совету приятеля доктора, заставляет его ехать в деревню. Впрочем, не столько даже в деревню, сколько домой, в детство. А детство свое он провел в имении своего приемного отца Песоцкого, известного в России садовода. Сад детства – это утраченный рай. И расстройство Коврина видимо в этом, в окончательно ушедшем чувстве рая и в попытке его вернуть. Однако, сколько бы мы об этом не мечтали, целиком и полностью вернуться в детство невозможно. Но и жить, не заглядывая туда, тоже невозможно. Коврин едет на встречу с детством и погружается в него, точнее в ту обстановку, целиком, продолжая при этом работать: размышлять, читать, писать. Тема вчерашнего вебинара многими гранями ложится на этот образ. Но вопросы поднимались очень сложные, поэтому не буду анализировать этот образ в терминологии Юнга, пока очень сложно отловить зыбкие грани этих понятий. Скажу только то приблизительное, что вчера мелькало, пока слушала Александра Геннадиевича. Черный монах – это автономный комплекс (по Юнгу). Механизм возникновения его могу напутать, но все его образно-символические элементы в повести налицо: инфляция (возврат в личное детство и сад, как символ рая из коллективного бессознательного), в результате чего Самость захватывает Эго (я гений – мания величия). Андрей Коврин счастлив, разговаривая с Черным монахом. С одном стороны – в нем (в Черном монахе) тщательно подавляемые им теневые стороны его души, которые услужливо потакают самолюбию Эго. С другой, в нем огромный творческий потенциал. Коврин возбужден, интересен, он ведет остроумные беседы с Песоцким, с Таней, с гостями, черпая творческое вдохновение из бесед со своей иллюзией. То, что это иллюзия, он сам прекрасно осознает. И дальше этого осознания он не идет. Он не пытается осмыслить и осознать результаты этих бесед. Не пытается осознать и включить в свою личность и жажду славы, и чувство высокомерия,… “Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения насчет нервного века, переутомления, вырождения и т. п. могут серьезно волновать только тех, кто цель жизни видит в настоящем, то есть стадных людей”. … которое и позволяет ему, с одной стороны признавать, что Черный монах галлюцинация, а с другой, оправдывать эту галлюцинацию только собственной гениальностью, и не видеть в ней вытесненные в бессознательное негативные черты собственной личности. Признать, что в тебе, гениальном, есть вполне заурядные черты тех же стадных людей, от которых ты отгораживаешься, очень сложно. Проще согласиться, что это болезнь и позволить себя лечить. Иллюзии прекращаются, а с ними иссякает и творческий потенциал. Теперь Коврин заурядный преподаватель с заурядными мыслями. И в своей заурядности он теперь имеет право обвинять самых близких людей: Таню и Егора Семеныча. -- Зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, теплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг -- всё это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я -- посредственность, мне скучно жить... О, как вы жестоко поступили со мной! Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я спрашиваю: кому это мешало? И вот здесь вопрос: почему это пугает других и мешает им? Егор Семеныч, и Таня также как и Коврин нервны, чувствительны и быстро возбудимы. “Но какой непокойный, неровный тон, какой нервный, почти болезненный задор!” – это о работах Егора Семеныча, работах описывающих его практический опыт садовода, а не его эмоциональное отношение к чужому опыту и мнениям. “Ему было жаль ее тем сильнее, что горе у нее было не серьезное, а страдала она глубоко. Каких пустяков было достаточно, чтобы сделать это создание несчастным на целый день, да и пожалуй на всю жизнь!” – это о переживаниях Таней обиды на отца, обиды, возникшей из-за того, что он не принял всерьез ее советы, а отмахнулся, как от чего-то малозначимого. Их подавленные комплексы выдают себя в нервозных текстах, поступках и затяжных эмоциональных срывах. И это компенсация за отсутствие галлюцинаций. Они боятся их. Боятся внутренних диалогов, боятся размышлений над ними, боятся теневой стороны себя, боятся это все принять, потому что в этом случае с этим надо будет что-то делать. Признать галлюцинации физиологическим расстройством проще. Тогда с ними можно справиться медикаментозно и продолжать жить по-прежнему. Только вот, не получается оно: жить по-прежнему. Отрицание себя, не желание задумываться о себе, рушит не только твою жизнь, но и жизнь близких тебе людей. Близость – это поворачивание к другому обнаженной, беззащитной стороной своей души. Коврин рассказал о своей галлюцинации и испугался ее испугом Тани. Виня ее в исчезновении из его жизни вдохновения и экстаза, он оскорбляет ее отца. Таня, мстя ему за смерть отца, проклинает его и желает его гибели. Коврин умирает. “Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна”. А ведь все они мечтали, каждый по-своему, об этом большом саде, о смелости и радости, о прекрасной жизни. |
Автор: | Molli [ 21 фев 2016, 15:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
мне видятся ключевыми, вот эти строки в повести, Корвин говорит их находясь в здравом уме: "Зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, теплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг -- всё это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я -- посредственность, мне скучно жить... О, как вы жестоко поступили со мной! Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я спрашиваю: кому это мешало?" в повести слово счастье наверное самое часто встречающееся слово. болезнь давала Корвину чувствовать себя неординарным, интересным, оригинальным и от того счастливым. он-гений мысли, он болен, пусть так, но, он-величина! Чёрный монах: "Повышенное настроение, возбуждение, экстаз -- все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей, противно животной стороне человека, то есть его физическому здоровью. Повторяю: если хочешь быть здоров и нормален, иди в стадо." как легко быть величиной в своих собственных глазах, находясь в экстазе, и как невыносимо ощущать себя Корвину-в стаде, став заурядной овцой. здоровым-но без вкуса к жизни. не смог, не захотел Корвин прикладывать усилия в этой здоровой, но скучной жизни. проще выбрать болезнь, там-весело и радостно. там ты-гений. здоровые люди страдают, мучаются, им больно, и они заурядны. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 21 фев 2016, 15:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Не знаю... я увидела незаурядность отца Тани. Незаурядности Корвина (Странная фамилия, как имя в "Хрониках Амбера". Корвин - Ворон, кажется переводится..) не заметила, все его достижения как-то за кадром. Курс лекций на кафедре - не бог весть что ... да и вообще. А вот достижения отца Тани ОЧЕНЬ впечатлили. Насчёт "здоровой жизни" Корвина.. не знаю, была ли она здоровой после лечения. По описанию, конечно, не овощ - но что-то заторможенное и туповатое увиделось, действительно - тупая овца. Равнодушная и бесчувственная. Не понравился мне главный герой. Почему мне жалко Таню? Потому что потеряла всё. И не знаю будут ли у неё силы возродиться. Людмила писал(а): Добродушие и великодушие - разное. ДОБРО - для людей. ВЕЛИКО - для МИССИИ. А это на почве ЖИЗНИ и оборачивается по диагноззу МАНИЕЙ ВЕЛИЧИЯ.Не согласна, что великодушие имеет или даже может иметь отношение к мании величия. Великодушие - неотъемлемое качество сильного человека. ИМХО. |
Автор: | Molli [ 21 фев 2016, 15:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Бегущая по волнам писал(а): Мне интересно - откуда берётся столько энергии у душевнобольных определённого типа?Как это может объясняться с биохимической и физиологической точки зрения? Используются ли некие потенциальные скрытые возможности организма или изменяется метаболизм? Хотя изменение метаболизма уже бы медики обнаружили. Значит используется какой-то потенциал энергетический, который в норме вступает в силу только в критические моменты опасности. Интересно - как долго можно жить, эксплуатируя этот потенциал. И что является спусковым механизмом для его раскрытия? А также способов его безопасного использования здоровым человеком? я не спец в этом деле)), но думаю, что Чехов описывал атипичную форму маниакально-депрессивного психоза у Корвина. так что в инете, можно наверное, найти, частично ответы на твои вопросы, Бегущая по волнам. |
Автор: | Molli [ 21 фев 2016, 15:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Бегущая по волнам писал(а): Насчёт "здоровой жизни" Корвина.. не знаю, была ли она здоровой после лечения. По описанию, конечно, не овощ - но что-то заторможенное и туповатое увиделось, действительно - тупая овца. Равнодушная и бесчувственная. в интермиссии он видимо пребывал. |
Автор: | Molli [ 21 фев 2016, 16:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.П.Чехов «Черный монах» |
Бегущая по волнам писал(а): Не знаю... я увидела незаурядность отца Тани. меня с самого начала увлекла красота сада, по несколько раз перечитывала некоторые фрагменты текста повести. и даже не выдержав всё это в себе, поделилась своими мыслями с близким человеком)), сказав, что преклоняюсь перед людьми, которые так влюблены в своё Дело, и отдаются ему без остатка. зы. невероятно красиво описан сад, и работа его хозяина. так что я тоже очарована отцом Тани) |
Страница 1 из 12 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |