Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 13:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2016, 09:34 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
~ Былина и фильм "Садко" Александра Птушко, как образы отечественной души. ~

Изображение
И. Репин. Садко

Фильм Садко, реж. Александр Птушко


Садко (былина)
Садко

А как ведь во славноем в Нове‑граде
А и как был Садко да гусельщик‑от,
А и как не было много несчетной золотой казны,
А и как только он ходил по честным пирам,
Спотешал как он да купцей, бояр,
Веселил как он их на честных пирах.
А и как тут над Садком топерь да случилосе:
Не зовут Садка уж целый день да на почестен пир,
А и не зовут как другой день на почестен пир,
А и как третий день не зовут да на почестен пир.
А и как Садку теперь да соскучилось,
А и пошел Садко да ко Ильмень он ко озеру,
А и садился он на синь на горюч камень,
А и как начал играть он во гусли яровчаты,
А играл с утра как день топерь до вечера.
А и по вечеру как по поздному
А и волна уж в озере как сходиласе,
А как ведь вода с песком топерь смутиласе;
А и устрашился Садко топеречку да сидети он.
Одолел как Садка страх топерь великии,
А и пошел вон Садко да от озера,
А и пошел Садко как во Нов‑город.
А опять как прошла топерь темна ночь,
А и опять как на другой день
Не зовут Садка да на почестен пир,
А другой‑то да не зовут его на почестен пир,
А и как третий‑то день не зовут на почестен пир.
А и как опять Садку топерь да соскучилось,
А пошел Садко ко Ильмень да он ко озеру,
А и садился он опять на синь да на горюч камень,
У Ильмень да он у озера.
А и как начал играть он опять во гусли во яровчаты,
А играл уж как с утра день до вечера.
А и как по вечеру опять как по поздному
А и волна как в озере сходиласе,
А и как вода с песком теперь смутиласе;
А и устрашился опять Садко да новгородскии,
Одолел Садка уж как страх теперь великии.
А как пошел опять как от Ильмень да от озера,
А как он пошел во свой да он во Нов‑город.
А и как тут опять над ним да случилосе:
Не зовут Садка да на почестен пир,
А и как тут опять другой день не зовут Садка да на почестен пир,
А и как третий день не зовут Садка да на почестен пир.
А и опять Садку теперь да соскучилось,
А и пошел Садко ко Ильмень да ко озеру,
А и как он садился на синь горюч камень
да об озеро, А и как начал играть во гусли во яровчаты,
А и как ведь опять играл он с утра до вечера,
А волна уж как в озере сходиласе,
А вода ли с песком да смутиласе;
А тут осмелился как Садко да новгородскии,
А сидеть играть как он об озеро.
А и как тут вышел царь водяной топерь со озера,
А и как сам говорит царь водяной да таковы слова:
«Благодарим‑ка, Садко да новгородскии!
А спотешил нас топерь да ты во озери:
А у мня было да как во озери,
А и как у мня столованье да почестен пир,
А и как всех развеселил у мня да на честном пиру
А и любезных да гостей моих.
А и как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем пожаловать:
А ступай, Садко, топеря да во свой во Нов‑город;
А и как завтра позовут тебя да на почестен пир,
А и как будет у купца столованье почестен пир,
А и как много будет купцей на пиру, много новгородскиих;
А и как будут все на пиру да напиватисе,
Будут всё на пиру да наедатисе,
А и как будут всё похвальбами теперь да похвалятисе,
А и кто чим будет теперь да хвастати,
А и кто чим будет теперь да похвалятисе:
А иной как будет хвастати да несчетной золотой казной,
А как иной будет хвастать добрым конем,
Иной буде хвастать силой, удачей молодецкою,
А иной буде хвастать молодый молодечеством,
А как умной‑разумной да буде хвастати
Старым батюшкой, старой матушкой,
А и безумный дурак да буде хвастати,
А й своей он как молодой женой.
А ты, Садко, да похвастай‑ко:
«А я знаю, что во Ильмень да во озери
А что есте рыба‑то – перья золотые ведь».
А как будут купцы да богатыи
А с тобой да будут споровать,
А что нету рыбы такою ведь
А что топерь да золотые ведь;
А ты с ними бей о залог топерь великии;
Залагай свою буйну да голову,
А как с них выряжай топерь
А как лавки‑во ряду да во гостиноем
С дорогими да товарамы.
А потом свяжите невод да шелковой,
Приезжайте вы ловить да во Ильмень во озеро,
А закиньте три тони во Ильмень да во озери,
А я кажну тоню дам топерь по рыбины,
Уж как перья золотые ведь.
А и получишь лавки во ряду да во гостиноём
С дорогима ведь товарамы.
А и потом будешь ты, купец, Садко, как новгородскии,
А купец будешь богатыи».
А и пошел Садко во свой да как во Нов‑город.
А и как ведь да на другой день
А как позвали Садка да на почестен пир
А и к купцу да богатому.
А и как тут да много собиралосе
А и к купцу да на почестен пир
А купцей как богатыих новгородскиих;
А и как все теперь на пиру напивалися,
А и как все на пиру да наедалисе,
А и похвальбами всё похвалялисе.
А кто чем уж как теперь да хвастает,
А кто чем на пиру да похваляется:
А иной хвастае как несчетной золотой казной,
А иной хвастае да добрым конем,
А иной хвастае силой, удачей молодецкою;
А и как умной топерь уж как хвастает
А и старым батюшком, старой матушкой,
А и безумный дурак уж как хвастает,
А и как хвастае да как своей молодой женой.
А сидит Садко, как ничем да он не хвастает,
А сидит Садко, как ничем он не похваляется;
А и как тут сидят купцы богатые новгородскии,
А и как говорят Садку таковы слова:
«А что же, Садко, сидишь, ничем же ты не хвастаешь,
Что ничем, Садко, да ты не похваляешься?»
А и говорит Садко таковы слова:
«Ай же вы, купцы богатые новгородскии
А и как чем мне, Садку, топерь хвастати,
А как чем‑то, Садку, похвалятися?
А нету у мня много несчетной золотой казны,
А нету у мня как прекрасной молодой жены,
А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати:
Во Ильмень да как во озери
A есте рыба как перья золотые ведь».
А и как тут купцы богатые новгородскии,
А и начали с ним да оны споровать:
Во Ильмень да что во озери
А нету рыбы такою что,
Чтобы были перья золотые ведь.
А и как говорил Садко новгородскии:
«Дак заложу я свою буйную головушку,
Боле заложить да у мня нечего».
А оны говоря: «Мы заложим в ряду да во гостиноем
Шесть купцей, шесть богатыих».
А залагали ведь как по лавочке,
С дорогима да с товарамы.
А и тут после этого А связали невод шелковой,
А и поехали ловить как в Ильмень да как во озеро,
А и закидывали тоню во Ильмень да ведь во озери,
А рыбу уж как добыли – перья золотые ведь;
А и закинули другу тоню во Ильмень да ведь во озери,
А и как добыли другую рыбину – перья золотые ведь;
А и закинули третью тоню во Ильмень да ведь во озери,
А и как добыли уж как рыбинку – перья золотые ведь.
А теперь как купцы да новгородские богатыи
А и как видят, делать да нечего,
А и как вышло правильно, как говорил Садко да новгородскии,
А и как отперлись оны да от лавочек,
А в ряду да во гостиноем,
А и с дорогима ведь с товарамы.
А и как тут получил Садко да новгородскии,
А и в ряду во гостиноём
А шесть уж как лавочек с дорогима он товарамы,
А и записался Садко в купцы да в новгородскии,
А и как стал топерь Садко купец богатыи.
А как стал торговать Садко да топеричку, В своем да он во городи,
А и как стал ездить Садко торговать да по всем местам,
А и по прочим городам да он по дальниим,
А и как стал получать барыши да он великии.
А и как тут да после этого
А женился как Садко купец новгородскии богатыи,
А еще как, Садко, после этого,
А и как выстроил он палаты белокаменны,
А и как сделал, Садко, да в своих он палатушках,
А и как обделал в теремах всё да по‑небесному
А и как на небе пекет да красное уж солнышко, ‑
В теремах у его пекет да красно солнышко;
А и как на небе светит млад да светел месяц, ‑
У его в теремах да млад светёл месяц;
А и как на небе пекут да звезды частыи, ‑
А у его в теремах пекут да звезды частыи;
А и как всем изукрасил Садко свои палаты белокаменны.
А и топерь как ведь после этого
А и собирал Садко столованье до почестен пир,
А и как всех своих купцей богатыих новгородскиих,
А и как всех‑то господ он своих новгородскиих,
А и как он ещё настоятелей своих да новгородскиих;
А и как были настоятели новгородские,
А и Лука Зиновьев ведь да Фома да Назарьев ведь;
А ещё как сбирал‑то он всих мужиков новгородскиих,
А и как повел Садко столованье – почестен пир богатый,
А топерь как все у Садка на честном пиру,
А и как все у Садка да напивалисе,
А и как все у Садка теперь да наедалисе,
А и похвальбами‑то все да похвалялисе.
А и кто чем на пиру уж как хвастает,
А и кто чим на пиру похваляется:
А иной как хвастае несчетной золотой казной,
А иной хвастае как добрым конем,
А иной хвастае силой могучею богатырскою,
А иной хвастае славным отечеством,
А иной хвастат молодым да молодечеством;
А как умной‑разумной как хвастает
Старым батюшкой да старой матушкой,
А и безумный дурак уж как хвастает
А и своей да молодой женой.
А и как ведь Садко по палатушкам он похаживат,
А и Садко ли‑то сам да выговариват:
«Ай же вы, купцы новгородские, вы богатыи,
Ай же все господа новгородскии,
Ай же все настоятели новгородскии,
Мужики как вы да новгородскии!
А у меня как вси вы на честном пиру,
А вси вы у меня как пьяны, веселы,
А как вси на пиру напивалисе,
А и как все на пиру да наедалисе,
А и похвальбами все вы похвалялисе.
А и кто чим у вас теперь хвастает:
А иной хвастае как былицею,
А иной хвастае у вас да небылицею.
А как чем буде мне, Садку, теперь похвастати?
А и у мня, у Садка новгородского,
А золота казна у мня топерь не тощится,
А цветное платьице у мня топерь не держится,
А и дружинушка хоробрая не изменяется;
А столько мне, Садку, буде похвастати
А и своей мне несчетной золотой казной:
А и на свою я несчетну золоту казну,
А и повыкуплю я как всё товары новгородскии,
А и как всё худы товары я, добрые,
А что не буде боле товаров в продаже во городи».
А и как ставали тут настоятели ведь новгородскии
А и Фома да Назарьев ведь,
А Лука да Зиновьев ведь,
А и как тут вставали да на резвы ноги
А и как говорили сами ведь да таковы слова:
«Ай же ты, Садко, купец богатый новгородскии!
А о чем ли о многом бьешь с нами о велик заклад,
Ежели выкупишь товары новгородскии,
А и худы товары все, добрыи,
Чтобы не было в продаже товаров да во городи?»
А и говорит Садко им наместо таковы слова:
«Ай же вы, настоятели новгородски!
А сколько угодно у мня хватит заложить бессчетной золотой казны».
А и говоря настоятели наместо новгородскии:
«Ай же ты, Садко да новгородскии!
А хоть ударь с намы ты о тридцати о тысячах».
А ударил Садко о тридцати да ведь о тысячах.
А и как всё со честного пиру разьезжалисе,
А и как всё со честного пиру разбиралисе,
А и как по своим домам, по своим местам.
А и как тут Садко, купец богатый новгородскиий,
А и как он на другой день вставал по утру да по раному,
А и как ведь будил он свою дружинушку хоробрую,
А и давал как он да дружинушки,
А и как долюби он бессчетныи золоты казны;
А как спущал он по улицам торговыим,
А и как сам прямо шел во гостиной ряд,
А и как тут повыкупил он товары новгородскии,
А и худы товары все, добрые.
А и ставал как на другой день
Садко, купец богатый новгородскиий,
А и как он будил дружинушку хоробрую,
А и давал уж как долюби бессчетныи золоты казны,
А и как сам прямо шел во гостиный ряд, ‑
А и как тут много товаров принавезено,
А и как много товаров принаполнено
А и на ту на славу великую новгородскую.
Он повыкупил ещё товары новгородскии,
А и худы товары все, добрыи.
А и на третий день вставал Садко, купец богатый новгородскиий,
А и будил как он да дружинушку хоробрую,
А и давал уж как долюби дружинушки
А и как много несчетной золотой казны,
А и как распущал он дружинушку по улицам торговыим,
А и как сам он прямо шел во гостиный ряд, ‑
А и как тут на славу великую новгородскую
А и подоспели как товары ведь московскии,
А и как тут принаполнился как гостиной ряд
А и дорогими товарамы ведь московскима.
А и как тут Садко топерь да пораздумался:
«А и как я повыкуплю ещё товары всё московскии,
А и на тую на славу великую новгородскую,
А и подоспеют ведь как товары заморскии:
А и как ведь топерь уж как мне, Садку,
А и не выкупить как товаров ведь
Со всего да со бела свету.
А и как лучше пусть не я да богатее,
Садко купец да новгородскиий,
А и как пусть побогатее меня славный Нов‑город,
Что не мог‑де я да повыкупить
А и товаров новгородскиих,
Чтобы не было продажи да во городи;
А лучше отдам я денежок тридцать тысячей,
Залог свой великиий!»
А отдавал уж как денежок тридцать тысячей,
Отпирался от залогу да великого.
А потом как построил тридцать караблей,
Тридцать караблей, тридцать черныих,
А и как ведь свалил он товары новгородскии
А и на черные на карабли,
А и поехал торговать купец богатый новгородскиий
А и как на своих на черных на караблях.
А поехал он да по Волхову,
А и со Волхова он во Ладожско,
А со Ладожского выплывал да во Неву‑реку,
А и как со Невы‑реки как выехал на синё морё.
А и как ехал он по синю морю,
А и как тут воротил он в Золоту Орду.
А и как там продавал он товары да ведь новгородскии,
А и получал он барыши топерь великии,
А и как насыпал он бочки ведь сороковки‑ты
А и как красного золота;
А и насыпал он много бочек да чистого серебра,
А ещё насыпал он много бочек мелкого, он крупного скатняго жемчугу.
А как потом поехал он из‑за Золотой Орды,
А и как выехал топеричку опять да на сине море.
А и как на синем море устоялисе да черны карабли,
А и как волной‑то бьет и паруса‑то рвет,
А и как ломат черны карабли,
А все с места нейдут черны карабли.
А и воспроговорил Садко, купец богатый новгородскиий,
А и ко своей он дружинушки хоробрыи:
«Ай же ты, дружина хоробрая!
А и как сколько ни по морю ездили,
А мы морскому царю дани да не плачивали.
А топерь‑то дани требует морской‑то царь в сине море».
А и тут говорит Садко, купец богатый новгородскиий:
«Ай же ты, дружина хоробрая!
А и возьмите‑тко вы, мечи‑тко в сине море
А и как бочку‑сороковку красного золота».
А и как тут дружина да хоробрая
А и как брали бочку‑сороковку красного золота,
А метали бочку в сине море.
А и как все волной‑то бьет, паруса‑то рвет,
А и ломат черны карабли да на синём мори, ‑
Всё нейдут с места карабли да на синем мори.
А и опять воспроговорил Садко, купец богатый новгородскиий
А и своей как дружинушки хоробрыи:
«Ай же ты, дружинушка моя ты хоробрая!
А видно мало этой дани царю морскому в сине море:
А и возьмите‑тко вы, мечи‑тко в сине море
А и как другую ведь бочку чистого серебра».
А и как тут дружинушка хоробрая
А кидали как другую бочку в сине море
А как чистого да серебра.
А и как все волной‑то бьет, паруса‑то рвет,
А и ломат черны карабли да на синем мори,
А всё нейдут с места карабли да на синем мори.
А и как тут говорил Садко, купец богатый новгородскиий,
А и как своей он дружинушке хоробрыи:
«Ай же ты, дружина хоробрая!
А видно, этой мало как дани в сине море:
А берите‑тко третью бочку да крупного, мелкого скатного жемчугу,
А кидайте‑тко бочку в сине море».
А как тут дружина хоробрая
А и как брали бочку крупного, мелкого скатного жемчугу,
А кидали бочку в сине море.
А и как всё на синем море стоят да черны карабли.
А волной‑то бьет, паруса‑то рвет,
А и как все ломат черны карабли, ‑
А и всё с места нейдут да черны карабли.
А и как тут говорил Садко, купец богатый новгородскиий
А своей как дружинушке он хоробрыи:
«Ай же ты, любезная как дружинушка да хоробрая!
А видно, морской‑то царь требуе как живой головы у нас в сине море.
Ай же ты, дружина хоробрая!
А и возьмите‑тко, уж как делайте
А и да жеребья да себе волжаны;
А и как всяк свои имена вы пишите на жеребьи,
А спущайте жеребья на сине море;
А я сделаю себе‑то жеребий на красное‑то на золото.
А и как спустим жеребья топерь мы на сине море:
А а как чей у нас жеребий топерь да ко дну пойдет,
А тому идти как у нас да в сине море».
А у всёй как у дружины хоробрыи
А и жеребья топерь гоголём плывут,
А и у Садка купца, гостя богатого, да ключом на дно.
Ай говорит Садко таковы слова:
«А и как эти жеребьи есть неправильни;
А и вы сделайте жеребьи как на красное да золото,
А я сделаю жеребий да дубовыи.
А и как вы пишите всяк свои имена да на жеребьи,
А и спущайте‑тко жеребьи на сине море:
А и как чей у нас жеребий да ко дну пойдет,
А тому как у нас идти да в сине море».
А и как вся тут дружинушка хоробрая
А и спущали жеребья на сине море,
А и у всей как у дружинушки хоробрыи
А и как всё жеребья как теперь да гоголем плывут,
А Садков как жеребий да теперь ключом на дно.
А и опять говорил Садко да таковы слова:
«А как эти жеребьи есть неправильни.
Ай же ты, дружина хоробрая!
А и как делайте вы как жеребьи дубовыи,
А и как сделаю я жеребий липовой,
А как будем писать мы имена всё на жеребьи,
А спущать уж как будем жеребья мы на сине море,
А топерь как в остатниих:
Как чей топерь жеребий ко дну пойдет,
А и тому как идти у нас да в сине море».
А и как тут вся дружина хоробрая
А и как делали жеребьи все дубовые,
А он делал уж как жеребий себе липовой,
А и как всяк свои имена да писали на жеребьи,
А и спущали жеребья на сине море.
А у всей дружинушки ведь хоробрыей
А и жеребья теперь гоголем плывут да на синем мори,
А и у Садка, купца богатого новгородского, ключом на дно.
А как тут говорил Садко таковы слова:
«А и как видно, Садку да делать топерь нечего,
А и самого Садка требует царь морской да в сине море.
Ай же ты, дружинушка моя да хоробрая, любезная!
А и возьмите‑тко вы, несите‑тко
А и мою как чернильницу вы вальячную,
А и неси‑тко как перо лебединоё,
А и несите‑тко вы бумаги топерь вы мне гербовыи».
А и как тут как дружинушка ведь хоробрая
А несли ему как чернильницу да вальячную,
А и несли как перо лебединоё,
А и несли как лист‑бумагу как гербовую.
А и как тут Садко, купец богатый новгородскиий,
А садился он на ременчат стул
А к тому он к столику ко дубовому,
А и как начал он именьица своего да он отписывать:
А как отписывал он именья по Божьим церквам,
А и как много отписывал он именья нищей братии,
А как ино именьицо он отписывал да молодой жены,
А и достальнёё именье отписывал дружине он хоробрыей.
А и как сам потом заплакал он,
Говорил он как дружинушке хоробрыей:
«Ай же ты, дружина хоробрая да любезная!
А и полагайте вы доску дубовую на сине море,
А что мне свалиться, Садку, мне‑ка на доску,
А не то как страшно мне принять смерть во синем мори».
А и как тут он ещё взимал с собой свои гусёлка яровчаты,
А и заплакал горько, прощался он с дружинушкой хороброю,
А и прощался он теперичку со всим да со белым светом,
А и как он теперичку прощался ведь
А со своим он со Новым со городом.
А потом свалился на доску он на дубовую,
А и понесло как Садка на доски да по синю морю.
А и как тут побежали черны‑ты карабли,
А и как будто полетели черны вороны,
А и как тут остался теперь Садко да на синем мори.
А и как ведь со страху великого
А заснул Садко на той доске на дубовыи.
А как ведь проснулся Садко, купец богатый новгородскиий,
А и в Окиян‑мори да на самом дни,
А увидел – сквозь воду пекет красно солнышко,
А как ведь очутилась возле палата белокаменна.
А заходил как он в палату белокаменну:
А и сидит теперь как во палатушках
А и как царь‑то морской теперь на стуле ведь.
А и говорит царь‑то морской таковы слова:
«А и как здравствуйте, купец богатыи,
Садко да новгородский!
А и как сколько ни по морю ездил ты,
А и как морскому царю дани не плачивал в сине море,
А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках.
Ах, скажут, ты мастер играть во гусли во яровчаты:
А поиграй‑ко мне как в гусли во яровчаты».
А как тут Садко видит, в синем море делать нечего:
Принужон он играть как во гусли во яровчаты.
А и как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,
А как начал плясать царь морской теперь в синем мори,
А от него сколебалосе все сине море,
А сходилася волна да на синем мори,
А и как стал он разбивать много черных караблей да на синем мори,
А и как много стало ведь тонуть народу да в сине море
А и как много стало гинуть именьица да в сине море,
А как теперь на синем мори многи люди добрыи,
А и как многи ведь да люди православные
От желаньица как молятся Николы да Можайскому,
А и чтоб повынес Николай их угодник из синя моря.
А как тут Садка новгородского как чёснуло в плечо да во правое
А и как обвернулся назад Садко, купец богатый новгородскиий –
А стоит как топерь старичок да назади уж как белыи, седатыи,
А и как говорил да старичок таковы слова:
«А и как полно те играть, Садко, во гусли во яровчаты в синем мори!»
А и говорит Садко как наместо таковы слова:
«А и топерь у меня не своя воля да в синем мори,
Заставлят как играть меня царь морской».
А и говорил опять старичок наместо таковы слова:
«А и как ты, Садко, купец богатый новгородскиий!
А и как ты струночки повырви‑ко,
Как шпенёчики повыломай,
А и как ты скажи теперь царю морскому ведь:
А и у мня струн не случилосе,
Шпенечиков у мня не пригодилосе,
А и как боле играть у мня не во что.
А тебе скажет как царь морской:
„А и не угодно ли тебе, Садко, женитися
в синем мори А и на душечке как на красной девушке?"
А и как ты скажи ему топерь да в синем мори,
А и скажи: царь морской, как воля твоя топерь в синем мори,
А и как что ты знашь, то и делай‑ко.
А и как он скажет тебе да топеречку:
„А и заутра ты приготовляйся‑тко,
А и Садко, купец богатый новгородскиий,
А и выбирай, как скажет, ты девицу себе по уму, по разуму".
Так ты смотри, перво три ста девиц ты стадо пропусти,
А ты другое три ста девиц ты стадо пропусти,
А как третье три ста девиц ты стадо пропусти,
А в том стаде на конци на остатнием
А и идет как девица‑красавица,
А по фамилии как Чернава‑то:
Так ты эту Чернаву‑то бери в замужество,
А и тогда ты, Садко, да счастлив будешь.
А и как лягешь спать первой ночи ведь,
А смотри, не твори, блуда никакого‑то
С той девицей со Чернавою.
Как проснешься тут ты в синем мори,
Так будешь в Нове‑граде на крутом кряжу,
А о ту о реченку о Чернаву‑то.
А ежели сотворишь как блуд ты в синем мори,
Так ты останешься навеки да в синем мори.
А когда ты будешь ведь на святой Руси,
Да во своем да ты да во городи,
А и тогда построй ты церковь соборную
Да Николы да Можайскому,
А и как есть я Никола Можайскиий».
А как тут потерялся топерь старичок да седатыи.
Ай как тут Садко, купец богатый новгородский, в синем мори,
А и как струночки он повырывал,
Шпенечики у гуселышек повыломал,
А не стал ведь он боле играти во гусли во яровчаты.
А и остоялся как царь морской,
Не стал плясать он топерь в синем мори,
А и как сам говорил уж царь таковы слова:
«А что же не играшь, Садко, купец богатый новгородскиий,
А и во гусли ведь да во яровчаты?»
А и говорил Садко таковы слова:
«А и топерь струночки как я повырывал,
Шпенечики я повыломал,
А у меня боле с собой ничего да не случилосе»,
А и как говорил царь морской:
«Не угодно ли тебе жениться, Садко, в синем мори,
А и как ведь на душечке на красной да на девушке?»
А и как он наместо говорил ему:
«А и теперь как волюшка твоя надо мной в синем мори».
А и как тут говорил уж царь морской:
«Ай же ты, Садко, купец богатый новгородскиий!
А и заутра выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму».
А и как дошло дело до утра ведь до ранняго,
А и как стал Садко, купец богатый новгородскиий,
А и как пошел выбирать себе девицы‑красавицы,
А и посмотрит, стоит уж как царь морской.
А и как три ста девиц повели мимо их‑то ведь,
А он‑то перво три ста девиц да стадо пропустил,
А друго он три ста девиц да стадо пропустил,
А и третье он три ста девиц да стадо пропустил.
А посмотрит, позади идет девица‑красавица,
А и по фамилии что как зовут Чернавою.
А он ту Чернаву любовал, брал за себя во замужество
А и как тут говорил царь морской таковы слова:
«А и как ты умел да женитися, Садко, в синем мори».
А теперь как пошло у них столованье да почестен пир в синем мори,
А и как тут прошло у них столованье да почестен пир,
А и как тут ложился спать Садко, купец богатый новгородскиий,
А в синём мори он с девицею с красавицей,
А во спальней он да во теплоей;
А и не творил с ней блуда никакого, да заснул в сон во крепкии.
А и как он проснулся, Садко, купец богатый новгородскиий,
Ажно очутился Садко во своем да во городи,
О реку о Чернаву на крутом кряжу.
А и как тут увидел – бежат по Волхову
А свои да черные да карабли,
А как ведь дружинушка как хоробрая
А поминают ведь Садка в синем мори,
А и Садка, купца богатого, да жена его
А поминат Садка со своей дружиною хороброю.
А как тут увидала дружинушка,
Что стоит Садко на крутом кряжу да о Волхово,
А и как тут дружинушка вся она расчудоваласе,
А и как тому чуду ведь сдивоваласе,
Что оставили мы Садка да на синем мори,
А Садко впереди нас да во своем во городи.
А и как встретил ведь Садко дружинушку хоробрую,
Все черные тут карабли.
А как теперь поздоровкались,
Пошли во палаты Садка, купца богатого.
А как он топеречку здоровался со своей с молодой женой.
А и теперь как он после этого
А и повыгрузил он со караблей
А как все свое да он именьицо,
А и повыкатил как он всю свою да несчетну золоту казну,
А и теперь как на свою он несчетну золоту казну
А и как сделал церковь соборную Николы да Можайскому,
А и как другую церковь сделал Пресвятыи Богородицы.
А и топерь как ведь да после этого
А и как начал Господу Богу он да молитися,
А и о своих грехах да он прощатися.
А как боле не стал выезжать да на сине море,
А и как стал проживать во своем да он во городи.
А и теперь как ведь да после этого А и тому да всему да славы поют.


Источник: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4‑е. В 3‑х тт. М. – Л., 1949, т. 1. №70.
Сказитель: Сорокин А.П.

http://www.byliny.ru/content/text/sadko
Свернуть

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2016, 13:18 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
А здесь можно почитать текст былины "Садко":
http://www.byliny.ru/content/text/sadko


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2016, 15:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Эх. Не люблю я былин.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2016, 19:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Часа, буквально, два назад была мысль предложить тему рыбалки. Захожу сюда, а здесь уже сидят.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2016, 19:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Djuley, ага. Ловим, Крестник, сакральный смысл.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 апр 2016, 21:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Крёстная, угу, сокрытый во тьме вод.


Последний раз редактировалось Djuley 18 апр 2016, 06:44, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2016, 06:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
[pleer]577136xJxC[/pleer]


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2016, 13:49 
В сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1490
Откуда: Москва
Расскажу о своих впечатлениях к фильму. Но начну издалека, а чтобы не запутаться начну с себя. Меня периодически на протяжении жизни мучат воспоминания о бывших парнях, которым пришлось давать отворот-поворот. Хорошие, простые парни. И вот однажды я опять мучаюсь воспоминаниями и эти мучения переносятся у меня в сновидение. Передо мной оказалась какая-то бабушка (согласно прошедшему вебинару это символ мудрости), я ей плачусь: "Это не я жестокая, это они виноваты, что влюбились. Ведь я не особая красавица. Что их так во мне привлекло?". На что бабушка отвечала: "Их привлекало твоё сложное устройство головы". Я потом смотрела в этимологические словари, что означает слово "сложный", ведь к нему близки: "сложить/выложить", "ложь", "слог" и пр. Оно означает: составной, трудный, запутанный.
Вот эти слова о "сложном строении головы" я адресовала бы фильму А.Птушко "Садко". И не потому что фильм и былина трудна в усвоении, разве могут быть сказки и былины сложными? Они рассчитаны, как на взрослых, так и на детей, они легки в восприятии. Я бы не сказала, что фильм сложен психологически. Скорее он рассказывает о сложном строении русской головы [души]. Вот посмотрите сколько в фильме всего выстроено и выложено. Начинается всё с Новгорода, с его непростой социальной жизни, где есть князья, купцы, мастера, простой люд, скоморохи, нищие... В этом фильме также показано сложное строение внутреннего мира человека, где есть земной мир, а есть подводный, морской мир, это мир бессознательного. И эти миры разрывают человека, как главный герой разрывается между двумя своими любовями; земной женщиной - Любавой и морской - Ильмень-царевной...
На вебинаре мы говорили, что море олицетворяет женственность и чувственность. А вот город, в сказке это торговый Новь-град, это мужская ипостась, разумная структура реальности, наполненная многообразием форм, которую выражают купцы с их товарами, мастера, кузнецы, плотники... Избыток форм мы видим в пиршестве, где столы ломятся от яств, а купцы хвалятся своими богатствами... Но не смотря на это изобилие в городе есть нищие. И Садко пытается эту несправедливость победить революционным способом, который хорошо известен каждому русскому человеку. Этот принцип озвучил булгаковский герой "Собачьего сердца" словами: "взять всё и поделить". Но даже после того, как всё раз дадено, появляются в городе нищие, убогие и калечные люди. Трифон (скоморох) говорит Садко: "Роздал ты лавки, роздал товар красный, все роздал, что имел. А счастье дал немногим" Ну, очень антисоветская мысль. Ведь главным посылом пролетарской диктатуры было всё раздать рабочим и крестьянам, что повлекло ещё большее обеднение страны. И я не понимаю, как эту фразу в фильме допустила цензура?
Ещё одна сложность этого фильма - это путешествия по сложному ландшафту разных культур. Садко приплывает к скандинавам, викингам, он и плавает в Индию, в фильме мы также видим декорации Китая и Египта. Не плавал он лишь в Америку, о которой тогда не знали и в Западную Европу, но представителей западной культуры мы тоже встречаем, в самом Новгороде, где по ярмарке идут венецианские купцы. То есть Птушко в фильме объединил всё: западную, восточную, северную культуры...
Россия всегда стояла на пересечении разных культур. Она всё в себя впитала, поэтому русский человек может путешествовать в духовном пространстве своей души, даже не пересекая границ и морей. Не будем забывать, что год создания фильма 1952, времена "железного занавеса". Но фильм показывает устройство русской души, для которой неприемлема изоляция от других культур, только бы построить корабли, являющимися одним из символов души.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2016, 16:02 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Былину прочитала впервые. Фильм... словно тоже первый раз смотрела. В общем, если я его и видела в детстве, то не очень-то запомнила. Больше всего о Садко запомнилась картина Репина. Вот она первая, что вспоминается при этом имени.

В общем, что сказать,… былина мне понравилась больше, несмотря на некоторую архаику языка и соответственно некоторые непонятные слова.
Былина о Садко – это миф об индивидуации, если рассматривать его с точки зрения аналитической психологии.

Вначале Садко – гусляр, шут на княжеских пирах. Когда его не зовут на пиры, он начинает скучать и идет на берег Ильмень озера, и там играет на гуслях с утра до вечера. Играет так, что озеро начинает волноваться, бурлить. Это очень пугает Садко и он уходит в город. Только на третий раз решается Садко остаться на берегу озера и тогда встречается с водяным царем.
Число “три” – очень важное число в былине. Там все случается на третий раз. И помнится, что в передаче по сказке о трех поросятах было сказано, что число три и есть условие становления индивидуального сознания.

Морской царь приносит Садко важные знания о его индивидуальности. На пирах все хвалятся тем, что выдает их главные индивидуальные черты: ум, глупость, силу, молодецкую удаль,… Садко может похвастаться уникальными знаниями. Он знает, что в Ильмень озере есть рыбы золотоперые. Судя по всему, морской царь – это Самость, добравшаяся до порога сознания и разбудившая в Садко его прагматичную интуицию. Он выигрывает спор и становится удачливым купцом. Теперь у него есть все, и палаты белокаменные, и молодая жена, и он сам собирает пиры, и теперь и он может похвастаться своим могуществом: он готов выкупить все новгородские товары.
Я думаю, что “хвастать” здесь не употреблено в каком-то уничижительном или осуждающем контексте. В мифах вообще нет нравоучений. Так здесь дана возможность герою поведать о своих достижениях.
Садко себя переоценил. Опять три дня скупал он товары. И на третий понял, что не скупит все. Вовремя остановился и отдал проигранный залог. И вот это умение смирять свое самолюбие, признавать поражение, вовремя останавливаться в каких-то азартных начинаниях очень ценилось. Герой мифа потому и добивается успеха, что обладает этими качествами.

И еще одно непременное условие индивидуации. Со своей Самостью, с морским царем, иногда надо встречаться. Как только Эго окончательно теряет контакты со своим бессознательным, так сразу же в душе начинаются шторма и бури. Морской царь требует дани.
И снова три раза откупался Садко. Не откупился. Живая душа должна туда пойти. Но и сейчас Эго, понимая опасность подобной инфляции, пытается других вместо себя послать. Три раза брошен жребий. Все одно выпадает: Садко должен идти к морскому царю. И он идет и теряет свою волю. Теперь Садко принужден играть на гуслях. Это не он хочет, это морской царь его вынуждает. И в результате этой его игры непрерывная буря на море, корабли тонут и люди стали молиться Николе Можайскому. Никола Можайский – это древний деревянный образ Николая Чудотворца.
Никола Можайский
Изображение
Никола Можайский. XIV век. Дерево. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Свернуть
От окончательного поглощения Эго Самостью спасает обращение к святому. Ведь святыми и названы те, кто сумел сохранить собственную индивидуальность. Не раствориться, не слиться до конца с Божественным Светом, а сумел остаться собой, сохранить уникальное имя, наделенное некоторыми индивидуальными качествами. Наставления Николы Можайского позволяют не только сохранить целостность Эго, но и расширить его. Садко женится на дочери морского царя, на своей Аниме, при этом до конца и этим архетипом он оказывается не захвачен (не творит блуда после свадьбы). И именно она, его Анима, помогает ему вернуться на землю, в родной город, к своей жене и дружине.

А и теперь как он после этого
А и повыгрузил он со караблей
А как все свое да он именьицо,
А и повыкатил как он всю свою да несчетну золоту казну,
А и теперь как на свою он несчетну золоту казну
А и как сделал церковь соборную Николы да Можайскому,
А и как другую церковь сделал Пресвятыи Богородицы.
А и топерь как ведь да после этого
А и как начал Господу Богу он да молитися,
А и о своих грехах да он прощатися.
А как боле не стал выезжать да на сине море,
А и как стал проживать во своем да он во городи.
А и теперь как ведь да после этого
А и тому да всему да славы поют.


И Садко по возвращению уже не просто купец, он стоит церкви, кается в грехах и исполняет заповеди Божьи. За это ему и поет былина славу.

Фильм мне показался гораздо проще. Это не совсем миф, это скорее мечта. Мечта о герое, который думает сначала о других, о родине, а потом о себе.
Знаменательные слова были вложены в уста Садко: “Все бы мне как получше хочется. А подхватит меня и как волной понесет”. (“Хотели как лучше, получилось как всегда” – было сказано много лет спустя). Счастье для всех, которое они ищут, оказывается сном. Только во сне можно каждому нашептать то, о чем он желает, чем грезит. В реальности счастье у всех разное и дороги к нему ведут разные, индивидуальные. Не счастье нужно искать, не путь к нему указывать, можно только признаки этого пути показать, как это показано в былине. Фильм “Садко”, на мой взгляд, просто сказка, сказочный сон, из тех снов, что напевала птица Феникс.

Фильм красивый, герой идеальный, но он мне не запомнился. И только после прочтения былины этот образ обрел для меня реальные черты.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 апр 2016, 19:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 455
Откуда: Курган
В детстве из фильма запомнила страшную птицу счастья- Феникс. Хотя, в фильме никакой не Феникс, там- Сирин.
В. Васнецов, "Сирин и Алконост".
Изображение
(Сирин-слева).
Садко отправился с побрательниками за моря в поисках счастья, торговые операции во славу Ново Града- не главная цель похода. Искали- и нашли. Но птица счастья оказалась фальшивой. Садко посадил страшненькую птичку в мешок и она сослужила мореходам добрую службу, усыпив войско князя. Садко- русский Одиссей. Морская Царевна- всё равно что покровительница Одиссея Афина, а Любава- русская Пенелопа.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2016, 00:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 458
Откуда: Одесса
Здравствуйте @->-- .
Я посмотрела фильм и прочла былину. По мне они – разные, хотя и то и другое о поиске счастья, о поиске себя.
Согласна с Ирой – былина глубже. Ира – очень здорово написала :co_ol: .
По фильму согласна во многом с Катей – особенно в части «счастья для всех». Юля – классные сравнения с Одиссеем, Афиной и Пенелопой.
Я тоже думала «в эту сторону», правда кроме Юлиной – до Одиссея я не дошла. Добавить можно мало что – но тогда я немного попробую с «другой стороны».

Если рассмотреть этот фильм как бы «в общем» про частное так сказать… Как о путешествии внутри себя как бы….
Сначала человек пытается «создать себя» с помощью внешних проявлений – одежда, достаток. Так, по эпизоду «сделать всех счастливыми, дав всем достаток» - можно сказать про человека «сколько денег не дай (или не зарабатывай) – всегда не хвать будет» - ну это о том, что с годами человек понимает, что не в деньгах счастье. Тогда человек начинает исследовать свои внутренние миры, свою душу (ну в смысле больше как исследовать, действуя во внешнем мире, но при этом "заостряя" на внутренний). И это мужская часть (Анимус) – как по фильму – викинги – это воинственный, завоевательный, жесткий мужской мир. И пребывание только в нем не приносит счастья. Индия – женская часть (Анима) – обволакивающая, гипнотизирующая – такое пребывание в покое… - и этот мир как единственный тоже не есть счастье… морское царство? – вот не знаю – это может «бессознательное» - оно непонятно, но дает подсказки (такое осуществление трансцендентной функции - по Юнгу)… Но вот только совершив это «внутреннее путешествие» - можно приблизиться к себе, понять свои ценности. Да и путешествие было в фильме - для 1952 года! - захватывающее.
Р.S. Все же прочитав былину, скажу что в фильме мне не хватило этой линии сюжета былины со строительством храма Николе Можайскому.

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2016, 08:16 
В сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1490
Откуда: Москва
Юля говорила, что самым запоминающимся персонажем из фильма была птица-счастья. Да, я смотрела фильм в детстве и запомнила только эту птицу с человеческой головой. Голову играла Лидия Вертинская. Я была очень впечатлена типом её лица, где гармонично сочетаются азиатские и европейские черты.
Актёрская игра главного мужского персонажа, меня заинтересовала только тогда, когда я в одной из передач узнала, что Садко играл Сергей Столяров (я его с бородой не узнала), который был популярен в СССР, особенно после его роли в фильме Александрова "Цирк".
Его работа в роли Садко была отмечена:
40-летний Сергей Столяров в своей звёздной роли стал одним из самых популярных актёров страны. В Венеции за исполнение роли Садко он причислен к лучшим актёрам мира за полувековую историю кино.

Фильм А. Л. Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев».

А вот ещё интересная и противоречивая информация о том, что прототипом американского кинематографического образа Синдбада был русский Садко:
Картина была замечена Роджером Корманом, куплена для проката в США в 1963 году. Корман с успехом, но небольшим числом экранов прокатывал её в США под названием «Волшебное путешествие Синдбада». Сценарий для английской версии написал 23-летний Фрэнсис Форд Коппола. Так русская былина стала американской сказкой.

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2016, 09:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Вчера решил ещё раз посмотреть Садко, минут тридцать посмотрел. На мой нынешний киноглаз кино очень качественное, на уровне топовых голливудских и никакого ощущения кино-архаики.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2016, 10:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Есть ещё опера Римского-Корсакова "Садко". Вот её краткое содержание
http://www.music4good.ru/sadko-opera/
Её либретто написано на основе множества былин о Садко.
Садко мне тоже напомнил Одиссея. А его морская царевна (Анима) - Ундину Фуке и Русалочку Андерсена.
Цитата:
Склонившись над спящим Садко, Волхова поет ему прощальную колыбельную песню. По велению Старчища Могуч Богатыря дочь Царя Морского жертвует собой ради счастья Садко и его родного города: Волхова рассеивается утренним туманом и превращается в реку.

И - вот дальше:
Цитата:
Садко, пробуждаясь, слышит голос Любавы. Чары подводного царства развеяны. Радостно встречает Садко жену. По реке бегут корабли Садко. Изумленные новгородцы приветствуют Садко и его дружину.


Может, вообще все свои путешествия Садко совершил во СНЕ?
Морская Царевна – Волхова (прекрасная волшебница, колдунья) из сна, в который Садко погружается через звуки гуслей, дарит Садко прикосновение к Тайне – трёх золотопёрых рыб, которые превращаются потом в драгоценные каменья (кристаллизованные мысли, знания, добытые из глубин подсознания?)
Что означают золотопёрые Рыбы? Мы много раз обращались к этому символу. Вот ссылка на материал о символике Рыб. Боги и Богини многих народов имели Рыб в качестве атрибута или же сами принимали облик Рыб…Подробнее здесь:
http://www.newacropol.ru/alexandria/symbols/fish/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Садко», А.Птушко
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2016, 10:08 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Важно ещё сказать о Гуслях. Гусли – это волшебный инструмент. С помощью них Садко повелевает Морским Царём и Царицей, заставляя представителей подводного мира (царства мёртвых?) плясать и вызывая бурю в море, которая топит корабли.
Нашла в инете интересную работу о Гуслях. (Г.Н.Базлов "Русские гусли. История и мифология")
Всю её, к сожалению, не могу осилить за недостатком времени. Кину cюда небольшие выдержки из неё,показавшимися мне интересными:
Цитата:
Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли — инструмент гармонизации вселенной», который был прочитан в Санкт-Петербурге 22 ноября 2009 года[1], обратила внимание коллег на тождество славянского слова «гусля», что значит «струна, тетива, нить» санскритскому — «гу?на», означающему «нить, верёвка, струна».

Цитата:
В древнеиндийской натурфилософии слово «гу?на» обозначает не только ряд понятий, связанных с нитью, верёвкой или струной; «гуна» используется как философское понятие. Гу?на — санскритский термин, который в более широком смысле означает «качество, свойство, нить, первооснова, элемент, признак».


Цитата:
Гуны выступают как субстанции-силы и первооснова материи (пракрити), как энергетические или информационные потоки. Сплетаясь, они образуют бесчисленное множество качеств, определяющих характеристики материальных объектов. Гуны находятся между проявленным и непроявленным. С ними связано все живое и неживое. В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии, которое нарушает только присутствие вселенского духа (Пуруши). Когда вселенский дух приводит гуны в волнение, то они порождают объекты, чувства и идеи. Затем гуны возвращаются в состояние покоя.

Цитата:
С.В. Жарникова в упомянутом выше докладе, опираясь на древние арийские воззрения на устройство вселенной, дала такое описание назначению гусельной игры в представлении древних: «Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит, из звука «гу» и движения «гу» созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия»[12].

Вот она - струнная модель Вселенной! :-):
Цитата:
У русских сохранилась древняя песня, рассказывающая о сотворении воинским сословием (князьями и боярами) гуслей из чудесного древа[13], растущего посреди чистого поля. Фактически посреди мира, на «пупе земли».

Цитата:
Описание это очень похоже на то необыкновенное древо, что росло посреди библейского рая. Или же на легендарную яблоню, называемую Джамбо, мировое дерево из арийских преданий, растущее в центре мира на склоне мировой горы Меру. Русская песня описывает его как: тонкое, высокое, с глубоким корнем, с широкими листьями. Древо это находится далеко, за горами, за долами, до него нелегко добраться. Но в назначенный день к древу собираются князья и бояре. Они думают и гадают (бросают жеребей?), как срубить древо и сделать из него гусли. Воины подрубают древо под корень, разрубают его на четыре части и делают звончатые гусли. На этом часть повествования о гуслях заканчивается и дальше уже поётся о призывании «батюшки родного», которого забавляют игрой на только что сделанных гуслях. Но остановимся на рассказе о сотворении гуслей. Легенда живо напоминает древнее ведическое предание о первосуществе — Пуруше, которого расчленили на четыре части и принесли в жертву ему же самому. Из его частей (по убеждению ведических ариев) был сотворён весь видимый мир.

Цитата:
Это обстоятельство наводит на мысль, что древнее русское предание о сотворении гуслей является вариантом древней арийской легенды о сотворении мира из тела первосущества Пуруши, только в нашем варианте из него ещё сотворяются и гусли, которые князья со боярами унесли из центра мира «на все четыре стороны», образовав символический крест, находящийся в центре мира и в основе горизонтального пространства. Все четыре части древа стали четырьмя гуслями и распространились по миру. Учитывая то, что рассказывалось выше про «гуны» и родство этой натурфилософской концепции с теми фрагментами древних воззрений славян, которые сохранились в русском фольклоре, станет очевидно, что это очень древние предания. Народные представления бытовали некогда не только в виде легенд, но и являлись мифом старинной натурфилософской традиции, описывающей в поэтических образах создание мира и то, как следует этот мир сохранять и поддерживать игрой на гуслях. Есть в песне и черты поминального обряда: гуслями призывают в гости предков. Гусли, о которых поётся в песне, были сделаны из дерева, растущего в центре мира, фактически из ядра поэтически осмысленной Вселенной. И эти гусли были — по устойчивому выражению стиха о Голубинной книге — «Всем гуслям мать». Распространившись на «все четыре стороны», гусли своей игрой освятили пространство и, согласно учению о гунах, поддержали мировое устройство.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.053s | 17 Queries | GZIP : On ]